ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УДК 338.2, 338.3, 338.4, 339.9 Владислав БЕЛОВ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ И РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. ЧАСТЬ ВТОРАЯ1
Аннотация. Первая часть статьи посвящена роли первого поколения специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в российско-германской хозяйственной кооперации. Во многом благодаря опыту, полученному в 2015-2018 гг. при реализации немецких проектов-маяков, к середине 2019 г. был подготовлен закон, получивший неофициальное название "СПИК 2.0" и вступивший в силу 13 августа 2019 г. Во второй части статьи автор анализирует преимущества и недостатки нового поколения СПИК, насколько они могут мотивировать стратегических игроков к внедрению на их российских предприятиях новейших технологий и процессов и как могут влиять на поведение немецких инвесторов в среднесрочной перспективе. Особое внимание уделено немецкому концерну "Сименс", желающему заключить с Минпромторгом РФ контракт на производство газовых турбин большой мощности, и связанному с этим конфликту с партнёром по совместному предприятию российской компанией "Силовые машины". Автор анализирует потенциальные сферы взаимодействия немецкого бизнеса и российского государства в рамках СПИК 2.0. Среди прочего сделан вывод о том, что высокие шансы есть только у тех инвесторов из Германии, кто заинтересован прийти в РФ с современными прорывными технологиями в обмен на среднесрочные государственные гарантии и поддержку. В ближайшие годы количество претендентов из Германии на заключение специнвестконтрактов нового поколения, по оценке автора, в отличие от прошлых лет будет минимально.
Ключевые слова: Россия, Германия, российско-германское экономическое сотрудничество, специальный инвестиционный контракт, СПИК 2.0, прорывные технологии.
После вступления в силу в начале 2015 г. Закона "О промышленной политике в Российской Федерации" немецкое бизнес-сообщество проявило большой интерес к новому механизму специальных инвестиционных контрактов, позволяющих благо-
1 Первую часть статьи см.: Белов В.Б. Специальные инвестиционные контракты и российско-германское экономическое сотрудничество. Часть первая. Современная Европа, №6, 2019. С. 105-116. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62019105116
© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020146157
даря льготным государственным механизмам существенно повысить свою конкурентоспособность на российских рынках [Германия 2016, 2017]. В декабре 2016 г. заместитель министра промышленности и торговли РФ В. Осьмаков на Дне открытых дверей Российско-Германской внешнеторговой палаты сказал, что по данным Фонда развития промышленности на рассмотрении находятся десятки заявок от компаний ФРГ на заключение СПИК и министерство, приветствуя такую инвестиционную активность, готово помогать компаниям из Германии в поиске российских партнёров, выстраивании производственных цепочек и создании местных поставщиков третьего-четвёртого уровней для мировых лидеров в области машиностроения1.
Однако по состоянию на июль 2019 г. из 45 заключённых соглашений только семь приходятся на немецкие компании (в т.ч. два в кооперации с российским партнёром) - четыре проекта осуществляются в автопроме (из 14 в этой отрасли), один -в общем машиностроении (из 6), один - в станкостроении (из 4) и один в сельскохозяйственном машиностроении (из 3). Это означает, что многие фирмы из Германии по тем или иным причинам не смогли реализовать свои намерения. Важно отметить, что именно с лидерами германского бизнеса Минпромторг заключил в ряде отраслей пилотные СПИК. Во многом благодаря опыту, полученному в рамках их реализации, к середине лета 2019 г. был подготовлен законопроект, предусматривающий изменения в государственной промышленной политике в первую очередь в таких вопросах, как требования и подходы к определению российского происхождения продукции, государственные инструменты поддержки локализации иностранных производств, тенденции по совершенствованию механизма специнвестконтрактов.
Руководство Восточного комитета германской экономики и Российско-Германской внешнеторговой палаты неоднократно встречались с представителями Минпромторга и Минэкономразвития РФ, озвучивая предложения немецкого бизнеса по вопросам локализации и импортозамещения. Важная роль в обсуждении этой тематики принадлежала встречам В.В. Путина с руководителями ведущих концернов ФРГ - основных инвесторов в российскую экономику, которые регулярно проходят с 2016 г. Наряду с обсуждением вопросов улучшения делового климата особое внимание уделялось вопросам совершенствования отечественной инвестиционной и промышленной политики.
Рамочныеусловия СПИК второго поколения
2 августа 2019 г. президент РФ подписал закон об обновлённом механизме специальных инвестиционных контрактов [Федеральный Закон, 2019], получившим неофициальное название "СПИК 2.0". Его подготовка заняла около полутора лет.
В рамках СПИК первого поколения основное внимание было уделено инвестиционной составляющей и локализации производственных процессов. Большинство промышленных иностранных инвесторов, в т.ч. немецких, переносили в Россию уже апробированные традиционные продукты и технологии, вполне востребованные российским рынком, содействующие модернизации отечественной промышленности, но не приводящие к прорывным изменениям, без которых невозможно
1 Василий Осьмаков: мы приветствуем инвестиционную активность немецких компаний. 02.12. 2016. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!vasiliy_osmakov_my_privetstvuem_investicionnuyu_aktivnost_nemeckih_kompaniy (дата обращения: 29.12.2019)
обеспечить догоняющий вариант развития промышленного сектора России. Поэтому второе поколение СПИК ориентировано на мотивацию стратегических инвесторов к внедрению и/или разработке на их российских предприятиях новейших технологий и процессов. Перечень технологий должен быть утверждён Правительством РФ весной 2020 г. Его обсуждение было открыто для экспертного сообщества.
Публичной стороной контракта наряду с Российской Федерацией и её региональным субъектом теперь должно быть и муниципальное образование. При этом СПИК заключается инвестором без участия партнёров (как это было прежде). Установлен крайний срок - не позднее 31 декабря 2030 г. Закон делает контракты доступными не только для крупных концернов, но и для малых и средних предприятий, поскольку не определяет минимальный объём капиталовложений. Тем не менее от их величины зависят сроки заключения контрактов - не более 15 лет для реализации проектов с инвестициями, не превышающими 50 миллиардов рублей, и не более 20 лет для проектов стоимостью более 50 миллиардов рублей (в обоих случаях без учёта НДС).
Инвестиционные соглашения могут заключаться только по результатам открытых или закрытых конкурсов. Победителем в конкурсе может стать как один, так и несколько участников. К решающим критериям отнесены срок внедрения современной технологии, объём промышленной продукции, произведённой в течение срока действия СПИК, и уровень локализации. Срок действия контракта может быть продлён, если на инвестирующую компанию распространяются ограничительные меры иностранного государства.
Сохраняются льготы по налогу на прибыль (новое: срок её получения не ограничен), по земельному, имущественному и транспортному налогам1. Одновременно определён лимит государственной поддержки - льготная ставка по налогу на прибыль перестаёт действовать, если соответствующий совокупный объём расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней превысил 50% от общей величины капитальных вложений инвестора в проект.
Кстати, налоговый льготный механизм в рамках специнвестконтрактов не был основным стимулирующим фактором. Согласно исследованию компании Ве1оШе и Центра стратегических разработок, проведённому на основе опроса ста промышленных компаний, в т.ч. с иностранным участием, только каждое десятое предприятие (11%) по итогам 2019 г. пользовалось предоставляемыми налоговыми льготами. 58% участников СПИК указали на существенные сложности при выполнении экспортных обязательств, 45% - на трудности в разработке и локализации технологий, 33% - на сложности при выполнении требований к уровню локализации производства, ведению раздельного учёта и обязательств по созданию новых рабочих мест [Качественное изменение..., 2020: 52].
В отличие от прежнего СПИК не предусмотрены дополнительные меры стимулирования (могут вводиться другими нормативными правовыми актами). При этом устанавливается "дедушкина оговорка", т.е. гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности в течение срока действия контракта.
1 2 августа 2019 г. В.В. Путин также подписал связанные с принятием закона об обновлённом СПИК поправки в Налоговый кодекс, вступившие в силу в начале сентября 2019 г., согласно которым ставка по налогу на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет (3% до 2024 г.), устанавливается в размере 0%, а на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ (17% до 2024 г.), может быть понижена до 0%.
Вводится реестр специнвестконтрактов. Предусмотрены получение статуса "Made in Russia" на продукцию с отлагательным условием по локализации, доступ к госзаказу; создание субъектами РФ объектов инфраструктуры; особые условия аренды земельных участков. Инвестор несёт ответственность за неисполнение обязанностей по контракту, а государство - за непредоставление мер стимулирования. СПИК, заключённые до даты вступления в силу ФЗ-290, сохраняют своё действие.
На подготовительном этапе (подача и рассмотрение заявки) существенная роль принадлежит российским экспертам, рекомендующим технологии к включению в вышеуказанный перечень. Это повышает опасность вынесения субъективных и необоснованных оценок. Этап формирования заявки предусматривает слишком детальное планирование, что может стать проблемой для инвестора (например, существуют определённые риски, связанные с защитой его интересов в сфере интеллектуальной собственности). Вызывают критику и весьма широкие полномочия государственных структур по контролю за реализацией СПИК (проверки и пр.). В любом случае заявитель должен быть готов к существенным затратам, связанным с тщательной подготовкой заявки и необходимой документации. Например, до подачи заявки в федеральные органы инвестиционный проект должен быть предварительно согласован с региональными и муниципальными органами власти [Дейнега, Иванова, 2019; Тарасов, 2019].
Негативным фактором ранее заключённых СПИК было закрытое содержание контрактов, которое участники не раскрывали. В отличие от соглашений по промышленной сборке, где условия для всех были примерно одинаковыми, эти контракты непрозрачны, и другим компаниям оставалось только догадываться о достигнутых догово-рённостях1. Особые условия для отдельных инвесторов вызывали естественное недовольство участников рынка, не имеющих возможностей добиться индивидуальных преференций. Не исключено, что это будет присуще и для новых контрактов.
В данном контексте обращает на себя внимание последовательная лоббистская работа не только германского бизнес-сообщества, но и отдельных немецких игроков на высшем федеральном уровне, среди которых можно выделить компании Claas, Wilo, Daimler, Volkswagen - у каждого из них свои индивидуальные подходы, во многом обеспечивающие успешность в обсуждении заявок и заключении СПИК. Наибольших успехов добился Daimler, получив от федеральной власти особые преференции и став единственным участником рынка госзакупок среди немецких компаний, производящих легковые авто.
Несмотря на указанные риски, новый формат СПИК представляется привлекательным для немецких стратегических инвесторов в тех отраслях, где российское государство готово предоставить существенные льготы для их технологического (особенно прорывного) развития.
Таким образом, с точки зрения содействия локализации, замещению импорта и поддержке экспорта высокотехнологичной продукции, второе поколение специн-вестконтрактов является одной из важнейших частей отечественной промышленной политики. С одной стороны, инвестор получает широкий спектр государствен-
1 У конкурентов иногда возникали подозрения в нарушениях при рассмотрении Межведомственной комиссией Минпромторга заявок, например, как это было в случае со станкостроительными компаниями - немецко-японской DMK MORi и чешско-российским СП "МТЕ Ковосвит Мас".
ных мер поддержки, к которым вне рамок СПИК у него нет доступа. С другой стороны, такое право он может получить только на конкурентной основе.
Среди сильных сторон обновлённого механизма поддержки - повышение предсказуемости финансовых аспектов проектов и эффективности долгосрочного инвестиционного планирования, ускорение окупаемости капиталовложений и минимизация финансовых рисков. Для инвестора к слабой стороне / рискам можно отнести необходимость трансфера части интеллектуальной собственности на современные технологии и продукты, соответственно, организации на этой основе серийного и конкурентоспособного производства. Это потребует дополнительных усилий на гарантированную защиту передаваемого ноу-хау. Кроме того, уже на стадии планирования проекта инвестор должен учитывать возрастающие в рамках нового механизма временные, организационные и финансовые затраты, связанные с проведением переговоров, согласованием всех параметров и заключением контракта [СПИК 2.0, 2019].
СПИК 2.0 и автомобильная промышленность
Очевидно, что российское правительство уже не будут заключать СПИК в производстве автомобилей - отечественный автопром "насыщен" производственными мощностями во всех сегментах - от бюджетных машин до премиальных. Государство будет постепенно вытеснять автосборочные производства и поддерживать производственные площадки полного цикла с углублением их локализации. Именно производителям легковых и грузовых автомобилей в 2015-2019 гг. уделялось особое внимание - они получили наибольшую прямую господдержку по сравнению с другими отечественными отраслями. Основным требованием к иностранным инвесторам был переход к полному производственному циклу и локализации, включая весьма сложный с точки зрения экономической эффективности / окупаемости перенос в Россию производства ключевых узлов - двигателей и коробок передач.
В рамках специнвестконтрактов наибольших успехов достиг Daimler, который в Набережных Челнах в кооперации с КАМАЗом производит современные кабины для грузовиков и на своём заводе в Московской области выпускает легковые автомобили. За ним следует Volkswagen, последовательно расширяющий и локализи-руюший производственные мощности по выпуску своих легковых машин и комплектующих. В его планах - монтажная сборка грузовиков.
Особая ситуация сложилась с концерном BMW, который по состоянию на начало февраля 2020 г. так и не принял окончательного решения о своём собственном специнвестконтракте (подал заявку в ноябре 2018 г.) и не конкретизировал будущий характер инвестиционных отношений с российским партнёром в Калининграде (фактически являясь участником его СПИК1). Минпромторг ещё весной 2019 г. заявил о заинтересованности в обсуждении собственной заявки баварского концерна, выпускающего одни из самых инновационных легковых авто в мире. Немецкое
1 В конце июня 2019 г. эксперты газеты "Коммерсант" констатировали: "Примечательно, что в СПИК "Автотора" вошёл BMW, который ещё недавно планировал построить завод, заключив для этого собственный контракт. Впрочем, по данным "Ъ", работу по заявке, которая до сих пор находится в Минпромторге, приостановил сам немецкий концерн". См.: Никитина О. Автоконцерны согласовали СПИК. 20.06.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4006024 (дата обращения: 10.02.2020)
руководство ни до начала июля 2019 г.1, ни во второй половине года не стало настаивать на обсуждении своей заявки. Несмотря на позитивную позицию министра Д. Мантурова, которую он подтвердил осенью, никакой реакции из Мюнхена не последовало. В середине января 2020 г. представители немецкой компании заявили, что выжидательная позиция сохраняется - она является вынужденной и связана с изменениями регулирования сферы специнвестконтрактов, которые делают локализацию невыгодной. Пока что BMW продолжает взаимодействовать с ГК "Автотор"2, выпускающей в режиме монтажной сборки несколько баварских моделей премиум-класса. Именно за счёт этого производства ему удалось увеличить продажи в России в 2019 г.
Отметим, что три немецких производителя жёстко конкурируют в премиальном сегменте российского рынка легковых автомобилей, но каких-либо далеко идущих инноваций пока не внедряют. Например, последний проект Daimler, несмотря на применяемую окраску и сварку, представляет собой крупноузловое сборочное производство с минимальной локализацией. Конкуренция других иностранных производителей легковых машин в основном происходит в бюджетных и среднеценовых нишах, где сильные позиции у Volkswagen, достигшего в этой области существенных успехов, также за счёт локализации производства отдельных узлов в России.
Именно у иностранных, в т.ч. немецких, производителей различных автокомпонентов существуют хорошие шансы заключения СПИК нового поколения. В 2017 г. доля стоимости произведённых в России компонентов, субкомпонентов и сырья в общей стоимости продукции автопроизводителей в сегменте легковых автомобилей составляла 30-60%; лёгких коммерческих (LCV) - 60-70%; грузовых -70-85%; автобусов - 60-80%. Долгосрочная стратегия развития автопрома предусматривает увеличение среднего уровня локализации машин к 2025 г. минимум до 70-75%. Важным фактором в этом направлении должен стать перенос в Россию новых технологий и инновационных решений.
В середине 2019 г. Минпромторг вёл переговоры с тремя иностранными компаниями - с немецкими Volkswagen и ZF Friedrichshafen AG, а также французской Faurecia3. Речь шла о возможности подписания с ними СПИК по производству комплектующих для автопрома - прорабатывались и согласовывались ключевые параметры инвестиционных компонентных проектов, включая налоговые льготы на федеральном и региональном уровнях, другие меры господдержки, а также возможности формирования индивидуального графика локализации технологических операций. Особенно важным для компаний является согласование вопросов по компенсации части ввозных пошлин на субкомпоненты, а также по субсидированию части транспортных расходов при экспорте готовой продукции (экспорт -важнейшее условие окупаемости проекта).
1 Автоконцерны, подавшие заявки, должны были успеть подписать СПИК до 1 июля 2020 г. Только в этом случае они могли получить доступ к промышленным субсидиям, которые де-факто компенсируют издержки, связанные с утилизационным сбором и напрямую влияют на рентабельность производства в РФ. См.: Там же. Цвет текста серый
2 Руководство АК "Автотор" не было заинтересовано в реализации собственного СПИК BMW.
3 Штанов В. Volkswagen может подписать новый инвестконтракт. 18.07.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2019/07/18/806759-volkswagen-mozhet-podpisat-novii-investkontrakt_(дата обращения: 29.12.2019).
В случае достижения договорённостей между министерством и заинтересованными компаниями в России могут появиться первые автокомпонентные СПИК с немецким участием. На наш взгляд, среди компаний Германии наилучшие шансы есть у Volkswagen. Его руководство при заключении специнвестконтракта в июне 2019 г. пошло навстречу жёстким требованиям Минпромторга, согласившись на дальнейшую локализацию производства двигателей, трансмиссий и электронных систем управления автомобилем, что с технической и коммерческой точки зрения представляет для производителя достаточно сложную задачу. Немецкий концерн также выразил готовность существенно увеличить инвестиции в НИОКР и долю продукции (как готовых машин, так и комплектующих), направляемой на экспорт.
На автокомпонентный СПИК может рассчитывать ООО "ЦФ КАМА" -совместное предприятие немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и ПАО "КАМАЗ" по выпуску коробок передач. Этот проект, осуществляемый с 23 ноября 2005 г., стал первым в России в сфере промышленного производства высокотехнологичных автокомпонентов мирового уровня. СП, производственные мощности которого позволяют производить в год до 40 тыс. трансмиссий, ежегодно выпускает 27 тыс. механических коробок передач как для своего российского партнёра, так и других автоконцернов, работающих в России. Его руководство планирует начать производство современных автоматических трансмиссий, что может быть весьма привлекательным фактором для Минпромторга в контексте новых СПИК.
Siemens и "Силовые машины" (case study)
Среди других крупных немецких игроков определённые шансы есть у Siemens - российское государство заинтересовано в развитии современных технологий для тяжёлого машиностроения, в первую очередь газовых турбин большой мощности (ГТБМ). Дело в том, что в РФ не производятся отечественные газовые турбины мощностью от 110 МВт и выше. Но именно оборудование с такими характеристиками востребовано для новых ТЭС с парогазовым циклом, а также для модернизации существующих электростанций (обновление их паросиловых энергоблоков) - соответствующая государственная программа стоимостью 1,9 трлн руб. стартовала в 2019 г. Основные из её целей - снижение вынужденного импорта и переход к высокой степени такого энергетического оборудования.
2 июля 2019 г. Siemens вместе со своим российским партнёром по СП "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ) компанией "Силовые машины" (соответственно имеют 65% и 35% капитала), рассчитывая на получение статуса российского производителя и возможность участия в упомянутой программе модернизации, подал заявку1 на заключение специального инвестиционного контракта в це-
1 О переговорах СТГТ с Минпромторгом РФ глава Siemens в России А. Либеров впервые рассказал в интервью агентству ТАСС на ПМЭФ-2019, в котором в частности заявил: "Мы готовы инвестировать в локализацию газовой турбины, производимой на СТГТ, даже пока не имея на руках заказов на оборудование. Мы верим в будущее российского энергетического рынка. В рамках первой программы ДПМ [договор о предоставлении мощности] было установлено около 100 турбин мощностью более 60 ГВт, они нуждаются в сервисном обслуживании, а рано или поздно потребуют модернизации или замены". См.: Глава Siemens в России: мы готовы выполнять требования локализации. 07.06.2019. https://tass.ru/interviews/6520180 (дата обращения: 29.12.2019).
лях локализации ГТМБ на основе SGT-2000E мощностью 187 МВт1, предложив при этом до середины 2023 г. локализовать систему автоматического управления и компоненты "горячего тракта" (лопатки горелочные, устройства камеры сгорания, внутренний корпус, смесительный корпус камеры сгорания, газораспределитель). Его представители также сообщили, что компания уже определила потенциальных поставщиков ряда компонентов - это ПАО "ОДК-Сатурн" и ОАО "Металлист-Самара"2. По лопаткам велись переговоры с Объединённой двигателестроительной корпорацией (входит в "Ростех").
Однако 9 августа заявка была возвращена на доработку, т.к. в ней не были учтены положения нового законодательства о СПИК - заявитель сделал ставку на инвестиционный характер своих планов, а не на задачи разработки передовых технологий и трансфера новых технологических компетенций, которые должны соответствовать перечню утверждаемого правительством РФ. Это вызвало удивление немецкого руководства - Минпромторг рекомендовал подать заявку заново по правилам, часть из которых на тот момент даже приблизительно не была определена и сформулирована. Действительно, только в конце 2019 г. появилась информация, что упомянутый перечень технологий будет принят только весной 2020 г.
К моменту подачи заявки в правительственное постановление о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ в 2019 г. также были внесены изменения - доля стоимости иностранных компонентов, использованных при производстве в России газовых турбин мощностью от 35 МВт до 499 МВт до конца 2019 г. не должна была превышать 50% от цены товара, с 1 января 2020 г. - 30%, а с 1 января 2022 г. - 10%3. Ранее Siemens заявлял о планах выйти на показатель доли иностранных компонентов в 10% только к 2023 г., а к концу 2024 г. нарастить уровень локализации до 100%, инвестировав в неё "десятки миллионов евро". При этом Siemens был готов рассмотреть возможность сократить эти сроки "на год-полтора".
Уже на момент подачи июльской заявки отношения партнёров СТГТ были в достаточно напряжённом состоянии [Herold Frank, 2019]. В январе 2018 г. Минфин США из-за скандала с поставкой немецких турбин для строительства электростанций в Крыму ввёл санкции против "Силовых машин". Партнёрство с подсанкцион-ной компанией обусловило рост санкционных рисков для немецкого концерна, который уже в начале 2019 г. вёл переговоры о локализации выпуска турбин с "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ, один из крупнейших клиентов Siemens), в т.ч. в контексте введения его в СП на паритетных началах вместо "Силовых машин"4.
В такой ситуации их владелец А. Мордашов принял решение приступить к проведению самостоятельных НИОКР по созданию собственных газовых турбин мощ-
1 Производится на СТГТ в Санкт-Петербурге с 2011 г. по немецкой лицензии. С 2011 г. до конца 2018 г. СП поставило российским потребителям 45 таких турбин. Локализация в начале 2019 г. составляла 62%.
2 СП Siemens и "Силовых машин" направило заявление на СПИК на локализацию газовой турбины. 10.07.2019.URL: https://tass.ru/ekonomika/6649157 (дата обращения: 29.12.2019).
3 Доля отечественных компонентов в газовых турбинах к 2022 году вырастет до 90%. 25.07.2019. URL: https://tass.ru/ekonomika/6702787 (дата обращения: 29.12.2019).
4 Дятел Т. "Газпром" раскрутит российскую турбину. ГЭХ войдёт в турбинное СП с Siemens вместо "Силмаша". 11.03.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3907477 (дата обращения: 29.12.2019).
ностью в диапазоне 60-80 МВт и 150-180 МВт (с коэффициентом полезного действия не менее 35% в простом цикле)1. Затраты на разработку турбины2 российская компания оценивала в 15 млрд руб. В начале 2019 г. она была готова направить на эти цели 6 млрд руб., одновременно рассчитывая на господдержку - в конце марта 2019 г. правительство РФ приняло решение о создании отечественного производства газовых турбин большой мощности, выделив из федерального бюджета на 2019-2021 гг. 7 млрд рублей. Наряду с этим руководство "Силовых машин" активно лоббировало принятие правительством РФ решения (в виде новой редакции правительственного постановления № 719 о локализации) о повышении минимальной доли отечественных компаний в совместных предприятиях с иностранными хозяйственными субъектами по производству газовых турбин до уровня 75% плюс одна акция. Обоснование - контроль на таких СП должен принадлежать либо российскому гражданину, либо российскому государству; их деятельность не должна зависеть от законодательства иностранных государств, в т.ч. санкционного.
Во второй половине 2019 г. конфронтация между партнёрами возросла. "Силовые машины" продолжили активно продвигать идею активной господдержки отечественного производства ГТБМ и введения ограничений как на долю иностранных компаний в совместных предприятиях, так и на их собственность на передаваемые технологии. Siemens лоббировал необходимость признания его лидирующей роли в России в локализации его ГТБМ SGT-2000E (обещая её совершенствование до уровня SGT5-2000E в 200 МВт), сохранения интеллектуальных прав на ноу-хау (в форме контроля над управлением технологией, в т.ч. для "обеспечения работы российских поставщиков критически важных комплектующих в соответствии с теми механизмами контроля и стандартами, которые приняты в компании"3) и предоставления доступа через СПИК к проектам модернизации старых ТЭС (программа ДПМ-2).
В конце 2019 г. ГЭХ приобрёл 100% производителя энергетического оборудования для нефтегазовой, металлургической, химической промышленности и энергетики "РЭП холдинг", 80% капитала которого принадлежало Газпромбанку. Компания также производит лицензионные газовые турбины мощностью от 16 до 32 МВт американского концерна General Electric, а в июне 2019 г. заключила согла-
1 "Силовые машины" сообщили, что "уже организовано и развивается специальное конструкторское бюро газотурбинных установок, включая лабораторию газовых турбин и испытательную станцию камер сгорания, а также технологическое подразделение. Выпущена конструкторская документация на турбину ГТЭ-170, разработан и одобрен руководством компании технологический проект производства газовых турбин. ... Реализуется проект создания цифрового энергоблока для обеспечения всестороннего мониторинга и достоверной диагностики основного оборудования, а также дальнейшего создания условий для перевода основного оборудования, произведённого "Силовыми машинами", на модель ремонтов по состоянию". Цитируется по: "Силовые машины" приступили к разработке собственных газовых турбин большой мощности. 14.08.2019. URL: http://www.bigpowemews.ru/news/document89398.phtml (дата обращения: 29.12.2019).
2 Предположительно, это будет ГТЭ-170 - "наследница" ГТЭ-160, которую "Силовые машины" производили по лицензии Siemens, действие которой закончилось в декабре 2011 г.
3 См.: "Мы слышим заявления, что Siemens хочет всех обмануть". Глава Siemens в России Александр Либеров о локализации турбин и поездов // Газета "Коммерсантъ", № 212 от 19.11.2019, стр. 7.
шение с итальянской Ansaldo Energia о создании совместного предприятия по производству, ремонту и сервису трёх моделей больших газовых турбин этого производителя мощностью от 70 до 340 МВт и двух моделей паровых мощностью от 40 до 350 МВт. Также "РЭП холдинг" обсуждал с итальянской Nuovo Pignone International S.r.l. перспективы совместной разработки газовой турбины 120 МВт с последующей локализацией ее производства в России1. Интерес Siemens к дочернему предприятию Газпрома как к одному из ведущих игроков российского рынка с государственным участием (особенно на фоне её усиления после декабрьской сделки) существенно вырос, как и вероятность "дуэли"2 по выкупу долей с нынешним партнёром по СТГТ3. Тем не менее, по нашей оценке, немецкое руководство будет стремиться заключить СПИК в первой половине 2020 г. в рамках нынешнего совместного предприятия (обещая не только локализировать, но и постоянно совершенствовать используемые технологии) с последующим выходом из него либо сменой нынешнего партнёра на РЭХ. Вероятность специнвестконтракта с немецким концерном относительно высокая - как в контексте его возможного сотрудничества с РЭХ, так и по политическим причинам (стратегическое взаимодействие с Германией в сфере модернизации). В этом случае Siemens получит существенные конкурентные преимущества и станет одним из основных иностранных поставщиков локализованных ГТБМ. "Силовые машины" с большей долей вероятности продолжат свой проект по созданию отечественной турбины большой мощности, реализовать который, по оценке экспертов, будет очень сложно.
Выводы
• Во многом благодаря опыту, полученному при подготовке и реализации пилотных проектов с немецкими компаниями, а также активному участию в обсуждении представителей бизнес-сообщества Германии отечественные ведомственные структуры уточнили механизмы специнвестконтрактов, инструментарий, особенности проведения переговоров с инвесторами, обсуждения заявок и подготовили изменения в государственной промышленной политике. В итоге был принят закон, получивший неофициальное название "СПИК 2.0".
В рамках СПИК первого поколения большинство немецких промышленных инвесторов переносили в Россию уже апробированные традиционные продукты и технологии, вполне востребованные российским рынком, содействующие модернизации отечественной промышленности, но не приводящие к прорывным изменениям и неспособные обеспечить догоняющий вариант развития индустриального сектора России. Задача второго поколения - мотивировать стратегических инвесторов к внедрению на российских предприятиях новейших технологий и процессов.
• В отличие от соглашений по промышленной сборке, где условия для всех были примерно одинаковые, предыдущие СПИК носили закрытый характер - их содержание участники не раскрывали. Контракты, в т.ч. с немецкими инвесторами, были непрозрачны, и другим компаниям оставалось только догадываться об их
1 Вавина Е. "Газпром энергохолдинг" купил производителя газовых турбин. 23.12.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/12/23/819446-gazprom-energoholding (дата обращения: 29.12.2019).
2 Изложенный в соглашении о совместном предприятии механизм выкупа доли партнёра.
3 См. также: "Мы слышим заявления ...". Цит. соч.
особых условиях, которые искажали конкуренцию. Новые механизмы должны устранить этот негативный фактор.
• Последовательная работа на высшем федеральном уровне лоббистов германского бизнес-сообщества и отдельных немецких игроков во многом обеспечили успешность в заключении первых СПИК. Лоббистская поддержка немецких проектов продолжится и в будущем.
• Перспективы участия компаний Германии в СПИК нового поколения определить пока сложно. Высока вероятность участия Volkswagen и компании ZF в спе-цинвестконтрактах по производству автокомплектующих. Определённые перспективы есть у Siemens в тяжелом машиностроении, однако для продвижения своего проекта ему предстоит преодолеть жёсткое противодействие со стороны "Силовых машин", руководство которого лоббирует собственный проект. К каким другим сферам промышленности могут проявить интерес немецкие компании в рамках обновлённого СПИК, покажет 2020 г.
• Шансы на заключение специнвестконтрактов второго поколения могут быть только у тех инвесторов из Германии, кто заинтересован выйти на российский рынок (или расширить своё участие) с современными (особенно прорывными) технологиями в обмен на среднесрочные гарантии и поддержку российского государства. По состоянию на начало 2020 г. представители немецкого бизнес-сообщества заняли выжидательную позицию, среди прочего обусловленную наличием ряда проектных рисков, отсутствием списка технологий и неопределённостью с величиной конкретных государственных льгот.
• Немецкое бизнес-сообщество продолжит активно участвовать в обсуждении вопросов российской промышленной политики. Его позиция сохранит конструктивно-критическое восприятие позиции государственных ведомств и стремление к усилению рыночного подхода, в т.ч. через создание равных конкурентных условий для участников рынка. Активно участвуя в СПИК, предприниматели из Германии тем не менее считают такой механизм противоречащим их представлению об ордо-либеральном хозяйстве и одной из его основ - политики поддержания конкуренции. Похожая дискуссия (в контексте роли государства) идёт и в ФРГ. В этом отношении имеет смысл активизировать совместное обсуждение будущего отечественной и немецкой промышленной политики в условиях глобализации и существующих интеграционных процессов в ЕАЭС и ЕС, в т.ч. относительно возможностей и пределов государственного регулирования этой сферы. По крайней мере, для руководства профильных министерств двух стран эта тема сохранит свою актуальность в последующие годы.
Список литературы
Белов В.Б. (ред.) (2017) Германия 2016, ДИЕ № 343, Ин-т Европы РАН, Москва, Россия, с. 103-115.
Белов В.Б. (ред.) (2087) Германия 2017, ДИЕ № 354, Ин-т Европы РАН, Москва, Россия, с. 82-94.
Дейнега А., Иванова А. (2019) СПИК 2.0 Новый подход к инвестициям в промышленность, Аналитический обзор, Агентство ПМА, 14 с.
Качественное изменение производства: стимулы и барьеры. Обзор производственного сектора в России. 2019 (2020), Deloitte; ЦСР, Москва, Россия, 70 с.
Ситников А. и др. (ред.) (2019) СПИК 2.0: механизм для развития инноваций и внедрения современных технологий, Vegas Lex, август, 13 с.
Тарасов Р. (2019) Крупные проекты: заключать ли СПИК 2.0, РБК Про. URL: https://pro.rbc.ru/news/5d5e78bc9a79479778838bf8 (дата обращения: 29.12.2019).
Федеральный Закон от 02.08.2019 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов", принятого Государственной Думой 24 июля 2019 года и одобренного Советом Федерации 26 июля 2019 года. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330685&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.8500765012545948#04663056517549897 (дата обращения: 29.12.2019).
References
Belov V.B. (ed.) (2017) Germaniya 2016, DIYe № 343, In-t Yevropy RAN, Moscow, Russia, рр. 103-115.
Belov V.B. (ed.) (2018) Germaniya 2017, DIYe № 354, In-t Yevropy RAN, Moscow, Russia , рр. 82-94.
Deynega A., Ivanova A. (2019) SPIK 2.0 Novyy podkhod k investitsiyam v promyshlennost' / Analitich-eskiy obzor. Agentstvo PMA. 14 s.
Federal'nyy Zakon ot 02.08.2019 N 290-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy Zakon "O promysh-lennoy politike v Rossiyskoy Federatsii" v chasti regulirovaniya spetsial'nykh investitsionnykh kontraktov", prinyatogo Gosudarstvennoy Dumoy 24 iyulya 2019 goda i odobrennogo Sovetom Federatsii 26 iyulya 2019 goda, available at:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330685&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.8500765012545948#04663056517549897 (accessed: 29.12.2019).
Herold F. (2019) "Siemens bekommt Gegenwind in Russland / Tagesspiegel Background, 7. November", available at: https://background.tagesspiegel.de/energie-klima/siemens-bekommt-gegenwind-in-russland.
Kachestvennoye izmeneniye proizvodstva: stimuly i bar'yery. Obzor proizvodstvennogo sektora v Ros-sii. 2019 (2020) Deloitte; TSSR, Moscow, 70 p.
Sitnikov A. et al. (eds.) (2019) SPIK 2.0: mekhanizm dlya razvitiya innovatsiy i vnedreniya sovremen-nykh tekhnologiy, Vegas Lex, August, 13 p.
Tarasov R. (2019) "Krupnyye proyekty: zaklyuchat' li SPIK 2.0, RBK Pro", available at: https://pro.rbc.ru/news/5d5e78bc9a79479778838bf8 (accessed: 29.12.2019).
Special Investment Contracts and Russian-German Economic Cooperation. Part Two
Author: Belov V., Candidate of Sciences (Economics), Deputy Director of IE RAS, Chief of Department for countries researches, Chief of Center for German studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The first part of the article explores the role of the first generation of special investment contracts (SPIC) in Russian-German economic cooperation. Due to the experience gained during the implementation in 2015-2018 of German lighthouse projects, a draft of a new law was prepared by mid 2019. It was unofficially called 2.0 and came into force on 13 August 2019. In the second part of the article, the author analyzes the pros and cons of the new generation of SPIC. He highlights the role in motivating strategic players in introduction new modern technologies and processes at their Russian enterprises and analyses their impact on the German investors' behavior in the medium term. Particular attention is paid to Siemens and its management who wants to conclude a contract with the Russian Ministry of Industry and Trade for the production of high-capacity gas turbines. This is due to a conflict with the joint venture partner of the Russian company Power Machines. The author provides insight into the potential areas of interaction between German business and the Russian state within SPIC 2.0. He believes that only those German investors who are interested in bringing modern breakthrough technologies to Russia in exchange for medium-term state guarantees and support have a good opportunity to succeed. According to the author, in the coming years the number of applicants from Germany for the conclusion of special investment contracts will be minimal, compared to previous years.
Key words: Russia, Germany, Russian-German economic cooperation, special investment contract, SPIC 2.0, breakthrough technologies.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020146157