Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варламов Андрей Витальевич

В статье проанализирована взаимосвязь специальных химических способностей и фактической успеваемости. Рассматривается проблема адаптации студентов к обучению в медицинском вузе. Субъективные самооценочные компоненты адаптации, связанные с общим эмоциональным дискомфортом студентов во время обучения на младших курсах, в достаточной степени освещены в современной научной литературе. В то же время объективные критерии успешности студентов в процессе обучения, специальные способности, редко становятся предметом исследования в данном контексте. Именно специальные способности выступают в качестве предпосылок успешности студента в освоении материала и высокой успеваемости. Приводятся данные эмпирического исследования уровня развития специальных химических способностей у студентов 2 курса лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова и их взаимосвязи с фактической успеваемостью и самооценочными компонентами адаптации - удовлетворенностью своими успехами и заинтересованностью в процессе обучения. Установлено, что развитые химические способности имеют статистически выраженные взаимосвязи с высоким уровнем удовлетворенности студентов своими учебными успехами, а также с высокой академической успеваемостью. Сделан вывод о высокой значимости развития химических способностей в адаптации студентов-медиков к учебе в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варламов Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CHEMICAL ABILITIES IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO UNIVERSITY LEARNING ACTIVITIES OF JUNIOR MEDICAL STUDENTS

The article analyzes the relationship between special chemical abilities and actual academic performance. The problem of students' adaptation to studying at the medical university is considered. Subjective self-evaluative components of adaptation associated with the general emotional discomfort of students during their undergraduate studies are well investigated in modern scientific literature. At the same time, objective criteria of student success in the learning process, special abilities, rarely act as a subject of research in this context. It is special abilities that act as prerequisites for a student's success in mastering the material and high academic performance. The given research presents the data of an empirical study of the level of development of special chemical abilities in 2nd year students of the medical faculty of the Ryazan State Medical University and their relationship with actual academic performance and self-assessment components of adaptation - satisfaction with one's success and interest in the learning process. It has been established that developed chemical abilities have a statistically pronounced relationship with a high level of student satisfaction with their academic success, as well as with high academic performance. The conclusion is made about the high importance of the development of chemical abilities in the medical students' adaptation to studying at a university.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

DOI: 10.23888/humJ2022104355-370

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

SPECIAL CHEMICAL ABILITIES IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO UNIVERSITY LEARNING ACTIVITIES OF JUNIOR MEDICAL STUDENTS

Варламов А. В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация

Varlamov A. V.

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation

Аннотация:

В статье проанализирована взаимосвязь специальных химических способностей и фактической успеваемости. Рассматривается проблема адаптации студентов к обучению в медицинском вузе. Субъективные самооценочные компоненты адаптации, связанные с общим эмоциональным дискомфортом студентов во время обучения на младших курсах, в достаточной степени освещены в современной научной литературе. В то же время объективные критерии успешности студентов в процессе обучения, специальные способности, редко становятся предметом исследования в данном контексте. Именно специальные способности выступают в качестве предпосылок успешности студента в освоении материала и высокой успеваемости. Приводятся данные эмпирического исследования уровня развития специальных химических способностей у студентов 2 курса лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова и их взаимосвязи с фактической успеваемостью и самооценочными компонентами адаптации - удовлетворенностью своими успехами и заинтересованностью

Abstract:

The article analyzes the relationship between special chemical abilities and actual academic performance. The problem of students' adaptation to studying at the medical university is considered. Subjective self-evaluative components of adaptation associated with the general emotional discomfort of students during their undergraduate studies are well investigated in modern scientific literature. At the same time, objective criteria of student success in the learning process, special abilities, rarely act as a subject of research in this context. It is special abilities that act as prerequisites for a student's success in mastering the material and high academic performance. The given research presents the data of an empirical study of the level of development of special chemical abilities in 2nd year students of the medical faculty of the Ryazan State Medical University and their relationship with actual academic performance and self-assessment components of adaptation - satisfaction with one's success and interest in the learning process. It has been established that developed chemical abilities have a statistically pronounced relationship with a high level of student satisfaction with their academic success, as well as with high academic performance.

в процессе обучения. Установлено, что развитые химические способности имеют статистически выраженные взаимосвязи с высоким уровнем удовлетворенности студентов своими учебными успехами, а также с высокой академической успеваемостью. Сделан вывод о высокой значимости развития химических способностей в адаптации студентов-медиков к учебе в вузе.

The conclusion is made about the high importance of the development of chemical abilities in the medical students' adaptation to studying at a university.

Ключевые слова:

специальные химические способности; адаптация студентов; медицинский вуз

Keywords:

special chemical abilities; adaptation of students; medical institution

Актуальность

Согласно В. И. Медведеву, термин «адаптация» в процессуальном контексте используется как частный случай «приспособления» и отражает онтогенетические и филогенетические изменения, направленные на обеспечение деятельности человека [1]. То есть адаптационные ресурсы человека должны включать его возможности по изменению и подстраиванию способа функционирования к актуальным средовым условиям. Под «дезадаптацией» («дезадаптированностью») понимают специфический аспект адаптации, который проявляется в нарушениях деятельности. Зачастую он логически рассматривается как противоположность адаптации, хотя и описывает в большей степени результат, а не процесс [2]. Применительно к учебному процессу в вузе следует, таким образом, понимать под «адаптацией» активную деятельность студента по самоорганизации комплекса биопсихосоциальных факторов, обуславливающих высокую успешность и комфортное состояние. «Дезадаптированность» в данном контексте будет означать низкое соответствие студента объективным и субъективным критериям успешности.

В современной научной литературе проблема адаптации студентов к обучению в медицинском вузе, а также их дезадаптации в учебном процессе представлена очень широко. Чаще всего исследования проводятся с привлечением именно дезадаптированных студентов в качестве целевых респондентов. В качестве причин дезадаптации студентов младших курсов авторы рассматривают различные факторы [3]. Так, в ряде работ, касающихся стрессогенных психических состояний студентов, популярны темы тревожности на фоне учебных или социальных неудач и реактивных депрессивных состояний, вызванных резким ростом учебной нагрузки [4,5]. Некоторые авторы при интерпретации снижения адаптивности студентов исходят из социально-психологического критерия - процесс включения первокурсника в жизнь университета связан не только с привыканием к новым объемам учебных нагрузок, но и с интериоризацией особенностей новой социальной ситуации в малых и больших коллективах [6-8]. Исследуются также психофизиологические маркеры дезадаптации

студентов в виде предрасположенности или ранних стадий развития хронических заболеваний [9], средовые и, в частности, относящиеся к категориям психологии здоровья и здорового образа жизни [10,11], а также психолого-педагогические причины, которые, как правило, представляют собой сниженную мотивацию успеваемости на фоне нарушенного педагогического процесса [12].

Мотивационная сторона проблемы является наиболее популярной и у зарубежных авторов [13]. В ряде исследований отмечается, что несформированность образа будущего у студентов часто приводит к кризису профессионального определения и сниженной установке на успешное обучение уже через некоторое время после поступления [14,15].

На наш взгляд, одной из основополагающих проблем большинства исследований является интроспективная природа используемого в них инструментария. Самооценочные анкеты и опросники, как правило, в достаточной мере отражают внутреннее состояние респондентов и дают удовлетворительное представление о существовании или отсутствии дисгармоничного психического состояния. В то же время, аффективная сфера здоровой личности имеет рефлекторную, реактивную природу. Функционально это выражается в построении субъективных интерпретаций действительности, в том числе - своей деятельности [16]. Рассмотрение процесса адаптации студента к условиям обучения в вузе без рассмотрения успешности самого обучения представляется невозможным. В качестве маркера успешности во многих исследованиях используется академическая успеваемость, однако часто ввиду ряда причин - как индивидуальных, так и системных - академическая успеваемость не является адекватным критерием фактического владения материалом студента. Кроме того, высокие оценки не могут быть сами по себе критерием удовлетворения студентом собственным процессом обучения.

Иными словами, при том, что уровень адаптации студентов исследован в достаточной степени, его объективные причины в виде, например, недостаточного уровня готовности студента к восприятию профильного материала, не учитываются и не измеряются. В психологии данный уровень готовности систематизирован в понятии «специальных способностей» [17].

Способности выступают как очевидная и наглядная диагностическая категория, так как отражают уровень успешности студента в его учебной деятельности и, соответственно, оказывают непосредственное влияние на его уверенность в своих возможностях обучения и адаптации. Под способностями в психологии понимается успешность человека в том или ином виде деятельности [18]. Классически выделяются общие и специальные способности - относительно недифференцированного и конкретного видов реализуемой деятельности. В ранних исследованиях сформулировано уточнение категории способностей с целью полного соответствия изучаемому предмету - мера соответствия индивидуально-психологических особенностей субъекта объекту жизнедеятельности [19]. Способности, особенно специальные способности, развиваются в процессе жизни, с накоплением опыта успешного выполнения соответствующей деятельности. Высокие способности

означают также и высокую ожидаемую успешность человека, который ими обладает, при решении соответствующих задач. Успешное выполнение задач, соответственно природе человеческой психики, влечет за собой позитивное эмоциональное подкрепление и рост мотивации развития. Иными словами, специальные способности, сформированные в школе, должны быть рассмотрены как один из основополагающих факторов адаптации студентов к усложняющемуся процессу обучения в вузе.

Для студентов-медиков профильными являются специальные медицинские и, как их составная часть, специальные химические способности, необходимые для работы на профильных дисциплинах и позднее - в профессиональной деятельности. Поскольку способности представляют собой готовность человека к восприятию и успешной обработке специфической информации и противопоставлены в этом вопросе кристаллизованным знаниям, уровень их сформированности у студента должен иллюстрировать его готовность к продолжению обучения в значительно большей степени, чем классическое академическое тестирование.

Таким образом, в рамках эмпирического исследования адаптации студентов младших курсов к обучению в медицинском вузе видится необходимым поиск связи между уровнем развития специальных химических способностей, фактической успеваемости и самооценочных компонентов адаптации.

Цель

Выявить связи между специальными химическими способностями студентов-медиков младших курсов, их успеваемостью и удовлетворенностью обучением, как маркерами адаптации к процессу обучения.

Задачи

1. Провести теоретический анализ конструктов «адаптация» и «специальные способности». Изучить актуальную научную психологическую литературу на предмет существующих данных об исследовании адаптации студентов к обучению в вузе, основанном на выделении уровня их специальных способностей.

2. Провести эмпирическое исследование специальных химических способностей студентов 2 курса лечебного факультета.

3. С помощью методов математической статистики выявить связи между уровнем развития специальных химических способностей студентов-медиков младших курсов, их успеваемостью и удовлетворенностью обучением, как маркерами адаптации к процессу обучения.

4. Проанализировать и обосновать полученные результаты.

Гипотезы

1. Успеваемость студентов медицинского вуза дифференцирована и зависит от важности предмета для профильного образования.

2. Удовлетворенность студентов собственной успеваемостью, как и заинтересованность в изучении различных дисциплин, связана с данными внешнего

оценивания (промежуточной аттестации).

3. Специальные химические способности студентов-медиков имеют связь с объективными показателями их успеваемости.

4. Специальные химические способности студентов-медиков имеют связь с их удовлетворенностью собственной успеваемостью и заинтересованностью в изучении дисциплин химического цикла.

Материалы и методы

Исследование проводилось в октябре 2022 года на базе Центра практической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. В исследовании приняли участие 102 респондента - 74 девушки и 38 юношей (средний возраст - 18,9 ± 0,38 лет) - студенты 2 курса лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Выбор студентов 2 курса обусловлен наличием объективных данных об их успеваемости (на первом курсе студенты уже прошли две зачётно-экзаменационные сессии), а также предположением о том, что к моменту исследования респонденты имеют достаточный опыт обучения и жизни в условиях медицинского вуза, чтобы судить об общем уровне их адаптации. Респонденты были ознакомлены с целями исследования и дали информированные согласия на участие.

В организации исследования использованы методы анкетирования (письменный опрос) и квазиэксперимета с использованием компьютеризированного диагностического инструментария.

Авторская анкета состояла из 11 вопросов. Респондентам предлагалось присвоить оценку от 1 до 10 баллов таким параметрам, как удовлетворенность своей успеваемостью в целом и на отдельных дисциплинах, заинтересованность на дисциплинах хим ического, общепро фессионально го (медицинского) , общеобразовательного и других циклов. Анкета была составлена из вопросов, ответы на которые могли дать прямое представление о самооценочном компоненте адаптации студентов и не была перегружена излишней информацией, как если бы данные собирались в рамках анкет других авторов.

В качестве инструментария для компьютеризированной диагностики уровня развития химических способностей использовались субтесты комплекса «Great Chemist» - «1. Тело / Вещество», «2. Физическое / химическое явление», «3. Гомогенная / гетерогенная природа вещества», «4. Простое / сложное вещество», «5. Классы соединений» и «6. Химический пасьянс» [20]. Задания субтестов построены по принципу химических дифференцировок, каждый субтест респонденты проходили 1 раз. Вся процедура обследования, включающая анкетирование и компьютерную диагностику, занимала от 15 до 20 минут для каждого респондента.

Статистическая обработка данных произведена с помощью критерия ранговой корреляции Р-Спирмена в программном обеспечении SPSS Statistics 26.

359

Результаты и их обсуждение

При анализе результатов исследования использовались объективные и субъективные (самооценочные) данные.

Фактическая успеваемость респондентов учитывалась на основании оценок промежуточной аттестации первого года обучения (итоговая оценка за семестр, если дисциплина идет один семестр или средний балл по первому и второму полугодиям, если дисциплина продолжается больше одного семестра) по дисциплинам из 3 основных учебных циклов - химического (биохимия), медицинского (анатомия), общеобразовательного (биология и история). Кроме того, в качестве объективных данных о школьной успеваемости были использованы баллы ЕГЭ респондентов (химия, биология и русский язык), а также результаты прохождения 6 субтестов авторского диагностического комплекса «Great Chemist» - время выполнения каждого субтеста и количество допущенных ошибок [20].

В качестве субъективных (самооценочных) данных использовались ответы на вопросы авторской анкеты, составленной согласно методу прямого шкалирования. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов об их субъективной оценке успеваемости и вовлеченности на предметах дисциплин химического, медицинского и общеобразовательного циклов, удовлетворенности выбором профессии и ощущении сформированности навыков работы с учебной и научной литературой.

Таким образом, была достигнута возможность оценить взаимосвязи между объективными показателями успешности обучения студентов и их субъективной оценки результатов учебной деятельности.

Результаты статистической обработки полученных результатов представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1. Интеркорреляции по критерию Р-Спирмена в массиве параметров внешней оценки испытуемых (академическая успеваемость и баллы ЕГЭ)

Биохимия Анатомия Биология История ЕГЭ химия ЕГЭ биология ЕГЭ Русский язык

Биохимия 1

Анатомия 0,456** 1

Биология 0,431** 0,487** 1

История 0,555** 0,332** 0,468** 1

ЕГЭ химия 0,254* 0,260** 0,287** 0,383** 1

ЕГЭ биология 0,344** 0,264** 0,306** 0,375** 0,453** 1

ЕГЭ Русский язык 0,246* 0,231* 0,244* 0,555** 0,301** 0,378** 1

Примечание: *р < 0,05; ** p < 0,01

Из данных таблицы 1 следует, что между всеми используемыми нами в исследовании показателями, иллюстрирующими успеваемость респондентов,

существуют устойчивые и статистически достоверные интеркорреляции. Выраженного преобладания успеваемости по какой-либо дисциплине среди респондентов не выявлено. Успешные студенты имеют высокие баллы промежуточной аттестации по дисциплинам всех трех рассмотренных в исследовании циклов. Они же имеют более высокие баллы ЕГЭ, чем менее успевающие респонденты.

Следующим шагом анализа стал поиск значимых взаимосвязей между данными об успеваемости и о субъективной оценке студентами сформированности основных учебных навыков, удовлетворенностью выбором профессии, собственной успеваемостью и интересом к учебным дисциплинам (самооценочные данные, полученные методом прямого шкалирования) - результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Корреляции параметров академической успеваемости испытуемых и интроспективных показателей, полученных по результатам анкетирования

Биохимия Анатомия Биология История ЕГЭ химия ЕГЭ биология ЕГЭ Русский язык

Навык работы с учебной литературой 0,159 0,060 0,176 0,279** 0,163 0,118 0,130

Навык работы с научной литературой 0,179 0,108 0,107 0,207* 0,088 0,056 0,038

Удовлетворенность выбором профессии 0,004 -0,086 0,073 -0,002 0,091 0,050 0,007

Общая успеваемость 0,301** 0,344** 0,293** 0,310** 0,168 0,187 0,146

Успеваемость на дисциплинах общеобразовательног о цикла 0,197* 0,217* 0,207* 0,252* 0,061 0,135 -0,015

Успеваемость на дисциплинах химического цикла 0,362** 0,234* 0,313** 0,304** 0,193 0,190 0,146

Успеваемость на дисциплинах медицинского цикла 0,181 0,268** 0,278** 0,304** 0,139 0,204* 0,138

Заинтересованность на занятиях общеобразовательного цикла 0,240* 0,169 0,064 0,157 0,022 0,123 -0,022

Заинтересованность на занятиях химического цикла 0,303** 0,086 0,254* 0,271** 0,218* 0,263** 0,098

Заинтересованность на занятиях медицинского цикла 0,072 0,033 0,163 0,255** 0,113 0,204* 0,063

Примечание: *р < 0,05; ** p < 0,01

Следует отметить высокую взаимосвязь фактической успеваемости по итогам промежуточного контроля и чувства удовлетворенности результатами обучения (15 из 16 значимых корреляций в данном блоке по показателям удовлетворенности

361

успеваемостью в целом, а также успеваемостью по общеобразовательным, химическим и медицинским дисциплинам по отдельности с баллами промежуточного контроля). Это иллюстрирует высокую ориентацию студентов на внешнюю оценку учебных достижений. Как фактическая успеваемость, так и субъективная удовлетворенность не дифференцированы по учебным предметам, так как при оценке успеваемости на занятиях определенного цикла (химического, медицинского или общеобразовательного) играют роль оценки по дисциплинам, в том числе, других циклов.

Заинтересованность респондентов в изучении дисциплин химического цикла имеет статистически значимые корреляции с успеваемостью по биохимии, биологии и истории. Интерес к общеобразовательным дисциплинам оказался связан с успеваемостью по биохимии, а интерес к медицинским дисциплинам - с успеваемостью по истории. Результаты ЕГЭ по биологии имеют значимые прямые связи с субъективной оценкой успеваемости по дисциплинам медицинского цикла и заинтересованностью в дисциплинах химического и биологического циклов, а результаты ЕГЭ по химии - с заинтересованностью на занятиях химического цикла. Хорошая успеваемость по истории (единственному гуманитарному предмету из включенных в исследование) связана с высокой оценкой студентами развития у них навыков работы с учебной и научной литературой.

Полученные корреляции субъективной и внешней оценки успеваемости свидетельствуют о высокой психологической значимости успешности в обучении для студентов младших курсов. Выявленные взаимосвязи заинтересованности в дисциплинах химического цикла и успешности при их изучении (в том числе успешности при их изучении в школе) в дальнейшем будут рассмотрены как одно из объективных доказательств существования взаимосвязи между развитием специальных химических способностей и уровня адаптации студента к учебному процессу в вузе.

Для того, чтобы установить, связаны ли эти наблюдения с фактическим уровнем развития специальных химических способностей, мы произвели корреляционный анализ между показателями успеваемости (внешняя академическая оценка) и показателями успешности выполнения субтестов диагностического комплекса «Great Chemist» (объективный показатель развития химических способностей на основании выполнения тематических заданий - химических дифференцировок) [20]. Результаты данного этапа анализа представлены в таблице 3.

Из результатов, представленных в таблице 3, следует, что успеваемость по различным учебным предметам и школьная успеваемость на основе результатов ЕГЭ имеет взаимосвязи с успешностью выполнения различных субтестов комплекса «Great Chemist». Так, студенты с высокой успеваемостью по биохимии (химический цикл дисциплин) быстрее выполнили все 6 субтестов комплекса и допустили меньше ошибок в субтестах «Гомогенное / гетерогенное вещество» и «Химический пасьянс», чем студенты с более низкой успеваемостью. Студенты, быстрее выполнившие субтесты «Тело / Вещество», «Простое / сложное вещество», «Классы соединений» и «Химический пасьянс», а также допустившие меньше ошибок в субтестах «Физическое / химическое явление», «Классы соединений» и «Химический пасьянс» имеют более высокую

успеваемость по биологии (общеопрофессиональный цикл). Студенты с высокими баллами ЕГЭ по химии потратили меньше времени на выполнение субтестов «Классы соединений» и «Химический пасьянс», допустив при этом меньше ошибок в тестах «Гомогенное-гетерогенное вещество», «Простое / сложное вещество» и «Химический пасьянс». Успеваемость по биохимии и истории, а также балл ЕГЭ по химии и биологии имеют обратную взаимосвязь с количеством ошибок, допущенных при выполнении субтеста «Гомогенное-гетерогенное вещество». Студенты с наибольшим баллом ЕГЭ по русскому языку быстрее справились с заданиями субтестов «Тело / Вещество» и «Физическое / химическое явление».

Таблица 3. Корреляции параметров академической успеваемости испытуемых и данных об их специальных химических способностях (успешность решения субтестов комплекса «Great Chemist»)

Показатели GC Биохимия Анатомия Биология История ЕГЭ химия ЕГЭ биология ЕГЭ Русский язык

Тело / Вещество Время -0,204* -0,040 -0,204* -0,106 -0,093 -0,171 -0,209*

Ошибки -0,005 -0,058 -0,166 -0,090 -0,148 -0,172 0,042

Физ. / Хим. явление Время -0,225* -0,002 -0,144 -0,157 -0,138 -0,146 -0,215*

Ошибки -0,025 -0,097 -0,203* -0,136 -0,044 -0,122 -0,145

Гомоген. / гетероген. Время -0,252* 0,013 -0,077 -0,084 -0,173 -0,029 -0,085

Ошибки -0,233* -0,049 -0,126 -0,313** -0,224* -0,276** -0,164

Простое / Сложное Время -0,235* -0,087 -0,209* -0,149 -0,095 -0,085 -0,040

Ошибки -0,056 -0,012 0,006 -0,118 -0,242* -0,190 -0,110

Классы соединений Время -0,300** -0,159 -0,327** -0,176 -0,422** -0,181 -0,180

Ошибки -0,161 -0,075 -0,235* -0,295** -0,348** -0,253* -0,161

Хим. пасьянс Время -0,266** -0,128 -0,338** -0,069 -0,246* -0,174 -0,201*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ошибки -0,343** -0,302** -0,299** -0,291** -0,449** -0,466** -0,306**

Примечание: *р < 0,05; ** p < 0,01

Количество ошибок, допущенных при выполнении «Химического пасьянса», имеет устойчивую обратную взаимосвязь с успеваемостью по всем предметам, в том числе с баллами ЕГЭ. Наблюдение свидетельствует о том, что в рамках выполнения данного субтеста респонденты проявляют присущие им общие способности к обучению, так как тест требует значительной концентрации внимания, усидчивости и обучаемости по сравнению с остальными субтестами, включенными в исследование.

В таблице 4 представлены результаты последнего этапа статистического анализа, в рамках которого оценивались взаимосвязи между успешностью выполнения студентами субтестов комплекса «Great Chemist» и их субъективной оценкой учебной заинтересованности и успеваемости.

363

Таблица 4. Корреляции данных о специальных химических способностях испытуемых и интроспективных показателей, полученных по результатам анкетирования

Показатель Great Chemist Показатель субъективной удовлетворенности Уровень корреляции

Тело / Вещество

Время выполнения Успеваемость на дисциплинах общеобразовательного цикла -0,270**

Успеваемость на дисциплинах химического цикла -0,202*

Количество ошибок - -

Физическое / Химическое явление

Время выполнения - -

Количество ошибок Успеваемость на дисциплинах химического цикла -0,223*

Заинтересованность на занятиях химического цикла -0,278**

Гомогенная / гетерогенная природа вещества

Время выполнения Успеваемость на дисциплинах общеобразовательного цикла -0,202*

Количество ошибок Успеваемость на дисциплинах медицинского цикла -0,202*

Заинтересованность на занятиях химического цикла -0,224*

Заинтересованность на занятиях медицинского цикла -0,215*

Простое / Сложное вещество

Время выполнения - -

Количество ошибок - -

Классы соединений

Время выполнения - -

Количество ошибок - -

Химический пасьянс

Время выполнения Успеваемость на дисциплинах общеобразовательного цикла -0,208*

Количество ошибок Успеваемость на дисциплинах химического цикла -0,225*

Заинтересованность на занятиях химического цикла -0,339**

Примечание: *р < 0,05; ** p < 0,01

Из данных анализа следует, что студенты, выше оценивающие свою успеваемость по дисциплинам общеобразовательного цикла, быстрее справлялись с заданиями субтестов «Тело / Вещество», «Гомогенное-гетерогенное вещество» и «Химический пасьянс». Показатель самооценки успеваемости на дисциплинах химического цикла имеет выраженные связи со скоростью выполнения субтестов «Тело / Вещество» и точностью (количеством ошибок) выполнения субтестов «Физическое / химическое явление», «Химический пасьянс». Студенты, проявляющие интерес к занятиям химического цикла, допускали меньше ошибок при выполнении субтестов «Физическое / химическое явление», «Гомогенное-гетерогенное вещество» и «Химический пасьянс», а студенты, проявляющие интерес к дисциплинам медицинского цикла и высоко оценивающие свою успеваемость по ним, - только при выполнении субтеста «Гомогенное-гетерогенное вещество».

Таким образом, выявлены ценные для исследования закономерности.

1. Между всеми используемыми показателями успеваемости студентов (данные внешнего контроля - оценки за промежуточную аттестацию и баллы ЕГЭ) существуют значимые интеркорреляции (Табл.1). Это свидетельствует о существовании неспецифического стремления студентов - участников исследования к высокой успеваемости. Изначально успешные студенты (с наиболее высокими баллами ЕГЭ) стремятся поддерживать статус и оставаться среди успевающих по всем предметам.

2. Между успеваемостью студентов (внешний контроль) и их субъективными оценками собственной заинтересованности и успеваемости существуют специфические взаимосвязи (Табл.2). Выявлены прямые корреляции самооценки успеваемости по различным циклам дисциплин и фактической успеваемостью по относящимся к ним предметам. Субъективная заинтересованность на дисциплинах химического цикла имеет прямые взаимосвязи не только с фактической успеваемостью по биохимии, но и с результатами ЕГЭ по биологии и химии, с успеваемостью по общеобразовательным предметам. Данное наблюдение свидетельствует о том, что субъективная оценка заинтересованности в изучении отдельных дисциплин, в отличие от субъективной оценки успешности на занятиях, имеет выраженную практическую дифференциацию. Изучение сложной и «обязательной» биохимии, которая отнимает большую часть времени студента на самоподготовку, при условии «награды» за старания в виде позитивных оценок, имеет положительную связь с заинтересованностью не только в дисциплинах химического цикла, но и «необязательного» общеобразовательного цикла. Успешность студента в освоении субъективно значимого предмета обуславливает его общее позитивное отношение к процессу обучения. Высокие баллы итогового контроля по истории положительно связаны с уровнем интереса к медицинским и химическим дисциплинам, так как успешность в «необязательных», но важных для аттестата предметах укрепляет уверенность студента в собственных способностях и выступает в качестве мотивирующего фактора обучения.

Иными словами, внешние показатели успешности студента имеют как прямое, так и косвенное психологическое значение для степени его заинтересованности в обучении и, как следствие, его эффективности. Схожий эффект может быть проиллюстрирован наличием прочных связей между успешностью по истории и самооценкой навыков использования учебной и научной литературы. Более усидчивые студенты уделяют больше времени для подготовки к «необязательным» предметам и имеют в них большую успешность. Она же, в свою очередь, приводит к росту интереса к остальным дисциплинам.

Наибольшее количество взаимосвязей с успеваемостью респондентов по разным дисциплинам выявлено при анализе данных об их заинтересованности в изучении предметов химического цикла, что отражает его субъективную значимость для студентов младших курсов.

3. Включение в анализ данных о специальных химических способностях респондентов - результатов выполнения специальных заданий - открывает ряд взаимосвязей непосредственно между способностями и успеваемостью по различным дисциплинам (Табл.3). Так, наибольшее количество взаимосвязей с успешностью выполнения заданий субтестов комплекса «Great Chemist» установлено для успеваемости по биохимии (8), биологии (5) и для результатов ЕГЭ по химии (5). В том или ином виде элементы так называемого «химического мышления» присутствуют в процессе обучения биологии и биохимии (профильные предметы), а также в подготовке к ЕГЭ по химии (профильный экзамен).

С успеваемостью по анатомии (медицинский цикл), напротив, не обнаружено ни одной специфической корреляции, что иллюстрирует специфику выявляемых при

работе с комплексом данных. Он отражает специальные химические и общие способности, элементы которых оказываются полезны при выполнении неспецифической мыслительной деятельности. Последние наиболее ярко представлены в виде значимых корреляций количества ошибок, допущенных респондентами при выполнении субтеста «Химический пасьянс» со всеми используемыми нами показателями успеваемости респондентов.

Таким образом, на данном материале наглядно проявляется высокая степень значимости уровня развития специальных химических способностей студентов-медиков для их успеваемости по профильным дисциплинам на младших курсах.

4. При анализе взаимосвязей специальных химических способностей студентов и их субъективных оценок успеваемости и заинтересованности в обучении также были выявлены специфические тенденции (Табл.4). Наибольшее количество взаимосвязей с объективными данными об успешности решения химических задач выявлено для показателя удовлетворенности студентов собственной успеваемостью на дисциплинах химического цикла.

В совокупности с данными прошлого этапа анализа, представленными в таблице 3, мы можем сделать вывод о существовании среди студентов - участников исследования предрасположенностей к выполнению химических задач (дифференцировок). Успешность их выполнения (объективные данные решения задач) имеет связь с успеваемостью (данные внешней оценки). Высокая успеваемость связана с субъективной оценкой студентами их успешности и заинтересованности в процессе обучения. Как результат, на фоне позитивного эмоционального подкрепления успешной деятельности растет удовлетворенность процессом обучения и адаптированность студента к условиям вуза.

Выводы

Таким образом, из четырёх рабочих гипотез исследования одна получила опровержение и три были подтверждены эмпирическими результатами.

Успеваемость участников исследования - недифференцированная. Успевающие студенты-медики, как правило, имеют высокие баллы ЕГЭ, а также высокую успеваемость по предметам всех основных циклов - химического, общеобразовательного и медицинского.

Высокая успеваемость в значительной степени связана с субъективной оценкой студентами своей учебной успешности и заинтересованности. Студенты с высокой успеваемостью, как правило, в большей степени удовлетворены результатами своего обучения по всем основным циклам дисциплин. Заинтересованность студентов в изучении различных дисциплин при этом имеет косвенные и специфические отношения с успеваемостью, так как студенты, заинтересованные в изучении химии, имеют более высокую успеваемость и по другим дисциплинам, а также удовлетворены своей успеваемостью, что свидетельствует об их более высокой адаптации к обучению. Эти же студенты демонстрировали более высокие баллы ЕГЭ по химии и биологии.

Уровень развития специальных химических способностей студентов связан с их успеваемостью при изучении биохимии и биологии - центральных предметов

химического и медицинского циклов. Общие же способности студентов к обучению, проявляющиеся в таких качествах, как усидчивость и вдумчивость (необходимых для верного решения субтеста «Химический пасьянс» комплекса «Great Chemist»), имеют выраженные связи со всеми показателями их успеваемости, а также почти со всеми шкалами, иллюстрирующими удовлетворенность студентов собственной успеваемостью.

Уровень развития специальных химических способностей студентов связан с их оценкой собственной успешности в обучении как напрямую (установлены прямые взаимосвязи результатов решения субтестов «Great Chemist» и уровнем удовлетворения собственной успеваемостью), так и косвенно. Высокие оценки по биохимии, по данным исследования, распространены среди студентов, имеющих высокую успеваемость по остальным учебным дисциплинам.

Таким образом, высокие специальные химические способности могут рассматриваться как одна из предпосылок успешности студента-медика при обучении на младших курсах и, соответственно, его адаптации в вузе. Целенаправленное развитие специальных химических способностей может привести к повышению успеваемости студентов, а также к развитию адаптивности в условиях вуза.

Данные исследования могут быть использованы при формировании образовательных программ и специальных мероприятий в рамках учебного процесса студентов-медиков на младших курсах. В частности, использование диагностики специальных способностей, основанной на прохождении тестовых заданий, построенных по аналогии с инструментарием данного исследования, при работе со студентами младших курсов позволит не только предсказывать уровень успеваемости студентов, но и на ранних этапах обучения выявлять проблемные зоны и, в соответствии с ними, корректировать образовательные программы. Разработанный таким образом индивидуальный подход может оказать позитивное влияние на процесс адаптации студента к обучению в медицинском вузе.

Конфликт интересов отсутствует.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-29-14019 «Механизмы обучения и психического развития как основа обеспечения цифровизации общего образования

(на примере обучения химии)»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга человека РАН; 2003.

2. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации. В кн.: Психологическое обеспечение профессиональ -ной деятельности. СПб.: Изд-во СпбГУ; 1991. С.43-60.

3. Яковлев В.В., Яковлева Н.В., Гусева А.С., и др. Социальная адаптация студентов к образовательной среде медицинского университета: внешние и внутрение критерии // Психолого-педагогический поиск. 2021. №2. С. 154-166. doi: 10.37724^и.2021.58.2.014

4. Каргина Н.А. Влияние психического состояния на адаптацию студентов медицин-ского ВУЗа // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2020. Т. 10, № 1. С. 32.

5. Чижкова М.Б. Ситуативная и личностная тревожность студентов медицинского вуза с различным характером адаптации к образовательной среде // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 7. С. 360-369.

6. Булнаева А.Ф. Трудности, возникающие у студентов младших курсов медицинского университета в период адаптации к обучению в вузе // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017. № 6. С. 123-126.

7. Главатских М.М., Мошкова О.А. Влияние когнитивных стратегий на выраженность стресса у студентов в период адаптации к обучению в медицинском вузе. В сб.: VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM; 20-22 мая 2022. СПб.; 2022. С. 100-105.

8. Евдокимов В.И., Губин А.И., Губина О.И. и др. Анализ показателей качества жизни и психической адаптации студентов медицинского вуза // Вестник психотерапии. 2007. № 23. С. 38-42.

9. Бендрикова А.Ю., Герасименко В.А. Основные факторы, влияющие на адаптацию студентов к условиям вуза (на примере Алтайского государственного медицинского университета). В сб.: 2-я Международная научно-методическая конференция; 22 января 2019. Курск; 2019. С. 137-140.

10. Перепелюкова Е.В. Психофизиологические особенности адаптации студенток специальной медицинской группы к условиям обучения в вузе. В сб.: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 40-летию факультета физической культуры «Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте»; 23-24 ноября

REFERENCES:

1. Medvedev VI. Adaptatsiya cheloveka. Saint-Petersburg: Institution for Human Braim Russian Academy of Science; 2003. (In Russ).

2. Dmitrieva MA. Psikhologicheskie faktory professional'noy adaptatsii. In: Psikhologicheskoe obespechenie professional'noy deyatel'nosti. Saint-Petersburg: SPGU; 1991. P. 43-60.

3. Yakovlev VV, Yakovleva NV, Guseva AS, et al. Students' Social Adaptation to the Learning Environment of a Medical University: Internal and External Criteria. Psychological and Pedagogical Research. 2021;(2):154-66. (In Russ). doi: 10.37724/RSU.2021.58.2.014

4. Kargina NA. Vliyanie psikhicheskogo sostoyaniya na adaptatsiyu studentov meditsinskogo VUZa. Bulletin of Medical Internet Conference. 2020;10(1);32. (In Russ).

5. Chizhkova MB. Situativnaya i lichnostnaya trevozhnost' studentov meditsinskogo vuza s raz li chnym kharaktero m ada p tats ii k obrazovatel'noy srede. European Social Science Journal. 2018;(7):360-9. (In Russ).

6. Bulnaeva AF. Trudnosti, voznikayushchie u studentov mladshikh kursov meditsinskogo universiteta v period adaptatsii k obucheniyu v vuze. Sistema Menedzhmenta Kachestva: Opyt i Perspektivy. 2017;(6):123-6. (In Russ).

7. Glavatskikh MM, Moshkova OA. Vliyanie kognitivnykh strategiy na vyrazhennost' stressa u studentov v period adaptatsii k obucheniyu v meditsinskom vuze. In: VIII Mezhdunarodnyy Forum Assotsiatsii Kognitivno-Povedencheskoy Psikhoterapii CBTFORUM; 20-22 May 2022. Saint-Petersburg; 2022. P. 100-5. (In Russ).

8. Evdokimov VI, Gubin AI, Gubina OI. et al. Analiz pokazateley kachestva zhizni i psikhicheskoy adaptatsii studentov meditsinskogo vuza. Vestnik psikhoterapii. 2007;(23):38-42. (In Russ).

9. Bendrikova AYu, Gerasimenko VA. Osnovnye faktory, vliyayushchie na adaptatsiyu studentov k usloviyam vuza (na primere Altayskogo gosudartsvennogo meditsinskogo universiteta). In: 2 Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya; 22 January 2019. Kursk; 2019. P. 137-40. (In Russ).

10. Perepelyukova EV. Psikhofiziologicheskie osobennosti adaptatsii studentok spetsial'noy meditsinskoy gruppy k usloviyam obucheniya v vuze. In: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennaya 40-letiyu fakul'teta fizicheskoy kul'tury «Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskom

368

2017. Тула; 2017. С. 224-228.

11. Ильина А.О., Фирсова К.А., Петунова С.А. Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов I курса к условиям вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. Т. 4, № 1. С. 52-56. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=195. Ссылка активна на 13.11.2022.

12. Чередников Е.Ф., Филозоп А.А., Кашурнико-ва М.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов медицинских вузов к обучению на клинических кафедрах. В сб.: IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни»; 29 апреля 2015. Воронеж; 2015. С. 379-384.

13. Babenko O., Daniels L.M., Ross S., et al. Medical student well-being and lifelong learning: A motivational perspective // Education for health (Abingdon, England). 2019. Vol. 32, № 1. P. 25-32. doi: 10.4103/efh.EfH_237_17

14. Yen-Ju Lin B., Liu P.C., Ku K.T., et al. Adaptation of Medical Students During Clinical Training: Effects of Holistic Preclinical Education on Clerkship Performance // Teaching and Learning in Medicine. 2019. Vol. 31, № 1. P. 65-75. doi: 10.1080/10401334.2018.1489815

15. Naimer S., Press Y., Weissman C., et al. Medical students' perceptions of a career in family medicine // Israel journal of health policy research. 2018. Vol. 7, № 1. Р. 1. doi: 10.1186/s13584-017-0193-9

16. Мезенцева О.И. Современные подходы в понимании аффективной сферы личности в научной литературе // Вопросы педагогики. 2020. Т. 4, № 2. C. 231-236.

17. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука; 1982.

18. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.; 1994.

19. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграцион-ный подход. М.: Когито-Центр; 2011.

20. Волкова Е.В. Психолого-педагогическая технология // Химия в школе. 2009. № 2. С. 19-23.

vospitanii i sporte»; 23-24 November 2017. Tula; 2017. P. 224-8. (In Russ).

11. Ilina AO, Firsova KA, Petunova SA. The study of psychophysiological aspects of adaptation of first-year students to university conditions. Personality in a changing world:health, adaptation, development. 2016;4(1):52-56. Available at: http://humjournaLrzgmu. ru/art&id=195. Accessed: 2022 November 13. (In Russ).

12. Cherednikov EF, Filozop AA, Kashurnikova MA. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty adaptatsii studentov meditsinskikh vuzov k obucheniyu na klinicheskikh kafedrakh. In: IV Vserossiyskoy zao chnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Mediko-biologicheskie i pedagogicheskie osnovy adaptatsii, sportivnoy deyatel'nosti i zdorovogo obraza zhizni»; 29 April 2015. Voronezh; 2015. P. 379-84. (In Russ).

13. Babenko O, Daniels LM, Ross S, et al. Medical student well-being and lifelong learning: A motivational perspective. Education for health (Abingdon, England). 2019;32(1):25-32. doi: 10.4103/efh.EfH_237_17

14. Yen-Ju Lin B, Liu PC, Ku KT, et al. Adaptation of Medical Students During Clinical Training: Effects of Holistic Preclinical Education on Clerkship Performance. Teaching and Learning in Medicine. 2019;31(1):65-75. doi: 10.1080/10401334. 2018.1489815

15. Naimer S, Press Y, Weissman C, et al. Medical students' perceptions of a career in family medicine. Israel Journal of Health Policy Research. 2018;7(1):1. doi: 10.1186/s13584-017-0193-9

16. Mezentseva OI. Sovremennye podkhody v ponimanii affektivnoy sfery lichnosti v nauchnoy literature. Voprosy Pedagogiki. 2020;4(2):231-6. (In Russ).

17. Shadrikov VD. Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti. Moscow: Nauka; 1982. (In Russ).

18. Shadrikov VD. Deyatel'nost' i sposobnosti. Moscow; 1994. (In Russ).

19. Volkova EV. Psikhologiya spetsial'nykh sposobnostey: differentsionno-integratsionnyy podkhod. Moscow: Kogito-Centre; 2011. (In Russ).

20. Volkova EV. Psikhologo-pedagogicheskaya tekhnologiya. Khimiya v Shkole. 2009;(2):19-23. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

369

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Варламов Андрей Витальевич — специалист Центра практической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6144-6036. E-mail: andrey.varlamov.62@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Andrey V. Varlamov — Specialist of the Center for Practical Psychology. https://orcid.org/0000-0002-6144-6036. E-mail: andrey.varlamov.62@gmail.com

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 14.11.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 01.12.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 07.12.2022.

PAPER RECEIVED: 14.11.2022. PAPER REVISED: 01.12.2022. PAPER ACCEPTED: 07.12.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Варламов А.В. Специальные химические способности и адаптация студентов младших курсов к учебной деятельности в условиях медицинского вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т.10, № 4 (39). С. 355-370. Доступно по: http://humiournal.rzgmu.ш/art&id=546. Ссылка активна на чч.мм.гггг. сЫ: 10.23888/Ыт]2022104355-370

FOR CITATION:

Varlamov AV. Special chemical abilities in the process of adaptation to university learning activities of junior medical students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):3 55 - 370 . Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=546. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104355-370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.