Научная статья на тему 'Академическая успешность обучающихся младших курсов медицинского вуза'

Академическая успешность обучающихся младших курсов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ / SUCCESS OF TRAINING / MEDICAL INSTITUTION / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шапоров Антон Михайлович, Исаева Елена Рудольфовна, Тюсова Ольга Викторовна, Юсупов Владислав Викторович, Ладнов Дмитрий Владимирович

Исследования, посвященные разработке предикторов академической успешности обучающихся на различных этапах образовательного процесса, представляют значительный интерес для организации образовательного процесса в медицинском вузе. Цель исследования: выявление критериев и косвенных предикторов успешности образовательного процесса у студентов младших курсов обучения в медицинском вузе. Материалы и методы: было обследовано 580 студентов на 1 и 3 курсах обучения в медицинском вузе с применением методики разделения на категории в зависимости от исходного интеллектуального уровня и адаптационного потенциала, анализом результатов ЕГЭ, оценок, полученных во время обучения в вузе и фактов отчисления. Статистический анализ проводился с использованием пакетов прикладных программ Statistica for windows. Выводы: было показано, что академическая успешность студентов медицинского вуза взаимосвязана не только с уровнем базовых знаний, оцениваемых по результатам ЕГЭ, но и с их интеллектуальным уровнем и адаптационным потенциалом. У студентов с низким интеллектуальным уровнем и адаптационным потенциалом выявлены более низкие показатели академической успешности в процессе обучения в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шапоров Антон Михайлович, Исаева Елена Рудольфовна, Тюсова Ольга Викторовна, Юсупов Владислав Викторович, Ладнов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic success of the studying of junior courses of medical school

The applicability. The investigations regarding predictors of the academic success in all stages of the educational process continue to be actual. Study objective is to find the academic success criteria and predictors of efficiency of the educational process in the group of the medical students at 1, 2 and 3 stages of education. Materials and methods. 580 medical students had been examined. The process of examination has been performed during the 3 years (1-3 stages). We used the method of profiling by categories due to altitude of the intelligence and capacity potential. The school final exam results, as well as the academic educational results in the 1st and 2nd years of University education have been assessed. The statistical inference has been performed with the application of the program pack “Statistica for windows”. Conclusions. The medical student’s academic success is connected not only with the basic level of education, but also with the level of intelligence and capacity potential. The students with low level of intelligence and capacity potential have low academic success results.

Текст научной работы на тему «Академическая успешность обучающихся младших курсов медицинского вуза»

8. Калинникова, О.Б. Модернизация образовательного процесса в современном вузе / О.Б. Калинникова, О.В. Романова, А.И. Калинников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 60-63.

9. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образования / В.А. Гижов, А.И. Калинников, А.А. Поздникин, О.Б. Калинникова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 12 (139). - С. 24-27.

REFERENCES

1. Antsiferov, G.N. (2013), "System of cross-cutting higher technical education", Council of rectors, No. 10, pp. 28-33.

2. Boldyreva, E.P. (2018), "About risks in higher professional education in the conditions of modernization of the educational environment", Risks in the modern educational space: monograph, publisher Saratov socio-economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, pp. 62-76.

3. Gorylev, A.I., Ponomareva, E.A. and Rusakov, A.V. (2011), TUNING methodology: competency-based approach in determining the content of educational programs. Electronic methodical manual, N. Novgorod, available at: http://www.unn.ru/cie/GorylevPonomarevaRusakov.pdf.

4. Dyukarev, I.A., Kotlobovskiy, I.B., Karavaeva, E.V., Demchuk, A.L., Teleshova, I.G., Ech-enique, B.H. and Ulyanova, M.E. (2013), "About the project «Tuning» Russia", Higher education in Russia, No. 8-9, pp. 78-87.

5. 12 solutions for new education. Report of the center for strategic development and Higher school of Economics, available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obra-zovanie_Web.pdf.

6. Laptev, S.V. (2017), "What should higher education become to ensure the modernization of the Russian economy?", Russia: trends and prospects. Yearbook, publisher Institute of scientific information on social Sciences of RAS, Moscow, pp. 777-780.

7. Makeeva, A. (2018), "Universities want new grades", Kommersant, available at: https://www.kommersant.ru/doc/3674951.

8. Kapichnikova, O.B., Romanova, O.V. and Kapichnikov, A.I. (2014), "Modernization of the educational process in a modern University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (111), pp. 60-63.

9. Gigov, V.A., Kapichnikov, A.I., Pozdnikin, A.A. and Kapichnikova, O.B. (2016), "Formation of educational motivation of students in terms of improving the quality of three-stage higher education", Quality. Innovations. Education, No. 12 (139), pp. 24-27.

Контактная информация: shalaevanv@sgau.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 378.14.05.62

АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Антон Михайлович Шапоров, ассистент, Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Ольга Викторовна Тюсова, кандидат социологических наук, доцент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; Владислав Викторович Юсупов, доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела, Научно-исследовательский центр Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Дмитрий Владимирович Ладнов, студент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация

Исследования, посвященные разработке предикторов академической успешности обучающихся на различных этапах образовательного процесса, представляют значительный интерес для организации образовательного процесса в медицинском вузе.

Цель исследования: выявление критериев и косвенных предикторов успешности

образовательного процесса у студентов младших курсов обучения в медицинском вузе.

Материалы и методы: было обследовано 580 студентов на 1 и 3 курсах обучения в медицинском вузе с применением методики разделения на категории в зависимости от исходного интеллектуального уровня и адаптационного потенциала, анализом результатов ЕГЭ, оценок, полученных во время обучения в вузе и фактов отчисления. Статистический анализ проводился с использованием пакетов прикладных программ Statistica for windows.

Выводы: было показано, что академическая успешность студентов медицинского вуза взаимосвязана не только с уровнем базовых знаний, оцениваемых по результатам ЕГЭ, но и с их интеллектуальным уровнем и адаптационным потенциалом. У студентов с низким интеллектуальным уровнем и адаптационным потенциалом выявлены более низкие показатели академической успешности в процессе обучения в медицинском вузе.

Ключевые слова: успешность обучения, медицинский вуз, студент.

ACADEMIC SUCCESS OF THE STUDYING OF JUNIOR COURSES OF MEDICAL

SCHOOL

Anton Mikhaylovich Shaporov, the assistant, Elena Rudolfovna Isaeva, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, department chairman, Olga Viktorovna Tyusova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University; Vladislav Viktorovich Yusupov, the doctor of medical sciences, professor, head of department, Research Center of the Military Medical Academy, St. Petersburg; Dmitry Vladimirovich Ladnov, the student, Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State

Medical University

Annotation

The applicability. The investigations regarding predictors of the academic success in all stages of the educational process continue to be actual.

Study objective is to find the academic success criteria and predictors of efficiency of the educational process in the group of the medical students at 1, 2 and 3 stages of education.

Materials and methods. 580 medical students had been examined. The process of examination has been performed during the 3 years (1-3 stages). We used the method of profiling by categories due to altitude of the intelligence and capacity potential. The school final exam results, as well as the academic educational results in the 1st and 2nd years of University education have been assessed. The statistical inference has been performed with the application of the program pack "Statistica for windows".

Conclusions. The medical student's academic success is connected not only with the basic level of education, but also with the level of intelligence and capacity potential. The students with low level of intelligence and capacity potential have low academic success results.

Keywords: success of training, medical institution, student.

ВВЕДЕНИЕ

Для улучшения процесса обучения в медицинском вузе с учетом постоянно обновляющихся в последние годы образовательных стандартов, требований к программам подготовки, методов оценки знаний и практических навыков необходимо выявление факторов, оказывающих влияние на учебную успешность студентов, и факторов, которые препятствуют достижению ими положительных результатов в обучении или их отчислению. При этом комплекс мероприятий по организации учебного процесса с использованием различных методов и технологий обучения должен учитывать уровень интеллекта, особенности личности студентов и структуру их мотивации к обучению [1].

Термин «успешность в образовании» был введён Б.Г. Ананьевым [2]. Учебная успешность обычно трактуется как положительный результат при освоении определённых образовательных программ и отождествляется с хорошей академической успеваемостью студентов, которая оценивается как результат достижения определенных образовательных показателей, установленных государственными образовательными стандартами, действующими в данный период обучения. Мерой академической успешности при этом чаще всего считают оценку полученных знаний, выраженную в виде отметки (по 5-ти балльной, 10-

балльной или какой-либо иной шкале) [3]. Отметка позволяет оценить уровень знаний и умений студентов на основе использования фонда оценочных средств и является наиболее удобной и распространенной формой оценки результата учебного процесса. Однако, наиболее часто используемая пятибалльная шкала не дает полной картины приобретения знаний и практических навыков каждым обучающимся [4].

Проблема критериев оценки результатов обучения в современной литературе решается по-разному [5]. В настоящее время для определения академической успеваемости в вузах широко используется рейтинговая оценка успеваемости. Считается, что она дает представление об успехе учебной деятельности студентов в целом. При использовании рейтинговой системы для оценки результатов обучения используется несколько параметров. Студенты, завершая изучение определенного раздела учебной дисциплины, должны решить контрольные тестовые задания и продемонстрировать практические навыки в соответствии с одним из требуемых уровней: знаю, владею, могу. Рейтинг, основанный на целом перечне параметров, не только является более объективным показателем, чем оценка [5,6], он позволяет разделить обучающихся на 2 группы: освоивших и не освоивших данный раздел программы [4].

Однако, поскольку обучение - это процесс взаимодействия между преподавателем и обучающимся, понятие «успешность обучения» является более широким по сравнению с понятием «академические достижения», и его эффективность может быть рассмотрена с разных точек зрения. Во-первых, она может взаимосвязана со сложностью образовательной методики, связанной с временными, материальными и другими затратами, необходимыми для обучения. Во-вторых, ее можно рассматривать с точки зрения производительности труда, связанной со временем, которое необходимо студентами для изучения определенной темы. При этом студенты, обладающие различными базовыми знаниями, различными интеллектуальными и личностными характеристиками, по-разному будут овладевать определенным объемом знаний. Поэтому для оценки успешности обучения не менее значимо сравнение студентов между собой по эффективности достижения определенных результатов. Это предполагает разделение студентов на несколько групп в зависимости от разной успешности обучения [4]. Методики разделения обучающихся на потоки для определения их пригодности к обучению были разработаны и опробованы для успешного выполнения служебных обязанностей в воинском коллективе при отсутствии отрицательной мотивации к военной службе [7]. Однако эти методики могут быть использованы и в гражданских медицинских вузах для выявления группы потенциально проблемных студентов, требующих повышенного внимания преподавателей, дополнительной учебной и психологической поддержки.

Поэтому целью исследования было выявить критерии успешности обучения студентов на младших курсах обучения в медицинском Университете и получить косвенные предикторы эффективности образовательного процесса.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе выполнения работы было обследовано 580 студентов 1-го курса, поступивших в ПСПбГМУ в 2013 году. Из них 354 женского и 226 мужского пола. Средний возраст студентов составил 18,22±0,43 года. Анализ места проживания студентов до поступления выявил, что 107 обследованных были жителями Санкт-Петербурга, 100 обучающихся проживали в Северо-Западном Федеральном округе, 373 в других регионах России.

В 2015 году повторно были обследованы 424 студента 3 курса из числа поступивших в Университет в 2013 году. Из них 274 лица - женского и 150 мужского пола. Средний возраст обследованных составил 19,89±0,21 года. Среди включенных в анализ студентов -96 были жителями Санкт-Петербурга, 86 - Северо-Западного Федерального округа, 242 -других регионов России.

В ходе обследования использовались следующие методики: батарея интеллектуальных тестов [8], многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) [7]. Уро-вень развития познавательных психических процессов оценивался с помощью батареи интеллектуальных тестов, в состав которой входили методики: «Аналогии», «Числовые ряды», «Зрительная память», «Образное мышление», «Арифметический счет», «Установ -ление закономерностей», направленные на определение уровня развития вербально-логи-ческого и образного мышления, а также особенностей памяти, внимания и темповых характеристик мыслительной деятельности. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) предназначен для изучения адаптационных возможностей на основе оценки некоторых социально-психологических и психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.

На основании тестирования выводился общий интегральный показатель - категория психологической готовности (ПГ) к обучению в зависимости от уровня развития когнитивных (познавательных) и адаптационных (личностных) способностей. На основании этого интегрального показателя все студенты были разделены на 4 категории:

1 категория ПГ - наиболее высокий уровень развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала,

2 категория ПГ - достаточный уровень развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала,

3 категория ПГ - удовлетворительный уровень развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала,

4 категория ПГ - недостаточный исходный уровень развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки успешности обучения студентов младших курсов медицинского Университета был проведен анализ оценки психологической готовности студентов к обучению на 1 и 3 курсах. Анализ показал, что в 2013 году, только у 5% студентов 1 курса наблюдался наиболее высокий уровень развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала, они были включены в группу 1 категории психологической готовности (рисунок 1). Достаточный уровень развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала был выявлен у 46% студентов, который были отнесены ко 2 категории. У 42% обследованных лиц показатели интеллектуального и личностного адаптационного потенциала были оценены как удовлетворительные, они вошли в 3 категорию психологической готовности. И, наконец, 7% студентов имели недостаточный уровень интеллектуального и

24 36

212

/ 231

□ кат 1 □ кат 2 □ кат 3 □ кат 4

Рисунок 1 - Распределение студентов 1 курса по категории психологической готовности к обучению в вузе (кат - категория обучающихся, число в круговой диаграмме - абсолютное число отнесенных в данную категорию студентов)

12 8

| 152

176 \

□ кат 1 □ кат 2 □ кат 3 □ кат 4

Рисунок 2 - Распределение студентов 3 курса по категории психологической готовности к обучению в вузе (кат - категория обучающихся, число в круговой диаграмме - абсолютное число отнесенных в данную категорию студентов)

Анализ студентов 3-го курса, проведенный в 2015 году, показал, что к 1-ой категории психологической готовности к обучению были отнесены всего 2% студентов с наиболее высоким уровнем развития интеллектуального и личностного адаптационного потенциала, ко 2 категория - 44%, к 3 категории - 51% и к 4 категории - 3% обследованных лиц (рисунок 2). Таким образом, в процессе обучения в вузе наблюдалось уменьшение количества студентов, отнесенных к 1 и 2 категориям психологической готовности, и увеличение студентов 3 категории. При этом количество студентов с недостаточным исходным уровнем интеллектуального и личностного адаптационного потенциала (4 категория психологической готовности) уменьшилось частично за счет отчисления, частично за счет перераспределения их в 3 категорию психологической готовности обучавшихся.

В процессе дальнейшего анализа сравнивались студенты с различной успешностью освоения определённых образовательных программ, а также отчисленные в процессе обучения. Результаты анализа академической успеваемости обследованных студентов представлены в таблице 1. Наибольшее количество отчисленных студентов было из 4-ой категории психологической готовности (47,2%). Затем по частоте отчисления находились студенты с 3 категорией психологической готовности (30,3%). На третьем месте - студенты со 2 категорией психологической готовности (20,8%). Наименьшее количество отчисленных (16,7%) было с 1 категорией психологической готовности обследованных лиц.

Анализ успеваемости показал, что наибольшее количество пятерок было у студентов 1 категории психологической готовности (37,5%), затем у студентов 2-ой категории психологической готовности (24,5% случаях), потом у студентов 3 категории психологической готовности 17,2% и наименьшее количество у студентов 4 категории психологической готовности - всего 8,3%.

Оценку «4» чаще других получали студенты, отнесенные во 2 категорию психологической готовности (45,9%,), а студенты 1 и 3 категории получали оценку «4» примерно с одинаковой частотой (33,3% и 35,3% соответственно).

Оценку «3» как средний балл чаще всего получали респонденты 4 категории в 50% случаев. Остальные категории обучающихся реже в качестве оценки своих знаний получали «3»: студенты 1-ой категории в 25%, студенты 2-ой в 24,7% и респонденты 3-ей категории в 39,1% случаев.

Таблица 1 - Процентное соотношение студентов с различной категорией психологической готовности и уровнем успешности освоения образовательных программ в вузе (%)_

Параметры 1 категория ПГ 2 категория ПГ 3 категория ПГ 4 категория ПГ

Отчисленные 16,7 20,8 30,3 47,2

Студенты без задолженностей 50 43,7 32,8 25

Средняя оценка «5» 37,5 24.2 17,2 8,3

Средняя оценка «4» 33,3 45,9 35,3 25

Средняя оценка «3» 25 24,7 39,1 50

Общее распределение студентов по категориям 4,5 43,7 45 6,8

Также нами были проанализированы показатели исходной и текущей успеваемости студентов во взаимосвязи с различным уровнем интеллектуальных возможностей и адаптационного потенциала: средняя оценка успешности обучения, среднее число задолженностей по всем предметам, средний балл ЕГЭ, средний балл ЕГЭ по биологии и русскому языку, они представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели успеваемости студентов с различным уровнем интеллектуальных возможностей и адаптационного потенциала (М±т)___

Показатели 1, 2, 3 категории ПГ 4 категория ПГ Т-тест

Средний уровень академической успешности (оценка) 3,95±0,04 3,55±0,02 р <0,05

Среднее число задолженностей по всем предметам 0,76±0,15 1,08±0,11 р <0,05

Средний балл ЕГЭ (балл) 76,74±0.42 71,95±1.35 р <0,001

Биология ЕГЭ (балл) 84,24±0.5 81,17±1.32 р <0,03

Русский язык ЕГЭ (балл) 83,14±0.51 79,56±1.53 р <0,03

Анализ показал, что студенты с 1, 2 и 3 категориями психологической готовности статистически значимо имели более высокие оценки по предметам, преподаваемым в вузе, чем студенты с 4 категорией психологической готовности (3,95±0,02 и 3,55±0,04 соответственно, р <0,05).

Исследование числа задолженностей по всем предметам показало, что студенты с 4 категорией психологической готовности имеют наибольшее количество задолженностей (1,08±0,11 и 0,76±0,15 соответственно, р <0,05), что, вероятнее всего, связано с низким уровнем интеллектуального развития и адаптационного потенциала.

Средний балл ЕГЭ студентов с 1, 2 и 3 категориями психологической готовности оказался достоверно выше, чем у студентов 4 категории ПГ (76,74±0,42 и 71,95±1,35 соответственно, р <0,001). Аналогичные данные были получены по результатам ЕГЭ по биологии и русскому языку. По биологии средний бал студентов с 1, 2 и 3 категориями психологической готовности был достоверно выше, чем у студентов 4 категории психологической готовности (84,24±0,5 и 81,17±1,32 соответственно, р <0,03). По русскому языку средний балл по ЕГЭ также оказался достоверно выше у студентов с 1, 2 и 3 категориями психологической готовности (83,14±0,51 и 79,56±1,53 у студентов, отнесенных к 4 категории).

Таким образом, наиболее высокие показатели успешности обучения в вузе, более низкое количество задолженностей по предметам выявлены у студентов с изначально высоким уровнем ЕГЭ по биологии и русскому языку и высоким уровнем психологической готовности к обучению. Наибольшее число задолженностей и наиболее высокий процент отчисленных выявлено у студентов с 4 категорией психологической готовности, что связано с низким уровнем интеллектуального и личностного потенциала.

Анализ студентов, отчисленных на 1 и 2 курсах обучения, показал, что студенты с высоким уровнем развития личностного адаптационного потенциала (5,8) и познавательных способностей (интеллектуального развития) (6,4) продолжают обучение в вузе (таблица 3). При этом у студентов, отчисленных на 1 курсе, выявлены наиболее низкие показатели личностного адаптационного потенциала (4,9) по сравнению со студентами, отчисленными на 2 курсе и продолжающими обучение в медицинском вузе.

Таблица 3 - Студенты с различным уровнем личностного адаптационного потенциала и познавательных способностей, продолжающие обучаться в вузе и отчисленные в процессе обучения.___

Личностный адаптационный потенциал Познавательные способности (ОИР)

Отчисленные на 1 курсе 4,9 5,7

Отчисленные на 2 курсе 5,5 5,8

Продолжающие обучение 5,8 6,4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные показывают, что на академическую успешность студентов медицинского вуза оказывают влияние не только уровень базовых знаний (балл ЕГЭ по предметам), но и показатели интеллектуального и адаптационного потенциала студентов, кото -рые являются взаимосвязанными. Наиболее высокая вероятность увеличения числа задолженностей и отчисления из вуза у студентов с низким показателем личностного адаптационного потенциала. Следовательно, оценка этих показателей важна не только с целью прогноза академической успешности студентов, но и для разработки индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих особенности интеллектуального и адаптационного потенциалов студентов.

ВЫВОДЫ

1. Академическая успешность студентов медицинского вуза взаимосвязана не только с уровнем базовых знаний, оцениваемых по результатам ЕГЭ, но и с интеллектуальным уровнем и адаптационным потенциалом самого студента.

2. Студенты с низким интеллектуальным уровнем и адаптационным потенциалом демонстрируют более низкие показатели академической успешности в процессе обучения в медицинском вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С.Д. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 271 с. - ISBN 57567-0012-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ананьев, Б.Г О проблемах современного человекознания : учебное пособие / Б. Г Ананьев. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 261 с. - ISBN 5-272-00289-Х.

3. Еремеев, Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты : монография / Б.А. Еремеев.

- Москва : Директ-Медиа, 2014. - 202 с. - ISBN 978-5-4458-7202-3.

4. Мамаева, И.А. Методика оценки успешности обучения студентов / И.А. Мамаева // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 4. - C. 85-86.

5. Методология рейтинговой оценки знаний и навыков студентов, проходящих обучение на кафедре анестезиологии и реаниматологии / О.Т. Прасмыцкий [и др.] // Медицинский журнал. - 2012.

- № 2. - С. 92-97.

6. Factors Contributing to Academic Performance of Students in a Tertiary Institution in Singapore / S.V. Jayanthi [et al.] // American Journal of Educational Research. - 2014. - Vol. 2, N. 9. - С. 752-758.

7. Формирование психологической и интеллектуальной готовности студентов, призываемых на военную службу / М.Д. Дидур [и др.] // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. - 2010. - Т. XVII, вып. 1. - С. 28-31.

8. Факторы психологической готовности студентов к обучению в медицинском вузе / В.В. Юсупов, Л.О. Марченко, С.Н. Левич, А.В. Старков // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. - 2018. - № 2. - С. 29-33.

REFERENCES

1. Smirnov, S.D., (2001), Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality, Aspect-Press, Moscow.

2. Ananev, B.G., (2001), On the problems of modern human studies, Peter, St. Petersburg.

3. Eremeev B.A., (2014), Educational success and values of students of a teacher training university: psychological bases, technology and measurement procedures, some results, Direct-Media, Moscow.

4. Mamaeva I.A., (2008), "Methods of assessing the success of student learning", Modern problems of science and education, No. 4, pp. 85-86.

5. Prasmyitskiy, O.T., YAlonetskiy, I.Z., Rjeutskaya, R.E. and Grachev, S.S., (2012), "Methodology of knowledge and skills rating for students studying at the anesthesiology and intensive care chair of «BSMU»", Medical Journal, No. 2, pp. 92-97.

6. Jayanthi, S.V., Balakrishnan, S., Ching, A.L.S., Latiff, N.A.A., and Nasirudeen A.M.A., (2014), "Factors Contributing to Academic Performance of Students in a Tertiary Institution in Singapore.", American Journal of Educational Research, No. 2 (9), pp. 752-758.

7. Didur, M.D., Starkov, A.V., TSvetkov, YU.V., Lyikov, I.V., Yusupov, V.V. and Goncharov, K.N., (2010), "Formation of psychological and intellectual readiness of students called up for military service", The Scientific Notes of the Pavlov university, Vol. 17, No. 1, pp. 28-31.

8. Yusupov, V.V., Marchenko, L.O., Levich, S.N. and Starkov, A.V. (2018), "Factors of psychological readiness of students to study at a medical university", Health, Demography, Ecology of Finno-Ugric People, No 2, pp. 29-33.

Контактная информация: shapnl@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.