Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ОФШОРЫ / РЕДОМИЦИЛЯЦИЯ / САНКЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левит Денис Дмитриевич

Статья посвящена исследованию статуса специальных административных районов и их роли в поддержке предпринимателей в условиях международных санкций. В работе проанализирован проект закона, в котором принята попытка смягчения правового режима на территории специальных административных районов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ADMINISTRATIVE REGIONS AS A WAY TO ATTRACT INVESTMENTS AND SUPPORT ENTREPRENEURS UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS

The article is devoted to the study of the status of special administrative regions and their role in supporting entrepreneurs in the context of international sanctions. The paper analyzes the draft federal law, which adopted an attempt to mitigate the legal regime on the territory of special administrative regions

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

УДК 346.542

Левит Денис Дмитриевич Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Юридический факультет Россия, Москва [email protected] Levit Denis

Financial university under the Government of the Russian Federation

Faculty of law Russia, Moscow

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Аннотация: статья посвящена исследованию статуса специальных административных районов и их роли в поддержке предпринимателей в условиях международных санкций. В работе проанализирован проект закона, в котором принята попытка смягчения правового режима на территории специальных административных районов.

Ключевые слова: иностранные активы, международные холдинговые компании, офшоры, редомициляция, санкции, специальный административный район.

SPECIAL ADMINISTRATIVE REGIONS AS A WAY TO ATTRACT INVESTMENTS AND SUPPORT ENTREPRENEURS UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS

Annotation: the article is devoted to the study of the status of special administrative regions and their role in supporting entrepreneurs in the context of international sanctions. The paper analyzes the draft federal law, which adopted an attempt to mitigate the legal regime on the territory of special administrative regions. Key words: special administrative region, offshore, redomiciliation, sanctions, foreign assets, international holding companies.

Вопрос создания благоприятного инвестиционного климата, способствующего возврату финансовых активов иностранных компаний, созданных российскими гражданами, на сегодняшний день является весьма актуальным с учетом сложившегося давления зарубежных стран на активы российских граждан и организаций.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть правовое регулирование специальных административных районов (САР). Фактически, САР представляют собой российский вариант офшорных зон, основной целью которых является редомициляция компаний, созданных на территории иностранных государств отечественными предпринимателями.

Как указывает Кондукторов А.С. «редомициляция в РФ является комплексным организационно-правовым процессом, предусматривающим смену национальной правовой принадлежности (с иностранной на российскую), сопровождающуюся присвоением специфического статуса «международной компании»» [3, с. 45].

Общей целью законодательства в рассматриваемых правоотношениях является возврат на территорию Российской Федерации капитала отечественных предпринимателей и привлечение иностранного капитала.

Очевидно, что для привлечения иностранных компаний в российскую юрисдикцию, правовой режим на территории САР должен давать ряд преимуществ в виде налоговых или административных льгот.

В этой связи считаем необходимым провести сравнение налоговых льгот, предоставляемых на территориях САР с иностранными юрисдикциями (см. Таблицу 1).

В результате проведенного сравнения видно, что на территориях САР действуют более строгие критерии для предоставления льгот, чем в иностранных офшорных зонах, что не может не сказаться на желании международных компаний переходить под влияние российской юрисдикции и, как следствие, на темпы деофшоризации и привлечения капитала.

Так, Дидикин А.Б. приходит к выводу, что предусмотренный российским правом порядок регулирования международных компаний не соответствует моделям офшоров, имеющихся в иностранных юрисдикциях, ввиду того что отсутствуют существенное снижение налоговой нагрузки и послабления в ведении бухгалтерской отчетности [4, с. 42].

Анализируя налоговые льготы на территориях САР, Милоголов Н.С. и Цаган-Манджиева К.Н. также приходит к выводу, что они по своей сути не соответствуют офшорным зонам [5, с. 34].

Низкая привлекательность специальных административных районов подтверждается и статистикой. Так, на сегодняшний день на территории о. Русский (Приморский край) зарегистрировано всего пять международных компаний [7], а на территории о. Октябрьский (Калининградская область) зарегистрировано 63 участника [8].

Необходимо отметить, что в ответ на введение в феврале-марте 2022 года санкций в отношении российских граждан и их активов, находящихся на территории иностранных государств, Российская Федерация принимает меры, направленные на расширение льгот на территории САР, создавая более благоприятные условия для редомициляции.

Так, на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект Федерального закона № 84923-8 «О внесении изменений в части первую и

598

вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который 11.03.2022 г. был принят в первом чтении [2].

Из наиболее существенных изменений, направленных на либерализацию правового регулирования, можно выделить следующие:

1) Статус международной холдинговой компании смогут получить организации созданные до 01.01.2020 года (в ранее действовавшей редакции такой статус могли получить организации, созданные до 01.01.2018 года). Таким образом, было снижено требование к «возрасту» организаций, что расширило круг потенциальных претендентов на статус международной холдинговой компании за счет более молодых компаний.

2) Смягчение требования к стабильности состава контролирующих лиц. Согласно проекту, могут допускаться небольшие изменения в составе контролирующих лиц - не более чем на 25 %, в то время как согласно действующему регулированию, такие изменения, как правило, не допускаются.

3) Закрепление стабилизационной оговорки, согласно которой налоговая нагрузка по налогу на прибыль и транспортному налогу, существовавшая на момент приобретения организацией статуса международной холдинговой компании, не может быть ухудшена. На наш взгляд, указанное положение является одним из важнейших изменений, способствующих привлечению капитала, ввиду того что многих предпринимателей отпугивает нестабильность правового регулирования в России и возможное повышение налоговых ставок.

4) Снижение процентных ставок по налогу на прибыль для выплачиваемых и получаемых дивидендов до 10 % и 5 % соответственно. Для применения льготных ставок организации необходимо будет соблюсти ряд требований, в том числе к: составу контролирующих лиц (хотя бы одно лицо, должно являться резидентом России), структуре доходов и расходов, количеству сотрудников (не менее 15 человек), офисному помещению (не менее 50 кв.м. и принадлежащее на праве собственности) и др.

599

5) Снижение административного давление, которое выражается в том, что первая проверка в отношении в отношении участника специального административного района может быть проведена не ранее чем через два года после регистрации. Указанное положение даст организациям время на адаптацию и позволит сосредоточиться непосредственно на хозяйственной деятельности.

Таким образом, указанные изменения показывают, что государство взяло вектор на смягчение и либерализацию механизма редомициляции для повышения инвестиционной привлекательности страны и возврата российского капитала из-за рубежа. Данные изменения особенно актуальны в условиях международных санкций, объектом которых стали, в том числе активы российских предпринимателей. Между тем, на наш взгляд, предпринимаемых мер все еще недостаточно для привлечения значительного объема инвестиций. По нашему мнению, необходимо снизить требования, предъявляемые к организациям для получения статуса участника САР, в частности по объему необходимых инвестиций на территории страны.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // «Парламентская газета». № 151-152. 10.08.2000.

2. Проект Федерального закона № 84923-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/84923-8. (дата обращения 15.03.2022).

3. Кондукторов А.С. Правовое регулирование редомициляции в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права, 2021. № 9. С. 43 - 56.

4. Дидикин А.Б. Правовые формы регулирования отношений государства и бизнеса в российских офшорах // Журнал предпринимательского и корпоративного права, 2019. № 3. С. 38 - 42.

5. Милоголов Н.С., Цаган-Манджиева К.Н. Сравнительный анализ положений российского законодательства, связанных с созданием специальных административных районов (САР) на территориях Калининградской области и Приморского края, и холдинговых режимов, применяемых в зарубежных странах // Финансовое право. 2020. № 5. С. 31 - 34.

6. Holding Regimes 2018. Comparison of Selected Countries // Loyens & Loeff, 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://www.loyensloeff.com/media/69057/holding_regimes_2018_def.pdf. (дата обращения: 11.03.2022).

7. Реестр участников специального административного района на территории острова Русский (Приморский край) // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики: [сайт]. URL: https://erdc.ru/upload/iblock/4dd/Reestr-SAR.PDF. (дата обращения: 11.03.2022).

8. Специальный административный район на территории острова Октябрьский (Калининградская область) [Электронный ресурс] // URL: https://www.russiasar.com. (дата обращения: 11.03.2022).

Приложения

Таблица 1. Сравнение налоговых льгот на территории САР и в офшорных зонах.

Критерий / Страна САР (Россия) Республика Кипр Республика Мальта

Налогообложение полученных дивидендов Ставка 0%, если международная компания на протяжении года непрерывно владеет долей в размере не менее 15% [1]. Применяется ставка 0% независимо от периода владения и размера доли [6]. Для применения ставки 0 % необходимо наличие одного из критериев: 1) доля владение не менее 10% 2) сумма участия составляет 1 164 000 Евро при владении не менее 183 дней 3) есть критерии существенного влияния на дочернюю компанию. В иных случаях ставка составляет 35 % [6].

Налогообложение дохода, полученного от продажи доли (акций) Ставка 0% если одновременно выполняются следующие критерии: - доля не менее 15% - владение не менее одного года - не более 50% активов представляют собой недвижимое имущество на Не облагается налогом. Ставка 20% применяется при продаже доли непубличных компаний, владеющих недвижимостью на территории Кипра [6]. Для ставки 0% применяются те же правила, что и при налогообложении дивидендов [6].

территории России [1].

Налогообложение выплачиваемых дивидендов Ставка 5 % при выплате дивидендов иностранным лицам [1]. Налог на дивиденды, выплачиваемые иностранному лицу, не взымается [6]. Налог на дивиденды, выплачиваемые иностранному лицу, не взымается, если это лицо не связано с резидентом Мальты [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.