Научная статья на тему 'Специальности информационно-коммуникационного блока в вузах культуры: сближение и взаимодействие'

Специальности информационно-коммуникационного блока в вузах культуры: сближение и взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕКСТ / ДОКУМЕНТ / ДОКУМЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулатова Анна Николаевна, Матвеева Анастасия Сергеевна, Рюмшина Елена Владимировна

В статье проанализированы междисциплинарные связи и проблемы сближения и взаимодействия документоведческих дисциплин с родственными дисциплинами информационно-коммуникационного блока, рассмотрены особенности их взаимодействия в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальности информационно-коммуникационного блока в вузах культуры: сближение и взаимодействие»

6. Borodina VA. Library and information education: St. Petersburg (Sakharov) school work with readers: Sakharov readings: collection of articles on materials of the III mezhdunar. scientific.-pract. conf. Saint Petersburg, 2012.

7. Orlov V.V. Scientific school of the Department of library science and theory of reading of library-information faculty of the University of culture // Libraries - 2013: library and information activities in the modern system of information, document communication and culture: Skvortsovskie reading: proceedings of the 18th Intern. scientific. conf. Moscow, 2013. Part 1.

8. Work with readers / ed. by V.F. Sakharov. Moscow, 1961, 1970, 1981.

УДК 371.2

А.Н. ДУЛАТОВА, А.С. МАТВЕЕВА, Е.В. РЮМШИНА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО БЛОКА В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ: СБЛИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Дулатова Анна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры документоведения и проектной деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), doc1996@list.ru

Матвеева Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры документоведения и проектной деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), doc1996@list.ru

Рюмшина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и проектной деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), doc1996@list.ru

Аннотация. В статье проанализированы междисциплинарные связи и проблемы сближения и взаимодействия документоведческих дисциплин с родственными дисциплинами информационно-коммуникационного блока, рассмотрены особенности их взаимодействия в образовании. Ключевые слова: междисциплинарность, конвергенция, информационно-коммуникационные дисциплины, текст, документ, документное образование.

UDC 371.2

A.N. DULATOVA, А^. MATVEEVA, E.V. RYUMSHINA

SPECIALTIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION BLOCKS IN CULTURAL HIGH SCHOOLS: CLIMBING AND INTERACTION

Dulatova Anna Nikolaevna, Full PhD (pedagogical science), Full professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), doc1996@list.ru

Matveeva Anastasia Sergeevna, PhD (pedagogical sciences), lecturer of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33) doc1996@list.ru

Ryumshina Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical sciences), lecturer of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), doc1996@list.ru

Abstract. The article analyzes interdisciplinary connections and problems of rapprochement and interaction of documentary disciplines with related disciplines of the information and communication block, the features of their interaction in education are considered.

Keywords, interdisciplinarity, convergence, information and communication disciplines, text, document, documentary education.

Подготовкой документных кадров в нашей стране занимается множество вузов: классические университеты, отраслевые институты, что обусловлено массовостью и востребованностью данной профессии. Содержание подготовки, как правило, отвечает специфике конкретной отрасли, а это сужает область профессиональной компетенции специалиста высшей квалификации. Из образовательных учреждений выделяются вузы культуры, для которых характерно широкое содержание профессионального образования документоведов и архивоведов. Здесь образовательная стратегия построена на междисциплинарных связях, диалоге специальностей разных направлений подготовки и проявляется в ряде аспектов профессионализации. Только в вузах культуры сосредоточены все родственные специальности информационно-коммуникационного (или информацион-но-документационного) блока: по документоведению, библиотековедению, библиографо-ведению, книговедению. В вузах сформирована особым образом организованная социальная среда, в которой тесно взаимодействуют образовательная и социокультурная составляющие. Именно традиционной стратегией междисциплинарных связей обусловлены трансформационная активность среды вуза, а также усиление ее влияния на качество образовательного процесса.

Междисциплинарность прослеживается в таких важнейших областях, как научная деятельность и технологии обучения. Родственные связи проявляются по направлениям и профилям подготовки на теоретико-методологическом уровне, что значительно расширяет и обогащает научную базу информационно-коммуникационного блока достижениями разных наук. Например, общим законом функционирования документов стал закон соответствия содержания и видового состава документов потребностям общества. Закон открыт Ю.В. Григорьевым применительно к библиотечным фондам. Таким же общим для информационно-коммуникационной сферы наук стал сформулированный Ю. Н. Столяровым закон обязательного документационного сопровождения деятельности. Ярким примером междисциплинарности в структуре подготовки документных кадров является изучение и применение библиографического метода.

Библиографический (специальный библиотечно-библиографический) метод применяется не только для изучения количественной совокупности документов. Он давно обрел статус общенаучного метода как универсум-совокупность всех видов жизнедеятельности людей во все времена, как средство формирования и развития культуры в целом [1]. В подготовке специалистов документной деятельности ему нет альтернативы. Он определяет, оценивает состояние познавательной, научно-исследовательской деятельности; обеспечивает результативность документной деятельности; организует создание продукта документной деятельности и др.

Для документоведческих исследований практическое значение имеет библиографический анализ документированных текстов - выявление и систематизация свойств документа. Г.Ф. Гордукаловой выделены следующие виды библиографического знания о документе: поэлементное (знание отдельных элементов документального потока); предметное или семантическое (знание содержания документов); типологическое (знание документов по признакам, их видам, типам и т.д.); аксиологическое (знание документов с точки зрения их ценности для различных групп потребителей); комплексное (знание свойств документального потока, связей и отношений между его элементами, закономерностей его развития) [2].

В.А. Фокеев отмечает, что библиографический метод, имея предметом своего изучения текст/документ, не только познает текст и порождает специфическое знание, но «собирает, обобщает, кумулирует, обеспечивает сохранность, движение в пространстве и времени» [3, с. 71-89]. Библиографическое знание В.А. Фокеевым представлено как средство управления, регулирования, ценностной ориентации. Для практики документной деятельности это означает, например, что библиографическим методом осуществляется: создание вторичных документов, применяемых в документационном

обеспечении управления; целенаправленное воздействие на пользователя документной информацией; оперирование информационными объектами и т.п.

Родственные связи документоведческих наук с другими науками информационно-коммуникационного блока четко прослеживаются и в преподавании: в задачах подготовки кадров, формируемых компетенциях будущих специалистов, в объекте деятельности, области деятельности, видах деятельности. Общими для рабочих программ по разным направлениям подготовки и разным специальностям являются не только многие учебные дисциплины общенаучной подготовки. Можно позиционировать как общие для всех специальностей такие учебные дисциплины, в предмет которых входят документ, информационные ресурсы, деятельность с документом, аналитико-синтетическая переработка информации и др.

Главным объектом изучения выступает документ, который разные специалисты информационно-коммуникационной сферы с разной степенью интенсивности создают, хранят, используют, передают, изучают и т.п. Исторически сложилось, что в содержание дисциплин из родственных специальностей входит изучение документа и документной деятельности в рамках «Документоведения» как общепрофессиональной дисциплины и других дисциплин (например, «Архивоведения», «Книговедения»). Мы рассматриваем «Документоведение» как дисциплину конвергентного типа и как показатель применения конвергентной методологии в преподавании. В данной дисциплине отражается направленность всех учебных дисциплин, охватывающих документированные формы информации. Иными словами, конвергентная методология включена в преподавание практически на всех специальностях информационно-коммуникационного блока.

Феномен документа является предметом изучения каждой науки информационно-коммуникационного блока учебных дисциплин. В научных исследованиях междисципли-нарность проявляется особенно ярко: в проблематике исследований; в языке междисциплинарного общения; в теоретико-методологических подходах; в использовании источников и литературы; в ссылках, цитировании и др. В документоведческих научных исследованиях неизбежна конвергенция - форма социальной синергии. Как процесс, сближающий разные науки в едином поле мировой науки, конвергенция определяет инновационность научного познания, глубину и значимость проблемы исследования [4].

Для наук информационно-коммуникационного блока это означает, что они сближаются (и взаимодействуют) или могут сближаться со всеми гуманитарными и негуманитарными науками. На локальном уровне внутри своего блока документоведение, библиотековедение, книговедение и другие науки взаимодействовали всегда. В документном образовании конвергентный подход обогащает характеристику текстового документа, обеспечивает целостность освоения его феномена. В то же время следует отметить противоречия между теоретическим обоснованием возможности конвергенции в преодолении парадигмальной неопределенности высшего образования и чрезвычайной инерцией образовательной практики в освоении данной концепции. В документном образовании тоже сложно привести примеры создания и внедрения конвергентных учебных дисциплин. Редким, «прорывным» случаем стала разработка курса «Информационная культура» - учебной дисциплины конвергентного типа. Курс неслучайно сформировался в вузах культуры как общий для всех направлений подготовки.

Литература

1. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа. М., 1993.

2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. М.,1996.

3. Гордукалова Г.Ф. Документальный поток в библиографической деятельности: история, теория, технология освоения: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1992.

4. Фокеев В.А. Природа библиографического знания. М., 1995.

5. Журавлева Е.Ю. Эпистемические обещания «цифровых гуманитарных наук» // Вопр. философии. 2014. № 9.

References

1. Slyadneva N.A. Bibliografija v sisteme Universuma chelovecheskoj dejatelnosti: opyt sistemno-dejatelnostnogo analiza [The bibliography in the system of the Universum of human activity: experience of the system and activity analysis]. Moscow, 1993.

2. Lotman Yu.M. Vnutri mysljashhih mirov. Chelovek - tekst - semiosfera - istorija [In the conceiving worlds. The person - the text - semiosfer - history]. Moscow, 1996.

3. Gordukalova G.F. Documentary stream in bibliographic activity: history, theory, technology of development: synopsis of the thesis ... PhD (pedagogical). Saint Petersburg, 1992.

4. Fokeev VA. Priroda bibliograficheskogo znanija [Nature of bibliographic knowledge]. Moscow, 1995.

5. Zhuravleva E.Yu. Epistemic promises of «the digital humanities» // Voprosy filosofii. 2014. № 9.

УДК 025. 5:81'374 В.В. ГОНЧАРОВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЛЕКСИКОГРАФИИ

Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), souris13@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется информационный потенциал учебной литературы по общей и частной лексикографии, изданной на территории Российской Федерации. Рассматриваются информационные особенности данного вида литературы, оказывающие непосредственное влияние на информационный поиск и справочно-библиографическое обслуживание.

Ключевые слова: учебная литература, лексикография, библиография, лексикографический информационный ресурс, справочно-библиографическое обслуживание.

UDC 025. 5:81'374 V.V. GONCHAROVA

INFORMATION FEATURES EDUCATIONAL LITERARTURE ON LEXICOGRAPHY

Goncharova Victoria Vladimirovna, PhD (pedagogical science), associate professor of Saint Petersburg state university of economics (Saint Petersburg, Sadovaya str., 21), souris13@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the information potential of the educational literature on general and special lexicography published in Russia. The paper examines information features of this type of literature with a direct impact on information search and reference and bibliographic service. Keywords, educational literature, lexicography, bibliography, lexicographic information resource, reference and bibliographic service.

В течение последних двадцати лет в результате увеличения количества высших и средних учебных заведений с лингвистической направленностью, кардинального изменения образовательных стандартов, перехода на Болонскую систему и т.д. появилось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.