Научная статья на тему 'Специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» как основа подготовки кадров спасательного дела'

Специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» как основа подготовки кадров спасательного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабаев Ю. Н.

Статья посвящена анализу специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», по которой АГЗ МЧС России готовит специалистов в течении 15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speciality «Defense in Emergency Situations» as the Basis of Emergency Affairs Staff Preparation

The Work is devoted to the analyses of specialty «Defense in emergency situations». CDA is training these specialists for 15 years.

Текст научной работы на тему «Специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» как основа подготовки кадров спасательного дела»

Научно-технические разработки

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 378.623:37+614.8

Ю.Н. Тарабаев к.ф.н. (АГЗ МЧС России)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПАСАТЕЛЬНОГО ДЕЛА

Y. Tarabaev

SPECIALITY «DEFENSE IN EMERGENCY SITUATIONS» AS THE BASIS OF EMERGENCY

AFFAIRS STAFF PREPARATION

Статья посвящена анализу специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», по которой АГЗ МЧС России готовит специалистов в течении 15 лет.

The Work is devoted to the analyses of specialty «Defense in emergency situations». CDA is training these specialists for 15 years.

Ю.Н. Тарабаев

Государство во все времена обязано проводить политику, направленную на признание приоритета права своих граждан на защиту жизни и обеспечение безопасности.

Безопасность и устойчивость развития общества — два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе ориентиров и путей достижения высокого материального и духовного уровней жизни общества.

Необходимость предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями стала поводом к созданию в декабре 1990 года Чрезвычайной службы России. А в связи с этим родилась новая проблема — подготовка специалистов категории: профессионалов-спасателей, организаторов работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Объективная потребность общества и государства побудила в декабре 1992 года к созданию в системе Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) высшего учебного заведения

— Академии гражданской защиты. Академия была создана как головной учебно-методический центр в системе высшего профессионального образования ГКЧС России для подготовки специалистов Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях.

6 мая 1994 года академия вошла в подчинение МЧС России.

Работая в тесном взаимодействии с учебно-методическим советом «Техносферная безопасность», был подготовлен пакет документов на открытие новой специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях».

В 1994 году приказом Госкомвуза был дополнен Классификатор направлений и специальностей подготовки новой специальностью 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях» направления 656500 «Безопасность жизнедеятельности».

13 апреля 1995 года академией была получена лицензия на право ведения образовательной деятельности.

14 июля 1995 года был утверждён Государственный образовательный стандарт по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Сфера деятельности будущего выпускника — это войска гражданской обороны, потенциально опасные объекты экономики, зоны чрезвычайных ситуаций, территории и акватории, на которых в результате воздействия источника чрезвычайной ситуации произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникла угроза жизни и здоровью населения, а также нанесён ущерб объектам экономики, природной среде, собственности граждан.

С 1 сентября 1996 года был проведен первый набор в количестве 64 человек по вышеуказанной специальности.

В этот период наряду с совершенствованием структуры МЧС России совершенствовалась и организационно-штатная структура ака-

демии. К этому времени академия уже обладала высоким научно-педагогическим потенциалом. В ней трудились 16 докторов наук, 55 кандидатов наук.

Приказом Министерства высшего профессионального образования от 28.04.1994 года № 352 создана Учебно-методическая комиссия по специальности 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (УМК). Базовым вузом в соответствии с вышеуказанным приказом определена Академия гражданской защиты МЧС России.

УМК вошла в состав Учебно-методического совета «Техносферная безопасность» Учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию (МВТУ им. Н.Э. Баумана).

Учебно-методическая комиссия состоит из ведущих специалистов кафедр, представителей вузов, учреждений и организаций.

Основной задачей УМК является выработка содержания и методическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов, обеспечение эффективной связи с учреждениями и научными организациями, кроме этого на УМК возложена функция подготовки экспертного заключения о подготовленности вуза к открытию новой для вуза специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях».

С момента начала функционирования УМК в рамках специальности ведётся подготовка по десяти специализациям:

1. Аварийно-спасательное дело.

2. Технологии проведения пиротехнических

работ.

3. Диагностика зданий и сооружений на реальную сейсмоустойчивость.

4. Мониторинг, прогнозирование и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на водных объектах.

5. Мобилизационная работа.

6. Управление безопасностью в кризисных ситуациях природного и техногенного характера.

7. Гражданская защита.

8. Противопожарная защита.

9. Прогнозирование и предупреждение опасных природных процессов.

10. Технологии аварийно-спасательных работ на инженерных сооружениях.

Динамика роста вузов России, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» впечатляющая. Количество вузов за этот же период увеличилось с одного до сорока девяти.

Высшие учебные заведения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти:

Минобрнауке — 41;

МЧС России — 4;

Минтранспорта и связи РФ —1;

Минсельхоз России — 3;

Из этих вузов:

государственных вузов — 47 (95,9%).

негосударственных — 2 (4,1%)

технических университетов и филиалов 33 + 6; классических университетов и филиалов 7 + 1;

педагогических университетов — 1;

гуманитарный вуз — 1.

По федеральным округам России картина выглядит следующим образом:

Центральный — 7;

Северо - Западный — 5;

Южный (Северо-Кавказский) — 7;

Приволжский — 14;

Уральский — 3;

Сибирский — 5;

Дальневосточный — 7;

СНГ - 1.

По состоянию на 1 сентября 2006 года в вузах России обучаются по специальности 3686 студентов и 616 курсантов. Выпуск 2006 года составил 307 человек, в 2007 году планируется выпуск 365 человек.

Академией гражданской защиты организовано тесное взаимодействие с вузами, входящими в УМК,

— 9 представителей вузов входят в состав учебно-методической комиссии. Активное участие принимают в работе УМК профессора Красногорская Н.Н. (Уфа), Севастьянов Б.В. (Ижевск), доценты Муравьёва Е.В. (Казань), Ханхунов Ю.М. (Улан-Удэ), Пылин А.Г. (Ульяновск).

Продолжающаяся в стране реформа в сфере образования, интеграция российской системы высшего профессионального образования в европейскую систему должна осуществляться при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы — это один из необходимых принципов государственной политики, который определён Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании». Всё это предусматривает:

* введение двухуровневой системы подготовки специалистов;

* введение системы зачётных единиц для признания результатов обучения;

* совершенствование внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;

* создание условий для развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Академией были подготовлены предложения в проект ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (бакалавр, магистр), который предполагает большую вариативность как в базовой его части, так и в профильной.

Рассматривается в академии и вопрос внесения изменений в действующий ГОС ВПО по специальности.

Имея значительный многоплановый потенциал и располагая современной учебно-материальной базой, образовательный процесс в академии организован в соответствии с требованиями времени.

Подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных в системе МЧС России, требует использования новых передовых методик и технологий.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Имеется по учебному плану со специализацией Аварийно-спасательное дело Планируется при открытии специализации Организация спасательных работ

Наименование дисциплин Наименование дисциплин*

ЕН Химия взаимодействия излучения с веществом Информационные технологии управления Основы строительного черчения Методология изучения естественных наук ЕН Физико-химические основы развития и тушения пожаров Основы обеспечения пожарной безопасности Оценка технического состояния инженерных сооружений

ОПД Документационное обеспечение управления ОПД Технические средства ГИМС

ДС Инженерная защита населения Основы теории транспортных средств Специальная спасательная подготовка Средства и способы радиационной и химической защиты ДС Пожарная практика

Примечание: курсивом отмечены дисциплины, которые исключаются; * — вводимые дисциплины.

Подготовка специалистов по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» осуществляется на 25 кафедрах, каждая из которых имеет свою историю, свои достижения, свой стиль в обучении студентов, свои традиции.

Большая работа ведётся в академии по совершенствованию образовательного процесса: учебного плана по специальности, программ учебных дисциплин, где большой процент (до 40%) составляют специальные дисциплины и дисциплины специализации.

Под неустанным вниманием находится вопрос совершенствования методического мастерства педагогического состава, разрабатывается система повышения индивидуального педагогического мастерства на кафедрах, в первую очередь прикладных: аварийно-спасательных работ, радиационной, химической и экологической защиты, медико-биологической защиты, защиты населения и территорий, устойчивости экономики и жизнеобеспечения.

Определение оптимального содержания и структуры образовательного процесса по специальности осуществляется в академии непрерывно в течение всего периода подготовки специалиста. Направлениями такой деятельности являются: активная работа с УМС «Техносферная безопасность», в который входит и академия, периодическая оценка содержания рабочего учебного плана, регулярное отслеживание изменений и дополнений в нормативной базе Министерства образования и науки РФ.

Как известно, за последние полстолетия объём информации, вырабатываемой человечеством, возрастает через каждые 10 лет в два раза.

Для оперативного отслеживания изменений происходящими в области управления образованием используются информационные системы: «Консуль-тантПлюс», «Гарант». Особой популярностью у руководства академии, научно-педагогического состава пользуются научно-педагогические и методические

журналы Минобрнауки РФ: «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «ALMA MATER», «Ректор вуза», «Юрист вуза», «Учёный совет», «Администратор образования».

Особое внимание уделяется обеспечению образовательного процесса необходимой литературой, материально-техническими средствами, внедрению в образовательный процесс информационных технологий, продолжается формирование электронной библиотеки.

В академии имеется 4 компьютерных класса моделирования ситуационных задач, учебный центр управления в кризисных ситуациях, где обучаемые могут моделировать те или иные ЧС, принимать решение и определять группировку сил и средств, необходимых для их ликвидации.

В многофункциональном конференц-зале на 300 мест с режимом видеоконференции проводятся занятия с руководящим составом РСЧС в Институте развития.

Локальная вычислительная сеть ИНТРАНЕТ адаптирована в сеть МЧС России, что позволяет иметь связь в масштабе реального времени с главными управлениями ГОЧС субъектов Российской Федерации и отслеживать оперативную обстановку в регионе. Информация об оперативной обстановке доводится обучаемым перед началом занятий.

Наряду с имеющимися в учебных корпусах АРМ для выхода в сеть ИНТЕРНЕТ, имеется ИНТЕРНЕТ-клуб «Матрица» для выхода в глобальную сеть студентов.

Из года в год совершенствуется учебно-материальная база академии, реконструированы старые и введены в строй новые учебные корпуса. Совершенствуется полевая база (автодром, машинодром, учебные классы, учебные поля и объекты).

Мониторинг качества образовательного процесса осуществляется непрерывно по всем направ-

лениям. Вместе с тем, надо отметить, что ещё много вопросов и проблем остаются решёнными не в полной мере, сказывается «молодой возраст» вуза, который отметит в декабре своё 15-летие.

Начиная с младших курсов, студенты и курсанты учатся элементам грамотного принятия инженерного решения на защиту населения от ЧС и ликвидацию последствий стихийных бедствий, чтобы в дальнейшем использовать свои знания в практической деятельности.

Определённое внимание уделяется практической направленности обучения.

Курсанты старших курсов овладевают навыками управления автомобилем (получают права категории «С»).

Сначала в бассейне академии, а затем на открытом водоёме загородной учебной базы проходят занятия по лёгководолазной подготовке (к проведению занятий привлекаются спасатели Государственного центрального аэромобильного отряда), учатся управлять маломерными судами. В летнее время студенты выезжают в горы для совершенствования альпинистской подготовки (факультативные занятия). Кроме этого проводится кинологическая подготовка, конная подготовка (имеется конно-спортивная база), подготовка радиотелефонистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные умения и навыки позволяют будущим специалистам на выпускном курсе пройти аттестацию на квалификацию «Спасатель».

Для вуза наиболее доступным способом определения уровня приобретенных профессиональных качеств личности курсанта и студента является использование средств психологического тестирования. Проводимое отделом психологического сопровождения, периодическое тестирование на старших курсах позволяет отслеживать динамику формирования личности обучаемого как специалиста. Это дало возможность руководству МЧС России принять решение на привлечение курсантов старших курсов к ликвидации последствий взрывов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в городе Москве.

Осенью 2002 года более 200 курсантов в течение десяти суток мужественно противостояли лесным и торфяным пожарам в Подмосковье.

В конце четвёртого курса обучаемые должны определиться на выпускающей кафедре с предварительной тематикой выпускной квалификационной работы (ВКР). Затем курсанты, убывая в очередной отпуск по месту жительства, как правило, согласовывают тему в органе управления ГОЧС (получают заказ на разработку ВКР у работодателя). Как показал опыт предыдущих лет, дипломные работы, выполненные выпускниками академии, имеют большую практи-

ческую направленность и могут быть применены в деятельности объектов экономики и органов управления ГОЧС.

В сложившихся условиях реальная оценка сформированности профессиональных качеств у студентов возможна только через тесную взаимосвязь вуза с работодателем. Критерием оценки подготовленности студентов, как специалистов, является предложение предприятия (организации) на трудоустройство молодого специалиста. И эту довольно редкую, но весомую оценку академия старается тщательно отслеживать, анализировать и своевременно делать соответствующие выводы для организации и ведения образовательного процесса.

Сегодня на рынке труда спрос на знания отсутствует, а есть спрос на умение понимать, мыслить и делать. Работодатель, как правило, использует основные критерии при найме на работу молодых специалистов из числа выпускников вузов:

1. Коммуникабельность.

2. Креативность.

3. Наличие опыта делового общения с кандидатом (во время учебной, производственной практики, стажировки) и опыта практической деятельности выпускника, приобретенного в период обучения.

4. Способность к самообучению.

5. Наличие у выпускника образования по требуемой по специальности.

В настоящее время 100% курсантов по окончании академии идут служить по специальности, а для выпускников-студентов академии по специальности трудятся только 30%. Однако, это навсегда — квалифицированный резерв РСЧС как в штатном, так и в любом другом вариантах.

В заключение следует отметить, что оценка качества подготовки специалистов по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» получает своё отражение в отзывах на выпускников-курсантов, получаемых от командиров подразделений войск гражданской обороны, а на выпускников-студентов

— из информации, получаемой факультетом от работодателей. На страницах ведомственного журнала «Гражданская защита» можно встретить статьи о выпускниках и самих выпускников академии с их словами благодарности в адрес педагогов, воспитателей и вуза в целом.

Усилия профессорско-преподавательского состава, всего коллектива, направленные на развитие Академии гражданской защиты, безусловно, будут способствовать успешному преодолению объективных и субъективных трудностей, а значит, и качественному обеспечению личностного и профессионального роста обучаемых как будущих специалистов.

Литература

1. Карташов С.В., Вецпер В.Я. Подготовка инженеров-спасателей в системе образования МЧС России // Сб. тезисов XIV Международной научно-практической конференции АГЗ (3.04.2007 г.). — С. 12-20.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.