Научная статья на тему 'Специально-научные основания построения системы знаний в террологии: принцип развития'

Специально-научные основания построения системы знаний в террологии: принцип развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОЛОГИЯ / ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ / TERROLOGY / THE PRINCIPLE OF DEVELOPMENT / TERRORIST STRUGGLE / SPECIFICALLY-SCIENTIFIC BASES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барышников С. Г.

В статье раскрывается принцип развития, который используется при построении специально-научных знаний в террологии. Принцип развития в специально-научном познании составляет методологическую основу научного объяснения развития сущности террористической борьбы государств. Одним их важнейших методологических требований принципа развития заключается в необходимости обнаружения и раскрытия форм разрешения противоречий во внутреннем единстве терроризма и антитерроризма, в самой сущности террористической борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICALLY-SCIENTIFIC BASES OF BUILDING THE SYSTEM OF KNOWLEDGE IN TERROLOGY: THE PRINCIPLE OF DEVELOPMENT

The article reveals the principle of development, which is used when building the specially-scientific knowledge in terrology. The principle of development in specifically-scientific knowledge is a methodological basis of a scientific explanation of the development of the essence of states' terrorist struggle. One of the most important methodological requirements of the principle of development is the need to detect and disclosure the forms of contradictions resolution in the inner unity of terrorism and antiterrorism, in the very essence of terrorist struggle.

Текст научной работы на тему «Специально-научные основания построения системы знаний в террологии: принцип развития»

Раздел 6 ФИЛОСОФИЯ

Редактор раздела:

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУК - доктор филосовских наук, профессор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово)

УДК 101.1:316 + 323.28

Baryshnikov S.G. SPECIFICALLY-SCIENTIFIC BASES OF BUILDING THE SYSTEM OF KNOWLEDGE IN TERROLOGY: THE PRINCIPLE OF DEVELOPMENT. The article reveals the principle of development, which is used when building the specially-scientific knowledge in terrology. The principle of development in specifically-scientific knowledge is a methodological basis of a scientific explanation of the development of the essence of states' terrorist struggle. One of the most important methodological requirements of the principle of development is the need to detect and disclosure the forms of contradictions resolution in the inner unity of terrorism and antiterrorism, in the very essence of terrorist struggle.

Key words: terrology, the principle of development, terrorist struggle, specifically-scientific bases.

С.Г. Барышников, соискатель ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: SG. Baryshnikov@mail.ru

СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ В ТЕРРОЛОГИИ: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

В статье раскрывается принцип развития, который используется при построении специально-научных знаний в терроло-гии. Принцип развития в специально-научном познании составляет методологическую основу научного объяснения развития сущности террористической борьбы государств. Одним их важнейших методологических требований принципа развития заключается в необходимости обнаружения и раскрытия форм разрешения противоречий во внутреннем единстве терроризма и антитерроризма, в самой сущности террористической борьбы.

Ключевые слова: террология, принцип развития, террористическая борьба, специально-научные основания.

В имеющейся современной научной литературе уже достаточное количество ученых-террологов в своих исследованиях, посвященных террористической проблематике, приходят к общему выводу о необходимости построения и институализа-ции террологии [1-9].

Содержание специально-научных оснований построения системы знаний о террористической и антитеррористической деятельности составляют логические критерии теоретической зрелости данной системы знаний, а также их функции реализации, применения требований логических критериев в построении данной системы.

В концентрированном виде важнейшие логические критерии теоретической зрелости системы знаний о террористической и антитеррористической деятельности определяются методологическими требованиями теоретическому к специально-научному познанию, которые выражают принципы диалектической логики, диалектического способа мышления.

По степени соответствия содержания специально-научных знаний этим методологическим требованиям, по уровню реализации основных принципов диалектической логики в специально-научном познании можно судить о теоретической зрелости всех частнонаучных теорий и системы специально научных знаний о террористической и антитеррористической деятельности в целом.

Важнейшими принципами диалектической логики, которые реализуются в построении системы специально-научных знаний и методологические требования которых составляют

логические критерии определения уровня ее (системы) теоретической зрелости являются: принцип историзма, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства теории и практики, принцип развития, принцип детерминизма, отдельные из которых уже были использованы в нашем исследовании.

В связи с необходимостью классификации системы специально-научных знаний о террористической (военной) борьбе государств, следует раскрыть методологические требования принципа развития.

Принцип развития в специально-научном познании составляет методологическую основу научного объяснения развития сущности террористической борьбы государств. Первое важнейшее методологическое требование принципа развития заключается в том, чтобы наиболее полно и всесторонне раскрывался и объяснялся внутренний механизм развития сущности террористической борьбы, ее необходимых элементов, характер связей и отношений между ними в историческом процессе.

Второе важнейшее методологическое требование принципа развития заключается в том, чтобы в исследовании сущности террористической борьбы раскрывался и объяснялся ее объективный внутренний источник развития, развития антитеррористической составляющей необходимых элементов на каждом этапе исторического процесса.

Третье важнейшее методологическое требование принципа развития заключается в необходимости обнаружения и

раскрытия форм разрешения противоречий во внутреннем единстве терроризма и антитерроризма, в самой сущности террористической борьбы.

Важность и необходимость реализации этих требований, раскрывающих функцию специально-научных оснований в построении системы знаний о террористической и антитеррористической деятельности заключается в том, что они определяют возможность понимания и раскрытия объекта и предмета своего исследования - природы (происхождения и сущности) террористической борьбы государств, развитие которой характеризуется: необходимостью, обновлением, как сменой одних качественных состояний другими, преемственностью, направленностью; цикличностью.

Иначе говоря, реализация этих важнейших методологических требований означает раскрытие развития террористической борьбы государств по законам диалектики, что и позволяет показать в ней остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Какое же практическое значение для сотрудников антитеррористических подразделений имеет понимание природы современной террористической борьбы государств?

Очевидно, что самое первостепенное значение, ибо понимание природы современной террористической борьбы государств, места и роли антитеррористических структур государства в ней означает одновременно понимание ими своего предназначения, смысла своего существования, глубокого осознания того, что они находятся на самом остром и переднем крае борьбы за сохранение и выживание Российского государства, российского этноса, материальной и духовной культуры своего народа. Творческое решение каждым сотрудником антитеррористических подразделений своих задач важнейшим условием имеет глубокое знание природы современной террористической борьбы государств.

Отсюда очевидно, что уровень специальной подготовки сотрудников антитеррористических структур определяется пониманием ими существа своей профессии (специальности), квалификация которой находится в зависимости от знания ими природы и уровня организации и ведения антитеррористической борьбы.

Построение системы специально-научных знаний предполагает обнаружение и раскрытие необходимых, устойчи-

Библиографический список

вых, повторяющихся связей между противостоящими друг другу терроризмом и антитерроризмом в их развитии и внутреннем единстве, т.е. обнаружение и раскрытие законов террористической борьбы.

Обнаружение и анализ законов террористической борьбы составляет содержание и функцию специально-научных оснований в построении системы специально-научных знаний, а потому является важнейшим логическим критерием их теоретической зрелости.

Террологические (конспиративные) связи проявляются во внутреннем единстве терроризма и антитерроризма, в их развитии и взаимодействии, обмена террористическими и антитеррористическими действиями, следовательно, в террористической борьбе есть частный случай всеобщей связи, а потому законы террористической борьбы есть частный случай наиболее общих законов всякого развития и взаимодействия, т.е. законов диалектики.

Глубокое понимание диалектики взаимосвязи сущности и явлений террористической борьбы с необходимостью требует от сотрудников антитеррористических структур руководствоваться практическим правилом: в практике организации и ведения террористической борьбы недостаточно ограничиваться анализом отдельных сторон, элементов террологиче-ской обстановки, необходимо вскрыть сущность террологиче-ской обстановки в целом, всесторонне.

Метафизический разрыв сущности и явлений в специально-научном практическом познании конкретной террологиче-ской обстановки характеризует догматизм и шаблон в практическом мышлении сотрудников антитеррористических подразделений, что в практике организации и ведения террористической борьбы может привести к бездарно принятому решению, а в конечном счете - к поражению.

Такова сущность одного из важнейших требований к специально-научному познанию, который предъявляет объективный процесс развития к явлениям терроризма и антитерроризма в каждой отдельной форме террористической борьбы. Реализация этого требования в построении системы научных знаний о террористической борьбе составляет важнейшую функцию специально-научных оснований общей теории террористической деятельности.

1. Володин, А.Г. Террология / А.Г. Володин, В.Н. Коновалов // Международная безопасность и проблемы терроризма: южнороссийское обозрение. - Ростов-н/Д, 2002. - Вып. 13.

2. Грякалов, Н.А. Фигуры террора. - СПб., 2007.

3. Журавель, В.П. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности / В.П. Журавель, В.Г. Шевченко. - М., 2007.

4. Иноземцев, В.Л. Война идентичностей // Свободная мысль - XXI. - 2005. - № 7.

5. Кафтан, В.В. Введение в террологию // Логико-гносеологические основания институционализации. - М.: ВУ, 2009.

6. Одесский, М.П. Поэтика террора и новая административная реальность: очерки истории формирования / М.П. Одесский, Д.М. Фельдман. -М., 1997.

7. Свендсен, Л. Философия зла. - М., 2008.

8. Степанов, Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000.

9. Тюгашев, Е.А. Террористическая деятельность в транзитивном обществе: интерактивная интерпретация. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. - Новосибирск, 2006. - Вып. VIII.

10.Холмс, Р. Терроризм, жестокость и ненасилие // Метафизические исследования. // Этика: Альманах Лаборатории метафизических исследований. - СПб., 2005. - Вып. 216.

Bibliography

1. Volodin, A.G. Terrologiya / A.G. Volodin, V.N. Konovalov // Mezhdunarodnaya bezopasnostj i problemih terrorizma: yuzhnorossiyjskoe obozrenie. -Rostov-n/D, 2002. - Vihp. 13.

2. Gryakalov, N.A. Figurih terrora. - SPb., 2007.

3. Zhuravelj, V.P. O terrorizme, terrorologii i antiterroristicheskoyj deyateljnosti / V.P. Zhuravelj, V.G. Shevchenko. - M., 2007.

4. Inozemcev, V.L. Voyjna identichnosteyj // Svobodnaya mihslj - KhKhI. - 2005. - № 7.

5. Kaftan, V.V. Vvedenie v terrologiyu // Logiko-gnoseologicheskie osnovaniya institucionalizacii. - M.: VU, 2009.

6. Odesskiyj, M.P. Poehtika terrora i novaya administrativnaya realjnostj: ocherki istorii formirovaniya / M.P. Odesskiyj, D.M. Feljdman. - M., 1997.

7. Svendsen, L. Filosofiya zla. - M., 2008.

8. Stepanov, E.I. Sovremennihyj terrorizm: sostoyanie i perspektivih. - M., 2000.

9. Tyugashev, E.A. Terroristicheskaya deyateljnostj v tranzi-ti-vnom obthestve: interaktivnaya interpretaciya. Socialjnihe vzaimodeyjstviya v tranzitivnom obthestve. - Novosibirsk, 2006. - Vihp. VIII.

10. Kholms, R. Terrorizm, zhestokostj i nenasilie // Metafizicheskie issledovaniya. // Ehtika: Aljmanakh Laboratorii metafizicheskikh issledovaniyj. - SPb., 2005. - Vihp. 216.

Статья поступила в реакцию 02.06.11

УДК 008:001.8

Bekaryukov M.V. CONSTRUCTION OF ESOTERIC REALITY: BASIC ELEMENTS AND THEIR SPECIFIC. In

the article considers the coordinates of space, time and language, how the basic elements construction of esoteric reality, and analyzed the characteristics of "esoteric thinking", what causing the specifics of these coordinates, the adepts of esoteric teachings.

Key words: construction of reality, esotericism, esoteric thinking, esoteric reality, occultism, mysticism, myth, mythology.

М.В. Бекарюков, аспирант АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: bekaryukovmv@gmail.com

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ СПЕЦИФИКА

В работе рассматриваются координаты пространства, времени и языка, как базовые элементы конструирования эзотерической реальности, а также, анализируются особенности «эзотерического мышления», обуславливающие специфику восприятия этих координат адептами эзотерических учений.

Ключевые слова: конструирование реальности, эзотеризм, эзотерическое мышление, эзотерическая реальность, оккультизм, мистицизм, миф, мифология.

В последние десятилетия, отмечается рост интереса к мистицизму и эзотеризму во всём мире. Сюжеты, символы и идеи, связанные с различными аспектами мистицизма и эзоте-ризма, играют немалую роль в различных слоях общества, проникают в научные и философские парадигмы, художественное творчество, а зачастую господствуют в массовом сознании и формируют особые субкультуры и ценностно-смысловые миры, которые можно назвать эзотерической реальностью. Поэтому проблема осмысления феномена эзоте-ризма и формируемых им сегментов социокультурной реальности становится постоянным объектом научных исследований. С 60-х гг. XX в. в США и ряде стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды) создаются кафедры и исследовательские общества, изучающие эзотеризм и мистицизм. С начала 90-х гг. XX в., данная проблема становится объектом исследований и российских учёных. К настоящему времени в отечественной и западной науке сложился ряд подходов к рассмотрению феномена эзотеризма и выявлению основных особенностей эзотерической реальности, среди которых наибольшую популярность получили подходы А. Февра, В. Ханеграафа, К. фон Штукрада, В.М. Розина и С.В. Пахомова.

Для А. Февра эзотерика является особой «формой мысли», отличающаяся от остальных на основе шести критериев: 1) мышление в соответствиях; 2) идея живой, одушевлённой природы; 3) воображение и посредничество; 4) опыт трансмутации; 5) идея фундаментального соответствия нескольких или всех духовных традиций; 6) идея более или менее тайной передачи духовного знания, т. е. идея посвящённого эзотерика, избранности, учителя и т. д. Четыре первых критерия являются обязательными, а два последних - дополнительными, свойственными не всем эзотерическим традициям [1].

B. Ханеграаф, полагает, что: «эзотерика является воображаемой сущностью, созданной и гипостазированной фундаментальным полемическим дискурсом западной культуры» [2]. Другими словами, в обществе формируется образ врага, который предстаёт в виде «зла», противопоставленного «добру», носителем которого является само общество. Эзотерика, таким образом, представляет собой не определённую историческую линию или контркультуру, а «пренебрегаемое измерение общей культуры» [3, р. 30].

C.В. Пахомов определяет эзотеризм как: «комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками» [4, с. 11]. Эзотерическое знание представляется как особая сложно организованная когнитивная база или информационная система, элементы которой позволяют его носителю адекватно и логично, с его точки зрения, интерпретировать действительность [5].

По мнению В.М. Розина, эзотерика это не столько тайное знание доступное посвящённым, сколько определённый круг проблем и особое мироощущение [6, с. 6]. Эзотеризм является

одной из форм эволюции социума, которая опирается на личное творчество, самоактуализацию и психотехническую работу [7, с. 130]. С эзотерическим мироощущением автор связывает следующие моменты: 1) критику ценностей обыденной жизни и культуры; 2) веру в существование иной, подлинной, реальности; 3) убеждение, что человек уже при жизни может войти в эту реальность, посредством трансформации своей личности, духовной работы, переделки себя в иное существо. Целью эзотерика является постижение подлинной реальности, вхождение в особый эзотерический мир. В этом мире действуют законы, которым подчиняется вселенная и сам эзотерик, а в некоторых эзотерических учениях - даже сам Бог [8].

Такая эзотерическая реальность не обязательно представляет собой фантастический или мистический мир. По мнению В.М. Розина, эзотерической является любая реальность, вводящая в идеальный мир. Она становится эзотерической не благодаря содержанию, а посредством индивидуальной реализации личности. Эзотерическая личность проникает в эзотерический мир и одновременно творит его, создавая и уясняя эзотерическое учение [8, с. 169].

Исследования, проведённые А. Февром, В. Ханеграафом, В.М. Розиным, С.В. Пахомовым и другими учёными, позволили сделать значительный шаг к пониманию сути эзотеризма как феномена культуры. Однако, несмотря на то, что исследователи пытались определить сущность эзотеризма и выделить основные особенности и характеристики, выделяющие его из ряда иных форм культуры, ни один из предложенных подходов, не рассматривает принципы конструирования эзотерической реальности и ту систему координат, на основе которой она строится. Между тем, понимание механизмов конструирования эзотерической реальности и рассмотрение её структурных элементов открывает новые перспективы понимания сущности эзотерических учений.

В данной работе, предлагается взглянуть на эзотеризм под новым углом зрения и рассмотреть те аспекты, которые не были затронуты в подходах, рассматриваемых выше. Для этого, нами была избрана теоретико-методологическая база, основанная на феноменологической социологии знания, разрабатываемой П. Бергером и Т. Лукманом [9], с помощью которой, возможно рассмотреть механизмы конструирования и основные структурные элементы эзотерической реальности. Данный подход, позволяет подойти к определению эзотерики функционально и рассматривать её как: особый вид знания, имеющий иррациональный источник, на основе которого осуществляется конструирование символического универсума - эзотерической реальности, необходимого для реконструкции и воспроизведения мистического или оккультного опыта [10]. Помимо этого, выбранная методология является перспективным инструментом выявления роли и места эзотерики в процессе конструирования и воспроизводства ценностно-смысловых миров культуры, выявления их функций в социокультурном пространстве и тех потребностей общества, на которые они отвечают. Проведённое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.