Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 121-128.
С. П. Олефиренко, С. Г. Барышников
логико-гносеологические проблемы построения
террологии
В статье раскрываются отдельные логико-гносеологические проблемы построения системы конкретно-научных (специально-научных) знаний в террологии. Рассматривается реализация принципа системности в онтологическом, гносеологическом и логическом его аспектах в построении общей теории террористической деятельности как системы теоретико-методологических оснований, научно-теоретических знаний о терроризме и антитерроризме.
Ключевые слова: террология, логико-гносеологическая проблема, онтологический аспект, гносеологический аспект, логический аспект.
Определение логико-гносеологических проблем построения системы знаний в террологии с необходимостью предполагает хотя бы краткий анализ состояния существующих знаний о террористической борьбе государств, об их террористической и антитеррористической деятельности, представляемых совокупностью различных наук.
Известна общая закономерность развития наук, заключающаяся в том, что историческое развитие всех наук приводит к их действительным исходным пунктам лишь через множество перекрещивающихся и окольных путей. Прежде чем построить свое жилое здание, заложить фундамент, наука не только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи этого здания.
Данная общая закономерность развития всех наук в полной мере характеризует состояние, уровень развития специально-научных знаний и о террористической и антитеррористической деятельности. Действительно, мы имеем «отдельные этажи» знаний о террористической и антитеррористической деятельности, ограниченные разработкой отдельных наук, изучающих терроризм, а также имеющие вид отдельных (частных) специальных дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях российских специальных служб и правоохранительных органов, осуществляющих противодействие терроризму1. Однако не заложен их фундамент, отсутствует общее основание их существования и развития.
Нетрудно представить себе состояние отдельных этажей здания, не имеющего прочного фундамента, стоящего на «воздушной подушке». Неизбежно такое здание должно либо рухнуть в один момент, либо развалиться на части, отдельные этажи. Для того чтобы целостное здание всей совокупности отдельных наук и специальных дисциплин и каждый «отдельный этаж»
не развалились, необходимо подвести фундамент - всеобщую основу, их действительный исходный пункт.
Такое «аварийное» состояние совокупности наук и спецдисциплин имеет различные причины, корни которых находятся в их историческом возникновении и развитии. Если знания о терроризме существуют как обобщение эмпирического опыта, то спецдисциплины возникли и развивались как обобщение технологического опыта антитерроризма.
Ранее, в доперестроечное время, терроризм не был так актуален в России, как в настоящее время, по этой причине общество не было заинтересовано в разработке научно-теоретических оснований его исследования и построения исходной методологической и теоретической основы.
Интенсивность исследований терроризма в различных отраслях наук возросла сравнительно недавно, чуть более 20 лет назад, однако в развитии специально-научных знаний все явственнее обнаруживается противоречие, суть которого заключается в том, что при отсутствии всеобщего основания своего фундамента возникают разработки отдельных наук, специальные дисциплины, объектом изучения которых является терроризм и антитерроризм, и они существуют достаточно обособленно в исследовательских и учебных заведениях антитеррори-стических структур, отражая исключительно накопленный эмпирический и технологический опыт антитеррористической деятельности. Кроме того, они закрыты (по вполне понятным и обоснованным причинам) от исследований научной общественностью.
Логико-гносеологическая причина этого противоречия заключается в ограниченности объекта и предмета спецдисциплин исключительно технологическим уровнем организации
и ведения антитеррористической деятельности, в сведении разработки систем организации и ведения антитеррористической борьбы к разработке исключительно форм и способов специфической оперативно-розыскной деятельности, то есть в гносеологическом аспекте содержание спецдисциплин характеризуется механистическим редукционизмом.
Существование этого противоречия объясняется как отсутствием общей основы, так и обоснованной обособленностью существования специальных знаний о технологии антитеррористи-ческих структур. Бесплодность всех дискуссий заключается в том, что отсутствие специальнометодологических оснований всей совокупности отраслей наук и специальных дисциплин в целом позволяет каждой из них оправдывать особенности своего объекта и предмета познания, оправдать право на свое относительно самостоятельное существование. В результате наука о террористической и антитеррористической деятельности не может сдвинуться с места, как воз в известной басне И. А. Крылова про лебедя, рака и щуку, которые тянут его в разные стороны2.
Столь строгий логико-гносеологический анализ современного состояния специальных знаний о терроризме и антитерроризме заключается не в том, чтобы показать чью-то теоретическую бесплодность либо подорвать чей-то научный авторитет и тем самым обидеть. Нет, суть дела заключается в том, что российское государство больше не можем сводить борьбу с терроризмом только к технологиям, к минимизации последствий осуществленных актов терроризма; российскому обществу нужна единая целостная система знаний, общая теория террористической борьбы - террология. Незамедлительного решения требует одна из глобальных проблем современности - достижение победы в борьбе (войне) с терроризмом, ведь на кону - безопасность, сохранение и выживание России в современном историческом процессе.
Таким образом, на современном этапе развития отраслей наук и спецдисциплин, исследующих терроризм и антитерроризм, возникает проблема их целостности (единства), проблема разработки их единого фундамента, всеобщего основания. Решение данной логико-гносеологической проблемы формальным объединением всего многообразия специально-научных знаний в единую целостную систему невозможно, ибо механическое суммирование имеющихся
специальных знаний не есть их диалектический синтез.
Дальнейшее развитие научных знаний о террористической деятельности предполагает единство социально-философского, конкретно-научного знания и логики познания сущности ее осуществления как исходной категории построения специально-научной теории о террористической борьбе, террористической и антитеррористической деятельности; наличие для всей совокупности отраслей наук и спецдисциплин единого, целостного объекта и предмета познания.
В результате рассмотрения специально-методологических оснований общей теории террористической деятельности установлено, что единый, целостный объект исследования для построения целостной системы специально-научных знаний составляет сложное явление государственной политики - террористическая борьбу государств, сущность которой представляет собой предмет исследования террологии, целостной системы специально-научных знаний о террористической борьбе государств, о терроризме и антитерроризме.
Террология - это наука, система категорий и законов которой в своей структуре отображает сущность террористической борьбы государств, то есть целостную структуру объективно существующей совокупности внутренне-связанных друг с другом явлений (форм) террористической борьбы государств, возникающих в противоборстве их террористической и антитеррористической деятельности. Построение террологии имеет ряд логико-гносеологических проблем, решение которых является обоснованием (научным доказательством) необходимости существования террологии и истинности ее теоретического содержания. Исходной и важнейшей логико-гносеологической проблемой построения терроло-гии является проблема единства практического и теоретического специально-научного познания террористической борьбы государств.
Отношение людей к террористической борьбе государств может быть двояким - практическим (у тех людей, которые являются непосредственными участниками процессов террористической борьбы) и теоретическим, способом существования которого является теоретико-познавательная деятельность, а ее результатом - теоретическое воспроизведение террористической борьбы в системе специально-научных знаний. В этой связи научное познание террористической
борьбы государств подразделяется на практическое специально-научное познание и теоретическое специально-научное познание, которые, несмотря на их неразрывное единство, следует различать по объектам непосредственного познания, целям, конечным результатам и способам их выражения.
Объект теоретического специально-научного познания составляет террористическая борьба государств как специфическое явление во всей истории государственной политики, а объект практического специально-научного познания - конкретная террологическая (оперативная) обстановка террористической борьбы, то есть скрытая, конспиративная (стратегическая, региональная, тактическая) обстановка. Теоретическое специально-научное познание, его объект, предмет и результат представляет террология - наука о террористической борьбе государств, которая воспроизводит ее сущность в целом, законы ее исторического возникновения, развития и функционирования, а также технологические законы на различных (стратегическом, региональном, тактическом) уровнях ее организации и осуществления в различные исторические эпохи государственной политики. Террология представляет собой целостную систему специально-научных знаний о террористической борьбе государств в ее историческом развитии, в то время как конечный результат практического специально-научного познания составляет совокупность знаний о сущности конкретно-данной террологической обстановки в конкретно-данном террористическом явлении.
Неразрывная взаимосвязь, единство теоретического и практического специально-научного познания, теоретических и практических знаний проявляется в практике организации и ведения террористической борьбы, в процессах непосредственного применения результатов теоретического специально-научного познания -террологии - в реальных явлениях (формах) террористической борьбы.
Психология разделяет мышление на теоретическое и практическое, как на две различные формы мыслительной деятельности, на том основании, что каждая из них решает различные задачи и имеет различный характер связи с практикой. Так, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой,
тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах»3. Однако следует заметить, что психология изучает процессуальную структуру мышления (операционную сторону, динамику, мотивационный компонент), а также процесс превращения материальных действий человека в идеальные связи, то есть механизм формирования логических связей в мышлении. Но психология не раскрывает содержания мышления, в том числе и специально-научного (практического и теоретического), не объясняет структуру логической (идеальной) связи в мышлении, не решает проблемы соответствия структуры мысли структуре объективно существующих явлений террористической борьбы. Следовательно, психологический подход недостаточен для построения террологии, целостной системы специально-научных знаний о террористической борьбе государств.
Формальная логика изучает формы мышления в единстве с законами абстрактного тождества, исключенного противоречия и т. д., действие которых определяет логическую последовательность мысли. Следовательно, средств формальной логики недостаточно для теоретического воспроизведения объекта и предмета террологии.
И теоретическое, и практическое специальнонаучное мышление является диалектическим, ибо, существуя в логических формах, отображает диалектику объективных процессов террористической борьбы. Диалектическое мышление изучает диалектическая логика, которая предметом своего исследования имеет действие законов диалектики в единстве с формами мышления - понятиями, суждениями, умозаключениями. Диалектика свойственна вообще всему человеческому познанию, так как диалектика и ее законы имеют силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления. Следовательно, решение логикогносеологических проблем построения системы специально-научных знаний, то есть построение террологии, возможно исходя из действий законов диалектики, которые в мышлении представляют собой принципы диалектической логики.
Отсутствием в научной литературе о терроризме и антитерроризме отличий объекта их теоретического познания от объекта их практического познания, сведением сущности террористической и антитеррористической деятельности к технологии также объясняется научная
несостоятельность всех существующих попыток построения террологии. Существующие в настоящее время знания об отдельных сторонах взаимодействия терроризма и антитерроризма, взятые порознь и исключительно в порядке обобщения с той или иной точки зрения (науки), характеризуют эмпирический уровень развития этих точек зрения, заключающийся в том, что они своим содержанием представляют лишь некоторые обобщения практического специального познания, всего многообразия его объектов в их единичности, лишенных внутренней связи, как нечто обособленное, четко отграниченных друг от друга, ибо все науки, исследующие терроризм, лишены единой, целостной основы своих объектов и предметов познания. Для того чтобы убедится в справедливости данного суждения, достаточно ознакомиться с тематикой диссертационных исследований.
Отсюда следует общий вывод о том, что существующие эмпирические знания не представляют единой, целостной системы специальнонаучных знаний о терроризме и антитерроризме, дают лишь «видимое движение», видимые внешние стороны взаимодействия террористической и антитеррористической деятельности государств, то есть фиксируют и закрепляют в эмпирических понятиях непосредственные, внешние связи обмена технологиями, но отнюдь не сущности взаимодействия в их неразрывном единстве; и тем более не дают знаний сущности террористической борьбы государств.
Задача теоретического специально-научного познания заключается в том, чтобы обнаружить внутреннее единство различных сторон и отношений террористической борьбы государств, абстрагироваться от их кажущейся самостоятельности, построить такую систему специально-научных знаний, в которой все отдельные научные теории о терроризме и антитерроризме находятся в органической связи с целостным представлением о террористической борьбе государств, отражают все многообразие явлений террористического характера в их целостности, единстве. Решение данной задачи достигается рассмотрением логико-гносеологической проблемы целостности специально-научных знаний, а потому построение системы специально-научных знаний (террологии) достигается реализацией важнейшего принципа диалектической логики - принципа целостности и системности теоретического научного познания.
Террология представляет свой объект в его необходимости, всесторонних отношениях, противоречивом движении. Эту задачу террология решает путем определения всеобщего основания всего многообразия противоречивых форм террористической борьбы государств, взаимодействия их террористических и антитеррористических структур, следовательно, и разрешает противоречия между видимым, эмпирически фиксируемым движением террористической борьбы и ее действительным движением. Террология теоретически воспроизводит и объясняет все явления терроризма и антитерроризма как формы проявления одной и той же сущности террористической борьбы, их всеобщего основания. Тем самым постигается их целостность, единство, а в единстве раскрываются и различия всех отдельных сторон, элементов, отношений террористической борьбы. Таким образом, теоретическое познание объекта террологии характеризуется применением принципа диалектической логики, который заключается в том, что для научного познания любого отдельного элемента террористической борьбы на каждом отдельном уровне ее организации и осуществления необходимо прежде иметь целостное представление о ней, нужно знать ее в целом. Целостное же представление о террористической борьбе возможно только тогда, когда раскрывается, воспроизводится ее всеобщее основание, то есть сущность - предмет террологии.
Проблема сущности террористической борьбы является важнейшей логико-гносеологической проблемой террологии. Ее решение позволяет показать, что все отдельные явления террористической борьбы, при всей их обособленности и кажущейся отграниченности в действительности, есть выражение, проявление движения ее сущности, ее внутренней природы, а все эмпирические науки имеют единое всеобщее основание, единый предмет своего познания - сущность террористической борьбы.
Принцип целостности в террологии реализуется в неразрывном единстве с принципом системности. Исходя из этих требований диалектической логики, мы рассматриваем террористическую борьбу государств как целостную, относительно самостоятельную систему, состоящую из частей и элементов. В террологии системность террористической борьбы имеет три аспекта рассмотрения:
1. Онтологический - рассмотрение системности террористической борьбы как объективного
явления государственной политики, как реально существующего объекта познания. Онтологический аспект системного анализа террористической борьбы осуществлен в ходе реализации функции специально-методологических оснований общей теории террористической деятельности.
2. Гносеологический аспект. Системное познание или системный подход в исследовании объекта террологии - террористической борьбы - осуществляется в данный момент как реализация функции специально-научных оснований общей теории террористической деятельности в построении системы специально-научных знаний о террористической борьбе - террологии.
3. Логический аспект - системность специально-научных знаний о сущности террористической борьбы - предмете террологии. Данный аспект рассмотрения террористической борьбы представляет систему специально-научных знаний, их классификацию исходя из познания составных частей, элементов (подсистем) террористической борьбы.
Террористическая борьба (война) государств как нечто целое, системное образование составляет часть, элемент (подсистему) более сложной системы (явления) общественной жизни - государственной политики, которая, в свою очередь, является сутью важнейшего элемента (подсистемы) еще более сложного системного образования - современного исторического процесса. Отсюда очевидна реализация принципа системности (в онтологическом, гносеологическом и логическом его аспектах) в построении общей теории террористической деятельности как системы теоретико-методологических оснований, научно-теоретических знаний о государственной политике.
Онтологический аспект (исходный пункт) включает следующие элементы (системы):
1) современный исторический процесс как целостная система, его смысл, направленность и формы развития, его глобальная проблема - сохранение, укрепление и выживания государств;
2) государственная политика как важнейшая подсистема современного исторического процесса, представляющая собой сложную систему явлений, составных частей - террористическую борьбу (войну), дипломатическую борьбу, вооруженную борьбу (войну) и т. д., каждая из которых, представляя подсистему государственной политики, является, в свою очередь, сложной системой.
Гносеологический аспект - системное познание государственной политики, раскрытие ее содержания как явления современного исторического процесса, ее сущности, содержания всех ее частей (подсистем).
Логический аспект - построение системы знаний о террористической борьбе в государственной политике, синтезирующей все знания о явлениях терроризма и антитерроризма, представляющих единое, всеобщее основание для системы специально-научных знаний в террологии.
Целостность и системность самой террористической борьбы определяет системность знаний
о ней, то есть террология возникает в результате отражения системности террористической борьбы. Следовательно, логический аспект рассмотрения системности террористической борьбы государств заключается в построении целостной системы специально-научных знаний - террологии. В решении данной задачи важное место занимает рассмотрение логико-гносеологической проблемы террологии - реализация в ней принципа единства теории и практики как принципа диалектической логики. Применение принципа единства теории и практики в террологии имеет два аспекта рассмотрения.
Первый аспект предполагает анализ единства теории и практики в специально-практическом отношении, в практическом специальном познании и преобразовании конкретной обстановки террористической борьбы, в ее отдельных явлениях, на различных уровнях организации и ведения.
Специально-практический аспект анализа единства теории и практики террористической борьбы позволяет раскрыть диалектический характер действительности террористической борьбы, ее конкретно-данной террологической обстановки, место и роль террологии в практике организации и ведения террористической борьбы и соответственно место и роль практики террористической борьбы в построении и развитии террологии.
Второй аспект предполагает анализ единства теории и практики в специально-теоретическом отношении, в специально-теоретическом познании террористической борьбы государств, ее конкретно-исторической действительности в конкретно-исторической государственной политике.
Специально-теоретический аспект анализа единства теории и практики террористической борьбы государств позволяет раскрыть
конкретно-историческую действительность террористической борьбы через ее соотношение с уровнем развития террологии, содержание которой, в свою очередь, раскрывается через соотношение с конкретно-исторической практикой организации и ведения террористической борьбы.
Таким образом, диалектическое единство теории и практики проявляется в практическом специальном познании и преобразовании конкретной террологической обстановки, а противоречия между ними разрешаются в двусторонней преобразующей практической деятельности субъектов террористической борьбы.
Террология как система специально-научных знаний о террористической борьбе на всех уровнях технологии ее организации и ведения в своем содержании отражает не конкретно складывающуюся террологическую обстановку, а объективные законы организации и ведения террористической борьбы, ее сущность. Процесс построения террологии представляет собой технологию теоретического познания террористической борьбы в целом, в ее историческом развитии, технологию построения и развития системы специально-научных знаний о террористической борьбе.
В конкретно-исторической практике организации и ведения террористической борьбы, на каждом ее уровне, террологическая обстановка может резко изменяться, характеризуется чертами уникальности, неповторимости, поэтому создать теорию каждой конкретной терроло-гической обстановки невозможно. Если бы это было возможно, то есть, если бы было возможно дать безошибочный, ведущий к успеху теоретический «рецепт» практической антитеррористи-ческой деятельности в каждой конкретной тер-рологической обстановке, то не существовало бы антитеррористического (как, впрочем, и терро-ристического4) искусства в конкретно-исторической практике организации и ведения террористической борьбы.
Антитеррористическое искусство - это высшая, творчески преобразующая форма практической антитеррористической деятельности. Антитеррористическое искусство заключается в неповторимости, уникальности практического познания и преобразования конкретно складывающейся террологической обстановки. Теоретическую основу существования антитер-рористического искусства составляет террология. Искусство сотрудников антитеррористиче-ских подразделений в террористической борьбе
выражает их талант, индивидуальные особенности творческой реализации специально-научных знаний в каждой отдельной неповторимой обстановке террористической борьбы, в каждом отдельном, конкретном случае ее познания и преобразования.
Предмет практического антитеррористическо-го искусства - конкретная террологическая обстановка, определяющая разработку конкретно-данной системы (форм и способов, сил и средств) организации и ведения террористической борьбы, в то время как террология призвана отразить в своем содержании все то общее, повторяющееся, закономерное в развитии системы организации и ведения террористической борьбы, во всех ее явлениях, на каждом уровне.
Следовательно, в основе диалектической взаимосвязи каждой отдельной террологической обстановки, практики организации и ведения террористической борьбы и террологии, системы специально-научных знаний лежит диалектика общего и отдельного. Террология (общее) и отдельный акт террористической борьбы есть противоположности. Противоречия между ними к каждой конкретно складывающейся терроло-гической обстановке разрешаются в особенном, которым и является антитеррористическое (террористическое) искусство. Иначе говоря, противоречия в диалектическом единстве теории (террологии) и практики организации и ведения террористической борьбы разрешаются в анти-террористическом искусстве, непосредственно обусловливающим победу или поражение в каждом отдельном акте террористической борьбы. В силу этого антитеррористическое искусство является источником развития как террологии, так и практики организации и ведения террористической борьбы. Именно в этой связи конкретно-историческая практика организации и ведения террористической борьбы составляет основу и цель теоретического специально-научного познания, является критерием истинности специально-научных знаний (террологии).
Практика террористической борьбы, ее организации и ведения может подтвердить те специально-научные знания, которые исходят из достигнутого ею уровня развития, и не все положения тер-рологии, а лишь взятые в целом как относительные истины. В данном факте заключается указание на место и роль практики организации и ведения террористической борьбы в ее взаимосвязи с системой специально-научных знаний (с террологией).
Следующей важнейшей логико-гносеологической проблемой построения системы специальнонаучных знаний, в определении объекта и предмета как террологии в целом, так и составляющих ее частных теорий, является требование диалектической логики о том, что теоретическое специально-научное мышление должно воспроизвести террористическую борьбу в конкретно-всеобщей форме, то есть в такой форме, которая включает в себя все богатство особенного и единичного в каждом отдельном акте террористической борьбы на каждом уровне ее организации и ведения.
Решение данной проблемы достигается исследованием террористической борьбы как целостной системы взаимодействия, взаимосвязи ее внутренних, необходимых элементов, движение которых обнаруживается в неповторимой, уникальной качественной определенности детерминирующих факторов каждой конкретной обстановки террористической борьбы. Рассмотрим это требование диалектической логики и «механизм» его реализации в теоретическом специально-научном познании.
Известно, что каждая конкретная наука разрабатывает и имеет свои категории и частные понятия. Категории террологии - это ее предельно широкие понятия, то есть такие, в которых выражены существенные свойства, связи, отношения, принадлежащие всем или почти всем террористическим и антитеррористическим явлениям, изучаемым террологией. Так, в структуре тер-рологии, в ее общей теории террористической борьбы (общей основе) категориями являются понятия «терроризм», «антитерроризм», «террористическая деятельность», «антитеррористиче-ская деятельность», «субъект террористической деятельности», «объект террористической деятельности», «террористическая борьба», «терро-логическая обстановка» и т. д. Заметим, однако, что эти понятия террологии приобретают статус категорий только тогда, когда они теоретически разработаны, то есть становятся теоретическими понятиями.
Частные понятия террологии - это понятия ее частных теорий, которые в своем содержании отражают основные свойства, связи, отношения какой либо отдельной, относительно самостоятельной совокупности фактов, явлений террористической борьбы. Так, частными понятиями террологии являются: «противник», «террорист», «заложник», «участник вооруженного захвата власти» и т. п.
По глубине и уровню отражения террористической борьбы все понятия террологии подразделяются на эмпирические и теоретические.
Эмпирические понятия террологии являются результатом эмпирического уровня специально-научного мышления, так как отражают единичные, непосредственные связи и отношения террористической борьбы. Они возникают и формируются путем внешнего фиксирования одинаковых признаков, связей, отношений отдельных явлений террористической борьбы. Так, ныне существующие понятия в науках, исследующих терроризм: «терроризм и антитерроризм вообще», «террористическая и антитеррористи-ческая деятельность вообще», «субъекты и объекты террористической деятельности вообще», являются эмпирическими, отражающими непосредственные связи и явления террористической борьбы в абстрактно-всеобщей форме.
Но возникновение и образование эмпирических понятий необходимо, потому что они составляют условия, исходную базу образования теоретических понятий террологии.
Теоретическое понятие в террологии выражает единство, опосредствованную связь противоположных эмпирических понятий, отражающих разрозненные, противоположные моменты элементов, процессов, явлений террористическая борьбы. Рассмотрим, например, образование теоретического понятия «террористическая борьба». Практический опыт эмпирически фиксирует террористическую и антитеррористическую деятельность и образует эмпирические понятия «терроризм» и «антитерроризм» различных государств. Эмпирические понятия «терроризм» и «антитерроризм» вне их диалектического единства являются бессодержательными, то есть их отдельное друг от друга, разрозненное рассмотрение не имеет глубокого научного смысла.
Опосредствование эмпирических понятий терроризма и антитерроризма через понятия террористической деятельности и антитеррористи-ческой деятельности - их всеобщей субстанциональной основы (субстанции) - в результате чего устанавливается внутренняя необходимая связь между ними как противоположными сторонами террористической борьбы государств, превращает само понятие террористической борьбы из эмпирического в теоретическое, то есть в такое понятие, которое выражает своим содержанием ту исходную конкретность в реально существующей государственной политике, с которой
можно и нужно начать построение целостной системы специально-научных знаний, построение террологии.
Теоретическое понятие террористической борьбы, отражающее диалектическое единство противоположностей - терроризма и антитерроризма государств в их государственной политике, является конкретно-всеобщим. Оно выражает внутреннее необходимое единство всех сторон, связей, моментов всего многообразия террористических и антитеррористических явлений, взаимодействия террористических и антитеррори-стических структур различных государств.
Более того, по своему содержанию теоретическое понятие террористической борьбы представляет собой функциональный закон государственной политики, ибо выражает внутреннюю необходимую, существенную, повторяющуюся связь между государствами, их обмен терро-логическим способом осуществления государственной политики; он также представляет собой технологический закон организации и ведения террористической борьбы, ибо выражает внутреннюю, необходимую, существенную, повторяющуюся связь между террористическими и антитеррористическими структурами различных государств. Иначе говоря, содержанием теоретического понятия террористической борьбы являются ее объективные законы функционирования, организации и ведения.
Задача теоретического специально-научного познания на современном этапе построения
террологии и состоит в том, чтобы разрабатывать такие понятия, которые своим содержанием отражают диалектику единичного, особенного и общего, царящую в объективной реальности террористической борьбы, то есть разрабатывать конкретно-всеобщие понятия. Решение этой задачи составляет основу превращения имеющейся в настоящее время всей совокупности разрозненных эмпирических знаний о терроризме и антитерроризме в целостную систему специально-научных знаний, то есть в науку о террористической борьбе государств.
Примечания
1 См.: Федеральный закон «О противодействии терроризму». Новосибирск, 2007.
2 См.: Крылов, И. А. Сочинения : в 2 т. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1955.
3 См.: Теплов, Б. М. Ум полководца // Проблема индивидуальных различий. М. : Наука, 1961. С. 252-253.
4 Термин «террористическое искусство» теоретически также имеет право на существование, однако он применим по отношению к тем иностранным террористическим государствам (группировкам, образованиям), которые делают ставку на развязывание террористических войн против других государств. Террористическое искусство сотрудников иностранных специальных служб, членов террористических негосударственных образований также является неотъемлемой формой террористической деятельности, источником развития как террологии, так и практики организации и ведения террористической борьбы.