Научная статья на тему 'Специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия)'

Специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Юлия Валерьевна

Раскрываются специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия). Выделяются субъекты предупреждения, оценивается эффективность работы ОВД. Рассматриваются проблемы работы общественных объединений по предупреждению рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия), а также проблемы достижения цели исправления осужденных в местах лишения свободы и оказания помощи в социальной адаптации после освобождения из мест заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2008, J&I

НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ УЧЕНЫЕ

УДК 34(571.56)

Специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия)

Ю.В. Лазарева

Раскрываются специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия). Выделяются субъекты предупреждения, оценивается эффективность работы ОВД. Рассматриваются проблемы работы общественных объединений по предупреждению рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия), а также проблемы достижения цели исправления осужденных в местах лишения свободы и оказания помощи в социальной адаптации после освобождения из мест заключения.

The article considers recurrent criminality preventing special criminological measures in the Republic of Sakha (Yakutia). Problems of preventing work of public organizations of the Republic of Sakha (Yakutia) are detailed. The author says about the necessity ofpromulgation of a law about social adaptation offormer criminals and establishment of rehabilitation centers for former criminals.

Борьба с рецидивной преступностью в Республике Саха (Якутия) многоаспектная, как и ее причины. Причинный комплекс, порождающий рецидивную преступность в республике, необходимо учитывать при определении стратегии и тактики борьбы с ней, разработке новых путей и средств решения задач ее предупреждения. В борьбе с рецидивной преступностью первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в Республике Саха (Якутия). Поскольку рецидивная преступность является социальным явлением, получившим уголовно-правовую оценку, очень важную роль в борьбе с такой преступностью играет законодательство.

Для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы для участников профилактической деятельности четко определились объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел методическую и правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами. На сегодняшний день эта проблема остает-

ЛАЗАРЕВА Юлия Валерьевна - ст. преподаватель каф. Дальневосточного юридического института МВД РФ.

ся актуальной и требует детальной теоретической проработки и воплощения в практику.

В настоящее время в процессе предупреждения органы внутренних дел Республики Саха (Якутии) выявляют причины и условия рецидивной преступности, разрабатывают и осуществляют меры по их устранению. Но непременным условием эффективности этой работы должно являться ее комплексное планирование, обеспечивающее координацию совместных усилий республиканских органов власти, органов местного самоуправления городов, поселков и наслегов республики, предприятий и учреждений, общественных организаций по выявлению и устранению обстоятельств, порождающих рецидив преступлений.

Значение комплексного планирования профилактики рецидива преступлений состоит в том, что оно позволяет устранить разобщенность усилий государственных, муниципальных и общественных организаций Республики Саха (Якутии) по борьбе с рецидивной преступностью, ставит эту работу на подлинно научную основу, придает ей целенаправленный характер. В настоящее время мероприятия, направленные на выявление и устранение причин и условий рецидивной преступности, не включаются в комплексные планы профилактики правонарушений.

ЛАЗАРЕВА

Ш ЬА

В Республике Саха (Якутия) возникла настоятельная необходимость вернуться к прежней схеме профилактики общей и рецидивной преступности органами внутренних дел республики.

Необходимо отметить особую практическую значимость аналитических данных, характеризующих рецидивную преступность в Республике Саха (Якутия), личность рецидивиста, причины и условия рецидивных преступлений, которая в значительной мере повышается, если они сравниваются с соответствующими показателями, относящимися к преступности в целом, а по возможности - только к первичной преступности.

В проведении таких профилактических мероприятий, как систематическое обследование обслуживаемой территории, расположенных на ней объектов, проведение рейдов, проверок, в плане профилактики рецидива преступлений следует отметить следующие специфические моменты. Подобные мероприятия осуществляются обычно по специальной программе в отношении значительного числа лиц с участием не только работников правоохранительных органов, но и работников органов местного самоуправления и др. Основными задачами таких мероприятий являются: осуществление контроля за состоянием работы по приобщению освобожденных к нормальной трудовой жизни; выявление трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе своего трудового и бытового устройства; устранение обстоятельств, затрудняющих их социальную адаптацию; разработка конкретных мер совершенствования воспитательно-профилактической работы с ранее судимыми, отбывшими наказание в местах лишения свободы, находившимися на учете [1-8].

Указанные проверки проводятся по предварительному согласованию с республиканскими государственными органами и органами местного самоуправления и, как правило, в тех случаях, когда наблюдается осложнение оперативной обстановки по линии борьбы с рецидивом преступлений.

Является специфической применительно к задачам профилактики преступлений работа милиции по выявлению мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Очень важно обеспечить своевременное выявление на территории Республики Саха (Якутия) таких мест, вести их полный учет.

Следует подчеркнуть значение для профилактики рецидива преступлений комплексных операций, предполагающих концентрацию усилий

органов внутренних дел на решении актуальных задач, массированное использование имеющихся сил и средств. Это такие меры, как усиление борьбы с бродяжничеством и попрошайничеством; по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; по предупреждению пьянства и связанных с ним правонарушений; по предупреждению бытовых правонарушений.

Целям предупреждения рецидивной преступности служит и рациональная система назначения и исполнения наказаний. На сегодняшний момент Уголовный кодекс РФ смягчил положение рецидивистов. Наказание для достижения своих целей должно быть максимально индивидуализированным, учитывающим все личностные особенности и характер содеянного.

Пенитенциарная система Республики Саха (Якутия), поставленная в жесточайшие условия самовыживания в связи с кризисом производства, ухудшением снабжения и связей, соответствующим ростом незанятости осужденных и прочими факторами, повлияла на криминологическую ситуацию и психологический климат в местах лишения свободы.

В Республике Саха (Якутия) необходимо строить систему социальной реабилитации освобождающихся заключенных. Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, особенно связанных с лишением свободы, в большей степени зависит от возможности активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей, закрепления результатов исправления осужденных с помощью, с одной стороны, определенных правоограниче-ний, с другой - взаимодействия различных органов, осуществляющих профилактику, бытовое устройство таких лиц.

Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними как основные специально-профилактические меры предупреждения рецидива преступлений предусмотрены современным уголовно-исполнительным законодательством. Этому в частности посвящена глава 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Ст. 180 УИК прямо предусматривает обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, содействовать лицам, отбывшим наказания, в их бытовом и трудовом устройстве, в связи с чем проводится заблаговременная работа по подготовке осужденного к освобождению. В соответствии со ст. 181 УИК таким лицам администрация оказывает также помощь в виде обеспечения

СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

продуктами питания, одеждой, оплаты проезда к месту жительства, выплаты единовременного денежного пособия, размеры которого устанавливаются Правительством РФ. Ст. 182 УИК гласит, что освобожденные осужденные имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудоустройством осужденных в настоящее время не занимается никто, хотя такую помощь бывшим заключенным могли бы оказывать центры занятости населения Республики Саха (Якутия). Что же касается бытового устройства, то следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке отменены, поэтому возможность прописки в настоящее время определяется наличием жилья и согласием родственников. Наряду с этим существуют возможности устройства в общежитие, поднайма жилья и др.

Отмена в 1990 г. в России ограничений в прописке лиц, освобожденных из колоний и тюрем, оказала положительное воздействие на процесс адаптации целого ряда лиц, отбывших наказание. Однако эта мера не могла помочь восстановлению жилищных прав многим, ранее утратившим жилье. В связи с растущей безработицей в стране возникли новые дополнительные сложности трудоустройства. Они могут преодолеваться с помощью частного сектора экономики, способного трудоустроить значительную часть лиц, освободившихся после отбытия наказания. Однако при этом возникает опасность внедрения в экономику криминальных методов хозяйствования. Эта и многие другие проблемы требуют своего правового решения.

В указанных условиях особую актуальность приобретает принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающего различные формы социальной помощи таким лицам, например, введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу лиц, освобожденных из УИСУ, возложение на службу занятости задач трудоустройства названных лиц, информирование их о вакантных рабочих местах и др.

Крайне важно также создание в Республике Саха (Якутия) центров социальной помощи и реабилитации, включающих социально-психологическую и наркологическую службы.

Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, сочетающаяся с оптимальным социальным контролем за их поведением, - вот два основных условия успешной социальной адаптации в Республике Саха (Якутия).

Что касается социального контроля, то важную роль в постпенитенциарном воздействии на осужденных после их освобождения играет административный надзор, являющийся одним из видов социального контроля. Содержание его связано с рядом правоограничений для лиц, в отношении которых он устанавливается.

Усиление социального контроля и социальной помощи ранее судимым связано с совершенствованием имеющихся и разработкой новых форм и методов индивидуальной профилактической работы с ними. Основная роль здесь принадлежит взаимодействию правоохранительных и других государственных и общественных организаций Республики Саха (Якутия).

Литература

1. Репецкая А.Л., Рыбалъская В.Я. Криминология: Общая часть: Учеб. пос. - Иркутск: ИГЭА, 1999. -237 с.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2006.

3. Уголовный кодекс РФ. - М.: Проспект, 2006.

4. Кириллов И.А. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. -Красноярск: Сибирский юрид. институт МВД РФ, 2004.-40 с.

5. О состоянии преступности в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник. - Якутск, 2006. — 70 с.

6. Алексеев А.И. Индивидуальная профилактика рецидива преступлений. - М.: Изд. ВНИИ МВД СССР, 1975.

7. Щелоков Н.А. Об основных проблемах борьбы с рецидивной преступностью и задачах органов МООП СССР.-М., 1968.

8. Власов Д. В. Основные направления деятельности ОВД по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности // Российский следователь. - 2006. - № 7.

♦!♦ ♦> ♦!♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.