Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / УСЛОВИЯ ТРУДА / ОХРАНА ТРУДА / РАБОЧЕЕ МЕСТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушева Анна Викторовна

С 1 января 2021 года вступила в действие новая редакция федерального закона о специальной оценке условий труда №426-СОУТ, которая внесла ряд изменений и поправок в порядок организации и проведения процедуры специальной оценки условий труда. В статье проанализированы вступившие в действие поправки, проведен сравнительный анализ с предыдущей редакцией закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS: CHANGES IN THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF THE PROCEDURE

On January 1, 2021, a new version of the federal law on special assessment of conditions № 426-SOUT came into effect, which introduced several changes and amendments to the organization and procedure for conducting a special assessment of working conditions. The article analyzes the amendments that have come into force, a comparative analysis with the previous version of the law.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ»

Специальная оценка условий труда: изменения в порядке организации и проведения

процедуры

Special assessment of working conditions: changes in the organization and conduct of the

procedure

Вахрушева Анна Викторовна

Магистрант 2 курс Юридический институт Вятский государственный университет Россия, г. Киров e-mail: an.vakhrusheva@mail.ru

Vakhrusheva Anna Viktorovna

undergraduate 2 course Vyatka State University Russia, Kirov e-mail: an.vakhrusheva@mail.ru

Аннотация.

С 1 января 2021 года вступила в действие новая редакция федерального закона о специальной оценке условий труда №426-СОУТ, которая внесла ряд изменений и поправок в порядок организации и проведения процедуры специальной оценки условий труда. В статье проанализированы вступившие в действие поправки, проведен сравнительный анализ с предыдущей редакцией закона.

Annotation.

On January 1, 2021, a new version of the federal law on special assessment of conditions № 426-SOUT came into effect, which introduced several changes and amendments to the organization and procedure for conducting a special assessment of working conditions. The article analyzes the amendments that have come into force, a comparative analysis with the previous version of the law.

Ключевые слова: специальная оценка условий труда, условия труда, охрана труда, рабочее место.

Key words: special assessment of working conditions, working conditions, labor protection, workplace.

Мы живем в мире, который стремительно развивается в различных отраслях. С каждым годом появляются новые профессии, вследствие чего увеличивается количество рабочих мест. Каждый работодатель стремится, чтобы его организация была лучше других, считая успехом наличие в штабе высококвалифицированных специалистов, которые, безусловно, повышают уровень предприятия, но не являются стопроцентным успехом. Залог успеха заключается в поддержании максимальной работоспособности этих специалистов. Для этого работодатель должен стремиться обеспечить каждое рабочее место сотрудника оптимальными условиями труда. Это возможно сделать с помощью качественно проведенной специальной оценки условия труда, ведь желание увеличить выработку за счет пренебрежения техникой безопасности зачастую неизбежно приводит к трагедиям.

Специальная оценка условий труда - это комплексное исследование производственного и трудового процессов, которое позволяет специалистам и руководителям, участвующим в управлении охраной труда получить подробную, всестороннюю и актуальную информацию об условиях труда на рабочих местах, которых они не могут получить из других источников [1]. 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон 426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда», который направлен на выявление и устранение вредных и опасных факторов на рабочих местах работников.

Специальная оценка условий труда — это один из механизмов, позволяющий работодателю объективно оценить условия труда на рабочих местах с помощью независимого эксперта, выделить проблемные зоны в своей организации и сконцентрировать там основные ресурсы. Процедуру идентификации условий труда проводит

эксперт по специальной оценке условий труда, обладающий определёнными навыками и компетенциями. К трудовой деятельности в качестве эксперта допускается лицо, имеющее сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и прошедшее аттестацию на право выполнения таких работ. Аттестацией и выдачей сертификатов занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, эксперты должны иметь высшее образование и опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест, не менее трех лет.

Результаты специальной оценки условий труда дают работникам право на объективную информацию об условиях труда на рабочих местах, право на получение гарантий и компенсаций и право требовать улучшить условия труда. Кроме того, проведение процедуры помогает сократить число несчастных случаев на производстве, сохранить квалифицированные кадры и вывести производительность на должный уровень. Благодаря внедрению идентификации условий труда органы государственной власти получают объективную информацию о состоянии условий труда, что позволяет принимать управленческие решения, побуждать работодателей к улучшению условий труда и осуществлять контрольно-надзорные функции.

С 1 января 2021 года вступает в действие новая редакция федерального закона о специальной оценке условий труда №426-СОУТ, которая внесла ряд изменений и поправок в порядок проведения процедуры.

Одним из новшеств является дополнение статьи 2 ФЗ №426 новой частью 4, которая приводит закон в соответствие с изменениями Конституции Российской Федерации, произошедшими в 2020 году и установившими приоритет российских законодательных норм над международными. Было закреплено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации [1].

Обновлена редакция статьи 15 Федерального закона №426, регламентирующая срок утверждения результатов специальной оценки условий труда. Отчетность о результатах экспертизы утверждается членами комиссии и ее председателем в срок не позднее тридцати календарных дней. Период начинает исчисляться со дня направления его работодателю организацией, оказывающей услуги по специальной оценке условий труда. Член комиссии, несогласный с результатами проведения идентификации, может в письменной форме изложить свое мотивированное мнение и приложить к отчету. На наш взгляд вышеуказанная поправка в новой редакции закона искоренит процесс затягивания при утверждении результатов оценки комиссией, как это было ранее, что способствует оперативному предоставлению льгот и компенсаций работникам, трудящимся во вредных и опасных условиях.

Нововведения коснулись декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Ранее в отношении рабочих мест, на которых не были выявлены вредные или опасные производственные факторы и на которых по результатам измерений условия признавались оптимальными или допустимыми, работодатель подавал в территориальный орган Роструда декларацию соответствия. По нормам статьи 11 закона о специальной оценке условий труда №426 такая декларация была действительна в течение 5 лет со дня внесения сведений в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда [1]. Декларация переставала действовать только в исключительных случаях. В частности, такими случаями являлись: несчастный случай на производстве, выявление профессиональных заболеваний у работников из-за вредных или опасных производственных факторов, выявление нарушений требований охраны труда при проверках. При отсутствии подобных обстоятельств срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Таким образом, после истечения десятилетнего периода действия декларации необходимо было повторно проводить идентификацию рабочих

мест. С вступлением в силу поправок от 30 декабря 2020 года устанавливается бессрочное действие декларации в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте. На наш взгляд введение вышеуказанной поправки приведет к снижению финансовой нагрузки на предприятия малого и среднего предпринимательства, так как позволит избежать работодателю необходимость проводить специальную оценку условий труда по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились.

Изменения коснулись и порядка отсчёта срока действия декларации. Если ранее срок действия декларации начинался с момента ее подачи в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения, то сейчас отсчет срока начинается с момента с момента публикации результатов в информационной системе учета.

Нововведения затронули не только сроки действия декларации, но и сроки применения результатов экспертной оценки. Результаты специальной оценки условий труда используются для:

1) установления гарантий и компенсаций работникам, чьи условия труда отличаются от оптимальных и допустимых;

2) для обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты, а также оснащение помещений средствами коллективной защиты;

3) для обоснования затрат на проведение мероприятий по улучшению рабочих условий;

4) для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

5) для осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

6) иных целей [2].

Теперь использовать результаты СОУТ можно только после официальной публикации отчета в информационной системе, а не с момента его утверждения председателем и членами комиссии, как это было ранее.

Изменения в законодательстве затронули права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда. Так, например, расширился перечень обязанностей для организаций, проводящих специальную оценку условий труда. К числу новых обязанностей добавилась обязанность уведомления работодателя о публикации в информационной системе учета сведений и предоставление ему регистрационного номера. На наш взгляд, вышеуказанное нововведение способствует искоренению ситуаций, когда договоры заключались задним числом. Кроме того работодатель получил право требовать от оценочной организации подтверждения передачи результатов оценки в информационную систему. Появилась и новая обязанность у работодателя - рассматривать комментарии работника по результатам оценки. Сам работник получил право подачи работодателю или в профсоюзный орган письменных замечаний и возражений по результатам проведенной оценки.

С вступлением в силу поправок можно проверить качество анализа, проведенного оценочной организацией. Для этого достаточно инициировать госэкспертизу СОУТ по конкретным рабочим местам. Госэкспертиза качества результатов осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н. Провести госэкспертизу придется и при выявлении разногласий между работодателем и организацией-исполнителем [3].

Нововведения затронули редакцию статьи 18 Федерального закона №426, касающейся оформления результатов оценки. Методикой по проведению специальной оценки условий труда предусмотрено, что эксперт составляет отчет, который должен содержать идентификационные номера рабочих мест [4]. Такой номер должен состоять из не более чем восьми цифр. По завершении работы подается декларация соответствия условий труда

в которой также отображены идентификационные номера рабочих мест. Теперь при проведении внеплановой или повторной оценки условий труда необходимо обращать внимание на ранее присвоенный индивидуальный номер рабочего места, он должен полностью совпадать с первоначально указанным и не может быть изменен.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том что, за последние годы сфера охраны труда претерпела серьезные изменения. Преображения затронули порядок проведения процедуры по оценке условий труда, устранившие давно назревавшие проблемы. С вступлением в законную силу поправок стали четко регламентированы сроки утверждения результатов работодателем, расширены права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда, закреплены требования к оформлению результатов и подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям в территориальный орган Роструда.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда». Принят Государственной думой 23 декабря 2013 года. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года. Российская газета - Федеральный выпуск № 6271 от 30 декабря 2013 г.

2. Чучкина И. В. Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование // Отдел кадров коммерческой организации. 2015. № 7.

3. Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» // Российская газета от 14.11.2014. № 260.

4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» // Российская газета от 28.03.2014. № 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.