Научная статья на тему 'Специальная химия как предмет преподавания в Гомельском филиале Университета гражданской защиты МЧС Беларуси'

Специальная химия как предмет преподавания в Гомельском филиале Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ХИМИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА МЫШЛЕНИЯ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / SPECIAL CHEMISTRY / SELF-INSTRUCTION / INFORMATION COMPETENCE / INTERNET-TECHNOLOGIES / PROBLEM METHOD / COMPUTER PRESENTATIONS / INFORMAL LOGIC OF THINKING / CAUSE-AND-EFFECT RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарасеко Елена Григорьевна

Современный период развития общества характеризуется рядом чрезвычайных ситуаций, возникающих как на территории Республики Беларуси, так и во всем мире. Изучение специальной химии курсантами, будущими инженерами-спасателями, способствует развитию у них неформального логического мышления, связанного с теми химическими процессами, которые протекают в условиях реальных пожаров, развитию познавательности. Преподавание данной дисциплины требует постоянного совершенствования в подходах изложения лекционного и практического материала. К настоящему времени разработаны теоретические основы и методические аспекты преподавания химии создание проблемной ситуации, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных средств обучения и т. д. Все это требует качественной проработки преподавателем информационного материала и вычленения наиболее важных для его работы моментов, что и рассматривается в данной статье. Сформировать всесторонне развитую личность возможно только в том случае, когда преподаватель и курсант (студент) работают слаженно в одной команде. Без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом процессе, без желания познать неизвестное достичь конечный результат представляется невозможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарасеко Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальная химия как предмет преподавания в Гомельском филиале Университета гражданской защиты МЧС Беларуси»

УДК 372.016:54*40+378

Сарасеко Елена Григорьевна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры оперативно-тактической деятельности и техники, Гомельский филиал Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, elen_saraseko@tut.by, Гомель

СПЕЦИАЛЬНАЯ ХИМИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ В ГОМЕЛЬСКОМ ФИЛИАЛЕ УНИВЕРСИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС БЕЛАРУСИ

Аннотация. Современный период развития общества характеризуется рядом чрезвычайных ситуаций, возникающих как на территории Республики Беларуси, так и во всем мире. Изучение специальной химии курсантами, будущими инженерами-спасателями, способствует развитию у них неформального логического мышления, связанного с теми химическими процессами, которые протекают в условиях реальных пожаров, развитию познавательности. Преподавание данной дисциплины требует постоянного совершенствования в подходах изложения лекционного и практического материала. К настоящему времени разработаны теоретические основы и методические аспекты преподавания химии - создание проблемной ситуации, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных средств обучения и т. д. Все это требует качественной проработки преподавателем информационного материала и вычленения наиболее важных для его работы моментов, что и рассматривается в данной статье. Сформировать всесторонне развитую личность возможно только в том случае, когда преподаватель и курсант (студент) работают слаженно в одной команде. Без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом процессе, без желания познать неизвестное достичь конечный результат представляется невозможным.

Ключевые слова: специальная химия, самостоятельная работа, информационная компетентность, интернет-технологии, проблемное изучение, компьютерные презентации, неформальная логика мышления, причинно-следственные связи.

Введение в проблему. Химия - одна из наук о природе, она изучает вещества, их состав, внутреннее строение и превращения. Через неорганическую химию она граничит с геологией, минералогией и другими науками о неорганической природе. Через органическую химию, изучающую процесс усложнения углеродистых соединений, она граничит с биологией - наукой об органической природе. Таким образом, без знания химии невозможно составить современную научную картину мира. Поэтому она давно стала неотъемлемой частью общего образования [8].

Повышение качества образования - актуальная и чрезвычайно сложная проблема, для решения которой необходимы серьезные научные исследования, значительные инвестиционные вложения, а также реальная заинтересованность органов государственного управления. Решение задачи повышения качества образования невозможны без количественного оценивания влияющих на него факторов [7]. Мы поддерживаем мнение Аскерова Э. М., Емелина М. А., Рудинского И. Д. и др., что одним из базовых факторов,

характеризующих качество образования на уровне конкретного учебного заведения, должен считаться уровень знаний, демонстрируемый обучаемыми в процессе педагогического контроля [2, с. 421]. Резкое ускорение процессов информатизации общества предъявляет все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки будущих преподавателей химии и биологии, инженеров-химиков-технологов, инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Цель написания статьи: анализ активных и интерактивных форм проведения занятий по химии для формирования положительной мотивации обучения, аналитико-синтетиче-ской деятельности обучающихся, для активизации их познавательной деятельности.

Анализ методологических подходов. Курсантам Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси при изучении дисциплины «Специальная химия» необходимо развивать неформальную логику мышления, связанную с теми химическими процессами, которые протекают в условиях реальных пожаров. Поэтому

дисциплина состоит из двух разделов: «Общая и специальная химия», «Органическая и специальная химия». Это позволяет сформировать у курсантов четкое понимание химических законов и принципов химических процессов, лежащих в основе современного промышленного производства и последствий нарушений технологических циклов; развить умение прогнозировать последствия прохождения различных химических реакций и комплексных процессов в условиях ЧС; изучить физико-технические характеристики и химические свойства пожаро-и взрывоопасных соединений, токсичных и радиоактивных соединений и взрывчатых веществ; приобрести навыки обеспечения личной безопасности при контакте с опасными химическими веществами. Кроме этого курсанты повторяют и усваивают фундаментальные теоретические основы, химические законы и положения общей и органической химии, приобретают навыки самостоятельного выполнения химических экспериментов и безопасного обращения с различными веществами и оборудованием. Однако традиционные формы занятий по дисциплине «Специальная химия», также как и по дисциплине «Аналитическая химия», включающие лекции и лабораторные занятия, не всегда оказываются достаточно эффективными независимо от опыта преподавателя и уровня подготовки студентов. Свидетельством тому являются затруднения, которые возникают у студентов при выполнении индивидуальных расчетных заданий [5]. Также как и преподавателями кафедры аналитической химии БГТУ преподавателями кафедры Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси ведется непрерывный поиск новых форм и методов организации учебного процесса [5].

Проблема развития диалектического мышления в процессе обучения химии широко раскрыта Л. А. Дубыниным. Он показал, что правильное усвоение учащимися основ химии, ее идей, законов и теорий, понимание диалектики химической формы движения материи предполагают диалектический подход к изучению явлений химии и при надлежащей методике могут существенно способствовать развитию диалектического мышления [Приводится по: 8, с. 37]. В Гомельском филиале Университе-

та гражданской защиты МЧС Беларуси последовательность прохождения лекционных учебных тем по дисциплине «Специальная химия» представлена в следующем виде.

Раздел 1:

- основные классы неорганических соединений и типы химических реакций;

- строение вещества;

- химическая связь;

- энергетика химических процессов;

- химическая кинетика и равновесие в гомогенных системах;

- характеристики и свойства истинных растворов;

- водные растворы электролитов;

- бинарные жидкие системы;

- дисперсные системы;

- электрохимические системы;

- учение о радиоактивности, свойства радиоактивных веществ;

- химические производства, их опасность, чрезвычайные ситуации, связанные с химическими веществами.

Раздел 2:

- основные теоретические положения органической химии;

- насыщенные углеводороды;

- ненасыщенные углеводороды;

- ароматические углеводороды;

- спирты, простые эфиры;

- альдегиды и кетоны;

- карбоновые кислоты, перекисные соединения;

- сложные эфиры, жиры;

- полимеры и материалы на их основе.

Отсюда видно, что в процессе преподавания данной дисциплины, как писал Л. А. Цветков (1973), изучается многообразие веществ, но при этом ни одно из них не рассматривается изолированно, оно сравнивается с другими веществами класса, выясняются взаимоотношения его с веществами других классов. Точно так же и с химическими процессами, которые всегда протекают при соблюдении известных условий и сопровождаются теми или иными внешними изменениями [6, с. 37]. Но при этом изучаемый материал очень объемный и обширный, и для того, чтобы грамотно и качественно его изложить в строго отведенное время, на помощь преподавателю приходят компьютерные технологии обучения, в частности компьютерные презентации изучаемых тем.

По нашему мнению, компьютерные презентации тем по дисциплине «Специальная химия», по возможности, должны состоять из табличного и схематического материала, который излагается в довольно сжатой форме и позволяет установить причинно-следственные связи между химическими веществами и протекающими в них процессами и явлениями. Сегодня издается очень много иллюстрированного химического материала в виде кратких справочников по химии, которыми и может воспользоваться преподаватель при разработке презентации к теме лекции. Такой подход к отбору содержания излагаемых преподавателем сведений позволит избежать встречающегося нередко сплошного «проговаривания» в аудитории всего содержания курса, вызывающего большую затрату учебного времени.

Вместе с тем задача лекционного изложения не ограничивается тем, чтобы разъяснить учащимся содержание программного материала, которое они должны усвоить. Приобретение системы знаний должно сопровождаться умственным развитием учащихся. Это, как известно, две стороны единого учебного процесса: умственное развитие осуществляется в процессе активной работы мысли над материалом, доставляемым содержанием предмета; успешное приобретение новых знаний во многом зависит от достигнутого уровня развития. Поэтому в задачу преподавателя входит такое изложение материала, которое вовлекало бы учащихся в умственную переработку сообщаемого материала, развивало бы у них умение наблюдать явления и делать выводы, сравнивать и обобщать, производить операции анализа и синтеза, осуществлять индуктивные и дедуктивные умозаключения и т. д. [6]. Поэтому, как и преподаватели кафедры аналитической химии БГТУ, мы считаем, что составляющей учебного процесса, как по аналитической химии, так и по специальной, также является самостоятельная работа студентов и курсантов [4, с. 438]. Основные этапы этой работы можно представить следующим образом: самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя по поиску информации, обсуждение темы на семинарских занятиях, оформление материала в виде доклада, реферата или презентации, выступление на конференци-

ях, включение материала в электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) [6, с. 347].

В настоящее время формирование информационной компетентности инженера-спасателя регламентируется требованиями к компетенциям специалиста. Например, к академическим относится компетенция «АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером», к профессиональным - «ПК-27. Проводить поиск и изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования, осуществлять подготовку данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций» [2]. Согласно образовательному стандарту, одним из требований к профессиональным компетенциям спасателя является «ПК-21. Анализировать и оценивать опасность объектов, веществ, материалов и изделий, а также рассчитывать параметры поражающих факторов основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» [3]. Все это выполняется в рамках ряда специализированных дисциплин Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, а также дисциплины «Специальная химия».

В общем виде формирование понятий складывается из трех этапов. Первый из них подготовительный - в этот период идет подготовка необходимых фактов, наполнение знаний, которые должны стать опорой формируемого понятия и без которых оно не может быть усвоено. На втором осуществляется первичное формирование, выявляются основные признаки понятия, оно рассматривается на сравнительно нешироком круге объектов. Третий период характеризуется применением понятия в последующем процессе познания и развитием его по объему и содержанию [6]. Чтобы успешно и целенаправленно руководить процессом формирования некоторых понятий, преподавателю следует ясно представлять эти основные этапы для каждого понятия и определять, что должно составить содержание подготовительной работы, какие признаки, на каком материале и с какой глубиной будут раскрываться при первоначальном изучении, какие стороны будут развиваться в дальнейшем

и на каком материале, какие возможности должны быть предусмотрены для оперирования понятием и закрепления его. В процессе предварительного анализа понятий необходимо установить также, каких умственных операций потребует от учащихся их изучение (сравнения, абстрагирования и т. п.), чтобы обеспечить правильное руководство ходом их мысли.

В профессиограмме спасатели определяются как сотрудники системы МЧС, которые первыми приходят на помощь при пожарах, стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях и т. п. Описание ликвидации последствий чрезвычайной ситуации включает проведение мониторинга окружающей среды, проведение разведки, поиск пострадавших и первичную оценку оперативной обстановки и другие виды работ [3]. Поэтому в дисциплине «Специальная химия» изучается ряд специализированных вопросов: физико-химические и пожароопасные свойства простых и сложных веществ, оценка пожарной опасности веществ по энергии Гиббса, способы предупреждения пожаров и взрывов на химических производствах на объектах добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ, ВВ, источники ртутной интоксикации, воздействие ртути и ее соединений на организм человека, оценка антидетонационных свойств горючих то-плив, пожарная безопасность химических процессов производства и ряд других. Таким образом, формирование понятий по дисциплине «Специальная химия» не единовременный акт: вначале сравнительно бедные по содержанию, они развиваются в процессе дальнейшего изучения предмета - обогащаются новыми признаками, углубляется их трактовка и т. д.

Современные интернет-технологии позволяют создать необходимые курсы лекций, планы семинарских занятий, тесты по дисциплине «Специальная химия», а также дают возможность осуществлять диалог студента с преподавателем заочно. Использование компьютерных средств обучения в самостоятельной работе студентов заочного курса обучения в Гомельском филиале Университета гражданской защиты МЧС Беларуси позволяет реализовать следующие методические цели:

- усиление мотивации в изучении дисци-

плины;

- индивидуализация обучения;

- дифференциация обучения;

- повышение уровня наглядности изучаемой дисциплины [4].

Высокие результаты обучения не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом процессе, без желания познать неизвестное. В мобилизации внимания учащихся, формировании их познавательного интереса большое значение имеет создание проблемной ситуации. Существуют разные способы создания проблемной ситуации на занятии. В одних случаях они возникают из практического опыта обучающихся, требующего объяснения, в других - из выявившегося незнания того или иного вопроса и т. д. За постановкой проблемы, естественно, должен следовать творческий поиск ее решения. Обучающиеся, участвуя в поиске научной истины в процессе изложения материала преподавателем или в самостоятельной работе, учатся творческому подходу, овладевают приемами логического мышления, приобщаются к научному методу исследования [6]. Курс органической химии, построенный на идеях развития и зависимости свойств веществ от строения, предоставляет особенно широкие возможности для проблемного изучения. Вероятно, изучение всего основного содержания раздела 2 «Органическая и специальная химия» можно построить как систему познавательных проблем и способов их разрешения. Масштабы этих проблем будут различны: одни из них широкого плана, и их решению подчиняется изучение отдельных тем или разделов тем, другие более узкие, охватывающие содержание нескольких занятий или одного занятия, являющиеся ступенями решения более общих проблем. Например, при проведении занятия «Химические свойства аренов, методы получения» можно привести пример одной из химических реакций аренов на доске с созданием проблемной ситуации: «Почему именно эта реакция характерна для бензола? И в чем особенность электронного строения молекулы бензола?» с последующим обсуждением этой проблемы в виде дискуссии между обучающимися и преподавателем. По мнению Л. А. Цветкова (1973),

ведущим противоречием изучения бензола является несоответствие его молекулярного состава наблюдаемым опытным данным (отсутствие характерных реакций непредельных соединений). Далее следует ряд более частных проблем, направленных на решение этой ведущей. Сначала на основе опытных данных и логических построений устанавливается химическое строение бензола и его структурная формула (по Кекуле). Затем выявляется противоречие ее опытным данным и факту равноценности всех углерод-углеродных связей в молекуле бензола, что заставляет обратиться к выяснению более тонкого различия; затем вновь возникает проблема свойств и т. д. [7, с. 46]. При изучении производственных вопросов, например, «Промышленный органический синтез. Продукция, экологические проблемы» выстраивается свой ряд проблем, который также совпадает с мнением Л. А. Цветкова. Как может быть осуществлен тот или иной процесс в крупных масштабах? Какие условия для проведения реакции в производстве нужны? Какую технологическую схему можно предложить для осуществления процесса, зная закономерности данной реакции и оптимальные условия ее проведения [7, с. 46]?

Для успешного осуществления проблемного подхода особенное значение имеет соблюдение двух условий. По мнению Л. А. Цветкова, все учащиеся (обучающиеся) должны хорошо знать предыдущий материал и те предпосылки, из которых возникает противоречие и новая познавательная проблема. Только понимание существа проблемы, необходимости разрешения противоречия может направить мысль обучающегося к активному поиску ответа. Поэтому большое значение имеет надлежащая подготовка к постановке всякого познавательного вопроса. Обучающийся не только должен осознать, «принять» проблему, его мысль должна активно работать на всем пути ее решения. В наибольшей степени это может осуществляться в процессе эвристической беседы, когда обучающиеся под руководством преподавателя сами приходят к необходимым ответам и выводам. Кроме этого на разрешение возникающих проблем могут быть направлены те или иные виды самостоятельных работ обучающихся, здесь также открываются большие возможности для

работы мысли. Но и в тех, и в других случаях, когда изложение ведет преподаватель, выдвижение и обсуждение им отдельных вопросов, предложений, доводов и т. п. должно строиться последовательно, убедительно и с таким расчетом, чтобы синхронно работала мысль обучающихся в поисках истины. И тогда отдельные вопросы, обращенные к классу (аудитории), помогут установить, вовлечены ли обучающиеся в этот познавательный процесс [8, с. 46-47].

Таким образом, система доказательств и научная аргументация, приведенная в анализе методологических подходов, позволяет сделать вывод, что образование сегодня рассматривается как условие и средство самосовершенствования человека, развития его творческой индивидуальности и самореализации при изучении фундаментальных дисциплин. При этом разнообразные методы обучения и форма проведения занятий по химии находят себе применение и занимают подобающее место в арсенале средств современной науки. Более конкретно вопрос о методах учебной работы должен решаться в рамках каждой темы или группы взаимосвязанных занятий на основе анализа программного материала и тех логических путей, которыми обучающиеся должны прийти к его усвоению [7, с. 50].

Исследовательская часть. Роль дисциплины «Специальная химия» в формировании информационной компетентности инженера-спасателя и развитии его как личности довольно велика. Прослеживается это, прежде всего, в ее связи с такими дисциплинами, как «Радиационная и экологическая безопасность», «Физика», «Теория возникновения и прекращение горения» и т. д. Например, при ответе на вопрос экзаменационного билета «Экологические последствия пожаров. Экологические аспекты чрезвычайных ситуаций. Роль человеческого фактора в предупреждении пожаров» по дисциплине «Радиационная и экологическая безопасность» курсант должен знать из цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, что средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) представляют собой устройства или приспособления, защищающие органы дыхания и зрения одного человека. По принципу действия они делятся на фильтрующие и изолирующие.

В нашей стране в качестве основного сорбента (поглотителя) углекислого газа в кислородно-изолирующих противогазах применяют химический известняковый поглотитель ХП-И, на 95 % состоящий из ги-дроксида кальция (Са(ОН)2). Реакция поглощения углекислого газа имеет вид:

Са(ОН)2 + С02 = СаС03 + Н20 + Q (1)

Как видно из формулы (1), реакция экзотермическая (+ Q) и протекает с выделением тепла и воды, в результате чего воздух, проходящий через ХП-И, нагревается и увлажняется. Используя данные знания в ответе на поставленный выше вопрос, курсант может существенно улучшить результат своего ответа (на 9, 10 баллов), так преподаватель видит, что курсант умеет сочетать фактические знания с теоретическими и практическими знаниями и использует при этом логический прием обобщения (т. е. обучающийся может перейти от единичного к познанию общего). Незнание подобных вопросов заставляет преподавателей снижать оценки на один-два, а иногда и три балла. В случае же, если преподаватель не согласен с какими-либо деталями объяснения любого вопроса, стоящего в экзаменационном билете, преподаватель должен попросить курсанта проанализировать допущенную ошибку с тем, чтобы

её исправить [8]. Таким образом, несмотря на неудачное начало, у курсанта во время ответа на билет по дисциплине «Радиационная и экологическая безопасность» появится возможность улучшить отметку, оперируя именно вышеперечисленными знаниями.

Результаты исследования. Рассмотренные в статье методы и способы обучения специальной химии затрагивают лишь те методические проблемы, которые связаны со спецификой данного предмета и с теми изменениями, которые произошли в последнее время при его изучении. Развитие у курсантов неформальной логики мышления и умения творчески использовать ранее приобретенные знания при изучении дисциплины «Специальная химия» предоставляет большие возможности. Как видим, это связано с основными проблемами самой химической науки - зависимостью свойств от строения, выяснением строения веществ, обусловленностью практического их применения строением и свойствами, особенностями осуществления реакций в промышленных условиях и т. п. [6, с. 46; 9, р. 6-18; 10, р. 7-403]. Все это активизирует познавательную деятельность обучающихся и предоставляет инженерам-спасателям техническую подготовку для будущей практической деятельности в принятии решений в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации.

Библиографический список

1. Айзман Н. И., Айзман Р. И., Зиньковская С. М. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие для вузов. - Новосибирск, 2011. - 272 с.

2. Аскеров Э. М., Емелин М. А., Рудинский И. Д. и др. Интеллектуальные информационные технологии тестирования знаний - как фактор повышения качества образовательного процесса // Сб. тр. второй межд. науч.-практ. конф. «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (07-09 февраля 2006, Санкт-Петербург) / под ред. А. П. Кудинова, Г. Г. Матвиенко, В. М. Самохина. - Т. 6. Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2006. - С. 421-423.

3. Гапанович-Кайдалов Н. В. Проблема информационной компетентности спасателя // Чрезвычайные ситуации: теория, практика, инновации: матер. межд. науч.-практич. конф. (Гомель,

19-20 мая 2016) / редкол.: А. Э. Набатова. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. - С. 333-335.

4. Гапанович-Кайдалов Н. В., Гапанович-Кайдалова Е. В. Экологическое образование в системе профессиональной подготовки спасателей // Чрезвычайные ситуации: теория, практика, инновации: матер. межд. науч.-практич. конф. (Гомель, 19-20 мая 2016) / редкол.: А. Э. Наба-това. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016.-С. 335-337.

5. Коваленко Н. А., Супиченко Г. Н., Ради-он Е. В. Компьютерные технологии в организации самостоятельной работы студентов по аналитической химии // Сб. тр. второй межд. науч.-практ. конф. «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (07-09 февраля 2006, Санкт-Петербург) / под ред. А. П. Кудинова, Г. Г. Матвиенко, В. М. Самохина. - Т. 6. Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование. -

СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - С. 438-439.

6. Мацнев К. Д., Машерова Н. П. Аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности учебной дисциплины «Химия порохов и взрывчатых веществ» // Матер. междунар. научно-практ. конф. курсантов (студентов), магистрантов, адъюнктов (аспирантов) «Чрезвычайные ситуации: теория и практика» (Гомель, 21 мая 2015 года) / под ред. А. Э. Набатовой [и др.]. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. - С. 347-348.

7. Склянова Н. А., Плющ И. В., Третьякова А. Н., Чеснокова Г. С., Герьянская Н. О., Шеле-гин Н. Н. Организация деятельности сибирского окружного федерального центра повышения квалификации работников образования по профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью // Современные принципы

и методы обеспечения безопасности образовательного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. - С. 41-45.

8. Цветков Л. А. Преподавание органической химии в 10 классе. Пособие для учителей. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 287 с.

9. Шалатонин В. Т. Экзамен по биологии (в помощь абитуриентам). - Мн.: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1973. - 40 с.

10. Emsley John The elements. - London: Clarendon press, Oxford, 1991. - 258 p.

11. Gardiner W. С. Jr., Burcat A., Dixon-Lewis G., M. Frenklach, R. K. Hanson, S. Salimian, J. Troe, J. Warnatz, R. Zellner Combustion chemistry. - New York; Berlin; Heidelberg; Tokyo: Springer-Verlag, 1984. - 509 p.

Поступила в редакцию 11.11.2016

Saraseko Elena Grigoryevna

Cand. Sci. (Biolog.), Assoc. Prof., of Department of Tactical Operations and Technology, Gomel Subdivision of University of Civil Defense of the Republic of Belarus, elen_saraseko@tut.by, Gomel

SPECIAL CHEMISTRY AS A SUBJECT STUDIED AT GOMEL SUBDIVISION OF UNIVERSITY OF CIVIL DEFENSE OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. Nowadays the development of modern society is characterized by emergencies breaking out on the territory of the Republic of Belarus and all over the world.

The modern period of society development is characterized by a number of emergency situations occurring on the territory of the Republic of Belarus and worldwide.While studying special chemistry, the cadets, future engineers-rescuers develop informal logical thinking and learning activity which are connected with the chemical processes occurring in condition of real fires. Teaching this subject requires continuous improvement of approach to lecture and exercise material. By this time theoretical and methodical aspects of special chemistry teaching have been developed, these are - problem method and case studies, self-instructive work, information teaching and others. This all implies meticulous work of the teacher over the information material and selection of the most important moments in teacher's work, which are considered in the present article. The formation of comprehensively developed personality is possible only if the teacher and the student work together as a team. It is impossible to achieve the result without dynamic learning activity of the students, their attentive concentration on the subject, their wish to learn the unknown.

Keywords: special chemistry, self-instruction, information competence, Internet-technologies, problem method, computer presentations, informal logic of thinking, cause-and-effect relations.

References

1. Aizman, N. I., Aizman, R. I., Zin'kovskaya, S. M., 2011. Psixologicheskie osnovy bezopasnosti cheloveka [Psychological foundations of human security]. Novosibirsk: NGPU Publ., 272 p. (In Russ.).

2. Askerov, E. M., Emelin, M. A., Rudinskiy, I. D., etc., 2006. Intellektual'nye informacionnye tex-nologii testirovaniya znanij - kak faktor povysheni-ya kachestva obrazovatel'nogo processa [Intellectual information technologies of knowledge testing

as the factor of improving of educational process]. Vtoraja mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Issledovanie, razrabotka i primenenije vysokix texnologij v promyshlennosti" [Research, development and application of high technologies in industry. Int. Sci. and pract. conf.]. St. Petersburg: Polytechnical University Publ., pp. 421-423. (In Russ.).

3. Gapanovich-Kajdalov, N. V., 2015. Proble-

ma informacionnoj kompetentnosti spasatelya [The Problem of Information Competence of the Rescue]. Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konfer-encija "Chrezvychajnye situatsii: teorija i praktika" [Emergency Situations: Theory and Practice. Int. Sci. and pract. conf.]. Gomel State Technical University n. a. P. O. Sukhoy Publ., pp. 333-335. (In Russ.)

4. Gapanovich-Kajdalov, N. V., Gapanovich-Ka-jdalova, E. V., 2015. E'kologicheskoe obrazovanie v sisteme professional'noj podgotovki spasatelej [Ecological Education in the System of Professional Training of Rescuers]. Mezhdunarodnaja nauch-no-prakticheskaja konferencija "Chrezvychajnye situatsii: teorija i praktika" [Emergency Situations: Theory and Practice. Int. Sci. and pract. conf.]. Gomel State Technical University n. a. P. O. Sukhoy Publ., pp. 335-337. (In Russ.)

5. Kovalenko, N. A., Supichenkoy, G. N., Radion, E. V., 2006. Komp'yuternye texnologii v organ-izacii samostoyatel'noj raboty studentov po analitich-eskoj ximii [Computer technologies in organization of students' self-training work in analytical chemistry]. Vtoraja mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Issledovanie, razrabotka i primenene-je vysokih tehnologij v promyshlennosti" [Research, development and application of high technologies in industry. Int. Sci. and pract. conf.]. St Petersburg: Polytechnical University Publ., pp. 438-439. (In Russ.)

6. Matsnev, K. D., Masherov, N. P., 2015. Aspekt obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti uchebnoj discipliny "Ximiya poroxov i vzryvchatyx veshhestv" [The aspect of provision for the subject "Chemistry of powders and explosive materials"]. Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konfer-encija "Chrezvychajnye situatsii: teorija i prakti-

ka" [Emergency Situations: Theory and Practice. Int. Sci. and pract. conf.]. Gomel State Technical University n. a. P. O. Sukhoy Publ., pp. 347-348. (In Russ.)

7. Sklyarova, N. A. Plyushch, I. V., Tretyak-ov, A. N., Chesnokova, G. S., Goranska, N. O., She-lagin, N. N., 2003. Organizaciya deyatel'nosti sibir-skogo okruzhnogo federal'nogo centra povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya po profilaktike zloupotrebleniya psihoaktivnymi veshchestvami det'mi i molodezh'yu [Organization of activity of the Siberian Federal district center of advanced training of educators for the prevention of substance abuse by children and young people]. Sovremennye prin-cipy i metody obespecheniya bezopasnosti obrazova-tel'nogo prostranstva: Materialy Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii [Modern principles and methods of ensuring security of educational space: Materials of all-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 41-45 (In Russ.)

8. Tsvetkov, L. A., 1973. Prepodavanije organ-icheskoj ximii v 10 klasse [Teaching organic chemistry in the 10th form]. Moscow: Prosveschenije Publ., 287 p. (In Russ.)

9. Shalatonin, V. T., 1973. E'kzamen po biologii (v pomoshh' abiturientam) [Biology examination (reference for university entrants)]. Minsk: Belaru-sian State University Publ., 40 p.

10. Emsley, John. The elements. London: Clarendon press, Oxford, 1991, 258 p.

11. Gardiner, W. C. Jr., Burcat, A., Dixon-Lewis, G., M. Frenklach, R., Hanson K., Salimian, S., Troe, J., Warnatz, J., Zellner R. Combustion chemistry. Springer-Verlag, New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo, 1984, 509 p.

Submitted 11.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.