Научная статья на тему 'Специализация как контекст профессионального выбора будущего социального педагога'

Специализация как контекст профессионального выбора будущего социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4016
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL TEACHER / SPECIALISATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна

Авторы рассматривают социально-педагогическое образование с позиции не только овладения общими знаниями и умениями, характеризующими специальность в целом, но и специальными знаниями и умениями, являющими отличительной чертой специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialization as Context of Professional Choice for the Future Social Teacher

Authors consider social and pedagogical education not only as mastering of general knowledge and abilities as a whole, but also special knowledge and abilities, showing distinctions of a speciality.

Текст научной работы на тему «Специализация как контекст профессионального выбора будущего социального педагога»

- владение навыками осуществлять профилактику благонадежности сотрудников учреждения (организации) (ПССП 4);

- владение знаниями и умениями по обеспечению лояльности сотруд -ников к ценностям и миссии организации (ПССП 5).

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / Колл. авт. под ред. Я. И. Кузьми-нова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2004. - 328 с.

3. Занковский, А. Н. Организационная психология: Учебное пособие. / А. Н. Занковский. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

5. Лазаренко, И. Р. Основы модерации: Учебное пособие / И. Р. Лазаренко. -Барнаул: Изд-во БГПУ. - 178 с.

6. Субетто, А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А. И. Субетто. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006 - 72 с.

7. Трофимова, Е. Организационная психология. Повышение конкурентоспособности бизнеса через развитие человеческих ресурсов / Е. Трофимова. - http:// www.activemind.ru

8. European Qualification Frameworks. http://www. esib. org.

9. http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm.

10. Хайновская Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы её формирования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 99 - 106

УДК 376

Ю. Н. Егорова

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Социально-педагогическое образование предполагает овладение не только общими знаниями и умениями (коммуникативные, диагностические, организационно-деятельностные, интеракциональные, проектировочные), характеризующими специальность в целом, но и специальными знаниями и умениями, являющимися отличительной чертой специализации социального педагога.

Структура программы высшего социально-педагогического образования включает четыре блока (Общекультурный, психолого-педагогический, общепредметный, профессиональный) и предполагает изучение дисциплин специализации социального педагога. Важным компонентом является овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое восприятие прекрасного в человеческих отношениях, способность сопереживать и т. д. Психолого-педагогическая подготовка предполагает овладение педагогикой отношений в социуме, в семье, быту, общине, открытой микросреды человека, досуга, в работе с различными категориями населения. Предметно-профильная подготовка предполагает изучение социально-педагогических дисциплин и дисциплин специализации.

Социально-педагогическая деятельность включает работу с различными категориями населения и разной типологией проблем. В связи с этим, в рамках вуза в содержание учебного плана включаются дисциплины специализации (социально-педагогическая деятельность в дошкольных учреждениях; в физкультурно-оздоровительных учреждениях; в общеобразовательных учреждениях; в учреждениях начального и среднего профессионального образования; в учреждениях дополнительного образования). Образовательный стандарт позволяет учитывать особенности региона, где функционирует вуз (исполнение социального заказа в кадрах для системы социального обслуживания населения). Таким образом, создается возможность в рамках учебного плана сочетать обязательность требований государственных и региональных интересов.

Обзор имеющегося в стране опыта свидетельствует, о развертывании профессиональной подготовки социальных педагогов как системы, в которой можно отметить ряд особенностей:

- во-первых, подготовка специалистов осуществляется в соответствии с сиюминутно возникающими социальными проблемами (для семьи, для военных, для пожилых);

- во-вторых, уже обнаруживается недостаток в специалистах, обеспечивающих процесс профессиональной подготовки кадров, и появляются обучающие центры для преподавателей и организаторов образования;

- в-третьих, просматриваются начала профессиональной ориентации школьников на новую для общества профессию социального педагога: появляются подготовительные классы, школы юных социальных педагогов и т. п.

В итоге мы можем констатировать практико - ориентированный подход, продиктованный социальной ситуацией и требующий исполнения заказанного вышестоящими организациями.

Следует отметить, что образовательная программа вуза, учитывая потребности региона, включает в подготовку специалиста дисциплины определенной специализации социального педагога. Такой специализацией в рам-

ках факультета социальной педагогики ОГПУ, начиная с 1996 г., является специализация - социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Вместе с тем, мы считаем необходимым осуществлять педагогическую поддержку субъектной активности студентов в выборе желаемой специализации профессиональной деятельности социального педагога и успешного ее освоения. Наполненность профессиональной деятельности социального педагога различными специализациями создает для студентов ситуацию выбора предпочитаемого направления деятельности специалиста и активного изучения и реализации ее на практике. Таким образом, специализации социального педагога можно рассматривать как контекст профессионального самоопределения студента.

Принятие на себя роли социального педагога не жестко фиксировано, а зависит от характера индивида. Человек осмысливает ролевые ожидания, интерпретирует их и действует. Но общество, являясь целостным организмом, находящимся в процессе развития, определяет общесоциальные механизмы развития. А это значит, как считает В. А. Ядов (1994), что не социальная роль сама по себе, не мораль, как таковая, но какие-то иные, более глубокие и объективные экономические и социальные закономерности являются источником изменения во внешне наблюдаемых типах поведения людей. При этом мы должны проводить четкую грань между складывающимся общественным разделением труда и отражением этого процесса в общественном сознании, включая и такую его форму, как профессиональное самосознание.

Закрепленное государственным стандартом понятие «специализация» используется учеными и практиками, занимающимися вопросами профессиональной подготовки кадров в вузах. Так, В. А. Кузнецова, раскрывая структуру и сущность бакалавриата, понимает под специализацией «углуб -ленное изучение какой-то определенной науки или раздела из данного направления бакалавриата» [1].

А. Н. Лейбович, занимаясь проблемами структуры и содержания государственного стандарта профессионального образования, определяет специализацию как «совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности» [2].

В современном словаре иностранных слов под специализацией понимают: 1) приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области;

2) сосредоточение деятельности на каком-либо знании, специальности;

3) разделение труда на отдельные операции [4].

Советский энциклопедический словарь раскрывает понятие специализации с точки зрения производственной сферы: специализация производства - форма общественного разделения труда и его рациональной организации; отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов

продукции или её частей в самостоятельных отраслях производства и на специализированных предприятиях [4].

Анализ справочной литературы показал, что различные области знаний рассматривают специализацию как процесс («овладение», «разделение», «сосредоточение»), основанный на специализации знаний в научной или практической деятельности («специальное образование», «узкоспециальная тренировка», «специальные знания и навыки»).

Особую актуальность и значимость представляет позиция М. Ф. Черкасовой, рассматривающей в своей диссертации проблемы специализации в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе. Понятие «специализация» определяется исследователем следующим образом: «Специализация - это процесс и результат овладения специальными знаниями, умениями и навыками в рамках основной образовательной программы по данной специальности с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации» [6].

Данный подход акцентирует выделение «специальных знаний, умений, навыков», являющихся отличительной чертой каждой специализации, по сравнению с «общими знаниями, умениями и навыками» - базовыми для всей специальности.

На основании анализа справочной и научно-методической литературы приходим к выводу, что термин «специализация» отражает двойственный характер этимологии понятия. С одной стороны, это разновидность профессиональной или предметно-профильной деятельности специалиста. С другой стороны, это процесс и результат овладения специальными знаниями, умениями и навыками в рамках основной образовательной программы по данной специальности.

Следовательно, каждая специализация социального педагога характеризуется содержательной наполненностью специальных знаний и умений, помимо общих (диагностические, интеракциональные, проектировочные, коммуникативные, организационно-деятельностные), характерных для всей специальности в целом.

Нами обнаружено, что специализация - социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования характеризуется содержательной наполненностью таких направлений, где к педагогу предъявляются особые социально-педагогические требования.

Каждое направление деятельности социального педагога в УДО предполагает владение специальными знаниями и умениями.

Спортивно-туристическое - Знание основ здорового образа жизни, основ туризма. Владение видом спорта, туртехникой, умения по организации спортивных соревнований, сборов, конкурсов и т. д. Умение осуществлять поведение, сохраняющее здоровье. Умение оказывать влияние на становление благоприятных отношений между участниками соревнующихся команд. Умение организовать и стимулировать познание микросоциума и макросоциума.

Краеведческое - Знание истории родного края, архитектурных, исторических, природных памятников родного края. Умения по организации поисково-исследовательской деятельности с целью изучения родного края. Умение организовать и стимулировать познание семейных традиций, национальных праздников, обычаев, фольклора родного края. Умение содействовать личности в поиске и осмыслении истории собственной семьи как составной части социума.

Валеологическое - Знание основ здоровьесбережения, обычаев, традиций народов мира по поддержке здоровья. Владение способами, мероприятиями, направленными на содействие личности в укреплении и сохранении здоровья (массаж, технология обливания, правильное питание и т. д.). Умение оказывать первую доврачебную помощь, организовать социально-поддерживающую деятельность личности, имеющей проблемы со здоровьем. Умение оказывать помощь детям в поисках способов и резервных возможностей по преодолению привычек, вредных для здоровья.

Массово-досуговое - Знание различных видов игр (познавательных, развивающих, спортивных, подвижных, сюжетных и т. д.). Умения планирования и проведения игровых программ, конкурсов, игр-эстафет, народных игр с детьми разного возраста. Умение оказывать влияние на становление благоприятных отношений между участниками (победителями и побежденными). Умение содействовать в организации и стимулировании взаимоотношений по сопереживанию, соучастию, поддержке, по обмену положительными эмоциями. Умение организовать ролевые игры, ситуации, способствующие: развитию навыков адаптации детей в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях; получению представлений о социальных нормах и способах разрешения конфликтов между личностью и различными институтами социума.

Работа с детьми-инвалидами - Знание физических и психологических особенностей детей-инвалидов. Знания и умения по организации педагогической поддержки, реабилитации (социальной и психолого-педагогической) детей-инвалидов. Умение содействовать в адаптации детей-инвалидов к социально-бытовой сфере, в налаживании благоприятных отношений де-тей-инвалидов со сверстниками, членами семьи, социумом в целом. Умения по организации педагогической поддержки самоопределения детей-инвалидов в профессиональной деятельности, в трудных жизненных ситуациях; педагогической поддержки самореализации своих способностей.

Декоративно-прикладное - Знание основ декоративно-прикладного творчества. Умения по изготовлению мягкой игрушки, выжиганию по дереву, конструированию и моделированию поделок, умения рисовать, шить, вязать и т. д. Умения содействовать в усвоении детьми социальных ролей (будущего отца, будущей матери) и в освоении соответствующего полоролевого поведения и взаимоотношений. Умение способствовать формированию художественного вкуса и навыков в области декоративно-прикладного творчества.

Экологическое - Знания основ охраны природы, экологии, природоохранных памятников (заповедников, заказников и т. п.) на территории родного края. Умение планировать и осуществлять природоохранные мероприятия, акции. Умения по созданию ситуаций, стимулирующих эмоциональное, мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру. Содействие детям в развитии навыков адаптации к неблагоприятным природным явлениям, развитие экологической культуры личности. Стимулирование бережного, «помогающего» отношения к растительному и животному миру.

Программы по милосердию - Знания об организации и направлениях деятельности общественных и государственных структур города, области, осуществляющих благотворительные акции. Знания о нуждах, особенностях социально незащищенных групп населения города и области. Умения планировать и осуществлять «акции милосердия» в работе с пожилыми людьми, семьями групп риска и т. д.

Военно-патриотическое - Знание основ военно-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Владение комплексом военно-спортивных упражнений, тренировок, мероприятий. Умения по организации полевых сборов, походов, военно-спортивных лагерей в зависимости от профиля воинской подготовки. Умения создавать педагогические ситуации и условия для «примерки» личностью своих гражданских, военных прав и обязанностей; оказывать педагогическую поддержку адаптационным возможностям детей к воинскому функционалу, к культурно-бытовой сфере, межличностным взаимоотношениям микросоциума. Умения формировать стандарты поведения по востребованности ситуации.

Биологическое - Знание основ ботаники, биологии, физиологии человека и животных, животного и растительного мира родного края. Умение организовать опытническую и исследовательскую работу по направлениям: зоология, цветоводство, овощеводство, аквариумистика и др. Умение содействовать познанию детьми физических, психологических, физиологических особенностей своего организма. Умение сохранять собственное здоровье. Знания и умения осуществлять взаимопроникающие связи растительного и животного мира с жизнедеятельностью человека.

Химическое - Знание основ органической и неорганической химии. Умение организовать исследовательскую и опытническую работу по изучению химического и физического состава и свойств воды, почвы, воздуха родного региона. Знание причинно-следственной зависимости между характеристиками социальной среды (химический состав воды, воздуха, радиация, «озоновые дыры», кислотные дожди и т. д.) и социальным самочувствием детей. Умение стимулировать и формировать здоровьесберегающее поведение.

Подготовка юных социальных педагогов - Знание основ допрофессио-нальной подготовки юных социальных педагогов. Умение содействовать адаптации детей разного возраста к макро- и микросоциуму, осуществлять

посредничество между личностью и ее окружением. Умение содействовать развитию познавательных сил учащихся, стимулировать творческие аспекты их деятельности. Владение навыками предметной деятельности и осуществления педагогической поддержки самоопределения обучающихся в профессии социального педагога.

Именно эти специальные знания и умения социального педагога можно рассматривать как основу профессионального выбора студента. Самоопределяясь в данной специализации студент выстраивает стратегию освоения данных специальных знаний и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Опыт организации профессиональной подготовки социальных педагогов показывает возможности активизации профессионального самоопределения студентов: образование ставит человека в субъектную позицию, требует решения задач выбора, помогает осознанию того, что человек хочет и может [3].

При проектировании взаимосвязи специализации и профессионального самоопределения социального педагога с учетом вышесказанного мы анализировали возможности общеобразовательной, психолого-педагогической и предметно-профильной подготовки для профессионального самоопределения будущего специалиста.

Общеобразовательная подготовка обеспечивает вооружение будущих социальных педагогов методологией познания мира, явлений общественной жизни, дидактическим подходом к познанию и преобразованию действительности. При этом обеспечиваются стимулирование самообразования студентов и когнитивный компонент их самоопределения.

Психолого-педагогическая подготовка вооружает студентов знаниями основ педагогики, психологии, глубокими и всесторонними знаниями, необходимыми для организации социально-педагогической деятельности, методами работы социального педагога, практическими умениями. Это способствует самопознанию, стимулирует оценочный компонент самоопределения.

Предметно-профильная подготовка направлена на овладение студентами прикладными, специальными умениями, что ведет к самореализации и активизирует деятельностно-практический и креативный компоненты самоопределения.

Результаты приведенных исследований позволили сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение на этапе обучения в вузе представляет собой относительно самостоятельный этап профессионального самоопределения личности, отличительной особенностью которого является противоречивое сочетание готовности и способности к профессиональному самоопределению с одной стороны, и неуверенности в своей способности сделать правильный выбор - с другой. Показано, что наличие кризиса ревизии и коррекции профессионального выбора (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыма-

нюк 1997; Е. А. Климов 1996) усложняет процесс профессионального самоопределения студентов. Отмечено, что на этапе обучения в вузе профессиональное самоопределение проходит несколько периодов, характеризующихся изменением содержания и структуры его основных составляющих.

Отмечено, что на этапе обучения в вузе профессиональное самоопределение проходит несколько периодов, характеризующихся изменением содержания и структуры его основных составляющих.

Самоопределение студентов в деятельности социального педагога рассматривается нами как процесс и результат выбора специализации деятельности социального педагога на основе совокупности общих и специальных знаний, умений и опыта личности, проявляющихся в субъектно значимом освоении профессии в соответствии с требованиями динамично изменяющегося рынка труда.

Исследователи отмечают, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных блока: образование и самообразование, самопознание, самореализация личности как субъекта процесса. (А. Я. Журкина, С. Н. Чистякова).

Образование и самообразование выступают с одной стороны, как накопление знаний о различных специализациях социального педагога, специальных знаний и умений специалиста, о сферах деятельности и типах учреждений социального педагога разных специализаций, с другой - как накопление знаний о возможных путях и вариантах освоения желаемой специализации (в результате самоограничения, сужения границ поиска и перспектив).

Самопознание происходит как в широком плане - как индивида, человека вообще - его образа «Я», реального и желаемого, положительных и отрицательных личностных качеств, так и целенаправленно - как субъекта профессионального самоопределения, активного деятеля при выборе желаемой специализации и освоении необходимых профессионально значимых качеств.

Самореализация осуществляется как активное участие в освоении различных специализаций социального педагога, при работе с разными категориями населения, при этом возможен разброс интересов, импульсивность метаний-исканий своего дела и совей специализации. Самореализация может выступать и как увлеченное творческое освоение конкретной специализации социального педагога, отражая устойчивость интереса и активность субъектной позиции личности в профессиональном выборе. Результатом профессионального самоопределения студента является выбор конкретной специализации социального педагога и успешное ее освоение на практике.

Выделение данных этапов является чрезвычайно значимым для нашего исследования, поскольку позволяет проникнуть в сущность функционирования субъекта профессионального самоопределения в конкретных социальных условиях и решать задачи построения профессиональной подготовки будущего специалиста.

С учетом этого, в рамках социально-педагогической практики студенты знакомятся с различными типами социальных учреждений, различными категориями клиентов, типами проблем и имеют возможность самоопределиться в предлагаемой профессиональной сфере. Дисциплины общеобразовательной, психолого-педагогической, предметно-профильной подготовки расширены включением спецкурсов, спецсеминаров, знакомящих студентов с различными специализациями социального педагога. Социально-педагогическая практика включает прохождение студентами разных типов учреждений, работу с различными категориями населения, что создает на практике возможность реального знакомства и практической пробы сил во всех специализациях социального педагога. Изучая на практике деятельность социальных педагогов различных специализаций, студенты соизмеряют собственные способности и предпочтения в выборе желаемого направления деятельности специалиста.

Следует отметить, важным моментом в процессе профессионального самоопределения студента является реализация педагогической поддержки его профессионального выбора. Индивидуальная стратегия профессионального самоопределения выстраивается совместно с педагогом - руководителем, который направляет, корректирует, помогает освоить привлекаемые направления социально-педагогической деятельности, нивелирует сложные моменты на пути профессионального поиска. При этом учитывается:

- предшествующая подготовка в области поведенческих и социальных наук, которые имеют непосредственное отношение к развитию навыков социального взаимодействия, а также сформированный интерес к избранной профессии;

- предварительный опыт работы, который может быть приобретен в самых различных ситуациях;

- личное обоснование студентом выбора именно этой специализации, желание работать с конкретными категориями социальных клиентов;

- рекомендации преподавателей, профессиональных социальных работников, администрации социальных агентств, где студент работал или проходил практику. Первостепенная важность уделяется приобретению студентами опыта практической деятельности по выбранной специализации.

Выбор специализации - достаточно сложная и многоаспектная задача. Несомненно, что в основу специализации по какому-либо конкретному направлению должен быть положен приоритет определенных личностных качеств, овладение которыми необходимо для успешного выполнения профессиональных задач.

Многообразие специализаций социального педагога ставит будущего специалиста в позицию активного выбора и активизирует профессиональное самоопределение студента, в ходе которого происходит согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Библиографический список

1. Кузнецова, В. А. Проблемы многоуровневой подготовки учителя в университете / В. А. Кузнецова // Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе. - Саранск, 1993. - С. 23-28.

2. Лейбович, А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / А. Н. Лейбович. - М.: Высшая школа, 1994. - 286 с.

3. Мелехова, В. Е. Профессиональное самоопределение будущих специалистов социальной работы в условиях ВУЗа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук /

В. Е. Мелехова - СПб.: Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.

4. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -1631 с.

5. Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

6. Черкасова, М. Ф. Специализация в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Ф. Черкасова - М. -1996. - 23 с.

7. Куликова, Л. М. Профессиональная компетентность преподавателей-методистов как условие качества процесса профессиональной подготовки студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 14-22

УДК 370.112

О. Л. Осадчук

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Анализ современного состояния теории и практики образования свидетельствует, что многие его сложнейшие проблемы оказываются связанными воедино проблемой профессиональной надежности педагога. Прежде всего, следует подчеркнуть, что проблема профессиональной надежности педагога носит педагогический праксеологический характер, так как связана с получением практико-ориентированного методологического знания о целесообразном, продуктивном, успешном педагогическом труде.

Поскольку проблема профессиональной надежности педагога актуализирует необходимость реализации в сфере педагогического труда общих принципов нравственности и педагогических ценностей - норм, регламентирующих педагогическую деятельность, - необходимо признать ее связь с такими направлениями развития философско-педагогической мысли, как педагогическая этика, педагогическая аксиология и педагогическая деонтология.

Можно констатировать связь проблемы профессиональной надежности педагога с рядом проблем образовательного права, в частности с вопросами правового регулирования процедур аттестации, повышения квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.