Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА'

СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИЯ / NATION / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / NATIONAL STATE / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ / RELIGIOUS TRADITION / ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNO-RELIGIOUS AND INTER ETHNIC RELATIONS / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LABOR RELATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов М. В., Шмидт В. В.

В статье обозначен круг проблем, связанных с разработкой профессионального стандарта для традиционно нерегулируемой сферы отношений, какой являются этнонациональные отношения. В связи с трансформацией системы международных отношений, реакциями национальных государств на процессы глобального уровня предпринимаются попытки регламентировать деятельность специалистов, участвующих в обеспечении процессов в сфере религиозных, этнокультурных, этнополитических отношений. Укрепление российской идентичности, сохранение и развитие этнокультурного, религиозного многообразия народов России, гражданской культуры общения, включая социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, - все это должно стать целью профессиональной деятельности специалистов по национальным и религиозным отношениям. согласно профессиональному стандарту, данной цели будет способствовать реализация трудовых функций новых специалистов. так, их функциональной обязанностью станет сохранение самобытности, культурного и религиозного богатства народов России, многообразия форм самовыражения и сотрудничества в культурной и социально-политической сферах, направленных на формирование культуры общения и поддержание межрелигиозного и межнационального мира и согласия. сегодня глобальные миграционные потоки ощутимо затрагивают и Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialist in the field of national and religious relations’: problems and prospects of the professional standard

The range of problems of developing a professional standard for the traditionally unregulated sphere of relations - the ethno-national relations is actualized in the article. In connection with transformation of the system of international relations and reactions of national states to the global-level processes, the attempts to regulate the activities of specialists involved in provision of processes in the sphere of religious, ethno-cultural and ethno-political relations are undertaken. The strengthening of Russian identity, maintenance and developing the ethno-cultural, religious diversity of Russian nations, the civic culture of communication, including social and cultural adaptation and integration of migrants - all this should become the goal of the professional activities of specialists in national and religious relations. The realization of this goal according to the professional standard is possible through labor functions implementation. Thus, their functional responsibility will become the maintenance of identity, the cultural and religious wealth of Russian nations, the diversity of forms of their self-expression and cooperation in the cultural and social-politic spheres, aimed at creation of communication culture and maintenance of inter religious and international peace and consent. Today global migration flows are tangibly affecting Russia.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА»

государственная служба 2017 том 19 № 4 73

пространство образования

doi: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-73-78 ■

специалист в сфере национальных и религиозных отношений: проблемы и перспективы профессионального стандарта

МИхАИл влАДИМИРОвИч козлов, администратор программы, сотрудник Межвузовского учебно-научного центра «Религия и общество» института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект вернадского, 82). E-mail: [email protected]

вИльяМ влАДИМИРОвИч ШМИДГ, доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект вернадского, 82). E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье обозначен круг проблем, связанных с разработкой профессионального стандарта для традиционно нерегулируемой сферы отношений, какой являются ^инонациональные отношения. В связи с трансформацией системы международных отношений, реакциями национальных государств на процессы глобального уровня предпринимаются попытки регламентировать деятельность специалистов, участвующих в обеспечении процессов в сфере религиозных, этнокультурных, этнополитических отношений. Укрепление российской идентичности, сохранение и развитие этнокультурного, религиозного многообразия народов России, гражданской культуры общения, включая социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, - все это должно стать целью профессиональной деятельности специалистов по национальным и религиозным отношениям. Согласно профессиональному стандарту, данной цели будет способствовать реализация трудовых функций новых специалистов. Так, их функциональной обязанностью станет сохранение самобытности, культурного и религиозного богатства народов России, многообразия форм самовыражения и сотрудничества в культурной и социально-политической сферах, направленных на формирование культуры общения и поддержание межрелигиозного и межнационального мира и согласия. Сегодня глобальные миграционные потоки ощутимо затрагивают и Россию. Ключевые слова: нация, национальное государство, национальная культура, религия, религиозная традиция, этнорелигиозные и межнациональные отношения, трудовые отношения, профессиональный стандарт

«specialist in the field of national and religious relations»: problems and prospects of the professional standard

MiKHAiL v. KoZLov, Program administrator, Employee of the Inter - university Educational and Scientific Center «Religion and Society» of the Institute of Public Administration and Civil Services of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadsky ave., 82). E-mail: mv. [email protected]

William v. scHMIDT, Dr. Sci. (Philosophy), Professor of the Chair of State and Confessional Relations, Institute of Public Administration and Civil Services of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadsky ave., 82) E-mail: [email protected]

Abstract: The range of problems of developing a professional standard for the traditionally unregulated sphere of relations - the ethno-national relations is actualized in the article. In connection with transformation of the system of international relations and reactions of national states to the global-level processes, the attempts to regulate the activities of specialists involved in provision of processes in the sphere of religious, ethno- cultural and ethno-political relations are undertaken.

The strengthening of Russian identity, maintenance and developing the ethno-cultural, religious diversity of Russian nations, the civic culture of communication, including social and cultural adaptation and integration of migrants - all this should become the goal of the professional activities of specialists in national and religious relations. The realization of this goal according to the professional standard is possible through labor functions implementation. Thus, their functional responsibility will become the maintenance of identity, the cultural and religious wealth of Russian nations, the diversity of forms of their self-expression and cooperation in the cultural and social-politic spheres, aimed at creation of communication culture and maintenance of inter religious and international peace and consent. Today global migration flows are tangibly affecting Russia. Keywords: nation, national state, national culture, religion, religious tradition, ethno - religious and inter ethnic relations, labor relations, professional standard

74 государственная служба 2017 том 19 № 4 пространство образования

современные тенденции этнонациональных процессов

Одной из главных общемировых тенденций последних десятилетий стал миграционный процесс, захлестнувший страны Старого Света. Современный мощный миграционный поток сродни великому переселению народов - в нем неизбежно проявляются и будут обостряться этнонациональные и культурно-религиозные противоречия. Появляются предпосылки конфликтов - радикализм создает из традиционных религиозных доктрин удобные «артефакты» для своей политической борьбы.

Значение религиозного фактора в гражданско-политической жизни государств, мировой политике и международных отношениях неуклонно растет. Интерес к фундаментальным вопросам культуры, ее религиозным истокам - естественная реакция как отдельных людей, так и государств, на вызовы, которые открывают новые возможности для национального развития [Абдулатипов, 2013], на угрозы, которые несут риски нивелирования этнонациональных ценностей и утраты культур-но-цивилизационной самобытности различных народов в условиях нарастающей глобализации1 [Телегин, Телегина, Шмидт, 2012. С. 92-107].

Наряду с глобальной этнокультурной унификацией, столь же широкое выражение находят и обратные процессы - стремление к сохранению самобытности народов, стран, регионов, т.е. актуализируется «своеземность» - этнокультурная идентичность [Михайлов, 2011]. Причем культурный аспект понимается как совокупность не только духовных, но и экономических, политических, военных и иных параметров развития той или иной нации и государства. Например, в документах Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета (57-я сессия Генассамблеи ООН, п. 44 повестки «Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия») особое внимание было обращено на закрепление за крупнейшими религиозными объединениями, действующими в рамках национальных государств, статуса суверена, актора системы международных отношений с правом, пусть и ограниченным, участия в ООН.

При данной существующей тенденции к политизации религиозной сферы, диалог религий и культур как поиск взаимного согласия и альтернатива столкновению цивилизаций представляется задачей первостепенной важности. Для того, чтобы соответствовать новому мировому порядку, необходимо как четкое понимание глобальных и

1 Подберезкин А.И. Современное состояние стратегического прогнозирования развития МО и ВПО в России // viperson.ru/ articles/sovremennoe-sostoyanie-strategicheskogo-prognozirovaniya-razvitiya-mo-i-vpo-v-rossii

местных трендов развития, так и искусство политики, объемлющей собой более широкое, нежели одно государство, международное поле-пространство.

Усилия государства в реализации государственной национальной политики

Реакцией руководства Российской Федерации на угрозы и вызовы времени стало воссоздание федерального органа власти по делам национальностей: в марте 2015 года им стало Федеральное агентство по делам национальностей России. Новый федеральный орган исполнительной власти активно включился в реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666. Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1532, определила ее стратегические цели:

• упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

• сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

• гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

• обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

• социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Реализовать вышеперечисленную деятельность были призваны учреждения культуры, в том числе культурные центры, общественные организации и объединения, некоммерческие организации, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные и частные компании и хозяйственные общества, которые в той или иной степени влияют на сохранение, поддержку и гармонизацию этнокультурного многообразия народов России, культуры межнационального (межэтнического) общения, на обеспечение межнационального и межрелигиозного сотрудничества и согласия, на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

требования к специалистам по национальной политике

государственная служба 2017 том 19 № 4 75

М.В. Козлов, В.В. Шмидт. специалист в сфере национальных и религиозных отношений: проблемы и перспективы профессионального стандарта

Многонациональность и мультирелигиозность российского общества и государства предопределяет формирование конструктивных отношений со всеми традиционными для России религиозными и этнокультурными традициями, а у России в целом - с международным сообществом. Следовательно, качество этих разноуровневых взаимоотношений (взаимодействия, сотрудничества) во многом зависит от уровня развития тех личностей, которые обеспечивают как выработку внутренней политики, включая сферу государственно-религиозных и межнациональных отношений, ее реализацию, так и разработку религиоведения и этнологии как специальных отраслей науковедения - уровня их компетентности, религиоведческой и этнологической образованности, религиозной и этнонациональной культуры и толерантности [Miller, 2008]. Наращивая сотрудничество с религиозными организациями, духовные традиции которых, как правило, экстерриториальны, профессионально-личностная компетентность работников этих сфер требует постоянного повышения [Религии России..., 2009].

Кроме того, сохранение национальной социокультурной идентичности в глобализирующемся и динамично меняющемся мире обусловливает изучение и популяризацию моделей организации национально-федеративных, государственно-религиозных и межнациональных отношений с точки зрения порядка их институционального взаимодействия. В свою очередь, изучение ресурсов этих институций, как элементов системы социально-политических, гражданско-государственных и международных отношений, обеспечит, с одной стороны, эффективное использование собственно механизмов решения оперативно-тактических задач, а с другой - достижение устойчивого развития и стратегического партнерства.

Подготовка профессионального стандарта

Общественное согласие является надежным фундаментом предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности [Inbari, 2007]. Реализация целей государственной национальной политики ставит новые вызовы перед обществом. Адекватный ответ на них возможен лишь при наличии соответствующего кадрового обеспечения, контроля над квалификацией специалистов, в связи с чем руководством страны было принято решение о подготовке профессионального стандарта в данной сфере.

Очевидно, что без наличия профессионального стандарта невозможен заложенный в Стратегию и Программу переход к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной полити-

ки, так как возникло широкое профессиональное поле, требующее наличия квалифицированных специалистов в области национальных и религиозных отношений. Задача воспроизводства специалистов в самой широкой сфере национальных и религиозных отношений, в частности, возложена на РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, которая в связи с этим и была определена в качестве ответственного исполнителя-разработчика проекта профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений».

Разработчиками профессиональных стандартов в Российской Федерации являются непосредственно сами практикующие специалисты, затем он проходит обязательный процесс общественного обсуждения и экспертной оценки. По негласному закону национальных отношений лучше промолчать, чем сказать что-то лишнее, поэтому кропотливая работа над документом и его экспертное обсуждение затянулись не на один год.

Ведущую роль в данной работе взяли на себя кафедра национальных и федеративных отношений и кафедра государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Президентской академии, деятельность которых напрямую связана с подготовкой специалистов в сфере национальных и религиозных отношений. Исследование проводилось совместно с Ассоциацией российских религиоведческих центров, Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Российской общественной организацией «Содействие. Сотрудничество. Созидание», Центром миграционных исследований, центром этнополитических и региональных исследований, Институтом социологии РАН и ведущими профильными экспертными организациями и научными учреждениями.

8 июня 2017 года в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации прошёл завершающий работу над профстандартом Всероссийский круглый стол «Специалист в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений: вызовы времени и профессиональный стандарт». Обсудить актуальные проблемы разработки стандарта собрались представители общественных, религиозных научно-образовательных организаций, органов управления и государственной власти.

Модераторами встречи выступили заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений доктор исторических наук, профессор В.А. Михайлов и профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений доктор философских наук В.В. Шмидт. Они ознакомили собравшихся с предложениями, выработанными по результатам межведомственных консультаций:

76 государственная служба 2017 том 19 № 4

пространство образования

- ориентировать разрабатываемый документ на определенность и конкретность описываемых в нем трудовых функций, а не профессиональные компетенции, которые могут быть различными с учетом видов деятельности в конкретных отраслях хозяйства;

- принципиальный отказ от несвойственной данному типу и виду документа идеологизации и политизации, которая в целом недопустима в сфере национальных и религиозных отношений, включая уровни их институции;

- о корректировке наименования разрабатываемого профстандарта на «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» в связи с учетом расширения (конкретизации) перечня сфер трудовой деятельности, соблюдения принципа «рамочности» документа (он должен быть универсальным и отражать специфику предметной области - ее принципиальную полидисципли-нарность).

Начиная экспертную дискуссию, директор ИГСУ РАНХиГС доктор юридических наук, профессор И.Н. Барциц отметил, что круглый стол-совещание проводится во исполнение подпункта «г» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации от 31 октября 2016 года № Пр-2382 и поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 8 декабря 2016 года № АХ-П44-7462, в соответствии с которым Федеральному агентству по национальным отношениям и Минтруду России поручено обеспечить утверждение профессионального стандарта специалиста по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений.

Заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по национальным отношениям России А.Н. Ненашев обратил внимание на роль головной организации-разработчика в работе над стандартом, которая велась, начиная с 2014 года. И давно назрела необходимость в системной работе по подготовке специалистов в профильной для Агентства сфере деятельности и в целом для гармонизации национальных и межрелигиозных отношений, отношений между обществом и государством, их институтами. По его мнению, разработка и утверждение профстандарта создает дополнительный потенциал развития не только в национально-государственном строительстве, но и во всех смежных областях.

2 Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (М., 2016, 4 декабря // kremlin.ru/acts/ assignments/orders/53412

Представитель Минтруда России, руководитель Дирекции по профессиональным стандартам НИИ труда и социального страхования О.М. Зайцева отметила необходимость координации усилий госорганов, научной среды и институтов гражданского общества в процессе разработки, обсуждения и принятия профстандарта. Это документ для различных организаций, а потому он должен быть общим ориентиром для них и систематизировать их работу. Необходимым условием утверждения профстандарта Минтрудом России, по ее мнению, является соответствие проекта действующими положениями законодательства, а главное - его ориентированность на сферу трудовых отношений. Применение профстандарта направлено на соответствие экономики новым веяниям в развитии общества.

Профессор В.А. Михайлов затронул принципиальный вопрос - о востребованности профессионалов в сфере национальных и религиозных отношений, запросах работодателей на специалистов этой сферы. Профессор сообщил о консолидированном мнении экспертного сообщества: количество специалистов в сфере этнополитики и религиоведения необходимо увеличить. Об этом шла речь в Государственной Думе в рамках круглого стола «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации» 7 июня 2017 года.

Мнение профессора поддержал А.Н. Ненашев. По данным ФАДН России, только в системе государственной службы на федеральном и региональном уровнях трудится более тысячи должностных лиц, в служебных регламентах которых прямо указана задача по реализации государственной национальной политики. С учетом учреждений и организаций из смежных отраслей, профильных общественных объединений и органов управления муниципального уровня, востребованность в квалифицированных специалистах на порядок выше.

Если посмотреть шире, то профессиональные знания, умения и навыки в нашей многонациональной стране чрезвычайно важны для каждого, кто по роду своей деятельности связан с решением вопросов, чувствительных для реализации государственной национальной политики. В частности, руководитель ФАДН России И.В. Баринов обратил внимание на то, что соисполнителями государственной программы «Реализация государственной национальной политики» являются шесть федеральных органов исполнительной власти, Управление делами Президента и два вуза - Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Уже сегодня стратегию государственной национальной политики реализуют 19

государственная служба 2017 том 19 № 4 77

М.в. Козлов, в.в. Шмидт. Специалист в сфере национальных и религиозных отношений: проблемы и перспективы профессионального стандарта

федеральных органов исполнительной власти.

Начальник отдела по взаимодействию с государственными, общественными организациями и религиозными объединениями Совета муфтиев России Ш.Р. Кашаф и руководитель Учебно-методического управления Общецерковной аспирантуры и докторантуры св. Кирилла и Мефодия А.В. Гусев сообщили о заинтересованности религиозных организаций в таких специалистах. От имени Ассамблеи народов России о высокой заинтересованности в скорейшем утверждении профстандарта сообщил заместитель Председателя Совета Ассамблеи Н.Н. Абдуганиев.

Руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Ю.М. Юсупов отметил, что профстандарт важен как в целом для России, так и для национальных регионов: накопленный опыт в работе с мигрантами позволит институциали-зировать и оформить эту работу в определённую систему.

В своем выступлении директор Центра этнопо-литических исследований Пятигорского государственного университета М.А. Аствацатурова дала оценку этнонациональным и культурно-религиозным процессам на северном Кавказе. В связи с геополитизацией межэтнических и межрелигиозных, межконфессиональных и этнорелигиозных отношений, с внешнеполитическими факторами, очень важен диалог на высшем уровне об надэт-ническом единстве, национальном единстве - гражданском единстве. Этнические репрезентации, проекции религии в светские отношения вызывают серьёзную озабоченность, что еще более усиливает потребность в удовлетворении общественно-государственного запроса на специалистов в сфере национальных и религиозных отношений.

По мнению заведующего кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета протоиерея Льва Семенова, на федеральном уровне власть, общество и Церковь находят полное взаимопонимание. К сожалению, на региональном уровне остается недопонимание различий и этнокультурных, мировоззренческих особенностей, порождающее конфликты. Следовательно, вопрос просвещения, сплочения российского общества, выработки общегражданской идентичности исключительно важен.

Заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Р.Н. Корчагин отметил растущее количество ситуаций, решение которых требует определенных компетенций (умений, знаний, навыков). Специалисты, обладающие этими компетенциями, должны не просто уметь разрешать острые вопросы, они обязаны действовать, то есть иметь соответствующую профессию и должностную инструкцию или регла-

мент. Профстандарт станет основой этих инструкций или регламента, в которых чётко указываются права и обязанности человека-гражданина-профессионала.

Участники круглого стола пришли к консенсусу по основным положениям профстандарта, определив цели его профессиональной деятельности так: «Укрепление российской идентичности, сохранение и развитие этнокультурного, религиозного многообразия народов России, гражданской культуры общения, включая социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов». По итогам обсуждения, в соответствии с уровнем квалификации и должностными обязанностями, в профстан-дарте было выделено две обобщенные трудовые функции: «Организация деятельности по сохранению и развитию этнокультурного и религиозного многообразия народов России, укреплению межнационального (межэтнического) и межрелигиозного мира и согласия» и «Управление развитием этнокультурного и религиозного многообразия народов России, включая социальную и культурную адаптацию мигрантов».

Первая обобщенная функция включает в себя трудовые функции специалиста среднего звена:

- организация и обеспечение деятельности по сохранению и развитию этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации;

- обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного (межконфессионального) сотрудничества и согласия, формирование гражданской культуры общения с учетом расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности - мероприятий (деятельности) по укреплению российской гражданской идентичности;

- организация деятельности по профилактике конфликтов на национальной и/или религиозной почве и обеспечение локализации их последствий.

Вторая обобщенная трудовая функция включает функции управленца:

- планирование деятельности организации по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств, включая меры (мероприятия) по предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сопровождение деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, планирование и реализация мероприятий, направленных на противодействие социально-культурной, этнорелигиозной (конфессиональной) и экономической исключенности мигрантов, сегре-

78 государственная служба 2017 том 19 № 4 пространство образования

гации и формирования этнических, этнорелигиозных анклавов;

- проведение экспертиз на предмет выявления ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и географического происхождения.

Государство обязано реагировать на интенсификацию процессов в сфере национальных и религиозных отношений. Данным профстандартом оно напоминает обществу о важности регламентирования сфер жизнедеятельности, выдвигает требование стандартизации, потому что мир в целом активно обновляется, и государству нужно обеспечить не только его, но и свою безопасность, устойчивость и стабильность теми способами и средствами, которые доступны и понятны не только сегодня, но и уже в открывающемся завтра.

Заключение

Мир активно меняется - появляются не только новые технологии, но и новая реальность, усложненная, сложно структурированная. Человек не только вырастает в культуре, вырастает из культуры, но и творит ее. Каждый человек задумывается о порядке вещей в мире, с чем-то соглашается,

Литература

Абдулатипов Р.Г. Мой дагестанский народ: историко-философские очерки. Махачкала, 2013.

Михайлов В.А. К вопросу об эволюции государственно-гражданской идентичности россиян // Феномен российской идентичности. Коллективная монография. М., 2011.

Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В.

References

Abdulatipov R.G. Moj dagestanskij narod: istoriko-filosofskie ocher-ki. [My Dagestanian people: historic-philosophical digest] Mahachkala, 2013. In Russian.

Mihajlov V.A. K voprosu ob jevoljucii gosudarstvenno-grazhdanskoj identichnosti rossijan // Fenomen rossijskoj identichnosti. Kollektivnaja monografija. [To a question of evolution of state and civil identity of Russians//Phenomenon of the Russian identity. Collective monograph.] M., 2011. In Russian.

Religii Rossii: uchebn., spravochno-analitich. posobie po voprosam gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij i religiovedeniju /

что-то приветствует и чему-то радуется, что-то отвергает, чему-то противостоит. Мы творим свою жизнь - ее реальность, значит, мы действуем одновременно экстенсивно и интенсивно - грамотно, расчетливо, с умом или по наитию, по старинке. Какие и где применять технологии, методы, приемы и средства - это непростой вопрос, особенно, если учитывать специфику сферы - национальных и религиозных отношений, этнокультуры и этно-политики, в целом - «производства жизни» с его табу и невыразимостью, деликатностью и тонкой ритуализацией, протоколами и регламентами и так далее... Можно ли этим владеть - знать и учитывать? Безусловно, поскольку незнание этого в лучшем случае приводит к общественно-политической и культурной деградации, ну а затем -к варваризации, разорению и самоуничтожению. Профстандарт разработан для того, чтобы сделать более понятной/очевидной сферу этих уникальных, базовых для культуры и человека отношений, и конкретизировать ее в ряду иных, не менее уникальных сфер жизнедеятельности человека-общества, сделать ее более близкой, менее мифологичной в восприятии большинства, менее «туманной» и невыразимо-неизъяснимой.

Шмидта. М., 2009.

Телегин В.Н., Телегина С.В., Шмидт В.В. Религиозный фактор как инструмент политики стран Европейского союза // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 2. С. 92-107.

Inbari M. Fundamentalism in Crisis // Journal of Church & State. 2007. Vol. 49. № 4.

Miller N.P. The Down of the Age of Toleration // Journal of Church & State. 2008. Vol. 50. № 2.

pod obshh. red. O.Ju. Vasil'evoj, V.V. Shmidta. [Religions of Russia: educational reference-analytical book about the issues of state and confessional relations and to religious studies / under a general edition of O.Yu. Vasilyeva, V.V. Schmidt.] M., 2009. In Russian.

Telegin V.N., Telegina S.V., Shmidt V.V. Religioznyj faktor kak instrument politiki stran Evropejskogo Sojuza // Evrazija: duhovnye tradicii narodov. [Religious factor as tool of policy of the countries of the European Union//Eurasia: spiritual traditions of the people.] 2012. № 2. S. 92-107. In Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.