УДК 616.127-005
СПЕКТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИТМА СЕРДЦА ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
К.А. Кашицина, Ю.В. Горбачёва
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Выявлены основные особенности применения метода оценки вариабельности сердечного ритма у младших школьников. На основе анализа литературных источников и собственных заключений сформулированы методические рекомендации по оптимизации исследований типологических особенностей вариабельности сердечного ритма у младших школьников. Отмечена важность применения метода оценки вариабельности сердечного ритма как показателя функционального состояния сердечно-сосудистой и нервно-гуморальной систем у детей в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, младший школьный возраст, вариационный ряд, сердечно-сосудистая система, нервно-гуморальная регуляция.
Младший школьный возраст (7-10 лет) является наиболее чувствительным к несоответствию средовых воздействий и функциональных возможностей организма. С поступлением ребенка в школу зачастую наблюдается снижение двигательной активности, сопровождающееся ухудшением здоровья. Процесс адаптации детей к условиям образовательной среды сопровождается изменением функционального состояния физиологических систем организма, а также напряжением регуляторных механизмов [4].
Для оценки состояния здоровья, функциональных резервов организма и особенностей регуляции в последние десятилетия активно используется в прикладной физиологии и клинической практике метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) [3]. В том числе в школьной медицине динамика спектральных показателей ВСР на дозированную умственную нагрузку может быть использована для оценки регуляции умственной деятельности младших школьников, а также применяться в качестве контрольного метода оценки функционального состояния детей [2].
В физиологических условиях регуляция сердечного ритма является результатом ритмической активности автоматических клеток синусового узла, модулирующего влияния вегетативной и центральной нервной систем, гуморальных и рефлекторных воздействий.
Метод ВСР основан на распознавании и измерении временных интервалов между К-зубцами (КК-интервалы) электрокардиограммы (ЭКГ), построении динамических рядов кардиоинтервалов и последующем анализе полученных числовых рядов различными математическими методами. При анализе динамических рядов кардиоинтервалов следует различать кратковременные («короткие») записи - данные исследований, проводимых в течение минут, десятков минут или нескольких ча-
сов, и долговременные («длинные») - данные, получаемые при 24- и 48-часовом мониторировании ЭКГ (холтеровское мониторирование).
Для регистрации ВРС кроме ЭКГ можно использовать и другие методы, записывающие циклы сердечных сокращений (реографию, плетизмографию, допплерографию магистральных артерий, эхокардиографию).
Выявленные типологические особенности ВСР, независимо от возраста, пола и занятий спортом, указывают, что функциональные и адаптационные возможности организма индивидуальны и реализуются у разных людей с разным включением регуляторных систем, что позволяет прогнозировать эти возможности, управлять динамическим здоровьем и процессом физической активности.
Поэтому усредненные показатели ВСР у детей с разными преобладающими типами функционирования регуляторных систем в покое ведут к ложной интерпретации полученных результатов.
ВСР отчетливо видна при графическом представлении последовательности длительностей КК-интервалов за определенный временной промежуток. По оси ординат откладывается длительность КК-интервалов. Если по оси абсцисс откладывается номер кардиоинтервала, то она называется кар-диоинтервалограммой, если время - кардиоритмо-граммой (или просто ритмограммой).
Кардиоинтервалограмма, по предложению Д. Жемайтите, изображается в виде столбиковых диаграмм, а ритмограмма традиционно представляется в виде кривой. Существуют свои особенности построения ритмограммы, связанные с тем, что по оси абсцисс откладывается время в секундах, а КК-интервалы имеют неодинаковые длительности, несоответствующие целой секунде. Для решения этой проблемы дискретные значения КК-интервалов принимаются за опорные точки. Точки последовательно откладываются по оси абсцисс,
124
Вестник ЮУрГУ, № 28, 2012
Кашицина К.А., Горбачёва Ю.В.
Спектральные характеристики ритма сердца детей с различным уровнем физических нагрузок
а затем проводится переоцифровка полученной кривой с постоянным шагом времени. В итоге этих манипуляций получается весьма наглядная и удобная для оценки ритмограмма.
Частотный спектр, получаемый при анализе кратковременных записей ЭКГ, согласно «Стандартам измерения, физиологической интерпретации и клиническому использованию вариабельности ритма сердца», разбит на 3 диапазона: очень низкочастотный (УЬБ) с границами от 0 до 0,04 Гц, низкочастотный (ЪБ) с границами от 0,04 до 0,15 Гц и высокочастотный (ИР) с границами от 0,15 до
0,4 Гц. Таким образом, первый пик называется очень низкочастотным, второй - низкочастотным, а третий - высокочастотным. Наряду с оценкой амплитуды этих пиков принято анализировать также спектральную мощность по диапазонам, которая вычисляется как площадь под кривой, которую образуют соответствующие волновые пики.
Высокочастотные колебания ЧСС (ИБ-компо-нент) связаны с дыхательными движениями и отражают вагусный контроль ритма сердца.
Более противоречива интерпретация ЪБ-ком-понента, который, как полагают одни, является маркером симпатической модуляции, связанной с регуляцией среднего уровня артериального давления, и, как полагают другие, отражает влияние как симпатических, так и парасимпатических воздействий и может быть связан с активностью барорефлекса, температурной регуляцией, поддержанием гомеостаза при стрессах, кровотечениях, сердечной недостаточности [1].
УЪБ-компонент частотного спектра представляет систему, использующую гуморальные механизмы. В частности, выявлена прямая связь между выраженностью этих волн и колебаниями уровней адреналина, норадреналина, активностью системы «гипофиз - надпочечники».
Каждый из вышеуказанных 3 компонентов спектра исследуется путем вычисления абсолютных показателей ВСР, представляющих собой среднюю мощность колебаний ритма сердца в каждом из вышеуказанных 3 диапазонов и обозначаемых соответственно: УЪБ, ЪБ и ИБ.
Следует учитывать, что при анализе ВСР, независимо от возраста и гендерных особенностей исследуемых, наблюдается наличие большого разброса показателей и при этом ярко выраженных индивидуальных (типологических) особенностей функционального состояния регуляторных систем. Выявленные типологические особенности ВСР у исследуемых указывают, что функциональные и адаптационные возможности организма индивидуальны и реализуются у разных людей с разным включением регуляторных систем.
Таким образом, при использовании метода спектрального анализа колебаний ЧСС для исследования функционального состояния младших школьников с различным уровнем физической нагрузки необходимо принимать во внимание, что
интенсивность этих колебаний в высокочастотном диапазоне в значительной мере зависит от частоты и глубины дыхания, а мощные низкочастотные колебания могут определяться относительно редкими одиночными волнами тахикардии, возникающими, например, при проглатывании накапливающейся слюны. Избежать связанных с этими явлениями ошибок в оценке проявлений хроно-тропной регуляции сердца в спектрах колебаний ЧСС можно лишь прибегнув хотя бы к простейшим методам регистрации как дыхания, так и актов глотания.
Получение надежных количественных оценок вклада симпатической системы в интенсивность колебаний ЧСС ограничивается тем, что в происхождении низкочастотных колебаний ЧСС, которые часто считают «симпатическими», участвуют и вагусные сигналы. Получивший широкое распространение способ «обходить» это ограничение, вычисляя отношение мощностей колебаний в низкочастотных и высокочастотных диапазонах, может быть действительно полезным лишь в весьма специфических условиях: когда требуется оценить изменение соотношения симпатических и парасимпатических воздействий при некоторой пробе, но наперед известно, что симпатический приток к водителю ритма должен при этом возрасти, а приток парасимпатических сигналов может лишь снизиться или остаться прежним.
Использование методов анализа колебаний ЧСС, позволяющих следить за изменением спектрального состава этих колебаний на коротких промежутках времени, несомненно, может в большей мере способствовать пониманию количественного и качественного вклада механизмов регуляции сердечной деятельности и отслеживать изменения функциональных состояний младших школьников под воздействием различных физических нагрузок.
Литература
1. Котельников, С.А. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах / С.А. Котельников, А.Д. Ноздрачев, М.М. Одинак. - СПб.: Медицина, 2002. - 159 с.
2. Снежицкий, В.А. Методологические аспекты анализа вариабельности сердечного ритма в клинической практике / В.А. Снежицкий // Медицинские новости. - 2006. - № 4. - С. 5-8.
3. Сравнительные особенности вариабельности сердечного ритма у студентов, проживающих в различных природно-климатических регионах / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, А.Е. Северин и др. // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, № 6. - С. 66-70.
4. Типологические особенности функционального состояния регуляторных систем у школьников и юных спортсменов (по данным анализа вариабельности сердечного ритма) / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова, Т.Г. Кириллова и др. // Физиология человека. - 2009. - Т. 35, № 6. - С. 85-93.
Поступила в редакцию 20 апреля 2012 г
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 32
125