Научная статья на тему 'СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ВЫСШЕМ ОБЩЕВОЙСКОВОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.К. РОКОССОВСКОГО'

СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ВЫСШЕМ ОБЩЕВОЙСКОВОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.К. РОКОССОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА / ELECTRONIC EDUCATIVE TECHNOLOGIES / PROGRAMS / ELECTRONIC EDUCATIVE TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маковей Наталья Викторовна, Жаровская Елена Викторовна

Статья посвящена вопросу использования электронных образовательных программ в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» (английский) курсантами военного училища. Особое внимание авторы статьи обращают на использование таких электронных средств обучения, как программы Power Point, Adobe Audition 3.0, Adobe Premiere Pr 2.0, Adobe Photoshop CC 2015, Sun Rav.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маковей Наталья Викторовна, Жаровская Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANGE OF POSSIBILITIES FOREIGN LANGUAGE TEACHING WITH THE USAGE OF ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN THE FAR EAST HIGHER COMBINED COMMAND MILITARY SCHOOL NAMED AFTER MARSHAL K.K. ROKOSSOVSKY

The article is devoted to the question of using electronic educative programs in the process of studying English at the Military school. The authors of the item pay special attention to the usage of such programs, as Power Point, Adobe Audition 3.0, Adobe Premiere Pr 2.0, Adobe Photoshop CC 2015, Sun Rav. while teaching cadets.

Текст научной работы на тему «СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ВЫСШЕМ ОБЩЕВОЙСКОВОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.К. РОКОССОВСКОГО»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Н.В. МАКОВЕИ, Е.В. ЖАРОВСКАЯ

N.V. MAKOVEY, E.V. ZHAROVSKAYA

СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ

RANGE OF POSSIBILITIES

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ВЫСШЕМ ОБЩЕВОЙСКОВОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ИМ. МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.К. РОКОССОВСКОГО

FOREIGN LANGUAGE TEACHING WITH THE USAGE OF ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN THE FAR EAST HIGHER COMBINED COMMAND MILITARY SCHOOL NAMED AFTER MARSHAL K.K. ROKOSSOVSKY

Сведения об авторах: Маковей Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент (Амурская обл., г. Благовещенск. E-mail: makoveynv@mail.ru);

Жаровская Елена Викторовна - кандидат филологических наук, доцент (Амурская обл., г. Благовещенск. E-mail: 554454@inbox.ru).

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования электронных образовательных программ в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» (английский) курсантами военного училища. Особое внимание авторы статьи обращают на использование таких электронных средств обучения, как программы Power Point, Adobe Audition 3.0, Adobe Premiere Pr 2.0, Adobe Photoshop CC 2015, Sun Rav.

Ключевые слова: электронные образовательные технологии, программы, электронные средства обучения, курсанты военного училища.

Information about the authors: Natalia Makovey - Candidate of ^ pedagogical Sciences, Associate Professor (Amur region, Blagoveshchensk. Vv E-mail: makoveynv@mail.ru);

Elena Zharovskaya - Candidate of philological Sciences, Associate Professor (Amur region, Blagoveshchensk. E-mail: 554454@inbox.ru).

Summary. The article is devoted to the question of using electronic educative programs in the process of studying English at the Military school. The authors of the item pay special attention to the usage of such programs, as Power Point, Adobe Audition 3.0, Adobe Premiere Pr 2.0, Adobe Photoshop CC 2015, Sun Rav. while teaching cadets.

Keywords: electronic educative technologies, programs, electronic educative tools.

Отечественные и зарубежные педагоги и методисты, не отрицая значимости традиционных путей овладения языком и культурой, все более пристальное внимание уделяют возможности комбинирования новейших достижений науки и техники в процессе обучения иностранному языку, которые позволяют получить, эффективно отразить и передать факты и события сегодняшнего

дня. В связи с этим особое значение для изучения языков и культур народов мира приобретают электронные технологии, которые позволяют оптимизировать накопление, фиксацию и передачу культурной и языковой информации. Особое значение придается программам, которые, во-первых, эксплицитно содержат правила о языке, его системе и подсистемах и, во-вторых, включают ког-

нитивные и творческие аспекты процесса обучения.

Обучение иностранному языку с применением электронных технологий относится к классу интенсивных методов, позволяющих создать систему активного обучения, когда обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т.е. образовательная система адаптируется под его (обучающе-

ci*:

II

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

гося) индивидуальные возможности. Кроме этого, современные подходы к обучению языкам с помощью электронных технологий соотносятся с программами, которые призваны:

1. Являться источником лингвистической информации для решения обучающимися когнитивных задач при работе над письменными и устными текстами.

2. Выступать в роли партнера-собеседника в учебном диалоге на изучаемом языке, погружая обучающегося в аутентичную коммуникативную среду.

3. Содержать графические средства для моделирования среды культурологического плана.

Говоря об использовании современных технологий обучения иностранному языку через электронные средства организации образовательного процесса, необходимо помнить, что в качестве ведущего компонента содержания обучения в данном случае выступают различные виды речевой деятельности - говорение, аудирование, чтение и письмо.

Существующие в настоящее время электронные технологии можно рассматривать, как комплекс электронных средств обучения, представленный компьютерными программами, которые активно используются преподавателями на занятиях. Для создания презентации занятий по иностранному языку целесообразно использовать такие электронные средства обучения, как программы Power Point, Adobe Audition 3.0, Adobe Premiere Pr 2.0, Adobe Photoshop CC2015, Sun Rav, которые позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. В основе данного подхода - личность обучающегося, с его индивидуальным спектром возможностей, ценностей и мотиваций, что создает условия для учета личностных образовательных способностей и потребностей курсантов.

Использование программ Adobe Audition 3.0 и Adobe Premiere Pr

2.0 предоставляет возможность преподавателю обратиться к аутентичному материалу при развитии слухо-произносительных навыков, создать условия общения, максимально приближенные к реальным, что очень важно при формировании навыков диалогической речи и отсутствии реальной возможности у курсантов общения с носителями языка. В рамках занятий по иностранному языку курсантам можно предложить для просмотра видеосюжет, который получают с помощью программы Adobe Premiere Pr 2.0. Данное электронное средство позволяет выполнить обрезку оригинала фильма, осуществить наложение аудиодорожки, убрать шумы, добавить субтитры для снятия трудностей в восприятии. Исходя из уровня подготовленности курсантов, субтитры можно использовать, а можно демонстрировать фрагмент и без них. Программа Adobe Audition 3.0 используется для снижения темпа, увеличения громкости, добавления пауз и монтирования аудиодорожки. Более того, используя данные программы, преподаватель может выбрать собственный темп и уровень проведения занятий (например, обратиться к более сложному или легкому лексико-грамматическому материалу в соответствии с уровнем подготовленности курсантов, вернуться к просмотру видеофрагмента и т.д.).

Программа Adobe Photoshop СС2015 используется для лучшей визуализации материала на занятии, создает условия для раскрытия творческого потенциала как курсантов, так и преподавателя. В мультимедийной презентации занятия по иностранному языку возможно использование фотографии училища, видов оружия и т.д. для лучшего восприятия материала и достижения воспитательной цели занятия (воспитывать осознанное отношение к обучению, развивать чувства патриотизма и ответственности в процессе получения профессиональных знаний и умений).

Кроме этого, в рамках занятий по иностранному языку курсантам можно предложить дидактические игровые моменты, нацеленные на активизацию и закрепление лек-сико-грамматического материала. Дидактические игры выполняются с помощью программы Microsoft Power Point. В ней используются такие приемы, как гиперссылка, анимация, цветовой дизайн, рельеф, подсветка, звуковые вставки для снятия лексических трудностей, что позволяет применять преподавателями современные электронные технологии, а курсантам в полной мере овладевать ими в рамках занятия по иностранному языку.

Программа Sun Rav используется в рамках контроля понимания просмотренного видеосюжета (ау-диоматериала) и закрепления новой лексики. Тест создается в программе tMaker, в которой преподавателю представлена возможность создать тесты с учетом индивидуального и личностно-ориентированного подхода. Преподаватель может регулировать настройки программы, выбирать необходимые опции для создания теста. Программа также выдает протокол заключения о результатах тестирования. При работе с данной программой у курсантов формируются навыки самостоятельной работы с электронными технологиями, что является необходимой компетенцией в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Эффективность использования подобных электронных программ в процессе обучения иностранному языку заключается в том, что презентации, выполненные с их помощью, могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения на всех этапах образовательного процесса, как при введении нового материала, так и для закрепления уже усвоенных знаний и умений, а также в процессе контроля и самостоятельного изучения материала.

В рамках занятий по иностранному языку с курсантами I-П курсов

ft

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ X

ДВОКУ для развития слухо-произ-носительных и лексико-грамма-тических навыков используются аудиозаписи носителей языка. Запись аудиофрагментов осуществляется в программе Adobe Audition 3.0 на основе спонтанной и подготовленной речи иностранных военнослужащих, обучающихся на спецфакультете ДВОКУ. В процессе подготовки к занятию записи редактируются, в них добавляются паузы, задается темп речи, вырезаются ненужные фрагменты речи.

Кроме этого, на занятиях по иностранному языку используются тематические видеосюжеты, которые монтируются в программе Adobe Premiere Pr 2.0. с добавлением субтитров.

Курсантам предлагается дважды просмотреть видеосюжет и далее проводится проверка понимания, которая осуществляется в виде игры-квеста. Курсанты выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. При выборе правильного варианта программа дает возможность перейти к следующему вопросу, при неправильном варианте программа снова возвращает курсантов к предыдущему вопросу. При успешном прохождении игры-квеста на экране появляются победные звезды. Игра создается с помощью программы Power Point, в которой используются гиперссылки, анимация, цветовой дизайн, рельеф, подсветка, звуковые вставки для снятия лексических трудностей. Игру можно также легко трансформировать в тестовые задания на итоговых занятиях по изучаемой теме.

На следующем этапе в рамках предложенного видеофрагмента целесообразно перейти к закреплению нового лексического материала, который был уже введен и знаком обучающимся, данная лексика встречалась в видеофрагменте, они ее воспринимали на слух, отрабатывали в игре и т.д. И поэтому далее представляется возможным отработать новую лексику в речи, а именно в рамках развития

и совершенствования навыков диалогической речи. Курсантам предлагается поучаствовать в интервью с носителем языка (англоязычный курсант спецфакультета) и ответить на его вопросы, используя известную и новую лексику, знакомые речевые образцы и т.д.

На завершающем этапе предлагается выполнить тест для проверки усвоения материала. Тест создается с помощью программы tMaker, предъявляется курсантам в виде скриншота, который вставлен в презентацию. Преподаватель осуществляет проверку правильности выполнения теста на скриншоте. Подобные тесты предоставляют возможность для самоконтроля на занятиях и во время самостоятельной работы курсантов.

Для проверки уровня эффективности использования электронных технологий в процессе обучения иностранному языку эмпирическим способом были выбраны две группы курсантов первого курса - контрольная и экспериментальная. На входящем этапе эксперимента курсантам обеих групп в рамках изучения темы «Типичные ситуации бытового общения» был предложен лек-сико-грамматический тест для проверки уровнем владения лек-сико-грамматическим материалом темы. Полученные результаты показали, что в обеих группах курсанты практически одинаково справились с тестом, что говорит об одинаковом уровне владения лексико-грамматическим материалом.

На следующем этапе эксперимента курсанты экспериментальной группы изучали новый материал с использованием описанных выше электронных средств обучения, а курсанты контрольной группы проходили обучение с использованием традиционных методов обучения иностранному языку. В целом было выдано 12 занятий по теме, и на завершающем этапе эксперимента курсантам был предложен итоговый тест на проверку знаний

и % rS|l Jjj. 1 и ~ тг ft! \ FT

по теме: «Типичные ситуации бытового общения».

Таким образом, современное обучение иностранному языку с использованием электронных технологий предполагает, прежде всего, смену парадигмы образования. Если раньше приоритет в системе обучения принадлежал деятельности обучающего, то в настоящее время приоритет как бы «сдвинут» в сторону обучающегося. Старая парадигма образования: обучающий - информация - обучающийся с приходом новых информационных технологий в ряде случаев постепенно заменяется на новую: обучающийся - информация - обучающий. При этом задача обучающего - организовать когнитивную деятельность обучающегося, научить его самостоятельно добывать знания, свободно ориентироваться в них, применять полученные знания на практике, формировать собственное мнение, использовать ранее полученные знания для получения новых знаний в качестве основы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов, B.C. Сайт научно-методической поддержки. -http://testolog. narod.ru/

2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.208 с.

3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.308 с.

4. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2005.368 с.

5. Российский портал информатизации образования. - http://www. rpio.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.