Научная статья на тему 'Спасский кафедральный собор города Тары — от рождения до возрождения'

Спасский кафедральный собор города Тары — от рождения до возрождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
546
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Спасская церковь / Тара / барокко / памятник архитектуры / икона / реставрация / Spassky church / Tara / baroque / architectural monument / icon / restoration

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Помыткина Вера Леонидовна

Спасская церковь в городе Тара, возведенная в 1753—1776 гг., — это первое каменное здание на территории современной Омской области, образец сибирского барокко, памятник архитектуры федерального значения. Является единственным из шести тарских каменных храмов, уцелевшим до наших дней. В статье на основе научных публикации и ранее неопубликованных исторических источников дается описание архитектуры и внутреннего убранства церкви. В статье подробно рассматривается процесс национализации материально ценных элементов церковной утвари в 1920-х гг. в пользу голодающих Поволжья. Рассматривается процесс реставрации церкви: насколько отреставрированная церковь соответствует той, которая была в конце XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spassky Cathedral of the City of Tara — From the Birth to the Rebirth

The Spassky church in the city of Tara erected in 1753—1776 is the first stone building on the territory of the modern Omsk region, an example of Siberian baroque, a listed building of federal importance, the only one of the 6 Tara stone temples that has survived to the present day. The article deals with the architecture and interior decoration of the church on the basis of scientific publication and previously unpublished historical sources. The article details the process of nationalization of valuable elements of church plate in 1920s for starving people of Volga region. The process of restoration of the church is considered: as far as the restored church corresponds to the one that existed at the end of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Спасский кафедральный собор города Тары — от рождения до возрождения»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10027 УДК: [726+ 908]

В.Л. Помыткина Филиал Исторического архива Омской области в г. Таре (Тара) [email protected]

Спасский кафедральный собор города Тары — от рождения до возрождения

Аннотация

Спасская церковь в городе Тара, возведенная в 1753—1776 гг., — это первое каменное здание на территории современной Омской области, образец сибирского барокко, памятник архитектуры федерального значения. Является единственным из шести тарских каменных храмов, уцелевшим до наших дней. В статье на основе научных публикации и ранее неопубликованных исторических источников дается описание архитектуры и внутреннего убранства церкви. В статье подробно рассматривается процесс национализации материально ценных элементов церковной утвари в 1920-х гг. в пользу голодающих Поволжья. Рассматривается процесс реставрации церкви: насколько отреставрированная церковь соответствует той, которая была в конце XIX в.

Ключевые слова: Спасская церковь, Тара, барокко, памятник архитектуры, икона, реставрация

V.L. Pomytkina Branch of the Historical Archives of the Omsk Region in the City of Тага (Tara)

[email protected]

Spassky Cathedral of the City of Tara — From the Birth to the Rebirth

Abstact

The Spassky church in the city of Tara erected in 1753—1776 is the first stone building on the territory of the modern Omsk region, an example of Siberian baroque, a listed building of federal importance, the only one of the 6 Tara stone temples that has survived to the present day. The article deals with the architecture and interior decoration of the church on the basis of scientific publication and previously unpublished historical sources. The article details the process of nationalization of valuable elements of church plate in 1920s for starving people of Volga region. The process of restoration of the church is considered: as far as the restored church corresponds to the one that existed at the end of the 19th century.

Key words: Spassky church, Tara, baroque, architectural monument, icon, restoration

Тара — старинный сибирский городок, основанный в 1594 г. Долгие годы Тара была опорным пунктом, вокруг которого росли русские деревни и села; через Тару проходили Великий чайный путь — торговый путь, шедший из Китая и Монголии в Россию, и Московско-Сибирский тракт, по которому ехали ссыльные, общественные и политические деятели, путешественники. Со временем Тара превратилась в важный торговый городской центр. В

Серебрится храм трижды крестами, И летит снег, отрочески свят, Натянув нити между веками, Снег идет, как и сто лет назад. Слава Богу, что нет зданий выше, Чем единственный храм вдалеке. И так праведно светятся крыши В просветленном насквозь городке.

С. Мальгавко

Х¥Ш—Х1Х вв. купечество составляло значительную часть населения и во многом определяло тенденции социально-экономической и культурной жизни города. Купцы возглавляли органы местного самоуправления, входили в состав городских дум и управ. Они создавали торговые и промышленные предприятия, обеспечивая тем самым работой местное население, производили и привозили промышленные товары, открывали заведения отдыха, клубы, общественные

библиотеки, бани, кинематографы и другие заведения. Большую помощь при строительстве и последующих ремонтах Тарских храмов оказывали именно купцы. А помогать действительно было чему. Вот как писали «Тобольские губернские ведомости» 25 июля 1870 г. в заметке о Тарских церквях: «Как и все старинные города православной Руси, Тара богата храмами: при небольшом числе жителей (около 5000 душ) в Таре 6 церквей. Этому обилию домов молитвы нынешние жители Тары обязаны своим благочестивым предкам, которые не щадили своих имений на устройство и украшение храмов Божьих...» [Цвет-кова, 1994, с. 43—44].

Первые церкви г. Тары были деревянными. Город неоднократно горел, горели и церкви, но отстраивались заново. И только в XVIII в. были построены каменные храмы: Богородице-Казанская церковь (год постройки — 1777-й), Пятницкая церковь (между 1791 и 1825 гг.), Никольский собор (1771 г.), Тихвинская церковь (между 1784 и 1789 гг.), Успенский собор (между 1774 и 1792 гг.), Спасская церковь (1753— 1776 гг.) [Лебедева, 1999, с. 25—28] К сожалению, в годы борьбы государства с религией, пять храмов из шести были безвозвратно утеряны, и сегодня город украшает лишь одна церковь — Спасская.

Спасская церковь — это не только первое каменное строение на территории Омской области и памятник церковного зодчества второй половины XVIII в., но и ярчайший пример сибирского барокко с оригинальными элементами в декоре, памятник архитектуры федерального значения (ил. 1). Первое известное упоминание о Спасском мужском монастыре в Таре относится к 1616 г. В середине XVIII в. встал вопрос о строительстве нового здания церкви взамен обветшавшего. Интересно, что кирпич для постройки церкви использовался местный, а известь привозили в Тару с Урала и территории современного Казахстана [Жиров, 2008, с. 54].

К сожалению, нам не известны имена строителей церкви, но историки и краеведы сходятся во мнении, что строительством занимались тобольские мастера, и делают это не безосновательно. А.А. Жиров указывает на то, что Спасская церковь имеет много общих черт с тобольскими храмами того же времени постройки, представляющими собой образцы сибирского барокко. Историк пишет: «Основной объем церкви — массивный четверик с вытянутыми по вертикали пропорциями. Первый и второй этажи перекрыты сводами, широкими проемами, соединенными с алтарем и трапезной. Над входом в храм (притвором) возвышается восьмигранная колокольня с шатром, завершенным маленькой луковичной головкой и шпилем. Аналогичное завершение имеют храмовая часть и пятигранная алтарная апсида» [Жиров, 2008, с. 53—54].

Начало строительства церкви относится к 1753 г. 30 июля (10 августа) 1760 г. был освящен храм во имя нерукотворного спасительного образа Христа, расположенный в первом этаже, он заканчивался сводчатым потолком и служил зимней церковью. Второй этаж, являвшийся летней церковью, был достроен в 1776 г., престол был освящен во имя Святого и Чудотворца Пророка Ильи. Спасская церковь представляет собой классическую схему трехчастно-го корабельного типа храма с осевой ориентацией

на восток. Двухэтажная церковь состоит из храма с апсидой, трапезной и притвора с восьмигранной колокольней. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с ку-полочком и луковичной главкой на высокой шее. На втором этаже находился балкон, в настоящее время утраченный. Декоративные элементы церкви — угловые лопатки, полуколонки, перехваченные дыньками, «пламенеющие» очелья наличников первого этажа, ярусность венчающих элементов. Общая высота церкви более 40 м, толщина стен первого этажа — 165 см, второго — 135 см. Церковь окружала фигурная металлическая решетка на каменном основании и каменных столбах. Колоколов было 5, самый большой весил 30 пудов. [Лебедева, 1999, с. 30].

Составитель «Справочной книги Омской епархии» 1914 г. И. Голошубин так описывает Спасскую церковь: «Спасская церковь г. Тары двухпрестоль-ная, в нижнем этаже во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, а в верхнем — во имя святого пророка Божьего Ильи; каменная, построена в 1776 году усердием и средствами прихожан, прочна и вместительна. К церкви приписана деревня Лоскуто-во... часовен и молитвенных домов нет. При церкви имеется усадебная земля по Спасскому переулку: 12 саженей по улице и 23 сажени вглубь, отказанная по духовному завещанию тарской мещанской девицей Анной Лоскутовой. <...> Церковно-приходско-го попечительства нет. Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей. Численность прихода — мужских душ 674, женских душ — 689» [Справочная книга., 1914, с. 767].

В Тарском филиале Государственного Исторического архива Омской области хранятся документы, обратившись к которым можно более детально изучить не только архитектурную композицию, но и убранство церкви в начале XX в.

В 1921—1922 гг. под лозунгом помощи голодающим Поволжья по всей стране, в том числе, и в Тар-ском уезде началось изъятие церковных ценностей. В воззвании Тарской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей говорилось: «Граждане! <...> Костлявая рука голода дошла и до Омской губернии, прошла и в Тарский уезд, где уже насчитываются сотни смертей от голода. Массы крестьян, умирающих от голода в предсмертной агонии, требуют помощи, самых решительных мер по борьбе с голодом. Советское государство уже отдало на борьбу с голодом большие средства. Немало золотого фонда пошло на покупку семян для обсеменения полей голодающего Поволжья. <...> В России хлеба недостаточно, его нужно купить за границей. Капиталистические страны могут дать нам хлеб. но они предъявляют большой спрос на золото и другие ценности, служащие лишь украшением.» [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212. Л. 17—24]. Далее разъяснялось, что из церквей следует изъять золотую и серебряную утварь, без которой можно обойтись при богослужении. На деле же оказалось, что изымали все ценное.

Всего из церквей г. Тары было изъято 16 пудов 28 фунтов 57 золотников (около 273 кг 800 г), в том числе из Спасской церкви 3 пуда 28 фунтов 48 золотников (около 60 кг 820 г) [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212. Л. 34]. В архивных документах сохрани-

лась выписка «О церковных ценностях из главной описи имущества из Тарской Спасской церкви Тар-ского уезда Омской епархии», опись выдана из Омской духовной консистории 26 июля 1903 г. Согласно этой описи, в храме было 29 икон, среди которых: икона Тихвинской Божьей Матери, две иконы пророка Илии, икона Казанской Божьей Матери, икона Спасителя, икона Святого Николая, икона Нерукотворного Образа Христа Спасителя, икона Знамения Божьей Матери и др. Все иконы были в серебряных ризах, некоторые вызолоченные, с венцом [ТФ ГИА-

00. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212. Л. 54—55]. Было три Евангелия: 1847 г., в серебряном позолоченном чеканной работы окладе, 1703 г. и 1694 г., тоже с серебряной отделкой. Кроме того, имелось 4 серебряных креста и другая разная серебряная посуда и утварь для проведения богослужений [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212. Л. 55—55 об.].

5 мая 1922 г. Тарская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей из г. Тары в пользу голодающих, состоящая из председателя уисполкома Кравченко, заведующего уездным финотделом Новицкого и представителя городского духовенства священника Александрова, произвела проверку наличности церковных ценностей и сравнила с вышеуказанной описью 1903 г. Все проходило в присутствии священника Тарской Спасской церкви Василия Успенского, председателя совета группы верующих Тарской Спасской церкви Сударинова, членов совета общины Янина, Челпанова, Рогалева и секретаря совета Никифорова. По итогам проверки комиссией было установлено, что все ценности, занесенные в опись, имелись в том количестве, в каком и были указаны. Исключение составили Евангелие и крест весом в 1 фунт. Эти предметы были положены по обряду православного исповедования в гроб священнику Павлу Князеву, что и подтвердили представители общин верующих. Кроме значащихся в описи ценностей, членами совета общины были представлены четыре иконы и «разная серебряная ломь», еще не занесенная в опись [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп.

1. Д. 212. Л. 57].

А на следующий день, 6 мая, комиссия приступила к фактическому изъятию ценностей из Спасской церкви. Были изъяты серебряные и позолоченные ризы с 10 икон, серебряное кадило с цепями и колпачком, крест серебряный под чернятью, серебряный лом и медные монеты. Всего вес изъятого составил 1 пуд 7 фунтов 60 золотников. После этого члены Спасской общины обратились в комиссию с просьбой оставить при храме ризы на иконах в иконостасе и за клиросами, так как эти иконы особо чтимы народом. Эти иконы были древнего художественного письма (темные) и краска на них приходила в ветхость, поэтому снятие риз привело бы к потере вида, а при частых выносах икон на молебен и по домам верующих грозило их окончательным разрушением [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212. Л. 61—62]. По видимости, члены комиссии все-таки уточняли этот вопрос в вышестоящих инстанциях, и потому в дополнительном протоколе от 8 мая сказано следующее: «...приступили на основании ответной телеграммы по прямому проводу из Омска, полученной 7 мая в 6 часов вечера, к фактическому изъятию всех ценных украшений с икон, как местных, так и ико-

ностасов». Так были изъяты ризы с 14 икон общим весом 2 пуда 20 фунтов и 84 золотника [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212. Л. 63].

Очевидно, комиссия по изъятию церковных ценностей работала оперативно, так как уже 19 июня 1922 г. на пароходе «Мельник» в губфинотдел было отправлено 18 пудов 34 фунта 78 золотников, а уже 20 июня Тарский уездный финотдел отчитывался в Тарский уисполком: «вес ценностей изъятых пока из 30 уездных церквей выразился к 20 июня в 2 пудах

5 фунтах 12 золотниках, которые и отправляются на пароходе «Варяг» [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 215. Л. 1, 2].

В описи имущества Спасской церкви от 31 мая 1922 г. находим и описание самой церкви: «Церковь каменная двухэтажная, построенная в 1776 году, покрыта листовым железом, выкрашенным зеленой краской, на деревянных стропилах. На ней с [не-разб.] две главы и столько же крестов железных вызолоченных. Окон всех 30 со стеклян. рамами, из них 12 с двойными рамами. В 24 окнах по одной железной решетке. Одна печь. При церкви четыре железных двери. В связи с церковью колокольня каменная, 2-х этажная, покрыта листовым железом, выкрашенным зеленой краской, с главой и железным крестом позолоченным. В верхний этаж ведет деревянная лестница из 3-х ярусов с перилами из точеных балясин. В помещении колокольни дверей железных три. Колокола: № 1 весом 68 п. 23 ф., № 2 28 п., 28 ф., № 3 10 п. (зачеркнуто), № 4 4 п., 26 ф., № 5 2 п. 1. ф., № 6 1 п., 1 ф., № 7 1 п. (Справа имеется приписка: № 3 10 пудов, № 7 не читать, № 6 верить). Вокруг церкви каменная с железными решетками и такими же воротами (большими и малыми) ограда в 36 звеньев. Над входом в церковь устроен фронтон. Фундамент ограды, столбы ее и фронтон накрыты листовым железом, окрашенным зеленой краской. Фундамент и столбы ограды оштукатурены и выбелены известкой. В нижнем этаже церкви стены и своды окрашены масляной краской» [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 264. Л. 20—21] (ил. 3.). Знакомясь дальше с описью, узнаем еще некоторые детали: «престол и жертвенник были сделаны из соснового леса, иконостас [предалтарный — В.П.] в 4 яруса, деревянный, выкрашенный красной краской, с резными вызолоченными колонками с царскими вратами в [неразб.]. Иконостас в [трапезе] полукруглый, столярной работы, выкрашенный красной краской с иконою Вседержителя. Иконостас предалтарный в верхнем этаже церкви, деревянный с золочеными [полосками — В.П.], карнизами и рамами (в

6 ярусов) с царскими вратами. Иконостас деревянный, столярной работы, полукруглый, в нем 5 икон [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 264. Л. 22—25].

Также принадлежащими церкви значились два деревянных дома с надворными постройками и землей по улице Александровской, 95 и Соборному переулку, 9, и земля по Соборному переулку 12 саженей в длину и 23 сажени в ширину [ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 264. Л. 26].

Тем временем борьба государства с религией продолжалась. Закрывались и рушились тарские храмы. В 1922 г., когда многие здания в городе были национализированы, религиозные общины, в том числе и община Спасской церкви, вынуждены были

заключить договор на аренду своих церквей. Снова обратимся к архивным документам: Спасский собор прекратил действовать в 1936 г. В протоколе заседания горисполкома от 27 февраля 1938 г. говорится о том, что еще 20 февраля были изъяты ключи от церкви и на дверях вывешено объявление, которое давало возможность в течение 7 дней любой из общин взять на себя здание, но не одна община этого не сделала. Изъятие ключей комментировалось тем, что здание церкви пришло в негодность, требовало капитального ремонта и находилось в бесхозяйственном состоянии [ТФ ГИАОО. Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 116. Л. 103 об.]. 22 марта 1938 г. на заседании президиума Тарского горсовета было решено временно использовать здание Спасской церкви для засыпки зерном [ТФ ГИАОО. Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 116. Л. 94]. В этом же году здание церкви было передано на культурные нужды города, церковная ограда была разобрана [Лебедева, 1999, с. 32]. В разные годы в бывшем храме размещались архивное бюро, спортивная школа и музей.

Спасский собор был взят на государственную охрану как памятник республиканского значения в 1974 г. постановлением Совета Министров РСФСР № Р 624. Через 4 года начался ремонт здания, а в 1979 г. в нем открыли краеведческий музей и картинную галерею. В Спасской церкви до 1990 г. находился музей.

30 марта 1990 г. здание Спасской церкви было передано в ведение вновь образованной Омско-Тар-ской епархии. Храм получил статус кафедрального собора. В декабре 1991 г. тарчане вновь услышали колокольный звон. На колокольню были подняты восемь колоколов, изготовленных в Воронеже и Киеве. Самый большой благовест весит 1050 кг. К 400-летию Тары была произведена реставрация здания Спасской церкви, восстановлена ограда, позолочены кресты и купола храма. Спасская церковь дважды пострадала от шаровой молнии: в 1980 и 2001 гг., однако испорченные элементы — купол и маковка с крестом — тут же были восстановлены.

В 2002 г. город Тара был включен в программу «Сохранение и развитие исторических городов России (2002—2010 гг.)». В 2005 г. в рамках этой программы было выделено 5 млн рублей на ремонт здания церкви, в результате был укреплен его фундамент и произведены другие работы. Через несколько лет церковь включили в федеральную программу «Культура России (2012—2018 гг.)», проект «Историческая память» по восстановлению самых значимых в стране храмов-памятников. Из федерального бюджета было выделено более 200 млн рублей. Реставрационные работы начались в 2015 г. и на настоящий момент близятся к завершению (ил. 4). Но именно реставрация церкви вызвала большой общественный резонанс в городе.

Победителем открытого конкурса на реставрацию Спасского собора стала строительная компания ООО «Ремстрой» (г. Москва). В ходе реставрационных работ произвели полное удаление штукатурки со стен храма, что позволило обнажить все дефекты. От окна апсиды, алтарной части храма, трещина протянулась от нижнего этажа до верхнего. Устранить дефект было возможно, сделав вычинку кирпичной кладки — заменив разрушившиеся от времени кир-

пичи новыми точно таких же размеров. Укрепление стен толщиной 1—1,5 м проводилось методом инъ-ектирования. Купол и так называемые барабаны над четвериком, основной частью здания, были разобраны из-за своей ветхости. Эти архитектурные элементы были воссозданы заново. Под штукатуркой оказались спрятанными некоторые декоративные детали. Находкой оказались двери на втором этаже, выводившие на одну и другую стороны здания [Алферов, 2015].

Барабаны были воссозданы заново, из нового кирпича. Новый купол был изготовлен в Таре: золотой цвет ему придало покрытие из нитрида титана, ярко блестящее на солнце [Алферов, 2016а].

Однако возникающий в ходе реставрации внешний облик собора вызвал неоднозначную реакцию у общественности. Так, журналист С. Алферов отмечал: «Строить новое всегда проще, чем ремонтировать старое, да еще пытаться сохранить первоначальный вид. Потому и оценивается труд реставраторов довольно высоко. В прошлом году на «починку» Спасского собора, старейшего каменного здания в области, было выделено более ста миллионов. Однако в ходе работ оно превратилось практически в едва узнаваемый новодел» [Алферов, 2016б].

На одном из заседаний общественной организации «Тарский уезд» Анатолий Аскаленко, строитель по специальности, краевед по зову души, показал фотографии, сделанные им в 1960-е гг. Отличительной особенностью Спасской церкви являлась ее устремленность ввысь своими небольшими острыми куполами. Теперь на их место водрузили новые, золоченые и более массивные. Если же сравнить две фотографии, прежний восьмерик и восстановленный, прекрасно видно, что творение зодчих XVIII в. реставраторы не смогли повторить в пропорциях, окончательно приземлив заметно «пополневшую» храмовую часть. Также в ходе реставрационных работ к церкви была пристроена двухмаршевая наружная лестница с кирпичными стенами, которой никогда не было. Исторических документов, подтверждающих наличие в прошлом наружной лестницы, нет. По мнению А. Аскаленко, пристраиваемая тяжелая наружная лестница должна изменить напряжение и равновесие грунтов. Все это может вызвать ускоренное разрушение колокольни, стены которой уже имеют вертикальные трещины снизу до самых проемов звонницы. Также исследователь считает, что в ходе реставрации был уничтожен оригинальный декор восьмериков церкви и уничтожена старинная фреска, находившаяся под куполом перекрытия снесенного восьмерика [Аскаленко, 2017].

С середины 2016 г. с объектом работает новый генеральный подрядчик — ООО «Реставратор» (г. Великий Новгород) [Алферов, 2016б]. Ему придется восстанавливать отсутствующий декор по старым фотографиям. О разборе барабанов речь даже не идет. Можно лишь приподнять разделяющую их зеленую юбочку, вставить фигурные кирпичи и визуально расширить окна [Алферов, 2016в].

К концу марта 2017 г. реставрационные работы были выполнены на 95%, незавершенными остались ряд объектов, финансирование которых не было предусмотрено проектной сметой: полы второго

этажа, настенные росписи, иконостас, окна внешней лестницы. Доделывать все предстоит силами района, города и самих реставраторов. Особого внимания требуют проявившиеся за последнее время изъяны: трещины на лестнице, промерзающие окна в верхнем храме, предполагаемый прорыв на теплотрассе, ведущей к собору, и т.д. Строители, дающие пятилетнюю гарантию, готовы свою работу переделать и устранить все недостатки [Алферов, 2017].

К чему приведет окончательная реставрация храма, неизвестно, но на сегодняшний день она еще не окончена.

Список литературы

1. Алферов С. Реставраторы прописали инъекции // Тарское Прииртышье. — 2015. — № 4 — С. 4.

2. Алферов С. Возвращение // Тарское Прииртышье. — 2016а. — № 3. — С. 6.

3. Алферов С. Собор, да не тот // Тарское Прииртышье. — 2016б. — № 22. — С. 8.

4. Алферов С. Лишь юбку приподнять // Тарское Прииртышье. — 2016в. — № 33. — С. 5.

5. Алферов С. Сенатор дал оценку реставрации // Тарское Прииртышье. — 2017. — № 12. — С. 2.

6. Аскаленко А.А. Кто защитит охраняемый законом памятник? [Электронный ресурс]. — URL: http://spasitehram.mya5.ru/index/kto-zashchitit-ohranyaemyy-zakonom-pamyatnik/ (дата обращения: 20.02.2018).

7. Жиров А.А. Ностальгия по колокольному звону // Если бы стены могли говорить... — Омск: ЗАО «По-

лиграф», 2008. — С. 53—69.

8. Лебедева Н.И. Храмы г. Тары // Культурологические исследования в Сибири. — 1999. — Вып. 2. — С. 25—38.

9. Справочная книга Омской епархии. — Омск: Тип. «Иртыш», 1914. — 1250 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catal og/000199_000009_003815045/ (дата обращения: 31.01.2018).

10. Тара с высоты птичьего полета. Тарские храмы // Сайт города Тары [Электронный ресурс]. — URL: http://taragorod.ru/photo/tara_s_vysoty_ptichego_ poljota/spasskaja_cerkov_2017g/5-0-2033 (дата обращения: 31.01.2018).

11. Тарские храмы // Сайт города Тары [Электронный ресурс]. — URL: http://taragorod.ru/photo/ starinnye_fotografii_gravjury_karty/tarskie_khramy/ spasskaja_cerkov_1930_e_gody/46-0-1141 (дата обращения: 31.01.2018).

12. Цветкова Г. Город на речке Аркарке // Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594—1917 гг.). — Омск: Ом. кн. изд-во, 1994. — С. 6—45.

Список источников

1. ТФ ГИАОО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 212.

2. Там же. Д. 215.

3. Там же. Д. 264.

4. Там же. Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 116.

Ил. 1. Спасская церковь в г. Тара. Снимок автора

Ил. 2. «Противостояние», автор снимка С. Мальгавко, 1992 г. Из фондов Тарской центральной районной библиотеки

Ил. 3. Спасская церковь, 1930-е гг. Сайт города Тары [Тарские храмы.]

Ил. 4. Спасская церковь, 2017 г. Снимок В. Кубрина [Тара с высоты.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.