Научная статья на тему 'Созвездие Армиды и Вацлава'

Созвездие Армиды и Вацлава Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЯГИЛЕВ / НОЙМАЙЕР / БАЛЕТ / ГАСТРОЛИ / СПЕКТАКЛИ / DIAGHILEV / NEUMEIR / THE BALLET / TOUR / PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ступников Игорь Васильевич

В 2009 г. отмечалось 100-летие Русских сезонов Сергея Дягилева, с подачи которого русское искусство из любопытной диковинки превратилось в мощный фактор развития всей художественной культуры ХХ века. В насыщенной программе международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум», посвященного 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева, особое место занимают гастроли Гамбургского балета Джона Ноймайера. Его труппа приезжает в Петербург в полном составе четвертый раз. Ноймайер, возглавляющий её с 1973 г., балетмейстер плодовитый, поставивший десятки спектаклей не только в родном театре, но и на многих сценах мира, в том числе на Мариинской, где долгое время шли его одноактные балеты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In 2009 year marks the centenary of Serge Diaghilev's «Russian Seasons», which initiated the transformation of Russian art from a fascinating curiosity into a powerful factor in the development of 20-th century artistic culture. In the full programme of International Festival «Diaghilev. Postscriptum», devoting to 100th anniversary of «Russian Seasons» Serge Diaghilev, Hamburg ballet John Neumeir's tour occupy the particular place. His troupe goes in St.-Petersburg in the full cast the fourth time. Neumeir is at the head it since 1973, put many performances not only in own theatre, but on many International scenes and Mariinsky theatre too

Текст научной работы на тему «Созвездие Армиды и Вацлава»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 73

И.В. Ступников СОЗВЕЗДИЕ АРМИДЫ И ВАЦЛАВА

В 2009 г. отмечалось 100-летие Русских сезонов Сергея Дягилева, с подачи которого русское искусство из любопытной диковинки превратилось в мощный фактор развития всей художественной культуры XX века.

В насыщенной программе международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум», посвященного 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева, особое место занимают гастроли Гамбургского балета Джона Ноймайера. Его труппа приезжает в Петербург в полном составе четвертый раз. Ноймайер, возглавляющий её с 1973 г., - балетмейстер плодовитый, поставивший десятки спектаклей не только в родном театре, но и на многих сценах мира, в том числе на Мариинской, где долгое время шли его одноактные балеты.

Ключевые слова: Дягилев, Ноймайер, балет, гастроли, спектакли.

Открылись гастроли хореографическим триптихом - «Павильон Армиды», «Вацлав» и «Весна священная». Все они -парафраз известных тем, так или иначе связанных с судьбой Сергея Дягилева и выдающегося танцовщика Вацлава Нижинс-кого. «Павильон Армиды» Николая Черепнина был поставлен Михаилом Фокиным в 1907 г. и позже имел огромный успех во время «Русских сезонов» в Париже. Но спектакль Ноймайера не реконструкция старинного спектакля, это воспоминание о нем душевнобольного Вацлава Нижинского, находящегося на лечении в санатории. Сквозь сумрак сознания прорываются образы, созданные Нижинским: грациозный, слегка манерный Раб Армиды, мечущийся в балаганном сарае Петрушка, эротичный Фавн, трепетно склоняющийся перед шарфом, оброненным царственной Армидой.

Великолепно вмонтированы в спектакль фрагменты подлинной хореографии Михаила Фокина - знаменитое па-де-труа, некогда исполняемое Тамарой Карсавиной, Александрой Бал-диной и Вацлавом Нижинским. Этот номер Ноймайер получил, как говорится, из рук в руки от замечательной русской балерины Александры Даниловой и передал его своим танцовщикам-виртуозам - Каролине Агьер, Элен Буше и Александру Рябко.

14 Художественно-творческая жизнь

Сквозь дымку воспоминаний больной Нижинский видит этот фрагмент пышного действа классической хореографии, не выдерживает напряжения, взметается в воздух и сам становится Рабом Армиды, вторя движениям танцовщика, возникшего в его помутненном сознании.

Отто Бубеничек создает сложный трагический образ великого танцовщика. Пластика актера, феноменальное владение темпами и ритмами хореографии, виртуозная техника позволили исполнителю поведать нам сагу о художнике и человеке, обуреваемом страстями. С отчаянием горячо любящей женщины борется за Вацлава его жена Ромола. Образ, созданный Жоэль Булонь, светится чистотой и нежностью. Она предстанет в памяти Нижинского загадочной Армидой, выражением губительной женской красоты. Вечный оппонент Ромолы - Сергей Дягилев, друг-враг, благодетель-разлучник. В исполнении Ивана Урбана это властный, не терпящий возражений диктатор, многоликий и коварный. Романтическая экзальтация завоевателя балетного мира - лишь одна из его масок.

«Павильон Армиды» Ноймайера - о судьбе художника, которого манит цель, представляющаяся несбыточной, и которую он достигает ценой жизни, озаряя своим талантом время и становясь символом эпохи.

«Вацлав» на музыку Иоганна Себастьяна Баха - отзвуки биографии Нижинского, который, по свидетельству его жены, мечтал поставить балет на музыку Баха, вслушивался в величавые аккорды и импровизировал. Юноша-творец в исполнении Александра Рябко, завороженный могучими пассажами, сам становится частью музыкального полотна, в котором возникают герои прелюдии, сарабанды, менуэта...

«Весна священная» Игоря Стравинского - еще одна дань памяти Нижинскому, который обратился к этой музыке в 1913 г., создав балет необычный и новый как по замыслу, так и по хореографии и эстетике. Балет Ноймайера, созданный в 1972 г. во время студенческих выступлений и бунтов, отражает день сегодняшний. Здесь нет доисторических обрядов и ритуальный

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 75

жертвоприношений. Жертвами становятся все - угнетатели и угнетенные, власть предержащая и протестующие. Они не ведают что творят, погрязая в грехах, бессмысленных ссорах и конфликтах. Полетные прыжки, похожие на смерч вращения, агония предсмертных дуэтов. ... Поражаешься пластическому мастерству всей труппы, её взрывной энергетике, эмоциональной яркости. Балет Ноймайера - плакат-предупреждение, исполненный тревоги за будущее мира.

Триптих Ноймайера соединил прошлое и настоящее, показал зрителям красоту классической хореографии, выразительную пластику современного танца и неизбывную силу творческого поиска, без которого у искусства балета нет будущего.

Abstract

In 2009 year marks the centenary of Serge Diaghilev's «Russian Seasons», which initiated the transformation of Russian art from a fascinating curiosity into a powerful factor in the development of 20-th century artistic culture. In the full programme of International Festival «Diaghilev. Postscriptum», devoting to 100th anniversary of «Russian Seasons» Serge Diaghilev, Hamburg ballet John Neumeir's tour occupy the particular place. His troupe goes in St.-Petersburg in the full cast the fourth time. Neumeir is at the head it since 1973, put many performances not only in own theatre, but on many International scenes and Mariinsky theatre too.

Keywords: Diaghilev, Neumeir, the ballet, tour, performances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.