УДК 165.12
ИОЙЛЕВА Галина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела диссертационных советов и аттестации Северного (Арктического) федерального университета имениМ.В. Ломоносова. Автор 65 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 4 учебных пособий
СОЗНАНИЕ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В эпоху информатизации обществ вызрели проблемы виртуальной реальности и виртуального сознания. В целом вырисовываются и новые модели, схемы, дискурсы сознания, развитие которых должно учитываться обществами в практическо-жизненной ориентации людей.
Цель данного исследования - проанализировать, обосновать и выявить специфику влияния Интернета на сознание, представить логическое следование его трансформаций (психологических, социальных, индивидуально-личностных и др.) в различные формы в реальном мире.
Научная значимость данной работы заключается в выработке положений и принципов по изучению когнитивной и коммуникативной составляющих сознания в процессе использования информационных технологий. Практическая составляющая - понимание и оценка влияния Интернета на изменение сознания, поведения людей и действия их в социуме.
Для изучения данной проблематики автор использует системный и аналитический подходы, которые позволили сделать вывод о том, что формирование как индивидуального, так и сетевого группового сознания обусловлено уровнем развития интеллектуального, ментального потенциала личности и степенью социальной осознанности влияния Интернета на мировоззрение, поведение и действия людей.
Данное исследование - существенный вклад в логико-методологическую базу социальной философии, социальной педагогики и психологии, кибернетики для дальнейшего внедрения в практику образовательного процесса и социального управления. В современном мире, когда уровень манипулирование сознанием достигает определенного негативного уровня, важно понимать последствия влияния Интернета на конечное поведение людей и принятия ими рациональных решений.
Ключевые слова: информационные технологии, психологические последствия информатизации, преобразование личности, виртуальная реальность, модель сознания, постклассическое гиперсознание.
Виртуальный мир - это один из возможных миров, который отличается от реального, в нем действуют, возможно, другие, отличные от привычных нам законы (мало того, могут нарушаться законы логические). Это мир, тре-
© Иойлева Г.В., 2014
бующий от нас определенных интеллектуальных усилий, т. к. мы к нему не приспособлены. Безусловно, виртуальность - динамически подвижная среда, имеющая относительную временную непродолжительность, ирреальныйха-
рактер и обладающая квазиреальностью [13, с. 287-312].
Поиск вредоносных для человека специфических свойств продуцируемого информационными технологиями «виртуального мира» не имеет смысла, по мнению некоторых исследователей. Ибо отличительной чертой современных информационных технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на формирование и модификацию имеющегося у человека представления о самом себе.
И все-таки во власти всемирной сети - сети Интернет - человеческий разум зачастую оказывается совершенно бессильным, не только перестает быть контролирующей ситуацию инстанцией, но и сам становится игрушкой в руках неведомых ему сил [9, с. 231-247]. Возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации, которые можно дифференцировать на локальные (относящиеся лишь к более или менее ограниченному кругу психических явлений) и глобальные (преобразования личности в целом) [8, с. 56-77]. Естественно, они затрагивают сознание в целом.
Виртуальное сознание - это потенциальная область сознания, отражающая взаимодействие с частью многомерной реальности, недоступной для восприятия в обычном состоянии бодрствования [2, с. 42-63]. Включаясь в Интернет, сознание трансформируется. А Интернет является лишь порождением сознания современного человека, и поэтому он выступает не столько как определяющий сознание, сколько как определяемый сознанием феномен [4, с. 47-48]. Отношение «сознание - Интернет» является не каузальностью, а отношением соответствия: Интернет как частный случай виртуальной реальности является моделью сознания, а также средством, которое позволяет исследовать его специфические модификации.
Как влияет Интернет на сознание? Положительно, отрицательно? При всех негативных моментах огромное значение во всем мире
придается проектам, связанным с организацией доступа широких слоев населения к Интернету. Ожидается, что это приведет к позитивным глобальным преобразованиям личности путем качественной трансформации познавательной и коммуникативной деятельности, а также стиля обучения [6, с. 230-233]. Работа в Интернете позволяет повысить активность познающего субъекта, индивидуализировать процесс обучения, преодолевать стереотипы традиционного (во многом авторитарного) стиля взаимодействия между обучающимся и педагогом, получить доступ к разнообразным источникам информации, знакомиться с различными, в т. ч. и дискуссионными, точками зрения и т. п.
Развитие навыков осуществления познавательной деятельности посредством Интернета может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности (реализация принципа возвратных воздействий) [3, с. 59-63], но и личностный рост (генерализация преобразований) [11, с. 204-210]. Так, осуществление поиска необходимой информации в гипертексте (напоминающем тезаурус с системой отсылок к релевантным информационным источникам) формирует готовность ознакомиться с несовпадающими точками зрения, конкурирующими теориями по поводу разнообразных явлений природы или общественной жизни.
Применительно к коммуникативной деятельности исследователями приводятся доводы, что информатизация не только не способствует сужению сферы общения, а напротив, помогает развитию и расширению связей между людьми за счет расширения круга потенциальных коммуникативных партнеров, развития опыта социальных контактов (деловых и личностных), нахождения новых оснований и причин для вступления в общение и т. п.
Выявлены разные психологические механизмы воздействия информатизации на личность: 1) аналогия и уподобление (перенос навыков работы с ИТ на навыки традиционной деятельности); 2) реверсия (лат. reversю - поворот, возвращение) - это, например: а) изменение роли пись-
менной речи (хотя при переписке посредством компьютерных сетей усваиваются новые формы и новый «этикет» общения); б) изменение роли эмоционализации речи (с другой стороны, приобретается опыт категоризации эмоциональных состояний); в) символический опыт, оказывающий значительное влияние на личностное развитие (роль фантазий, грез, «мысленного проживания» в созданных собственным воображением ситуациях (с другой стороны, стимуляция измененных состояний сознания - «интернет-зависимость» и т. п.)); 3) экзуция (лат. ехийо -исключение, изъятие, истребление). Примерами экзуции являются многочисленные данные о постепенном угасании вычислительных навыков [10, с. 51-87]. Вытесняется самостоятельная выработка новых знаний.
Итак, информатизация, виртуальный мир видоизменяют прежде всего индивидуальное сознание. Происходят интересные видоизменения стилевых характеристик индивидуального сознания (мышления) [12, с. 36-38]. Исследователями выделяются следующие эффекты трансформации сознания: а) эффект полифо-ничности сознания по сравнению с монологичностью текста (доклада) и диалогичностью «живых» обсуждений. Это связано с тем, что некоторая отстраненность соучастников интернет-дискуссий и возможность отложенной реакции позволяет реагировать не столько на то или иное отдельное сообщение, а сразу на группу сообщений, создавая комплексный ответ, который вбирает в себя разные «мотивы»; б) эффект распределенности сознания виртуальной личности, поскольку благодаря анонимности появляется возможность одновременного занятия разных виртуально личностных позиций (крайним выражением этого эффекта является «расщепление» виртуальной личности, т. к. Интернет дает возможность одновременного участия в обсуждении под разными именами) [1, с. 139-145]; в) феномен автоматического письма. Основанием для этого эффекта является необходимость достаточно быстрого реагирования на интернет-сообщения, т. е. часто приходится отвечать на то или иное сообщение
(или группу сообщений) сразу же, почти одновременно.
Если же воспользоваться другим, восходящим к психоанализу различением уровней сознания (пред-сознание, сознание, бессознательное), то порожденные с помощью «автоматического письма» интернет-тексты могут быть отнесены к пред-рациональному - «нижнему», пограничному - уровню сознательности.
В целом развитие интернет-технологий приводит к следующим изменениям сознания: 1) «расширение» сферы сознания: виртуальное сознание включает в себя как «верхние» - надличностные - уровни, так и «нижние» - пред-сознательные - уровни; 2) переход от однополярного к многополярному сознанию [7, с. 98-102]; 3) увеличение степени «виртуальности» - вариабельности - сознания. Конечно, указанные эффекты наблюдаются не только в виртуальной компьютерной среде, но именно виртуальность является тем катализатором, который их многократно усиливает.
В современном мире происходит своеобразное «преодоление» индивидуального сознания, переход к пост-сознанию. Использование информационных технологий приводит к более радикальным сдвигам сознания, что позволяет говорить не только о его трансформации, но и о преодолении индивидуального сознания новыми надындивидуальными структурами.
Во-первых, уже существует феномен смыслового резонанса: виртуальное пространство является «местом» встречи разных сознаний и имеет много «входов» их одновременного «подключения». Именно это и приводит к эффекту резонанса, когда мысли других участников форума приводят к «вспышке» новой мысли. Интересно отметить, что в музыке также есть сходный феномен аликвотных нот, когда при исполнении сложной (симфонической) мелодии возникают новые - аликвотные - ноты, отсутствующие в первоначальной партитуре и образующиеся путем «резонанса» звучащих гармоник. Видимо, сходные эффекты возникают при «мозговом штурме» и даже в ходе устного диалога и чтения книги, однако отсутствие
в виртуальном пространстве телесных факторов и некоторая отстраненность виртуального общения (наряду с отмеченной выше интенсивной множественностью виртуальных сознаний) делает этот эффект более сильным.
Во-вторых, феномен гипертекста. Самая общая характеристика гипертекста в его отличии от обычного текста состоит в том, что он содержит систему ссылок на свои и чужие тексты, т. е. является не закрытым, а открытым текстом. А это означает, что гипертекст уже не является в точном смысле этого слова индивидуально-авторским, т. е. сознание здесь как бы существует распределенным образом, а его структура (логика) перестает быть линейной.
В третьих, феномен бриколажных (мета)-текстов. Использование компьютерных технологий (перевод «книжных» текстов в «электронные» путем сканирования и их доступность через Интернет) порождает новый тип реферативно-компилятивных (мета)текстов, которые на 90-99 % состоят из цитат, парафразов и целых (больших) кусков текстов других авторов. Как и в случае гипертекста функции авторства здесь существенно трансформируются: компилятор (бриколер) выступает здесь как мета-автор, а созданный им текст - как мета-текст.
В четвертых, феномен человеко-машинных (пост)текстов. Текстов, созданных «интеллектуальными роботами», способными «выдавать» квази-осмысленные тексты при заданном (человеком) первоначально наборе терминов.
Можно резюмировать вышеизложенное и сказать, что идет процесс формирования
Список литературы
нового типа сознания, которое уже не является субъектно-индивидуальным, а представляет собой постклассическое (гипер)созна-ние. Также обоснованно проконстатировать факт формирования сетевого группового сознания и человеко-машинного интеллекта. Явно вырисовывается определенный переход от (классического, рационального) сознания к (пост-рациональному) пост-сознанию, которое связано с расширением сферы сознания за счет включения в нее архаичного, пред-и пост-рационального мышления, надындивидуальных структур группового и человеко-машинного интеллекта [5, с. 57-73].
Сейчас в современных научных исследованиях происходит формирование новой установки картины мира, которая в философской литературе получила название «экологическое сознание». Суть этого термина не сводится к проведению экологической политики либо к специфической форме общественного сознания, но обозначает сознательную ориентацию на гуманизацию человеческой деятельности по отношению к природе, информации (раз мы вступили в информационные общества), Человеку. Регулятивным принципом такой константы, думаю, нужно считать этический принцип любви. Если мы любим себя, окружающих нас людей, то мы будем бережны не только с реальным миром человека, но и виртуальным миром, который приобретает все большую роль в нашей жизни и влияет в определенной мере на смысложизненные принципы существования человека.
1. АрлычёвА.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
3. ВинерН. Кибернетика. М., 1983.
4. Катречко С.Л. «Волновая» онтология как четвертый тип онтологии // XXI век: будущее России в философском измерении: материалы 2-го Рос. филос. конгр.: в 4 т. 1999. Т. 1. Ч. 2. С. 47-48.
5. Катречко С.Л. Интернет и сознание: к концепции виртуального человека // Влияние интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. С. 57-73.
6. Катречко С.Л. Специфика философского дискурса // Философия в современном мире: опыт философского дискурса. М., 2003. С. 230-233.
7. Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963.
8. Костандов Э.Л. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М., 1983.
9. Сергин В.Я. Модель взаимодействия сознания с неосознаваемыми процессами мышления // Тез. докл. XXVIII совещ. по пробл. высш. нерв. деятельности. Л., 1989. С. 231-247.
10. Эндрю А. Искусственный интеллект. М., 1985.
11. Dorsch F. Psichologisches Worterbuch. Bern, 1976.
12. Godefroid J. Les chemins de la psychologie. Liege-Bruzelles, 1988.
13. Sergin V.Ya. Model of Consciousness // Proceedings of the International Symposium on Neural Networks and Neural Computing Neuronet 90. Prague, 1990. P. 312.
References
1. Arlychev A.N. Samoregulyatsiya, deyatel’nost’, soznanie [Self-Regulation, Activity, Consciousness]. St. Petersburg. 1992.
2. Vasilyuk F.E. Psikhologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy [Psychology of Emotional Experiences. Analysis of Overcoming Critical Situations]. Moscow, 1984.
3. Viner N. Kibernetika [Cybernetics]. Moscow, 1983.
4. Katrechko S.L. “Volnovaya” ontologiya kak chetvertyy tip ontologii [Wave Ontology as a Fourth Type of Ontology]. XXI vek: budushchee Rossii vfilosofskom izmerenii: materialy 2-go Ros. filos. kongr. [21st Century: The Future of Russia in the Philosophical Dimension: Proc. 2nd Russian Congress on Philosophy]. In 4 vols. 1999. Vol. 1. Part 2, pp. 47-48.
5. Katrechko S.L. Internet i soznanie: k kontseptsii virtual’nogo cheloveka [Internet and Consciousness: To the Concept of Virtual Human]. Vliyanie interneta na soznanie i strukturu znaniya [The Influence of the Internet on Consciousness and Knowledge Structure]. Moscow, 2004, pp. 57-73.
6. Katrechko S.L. Spetsifika filosofskogo diskursa [Special Features of Philosophical Discourse]. Filosofiya v sov-remennom mire: opyt filosofskogo diskursa [Philosophy in the Modern World: The Experience of Philosophical Discourse]. Moscow, 2003, pp. 230-233.
7. Klaus G. Kybernetik inphilosophischer Sicht. 1961 (Russ. ed.: Klaus G. Kibernetika ifilosofiya. Moscow, 1963).
8. Kostandov E.L. Funktsional’naya asimmetriyapolushariy i neosoznavaemoe vospriyatie [Functional Asymmetry of the Hemispheres and Unconscious Perception]. Moscow, 1983.
9. Sergin VYa. Model’ vzaimodeystviya soznaniya s neosoznavaemymi protsessami myshleniya [Model of Interaction Between Consciousness and Unconscious Mentation]. Tez. dokl. XXVIII soveshch. po probl. vyssh. nerv. deyatel’nosti [Proc. 28th Conf. on Higher Nervous Activity]. Leningrad, 1989, pp. 231-247.
10. Andrew A.M. Artificial Intelligence. Devon, 1983 (Russ. ed.: Endryu A. Iskusstvennyy intellekt. Moscow, 1985).
11. Dorsch F. Psichologisches Worterbuch. Bern, 1976.
12. Godefroid J. Les chemins de la psychologie. Liege - Bruzelles, 1988.
13. Sergin VYa. Model of Consciousness. Proceedings of the International Symposium on Neural Networks and Neural Computing Neuronet 90. Prague, 1990, p. 312.
Ioyleva Galina Valentinovna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
CONSCIOUSNESS IN THE SPHERE OF INFORMATIZATION OF THE SOCIETY
In the age of informatization of the society, the issues of virtual reality and virtual consciousness have grown in importance. On the whole, there appear new models, schemes and discourses of consciousness, the development of which has to be taken into consideration by communities in order to guide people in their life.
The paper aimed to analyze, justify and reveal the influence of the Internet on one’s mind and show how these transformations (psychological, social, personality, etc.) take various forms in the real world.
The scientific value of this work lies in the development of propositions and guidelines for the study of cognitive and communicative components of consciousness in the use of information technologies. The results can be applied to make people realize the impact of the Internet on the changes in their consciousness, behaviour and actions in the society.
The author used the systemic and analytical approaches to study this issue and came to the conclusion that the formation of both individual and group (network) consciousness depends on the level of intellectual, mental capacity of the individual and the degree of social awareness of the impact the Internet has on people’s worldview, behaviour and actions.
This study makes a significant contribution to the logical-methodological basis of social philosophy, social pedagogy and psychology, as well as cybernetics for further use in education and social control. In today’s world, when the level of manipulation of consciousness reaches a certain negative level, it is important to understand how the Internet affects people’s behaviour and their decision-making.
Keywords: information technology, psychological effects of informatization, personality transformation, virtual reality, model of consciousness, post-classical hyperconsciousness.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail', ioigval@mail.ru
Рецензент - Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова