Научная статья на тему 'СОЗНАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ'

СОЗНАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философская антропология / человек / сознание / окружающий мир / разум / существо / отражение / philosophical anthropology / man / consciousness / the world around us / mind / being / reflection

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магомедшарипова Е.Д., Абдулаева И.А.

В статье мы рассматриваем систему понятий в философской антропологии. Анализируем сознание человека как одну из категорий философской антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS AS A CATEGORY OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

In the article we consider the system of concepts in philosophical anthropology. We analyze human consciousness as one of the categories of philosophical anthropology.

Текст научной работы на тему «СОЗНАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

УДК159.9

Магомедшарипова Е.Д. студент 4 курса ДГУ

филиал в г. Кизляр научный руководитель: Абдулаева И.А., к.ф.н.

доцент

СОЗНАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Аннотация. В статье мы рассматриваем систему понятий в философской антропологии. Анализируем сознание человека как одну из категорий философской антропологии.

Ключевые слова: философская антропология, человек, сознание, окружающий мир, разум, существо, отражение.

Magomedsharipova E.D. 4-rd year student The DSU branch in the city of Kizlyar Scientific supervisor: Candidate of philosophical Sciences, associate

Professor Abdulaeva I.A.

CONSCIOUSNESS AS A CATEGORY OF PHILOSOPHICAL

ANTHROPOLOGY

Abstract. In the article we consider the system of concepts in philosophical anthropology. We analyze human consciousness as one of the categories of philosophical anthropology.

Key words: philosophical anthropology, man, consciousness, the world around us, mind, being, reflection.

Что же такое, философская антропология и какое место в этой науке занимает сознание? Термин антропология имеет не одно толкование, так как антропология может быть - философская, религиозная, социальная, культурная и др. Само слово «антропология» означает, в переводе с греческого - наука о человеке (anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Первые знания о человеке мы находим в трудах античных философов: Аристотеля, Демокрита, Сократа. Аристотель рассматривал человека, как существо общественное, государственное, политическое.

Социальная природа человека и разум отличает его от животного. Таким образом, по мнению Аристотеля человек - это «общественное животное», наделенное разумом.

Философская антропология - это течение, которое появилось в 20 -ых годах ХХ века. Основателем стал немецкий ученый Макс Шелер.

Задача философской антропологии заключается в том, чтобы дать целостное представление о человеке. Она изучает человека, как особое существо, выявляя его место в мире, его предназначение и смысл жизни.

Итак, философская антропология занялась более основательным

изучением человека.

Говоря, о сознании мы понимаем присущую только человеку способность воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивать возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и преобразование ее в процессе предметно-практической деятельности, приобретать знания общаться и обмениваться опытом, передовая его от одного поколения другому. Сознание нам дано и непосредственно через него мы открываем для себя окружающий мир и свое существование в нем, вместе с переживаниями и размышлениями. Как сказал Р.Декарт:

«Мыслю, следовательно, существую». Исходя из сказанного, мы видим, что сознание является одной из категорий философской антропологии.

Сложность в изучении сознания связана с тем, что мы не можем его наблюдать, измерять, исследовать с помощью различных приборов.

В свою очередь сознание - это высшая форма отражения окружающего мира, которая свойственна только людям и связана с функциями мозга, речью и самоконтролированием поведения человека. Отражением является свойство материи, смысл которого заключается в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. В неживой природе отражение проявляется в виде отпечатков, царапин, трещин и т.п. В живой природе можно выделить несколько типов отражения: раздражимость, чувствительность, психика.

Раздражимость наблюдается у многих растений и простейших организмов, выражается в способности реагировать внешние воздействие, связанное с питанием, размножением, безопасностью.

Чувствительность - способность отражать лишь отдельные свойства внешней среды, иначе говоря, иметь ощущения.

Психика - высшая форма отражения, позволяющая организму реагировать на множество разных раздражителей (механических, оптических, акустических и пр.).

В отличие от животных, сознание характеризует у человека следующие особенности: мышление, целеполагание, самосознание, язык. Развитие сознания - это развитие человека как биологического, так и социального существа. Сознание может быть общественным и индивидуальным.

В общественном сознании отражаются и внешние, и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание. Оно имеет социальную природу и возникает в результате семейно-бытовой, производственной и иной деятельности людей. Развивается общественное сознание по законам, которые не зависят от сознания отдельных людей, но воздействуют на способ их жизнедеятельности. Его можно разделить на обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание присуще всем людям и формируется в процессе практической деятельности, состоит из житейской и общественной

психологии.

Теоретическое сознание включает в себя общественную идеологию и научное знание. Этим сознанием обладают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях науки.

Что касается индивидуального сознания - это, прежде всего индивидуальное восприятие различных явлений общественной жизни.

В индивидуальном сознании человека проявляются лишь особенности его жизнедеятельности, его личный опыт, особенности его характера, уровень его культуры и другие обстоятельства социального существования.

Стержнем всех исследований философской антропологии является человек. Сознание - первичная реальность, с которой имеет дело человек, и которую трудно объяснить.

Использованные источники:

1. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. - М., 1989г.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1977г.

3. Философия: учебник /под ред. Лавриненко В.Н. - М.: ИД Юрайт, 2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.