Научная статья на тему 'Созидательная и миротворческая миссия Русской православной Церкви в современной России'

Созидательная и миротворческая миссия Русской православной Церкви в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / МИССИЯ / СОБОР / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / CHURCH / MISSION / CATHEDRAL / STATE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ершов Б.А.

В статье рассматривается роль Церкви в миротворческих процессах в современной России. Показаны важные направления миротворчества, которые были определены целым рядом причин и в первую очередь внутренними изменениями в стране и международной обстановкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE AND PEACEKEEPING MISSION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN MODERN RUSSIA

In article the Church role in peacekeeping processes in Russia is considered. The important directions of peacemaking which were determined by a number of the reasons, and first of all, internal changes in the country and an international situation are shown

Текст научной работы на тему «Созидательная и миротворческая миссия Русской православной Церкви в современной России»

ББК 74.58

СОЗИДАТЕЛЬНАЯ И МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Б.А. Ершов

В статье рассматривается роль Церкви в миротворческих процессах в современной России. Показаны важные направления миротворчества, которые были определены целым рядом причин и в первую очередь внутренними изменениями в стране и международной обстановкой

Ключевые слова: церковь, миссия, собор, государство, общество

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном мире для решения конфликтов, которые имеют международный резонанс и значение, привлекаются разнообразные

религиозные и общественные организации . В этом смысле чрезвычайно злободневна и интересна, с исследовательской точки зрения, созидательная и миротворческая миссия Русской Православной Церкви. Говоря о миротворческой миссии Русской Церкви, необходимо сказать, что ключевые установки этой деятельности, наблюдаемые в современной России, формировались в течение достаточно долгого времени после Великой Отечественной войны. Важные направления миротворчества были определены целым рядом причин, и, в первую очередь, внутренними изменениями в стране и международной обстановкой. С началом перестройки был поставлен по-новому вопрос о том, как сопоставить права индивида и общества. На международном семинаре «за мир, без ядерного оружия» состоявшимся в Москве в 1987 году, в докладах учёных был дан надлежащий ответ на данный вопрос: «Два параметра о правах человека -социальный и индивидуальный, они имеют одинаковое значение и должны дополнить друг друга. Права человека и права народа не могут разъединяться. Если правами человека называются свободы, то народными правами следует именовать освобождение, которое содержит в себе не только политическую составляющую, но также социальную и духовную сферы жизни народа» [1, с. 2-3]. В конце 1980-х годов много велось разговоров о формировании нового мышления в политике, что предполагает желание и умение проводить диалог по основным вопросам бытия и этот диалог требует доверия. Таким образом, были сделаны выводы о необходимости поиска общих тем по гуманистическим вопросам человека и мира, не игнорируя специфики научного и религиозного мировоззрения.

Эти меры привели к установлению доверия, которое помогло сгладить «образ врага» на основе общих действий религиозных и светских деятелей в

Ершов Богдан Анатольевич - ВГТУ, д-р ист. наук, профессор, тел (473) 224-71-22

борьбе за мир на земле. Свое предназначение в борьбе за мир Церковь видит в следующем: «Характерным вкладом Церкви в достижение мира, без ядерного оружия, является концентрация духовных и нравственных факторов справедливости и мира». Тем не менее, все это совершенно не предполагает абсолютный отрыв моральных постулатов от прямого участия в борьбе за мир. Стоит заметить, что дальнейшее продвижение этих внешнеполитических расчетов, происходило уже в 1990-е гг, найдя свое олицетворение в конкретных миротворческих делах[2, с. 9-10].

Несмотря на быстро растущий престиж Церкви, события 1990-х гг. (распад СССР, последующие межрелигиозные и международные конфликты) привели к тому, что Православная Церковь сократила до минимума свои международные экуменические связи.

Однако, что касается практического осуществления миролюбивых инициатив, Православная Церковь действовала как никогда плодотворно. В 1995 году Патриарх Алексий II выступил в Берлине с «воззванием к немецкому народу». Ключевой идеей его доклада стало устремление к примирению двух государств через их взаимный диалог друг перед другом. По мнению ряда государственных деятелей Германии, Патриарх таким образом «снял последние разногласия между государствами в ХХ веке.

В период военных операций в Молдавии, Нагорном Карабахе и Чечне церковь оказывала помощь этим республикам провиантом.

По мнению монаха Филиппа (Жигулина), Церковь сегодня является одним из институтов, который оказывает помощь в трагических ситуациях, остается опорой и единственным источником духовного очищения.

В ходе Международной конференции «Надежда на мир», проходившей в Минске с 1 по 3 октября 1996 года были намечены главные ориентиры Русской Церкви, вступившей в новый период своего развития. Сообразно этим ориентирам, обновление Церкви должно выражаться в открытости, в равном взаимодействии с властью любого государства, с верующими, с общественными кругами. При этом, в качестве основания такого взаимодействия была

рекомендована дальнейшая разработка «религиозной доктрины мира». В итоговом документе конференции указывалось на то, что «роль Церквей и духовных общин в политических процессах представляется как миротворческая, обращенная к объединению любых убеждений в служении общего блага».

Проходивший в 2000 году Архиерейский Собор Русской Церкви был событием без сомнения эпохальным и имеющим далеко не временную значимость. Одним из немаловажных документов принятых на соборе стали «Основополагающие постулаты отношения Церкви к инославию». В этих документах определялись постулаты сотрудничества и отношений с другими религиями. Стоит отметить, что некоторые деятели критиковали данный документ за чрезмерную либерализацию и допущение слишком большого количества уступок по отношению к инославным.

В связи с политической ситуацией начала 2000-х годов (как в мире, так и в России), к традиционным установкам миротворчества Церкви прибавились задачи направленные на стабилизацию отношений со странами СНГ, это возможность преодоления развала Православной Церкви, увеличились проблемы на Ближнем Востоке и в целом в мире. Повсеместные вооруженные конфликты определили повышенное внимание государства и Церкви к проблемам беженцев. Глобальные изменения в мире, выдвинули на первый план такие направления миротворчества, как необходимость улаживания конфликтов и налаживания связей со странами Европы и США, а также с католической церковью, представителями других религий. В результате стало окончательно понятно, что миротворчество Русской Церкви с самого ее начала было главным элементом её деятельности, более того - в определенной мере, именно миротворчество явилось смыслом духовной жизни церковной организации. Эта точка зрения базируется, на том, что работы исследователей Церкви и само Писание не просто дают основные принципы подобной деятельности, но и показывают ее как одну из первостепенных задач существования самой Церкви[3, с. 305-313].

Следует также сказать, что современные миротворческие идеи и способы их внедрения в жизнь зафиксированы в социальной концепции Русской Церкви, где отображены общие тезисы социальной деятельности Церкви в рамках страны, а также за её пределами. Закреплены те области сотрудничества церковных и государственных структур, которые требуют их коллективных действий и инициатив, и где не обойтись без данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что первостепенные направления совместной работы государства и церкви отмечены также и в ряде других различных документах РПЦ. При этом следует заметить, что во всех исследованных источниках одно из главных

положений занимают темы сотрудничества именно в области миротворчества.

Данные документы базируются на принципиальных тезисах ведущих богословов Церкви, Священного Писания и христианства, однако, при их принятии и составлении, ученые-богословы руководствуются также изменениями в политической области. Следует понять при этом, что показанные изменения воздействуют на установки миротворчества лишь по частным вопросам (приоритетам миротворчества, направлениям деятельности). Однако способы и средства миротворчества, как и его главные направления, всегда неизменны[4, с. 12-22].

Многовековая история Русской Церкви располагает бесчисленным множеством примеров милосердного служения её архиереев, пастырей и прихожан, связанных с подвигом духовного бесстрашия, ответственности и заботы о душах людей. Не является исключением и день нынешний, когда перед лицом войны и противостояния наша Церковь призывает враждующие стороны не допустить гибели людей, приложить все мыслимые и немыслимые усилия для мирного разрешения споров.

С распадом Советского Союза, жизнь отдельных независимых государств оказалась омраченной разгорающимися противостояниями на почве национализма. Они стали грустным результатом вялой и не продуктивной национальной политики советской власти, когда целые нации, исторически не обладавшие социально-политической общностью, вводились в состав того или другого административного образования, позднее получавшего статус государственного территориального образования. Одним из таких примеров то возникающих, то гаснущих противостояний, приведших в конечном итоге к военной конфронтации, явилась ситуация в Южной Осетии. В 2008 году весь мир увидел случившуюся беду, которая за считанные часы унесла сотни жизней мирных жителей и миротворцев [5, с. 28-39].

С начала военного конфликта в Южной Осетии Русская Церковь заняла твердую позицию, направленную на мирное урегулирование. Это стало искренним продолжением ее линии, обозначенной в начале 1990 гг. прошлого века.

Призывы к прекращению кровопролития и переговоры стали основным содержанием заявления Патриарха Алексия II 8 августа 2008 года, в котором Предстоятель Церкви сообщил о готовности Московского Патриархата соединить усилия с Грузинской Церковью для помощи по достижению мира.

Существенный вклад в процесс миротворчества и преодоление вооруженного конфликта внес сегодняшний Патриарх Кирилл. В бытность свою, руководя Отделом внешних церковных связей он был в непрерывном контакте с Патриархом Грузии Илием II и лично способствовал посещению 15 августа 2008 года

Патриархом Грузии Церкви города Гори, в котором находились российские военные. Патриарх Илия смог сам удостовериться, что распространяемые в Грузии тенденциозные сведения о разрушениях города и нелегком гуманитарном положении людей не имеют под собой оснований.

В 2008 году состоялась встреча Патриарха Алексия II с послом США в Российской Федерации Джоном Байерли, в ходе которой Предстоятель Церкви поддержал проведение международного диалога под председательством ОБСЕ, ЕС, ООН по проблемам предоставления прочной безопасности в зоне конфликта. Патриарх в своем слове отметил, что только открытый и честный диалог на равной основе с участием всех стран конфликта будет важным условием скорого достижения стабильности и мира на Кавказе. Православная Церковь в своей миротворческой деятельности многократно оказывала помощь и способствовала сотрудничеству между христианскими

международными организациями и

благотворительными фондами. В результате этой работы удалось оценить последствия военного вторжения. Так, благодаря помощи Отдела церковных связей, осенью 2008 года в Южную Осетию прибыли представители Вселенского Совета Церквей.

Другим основным элементом церковных усилий, помимо миротворческой миссии, стало оказание финансовой поддержки и помощи пострадавшим людям.

Церковь пронесла и почувствовала боль народа Южной Осетии как свою личную. Как уже многократно бывало при прочих трагических событиях, затронувших многие тысячи людей, она сделала все возможное для того, чтобы ослабить тяжкие последствия военного вторжения. С первых дней обстрела Южной Осетии огромное количество беженцев устремились в сторону России, где они были приняты монастырями и приходами Русской Церкви, давшими им пищу и приют. В августе 2008 года ко всем архипастырям было

обращено циркулярное письмо Алексия II с просьбой о сборе денег для оказания поддержки тем, кто в ней нуждается. Для этого был создан особый банковский счёт. Координировать распределять и собирать гуманитарную помощь поручили Отделу по общественному служению и церковной благотворительности.

Отдел внешних церковных связей при содействии международной православной организации («Церковь в совместном акте») реализовал и принял особую

программу помощи людям, наиболее

пострадавшим в ходе военных операций. Благодаря помощи Церкви, беженцы, которые возвращались в Южную Осетию после прекращения боевых действий, а также мирные жители, находившееся в местах временного проживания города Цхинвала, получили хозяйственные принадлежности, предметы первой необходимости и средства гигиены. Адресная помощь питанием,

медикаментами и витаминами была дана югоосетинским роженицам и их детям, которые прибывали в родильных домах Владикавказа и Цхинвала.

На собранные деньги, поступающие от верующих людей не только из России, но и из многих других государств, были приобретены семейные наборы и бытовая техника и отданы в первую очередь тем, кто целиком лишился крова. Медицинским учреждениям Южной Осетии были отданы 17 новых машин «Скорой помощи», в том числе 4 реанимации.

Частью церковной помощи, в широком смысле слова, стало повышение квалификации логопедов и психологов образовательных учреждений Республики.

Преодоление последствий войны и обособленного существования Республики было невозможно без просветительских программ. В местных образовательных учреждениях и школах ощущалась острая нехватка учебников и литературы. Поэтому в 2008 году в Москве в день открытия выставки «Русь Православная» — ко «Дню народного единения» — была учреждена акция по передаче населению Южной Осетии крупного комплекта учебной и духовно-просветительской литературы.

Гуманитарные старания Церкви были с признательностью приняты руководством Республики и простыми людьми. Не остались они незамеченными и на уровне государства, что нашло отражение в принятой декларации, на последней встречи Предстоятелей Православных Церквей в Турции в октябре 2008 года.

Военные действия давно закончены, но нанесены глубокие раны народу Южной Осетии, которые будут еще долго напоминать о себе. Наша Церковь намерена и в дальнейшем помогать в предоставлении реабилитационной помощи пострадавшим от различных войн. Это касается разнообразных сфер образования, культуры, социального развития и здравоохранения.

Существенным вкладом в преодоление последствий вооруженного столкновения и примирения народов стала новая инициатива обмена пленными при непосредственном участии Грузинской и Русской Церквей. До тех пор, пока хотя бы один заложник или пленный будет находиться на границе, трудно ждать взаимоуважения и согласия между народами[6, с. 136-139].

Совместная миротворческая и гуманитарная миссия двух Церквей может залечить раны, причиненные военным вмешательством. Их миротворческий диалог способен оказать содействие достижению соглашений об утверждении status quo в регионе.

Возрождению этих миротворческих ценностей может поспособствовать влияние Русской Церкви на становление гражданского общества. Эти начинания церкви поддерживает Патриарх Кирилл, поскольку для благополучного

построения общества на сбалансированных интересах очень важно сегодня основывать институты гражданского общества[7, с. 178-192].

Логично допустить, что основные понятия и ценности гражданского общества должны иметь свой потенциал в православном учении, раз Церковь старается быть активным участником в процессе его построения. Гражданское общество -это, прежде всего, общество людей объединенных рациональными интересами, поэтому одним из сходных суждений с этой категорией является принцип православной соборности. Ведь соборность, означает сочетание единства и свободы многих граждан на основе их взаимной любви к одним и тем же безусловным ценностям. Русский богослов и философ XIX века Соловьев В.С. определял соборность через принцип всеединства, заявляя, что это такая ценность, в которой часть не может существовать без целого, а личность не может развиваться вне свободного единства. Обществу надлежит служить личности, а личности - обществу.

Резюмируя высказывание можно придти к выводу, что соборность как раз культовая в тоже время является светской социально-политической ценностью, которая может объединить и консолидировать общество и вместе с тем гарантировать демократические права государств, гражданские права индивидов.

Подводя итог важно заметить, что Православная Церковь является сегодня важным стратегическим участником миротворческой мировой политики, обладающим такими

возможностями, которые позволят самостоятельно, в соответствии со своим пониманием, принимать и реализовывать решения исходя из духовного опыта.

Литература

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Текст] / Наука и религия. 2000. -№ 12. - С. 2-3.

2. Еремин А.В. Государственно-церковные взаимоотношения в контексте состояния внутрицерковной организации РПЦ в современной России [Текст] / А.В. Еремин // Тезисы докладов 9-й конференции молодых ученых. Ярославль. 2002. - С. 910.

3. Кожа А. Миротворчество Русской Православной Церкви [Текст] / А. Кожа. - Тысячелетие крещения Руси - международная церковно-историческая конференция. 21-28 июля М:, 1988. - С. 305-313.

4. Савинов С. Призваны к одной надежде в союзе мира [Текст] / С. Савинов // Московская Патриархия 1996. - №12. - С.12-22.

5. Лубский А.В. Духовность российской молодежи: многомерный методологический конструкт научного исследования [Текст] / А.В. Лубский // Молодежь и общество. - 2013. - № 1. - С. 28-39.

6. Душкова, Н. А. К дискуссии по вопросу об обществе будущего: постиндустриальном или неоинстриальном [Текст] / Н.А. Душкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 4. - С. 136-139.

7. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России [Текст] / И. А. Ильин. - Собрание сочинений в 10 томах. Т. 2. - Кн. 2. - М.; 1993. - С. 178-192.

Воронежский государственный технический университет

CREATIVE AND PEACEKEEPING MISSION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

IN MODERN RUSSIA

B.A. Ershov

In article the Church role in peacekeeping processes in Russia is considered. The important directions of peacemaking which were determined by a number of the reasons, and first of all, internal changes in the country and an international situation are shown

Key words: church, mission, cathedral, state, society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.