Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ "ЗЕРКАЛЬНЫХ" ЛАБОРАТОРИЙ КАК ПРАКТИКА КОЛЛАБОРАЦИЙ УЧЕНЫХ РАЗНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

СОЗДАНИЕ "ЗЕРКАЛЬНЫХ" ЛАБОРАТОРИЙ КАК ПРАКТИКА КОЛЛАБОРАЦИЙ УЧЕНЫХ РАЗНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трифонов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ "ЗЕРКАЛЬНЫХ" ЛАБОРАТОРИЙ КАК ПРАКТИКА КОЛЛАБОРАЦИЙ УЧЕНЫХ РАЗНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).6-8

СТАТЬЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА.

СОЗДАНИЕ «ЗЕРКАЛЬНЫХ» ЛАБОРАТОРИЙ КАК ПРАКТИКА КОЛЛАБОРАЦИЙ УЧЕНЫХ РАЗНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Рад приветствовать авторов и читателей научного периодического сетевого издания «BENEПCIUM»!

Во все времена для ученых важно сотрудничество и обмен мнениями, результатами своих исследований, рождение новых научных коллективов, даже временных, синергия от объединения идей, потенциала, взглядов, методологий. Важным для учредителя научного периодического сетевого издания «BENEFICШM» - Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) - является развитие внутрироссийских научных коллабораций для роста эффективности сотрудничества в исследовательской и образовательной сферах. Коллаборации научных коллективов являются своего рода инфраструктурной базой, основой приращения новых научных результатов в процессе интеграции интеллектуальных ресурсов. Научная коллаборация -не просто организационное объединение ученых разных организаций, не просто взаимодействие единомышленников, но и мощный катализатор развития науки.

Второй год в НовГУ, на базе Института цифровой экономики, управления и сервиса (ИЦЭУС), а точнее -Центра стратегического анализа и прогнозирования социально-экономического развития территорий - развивается такая коллаборация. В 2020 г. под руководством д-ра экон. наук, профессора О.П. Ивановой выигран конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). С НИУ ВШЭ реализуется проект «Университет и система управления регионом как факторы социально-экономического развития (на примере Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Новгородской области)» (2020-2022 гг.).

Во многих регионах России университеты выступают как крупные работодатели и крупные налогоплательщики, также они играют существенную роль в подготовке кадров и удержании молодежи в регионе. В этой связи встает вопрос о выделении индикаторов, характеризующих влияние университета на социально-экономическое развитие региона, и их количественной оценке. Другим фактором, имеющим принципиальное значение для социально-экономической динамики в регионах, являются стимулы, действующие в системе государственного и муниципального управления. Анализу этих двух факторов на примере Новгородской области посвящен проект «Зеркальные лаборатории» Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ и НовГУ, начатый в 2020 г.

В рамках проекта ведется поиск ответов на вопросы:

• какие основные факторы определяют влияние университета на социально-экономическое развитие региона?

• как можно количественно измерить влияние университета на социально-экономическое развитие региона?

• на какие стимулы ориентируются в своей деятельности региональные и муниципальные чиновники?

• какие факторы могут способствовать повышению инициативы в региональной системе государственного управления?

Основные результаты работы сотрудников ИЦЭУС в этом проекте внушительны, практически очень востребованы. Нами не только обоснована необходимость выделения в качестве объекта анализа и использования для формирования системы показателей методики оценки вклада вуза в развитие региона региональной экосистемы «Образование - Наука - Промышленность». Дана ее характеристика как инновационно-технологической, локализованной в рамках одного региона, акторы которой во взаимодействии создают ценности для региона. Выделение именно такой экосистемы обусловлено, в частности, тем, что требует решения проблема обеспечения инновационно-технологического развития промышленных комплексов в Российской Федерации, а также реализацией программы стратегического академического лидерства университетов «Приоритет 2030», в которой НовГУ принимает участие.

При определении показателей учтено, что исходными компонентами для работы каждого актора региональной экосистемы «Образование - Наука - Промышленность» являются результаты деятельности одной из этих составляющих. При определении групп показателей выделены (с учетом системной теории) процессные, средовые и проектные составляющие региональной экосистемы «Образование - Наука - Промышленность». Блоки показателей ранжированы по значимости для региона. Показатели дифференцированы по группам (приоритет 1, приоритет 2, приоритет 3) с учетом тесноты связи индикатора и показателя вклада вуза в региональное развитие. Выделены показатели эффективности (результативности) деятельности университета («внутренняя» результативность университета) и показатели, позволяющие оценить вклад университета как эффект от его деятельности, проявляющийся в течение 1-2 лет, и показатели, позволяющие оценить вклад университета как эффект от деятельности университета, проявляющийся через 5-7 лет. Цель разработки методики - не только представление карты вклада университета в региональное развитие, но и использование полученных результатов для перенастраивания программ развития акторов региональной экосистемы «Обра-

зование - Наука - Промышленность» в целях достижения задач технологического прогресса и социально-экономического развития региона. Предложена формула для расчета обобщенного индикатора влияния деятельности университета на региональное развитие за временной период относительно показателя, принятого за базу сравнения. Применение методики для оценки позволит университетам совершенствовать свои стратегии развития, органам власти в интеграции с университетами и бизнесом - корректировать программы развития регионов.

По результатам проекта опубликован ряд статей, которые могут быть интересны и читателям научного периодического сетевого издания «BENEFICIUM»:

1) Данейкин Ю.В., Иванова О.П., Трифонов В.А. Вклад университета в развитие региона: экосистемный подход // Перспективы науки и образования. 2021. № 5(53). С. 591-606. (На англ.). DOI: 10.32744/pse.2021.5.40

2) Иванова О.П., Данейкин Ю.В., Трифонов В.А., Паттури Я.В., Чопозов С.И. Реализация «третьей миссии» университета: определение мультипликативного эффекта от увеличения студенческого контингента для регионального развития // Инновации и инвестиции. 2021. № 5. С. 68-74.

3) Данейкин Ю.В., Иванова О.П., Зарецкая А.С., Рожкова А.Ю. Влияние университетов на демографическое и социальное развитие регионов и рынок труда // Вопросы региональной экономики. 2021. № 3(48). С. 3143.

4) Иванова О.П., Данейкин Ю.В., Трифонов В.А., Мухачёва А.В., Чопозов С.И. Влияние региональной социально-экономической системы на развитие университета // Экономика. Информатика. 2021. № 48(2). С. 217-228. DOI: 10.52575/2687-0932-2021-48-2-217-228

Результаты исследования обсуждались на круглом столе Международной научно-практической конференции «Стратегирование развития региональных экосистем «Образование — Наука — Промышленность» 8 декабря 2021 г., организованной НовГУ, на круглом столе «Университет и система управления регионом как факторы социально-экономического развития» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества 7 апреля 2022 г.

Всем заинтересованным предлагаем сотрудничество в развитии методологии, созданной в рамках проекта. Будем рады откликам и предложениям наших авторов и читателей!

С уважением,

Главный редактор журнала,

Директор Института цифровой экономики, управления и сервиса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого,

канд. экон. наук, доцент В.А. Трифонов

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).6-8

EDITOR-IN-CHIEF'S ARTICLE.

CREATING "MIRROR" LABORATORIES AS A PRACTICE OF COLLABORATION OF SCIENTISTS FROM DIFFERENT UNIVERSITIES

I am glad to welcome the authors and readers of the online scientific journal "BENEFICIUM"!

At all times, cooperation and exchange of opinions, the results of research, the birth of new scientific teams, even temporary ones, synergy from the union of ideas, potential, views and methodologies have been important for scientists. The development of domestic scientific collaborations in order to increase the effectiveness of cooperation in research and education is important for the founder of the online scientific journal "BENEFICIUM" -Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (NovSU). The collaboration of scientific teams is a kind of an infrastructure base, the basis for the increment in new scientific results in the process of integrating intellectual resources. Scientific collaboration is not just an organizational association of scientists from different organizations, not just the interaction of like-minded people, but also a powerful catalyst for the science development.

Such a collaboration has been developing at NovSU for more than a year, on the basis of our Institute of Digital Economy, Management and Service (IDEMS), or rather, the Center for Strategic Analysis and Forecasting the Socio-Economic Development of Territories. In 2020, under the guidance of Doctor of Economics, Professor Olga P. Ivanova we won the "Mirror Laboratories" project competition of the National Research University "Higher School of Economics" (NRU HSE). A project is being implemented with NRU HSE on the topic of "The University and the Regional Management System as Factors of Socio-Economic Development (on the example of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University and Novgorod region)" (2020-2022).

In many regions of Russia, universities act as major employers and major taxpayers, and they also play a significant role in training and retaining young people in the region. In this regard, the question of identifying indicators that characterize the impact of the university on the socio-economic development of the region and their

quantitative assessment arises. Another factor of fundamental importance for the socio-economic dynamics in the regions is the incentives operating in the system of state and municipal government. The analysis of these two factors, using Novgorod region as an example, was the focus of the "mirror Laboratory" project of the NRU HSE Institute for Industrial and Market Studies, launched in 2020.

The project is looking for answers to the following questions:

• What are the main factors that determine the impact of the university on the socio-economic development of the region?

• How can the impact of a university on socio-economic development be quantified?

• What incentives are regional and municipal officials guided by in their activities?

• What factors can contribute to increasing initiative in the regional system of public administration?

The main results of the IDEMS staff in this project are impressive, almost very much in demand. We have not only substantiated the need to highlight the regional "Education - Science - Industry" ecosystem as an object of analysis and use for the formation of a system of indicators of a methodology for assessing the contribution of a university to the development of the region. It is characterized as innovative and technological, localized within one region, the actors of which create values for the region. The selection of just such an ecosystem is due, in particular, to the fact that the problem of ensuring the innovative and technological development of industrial complexes in the Russian Federation, as well as the implementation of the program of strategic academic leadership of universities "Priority 2030", in which NovSU takes part, needs to be addressed.

When determining the indicators, it has been considered that the initial components for the work of each actor of the "Education - Science - Industry" regional ecosystem are the results of the activities of one of these components. When determining the groups of indicators, the process, environmental and project components of the regional "Education - Science - Industry" ecosystem have been identified (taking the system theory into account). Blocks of indicators are ranked according to their significance for the region. The indicators are differentiated by groups (priority 1, priority 2, priority 3) taking the close relationship between the indicator and the factor of the university's contribution to regional development into account. The indicators of the effectiveness (efficiency) of the university's activities ("internal" effectiveness of the university) and indicators that allow to assess the contribution of the university as an effect of the university activities, which manifests itself within 1-2 years, and indicators that allow assessing the contribution of the university as an effect of the university activities, manifested within 5-7 years. The purpose of developing the methodology is not only to present a map of the university's contribution to regional development, but also to use the results obtained to reconfigure the development programs for the actors of the "Education - Science - Industry" regional ecosystem in order to achieve the objectives of technological progress and socio-economic development of the region. A formula for calculating a generalized indicator of the impact of the university activities on regional development over a time period relative to the indicator taken as the basis for comparison has been proposed. The application of the assessment methodology will allow universities to improve their development strategies, the authorities, in integration with universities and businesses, to adjust regional development programs.

As a result of the project, a number of articles have been published that may be of interest to readers of the online scientific journal "BENEFICIUM":

1) Daneykin Yu.V., Ivanova O.P., Trifonov V.A. University Contribution to the Development of the Region: Ecosystem Approach // Perspectives of Science and Education. 2021. Vol. 5(53). Pp. 591-606. DOI: 10.32744/pse.2021.5.40

2) Ivanova O.P., Daneikin Yu.V., Trifonov V.A., Patturi Ya.V., Chopozov S.I. Realization of the "Third Mission" of the University: Determination of the Multiplicative Effect of Increasing Student Population for Regional Development // Innovation and Investment. 2021. Vol. 5. Pp. 68-74. (In Russ.).

3) Daneykin Yu.V., Ivanova O.P., Zaretskaya A.S., Rozhkova A.Yu. The Influence of Universities on the Demographic and Social Development of Regions and the Labor Market // Voprosy RegionaL'noy Ekonomiki [Issues of Regional Economics]. 2021. Vol. 3(48). Pp. 31-43. (In Russ.).

4) Ivanova O.P., Daneykin Yu.V., Trifonov V.A., Mukhacheva A.V., Chopozov S.I. Influence of the Regional SocioEconomic System on the Development of the University // Economics. Information Technologies. 2021. Vol. 48(2). Pp. 217-228. (In Russ.). DOI: 10.52575/2687-0932-2021-48-2-217-228

Also, the results of the study were discussed at the round table of the International Scientific and Practical Conference "Strategy of Development of Regional Ecosystems "Education - Science - Industry" on December 8, 2021, organized by NovSU, at the "University and the Regional Management System as Factors of Socio-Economic Development" round table within the framework of the 23rd Yasinsk International Scientific Conference on the Development of the Economy and Society on April 7, 2022.

We offer cooperation in the development of the methodology created within the framework of the project to all the interested parties. We will be glad to receive feedback and suggestions from our authors and readers!

Yours faithfully, Editor-in-Chief,

Director of Institute of Digital Economics, Management and Service, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,

PhD of Economics, Docent Vladimir A. Trifonov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.