УДК 528.44:004 О.И. Малыгина СГГ А, Новосибирск
СОЗДАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИЮ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Земельно-информационная система представляет технологическую основу «информационного общества» в виде совокупности территориально разнесенных информационных органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения, информационно взаимодействующих между собой на основе стандартных протоколов и взаимосвязанных в единое информационное пространство региона, которое взаимодействует с российской информационной инфраструктурой и обеспечивает пользователей полным набором информационных услуг.
O.I. Malygina
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo U1., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
DEVELOPED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM TERITORIAL MANAGEMENT FOR NOVOSIBIRSK REGION
In the context of the territorial information system establishment for Novosibirsk region, the Siberian State Academy of Geodesy developed the technology of electronic address plans-making for the Novosibirsk region. As a pilot project a GIS model for the territory of Novosibirsk region district was developed. The article considers technical questions of the complex approach to the establishment of GIS project for the territory.
Для оперативного управления органами государственной власти любого уровня требуется привлечение в сжатые сроки разнородной информации, в том числе координатно-привязанной. Эта информация должна представляться в удобной для анализа форме и обеспечивать принятие наиболее оптимальных управленческих решений. Геоинформационные системы позволяют интегрировать разнородную информацию, обрабатывать ее различными методами и представлять в виде, удобном для анализа.
Земельные информационные системы создают по инициативе администрации муниципального образования, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, а также других организаций, использующих информацию о земле и иных объектах недвижимости. Такие системы называют земельными (территориальными, муниципальными) информационными системами.
В Российской Федерации накоплен определённый опыт создания региональных земельно-информационных систем.
Проектирование и внедрение земельно-информационной системы сложный длительный процесс интеграционного характера. В зависимости от размера Субъекта федерации он может занимать от полугода до двух лет. И это не означает, что по завершении запланированного срока систему можно
признать целиком готовой - земельно-информационная система подразумевает постоянное развитие и наращивание функциональности, как нереализованной на первых этапах работы с системой из-за ограниченности финансовых и трудовых ресурсов, так и удовлетворение новых запросов пользователей, возникающих в процессе эксплуатации системы.
Этапы создания Земельно-информационной системы включают в себя:
- Проектирование системы;
- Определение целей и задач систем;
- Определение субъектов земельно-информационной систем;
- Выбор действующей программно-аппаратной базы;
- Выбор организаций-подрядчиков для выполнения работ;
- Разработка и утверждение нормативно-правовой базы;
- Внедрение системы;
- Ввод данных по территории субъекта федерации;
- Тестирование и ввод системы в эксплуатацию;
- Техническое сопровождение системы;
- Актуализация данных системы;
- Дальнейшее развитие функциональности зис.
Земельная информационная система позволяет объединить в единую информационную среду разрозненные базы данных по социальным, промышленным, демографическим, коммунальным показателям НСО.Разрозненную информацию планируется собирать с использованием разработанных форм, благодаря этому данные попадают в ЗИС в стандартизированном виде.
Центром сбора и обработки информации является главный сервер ЗИС, расположенный в г. Новосибирске.
Сервера данных расположенные в районных центрах и городах областного подчинения ведут сбор и систематизацию данных о всех муниципальных образованиях на территории района области.
Информационная сеть создается по схеме «звезда» с центром в г. Новосибирске.
Основными целями создания инфраструктуры пространственных данных является формирование единого информационного пространства России, оптимального доступа к базам пространственных данных, налаживание свободного и оперативного обмена пространственными данными, взаимодействия и координации между пользователями на любых возможных пространственных, масштабных и проблемных уровнях.
Под субъектами земельно-информационной системы понимаются юридические и физические лица, работающие с системой. Список субъектов определяется техническим заданием на проектирование земельноинформационной системы. Существуют два типа субъектов - поставщики данных и пользователи системы.
К поставщикам относятся службы, организации и предприятия, предоставляющие исходные картографические и реестровые данные для ввода в систему А именно:
- Комитеты и департаменты Администрации (архитектуры, управления муниципальным имуществом, культуры, земельный, благоустройства и т.д.);
- Инженерные организации (водоканал, теплосеть, электросеть, электросвязь, горгаз);
- Представительства федеральных служб;
- Операторы сотовой связи и сети Интернет;
- Промышленные предприятия;
- Геодезические и землеустроительные организации и т.д.
Данные организации являются одновременно и пользователями системы и выполняют работы по актуализации данных, относящихся к их организации.
Также к пользователям относятся:
- Жители города, получающие справочную информацию из ЗИС через сеть Интернет;
- Органы внутренних дел;
- Прочие организации, заинтересованные в получении данных из МГИС.
Картографические объекты в ЗИС каждый имеет определенное функциональное значение.
Связь с другими объектами осуществляется за счет анализа взаимовлияющих факторов.
Алгоритмы работы автоматизированной системы позволяют производить расчетно-графические операции над пространственными объектами, а также территориальными зонами.
Основным элементом ЗИС является единая цифровая картографическая основа. Для решения задач большинства субъектов системы будет достаточно топоплана М 1 : 5 000 - 1 : 10 000. Карты более мелких масштабов на его основе могут быть получены автоматически. Земельно-информационная система должна содержать:
- Топографический план;
- Кадастровый план;
- Адресный план;
- Генеральный план;
- Правила землепользования и застройки;
- План города для открытого пользования (без секретных и режимных объектов);
- Данные дистанционного зондирования (спутниковые снимки);
- Прочие карты и планы.
Также важным является ведение в Земельно-информационную систему ряда реестров:
- Адресный реестр;
- Реестр объектов капитального строительства;
- Реестр зданий и сооружений;
- Реестр земельных участков;
- Реестр инженерных изысканий;
- Реестр инженерных сетей;
- Прочие реестры.
Основными информационными слоями для карт районов области являются:
- Математические элементы, элементы плановой и высотной основы;
- Рельеф суши;
- Гидрография и гидротехнические сооружения;
- Постройки, в том числе здания, сооружения, промышленные объекты;
- Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;
- Дорожная сеть, уличная сеть и дорожные сооружения;
- Растительный покров и грунты;
- Границы административно-территориального деления, границы объектов кадастра;
- Функциональные зоны различного назначения;
- Реквизиты.
Картографическая база данных (КБД) цифровой модели территории должна иметь защиту:
- От ошибок операторов;
- От несанкционированного доступа к информации системы;
- От несанкционированно использования конфиденциальной информации
бд;
- От потери информации при аварийных ситуациях;
- От нерегламентированных действий сотрудников, отвечающих за ввод и сопровождение информации.
Информационное обеспечение картографической базы данных должно включать:
- Перечень и описание баз данных системы;
- Структуру и состав информации баз данных;
- Классификаторы и справочники;
- Источники информации;
- Описание выходной информации, в том числе описание выходных документов, которые готовит система.
В качестве геодезического обеспечения для создания цифровой модели территории Новосибирской области необходимо использовать созданную и внедренную систему активных базовых станций ГЛОНАСС GPS. Первоначальных ввод базовых пространственных данных необходимо выполнить на основе картографического материала:
- Для территории Субъекта Федерации, базовые пространственные данные должны соответствовать объектному составу топографических карт масштаба 1 : 100 ООО;
- Для территорий городов и поселений в границах их застройки в зависимости от их насыщенности инженерными коммуникациями базовые пространственные данные должны соответствовать объектному составу топографических планов масштаба 1 : 5 000 - 1 : 500.
Для создания цифровой модели территории НСО за основу должны браться карты, которыми располагают центры и предприятия Федеральной службы геодезии и картографии России, в том числе космические снимки высокого и среднего разрешения.
Подобный подход к информационному наполнению системы позволит полноценно использовать ее в качестве картографической основы.
При создании цифровой модели территории НСО необходимо учитывать ее многоцелевое назначение и возможность использования для решения широкого круга задач территориального управления, в том числе с учетом Градостроительного кодекса и информационного обеспечения
градостроительной деятельности на территориях Муниципальных
образовании.
В результате проектирования должна быть разработана технологическая модель системы. В качестве технологической основы модели системы должна быть принята информационная сеть на базе архитектуры клиент-сервер. Серверная платформа такой сети должна обеспечивать надежное управление данными и хранение данных в период жизненного цикла системы.
Серверы централизованной базы данных должны обеспечивать устойчивое обслуживание необходимого числа клиентов локальной сети и удаленных клиентов.
Практическая ценность ожидаемых результатов работы:
- Единый подход к формированию инфраструктуры пространственных данных на территорию НСО;
- Установление на всю территорию НСО единой системы координат для совместного использования при осуществлении различных видов деятельности связанных с землепользованием, строительством, территориальным планированием, мониторингом, предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и т.д.;
- Разработка алгоритмов решения управляющих задач с помощью ГИС-технологий, агрегирование решений;
- Создание системы базовых пространственных данных;
- Совместное представление в единой системе координат и картографической базе данных комплексной разнородной информации различных служб и организаций, в частности градостроительной, кадастровой, топографической и др.
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что земельно-информационная система - не готовое решение, которое достаточно один раз приобрести и установить на компьютер. Это - система со множеством особых, уникальных характеристик, присущих каждому ее внедрению. Процесс внедрения и сопровождения данной системы - длителен и сложен. Но при правильном подходе такая система быстро окупит все затраты, предоставив органам власти незаменимый инструмент для каждодневной работы.
© О.И. Малыгина, 2010