Научная статья на тему 'Создание юридических клиник в средне профессиональных образовательных учреждениях'

Создание юридических клиник в средне профессиональных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / СРЕДНЕЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗАКОН / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / LEGAL CLINIC / SECONDARY / PROFESSIONAL / EDUCATIONAL / INSTITUTION / LAW / EDUCATION / KNOWLEDGE / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Елена Юрьевна

Юридические клиники учебных заведений, выпускающих юристов, давно доказали свою необходимость. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, юридические клиники создаются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Из этого следует, что обучающиеся в средне профессиональных учебных заведениях, в которых имеется направление подготовки по специальности юриспруденция, обделены данными положениями. Общеизвестно, что оказание образовательных услуг и в средне профессиональных учебных заведениях нашей страны на данный момент находится на достаточно высоком уровне. Однако, несмотря на качественную подготовку студентов профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена, которая направлена на освоение теоретических знаний, в указанных учреждениях отсутствует практическая подготовка будущих специалистов. Соответственно, вышеуказанные учебные заведения лишены такого мощного инструмента как юридическая клиника, который способствует формированию навыков применения теоретических знаний на практике. Поэтому очевидна необходимость внедрения в учебный процесс средне профессиональных учебных заведений программы по юридической клинике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF LEGAL CLINICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Legal clinics that function in educational institutions graduating lawyers have long proved their necessity. Nevertheless, according to the current legislation of the Russian Federation, legal clinics are established in educational institutions of higher professional education. It follows that students are deprived of these provisions in secondary vocational schools where there is legal training. At the same time, it is well known that the provision of educational services in secondary vocational schools in our country is currently at a fairly high level. However, in spite of qualitative students training by professional educational institutions that train specialists of middle level, which is aimed at developing theoretical knowledge, there is no practical training of future specialists in these institutions. Accordingly, the above-mentioned educational institutions are deprived of such a powerful tool as a legal clinic that helps students develop the skills of applying theoretical knowledge in practice. Therefore, the need is obvious to introduce a program of legal clinic into the educational process of secondary vocational schools.

Текст научной работы на тему «Создание юридических клиник в средне профессиональных образовательных учреждениях»

обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ. 2015. № 18-4. С. 102-107.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 29 нояб.

References

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast' chetvertaya ot 18 dek. 2006 g. № 230-FZ (The Civil Code of the Russian Federation. Part Four of 18 December. 2006 No. 230-FZ), Ros-siyskaya gazeta, 2006, 22 dek.

2. Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze (Treaty on the Eurasian Economic Union), (podpisan v g. Astane 29.05.2014 g.) V dannom vide dokument opublikovan ne byl. Pervo-nachal'nyy tekst dokumenta opublikovan na ofitsial'nom sayte Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed date: 05.06.2014).

3. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy Tamozhennoy sluzhby (Official website of the Federal Cusom Service). URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id= 26299:-2017-46-&catid=40:2011-01 -24- 15-02-45&Itemid=2094&Itemid= 1835 (accessed date: 05.06.2014).

4. Sayfutdinova V.M. K voprosu o sootnoshenii ponyatiy «intellektual'naya sobstvennost'» i «intel-lektual'nyye prava» (On the question of the correlation between the concepts "intellectual property" and "intellectual rights'), Aktual'nyye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. Ufa, Ufimskiy yuridicheskiy institut MVD RF, 2015, No. 18-4, pp. 102-107.

5. Tamozhennyy kodeks Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza (The Customs Code of the Eurasian Economic Union) (prilozheniye № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza). URL: http://www.eaeunion.org/ (accessed date: 12.04.2017).

6. Federal'nyy zakon ot 27.11.2010 N 311-FZ (red. ot 29.12.2017) «O tamozhennom regu-lirovanii v Rossiyskoy Federatsii» (Federal Law of 27.11.2010 No. 311-FZ (Edited on December 29, 2017) "On Customs Regulation in the Russian Federation"), Rossiyskaya gazeta, 2010, 29 noyab.

Дата поступления: 2 7.05.2018 Received: 2 7.05.2018

УДК 347

СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СЕМЕНОВА Елена Юрьевна

старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: elena-127@mail.ru

THE CREATION OF LEGAL CLINICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

SEMENOVA Yelena Yuryevna

Senior Instructor of the Chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: elena-127@mail.ru

Юридические клиники учебных заведений, Legal clinics that function in educational insti-

выпускающих юристов, давно доказали свою tutions graduating lawyers have long proved

необходимость. Согласно действующему зако- their necessity. Nevertheless, according to the

нодательству Российской Федерации, юриди- current legislation of the Russian Federation,

ческие клиники создаются в образовательных legal clinics are established in educational insti-

учреждениях высшего профессионального образования. Из этого следует, что обучающиеся в средне профессиональных учебных заведениях, в которых имеется направление подготовки по специальности юриспруденция, обделены данными положениями. Общеизвестно, что оказание образовательных услуг и в средне профессиональных учебных заведениях нашей страны на данный момент находится на достаточно высоком уровне. Однако, несмотря на качественную подготовку студентов профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена, которая направлена на освоение теоретических знаний, в указанных учреждениях отсутствует практическая подготовка будущих специалистов. Соответственно, вышеуказанные учебные заведения лишены такого мощного инструмента как юридическая клиника, который способствует формированию навыков применения теоретических знаний на практике. Поэтому очевидна необходимость внедрения в учебный процесс средне профессиональных учебных заведений программы по юридической клинике.

Ключевые слова: юридическая клиника, среднее, профессиональное, образовательное, учреждение, Закон, образование, знания, навыки.

tutions of higher professional education. It follows that students are deprived of these provisions in secondary vocational schools where there is legal training. At the same time, it is well known that the provision of educational services in secondary vocational schools in our country is currently at a fairly high level. However, in spite of qualitative students training by professional educational institutions that train specialists of middle level, which is aimed at developing theoretical knowledge, there is no practical training of future specialists in these institutions. Accordingly, the above-mentioned educational institutions are deprived of such a powerful tool as a legal clinic that helps students develop the skills of applying theoretical knowledge in practice. Therefore, the need is obvious to introduce a program of legal clinic into the educational process of secondary vocational schools.

Key words: legal clinic, secondary, professional, educational, institution, law, education, knowledge, skills.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон о бесплатной юридической помощи) устанавливает основные гарантии реализации прав граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения [1]. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи, образовательные организации высшего образования для реализации правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. Необходимо подчеркнуть, что согласно вышеуказанной статье Закона о бесплатной юридической помощи юридические клиники могут создаваться лишь в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Из этого следует, что обучающиеся профессиональных учебных заведений средне профессиональных образований, в которых имеется направление подготовки по специальности юриспруденция, обделены нынешними положениями Федерального закона по созданию юридических клиник.

При этом стоит отметить, что в настоящее время направление подготовки по специальности юриспруденция осуществляется в средне профессиональных образовательных учреждениях. Ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) закрепляет право каждого человека на получение образования [2]. Ст. 2 анализируемого Закона об образовании указывает, что образование это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся

общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение является целенаправленным процессом организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Закон об образовании устанавливаются следующие уровни профессионального образования в РФ:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Оказание образовательных услуг в средне профессиональных учебных заведениях на данный момент находится на достаточно высоком уровне, что связанно с рядом нижеследующих факторов. Приказом Федерального агентства по образованию от 25 мая 2007 г. № 921 «О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений» [4] в целях реализации приоритетного национального проекта «Образование» был определен основной круг проблем профессиональных учебных заведений среднего профессионального образования, а также указаны способы их разрешения. В качестве главных проблем выделялись отсутствие объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах, в результате чего подготовка кадров в системе профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда; образовательные учреждения располагают устаревшей материально-технической базой; узкопрофильность подготовки в конкретной области. В соответствии с этим были определены следующие задачи:

- обеспечить эффективное развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а также потребностями рынка труда;

- создать механизм мониторинга деятельности образовательных учреждений; создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся и выпускников;

- обеспечить эффективное воспроизводство и развитие кадрового потенциала системы образования.

Ввиду реализации названных задач осуществлены механизмы интеграции образовательных учреждений как по горизонтали (укрупнение образовательных учреждений одного уровня образования), так и по вертикали (интеграции образовательных учреждений различных уровней профессионального образования). Эти механизмы предусматривают передачу подведомственных образовательных учреждений среднего профессионального образования субъектам Российской Федерации и проведение аттестаций и разработку новых стандартов образования.

До проведения оптимизации в 2005/06 г. в РФ насчитывалось 2905 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена. После чего наметилось сокращение общего количества учреждений, например в 2008/09 г. 2784 организаций. И наконец, в последние годы показатели вернулись к дореформенным значениям. Таким образом, остались лишь максимально эффективные профессиональные образовательные учреждения, оказывающие образовательные услуги, удовлетворяющие всем стандартам и подготавливающие квалифицированных специалистов.

В соответствии со ст. 68 Закона об образовании среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Ст. 2 Федерального закона «Об образовании» определяет квалификацию как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующей подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Обеспечение подготовки квалифицированных специалистов основана на

ряде факторов, одним из которых выступает практическая деятельность. В соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 13 исследуемого Федерального закона, основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся, и предусматривают возможность приобретения практических навыков непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме того, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» [5] и от 12 мая 2014 № 513 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование» предусмотрен перечень обязательных требований к лицу, получившему среднее профессиональное образование. Навыками профессиональной деятельности выпускников в соответствии с вышеупомянутыми Приказами являются организационно-административная деятельность по созданию условий для осуществления правосудия в Российской Федерации, правовое, информационное, организационно-техническое обеспечение судебной деятельности, реализация правовых норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения. По результатам «Юрист (базовой подготовки)» должен обладать следующими профессиональными навыками:

- осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

- рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;

- консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

- осуществлять работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и организаций, вести прием посетителей в суде.

Ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи указывает, что юридические клиники учреждаются в образовательных организациях не только для реализации целей анализируемого Федерального закона, но и для правового формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Стоит отметить, что государственная политика РФ в сфере образования направлена в основном на развитие высшего профессионального образования. Так в указе Президента РФ от 26 мая 2009 года № 599 [3] сделан акцент лишь по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2015/2016 учебный год в Российской Федерации количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена составляло 2891 единиц. В указанных образовательных организациях количество студентов составляло 2180,2 тысяч, значительная доля которых обучалось по направлению юриспруденция.

Однако, несмотря на качественную подготовку студентов профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена, направлена на освоение теоретических знаний, а практическая подготовка будущих специалистов отсутствует. Таким образом, согласно ч. 1 ст. 23 Закона бесплатной юридической помощи юридические клиники могут создаваться лишь в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Из этого следует, что студенты, получающие среднее профессиональное образование по специальности юриспруденция, обделены возможностью применения теоретических навыков на практике в рамках деятельности юридических клиник. В связи с этим необходимо внедрить в систему образования средне профессиональных учреждений программу по юридической клинике.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. № 358-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48, ст. 6725.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 07 марта 2018 г. № 56-ФЗ) // Российская газета. 2012. 31 дек.

3. Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 22, ст. 2698.

4. Приказом Федерального агентства по образованию от 25 мая 2007 г. № 921 «О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. 2007. № 20.

5. Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» // Российская газета (специальный выпуск). 2014. 13 нояб.

References

1. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011 № 324-FZ «O besplatnoy yuridicheskoy pomoshchi v Ros-siyskoy Federatsii» (s posl. izm. i dop. ot 28 noyabrya 2015 g. № 358-FZ) (Federal Law No. 324-FZ of November 21, 2011 "On Free Legal Aid in the Russian Federation" (as amended and supplemented on November 28, 2015, No. 358-FZ)), Sobraniye zakonodatel'stvaRF, 2011, No. 48, st. 6725.

2. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Fe-deratsii» (s posl. izm. i dop. ot 07 marta 2018 g. № 56-FZ) (Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (with the last amendments from March 7, 2018 No. 56-FZ)), Rossiyskaya gazeta, 2012, 31 dek.

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 26 maya 2009 goda № 599 «O merakh po sover-shenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» (Decree of the President of the Russian Federation of May 26, 2009, No. 599 "On measures to improve higher legal education in the Russian Federation"), Sobraniye zakonodatel'stva RF, 2009, No. 22, st. 2698.

4. Prikazom Federal'nogo agentstva po obrazovaniyu ot 25 maya 2007 g. № 921 «O khode op-timizatsii seti podvedomstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy» (Order of the Federal Agency for Education of May 25, 2007 No. 921 "On the course of optimization of the network of subordinate educational institutions"), Ofitsial'nyye dokumenty v obrazovanii, 2007, No. 20.

5. Prikazami Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2014 g. № 508 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego profession-al'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 40.02.01 Pravo i organizatsiya sotsial'nogo obespecheniya» (The orders of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 12, 2014 No. 508 "On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education on specialty 40.02.01 Law and organization of social welfare"), Rossiyskaya gazeta (spetsial'nyy vypusk), 2014, 13 noyab.

Дата поступления: 25.05.2018 Received: 25.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.