РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT
УДК 34 Т. Г. ОЗЕРНИКОВА
йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(2).310-314 Байкальский государственный университет
экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация И. Г. СМИРНОВА Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация Л. А. ТЕТЕРИНА Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния образовательного процесса и особенностям подготовки бакалавров по специальности «юриспруденция». В работе дается оценка современному законодательству, регулирующему, с одной стороны, оказание бесплатной юридической помощи и систему учреждений, ее указывающих, с другой стороны, обязательное включение в государственный образовательный стандарт практической составляющей в виде юридических клиник. Обосновывается необходимость систематизации работы государства с юридическими клиниками высших учебных заведений и расширения практики их внедрения. На примере многолетнего опыта функционирования юридической клиники Байкальского государственного университета экономики и права описаны такие основные направления деятельности юридических клиник, как образовательная, социальная (адвокация социально незащищенных слоев населения) и научная (участие в научных мероприятиях, развитие публикационной активности студентов), а также выделены их преимущества. Ключевые слова. Юридическое образование; юридическая клиника; обучение; бесплатная юридическая помощь.
Информация о статье. Дата поступления 26 февраля 2015 г.; дата принятия к печати 5 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.
T. G. OZERNIKOVA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation I. G. SMIRNOVA Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
L. A. TETERINA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
THE FEATURES OF LEGAL CLINICS MODERN DEVELOPMENT AND THEIR POSITION IN THE EDUCATIONAL CLUSTER
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of educational process and features of bachelor's degree students training in «Jurisprudence». The paper contains an evaluation of the current legislation that governs, on the one hand, free legal aid provision and the system of institutions providing it, and, on the other hand, compulsory inclusion of practical components (in the form of legal clinics) in the state educational standard. The necessity to systematize the governmental work with legal clinics of higher educational institutions and expand the practice of their implementation is justified. Proceeding from the experience of Baikal University's legal clinic performance, the main activities of legal clinics such as educational, social (socially disadvantaged groups advocacy), research (participation in research events, development of students' publication activity) are described and their advantages are highlighted. Keywords. Legal education; legal clinic; training; free legal aid.
Article info. Received February 26, 2015; accepted March 5, 2015; available online April 30, 2015.
© Т. Г. Озерникова , И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина, 2015
Т. Г. ОЗЕРНИКОВА, И. Г. СМИРНОВА, Л. А. ТЕТЕРИНА
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 310-314. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 310-314. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, I. G. SMIRNOVA, L. A. TETERINA
В основе подготовки юристов в России лежат лекционные и семинарские занятия. Такое положение вполне приемлемо, если законодательство является стабильным. При постоянном изменении законодательства теория может сильно отставать от практики. Кроме того, следует учитывать, что потенциальные работодатели часто предъявляют к выпускникам юридических факультетов требование обязательного наличия профессионального стажа. Получить же практические навыки в период очного обучения, основанного преимущественно на лекциях и семинарах, достаточно проблематично.
Учебными планами всех юридических учебных заведений России в обязательном порядке предусмотрено прохождение бакалаврами-юристами практики различных уровней, но многие студенты вместо реальной юридической работы занимались и занимаются преимущественно технической деятельностью. Случается, что практика студентов сводится к пассивному наблюдению за деятельностью правоприменителей.
Многие руководители, которые в середине 1990-х гг. занимались организацией юридического образования, долгое время не представляли себе альтернативы традиционной студенческой практике и не видели возможностей для ее улучшения. Их усилия сводились в основном к расширению числа заинтересованных организаций, которые реально хотели и могли помочь обеспечить прохождение студентами практики. Повсеместно юридические факультеты заключали договоры с крупными юридическими отделами как государственных, муниципальных, так и частных предприятий, адвокатскими конторами, общественными организациями о прохождении там практики студентами-юристами.
Сначала в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Архангельске, Твери, Ставрополе, а затем и во многих других городах на юридических факультетах стали создаваться юридические клиники — особые подразделения учебных заведений, призванные стать базой для улучшения юридического образования.
Перед клиническим юридическим образованием была поставлена задача — восполнить тот разрыв, который возникает между полученными теоретическими знаниями и применением их на практике.
Долгое время считалось, что идея клинического юридического образования пришла в Россию с Запада, прежде всего из США, а первые юридические клиники появились там же в XX в.
Этому есть объяснение. В середине 1990-х гг. руководители юридических факультетов российских вузов получили возможность увидеть, как работают юридические клиники в Америке, поддержать эту идею и внедрить практический компонент в юридическое образование в отдельных юридических вузах.
Работа юридических клиник, которые сейчас получили в России широкое распространение и представляют собой базу для развития клинического образования, началась с юридической клиники, созданной в 1996 г. на юридическом факультете Петрозаводского государственного университета.
В то же время российские историки установили тот факт, что на самом деле в России еще в XIX в. появились структуры, похожие на современные клиники для совершенствования юридического образования. По крайней мере, 150 лет назад юридическая клиника (ее название было именно таким) под руководством профессора Д. И. Мейера работала при юридическом факультете Казанского университета. Занятия, проводившиеся в клинике, позволяли студентам наблюдать за работой своего профессора, который консультировал в их присутствии население.
Таким образом, можно говорить о втором и качественно более совершенном «"пришествии" клинического юридического образования в Россию» [5].
Современный опыт клинического юридического образования в России позволяет сделать вывод о существенном его отличии от академических способов обучения юристов. Клиническое юридическое образование по сравнению с другими способами обучения юристов имеет следующие особенности:
- сочетание обучения в учебной аудитории с получением практических навыков;
- обучение студентов преподавателями, имеющими опыт практической работы и владеющими специально разработанными интерактивными методиками преподавания;
- воспитание профессионально значимых качеств, в первую очередь, соответствующих нормам профессиональной этики;
- возможность постоянного контакта с преподавателями-кураторами при возникновении на практике любых спорных вопросов и неясностей;
- систематический обмен опытом клинического юридического образования между действующими юридическими клиниками [Там же].
Образовательный процесс в юридических клиниках преследует одну важную цель — нау-
РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 310-314. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 310-314. ISSN 1993-3541
TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT
чить студентов самостоятельно организовывать свою профессиональную деятельность.
Положительной особенностью клинической части юридического образования следует считать овладение студентами началами профессиональной этики, накопление ими опыта работы с социально незащищенными людьми. Клиническое юридическое образование способствует воспитанию нового поколения юристов, осознающих право в социальном контексте. Помимо социальной адаптации к жизни клиническое юридическое образование помогает студентам лучше усваивать теоретическую программу. При очень сложных ситуациях в процессе работы с клиентами студенты вынуждены обращаться за юридической помощью. Это стимулирует их осознанно изучать многие дисциплины и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Юридическая клиника по сути является бизнес-инкубатором юридических факультетов. В ней можно выделить две составляющие: образовательную и социальную основы. Для реализации социального фундамента создаются общественные приемные по оказанию бесплатной правовой помощи малообеспеченным категориям граждан. Организация общественных приемных — это организация реальных рабочих мест для консультирующих студентов-юристов.
Для реализации правоприменительной составляющей включается в действие образовательная компонента бизнес-инкубатора, причем инновационная составляющая. В чем ее инновация? При обучении в юридической клинике основной акцент делается не на получение формального объема новых знаний и умений, а на самого человека и развитие его личностных и профессиональных качеств. Это позволяет начинающему профессионалу научиться быстро и самостоятельно адаптироваться к новым юридическим реалиям.
Работа в юридической клинике (бизнес-инкубаторе) развивает такие качества, как юридическое мышление, юридическая логика, навыки научного анализа, юридическая этика, формирует мировоззрение и способность ориентироваться в основных процессах общественно-политического и социально-экономического развития, прививает навыки разрешения конфликтов и управления коллективами.
Таким образом, посредством осуществления деятельности юридической клиники (бизнес-инкубатора) реализуется важнейшее ее назначение — обеспечивается сближение теории и практики юридического образования,
образуется наиболее эффективный их тандем. Такой тандем также дает, в свою очередь, возможность достижения социально значимых и индивидуально полезных целей.
Как представляется, можно выделить три группы целей, которые ставят перед собой юридические клиники в пределах основных направлений деятельности:
1. Образовательные цели:
- соединение юридической науки и преподавания с юридической практикой для преодоления в учебном процессе разрыва между теоретическим образованием и последующим правоприменением;
- привитие студентам навыков самоорганизации и выполнения профессиональной деятельности;
- стимулирование и поддержка научно-исследовательских инициатив студентов.
2. Социальные цели:
- адвокация населения, нуждающегося в повышенной социальной защите;
- повышение уровня правовой культуры, правосознания и юридической грамотности населения региона;
- оказание помощи государственным и общественным организациям в разработке и экспертизе законопроектов.
3. Иные цели:
- организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов по отдельным вопросам правовой теории и юридической практики;
- проведение выездных студенческих консультаций в отдаленных районах региона;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества юридической клиники с судебными учреждениями, правоохранительными и иными органами государственной власти и местного самоуправления, учебными заведениями, негосударственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.
Таким образом, юридические клиники все более и более становятся необходимым элементом гражданского общества, деятельность которого преследует социально полезные цели и способствует профессиональной ориентации будущего юриста и облегчает его последующую адаптацию в профессиональной среде. Немаловажную роль в этом на территории Иркутской области играет юридическая клиника Байкальского государственного университета экономики и права, которая с 2003 г. успешно реализует социальную, образовательную и иные
Т. Г. ОЗЕРНИКОВА, И. Г. СМИРНОВА, Л. А. ТЕТЕРИНА
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 310-314. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 310-314. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, I. G. SMIRNOVA, L. A. TETERINA
функции. Более 10 лет успешной работы клиники позволяют констатировать, что ежегодно в юридическую клинику за помощью обращаются не менее 100 чел. (в отдельные годы и более 300). В свою очередь, обучение в юридической клинике университета с 2003 по 2014 г. прошли почти 500 студентов. За десятилетие работы юридическая клиника сохранила две общественные приемные: в лаборатории государственно-правовых исследований факультета государственного права и национальной безопасности, а также в Публичном центре правовой информации Иркутской областной государственной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского. Юридическая помощь традиционно оказывалась и оказывается по вопросам гражданского, жилищного, семейного, трудового, административного, земельного права, права социального обеспечения, отдельным проблемам уголовного, уголовно-исполнительного и гражданского судопроизводства и даже по международному частному праву.
Инновационными направлениями деятельности юридической клиники следует признать:
- реализацию технологии «я учу, значит, я учусь», которая заключается в предоставлении студентам реальной возможности подготовить популярную лекцию по вопросам практики применения правовых норм и выступить с ней перед соответствующей аудиторией;
- серьезную научную и публикационную активность [1-4]. Конференции, круглые столы, семинары по проблемам правоприменения являются ежегодной, неотъемлемой составляющей обучения в юридической клинике;
- развитие сотрудничества с другими образовательными и правозащитными организациями, например, такими образовательными уч-
реждениями и организациями, как Монгольский государственный университет (г. Улан-Батор, Монголия), Юридический институт Шихихутуг (г. Улан-Батор, Монголия), Нижегородская региональная общественная организация «Комитет против пыток, Публичный центр правовой информации Иркутской областной государственной научной библиотекой им. И. И. Молчанова-Сибирского, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, Государственное юридическое бюро по Иркутской области, Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда.
Таким образом, следует признать, что, опередив на несколько лет законодателя, обратившего свое внимание на систему оказания бесплатной юридической помощи1, а также Министерство образования и науки РФ2, систематизировавшего работу юридических клиник учебных заведений, юридическая клиника Байкальского государственного университета экономики и права подтвердила целесообразность и насущную необходимость такой формы подготовки юристов и доказала ее явные преимущества.
1 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 324-Ф3; Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области : закон Иркутской области от 6 нояб. 2012 г. № 105-03.
2 Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи : приказ Минобрнауки России от 28 нояб. 2012 г. № 994; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр») : приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464.
Список использованной литературы
1. Актуальные вопросы теории и практики развития клинического юридического образования : материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 86 с.
2. Актуальные вопросы теории и практики развития клинического юридического образования : материалы III Меж-дунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 95 с.
3. Актуальные вопросы теории и практики развития клинического юридического образования : сб. науч. ст. / отв. ред. И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 84 с.
4. Актуальные вопросы теории и практики развития клинического юридического образования : сб. науч. ст. / отв. ред. И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 83 с.
5. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России : учеб. пособие / И. С. Андреечев, Н. А. Баиева, Л. А. Воскобитова, Е. Н. Доброхотова [и др.]. — М. : Дело, 2003. — 304 с.
References
1. Smirnova I. G., Teterina L. A. (eds). Aktual'nye voprosy teorii i praktiki razvitiya klinicheskogo yuridicheskogo obra-zovaniya. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [Relevant issues of theory and practice of clinical juridical education development. Materials of the 2nd International Research Conference]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 86 p.
РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 310-314. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 310-314. ISSN 1993-3541
TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT
2. Smirnova I. G., Teterina L. A. (eds). Aktual'nye voprosy teorii i praktiki razvitiya klinicheskogo yuridicheskogo obra-zovaniya. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [Relevant issues of theory and practice of clinical juridical education development. Materials of the 3rd International Research Conference]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 95 p.
3. Smirnova I. G., Teterina L. A. (eds). Aktual'nye voprosy teorii i praktiki razvitiya klinicheskogo yuridicheskogo obra-zovaniya [Relevant issues of theory and practice of clinical juridical education development]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 84 p.
4. Smirnova I. G., Teterina L. A. (eds). Aktual'nye voprosy teorii i praktiki razvitiya klinicheskogo yuridicheskogo obra-zovaniya [Relevant issues of theory and practice of clinical juridical education development]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 83 p.
5. Andreechev I. S., Baieva N. A., Voskobitova L. A., Dobrokhotova E. N. et al. Organizatsiya i upravlenie v yuridich-eskoi klinike: opyt prakticheskoi deyatel'nosti v sovremennoi Rossii [Organization and management in the legal clinic: practical experience in modern Russia]. Moscow, Delo Publ., 2003. 304 p.
Информация об авторах Озерникова Татьяна Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе и международной деятельности, руководитель юридической клиники, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Смирнова Ирина Георгиевна — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики и судебных экспертиз, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Тетерина Людмила Александровна — заведующий лабораторией государственно-правовых исследований факультета государственного права и национальной безопасности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Озерникова Т. Г. Особенности развития юридических клиник в современных условиях и их место в образовательном кластере / Т. Г. Озерникова, И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 310-314. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).310-314.
Authors
Tatyana G. Ozernikova — Doctor habil. (Economics), Professor, Vice-Rector for Studies and International Relations, Head of the Legal Clinic, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Irina G. Smirnova — Doctor habil. (Law), Professor and Chair, Department of Criminalistics and Judicial Examinations, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Ludmila A. Teterina — Head of the Laboratory of State and Legal Studies, Faculty of State Law and National Security, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Ozernikova T. G., Smirnova I. G., Teterina L. A. The features of legal clinics modern development and their position in the educational cluster. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 310-314. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).310-314. (In Russian).