Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЙРОИГР'

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЙРОИГР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети с задержкой психического развития / нейроигры / познавательное развитие / children with mental retardation / neurogames / cognitive development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарцова М.А.

Дети с задержкой психического развития имеют нарушения в области речевого и познавательного развития, эмоционально-волевой и двигательной сферах, что говорит о нарушениях со стороны центральной нервной системы. В статье представлена эффективность использования нейропсихологических игр и упражнений в образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарцова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDRENWITH MENTAL RETARDATION VIA INCLUSION OF NEUROGAMES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Children with mental retardation have disorders in the field of speech and cognitive development, emotional, volitional and motor spheres, which indicates disorders of the central nervous system. The article presents the effectiveness of using neuropsychological games and exercises in educational activities for children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЙРОИГР»

УДК 373.21

Макарцова М.А.

воспитатель Детский сад №1 (г. Саров, Россия)

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЙРОИГР

Аннотация: дети с задержкой психического развития имеют нарушения в области речевого и познавательного развития, эмоционально-волевой и двигательной сферах, что говорит о нарушениях со стороны центральной нервной системы. В статье представлена эффективность использования нейропсихологических игр и упражнений в образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, нейроигры, познавательное развитие.

По данным авторов, задержка психического развития (ЗПР) является одной из самых актуальных проблем коррекционной педагогики.

В советской дефектологии изучением детей с ЗПР занимались такие исследователи, как М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Т.А. Власова. Их изучение базировались на трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, которые позволили выявить взаимосвязь между задержкой психического развития и маловыраженных органических повреждений центральной нервной системы.

Поддубная Н.Г.: отмечает необходимость детей с задержкой психического развития в более длительном времени для приёма и переработки сенсорной информации, в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов.

У детей с ЗПР наблюдаются нарушения в области речевого и познавательного развития, эмоционально-волевой, двигательной сферах. Поддубная Н.Г. отмечает необходимость детей с задержкой психического развития в более длительном времени для приёма и переработки сенсорной информации, в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов [1].

Данные проблемы свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия.

Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, - это нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше способность к обучению.

Отечественными учеными А.В. Семенович и Е.А. Воробьевой доказано, что в процессе коррекции развития ребенка наиболее эффективным является системный подход, который заключается в комплексном применении когнитивных и двигательных методов с учётом их взаимодополняющего влияния [2].

В своей работе я использую нейроигры и упражнения как индивидуально, так и по подгруппам. Игры используются в качестве физкультминутки или пальчиковой гимнастики на занятиях, в свободной от занятий деятельности, а также на прогулке.

Подобранные мною игры имеют свою конкретную цель и разделить их условно можно на три блока [3]:

1. Игры и упражнения, которые направлены на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов: нейроупражнения «Тучка», «Загони мяч в

лунку», дидактическая игра «Волшебный мешочек», нейроигра «Весёлые пальчики».

Данные упражнения помогают активизировать воспитанников, поддерживать интерес к занятиям, совершенствовать двигательные умения.

2. Игры и упражнения, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия: нейроупражнение «Весёлый мяч», нейроигра «Ладошки», нейроупражнение «Поймай-переверни», «Кубики-пирамидка».

Упражнения способствуют формированию представлений о собственном теле, развитию крупной и мелкой моторики, зрительного и слухового гнозиса.

3. Игры и упражнения, которые направлены на развитие саморегуляции и самоконтроля: нейроупражнение «Переложи мяч», подвижная игра «Воробьи и вороны», нейроупражнение «Постучи», «Хлопни в ладоши».

Упражнения способствуют повышению работоспособности, эффективности работы мозга.

Таким образом, использование нейропсихологических игр и упражнений в образовательном процессе, будет положительно влиять на коррекцию обучения, развития интеллекта и состояние физического здоровья, повышение способности к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого и познавательного развития дошкольников с ЗПР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР. // Дефектология. №4. 1980. - С.31-36;

2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие / А.В. Семенович. - Москва: Академия, 2007. - 474 с;

3. Комплексная методика психомоторной коррекции / А.В. Семенович, Е.А. Воробьев. - Москва: МГПУ-ПМСЦ помощи детям и подросткам СЗО 1998. - 80 с.

Makartsova M.A.

Kindergarten No. 1 (Sarov, Russia)

CREATING CONDITIONS FOR COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION VIA INCLUSION OF NEUROGAMES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract: children with mental retardation have disorders in the field of speech and cognitive development, emotional, volitional and motor spheres, which indicates disorders of the central nervous system. The article presents the effectiveness of using neuropsychological games and exercises in educational activities for children with mental retardation.

Keywords: children with mental retardation, neurogames, cognitive development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.