Научная статья на тему 'Создание учреждений церковной власти в Таврической губернии'

Создание учреждений церковной власти в Таврической губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ / ТАВРИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ПРАВОСЛАВИЕ / КОНФЕССИИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / TAURIAN DIOCESE / TAURIAN SPIRITUAL CONSISTORY / HOLY SYNOD / ORTHODOXY / TAURIAN PROVINCE / CONFESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурадасылова Шевкие Менситовна

В статье исследуется отношение молодёжи к проблемам личностно-развивающего (воспитывающего) характера в электронной информационной среде вуза. Проводится статистический анализ обращений студентов к сети Интернет, даётся краткая характеристика интересов и увлечений молодых людей, рассматривается влияние научно-исследовательской деятельности на развитие способности к социокультурной адаптации, к эмоциональной устойчивости, к коммуникативному взаимодействию и межличностному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мурадасылова Шевкие Менситовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment of institutions of ecclesiastical authority in Tauride province

The article deals with the process of establishing institutions of church authority in the Tauride province in the second half of the XIX century. The cause of the creation of the Diocese of Tauris and Spiritual Consistory is determined, which was the administrative and regulatory authority of the Diocese of Taurian.

Текст научной работы на тему «Создание учреждений церковной власти в Таврической губернии»

2О/о//-

уш

война. Непростая политическая ситуация привела к развязыванию Второй мировой войны, которая стала катастрофой для всех сфер жизнедеятельности страны. Вследствие больших человеческих потерь, многие сферы остались без квалифицированных кадров. Это коснулось и педагогической сферы. Так, одновременно с восстановлением инфраструктуры страны в послевоенное время значительное внимание уделялось подготовке квалифицированных педагогических кадров. На Южном берегу Крыма с этой задачей успешно справлялось Ялтинское педагогическое училище, которое стало центром развития культуры молодежи и местом сосредоточения прогрессивных идей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование и педагогическая мысль Крыма (ХХ-ХХ1 ст.) / А. В. Глузман, Л. И. Редькина, С. А. Вишневский, А. С. Абля-типов; под общ. ред. А. В. Глузмана, Л. И. Редь-киной. - К.: Знания Украины, 2008. - 359 с.

2. Культура Крыма на рубеже веков (Х1Х-ХХ вв.): Материалы республиканской научной конференции 27-29 апреля. -Симферополь, 1993. - 117 с.

3. Багров М. В. Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского / под. ред. С. В. Головко. - К.: Либда, 2001. -163 с.

4. Максименко М. М. Развитие социалистической культуры в Крыму / М. М. Макси-менко. - Симферополь: Крымиздат, 1963. -87 с.

5. Максименко М. М. Местные советы Крыма в послевоенный период 1945-1958 / М. М. Максименко. - К.: Наукова думка, 1972. - 267 с.

6. Субботина Е. И. Восстановление и деятельность учебных учреждений г. Керчи в 1944 - середине 1960-х гг. / Е. И. Субботина // Сборник материалов. VIII Таврические научные чтения г. Симферополь, 1 июня 2007 г. - Симферополь: Изд-во Центрального музея Тавриды, - 2007. - 191 с.

7. Викторов Г. Вечер учащихся / Г. Викторов // Сталинское знамя. - 1945. - № 7 (24 октября). - С. 3

8. Симферополю 200 лет (1784-1984): Сборник документов и материалов / сост. Л. И. Васильева. - К.: Наукова думка. -1984. - 317 с.

9. Вища педагопчна освгга i наука Украши: iсторiя, сьогодення та перспективи розвитку. АР Крим / ред. рада вид. В. Г. Кремень. - К.: Знання Украши, 2009. - 295 с.

10. Петров А.В. // Сталинское знамя. -1945 - № 72 (4 октября). - С. 2.

11. Смирнов П. // Сталинское знамя -1959. -№ 17 (31 ноября). - С. 3.

/шЩ)

Ш. М. Мурадасылова

УДК 262.3(477.75)«18/19»

СОЗДАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

овременная религиозная ситуация и развитие межконфессиональных отношений в Крыму требуют осмысления традиций сосуществования и взаимоотношений представителей различных конфессий. Большой интерес для исследователей представляет эволюция государственно-религиозных отношений, а также характер и специфика взаимодействия центральных, местных светских и церковных органов власти во второй половине Х1Х в.

С момента присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г. начался активный процесс заселения пустующих Таврических земель. Наиболее активно заселялись земли Бердянского, Мелитопольского и Днепровского уездов Таврической губернии. Это обстоятельство обусловило преобладающее большинство адептов православной веры в северных уездах губернии. В меньшей степени заселялся Крым, т. к. в Крыму до конца XVIII в. основной массой населения являлись крымские татары, исповедавшие ислам. Данные факторы привели к формированию в Таврической губернии сложной духовной культуры, из-за разногласий в вероисповедании людей проживавших на территории губернии. И, соответственно, для управления этими процессами государству требовалось более сильное влияние Русской православной церкви на этой территории.

Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривалась дореволюционными, советскими и современными исследователями. Так, положение православной конфессии на территории губернии подробно с проимперских позиций раскрывают епископ Гер-моген [8], М. Родионов [18], Ф. Феофилов [19-211, Ф. Хартахай [22].

В советское время вопросам положения православной церкви на территории Таврической губернии начали уделять внимание ближе к концу 1980-х гг. - период, ознаменовавшийся уходом от атеизма, снятием запретов на верования и возрождением духовных традиций. В контексте религиозной истории в общем Русской православной церкви к данной проблематике обращался А. Клиба-нов [13].

Среди современных исследований, касающихся отдельных вопросов данной проблемы, можно выделить монографию Ю. Кату-нина [12].

Цель статьи - выявить особенности становления и развития Русской православной церкви в Таврической губернии во второй половине XIX в. в связи с её возросшим значением для духовной жизни общества полуострова.

Возрождение религии стало одним из показателей духовного обновления общества на рубеже ХХ-ХХ! вв. Религия как один из элементов духовной культуры оказывает активное влияние на жизнь многих народов и этнических групп, проживающих на территории России.

Для Крыма были характерны сложные исторические процессы, которые оказывали серьёзное влияние на духовную жизнь этносов и этнических групп, проживавших на этой территории. Особую роль в это время играла Русская православная церковь, являвшаяся частью государственной системы управления Российской империи в XIX -начале XX вв.

Одним из таких регионов Российской империи, где проводилась политика по укреплению господствующей веры, была Таврическая губерния, включавшая в себя Крым и три больших уезда юга современной Украины - Бердянский, Днепровский и Мелитопольский. Среди всех регионов современной России, входивших в состав Российской империи, Таврическая губерния особенно выделялась своей этнической и религиозной пестротой. Причём присуща она была не каким-либо уездам или местностям, а всей губернии в целом. Регионы губернии в этом отношении различались лишь спецификой состава населения. Отчасти такой пестроте населения способствовала политика царской власти по заселению полуострова колонистами, переселенцами в связи с массовыми миграциями крымских татар в конце XVIII -начале XX вв. [22, с. 123].

Так, за 1864-1897 гг. количество населения в Крыму увеличилось на 348 тыс. чел. преимущественно за счёт переселенцев. Количество русских и украинцев составляло 245 468 чел., крымских татар - 194 625 чел. Численность собственно русских значительно возросла в силу развития административных центров в городах, расширения портов для потребностей армии и флота. Именно в это время произошли коренные изменения в этнонациональном составе населения ре-

20/.Т//-

уш

гиона, что в дальнейшем стало предопределяющим фактором его развития [6, с. 123-124].

Кроме того, в городах губернии проживало более 20 тыс. иностранных подданных, принадлежавших к разным конфессиям. Например, в Северной Таврии находились многочисленные поселения неправославных «колонистов-инородцев», главным образом, немцев, чехов и голландцев, переселившихся сюда из Западной Европы.

К демографическим особенностям Таврической губернии можно отнести и то, что значительную часть её православного населения составляли греки и болгары, не знавшие ни русского, ни церковнославянского языков. Вследствие этого, священники, получившие назначение в такие приходы, вынуждены были самостоятельно изучать родной язык своей паствы.

Более того, кроме оседлых жителей, в губернии всегда находилось большое количество пришлого населения, отличавшегося своей этноконфессиональной пестротой. В основном это были люди, приехавшие в поисках заработков, а также работавшие на заводах и морских доках. Например, когда в 1880 г. в Севастополе приступили к постройке броненосных судов, туда, на один только завод Русского общества пароходства и торговли, прибыло 12 тыс. рабочих, «среди которых было много штундистов» [8, с. 23].

Как отмечалось на Таврическом миссионерском съезде в 1899 г., православное население, «окружённое массой иноверного, ино-славного и расколо-сектантского населения», находилось с ним в тесных взаимоотношениях. В результате этого оно, знакомясь «с религиозными воззрениями своих соседей ... легко проникается духом религиозного скептицизма и индифферентизма» по отношению к православной вере. Более того, в некоторых деревнях жители «обращаясь постоянно среди немцев, а особенно татар, разучиваются даже говорить по-русски и начинают говорить по-татарски или по-немецки» [15, с. 23].

Следует отметить, что широкое распространение в губернии получило старообряд-

чество и сектантство. В апреле - мае 1884 г. в одном из сёл Бердянского уезда проходила «всероссийская штундо-баптистская конференция». На ней были указаны те уезды российских губерний, где довольно компактно проживали «всякого рода сектанты», и где «открыты двери для евангельской деятельности» Таврическая губерния оказалась единственной, вошедшей в этот список целиком, в составе всех своих уездов. При этом она была признана «представляющей особо благоприятные условия для успешного развития миссионерской деятельности» [12, с. 41]. О степени распространения сектантства в губернии пишет архиепископ Гурий в своём отчёте Синоду: сектанты и старообрядцы живут «плотной массой, составляя целое село или хутор известного убеждения, а отдельными семействами можно встретить ту или иную секту в каждом селе или городе» [13, с. 334].

Таким образом, неправославное население Таврической губернии составляло 'Л часть её жителей. Без учёта же всех «регулярных и иррегулярных войск, матросов и бессрочноотпускных воинских чинов», которые в своём большинстве были православными, его доля была ещё больше.

Сложившаяся в регионе непростая этно-конфессиональная ситуация для государственной церкви осложнялась ещё рядом факторов, свидетельствовавших о слабости её позиций там. И, соответственно, для управления этими процессами государству требовалось более сильное влияние православной церкви на этой территории.

Так, Таврическая епархия как отдельная административно-территориальная единица Русской Православной Церкви была образована довольно поздно, в 1859 г. До этого губерния в церковно-административном отношении входила в состав Херсонской епархии и православие было представлено исключительно в лице низшего духовенства. В тоже время многие конфессии имели здесь и представителей высшего духовенства. Ислам, например, был представлен в Крыму «во всей

полноте своей иерархии во главе с муфтием» [8, с. 211]. Армяно-григорианский архиепископ имел свою кафедру в Феодосии, куда она была переведена из Кишинёва. Наряду с этим, можно отметить малочисленность церквей в губернии и значительную удалённость их от поселений, иногда на 1045 км. В Перекопском уезде, например, насчитывалось всего 5 приходов, а всего церквей в епархии, даже к концу Х1Х в., не насчитывалось и 300 [10, с. 10].

Ещё хуже дело обстояло с духовенством, дефицит которого неоднократно отмечался в докладах Синоду. Если представителей духовного сословия среди мусульман Таврической губернии в 1891 г. насчитывалось 3271 чел. мужского пола, то среди православных - всего 1451 [11, с. 111], и это при абсолютном большинстве православного населения.

Ещё одной проблемой был низкий образовательный уровень таврического духовенства. Если в центральных епархиях империи уже с конца 40-х годов Х1Х в. был отмечен избыток выпускников духовных семинарий, то в Таврической губернии в них ощущалась острая нехватка. Из-за «малолюдности и бедности» таврических приходов выпускников семинарий, желавших занять в них вакантные места, находилось совсем немного. Если в целом по империи практически всё духовенство имело высшее или среднее богословское образование, то в Таврической губернии священники зачастую рукополагали «достойнейших», но не имевших специального образования диаконов и псаломщиков, подвергая их лишь «экзамену по расширенной программе духовных училищ» [12, с. 43].

Спустя 10 лет после учреждения Таврической епархии, в 1869 г., из 266 протоиереев и священников только 171 имел академическое и семинарское образование, а многие из них «и в училищах не обучались» [12, с. 45]. Из 99 диаконов ни один не имел богословского образования, когда по уровню грамотности население Таврической губернии занимало одно из первых мест в империи. Напри-

мер, в уездах Полтавской губернии в 80-х годах Х1Х в. грамотность колебалась от 3,1 до 5,6 %, в уездах Рязанской губернии она составляла 6,2-9,9 %, а в некоторых уездах Черниговской губернии она не превышала и 2 %, в тоже время в Таврической губернии грамотное население составляло более 16 %. Во многом это была заслуга этноконфессио-нальных учебных заведений. Так, из 930 начальных школ, существовавших в Крыму в 1882 г., 592 принадлежало национальным и религиозным меньшинствам. В их числе было: крымско-татарских - 314, немецких -186, еврейских - 31, болгарских - 30, греческих - 8, караимских - 7, старообрядческих -6, армянских - 5, чешских - 2, польско-литовских - 2, эстонских - 1. Уже в 90-х годах численность многих из них увеличилась в 2-3 раза [9, с. 76].

Особое положение региона очень признавалось в Синоде, который, однако, был бессилен предоставить адекватную финансовую помощь молодой епархии. Следует отметить, что в 50-х-60-х гг. Х1Х в. Русская церковь испытывала серьёзные материальные затруднения, которые во многом были следствием усиления зависимости церкви от государства.

Так, в ноябре 1859 г. императору был направлен доклад Святейшего Синода с ходатайством от жителей Крыма об открытии в Таврии новой епархии Русской православной церкви. Это прошение было поддержано генерал-губернатором Новороссии графом А. Г. Строгановым [8, с. 98].

В ходатайстве Св. Синода об учреждении Таврической епархии в адрес царя вносились предложения:

1. Выделить из состава Херсонской епархии Таврическую губернию с учреждением в ней самостоятельной Таврической епархии.

2. Основать новую кафедру в г. Симферополе с наименованием епископа «Таврический и Симферопольский».

3. Херсонскому епархиальному архиерею вместо титула «Херсонский и Таврический» именоваться «Херсонским и Одес-

20/.Т//-

уш

ским», а викарию Херсонскому и Одесскому именоваться епископом «Новомиргородским».

4. Присвоить Таврической епархии второй класс и степень после Херсонской епархии с выделением суммы для содержания архиерея, его Дома, кафедрального собора и консистории по штату западных второклассных епархий.

5. Отвести Таврическому архиерейскому Дому положенное количество земли с угодьями, рыбной ловлей и мельницами.

6. Для пребывания архиерея, до постройки нового дома, снять в аренду приличное помещение с оплатой из государственной казны.

7. До открытия в Симферополе семинарии свободные вакансии Таврической епархии замещать воспитанниками Одесской семинарии.

8. Кафедральным собором утвердить Симферопольский Александро-Невский собор, с выделением ему необходимого количества утвари и облачения.

9. Все суммы, необходимые для учреждения епархии, включить в смету расходов Св. Синода с 1 января 1860 г.

И 16 ноября 1859 г., находясь в Царском селе, царь сделал в докладе Св. Синода надпись: «Быть по сему» [12, с. 39].

В этих условиях задача создания действенной церковной инфраструктуры должна была почти всецело лечь на плечи таврических преосвященных и местного духовенства. Характерно, что одним из самых приоритетных направлений их деятельности после учреждения епархии стала организация системы духовно-учебных заведений, которые содержались исключительно на местные епархиальные средства. Таким образом, положение православной церкви в Таврической губернии значительно отличалось от общеимперского. Обусловлено это было, с одной стороны, этноконфессиональными и историческими особенностями губернии, а с другой - слабостью некоторых элементов церковной инфраструктуры. Самым приоритет-

ным направлением развития церковной инфраструктуры было создание Таврической духовной консистории, которая была призвана стать форпостом православия в Таврической губернии.

Духовная консистория являлась основной инстанцией, решавшей самые разнообразные вопросы епархии - сбора и обработки материалов о приходах, благочиниях и монастырях, кадровых передвижений, решения спорных вопросов, выдачи свидетельств гражданского состояния, подготовки отчётов для Св. Синода и т. д. Таврическая духовная консистория являлась важнейшим инструментом епархиальных священников в проведении церковной политики в губернии. Это был демократический, но в то же время и жёстко централизованный немногочисленный бюрократический аппарат, подчинявшийся епархиальному архиерею.

Демократичность в деятельности духовной консистории заключалась в том, что членами духовной консистории избирались действующие священнослужители, которые курировали отдельный участок работы духовной консистории.

Консистория имела постоянный штат сотрудников, профессионально выполнявших возложенные на них обязанности, по мере необходимости созывались заседания духовной консистории, в некоторых моментах создавались специальные комиссии, которые проводили различные проверки. Итоги проверок оформлялись в виде доклада и представлялись на рассмотрение в духовную консисторию или епархиальному священнику. По каждому делу принималось конкретное решение, которое доводилось до сведения проверяемого или истца. Расходы по командованию членов комиссии для рассмотрения дел возлагались на проверяемую организацию. Все документы тщательно подшивались и хранились. Для этой работы в штате духовной консистории была предусмотрена должность архивариуса [20, с. 605].

Духовная консистория вела активную переписку со Св. Синодом, направляя отчёты

о работе епархии и сообщая о всевозможных происшествиях в приходах и монастырях, а также отвечая на различные запросы канцелярии Св. Синода и иных ведомств Российской империи. Для ведения дел в штате консистории были предусмотрены должности писцов, которые непосредственно подчинялись столоначальникам. Возглавлял работу духовной консистории секретарь, назначаемый Св. Синодом. По такому принципу была устроена и Таврическая духовная консистория, созданная в начале 1860 г. [22, с. 201].

Духовная консистория, являвшаяся административно-распорядительным органом Таврической епархии, организовывала деятельность всех структур православной церкви в губернии. Ежегодно духовная консистория рассматривала тысячи разнообразных вопросов, значительную часть которых составляли судные дела. Также, следует отметить, что до начала 20-х годов ХХ века Таврическая духовная консистория играла особую роль в проведении церковной политики в Таврической губернии.

Таким образом, положение православной церкви в Таврической губернии значительно отличалось от общеимперского. Правительство Российской империи вело активную и последовательную политику по укреплению православной веры на территории Таврической губернии. Учреждение Таврической епархии способствовало развитию гражданских отношений на территории губернии и оказало серьёзное влияние на духовное развитие православного населения. Велось строительство церковных сооружений, духовных учебных заведений, которые были необходимы не только для внутрицерковных потребностей, но и для оказания помощи государству. Таврическая духовная консистория играла особую роль в проведении церковной политики, т. к. она была основным административным и распорядительным органом Русской православной церкви в Таврической губернии.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс становления учреждений церковной власти в Таврической губернии во второй половине XIX в. Определены причины создания Таврической епархии и Духовной консистории, которая являлась административно-распорядительным органом Таврической епархии.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Таврическая губерния, Таврическая епархия, Таврическая духовная консистория, Святейший Синод, православие, конфессии.

SUMMARY

The article deals with the process of establishing institutions of church authority in the Tauride province in the second half of the XIX century. The cause of the creation of the Diocese of Tauris and Spiritual Consistory is determined, which was the administrative and regulatory authority of the Diocese of Taurian.

Key words: Russian Orthodox Church, Taurian province, Taurian diocese, Taurian spiritual consistory, The Holy Synod, Orthodoxy, confession.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отчёт о состоянии дел в епархии за 1915 г // ГАРК (Гос. арх. Респ. Крым). Ф. 118. Оп. 1. Д. 5028. 17 л.

2. Формулярные списки епархий монастырей // ГАРК. Ф. 118. Оп. 1 Д. 1. 12 л.

3. Формулярные ведомости о службе священнослужителей монастырей епархии, 1860-1867 гг. // ГАРК. Ф. 118. Оп. 1 Д. 5934. 903 л.

4. Протоколы заседаний Таврической духовной консистории, 1860 г // ГАРК. Ф. 118. Оп. 1 Д. 1318. 156 л.

5. Журналы заседаний Таврической духовной семинарии, 1860 г. // ГАРК. Ф. 118. Оп. 1 Д. 1318. 96 л.

6. Аджиева Л. С. Миграционные процессы в Крыму: влияние на сельское хозяйство (конец XVIII - начало ХХ вв.) / Л. С. Аджиева // Black Sea Scientific Journal Of Academic Research. Multidisciplinary Journal. -2014. - September - October. - Volume 16. -Issue 09. - P. 120-126.

7. Адрес-календарь и справочная книга Таврической губернии на 1908 год. - Симферополь: Тавр.губ. типогр., 1908. - 30 с.

8. Гермоген, епископ. Таврическая епархия Псковского и Покровского, бывшего Таврического и Симферопольского / Гермоген, епископ. - Псков: Типография губернского правления, 1887. - 520 с.

9. Епархиальный съезд депутатов от духовенства Таврической епархии в июне 1877 г. - Симферополь: Таврическая губернская типография, 1878. - 134 с.

10. Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1893 г. -Симферополь: Изд-е Таврического губернского статистического комитета, 1893. - 74 с.

11. Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1897 г. - Симферополь: Таврическая губернская типография, 1897. - 206 с.

12. Катунин Ю. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (вторая половина Х[Х - начало ХХ в.) / Ю. А. Кату-нин. - Симферополь: Таврия, 1995. - 111 с.

13. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории / А. И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

14. Маркевич А. И. Крымские татары и христианство / А. И. Маркевич // Таврический церковно-общественный вестник. -№ 24. - 1911. - С. 35-45.

15. Памятная книжка Таврической губернии / Составлена статистическим бюро Губернского земства. - Симферополь, 1889. -41 с.

16. Покровский Л. П. Адрес-календарь по Таврическому епархиальному ведомству на 1912 г. / Л. П. Покровский. - Симферополь, 1912. - 363 с.

17. Раздорский А. И. Справочные издания епархий Русской православной церкви (1861-1915): сводный каталог и указатель содержания / А. И. Раздорский. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. - 611 с.

18. Родионов М. Статистико-хронологико-историческое описание Таврической епархии / М. Родионов. - Симферополь, 1872. -269 с.

19. Феофилов М. Исторический очерк христианства в Крыму / М. Феофилов // Таврические епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. - 1898. - № 23. - С. 15831593.

20. Феофилов М. Исторический очерк христианства в Крыму / М. Феофилов // Таврические епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. - 1898. - № 8. - С. 603-615.

21. Феофилов М. Исторический очерк христианства в Крыму / М. Феофилов // Таврические епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. - 1898. - № 23. - С. 15831593.

22. Хартахай Ф. Христианство в Крыму / Ф. Хартахай. - Симферополь, 1864. - 280 с.

М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.