Научная статья на тему 'Создание царизмом Кавказского наместничества (1845-1846 гг. )'

Создание царизмом Кавказского наместничества (1845-1846 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРИЗМ / TSARISM / КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО / CAUCASIAN VICEGERENCY / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ / ADMINISTRATION OF THE REGION / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EXECUTIVE AND LEGISLATIVE INSTITUTIONS / КАНЦЕЛЯРИЯ / OFFICE / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов М. Ш.

Статья посвящена сложному периоду в истории народов Кавказа. На Кавказе шла длительная война. Царская власть принимала различные методы в управлении регионом, которые могли бы повлиять на проявление симпатий местного населения к российским властям. В 1840 г. императором Николаем I была образована временная высшая государственная структура для управления Кавказом Закавказский комитет, который стал высшим исполнительным и законодательным учреждением на Кавказе. В 1842 г. было создано VI Отделение при Императорской канцелярии, которое рассматривало все дела по Закавказью. Николай I решил отойти от общероссийской губернской системы управления и учредить на Кавказе специфическую форму управления. В декабре 1844 г. император назначил Главноуправляющим Отдельным Кавказским корпусом М.С. Воронцова. С февраля 1845 г. должность официально именовалась «наместник Кавказский». За Воронцовым были закреплены широкие полномочия. Кавказская область вошла в состав наместничества и подчинилась наместнику. Резиденцией наместника и административным центром Кавказского наместничества стал г. Тифлис. Наместничество объединяло в себе территорию Северного Кавказа и Закавказья. Власть наместника распространялась почти на весь регион, за исключением горной Чечни и Дагестана. 5 февраля 1845 г. при наместнике была образована собственная канцелярия. Окончательно институт сформировался в 1846 г. Все уголовное и гражданское судопроизводство на Кавказе было подчинено общероссийским правовым нормам. Была произведена также судебная реформа с учетом местных особенностей. В 1847 г. Воронцов, сохранив название, административные границы и органы власти Дербентской губернии, Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства, объединил их в Прикаспийский край. В нем была учреждена военная администрация, чтобы следить за дагестанскими феодалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creation of the Caucasian Vicegerency by the Tsar (1845-1846)

The article "The Creation of the Caucasian Vicegerency by the Tsar (1845-1846)" is devoted to a difficult period in the history of the peoples of the Caucasus. In the Caucasus, there was a long war. The tsarist government adopted various methods in the management of the region, which could influence the manifestation of the sympathies of the local population towards the Russian authorities. In 1840, Emperor Nicholas I formed a temporary high state structure for the administration of the Caucasus the Transcaucasian Committee, which became the highest executive and legislative institution in the Caucasus. In 1842, the VI Branch was established under the Imperial Chancellery, which dealt with all cases in the Transcaucasus. Nicholas I decided to move away from the all-Russian provincial government system and establish a specific form of government in the Caucasus. In December 1844 the emperor appointed M.S. Vorontsov the Chief Executive of the Separate Caucasian Corps. Since February 1845, the post was officially called the "Viceroy of the Caucasus". Vorontsov was given broad powers. The Caucasian region became part of the vicegerency and submitted to the governor. The city of Tiflis became the residence of the governor and the administrative center of the Caucasian vicegerency. Vicegerency united the territory of the North Caucasus and Transcaucasia. The governor's authority extended almost to the whole region, except for the mountainous Chechnya and Dagestan. February 5, 1845 the governor's chancellery was formed. All criminal and civil legal proceedings in the Caucasus were subordinated to the all-Russian legal norms. A judicial reform was also carried out, taking into account local peculiarities. In 1847, Vorontsov retained the name, administrative boundaries and authorities of Derbent province, Tarkovsky shamkhalstvo and Mehtulin khanate and united them in the Caspian region. It established a military administration to monitor the Dagestan feudal lords.

Текст научной работы на тему «Создание царизмом Кавказского наместничества (1845-1846 гг. )»

УДК 967

DOI: 10.21779/2542-0313- 2017-32-1-14-21 М.Ш. Гусейнов

Создание царизмом Кавказского наместничества (1845-1846 гг.)

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]

Статья посвящена сложному периоду в истории народов Кавказа. На Кавказе шла длительная война. Царская власть принимала различные методы в управлении регионом, которые могли бы повлиять на проявление симпатий местного населения к российским властям.

В 1840 г. императором Николаем I была образована временная высшая государственная структура для управления Кавказом - Закавказский комитет, который стал высшим исполнительным и законодательным учреждением на Кавказе.

В 1842 г. было создано VI Отделение при Императорской канцелярии, которое рассматривало все дела по Закавказью. Николай I решил отойти от общероссийской губернской системы управления и учредить на Кавказе специфическую форму управления.

В декабре 1844 г. император назначил Главноуправляющим Отдельным Кавказским корпусом М.С. Воронцова. С февраля 1845 г. должность официально именовалась «наместник Кавказский». За Воронцовым были закреплены широкие полномочия. Кавказская область вошла в состав наместничества и подчинилась наместнику.

Резиденцией наместника и административным центром Кавказского наместничества стал г. Тифлис. Наместничество объединяло в себе территорию Северного Кавказа и Закавказья. Власть наместника распространялась почти на весь регион, за исключением горной Чечни и Дагестана. 5 февраля 1845 г. при наместнике была образована собственная канцелярия. Окончательно институт сформировался в 1846 г. Все уголовное и гражданское судопроизводство на Кавказе было подчинено общероссийским правовым нормам.

Была произведена также судебная реформа с учетом местных особенностей. В 1847 г. Воронцов, сохранив название, административные границы и органы власти Дербентской губернии, Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства, объединил их в Прикаспийский край. В нем была учреждена военная администрация, чтобы следить за дагестанскими феодалами.

Ключевые слова: царизм, Кавказское наместничество, управление регионом, исполнительное и законодательное учреждение, канцелярия, правовые нормы.

Длительная война (1817-1864 гг.) на Кавказе шла с переменным успехом, но в 1830-х годах ситуация стала развиваться не в пользу России. Николай I понимал, что необходимы изменения в управлении регионом, которые могли бы повлиять на привлечение симпатий местного населения к российским властям.

В 1840 г. императором была образована временная высшая государственная структура для управления Кавказом и надзора за кавказской администрацией -Закавказский комитет. В него входили многие министры. Закавказский комитет стал высшим исполнительным и законодательным учреждением Кавказа. Размещался он в Петербурге. Важную роль в комитете стал играть барон П.В. Ган (член

Госсовета), который во многом определял развитие Закавказья. По инициативе барона в 1840 г. было утверждено «Учреждение для управления Закавказским краем», создано главное управление Закавказским краем, включавшее в себя главнокомандующего краем, тифлисского военного губернатора и Совет Главного управления. По этому документу Закавказский край был разделен на Грузино-Имеретинскую губернию и Каспийскую область.

В августе 1842 г. было создано VI отделение при Императорской канцелярии, которое рассматривало все дела по Закавказью, требовавшие законодательных мер. Однако эти преобразования системы управления на Кавказе не привели к значительному улучшению положения в регионе. Военные поражения усугубляли несовершенство управления краем [1, с. 195].

Еще большую опасность представляли народы Северного Кавказа. Их переход на сторону Имамата грозил созданием на Северном Кавказе единого горского государства с выходом к Черному и Каспийскому морям. В этой ситуации в 1844 г. император принял отставку главнокомандующего Закавказским краем А.И. Нейдгарта [2, с. 106].

Николай I решил отойти от общероссийской губернской системы управления и учредить на Кавказе специфическую форму управления этой национальной окраиной - наместничество. Одному лицу (наместнику с широкими полномочиями) были подчинены несколько административно-территориальных единиц. Это было сделано для того, чтобы сконцентрировать исполнительную власть в регионе в одних руках с целью скорейшего решения кавказских проблем. Процесс формирования института наместничества длился почти два года и завершился в 1846 г. В этот период были определены и разграничены функции наместника и Кавказского комитета (так с 3 февраля 1845 г. стал называться Закавказский ко-

27 декабря 1844 г. император назначил главноуправляющим гражданской частью на Кавказе и главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом М.С. Воронцова, который, таким образом, стал совмещать руководство местной исполнительной властью и командование Кавказским корпусом. Выбор императора объясняется тем, что Воронцов был героем Бородина и Краона, а также имел успешный опыт управления Новороссией и Бессарабией.

В январе 1845 г. Воронцов поехал в Петербург, где был ознакомлен со своими должностными полномочиями. Он поднял вопрос о расширении юридических границ компетенции главноуправляющего. Понимая, что для решения многих проблем ему необходимы широкие полномочия, Воронцов настаивал на том, чтобы своей властью разрешать дела, восходящие к министрам. При этом он столкнулся с непониманием управляющего делами Кавказского комитета статс-секретаря М.П. Позена, который попытался ограничить полномочия главноуправляющего [2, с. 107].

С февраля 1845 г. должность официально именовалась «наместник кавказский», что впервые было зафиксировано в положении «О канцелярии Кавказского комитета» от 3 февраля 1845 г. За Воронцовым были закреплены широкие полномочия, позволявшие ему самостоятельно, с учетом специфики региона, решать возникавшие проблемы на месте, не спрашивая разрешения министерств, докладывая непосредственно императору.

Кавказская область вошла в состав наместничества и подчинялась наместнику. Воронцов получил также право определять круг дел, направляемых на расширение совета Главного управления Закавказского края, что снизило роль данного органа государственного управления [3, с. 151].

Воронцов стал совмещать две должности: наместника Кавказа и главноуправляющего Отдельным Кавказским корпусом. В качестве главнокомандующего Кавказским корпусом Воронцов получил также особые полномочия во всех губерниях и территориях, объявленных на военном положении [3, с. 160-161].

Резиденцией наместника и административным центром Кавказского наместничества стал город Тифлис. В наместничество вошла территория Северного Кавказа и Закавказья (Кавказская область, Черноморская береговая линия, земли войска Черноморского, а также Каспийская область и Грузино-Имеретинская губерния). В его состав также вошли Абхазия, княжеская Сванетия, Мингрелия и ряд ханств и феодальных владений Дагестана, принявших подданство России (ханство Казикумухское, Аварское, Кюринское, владения Кайтага и Табасарана, шам-хальство Тарковское и Мехтулинское ханство, которые управлялись своими владетелями [7. С. 120]. Власть наместника распространилась почти на весь регион, за исключением горной Чечни и Дагестана, а также значительной части Закуба-нья, которые являлись анклавом на территории наместничества. В итоге к 1845 г. народы Северного Кавказа и Закавказья были объединены в одной административно-территориальной единице России.

3 февраля 1845 г. Закавказский комитет был преобразован в Кавказский комитет, к которому были отнесены все дела Кавказской области и Закавказского края. VI временное отделение собственной канцелярии императора было закрыто, что ускорило процедуру движения дел, направляемых из наместничества на рассмотрение императора. В состав Кавказского комитета вошли все те же государственные чиновники высшего ранга (военный министр, шеф жандармов и начальник III отделения, министр государственных имуществ и другие официальные лица). Комитет продолжал располагаться в Петербурге. Его состав оставался неизменным до 1852 г. [4, с. 122].

5 февраля при наместнике была образована собственная канцелярия, которая впоследствии взяла на себя решение значительного количества региональных дел, а 23 июля все дела, находящиеся вне компетенции наместника и министров были переданы в Кавказский комитет [2, с. 108]. В функции Кавказского комитета стало входить решение вопросов, выходящих за рамки власти наместника в гражданской сфере. Комитет сосредоточил высшую исполнительскую власть в регионе и занимался только гражданскими делами. Его созданием на высшем уровне была окончательно разграничена гражданская и военная власть в Кавказском регионе. Военная власть стала принадлежать наместнику, военному министру и императору.

Окончательно институт наместничества сформировался в 1846 г. 6 января были утверждены «Правила об отношениях кавказского наместника», которые разграничили функции Кавказского комитета и наместника в области гражданского управления, предоставив Воронцову право осуществлять главный (прокурорский) надзор за действиями всех официальных и неофициальных учреждений и лиц в наместничестве. Наместнику были также подчинены округа инженерные

и путей сообщения, а также строительные комиссии и комитеты, прокуроры [2, с. 109]. 9 февраля при наместнике и Совете Главного управления Закавказского края были образованы еще 2 канцелярии: дипломатическая и гражданская [2, с. 109].

До 1845 г. все уголовное и гражданское судопроизводство на Кавказе было подчинено общероссийским правовым нормам. Насаждая на Кавказе свою административную систему управления, царизм делал все возможное, чтобы приспособить к новой системе и суд. Начата была работа по записи обычного права у различных народов. Постепенно шло приспособление судебной практики к своим интересам.

Была произведена также судебная реформа, которая подорвала корни традиционного судопроизводства. Эта реформа на Северном Кавказе производилась под предлогом учета «местных особенностей». Были учреждены так называемые горские окружные суда, а затем горские сословные суды взамен народных третейских судов и судов по шариату. Горские сословные суды хотя и были коллегиальными, но председательствовали в них начальники округов. Состав окружного сословного суда определялся начальником области. Члены судов избирались населением. Наряду с элементами российского судопроизводства в горских судах сохранился и целый ряд пережиточных норм прежнего традиционного судопроизводства (принесение присяги, не признавались свидетельские показания женщин и др.). Введением горских сословных судов кавказская администрация добивалась дальнейшего укрепления позиций царизма на Северном Кавказе [7, с. 121-122].

После 1845 г. с целью улучшения управления закавказским наместником было проведено новое административно-территориальное деление Закавказского края. 14 декабря 1846 г. было утверждено «Положение о разделении Закавказского края» на 4 губернии: Тифлисскую, Дербентскую, Бакинскую и Шемахинскую. В 1849 г. была образована пятая - Эриванская губерния. 15 декабря 1846 г. по «Положению о заселении и гражданском управлении северо-восточного берега Черного моря» под непосредственное управление наместника перешла вся Черноморская береговая линия, а побережье в порядке общего управления было причислено к Закавказскому краю. Образование на территории Закавказского края 5 губерний позволило обеспечить работой (в управлении) большое количество чиновников из представителей народов Кавказа [5, с. 56].

В 1847 г. Воронцов, сохранив название, административные границы и органы власти Дербентской губернии, Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства, объединил их в Прикаспийский край [4, с. 123]. В нем была учреждена военная администрация, которая усилила контроль за дагестанскими феодалами, что ограничило их автономию и содействовало защите прав российских подданных.

Административные изменения произошли и на Северном Кавказе. В целях унификации названий различных частей государства Кавказская область в мае 1847 г. была переименована в Ставропольскую губернию.

Воронцов также провел преобразования судебной системы Закавказского края, в структуры которой были введены суды, принимавшие решения на основе обычного права горцев. Наместник осознавал несовершенство российской законодательной базы. Он был противником поспешной русификации региона, насе-

ленного мусульманами, не имевшими развитого уровня гражданственности. Известно «Воззвание графа Воронцова к жителям Дагестана» (1845 г.) [5, с. 361-362]. В нем наместник гарантировал народам Кавказа права на жизнь, неприкосновенность религии, законов и обычаев, право собственности на движимое и недвижимое имущество. В соответствии с духом и буквой этих прокламаций Воронцов начал вводить суды, действующие на основе обычного права горцев Северного Кавказа и народов Закавказья.

Это было необходимо, так как социально-экономическая ситуация на Кавказе обострилась. В первой половине 1840-х годов преступность в регионе выросла. Для наказания преступников из числа гражданского населения наместник редко прибегал к смертной казни. В основном она приметалась против беглецов, переходивших на сторону горцев [2, с. 112]. Против преступников чаще использовалась такая форма наказания, как ссылка. М.С. Воронцов понимал, что одними полицейскими мерами рост преступности не остановить. Он обратился к опыту судов, действовавших на основе обычного права горцев (адата) и воздействовавших на них силой авторитетного состава суда и местных обычаев.

М.С. Воронцов пришел к мысли о необходимости распространения системы судов (по опыту судов для кумыков и кабардинцев, которые были учреждены в период управления Кавказом А.П. Ермолова), принимающих решения на основе адата, а не шариата, который уравнивал знать (находившуюся на стороне России) и простолюдинов (значительная часть которых сочувствовала мюридам), что отталкивало местных влиятельных людей от сотрудничества с Россией. Многие представители мусульманского духовенства были сторонниками мюридов, которые стремились уничтожить адат и ликвидировать высшие сословия. Поэтому представители высших сословий могли быть союзниками России в борьбе с мюридами. Но долгое время одной их основных ошибок российской национальной политики на Кавказе было нарушение прав высших мусульманских сословий, что оттолкнуло их от сотрудничества с Россией и ослабило управление Кавказом. Так, в управлении Ермолова были нарушены права агалар, являвшихся крупными феодалами на территории Закавказья. По «Положению о правах и обязанностях ага-ларов» (1818 г.) они были лишены наследственного (помещичьего) права на управление селами и владение землей. На должность агалара назначались только по решению российской администрации, которая учитывала их заслуги перед Россией. Таким образом, были нарушены древние права агаларов, закрепленные за ними грамотами персидских шахов, турецких султанов и грузинских царей.

По настоянию Воронцова в декабре 1846 г. был утвержден рескрипт «О поземельных правах беков, меликов и агаларов», по которому они получили земли, принадлежавшие им до вхождения Закавказья в состав России [2, с. 112]. Для того чтобы окончательно привлечь на сторону России высшие сословия Закавказья (а также укрепить местный судебно-полицейский аппарат), наместник настоял на признании наследственных полицейских и судебных прав агалар над населением «живших на землях, возвращенных агаларам». 28 декабря 1847 г. было утверждено «Положение о взаимных отношениях агаларов и поселян, живущих на землях, возвращаемых агаларам и утверждаемых за ними на основании Высочайшего рескрипта 6 декабря 1846 г.». Таким образом, при Воронцове было восстановлено

целое сословие землевладельцев и управителей сел, суды в которых стали проходить по обычному праву местных народов.

Важное значение имело распространение на Закавказский край 21 декабря 1849 г. общих правил о мировом добровольном разборе и положение о третейском суде, что позволило представителям многих народов Закавказья по обоюдному согласию на основе обычаев решать спорные вопросы. Воронцов настоял также на помиловании многих преступников и изъятии из уголовных дел «спорных», причисляя к ним споры, драки, похищение женщин, кровную месть, ранения, убийства и воровство на любую сумму. Эти преступные действия регулировались нормами обычного права горцев. В среде лезгинского народа такие дела стали рассматриваться Джаро-Белоканским судом по народным обычаям. Управление Джаро-Белоканским округом состояло из начальника военного отдела, начальника округа и народного суда. Председателем последнего был русский офицер. Кроме него в состав суда входили кадий и 3 выборных из числа местных жителей [7, с. 121-122].

В 1852 г. было принято «Положение об устройстве управления в Большой и Малой Чечне», по которому народный суд был учрежден в крепости Грозной. Председателем суда стал русский офицер, востоковед И.А. Бартоломей, который хорошо знал обычаи горцев [2, с. 113]. Суть грозненского суда состояла в том, что мирным горцам была предоставлена возможность самим выбирать, по каким законам будет проходить судопроизводство - по шариату или по адату. Причем члены суда (3 избранных народом старшины) были местными уважаемыми людьми. Кадий имел право решающего голоса только лишь в случае разбора дела по шариату, в остальных случаях - только совещательного голоса.

Учреждение народных судов возобновило военно-народное управление на территории Северного Кавказа. Его суть состояла в привлечении к управлению представителей коренных народов Кавказа, которые получили власть на уровне уезда или округа, а также могли участвовать в судопроизводстве под контролем российских офицеров. Военно-народное управление особенно распространилось в 1860-х гг. и (с небольшими изменениями) просуществовало на Северном Кавказе до 1917 г. [4, с. 139]. Ряд норм адата превратился в письменное законодательство, приближенное к общероссийским законам. Фактически созданием судов, действовавших на основе адата, было начато формирование светского суда в среде горцев Северного Кавказа, пользующегося у них доверием и авторитетом. Разрешив использование адата в качестве юридической нормы, наместник вынуждено отошел от духа и буквы тогдашнего российского уголовного и гражданского права.

Осознавая значимость привлечения местных народов к участию в судебной и исполнительной власти, Воронцов стал расширять такую ее форму, как пристав-ство, в которой участвовали горцы, пользовавшиеся уважением в среде местных народов. Приставы выражали интересы российской администрации и помогали управлять коренным населением, невнимание к нуждам которого становилось причиной восстаний. В 1848 г. для карабулаков и чеченцев на занятых Кавказским корпусом территориях было организовано приставство, целью которого было управление этих народов по их обычаям. В Дербентской губернии было также открыто 2 приставства. Расширение слоя приставов и старшин способствовало увеличению социальной опоры наместника среди коренного населения [9, с. 15].

С 1848 г. в наместничестве стали образовываться особые присутствия (словесные суды). Особенностью словесных судов было упрощение и ускорение про-

цедуры (без излишней канцелярской работы) разбора торговых дел, при соблюдении объективности и справедливости в принятии решений.

Другим направлением деятельности наместника в сфере судопроизводства стало внедрение общероссийских правовых норм на Кавказе. Несмотря на то, что Воронцов старался адаптировать российское законодательство к местным условиям, он в то же время распространял действие многих российских законов на Закавказский край. Для этого наместник старался сделать законы понятными и приметаемыми в среде уроженцев Кавказа [10, с. 194-196].

Итогом деятельности Воронцова в сфере управления стало то, что исполнительная власть в Закавказском крае оказалась военной (был введен институт военных губернаторов с широкими полномочиями; сам наместник был главнокомандующим Кавказским корпусом), что улучшило дисциплину среди чиновничества, значительную часть которого составляли военные. Глава наместничества (наместник), а также губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями, которые распространялись как на военную, так и на гражданскую сферу деятельности [11, с. 112]. В результате проведенных наместником преобразований в системе управления и судах Закавказского края, а также ряда территорий Северного Кавказа исполнительная и судебная власти были централизованы.

Литература

1. Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце ХУШ-ХГХ в. - Ростов н/Д, 2001.

2. Мунаев B.C. Деятельность М.С. Воронцова на Кавказе в 1844—1854 гг. // Вопросы истории. - 2010. - № 10.

3. Блиева З.М. Кавказское наместничество в середине XIX века: становление новой административной стратегии // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Сер.: Общественные науки. - 2003. - № 59.

4. Муханов В.М. Покоритель Кавказа князь А.И. Барятинский. - М., 2007.

5. Кондрашева A.C. Организация института Кавказского наместничества и его деятельность на Северном Кавказе (1844-1854 гг.) // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 3.

6. Арапов Д.Ю., Бабич И.Л., Бобровников В.О., Таккаев Дж. и др. Северный Кавказ в составе Российской империи. - М., 2007.

7. Урушадзе А.Т. Кавказ в конце XIX - начале XX в.: проблемы управления и модернизации на южной окраине Российской империи // Quaestio Rossi ca. - 2015. -№2.

8. Сихаджок З.Р. Становление административного аппарата Кавказского наместничества (1845-1867) // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2011. - № 1.

9. Кузъминов П.А. Эпоха реформ 50-70-х гг. XIX в. у народов Северного Кавказа в дореформенном кавказоведении. - Нальчик, 2009.

10. Невская Т. А. Власть и реформы на Северном Кавказе (конец XVIII - начало XX в.) - Ставрополь, 2011.

11. Мунаев В. С. Военная и государственная деятельность наместника на Кавказе М.С. Воронцова (1844-1854 гг.): дис. ... к. и. н. - Ставрополь, 2012.

Поступила в редакцию 7 марта 2017 г.

UDC 967

DOI: 10.21779/2542-0313- 2017-32-1-14-21

The Creation of the Caucasian Vicegerency by the Tsar (1845-1846)

M.Sh. Guseinov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; medzhidguseynov@mail. ru

The article "The Creation of the Caucasian Vicegerency by the Tsar (1845-1846)" is devoted to a difficult period in the history of the peoples of the Caucasus. In the Caucasus, there was a long war. The tsarist government adopted various methods in the management of the region, which could influence the manifestation of the sympathies of the local population towards the Russian authorities.

In 1840, Emperor Nicholas I formed a temporary high state structure for the administration of the Caucasus - the Transcaucasian Committee, which became the highest executive and legislative institution in the Caucasus.

In 1842, the VI Branch was established under the Imperial Chancellery, which dealt with all cases in the Transcaucasus. Nicholas I decided to move away from the all-Russian provincial government system and establish a specific form of government in the Caucasus.

In December 1844 the emperor appointed M.S. Vorontsov the Chief Executive of the Separate Caucasian Corps. Since February 1845, the post was officially called the "Viceroy of the Caucasus". Vorontsov was given broad powers. The Caucasian region became part of the vicegerency and submitted to the governor.

The city of Tiflis became the residence of the governor and the administrative center of the Caucasian vicegerency. Vicegerency united the territory of the North Caucasus and Transcaucasia. The governor's authority extended almost to the whole region, except for the mountainous Chechnya and Dagestan. February 5, 1845 the governor's chancellery was formed. All criminal and civil legal proceedings in the Caucasus were subordinated to the all-Russian legal norms.

A judicial reform was also carried out, taking into account local peculiarities. In 1847, Vorontsov retained the name, administrative boundaries and authorities of Derbent province, Tarkovsky shamkhalstvo and Mehtulin khanate and united them in the Caspian region. It established a military administration to monitor the Dagestan feudal lords.

Keywords: Tsarism, Caucasian vicegerency, administration of the region, executive and legislative institutions, office, legal norms.

Received 7March, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.