Perkova Elena Yurievna CREATION OF SPORTS ..
economic sceinces
УДК 338.49
СОЗДАНИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
© 2018
Перькова Елена Юрьевна, ассистент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье проводится исследование спортивной инфраструктуры Российской Федерации, созданной, в том числе, в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП), а также в целом в рамках страны, выделяя долю спортивных сооружений созданных в сельской местности. В ходе работы было установлено, что в Российской Федерации наименее населенные сельские территории расположены в ЦФО и СФЗО, где в 80% сельских поселений население либо отсутствует, либо не превышает 10 человек, что в большей степени связано с близостью к крупным городам и промышленным центрам, что вызывает миграцию населения из сел в более комфортные для проживания города, что в стратегическом плане негативно может сказаться на развитии страны. Спортивные сооружения выступают в роли фактора, способствующего социально-экономическому развитию сельских территорий. В исследовании было установлено, что в рамках ФЦП наибольшее количество спортивных объектов было создано в ПФО, в том числе количество объектов в сельской местности в 10 раз превысило количество СЗФО, что может быть связано с низкой заселенностью сельских территорий в этом районе. Всего в стране функционирует более 290 тысяч спортивных сооружений, из них более 110 тысяч в сельской местности, но доля спортивных сооружений в сельской местности снижается в динамике, что стало проявляться после проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Также было установлено, что загруженность спортивных сооружений держится на уровне 50%, что предполагает необходимость повышения эффективности использования спортивных сооружений.
Ключевые слова: спортивные сооружения, сельская местность, инфраструктура, социально-экономическое развитие.
CREATION OF SPORTS INFRASTRUCTURE AS A FACTOR SOCIO-ECONOMIC OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
© 2018
Perkova Elena Yurievna, assistant professor of the department of economics and management
Kursk state medical university (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. Research of sports infrastructure of the Russian Federation created, including, within action of the Federal target program "Development of physical culture and sport in the Russian Federation for 2006-2015" (FTSP) is carried out in article. The part of sports facilities created in rural areas within the country is allocated in the course of the analysis. During the work it was found that in the Russian Federation the least populated rural areas are located in the Central Federal district and the Federal DISTRICT, where 80% of rural settlements population is either absent or does not exceed 10 people. This is largely due to the proximity to major cities and industrial centers, which causes the migration of the population from villages to more comfortable cities, which in strategic terms can have a negative impact on the development of the country. Sports facilities act as a factor contributing to the socio - economic development of rural areas. Under the Federal program the largest number of sports venues it was created in the Volga Federal district, including the number of objects in the countryside 10 times higher than the number of the northwestern Federal district that was established in the study. This may be due to the low population of rural areas in the area. More than 290,000 sports facilities operate in the country, including more than 110,000 in rural areas, but the share of sports facilities in rural areas is decreasing in dynamics, which began to manifest itself after the Olympic games in Sochi in 2014. The workload of sports facilities is maintained at 50%, which implies the need to improve the efficiency of the use of sports facilities.
Keywords: sports facilities, rural areas, infrastructure, socio-economic development.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Особенностью территориального развития Российской Федерации является наличие большого числа сельских поселений, разбросанных по всей территории страны в разной удаленности от областных центров, что негативно отражается на их социально-экономическом развитии. Статус города в России присваивается населенному пункту, где численность проживающих превышает двенадцать тысяч человек, при этом более 85% из них должны быть заняты вне сельского хозяйства [1]. Всего в России 1092 города, 208 из которых не отвечают заявленным требованиям по численности граждан, но в этом случае играет роль исторический аспект и более раннее присвоение статуса города в период, когда численность населения удовлетворяла необходимым условиям.
В последние годы идет активная урбанизация, что оказывает негативное влияние на развитие сельских территорий, вызывая отток населения, связанный даже в большей степени с отсутствием рабочих мест на селе. Это стало следствием упадка в сельском хозяйстве после распада СССР, внедрением в производственный процесс механизированного труда, а также с разрушением социальной инфраструктуры, отсутствием медицинского обслуживания, образовательных учреждений дошкольного и среднего образования, объектов спорта и органи-
зации досуга. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. [2] в стране зарегистрировано 153 тысяч сельских населенных пунктов, в 12,7% из которых отсутствует население, в пиковый момент освоения сельских территорий по программе правительства СССР по состоянию на 1959 г. было зарегистрировано более 294 тысяч населенных пунктов. Самой низкой населенностью сельских поселений отличаются ЦФО и СЗФО, в которых более чем в 80% поселений население либо отсутствует, либо не превышает 10 человек.
В текущий момент правительством Российской Федерации реализовывается Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» [3], предусматривающая помимо целей обеспечения комфортно-бытового проживания для молодых семей и специалистов, также формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни посредством увеличения количества социально необходимых, культурно-до-суговых и спортивных объектов.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) [4] осуществлялось создание спортивных объектов по всей территории страны, в том числе и в сельской местности. Положительный эффект от создания спортивных объектов в сельских поселени-
154
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Перькова Елена Юрьевна СОЗДАНИЕ СПОРТИВНОЙ ...
ях может проявляться как на начальном этапе - этапе строительства и отделки в виде создания дополнительных рабочих мест, так и на этапе эксплуатации, создавая постоянные рабочие места для местного населения, обеспечивая организацию досуга молодого населения, что важно в развитии детско-юношеского спорта, а также стимулируя инфраструктурные изменения в виде облагораживания территории, строительства дорог, развития маршрутно-транспортной сети с целью доставки населения из близлежащих населенных пунктов для спортивных занятий.
В связи с тем, что создание спортивных объектов в сельской местности может выступать как фактор социально-экономического развития сельских территорий, проанализируем структуру распределения объектов массового спорта в разрезе федеральных округов России, созданных в результате действия ФЦП, а также рассмотрим динамику изменения спортивных сооружений, в т.ч. в сельской местности, за 2012-2016 гг.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблемы в развитии сельских территорий заключаются в том, что при отсутствии достаточной заселенности они попадают под угрозу запустения или заселения иностранными гражданами, которые, как это происходит в районах российского Севера и Сибири, создают национальные общины, агрессивно используя природные ресурсы страны, истощая их безвозвратно, вступают в конфликты с органами местного самоуправления, делая жизнь коренных жителей некомфортной [5, 6].
Проблема развития физической культуры и спорта (ФКИС) в России в масштабах страны решается посредством активной пропаганды здорового образа жизни через средства массовой информации [7, 8], через возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [9], через популяризацию спорта в молодежной среде [10]. В сельской местности проблемы развития спорта несколько отличаются от городских. Основными являются: отсутствие мест для занятий спортом в населенных пунктах или по близости с ними, что предполагает дальние поездки в город и постоянные траты на проезд, что для невысокого достатка сельских граждан становится неприемлемым; и отсутствие квалифицированных тренеров, способных заинтересовать детей занятиями спортом [11, 12]. В 2014 г. в рамках образовательных программ была организована поддержка развития молодежного спорта в сельской местности России [13], направленная на развитие детского спорта путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Другим важным вопросом, касающимся развития массового спорта (в том числе и в сельской местности) остается вопрос обеспеченности населения спортивными объектами [14-17]. Это напрямую влияет на возможности населения заниматься спортом, а также обеспеченность населенных пунктов объектами спорта оказывает влияние на развитие социальной и транспортной инфраструктуры [18].
Дополнительным стимулом для социально-экономического развития сельских территорий также послужили крупные спортивные события, проведение которых было возложено на Россию международными спортивными организациями: Летняя Универсиада в Казани в 2013 г., Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 г., Чемпионат Мира по футболу в 2018 г., Зимняя Универсиада в Красноярске в 2019 г. и др. [19-30], предполагающие строительство современных спортивных объектов и расположение некоторых из них целесообразно было осуществить в сельской местности. Поскольку создание многих объектов было осуществлено в рамках ФЦП на 2006-2015 гг., целесообразно проанализировать, какое количество спортивных объектов появилось в сельской
местности за счет действия ФЦП, а также в целом проанализировать, как изменилось количество и структура спортивных сооружений в России за период 2012-2016 гг., чтобы определить тенденции развития спортивной инфраструктуры, в том числе и в сельской местности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализировать динамику изменения количества спортивных сооружений за период 2012-2016 гг., используя Статистическую информацию Министерства спорта Российской Федерации [31] и данные Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [32] с применением статистико-экономи-ческих методов анализа [33].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Всего в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» было создано 1726 спортивных объектов, 549 из которых расположено в сельской местности [24]. Максимальное количество спортивных объектов было построено в ПФО, минимальное в УФО (рисунок 1). В ПФО было создано почти пятьсот спортивных объектов, 184 из которых в сельской местности, у следующего за ним по количеству спортивных сооружений, созданных в рамках ФЦП, является ЦФО, где в сельской местности расположили вдвое меньше спортивных объектов, чем в ПФО, а в СЗФО и вовсе в 10 раз меньше, чем в ПФО, спортивных объектов, которые были построены в сельской местности.
Рисунок 1 - Количество спортивных объектов, созданных в рамках действия ФЦП, в разрезе федеральных округов Российской Федерации
*Источник: составлено автором на основе данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы [24]
Если рассматривать удельный вес спортивных объектов, созданных в сельской местности, на фоне общего количества, то ситуация будет следующая: максимальный удельный вес будет наблюдаться в СКФО - 49,3%, что говорит о том, что в этом федеральном округе с помощью ФЦП наиболее рационально смогли улучшить инфраструктуру в сельской местности. От 33% до 38% спортивных объектов расположилось в сельской местности ПФО, СФО, ДФО и ЮФО, что также говорит о высокой направленности на развитие спорта в этих субъектах федерации за счет улучшения спортивной инфраструктуры в сельских поселениях. В УФО и ЦФО удельный вес спортивных объектов в сельской местности составил 23-25%, минимальная доля спортивных объектов, созданных в рамках ФЦП принадлежит СЗФО, что оправдывается, по всей видимости, общей тенденцией развития сельских поселений в ЦФО и СЗФО, где более, чем в 80% сельских населенных пунктах населения либо отсутствует, либо не превышает 10 человек, что, в свою очередь, говорит о фактах миграции населения в большие города.
Модернизация сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации происходит не только в рам-
Perkova Elena Yurievna economic
CREATION OF SPORTS ... sceinces
ках принятых и действующих ФЦП по развитию ФКИС, но и посредством действия других социально-экономических программ, совместных проектов государства и частного бизнеса, гражданских инициатив и т.п.
Таблица 1- Динамика изменения спортивных сооружений Российской Федерации в 2012-2016 гг.
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014г. 2015 г. 2016 г. Прирост, %
Всего спортивных сооружений, ед. 261756 265942 276652 2S1S42 290947 11,2
В т.ч. в сельской местности, ед 104970 105S20 148310 111443 110792 5,5
Введены в эксплуатацию в отчетный период, ед. 3783 3719 4547 4335 5100 34.8
Доля спортивных сооруженнйв сельской местности от общего количества,% 40,1 39,8 53,6 39,5 38,1 -2,0
Единовременная пропускная способность, тыс. 6823 6987 7356 7735 7903 15,8
В т.ч. в сельской местности, тыс. чел. 2855 2797 2893 2994 2968 4,0
Загруженность,млн. чел. 7480 7622 7S23 9666 8944 19,6
Мощность,млн. чел. 144S1 15012 15280 17868 17656 21,9
Загруженность, % 51,7 50.8 5 U 54,1 50,7 -1.0
*Источник: составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [23]
В течение 2012-2016 гг. в стране количество спортивных сооружений увеличилось на 11,2% (таблица 1), в том числе в сельской местности на 5,5%. Количество вводимых в эксплуатацию спортивных сооружений выросло за исследуемый период на 34,8%, достигнув показателя в 5100 единиц, а всего в стране на конец исследуемого периода действующими являлись свыше 290 тысяч спортивных сооружений различного типа. На протяжении всего исследуемого периода доля спортивных сооружений, функционирующих в сельской местности, колебалась, достигнув максимального значения в 2014 г. в момент проведения Олимпийских игра в Сочи, а уже в 2015 г. начала стремительно снижаться - составив в 2016 г. 38,1%. Вместе с тем мы видим, что в целом по показателю единовременной пропускной способности, наблюдается положительная динамика, т.е. растет уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями - за период произошло увеличение на 15,8%, в т.ч. на 4% в сельской местности. Если рассматривать динамику развития спортивных сооружений с точки зрения загруженности, мы видим, что обеспечивая рост мощности спортивных объектов, не обеспечивается достаточный рост загруженности мощностей - он держится на уровне 50%, что говорит о невысоком уровне эффективности использования спортивных сооружений в стране в целом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе исследования было установлено, что в Российской Федерации к категории городов причисляют населенные пункты с населением, превышающим 12 тысяч человек, 85% из которых должны быть заняты не в сельском хозяйстве. Также в ходе ознакомления с результатами Всероссийской переписи населения 2010 г. было установлено, что наименее заселенная часть сельских территорий расположена в ЦФО и СЗФО, где пустеют более 80% сельских населенных пунктов, либо численность населения в них не превышает 10 человек. Подобная негативная ситуация с оттоком населения из сельской местности наблюдается в масштабах всей страны, что становится особенно опасным с точки зрения заселения пустующих территорий мигрантами и неэффективности использования сельскохозяйственных угодий, что отрицательно влияет в конечном итоге на продовольственную безопасность страны.
Спортивные объекты, сооружения, являются одной из составляющих социально-экономического развития населенных пунктов, создавая дополнительные рабочие места, выступая в роли мест организации досуга граждан, как молодых при занятиях в детско-юношеских спортивных школах и секциях, так и для более взрослых граждан, которые могут приобщаться к здоровому образу жизни через занятия фитнесом, плаванием, игровыми видами спорта. Большое влияние на развитие спорта и инфраструктуры оказывает наличие современных спортивных объектов в сельской местности, поскольку из-за слабого финансового состояния населения дети 156
из сельской местности не могут регулярно посещать спортивные занятия в городах, что заведомо влияет на заинтересованность сельской молодежи спортом, а также дает дополнительный заработок местным жителям, стимулирует к развитию и благоустройству местной инфраструктуры и транспортной сети.
В рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» было создано 1726 спортивных объектов, 549 из которых расположено в сельской местности. Максимальное количество спортивных объектов было создано в ПФО, 184 из которых расположились в сельской местности, что в 10 раз больше, чем в СЗФО, а по общему количеству минимальное число спортивных объектов было создано в УФО. Наибольший удельный вес спортивных объектов, расположенных в сельской местности, зафиксирован в СКФО, низкий удельный вес отмечается в ЦФО и СЗФО, что логично при низкой заселенности сельских территорий в данных субъектах России. В целом по стране функционируют более 290 тысяч спортивных сооружений различных видов, в том числе более 110 тысяч в сельской местности. Загруженность спортивных объектов не достаточно высока - держится на уровне 50%, что говорит о недостаточной эффективности функционирования спортивных сооружений.
Для дальнейшего социально-экономического развития сельских территорий необходимо создавать не только комфортные условия для проживания людей в сельской местности с наличием хорошо оплачиваем рабочих мест, качественным медицинским обслуживанием, социальной и досуговой инфраструктурой, высокой транспортной доступностью, но и в совокупности с пропагандой положительных моментов для жизни граждан в сельской местности, понижая налоговую нагрузку, позиционируя плюсы отсутствия дискомфорта, связанного с перенаселением городов и пр., продолжая поддержку развития сельских территорий на государственном уровне с привлечением частного бизнеса в производство сельскохозяственной продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Статус города. Сайт Академик. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/14851 (дата обращения 26.02.2018 г.).
2. Количество сельских населенных пунктов в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Количество_ сельских_населённых_пунктов_в_субъектах_Российской_ Федерации (дата обращения 26.02.2018 г.).
3. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499034090 (дата обращения 26.02.2018 г.).
4. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения 26.02.2018 г.).
5. Китайская оккупация Российского Дальнего Востока. [Электронный ресурс] - Режим доступа^^:// cigr.net/vazhnoe/15740-kitayskaya-okkupaciya-rossiyskogo-dalnego-vostoka.html (дата обращения 26.02.2018 г.).
6. Опасная миграция на Дальнем Востоке. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://beregrus. ru/?p=7509 (дата обращения 26.02.2018 г.).
7. Волкова В.В., Акулинин В.Н. Современный российский массовый спорт как политическая коммуникация в медиа // Спорт: экономика, право, управление. 2017. № 1. С. 15-19.
8. Додонов М.И., Евграфов И.Е. Реклама как метод
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Перькова Елена Юрьевна СОЗДАНИЕ СПОРТИВНОЙ ...
пропаганды физической культуры и спорта // В сборнике Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. 2016. С. 127-129.
9. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24.03.2014 г. №172 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.)
10. Кузнецова Е.В., Шутов Р.В. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи // В сборнике: социально-экономические аспекты развития современного общества.
2014. С. 132-137.
11. Физическая культура и спорт в сельской местности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути решения: монография. / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков, В.И. Хохлов - Москва, 2015. С. 208.
12. Меньшикова К.С. Преподавание и развитие физической культуры в сельской местности // Эпоха науки. № 5. 2016. С. 25-30.
13. Уржа О.А., Скрынников Б.А. Федеральные целевые программы поддержки физической культуры и спорта среди сельской молодежи // Материалы Ивановский чтений. 2017. № 1-2. (11). С. 499-508.
14. Юманова Ю.В. Географическая оценка обеспеченности регионов России спортивными сооружениями // В сборнике Науки о земле: от теории к практике (Арчиковские чтения-2017). 2017. С. 211-215.
15. Перькова Е.Ю. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/ economy/effektivnost-razvitiya-sportivnoy-i/
16. Бобровский Е.А. Спортивная инфраструктура как инструмент развития спорта в регионе // Региональный вестник. 2017. № 3. С. 36-37.
17. Соломахина Т.Р., Е.А. Бобровский Оценка влияния обеспеченности спортивной инфраструктурой на возможности населения заниматься спортом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 133-137.
18. Большакова Ю.А. Использование кластерного подхода к обеспечению устойчивого развития социальной сферы села // Вестник НГИЭИ. № 11 (42). 2014. С. 5-13.
19. Крамин М.В., Леонов В.А. Оценка влияния крупных региональных инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие региона на примере проекта «Универсиада-2013» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. 2014. № 2. С. 101-109.
20. Беляева Е.Н. Подготовка специалистов для языкового сопровождения Универсиады-2013 // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 58-60.
21. Ванюхина Н.В., Григорьева О.В. Личностные особенности и мотивация волонтеров XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 41-45.
22. Перькова Е.Ю. Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-368.
23. Крамин Т.В., Леонов В.А., Григорьев Р.А. Определение направлений повышения инновационного потенциала региона посредством развития инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и реализации крупных инвестиционных проектов // Актуальные проблемы экономики и права.
2015. № 4 (36). С. 141-150.
24. Восколович Н.А., Хайдаров К.А. Организация и финансирование соревнований в киберспорте // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 79-82. _
25. Фролова О.Ю., Хорошева Т.А. Индустрия спорта: коммерческая деятельность и политика министерства спорта РФ // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 69-72.
26. Доронкин В.Г., Лямин А.С. Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966-2016 ГГ // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 90-93.
27. Евменчук Е.В., Суржиков В.И. Аттрактивный потенциал спортивно-событийного туризма субъектов Дальневосточного федерального округа // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 127-129.
28. Акульшина Ю.В., Панарина Е.А., Сороколетова Е.В. Инвестиционный проект по реализации горнолыжного курорта «РОЗА ХУТОР» в г. Сочи / Ю.В. Акульшина, Е.А. Панарина, Е.В. Сороколетова // Региональный вестник. 2016. № 4 (5). С. 36-37.
29. Васильева А.С. Чемпионат мира по футболу 2018, как фактор развития событийного туризма в России // В сборнике Туризм и гостеприимство через призму инноваций. 2017. С. 27-30.
30. Мастер-план подготовки к проведению 29-й Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://news.sfu-kras.ru/files/master-plan.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.)
31. Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 26.02.2018 г.).
32. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ activities/reports/ (дата обращения 24.02.2018 г.).
33. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. - Курск: КГМУ, 2017. 164 с.
Статья поступила в редакцию 28.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018