Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПРОЦЕСС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ / УСПЕШНОСТЬ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муканова А. А., Красильникова О. В.

Описываются основные условия, необходимые для организации и реализации инклюзивного образования детей в дошкольной образовательной организации, раскрываются принципы организации и выстраивания инклюзивного процесса, пошагово представлен практический опыт дошкольного учреждения по внедрению инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муканова А. А., Красильникова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 376-058

Муканова А.А., Красильникова О.В.

Создание специальных условий инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Описываются основные условия, необходимые для организации и реализации инклюзивного образования детей в дошкольной образовательной организации, раскрываются принципы организации и выстраивания инклюзивного процесса, пошагово представлен практический опыт дошкольного учреждения по внедрению инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, специальные условия, процесс, социализация, принципы, специалисты, успешность, семья.

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование, которое предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, а также организацию совместного (то есть в рамках одной дошкольной группы) воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и без таких ограничений [1; 2; 4].

При реализации целей инклюзивного образования система обучения и воспитания изменяется в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, применяются новые подходы к обучению, осваиваются вариативные образовательные формы и методы. Ведь в самом подходе заложена необходимость изменения образовательной ситуации, создания новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом должны учитываться потребности всех детей, а не только детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас под инклюзивным образованием понимается специально организованный образовательный процесс, который обеспечивает принятие ребенка с ОВЗ в среду обычно развивающихся сверстников в образовательном учреждении, где обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам с учетом их особых образовательных потребностей. Приоритетным направлением в инклюзивном образовании детей с ограниченными возмож-

ностями здоровья является получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Успешность социализации, развитие социального опыта всех детей, введение в культуру - это главный критерий эффективности инклюзивного образования.

В нашей дошкольной образовательной организации (ДОО) четвертый год реализуется модель инклюзивного образования по адаптированным образовательным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития.

Основной целью ДОО в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Основная цель работы была связана с организацией обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной группе комбинированной направленности. В ходе ее реализации необходимо было создать условия для совместного образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, учитывая особенности и уровень развития, темп деятельности, потенциальные возможности каждого ребенка, чтобы развитие и обучение стали эффективными для всех детей группы.

В работе по организации и выстраиванию процесса инклюзивного образования мы ориентировались на следующие принципы:

- индивидуального подхода, который предполагает выбор форм, средств и методов обучения, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- поддержки самостоятельной активности ребенка;

- включения в работу всех участников образовательного процесса (от того, насколько эффективным будет взаимодействие всех специалистов, напрямую зависит результативность инклюзивного обучения);

- междисциплинарного подхода (разработка методов и приемом воспитания и обучения предполагает комплексный подход, все специалисты совместно обсуждают и составляют план действий, направления работы);

- вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

- партнерского взаимодействия с семьей, который предполагает выстраивание доверительных партнерских отношений с семьей ребенка с ОВЗ (необходимо учитывать потребность семьи, договариваться о совместных действиях, направленных на развитие ребенка) [3].

Практика образовательных учреждений страны в общем и нашего в частности показала, что реализация инклюзивного образования - это не разовое мероприятие и она не может осуществиться за короткий срок. Организация инклюзивного обучения предполагает качественную подготовку, длительные сроки внедрения и модернизацию системы образования дошкольного учреждения. При выстраивании инклюзивного образования необходимы: проведение методической работы, кадровое обеспечение с привлечением специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, ассистентов), профессиональная подготовка педагогов к работе в новых условиях; адаптация образовательных программ, планов, методов обучения, создание развивающей среды, отвечающих потребностям детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Следует создать не только предметно-пространственную, дидактическую среду, которая позволит участвовать в образовательном процессе детям с ОВЗ вместе с остальными детьми, но и социальную среду, которая будет способствовать взаимодействию всех детей и взрослых. Эти нормативные, организационно-методические, дидактические и другие вопросы нужно решить до начала развертывания инклюзивных процессов.

Реализация инклюзивного образования в нашем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществлялась поэтапно.

Административной командой были разработаны и внесены изменения в локальные нормативные акты, фиксирующие особенности образовательной деятельности ДОО в отношении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ, положение об индивидуальном образовательном маршруте, положение об инклюзивной группе, должностную инструкцию тьютора, ассистента, положение о сетевом взаимодействии, положение о методическом совете, положение о педагогическом совете, штатное расписание.

Для обеспечения инклюзивных групп необходимыми кадрами были привлечены узкие специалисты групп компенсирующей направленности нашего ДОУ. В случае отсутствия необходимых специалистов в штате детского сада потребовалось бы заключение договора сетевого взаимодействия о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ с другими организациями (психолого-педагогическими и медико-социальными центрами).

Педагоги и специалисты комбинированных групп прошли курсы повышения квалификации по воспитанию и обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Для повышения уровня знаний педагогов в области коррекционной педагогики, особенностей психофизического развития детей с ОВЗ была организована консультативная помощь узких специалистов (учите-ля-дефектолога и учителя-логопеда) ДОО. В детском саду также были проведены семинары и консультации для воспитателей комбинированных групп с привлечением педагогов групп компенсирующей направленности, имеющих большой опыт работы с данной категорией детей. Кроме того, на базе нашего учреждения в течение трех лет работает рабочая группа Мотовилихинского района «Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития и с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО», целью которой является повышение профессиональной

компетентности педагогов в построении об-разовательно-коррекционной работы в инклюзивных группах ДОУ.

Ежегодно команда специалистов нашего ДОУ разрабатывает адаптированные образовательные программы для детей с ТНР и ЗПР на основе заключений ПМПК и результатов мониторинга педагогов, проводит встречи с родителями детей, выстраивает партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.

Адаптированная образовательная программа (АОП) разрабатывается на каждого ребенка с ОВЗ, статус которого подтвержден заключением ПМПК, посещающего группу комбинированной направленности. В АОП находят отражение особенности развития ребенка, целевые ориентиры, особые образовательные потребности детей данной категории, конкретное содержание кор-рекционно-воспитательной работы с ребенком, необходимое кадровое, методическое, материальное обеспечение.

Обязательным условием инклюзивного образования является комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ, успешность реализации которого во многом зависит от эффективной организации взаимодействия всех участников педагогического процесса. Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, под-групповых и индивидуальных занятий.

Узкими специалистами (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем) проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия в соответствии с учебным планом. Направлениями коррекционно-развивающей работы специалистов являются:

- развитие и коррекция высших психических функций;

- формирование ведущих для данного возраста детей видов деятельности;

- личностное развитие ребенка;

- подготовка к максимально возможной самостоятельной жизни в обществе;

- помощь в социальной адаптации и интеграции.

Для успешного освоения АОП и закрепления пройденного материала узкими специалистами разрабатываются практические задания, подбираются дидактические игры и упражнения для работы воспитателей с детьми с ОВЗ, прописываются рекомендации к наполнению предметно-пространственной среды группы с учетом особенностей развития конкретных детей. Материал отбирается в соответствии с лексической темой недели. Все это вместе с коррекционно-педагогическими задачами находит свое отражение в журнале взаимодействия специалистов с воспитателями инклюзивных групп.

Используя представленные в журнале взаимодействия рекомендации и материалы, воспитатели выстраивают свою индивидуальную работу с ребенком с ОВЗ. Данная работа проводится в утреннее и вечернее время с фиксацией успехов и ошибок ребенка. Эта информация позволяет отслеживать усвоение программного содержания и динамику коррекционно-образовательного процесса, вносить коррективы в дальнейшую деятельность всех специалистов при работе с детьми инклюзивных групп. Исходя из индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей с ОВЗ, для успешного обучения им необходимы постоянная проработка и многократное повторение материала. В связи с этим возможно включение ранее не усвоенного материала в последующие лексические темы.

В нашем ДОУ также создаются необходимые материально-технические условия:

- приобретение и использование учебно-методической литературы, учебных наглядных пособий, дидактических материалов, аудиопособий, которые соответствуют требованиям образовательной программы и санитарно-гигиеническим нормам;

- наличие кабинетов узких специалистов, физкультурного, музыкального залов;

- создание сенсорных зон, уголков уединения в групповых помещениях;

- соблюдение принципов безопасности и доступности среды.

Остановимся более подробно на создании предметно-пространственной среды как необходимого условия инклюзивного обучения. Выстраивание предметно-пространственной среды необходимо осуществлять постепенно, с последовательным усложнением коммуникативно-образовательного пространства, что позволит конкретному ребенку наращивать свой образовательный и социальный потенциал, расширит его возможности и будет способствовать переходу на следующий уровень. Предметно-пространственная среда каждый год трансформируется, потому что приходят новые дети с ОВЗ и необходимо учитывать индивидуальные потребности, возможности и интересы этих новых детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Неотъемлемым участником образовательного процесса является семья ребенка с ОВЗ. Для того, чтобы влияние семьи на развитие ребенка было эффективным, проводятся специальные мероприятия с участием родителей: мастер-классы, семинары, открытые занятия, индивидуальные консультации с привлечением детей, совместные занятия, круглые столы. Их целью является повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ. На данных мероприятиях раскрываются особенности и потребности их развития; родителей обучают конкретным методам и приемам работы с детьми.

Организационная модель инклюзивного ДОУ должна учитывать разнообразные условия, зависящие от комплектации детского сада, поэтому должна быть гибкой и вариативной.

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. -143 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистр. в Минюсте 14.11.2013 № 30384).

3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.