СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПОЖАРЕ НА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
А.Ю. Устюжанина, А.А. Галкина,
Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
На сегодняшний день нефтегазовая отрасль отличается сложными технологическими процессами, аварии на которых приводят к значительным экономическим и экологическим потерям к человеческим жертвам. Для безопасной эксплуатации оборудования и ведения технологических процессов требуется подготовленный, высококвалифицированный персонал, который несет ответственность за последствия принятых решений по оперативному управлению производством.
Внедрение компьютерных технологий позволяет моделировать сложные технологические комплексы для подготовки и повышения квалификации специалистов в различных областях деятельности с помощью имитационных тренажерных комплексов.
Важнейшая цель использования и внедрения в процесс обучения персонала компьютерных тренажеров - это возможность выработки навыка совместного принятия решений, который базируется на способности отображать динамичный, адекватный ответ объекта и системы управления на любые управляющие воздействия оператора [1].
Необходимо использование качественной автоматизированной информационной системы, которая характеризуется максимально полной базой данных, актуальностью и достоверностью информации, простотой и удобством поиска, широкими функциональными возможностями, постоянной технической поддержкой и доступностью.
Для решения данной задачи ведется создание такого тренажерного комплекса, который позволит оперативно передавать информацию от диспетчера потенциально опасного объекта к диспетчеру пожарной части, а далее информировать руководителя тушения пожара для отработки дальнейших действий по локализации и ликвидации ЧС [2, 3].
Например, в качестве опасного объекта нефтехимии рассматривается резервуарный парк. Программа задает сценарий аварии на предполагаемом объекте - пожар пролива на резервуарном парке в отделении. Первый участник -диспетчер опасного объекта - получает задание передать точную информацию об аварии, заполнить таблицу данных, передать схему объекта, на котором возник пожар, указать доступные пути следования и расположение противопожарного оборудования, и выбрать нужную пожарную часть.
После того, как первый участник передал данные второму участнику его задание заканчивается. Второй участник - диспетчер пожарной части - получив информацию о пожаре на объекте, собирает информацию о доступности пожарной техники, просчитывает пути и время следования, назначает руководителя тушения пожара (РТП).
Третьим участников является РТП, на которого официально возложены функции по организации деятельности непосредственно связанной с тушением пожара и функции по управлению персоналом. В обязанности руководителя тушения пожара входят следующие пункты, которые он должен выполнить в предложенном программой задании:
- оценить обстановку на пожаре;
- определить достаточность привлеченных диспетчером пожарных автомобилей;
- организовать эвакуацию людей;
- рассчитать необходимое количество сил и средств;
- изучить предоставленную схему объекта и выбрать правильный вариант расстановки сил и средств;
- выбрать правильный вариант подключения к пожарным гидрантам и изучить дополнительные водоисточники;
- поставить задачи перед подразделениями и организовать их взаимодействие;
- составить акт о пожаре и принять меры к установлению причин пожара
[4].
После того как все участники завершили свои задания, тренажер выдает результат, в котором учитываются действия диспетчера объекта, диспетчера пожарной части и РТП. Если же у одного участника допущена ошибка, то результат не засчитывается и другим участникам.
При создании такого рода тренажерного комплекса на первом этапе целью будет обучение и наработка практических навыков при выполнении смоделированной ситуации по предупреждению, локализации и ликвидации происшествия. С помощью контрольного тестирования на этом тренажерном комплексе закрепляются полученные теоретические и практические знания, что, несомненно, ведет к повышению качества подготовки специалистов [3, 5].
Необходимо отметить, что использование обучающих тренажеров никак не заменяет, а дополняет систему подготовки кадров в области пожарной безопасности.
Рассматриваемая система будет эффективна в деятельности предприятий и организаций в целях повышения уровня их пожарной безопасности и в учебном процессе вузов пожарно-технического профиля при проведении научно-исследовательских экспериментов и практических занятий.
Список использованной литературы
1. Шарафутдинов, А.А. Совершенствование оценки эффективности совместной тренажерной подготовки персонала объектов ТЭК и личного состава пожарной охраны [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук (05.26.03)/ Шарафутдинов Азат Амирзагитович; УГНТУ.-Уфа, 2016.-24 с.
2. Шарафутдинов А.А. Внедрение автоматизированных систем оперативного управления и виртуальных тренажерных комплексов, как способ
минимизация ошибок личного состава пожарных подразделений / Хафизов Ф.Ш., Кудрявцев А.А.// Журнал «Нефтегазовое дело» том 3, 2014 год
3. Шарафутдинов, А.А. Применение учебно-тренировочного комплекса для оптимизации действий персонала при возникновении пожара / Шарафутдинов А.А., Хасанова А.Ф.// Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. ст. по материалам Междунар. научн.-техн. конф. - Воронеж, 2015. Т. 2. № 1 (4). - С. 319-323
4. Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. (изм. от 8 апреля 2014 г.) N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»
5. Хафизов, Ф.Ш. Тренажерные комплексы в системе совместной подготовки личного состава пожарной охраны и персонала объектов ТЭК / Хафизов Ф.Ш., Хафизов И.Ф., Шарафутдинов А.А., Каримов Р.Р., Галимов А.М. // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. ст. по материалам Междунар. научн. -техн. конф. - Воронеж, 2016. Т. 1. № 1 (7). - С. 497-501.