М.В. Дацишина
СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО ОБРАЗА ТОТАЛИТАРИЗМА. ОПЫТ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
Статья раскрывает технологию создания позитивного образа нацизма как внутри Германии, так и на международной арене. Использование достижений киноиндустрии, формирование культа физической культуры, пропагандируемый стильный внешний вид нациста и показное образцовое поведение лидеров нацистской Германии явились средствами, которые помогли создать социально приемлемый образ нациста как модного и элегантного, физически здорового молодого человека с элементами аристократизма в публичном поведении. Нацистам с помощью пропаганды удавалось умело отвлекать внимание населения от милитаризации государства и насилия в обществе.
Ключевые слова: немаркетинговые способы организации общественного дискурса, манипуляция сознанием, социокультурное конструирование, нацистская Германия.
В статье затрагивается проблема построения имиджа тоталитарного режима внутри Германии, освобождение от идеологических стереотипов и наслоений последних десятилетий при рассмотрении сложного вопроса: как нацистам удалось поставить под свои знамена одну из самых образованных наций Европы.
Основная задача, которую ставит автор статьи, заключается в изучении механизма формирования социально привлекательного образа нацизма; образа, который обеспечил нацизму респектабельность как внутри Германии, так и за ее пределами.
Пути решения автор видит в междисциплинарном подходе.
Автор сознательно ограничивается проблемным подходом.
© Дацишина М.В., 2012
Ядром нацистской идеологии была идея о высшей расе, последовательный расизм. Нацисты считали расу продуктом истории; желающий жить должен бороться за жизненное пространство. Выживает сильнейший. Война - это естественное состояние человеческого общества. Главной функцией расовой идеологии должно было стать теоретическое обоснование борьбы за жизненное пространство. Для этого необходимо было убедить немцев в ущербности евреев, цыган, позже - славян, всех тех, кто, по мнению нацистов, не принадлежал к высшей расе.
После прихода нацистов к власти элитарная повестка дня становится медийной повесткой дня. Это происходит из-за постепенной концентрации каналов коммуникации в руках нацистского государства. Геббельс с недоверием относился к частным СМИ и неоднократно подчеркивал, что медийное пространство должно полностью контролироваться государством.
Могла ли элитарная и медийная повестка дня стать общественной повесткой дня в 1933 г.? Нет, не могла. На формирование общественного дискурса активно влияют субъекты политической коммуникации в лице коммунистической партии, социал-демократической партии, религиозных кругов, монархистов, профсоюзных деятелей.
Нацисты прибегают к своему традиционному средству - физическому удалению оппонентов из политического пространства. После провокационного поджога рейхстага запрещаются коммунистическая, позже - социал-демократическая партия. Для снятия напряжения в нацистской прессе проводится параллель между приходом Гитлера к власти и Великой Французской революцией. Преследование политических противников, таким образом, объявляется нормой в рамках «революционного времени». В политический дискурс вводится метафора мирная революция, революция минимальной крови. Современники вспоминали, что в обществе в это время говорили: «Да, коммунисты подвергаются преследованиям. Если бы они пришли к власти, то делали бы то же самое. Это революция. Пусть мирная, но революция».
Становится ли после этого повестка дня политической элиты повесткой дня неэлитарных слоев? Вместе с тем вопросы ликвидации безработицы и необходимости преодоления «позорной Версальской системы» были теми пунктами, в которых общественная и политическая повестки дня полностью совпадали. Не совпадали они в вопросе расовой теории нацистов и их агрессивного антисемитизма. Это воспринималось большинством немцев как поли-
тическая уловка на этапе предвыборных гонок, которая исчезнет после прихода нацистов к власти.
Общество раздражали безнаказанные действия членов штурмовых отрядов, насчитывавших более двух миллионов человек.
Недовольство населения вызывали и навязанные радиопередачи, и газетные статьи, контролируемые Министерством пропаганды. Падают доходы от подписки и розницы, сокращаются доходы от рекламы. Однотипные, выверенные до минуты, радиопрограммы начинают вызывать отторжение. Немцы устают от оголтелого тона радиопередач, не случайно радиоприемник в народе стали называть «глоткой Геббельса» или «мордой Геббельса». Приемники начинают выключать - «постепенно ящик утратил прелесть новизны»1. Однообразие всех нацистских СМИ было отмечено даже в выступлении вице-канцлера фон Папена 17 июня 1934 г. На встрече с преподавателями и студентами Марбургского университета он заявил, что в Германии растет недовольство и бесполезно приукрашивать действительность и твердить немцам, что им надлежит думать и чувствовать. В Германии умеренная критика флн Папеном режима разделялась в обществе и была одобрена президентом Гинденбургом2.
Нацистские лидеры - Гитлер, Геббельс, Геринг - становятся героями новых анекдотов. Действенность смеховой коммуникации хорошо понимал и использовал в борьбе с политическими оппонентами сам Геббельс. Здесь смеховая коммуникация выходила из-под контроля нацистов. Именно поэтому новые политические анекдоты вызывают раздражение и тревогу.
В 1934 г. выходит последняя книга Освальда Шпенглера «Годы решений». Тираж был очень быстро раскуплен. Историк с тревогой наблюдал, как изо дня в день немцы шумно радуются тому, что Гитлер пришел к власти; он предупреждает, что нельзя говорить о победе, если нет противника3.
Какие действия предпринимает политическая элита, чтобы сблизить общественную и политическую повестку дня? Нацисты начинают свою игру в открытость. Выходят в печать дневники Й. Геббельса периода 1932-1933 гг. «От "Кайзерхофа" до рейхсканцелярии». Партийной верхушкой книга была встречена враждебно. Товарищи по партии обвиняли Геббельса в самовосхвалении. Однако книга имела большой успех у публики, которую пустили на политическую кухню4. Выходят мемуары Отто Дитриха «С Гитлером к власти», в которой была тенденциозно описана борьба за власть и национал-социализм представлен как вдохновенная мечта
всех народов5. Это было диковинкой для Германии того периода, так как мемуары, как правило, были уделом политиков, отошедших от власти. Нацисты пускают публику за кулисы большой политики. Если в Веймарской республике популярностью пользовался политический театр: с успехом шли пьесы Б. Брехта, то теперь сама политика стала театральными подмостками. Такой метаморфозе способствовали и ритуально обставленные митинги, факельные шествия партийных съездов. Играя в открытость, Гитлер в 1935 году разрешает Эрнсту Ганфштенглю, куратору по работе с иностранными журналистами в НСДАП, напечатать карикатуры на самого себя. Такая способность к самоиронии была по достоинству оценена публикой и сыграла на пользу нацистов6.
Режим постепенно отказывается от тотального контроля сферы культуры не по собственному желанию, а в силу прагматической необходимости. Нацисты большее внимание уделяют обратной связи.
Попытки изучения общественного мнения нацисты предпринимали еще в 1920-х годах. Рудольф Гесс, будучи личным заместителем Гитлера, требовал от местных партийных вождей сообщать о боевом настрое масс. С приходом нацистов к власти ситуация изменилась. В 1934 г. стремление знать реакцию населения на действия политического актора приводит к созданию штатных аналитиков и в службе СС (СД и гестапо), и в аппарате рейхсканцелярии, и в министерстве пропаганды7.
Нацизму был необходим новый образ. Важнейшим каналом коммуникации, создавшем новый образ нацизма, становится кино. Ежегодно продавалось 350 млн билетов в кино. В каждом районе Берлина был кинотеатр на 1 000 мест8. Увеличивается число музыкальных фильмов и мелодрам по сравнению с пропагандистскими и документальными лентами. У немцев намеренно создавалась иллюзия, что «идеология отошла на задний план, предпринимались попытки смягчить формулировки партийной программы и придать партии более респектабельный вид»9. Можно сказать, что эти развлекательные фильмы несли политическую функцию, именно потому, что там не было политики. Ограниченные возможности потребления (с 1 января 1937 г. были введены карточки на масло, маргарин, сало) толкали немцев в мир грез. Здесь было все идиллически простодушно: девушки влюблялись, зло в виде отживших сословных предрассудков было наказано, наряды были яркими, песни - мелодичными.
Кредитные линии для продюсеров и прокатчиков позволяют Министерству пропаганды привлечь талантливых кинорежиссе-
ров. Показательно, что кредитные линии беспрепятственно открывались, прежде всего, для художественных фильмов. В начале 1930-х годов в немецкое кино приходит звук, а в ноябре 1940 г. выходит первый цветной фильм10. После неудачной попытки вернуть в Германию Марлен Дитрих к середине 1930-х годов нацистам удалось привлечь звезд зарубежного кино. Здесь начинают сниматься Марика Рекк, Цара Леандер, Лида Баарова. «Триумф воли» получает высокую зарубежную награду - золотую медаль - на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.; премьер-министр Франции Эдуард Даладье вручает награду лично режиссеру фильма. Талант Рифеншталь, ее международное признание, новаторство в организации киносъемок, ее творческая одержимость - все это «работало» на нацистский режим, обеспечивая ему социальную приемлемость и респектабельность и в стране, и за рубежом. Лени Рифеншталь объезжает со своими фильмами все страны Европы, на премьерах ее лент присутствуют члены королевских фамилий, депутаты парламента, министры правящего кабинета. Фильм «Олимпия» был привезен Риббентропом «в рамках культурной программы» переговоров о заключении пакта СССР и Германия в 1939 г. в Москву11.
Учет специфики национального характера, в котором были переплетены склонность к жесткости и романтизм, помогает политической элите в создании нового образа нацизма. Нацизм поощрял все виды спорта, особенно популярный тогда бокс. Партийные лидеры используют спортивные метафоры в своих публичных выступлениях12. Сила и физическая красота привлекали молодежь во все времена. Расширение социальной площадки нацисты видят в отказе от интеллектуализма. Гитлер неоднократно подчеркивал, что на передний план необходимо выдвинуть физическую культуру. Свое любимое выражение - «физическая закалка» - он почерпнул из лексикона консервативной партии времен Веймарской республики. На втором место нацисты ставят формирование характера, оно должно происходить само собой, когда в воспитании преобладает физическая сторона, а духовная - вытесняется13.
Культовым видом спорта в 1920-1930-х годах были автогонки. Излюбленным героическим образом середины 1930-х годов был образ автогонщика. С 1934 по 1939 гг. чемпионами Европы в автогонках становятся немецкие спортсмены.
Популярной фигурой был погибший в 1938 г. немецкий автогонщик Бернд Роземайер. В 1936 г. Берндт Роземайер, победив в Германии, Швейцарии и Италии, становится чемпионом Европы.
Автогонщики были буквально рыцарями автомобильной индустрии, их головокружительные гонки шли на пользу немецким фабрикам и, тем самым, отечеству; они были нужны Германии, так как накапливался опыт для развития автомобильной индустрии. Широкое распространение получают фотографии героев дня - победителей международных автогонок, где они сняты за рулем своих боевых машин или в картинной позе, опирающимися на их борт14.
Стремясь привлечь молодежь, нацизм облачается в модные тогда реквизиты мотогонщика: шлем автогонщика, очки-консервы, грубые перчатки-краги.
Геройским идеалом молодого человека постепенно становился не затянутый в форму штурмовых отрядов боец, но автогонщик. Общим для обоих воплощением героизма был неподвижный взгляд, выражавший непреклонную решимость и волю к победе.
Нацисты присваивают этот образ. Гитлер, Геббельс и другие фотографируются в полной амуниции автогонщика - краги, очки-консервы, кожаные плащи.
Позже, в 1939 г., на смену гоночному автомобилю пришел танк. Военизированный образ бойца-штурмовика, ненадолго воплотившись в образ мирного автогонщика, возвращается к образу водителя танка (мотоцикла - представителя мотопехоты)15.
С первого дня войны образ героя был уже неразрывно связан с военной формой. И вновь воплощением героизма становится неподвижный взгляд выражавший непреклонную решимость и волю к победе. Типичным приверженцем нацизма являлся молодой человек в возрасте от 18 до 26 лет, которого более всего увлекает пропагандируемый героизм16.
Политическая элита нацистской Германии не ограничивается только заимствованием героев молодежи и постановкой их себе на службу. Она создает свой образ представителя новой Германии.
К началу 1930-х годов стремление сделать внешний вид военной формы более респектабельным приведет нацистов к сотрудничеству с молодой компанией «Хьюго Босс» (Hugo Boss). Босс основал в 1923 г. компанию по производству комбинезонов для рабочих, формы для солдат и полиции, а также дождевиков для почтальонов; иногда он выпускал продукцию даже без указания своего имени. Он вступает в 1931 г. в нацистскую партию. И с 1932-1933 годов обшивает сначала CC (печально известные черные мундиры носили название «черная смерть»), затем - рядовой и офицерский состав Вермахта.
Образ нациста становится элегантным, аристократичным, стильным. Он призван достойно представлять «высшую расу». Черная форма, черные сапоги, белые перчатки. Одни в этом видели эротизм, другие находили драматизм. На полевой форме и шинелях высших офицеров СС эмблема была вышита золотыми нитками на рукаве. Национальный герб и манжетная лента на полевой форме были вышиты золотыми нитками на черном фоне; шинель из лайковой кожи с зеленой атласной подкладкой, на которой все эмблемы были вышиты золотыми нитками, дополняла элегантный ансамбль. Гитлер намеренно отправляется в Саарскую область во время плебисцита в 1935 г. с эскортом СС в новой форме с тем, чтобы наглядно показать немецкому населению не только растущую мощь, но и элитарность нацизма. Частью этой программы были и гастрольные туры духового оркестра элитных частей СС, которому в 1936 г. была отведена почетная роль на берлинской олимпиаде. Оркестр состоял всего из шести десятков музыкантов. Но это стало идеологическим симфоническим оружием. Позднее, уже во время Второй мировой войны, Гиммлер будет сожалеть о прежних, довоенных временах, когда (до 1936 г.) в СС могли набирать молодежь с очень хорошими физическими характеристиками, с ростом не ниже 175 см и даже без единой зубной пломбы17.
Особый церемониал, инсценированные обряды инициации обеспечили СС уникальное место в представлениях немецкого общества. Особенно притягательными СС были для молодежи. Пропагандистские фильмы Геббельса внедряли в массовое сознание образ молодого, высокого, голубоглазого нациста, марширующего по улице и позже стоящего на карауле у входа в новую рейхсканцелярию (открыта в начале 1939 г.); лидеры нацистской партии, смотревшие с экрана в зал, сидели в первых ложах оперы и на концертах симфонической музыки. СС, в отличие от СА (штурмовиков), воплощали традиционные консервативные ценности немецкого общества.
Показательно, что созданию образа элегантного нацизма позже способствовали даже противники Гитлера, эмигрировавшие в США. Дочь Марлен Дитрих, Мария Рива, вспоминала о различных группах немецких эмигрантов в США во время Второй мировой войны: «Аристократы, или те, кто был способен себя выдать за таковых, читали Гёте, носили перчатки из свиной кожи и специализировались на исполнении роли нацистов»18 (выделено автором. - М. Д.). С другой стороны, нацизм вписывает себя в контекст мировой истории, вбрасывая новый эталонный образец новой Гер-
мании в прошлое с помощью кино. Ветераны СС вспоминали, что нередко привлекались к съемкам в массовках на студии UFA и для участия в роли статистов в массовых сценах опер Р. Вагнера во время фестивалей в Байрёйте19. Таким образом, зритель видел один и тот же образец для подражания и в окружении культового для немцев канцлера Бисмарка на экране кинотеатра, и на расклеенных плакатах, и во время маршей подразделений СС по улицам города.
Нацизм больше не ассоциируется с бойцом штурмового отряда, недавним безработным, от которого исходит угроза на улице. В политическом дискурсе закрепляется метафора: нацизм - это элегантность; нацизм - это мода; нацизм - дело молодых; нацизм -это аристократизм.
Ключевой задачей в сближении элитарной и неэлитарной повесток дня был вопрос разделения большинством населения идеологических установок нацизма: расовой теории (необходимости борьбы за чистоту крови, уничтожение расово неполноценных: больных, евреев, цыган, представителей нетрадиционной ориентации), объясняющей неизбежность и необходимость борьбы за жизненное пространство. «Абсолютного большинства мы никогда не получим. Надо искать другие пути», поэтому «нам предстоит духовный захватнический поход», - писал Й. Геббельс в своем дневнике в апреле 1933 г.20
Задача внедрения расовой идеологии в массовое сознание была сложнее, чем изменение имиджа нациста со штурмовика на эсэсовца. Новыми лидерами мнения нацистов должны были стать учителя в школах, преподаватели университетов, биологи, историки, юристы. Перенос дебатов с площадей в скупые и бесстрастные стены школ и университетов был призван придать лоск и респектабельность расовой доктрине нацистов21.
Нацистские идеологи учитывают традиционно патерналистские настроения и ожидания населения Германии. В политический дискурс вводится метафора спаситель, отсылавшая к библейским сюжетам. Она становится ядром нового образа политической элиты, персонифицированной в Гитлере. Он преподносится как отец нации, ее духовный лидер. Из риторики Гитлера исключается антисемитская тематика, он старательно поддерживает имидж умеренного политика, чуждого радикальных настроений. Огромную роль в популяризации Гитлера сыграли отдельные фотографии-открытки и фотоальбомы персонального фотографа Гитлера Генриха Гофмана «Гитлер, которым его никто не знает», изданные в 1934 г. На них Гитлер представал, с одной стороны, как друг
детей и любитель животных, ведущий скромный образ жизни представителя среднего класса; с другой стороны, как вождь, отец нации. На фотографиях Гитлер был жизнерадостным, беззаботным человеком в кожаных шортах, то в лодке, то на лугу, то в пешем походе, то в окружении молодежи - открытый и доступный. Это был «доброжелательный человек, покровитель художников, любящий детей, гостеприимный хозяин, галантный с женщинами, сочувствующий чужим страданиям и разделяющий чужие радости»22. В массовом сознании это событие закрепляется почти в библейских декорациях. Американский посол в Берлине Уильям Додд вспоминал, как во время театральной постановки на христианскую тему один из зрителей во время сцены допроса Христа фарисеями воскликнул «Это наш Гитлер»; а дама во время сцены с Иудой и 30 серебренниками прошептала: «Это - Рем»23. К концу 1934 г. в массовом сознании образ Гитлера как лидера нации был освящен. Теперь даже те немцы, которые критично относились к нацистам, дистанцировали Гитлера от всего, что им в нацизме не нравилось. Отто Дитрих, пресс-секретарь Гитлера по работе с зарубежной прессой, вспоминал, что немцы, говоря «если бы только фюрер об этом знал», даже не могли себе представить, что именно эти конкретные порицаемые действия были совершены по прямому указанию Гитлера24.
Мы приходим к выводу, что нацисты закрепляются во власти не только вытесняя политических оппонентов из политического дискурса, но и интегрально взаимодействуя с неэлитарными слоями общества. Одной из важнейших задач в борьбе за сознание нации, которую удалось решить нацистам, стало создание социально приемлемого образа новой политической элиты. Активное эмоциональное включение массовой аудитории путем создания визуально привлекательного образа нациста, элегантного и модного представителя новой Германии, физически привлекательного, увлеченного боксом, автогонками и музыкой; обоснование нацистской идеологии новыми лидерами общественного мнения. Ими становятся не партийные функционеры и боевики штурмовых отрядов, а академические ученые (биологи, медики, историки, правоведы) и учителя школ; создание образа Гитлера как отца нации с учетом патерналистских установок общества было той задачей, которую удалось решить нацистам.
Это позволило сформировать позитивный образ нациста; сблизить политическую и общественную повестки дня; «освятить»
режим в лице лидера нации. Образ нацизма был «гуманизирован». Антисемитизм и ксенофобия как синонимы с их негативной коннотацией несправедливых гонений и предрассудков - «нейтрализованы», растворены в объяснениях исторической неизбежности диффамирования «расово чуждых». В отношении последних ни правовые нормы, ни моральные ограничения больше не считались необходимыми.
Созданный образ нацизма обеспечивал невидимость, неощутимость разрыва между реальным наполнением (воплощением) политической программы нацистов (массовое уничтожение отдельных групп людей, а затем целых народов) и его представлением в массовом сознании. Нацизм стал респектабельным и потому социально приемлемым; его образ именно так интерпретировался современниками и позже транслировался во времени.
Проведенные в 2001 г. опросы среди репрезентативной группы немцев показали, что в памяти тех, кто пережил нацистские времена, нацизм не связан с насилием в обществе или преследованием евреев25.
В мире молодежной субкультуры и в индустрии моды эффективность данной технологии до сих пор позволяет трактовать глорификацию* внешних черт нацизма в отрыве от его этической составляющей.
Примечания
1 Кунц К. Совесть нацистов. М.: Ладомир, 2007. С. 113.
2 Додд У. Дневник посла Додда. 1933-1938. М.: Грифон М, 2005. С. 143-145.
3 Шпенглер О. Годы решений. Германия и всемирно-историческое развитие. Екатеринбург, 2007. С. 9.
4 Ржевская Е.М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: АСТ-Пресс Книжка, 2004. С. 127-128.
5 Дитрих О. Двенадцать лет с Гитлером. Воспоминания имперского министра руководителя прессы. 1933-1945. М., 2007. С. 11.
6 Ганфштенгль Э. Гитлер. Утраченные годы. Воспоминания сподвижника фюрера. 1927-1944. М., 2007.
* Глорификация (лат. glorificatio - прославление, расхваливание) - восхваление, превознесение, восторженная похвала; пение дифирамбов, славословие.
7 Дацишина М.В. Изменение способов формирования политического дискурса в зеркале прагматики политической элиты. (На примере Германии 1933-1939 гг.) Труды ИАИ. Т. 39.
8 Кунц К. Указ. соч. С. 113.
9 Шпеер А. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. М., 2005. С. 161.
10 Агапов А.Б.Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». М., 2005. С. 12.
11 Рифеншталь Л. Мемуары. М.: Ладомир, 2006. С. 201.
12 Подробнее см: Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога / Пер.с нем. А.Б. Григорьева. М.: Прогресс-Традиция, 1998.
13 Там же.
14 Идеологическая мобилизация молодежи: опыт нацистской Германии [Электронный ресурс] // Alma mater. 2011. № 1. URL: http: //championf1.narod.ru/ arhiv.htm.
15 Клемперер Указ. соч. С. 25.
16 Пленков О.Ю. Тайны Третьего Рейха. Спартанцы Гитлера. М., 2010. С. 23.
17 Батлер Р. История первой дивизии СС «Лейбштандарт». 1933-1945. М., 2006. С. 16, 24, 34.
18 Рива М. Моя мать Марлен Дитрих: В 2 Т. СПб.: Лимбус Пресс, 2004. Т. 1. С. 343344.
19 Нидермайер Г. Дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Мемуары фронтовиков / Герман Нидермайер, Йорн Вальтерс. М., 2009. С. 16.
20 Ржевская Е.М. Указ. соч. С. 147, 150.
21 Дацишина М.В. Указ. соч.
22 Дитрих О. Указ. соч. С. 13.
23 Додд У. Указ. соч. С. 181.
24 Пленков О.Ю. Тайны Третьего Рейха. Спартанцы Гитлера. М.: Олма Медиа. С. 23.
25 Пленков О.Ю. III Рейх. Социализм Гитлера (Очерки истории и идеологии). СПб.: Нева. 2004. С. 9.