Научная статья на тему 'Создание словаря идеографического типа как этап в реконструкции концептосферы «Метафизический мир»'

Создание словаря идеографического типа как этап в реконструкции концептосферы «Метафизический мир» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / КОНЦЕПТОСФЕРА / МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МИР / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СТИХИ / IDEOGRAPHIC DICTIONARY / CONCEPTUAL SPHERE / METAPHYSICAL WORLD / FOLKLORE SPIRITUAL POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арапов Олег Анатольевич

Автор статьи, обосновывая необходимость использования лексикографических методов при реконструкции объёмных концептуальных структур (концептосфер, фрагментов картины мира), показывает, что создание словаря идеографического типа может стать этапом в реконструкции концептосферы «Метафизический мир», объективированной словными и сверхсловными языковыми единицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOGRAPHIC DICTIONARY AS AN INTERMEDIATE PHASE OF RECONSTRUCTING CONCEPTUAL SPHERE "METAPHYSICAL WORLD"

The author, substantiating the necessity of lexicographic methods in the course of reconstructing large conceptual structures (conceptual spheres, world-image fragments), shows that ideographic dictionary-compiling can become an intermediate phase of reconstructing conceptual sphere "Metaphysical world" objectified by complex and larger-than-the-word linguistic units.

Текст научной работы на тему «Создание словаря идеографического типа как этап в реконструкции концептосферы «Метафизический мир»»

© 2011

О. А. Арапов

СОЗДАНИЕ СЛОВАРЯ ИДЕОГРАФИЧЕСКОГО ТИПА КАК ЭТАП В РЕКОНСТРУКЦИИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ «МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ

МИР»

Автор статьи, обосновывая необходимость использования лексикографических методов при реконструкции объёмных концептуальных структур (концептосфер, фрагментов картины мира), показывает, что создание словаря идеографического типа может стать этапом в реконструкции концептосферы «Метафизический мир», объективированной слов-ными и сверхсловными языковыми единицами.

Ключевые слова: идеографический словарь, концептосфера, метафизический мир, фольклорные духовные стихи.

Современная лингвистическая парадигма рассматривает язык не только как средство коммуникации между людьми, но и как когнитивный механизм, участвующий в создании, построении и структуризации картины мира отдельного индивида и языкового сообщества в целом. Исследование концептуальной картины мира через данные языка имеет богатый арсенал методов и методик. Однако порой он оказывается недостаточен. Поэтому одной из задач лингвистических исследований в рамках когнитивного подхода следует считать поиск путей утилизации лексикографических методов в практике реконструкции концептов и иных фрагментов языковой картины мира.

Одной из возможностей такого применения лексикографических методов следует считать создание словаря идеографического типа как этапа в реконструкции концептосферы «Метафизический мир». Отвечая на вопрос, в каких областях научной деятельности может найти применение идеографический словарь, лексикографы отмечают, что большое значение словарь данного типа имеет для исследования истории человеческих знаний об окружающем мире. «Если мы наложим друг на друга тематически организованную лексику одного и того же языка разных эпох, то нашим глазам откроется объективная картина движения человеческого познания. Мы увидим, как растёт одна тема и "сжимается" другая, как происходит переоценка ценностей внутри самих тем, как появляются и уходят в небытие слова и множество других любопытнейших и интереснейших фактов» [Морковкин 1970: 10].

Как известно, в основе концептуальной картины мира лежит информация двух видов: полученная сенсорным путем и полученная через знаковые системы (см. [Алефиренко 2005: 72; Рудакова 2004: 10]). Так как метафизический мир мыслится как невидимый, неслышимый, неосязаемый мир, то он не может быть познан сенсорным путем, непосредственно через органы чувств. То есть концептосфера «Метафизический мир» представляется структурой знания, которая не содержит информации, полученной через органы чувств; в её основу положена информация, получаемая индивидом через язык и культуру.

Арапов Олег Анатольевич — аспирант кафедры общего языкознания и истории языка Магнитогорского государственного университета. E-mail: obshar@mail.ru

Таким образом, реконструкция концептосферы «Метафизический мир», вербализованной в текстах разных эпох и репрезентированной различным языковым материалом, представляет особый интерес для лингвиста, ведущего исследования в рамках когнитивной парадигмы языкознания, ибо даёт шанс исследовать структуры знания, полностью овнешнённые в деятельности человека (в знаковых системах и культурных артефактах).

Этапом такой реконструкции может стать создание словаря идеографического типа, который отразит состав словных и сверхсловных языковых единиц, репрезентирующих концептосферу «Метафизический мир» в текстах различных эпох.

Концептосфера «Метафизический мир» в исследованных нами фольклорных духовных стихах XIX в. ([Бессонов 1861-1864]; [Варенцов 1860]; [Киреевский 1848]) вербализована 594 языковыми единицами словного и сверхсловного характера в 7099 употреблениях. Раздел идеографического словаря, включающий данные слова и УСК, будет иметь следующую структуру (схему):

Отдел Подотдел Группа Языковые единицы

Загробный мир Рай Наименования рая вышние небеса, прекрасный рай и др.

Вид райской награды радости неисповедимые, радость и веселие и др.

Пребывание души в раю с праведными жить, в раю ликовать и др.

Переход души в рай в рай взойти и др.

Ад Наименования ада ад, геенский огонь, злая мука и др.

Атрибуты адских мучений кипящая смола, негасимый огонь и др.

Состояние души в аду гореть в огне, мучиться вечно и др.

Переход души в ад изойти в ад и др.

Бог Наименования Бога Святая Троица Единая Троица и др.

Первая ипостась Святой Троицы Бог Саваоф, Владыка и др.

Вторая ипостась Святой Троицы Спас милостивый, Христос Царь небесный и др.

Третья ипостась Святой Троицы Святой Дух и др.

Действия Бога Действия Бога как правителя вселенной давать, повелеть, прогневаться, создать и др.

Действия Бога, направленные на праведников простить грехи, явить милость и др.

Действия Бога, направленные на грешников лишить царства небесного и др.

Действия Иисуса Христа во время пребывания на земле беседовать с учениками, принять вольное распятие и др.

Действия Бога во время Страшного суда дела судить, судить живых и мертвых и др.

Отдел Подотдел Группа Языковые единицы

Бог Антропоморфные черты Бога Телесные характеристики Бога Божие очи, Божий лик и др.

Личностные характеристики Бога Божие мысли, Господние думы, Божья милость и др.

Силы небесные Представитель ангельского чина Наименования ангелов ангел Божий, ангел милостивый и др.

Наименования архангелов архангел Гавриил, архангел Михаил и др.

Наименования серафимов шестокрылый серафим и др.

Наименования херувимов грозные херувимы, херувим и др.

Действия сил небесных Действия ангелов в Царстве Небесном ликовать, радоваться и др.

Действия ангелов как проводников душ при смерти человека вынуть душу, взять на небеса, свергнуть в ад и др.

Святые люди Наименования Богородицы Богородица, Дева Божья, Царица Небесная и др.

Деятели веры Алексей Божий человек и др.

Темные силы Наименования дьявола дьявол, сатана-враг и др.

Наименования Антихриста злой Антихрист враг и др.

Слуги дьявола бес, лукавый бес, нечистый дух и др.

Исходя из специфики идеографического словаря «Метафизический мир», мы считаем целесообразным включить в словарную статью следующие зоны: 1) инициальную, 2) семантическую, 3) культурологическую и (или) этимологическую; 4) иллюстративную.

Образец словарной статьи. Загробный мир -> Рай

-> Наименования рая рай — небо, место блаженства праведных душ.

Славянские народные представления о рае сложились под сильным влиянием христианства. Слово *га_), известное всем без исключения славянским языкам, по общему признанию этимологов, принадлежит к праславянскому лексическому фонду. Его иранское происхождение (авест. гау- м. «богатство, счастье», др.-инд. гау- «состояние, сокровище, богатство» [Фасмер, 3, 1987: 435]) в последнее время оспаривается в пользу родства с такими исконно славянскими словами, как рой, река, и изначальной семантической связи «с проточной водой, очевидно, образовывавшей преграду, которая отделяла рай от мира живых, по древним представлениям» [Славянские древности, 4, 2009: 397].

Согласно Библии рай — это определённое физическое (и даже географическое) пространство, а также основной принцип человеческого бытия — в един-

стве и гармонии с природой и Создателем [Дубровина 2010: 566]. Вместе с тем в Библии нет конкретного указания на рай как на место посмертного обитания праведных душ.

Рай как определённое физическое (географическое) пространство в православной традиции представлен тремя основными моделями [Славянские древности, 4, 2009: 397]:

1) рай — сад, воспетый в текстах Ветхого Завета;

2) рай — город, описанный в Апокалипсисе Новый Иерусалим;

3) рай — небо, небесный рай, охарактеризованный в неканонической литературе, апокрифических произведениях как надстроенные один над другим девять небесных ярусов.

Вынимали душеньку честно и хвально,

Честно и хвально в сахарны уста;

Да приняли душу на пелену,

Да вознесли же душу на небеса,

Да отдали душу к Богу в рай [Бессонов 1861: 57].

Создание словаря идеографического типа в качестве этапа при реконструкции концептосферы позволит лингвисту решить ряд задач:

1) систематизировать языковые единицы, объективирующие концептосферу;

2) описать значения языковых единиц для каждой из эпох;

3) проследить изменение семантической структуры языковых единиц;

4) через привлечение культурологических и этимологических сведений описать условия формирования значения языковых единиц.

Таким образом, являясь одним из этапов реконструкции фрагмента языковой картины мира, создание идеографического словаря «Метафизический мир», построенного на языковом материале различных веков, отразит состояние концеп-тосферы в каждой из эпох и позволит проследить развитие фрагмента «Метафизический мир» в русской концептосфере.

ЛИТЕРАТУРА

Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики: моногр. — М.: Гнозис, 2005. — 326 с.

Бессонов П. А. Калеки перехожие: сб. стихов. — Ч. I., вып. 1-3. — М.: Тип. А. Семёна, 1861. — 830 с.

Бессонов П. А. Калеки перехожие: сб. стихов. — Ч. II., вып. 4. — М.: Тип. Бахметева, 1863. — 252 с.

Бессонов П. А. Калеки перехожие: сб. стихов. — Ч. II., вып. V. — М.: Тип. Лазаревского ин-та вост. языков, 1863. — 260 с.

Бессонов П. А. Калеки перехожие: сб. стихов. — Ч. II., вып. VI. — М.: Тип. Лазаревского ин-та вост. языков, 1864. — 328 с.

Варенцов В. Г. Сборник русских духовных стихов. — СПб.: Тип. товарищества «Обществ. польза», 1860. — 251 с.

Дубровина К. Н. Энциклопедический словарь библейских фразеологизмов. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 808 с.

Киреевский П. В. Русские народные песни. Ч. 1. Русские народные стихи. — М.: Уни-версит. тип., 1848. — 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.