Научная статья на тему 'Создание системы управления проектами в организации с применением эвристических методов'

Создание системы управления проектами в организации с применением эвристических методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / БИЗНЕС / PROJECT / HEURISTIC METHODS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гага Владимир Антонович, Николаенко Валентин Сергеевич

Реализация большого количества проектов при непродуманной и несистематизированной инфраструктуре управления и контроля неизбежно приводит к неправильному распределению ресурсов. Примером могут быть затянувшиеся проекты, которые создают уже неактуальные и устаревшие продукты. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть создание единой системы управления, консолидирующей в себя все бизнес-процессы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project control system creation with heuristic methods in an organization

Modern systems of business need flexibility in management. It means that modern systems of business have demand in the instruments such as projects and people who can manage project teams. Flexibility in management bears creative thought. A successful project depends on the project manager who can solve creative problems. Talents of the project manager to find creative decisions influence positively on the life of the project. The project is a plan, so it can include consistent and parallel operations, which always give a final product. The final product of the project is a unique result. Evidently, a unique result is the outcome of creative and intelligence work of all the project team. With unreasonable or unsystematized management and control framework the realization of many projects will necessarily lead to wrong resource distribution. Examples are prolonged projects, which create irrelevant and out-of-date products. One of the variants of problem solving is making a uniform control system integrating all business processes. To solve this problem the staff of the planning department developed a control system, which carries out correlation analysis of present-day problems and strategy of the organization. It required a control system because of numerous projects implemented simultaneously. The planning department worked out a plan of actions that included consecutive stages to create a complex program of organization development, the knowledge base for the staff of the department of strategic planning and design.

Текст научной работы на тему «Создание системы управления проектами в организации с применением эвристических методов»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 137-140

УДК 331.103.2

В.А. Гага, В.С. Николаенко

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Реализация большого количества проектов при непродуманной и несистематизированной инфраструктуре управления и контроля неизбежно приводит к неправильному распределению ресурсов. Примером могут быть затянувшиеся проекты, которые создают уже неактуальные и устаревшие продукты. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть создание единой системы управления, консолидирующей в себя все бизнес-процессы организации.

Ключевые слова: проект; эвристические методы; бизнес.

Любую систему всегда легче понять на краевых задачах, где известны все переменные. У математиков есть метод, называемый «доказательство от противного», с помощью которого обычно проверяется истинность того или иного утверждения [1]. Воспользуемся данным математическим методом для рассмотрения задачи, связанной с современными макроэкономическими агентами в модели четырехсекторной экономики, а именно фирмами [2]. По определению, фирмы — это организации, которые владеют экономическими ресурсами и ведут хозяйственную деятельность. Как агенты спроса фирмы покупают необходимые для производства ресурсы, как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные продукты и услуги [2]. В повседневной жизни деятельность фирм принято называть бизнесом. Далее сформулируем несколько основных характеристик, не свойственных современному бизнесу:

— во-первых, современный бизнес не может быть представлен как строго иерархичная система, не способная к каким-либо изменениям;

— во-вторых, успешный бизнес не способен развиваться в замкнутом пространстве, т.е. успешно осуществлять экономическую активность на одном локальном рынке;

— в-третьих, бизнес немыслим без конкурентов и конкурентной борьбы;

— в-четвертых, современный бизнес не существует в стабильной экономике. Следовательно, бизнес не защищен от финансовых, социальных, политических кризисов и других рисков.

Из вышесказанного можно заключить, что современный бизнес — это гибкая система, способная легко перестроиться и приспособиться к любой ситуации, в то же время способная существовать на открытом международном рынке, ведя непрерывную конкурентную борьбу и работая в парадигме технико-экономического паритета [3]. Подобные факторы являются сильне йши-ми стимулами к постоянному развитию. Для руководителей высшего звена, как никогда ранее, остро стоит вопрос о новаторских идеях, ведь любая закостенелость поведения и мышления неминуемо наказывается, приводя к материальным затратам, а иногда и к банкротству [4].

По мнению Дж. Хокинса, современный бизнес трансформировался, и ключевые изменения были сфокусированы на:

— применении воображения в бизнес-процессах;

— управлении интеллектуальным капиталом;

— эффективном поощрении и вознаграждении креативных сотрудников;

— краткосрочности проектов (перенос акцентов на проектную деятельность);

— оперативной реакции на успехи и провалы [5].

Современные бизнес-системы нуждаются в «гибкости». В этой связи данная потребность постепенно вывела на фронтовые рубежи проекты, проектную деятельность, руководителей проектов и проектные команды. Гибкость рождает креативное мышление, творческое, без которого не обходится ни один проект. Успешность реализации проекта прямо пропорциональна тому, насколько руководитель проекта удачно справляется с изменениями, которые способны как улучшить, так и навредить. Продуманный план последовательных и параллельных действий, методично приводящих к конечному результату, позволяет учесть множество деталей, разбить проект на несколько этапов, присвоить каждому этапу фиксированные значения показателей и остановить проект в тот момент, когда промежуточные результаты становятся неприемлемыми. По определению, итоговый продукт проекта — это уникальный результат [6]. Очевидно, что уникальный результат не может быть создан проектной командой с инертным мышлением [7]. Оригинальность, креативность, уникальность — это результат напряженного труда определенных лиц, которые способны фокусироваться на проблеме, обучаться (самостоятельно приобретать недостающие знания, умения, навыки) и творить [8].

Для того чтобы избавиться от инертности и приобрести мобильность, многие фирмы всё чаще создают в своей организационной структуре проектные департаменты. Проекты для фирм — это то же самое, что и научно-исследовательские эксперименты для лабораторий. Эксперименты могут быть успешными, а могут и провалиться. Физики-экспериментаторы по этому поводу говорят: «Отрицательный результат — это тоже результат. Главное, правильно этим результатом распорядиться и всё переосмыслить, возможно, начав сначала». Аналитика и прогнозирование для бизнеса являются важнейшими навыками, такими же, как и планирование. Операционные задачи в этом случае служат только вспомогательными инструментами управленческой и бухгалтерской отчетности. Проектные задачи же выявляют тенденции, позволяют увидеть современные тренды.

Процесс создания новых продуктов и услуг является трудоемкой задачей. В большинстве случаев инно-

вационные продукты так или иначе являются товарами-субститутами (заместителями) уже существующих. Согласно матрице Игоря Ансоффа, подобные инновационные продукты и услуги попадают под классификацию «новый продукт — старый рынок» [9]. Однако порой полёт фантазии и воображения способны создать такой продукт, который будет не только не похож на остальные, но и будет совершенно другим. Подобные продукты способны создавать свободные новые рынки, согласно классификации матрицы Ансаффа - «новый продукт — новый рынок» [Там же].

В качестве примера подобных новаторских разработок рассмотрим деятельность организации, которая занимается созданием открытого виртуального пространства. Его особенностью является большая концентрация интегрируемых элементов реальной и виртуальной среды. Под «элементами» понимаются такие атомарные инструменты, как реальные (конференции, стажировки, экскурсии, мастер-классы и т.д.) и виртуальные (вебинары) мероприятия, аукционы, образовательные курсы и т.д. Использование объединенной системы инструментария и функционала позволит пользователям открытого виртуального пространства инициировать и развить многие IT-проекты.

Перед сотрудниками проектного департамента стояла задача создать «систему управления», которая должна была проводить корреляционный анализ текущих проектных задач со стратегическими целями организации. Потребность в системе управления у организации возникла в связи с большим количеством одновременно реализуемых проектов. Подобные действия до внедрения системы управления приводили к размытию границ бюджетов, к постоянному отклонению от намеченных стратегических целей и к неэффективной занятости участников проектных групп. Для решения данной задачи проектным департаментом был разработан план действий, который включал в себя выполнение последовательных этапов, итогом которых стали три продукта — комплексная программа развития организации (КПР) (см. рис. 1), база знаний для сотрудников и отдел стратегического планирования и проектирования (ОСП) (см. рис. 2).

Первым продуктом на пути создания системы управления была комплексная программа развития организации (КПР). КПР — это портфель документов, в котором содержатся все современные парадигмы, стратегические концепции, цели, ценности, задачи, обобщенная карта всех проектов, созданная в соответствии с планом развития. На этапе I сотрудникам проектного департамента предстояло сформулировать и формализовать стратегические цели организации. Для усиления креативности и для избавления от инерционности мышления были использованы эвристические методы, такие как «оператор ВРС» (Время Размер Стоимость), «SWOT-анализ» (Strength Weaknesses Opportunities Threats) и «стратегические карты» [10, 11].

После формализации стратегических целей сотрудниками проектного департамента была собрана необходимая информация о проектных и операционных задачах организации. Систематизация и анализ полученной информации (этап II) проводились с помощью эвристического метода «PDPC» (Process Decision Pro-

gram Chat) [12]. Изначально метод «PDPC» разрабатывался как метод контроля качества изготавливаемой продукции. Однако диаграммный принцип «PDPC» позволяет эффективно и качественно структурировать информацию, сохраняя при этом общую логику взаимодействий и взаимозависимостей всей системы.

Визуализация полученных результатов осуществлялась с помощью моделирования бизнес-процессов (этап III-1, этап III-2). В этой связи сотрудниками проектного департамента было разработано две модели организации. Первая (этап III-1) — это модель, созданная на основании видения дирекции и собственников идеальной организации с идеальными бизнес-процессами. В процессе моделирования сотрудниками проектного департамента применялись такие методы, как «синектика», а именно первые три этапа (личная, прямая символьная аналогия) [10]. Изменение ролей позволило комплексно взглянуть на объект исследования, метод «PDPC» использовался для структурирования информации, и с помощью метода «стратегических карт» были построены бизнес-модели [11, 12]. Вторая модель (этап III-2) — это модель организации в момент сбора информации. Данная модель показала реальное состояние дел в организации и позволила определить некоррелируемые связи между реальной и идеальной моделью. На основании полученных данных была создана универсальная модель организации (этап IV) с учетом технологий, необходимых для достижения стратегических целей. В иерархию новой модели (этап IV) были включены эвристические методы, касающиеся управления системами, такие как метод «диаграммы дерева» и метод «поэлементного экономического анализа» [13, 14]. Внедрение эвристических методов позволило на ранних этапах предусмотреть возможности мониторинга, контроля и корректировки операционных и проектных задач. Для устранения возникающих противоречий в ходе моделирования сотрудниками проектного департамента был применен метод «интеллект-карт» [15]. В литературе также встречается другое название метода — «Mind Map» [Там же]. Структурирование и систематизация информации осуществлялись с помощью метода «PDPC» [12].

Промежуточным продуктом деятельности проектного департамента стал портфель документов, описывающих функционал комплексной программы развития организации (КПР). Портфель документов КПР включал в себя описание бизнес-процессов и бизнес-моделей организации, стратегические цели и задачи, планирование основных операций по их достижению, структурированную и систематизированную общую карту проектов (этап V).

Консолидация обработанной информации в одном портфеле позволила создать динамическую базу знаний для сотрудников организации (рис. 2). Актуальность создания подобной базы знаний может быть обусловлена высокой зависимостью современного общества от информации, а также тягой к голографическому принципу (способность каждой части создавать целую картину). В качестве примера голографического принципа можно привести деятельность участников проектной группы, которые играют свои роли и выполняют свои задачи в проекте. Несмотря на иерархию, каждый участник про-

ектной группы концептуально подготовлен и глубоко погружен в суть проекта, что дает ему возможность в случае необходимости изменить иерархичную роль и са-

мостоятельно довести проект до конца. Подобные мероприятия позволяют сделать итоговый продукт менее зависимым от внешних и внутренних обстоятельств.

Эвристический метод SWOT-АНАЗИЗ

Эвристический метод ОПЕРАТОР ВРС

Стратегические цели организации

Сбор и анализ информации

Рис. 1. Создание комплексной программы развития организации (КПР)

Знания стали неотъемлемой частью производимых товаров и услуг. Умение правильно распоряжаться знаниями внутри организации теперь предопределяет её поведение и гибкость на рынке. Для того чтобы лучше понять, насколько важно управлять знаниями, можно провести аналогию между знаниями и агрегатными состояниями вещества: газообразным (то, что находится у сотрудников в головах), жидким (знания, получаемые в результате обсуждения между сотрудниками) и твердым (конкретные продукты, услуги, схемы и т.д.) [3].

База знаний, разработанная проектным департаментом для сотрудников, была создана на веб-ресурсе, находящемся в общем доступе для всех сотрудников. Архитектура базы знаний была построена по принципу wiki [5], т.е. сотрудник организации, обладающий со-

ответствующими правами, может не только в режиме on-line установить взаимосвязи и взаимозависимости между бизнес-процессами, но вносить корректировки, прикрепляя креативные идеи и творческие решения. Для разработки технического задания базы данных (ТЗ БД) применялся диаграммный принцип метода «PDPC» [12] (этап VI-1).

Параллельно с этапами VI-1 и VI-2 велись работы по созданию отдела стратегического планирования и проектирования (ОСП) [11]. Основными операциями отдела ОСП должны были стать функции по контролю выполнения всех проектов, проведению корреляционного анализа между текущими проектными и стратегическими задачами, а также разработка стратегических концепций для новых проектов.

Рис. 2. Создание базы знаний для сотрудников и отдела стратегического планирования и проектирования (ОСП) на основании КПР

Существование бизнеса в рыночной неопределенности создает некоторое давление и заставляет фирмы инициировать проекты, различные по длительности и содержанию. Увеличение проектной массы при непро-работанной и несистематизированной инфраструктуре управления и контроля неизбежно приводит к неправильному распределению ресурсов. Примером могут быть затянувшиеся проекты, которые создают уже неактуальные и устаревшие продукты. Одним из вариан-

тов решения данной проблемы может быть создание единой системы управления, консолидирующей все бизнес-процессы организации. Разработка подобных систем требует значительных интеллектуальных затрат и креативных идей, которые, в свою очередь, могут быть получены с помощью эвристических методов, способных активизировать творческие способности и избавить от инерционности мышления участников проектных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доказательство от противного. URL: // http://dic.academic.ru

2. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. 511 с.

3. Нордстрем К., Риддерстрале Йо. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-

Петербурге, 2001. 282 с.

4. Gaga V. How to be a leader. Book has been published by publishing house «MADRIS», 2011. 60 p.

5. Хокинс Дж. Креативная экономика. М. : Классика-XXI, 2011. 256 с.

6. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. : МИР, 1986. 328 с.

7. АльтшуллерГ.С. Алгоритм изобретения. М. : Московский рабочий, 1973. 296 с.

8. Бьюзен Т. 10 способов как стать гением. М. : АСТ, 2002. 253 с.

9. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989. 320 с.

10. Ефимов В.В. Сборник методов поиска новых идей и решений управления качеством. Ульяновск : УлГТУ, 2011. 194 с.

11. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М. : Олим-Бизнес, 2005. 512 с.

12. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. Управление качеством. М. : Горячая линия - Телеком, 2001. 600 с.

13. КузьминА.М. Диаграмма Исикасы // ММК. 2006. № 3. С. 27.

14. Соболев Ю.М. Конструктор и экономика: ФСА для конструктора. Пермь, 1987.

15. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Мн. : Попурри, 2003. 2-е изд. 320 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 28 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.