© Юрченко В.М., 2013
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 37.035:378.4(470.620) ББК 74.58
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В.М. Юрченко
В статье анализируется развитие системы патриотического воспитания в Кубанском государственном университете на основе образовательной, научной деятельности и воспитания гражданских качеств личности. Выявляются факторы политического участия студенческой молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданские качества личности, молодежь, Кубанский государственный университет.
В ситуации динамично развивающейся политической системы современной России особенно важным оказывается исследование факторов, оказывающих существенное влияние на формы политического участия и активность молодежи. Выявление таких факторов позволяет прогнозировать возможные последствия принятия тех или иных политических решений, обеспечивать стабильное развитие российского общества. Как отмечено в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федераци», «именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам» [4], то есть позиция молодых людей является одним из основополагающих факторов, влияю-
щих на содержание политического процесса в современной России.
На недавней встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями общественности в г. Краснодаре (12 сентября 2012 г.), где обсуждались вопросы духовного состояния молодежи, ключевые аспекты нравственного, патриотического воспитания, Президент нашей страны отметил, что от того, «как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся и в то же время не растерять себя как нацию, не утратить своей самобытности в очень непростой современной обстановке. Эта обстановка характеризуется тем, что наше культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - все это сегодня - сфера жесткой конкуренции, открытого информационного противоборства» [1].
В контексте исследуемой проблематики представляется весьма полезным проанализировать результаты социологического опроса молодежи в возрасте 18-30 лет, проведенного коллективом исследователей кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета в Краснодарском крае в 2009 г. в рамках проекта «Информационная безопасность в полиэт-ничном социуме (на материалах ЮФО)» (руководитель - доктор философских наук, профессор В.М. Юрченко).
Активный интерес к политической жизни страны и Краснодарского края проявляют 26 % респондентов. Основная часть опрошенных интересуется «когда как» (41 %), а интерес к тому, что имеет отношение к ним, обозначили 24 % респондентов. Не интересуются общественно-политической жизнью края 9 % опрошенных молодых людей (рис. 1).
При этом главной возможностью для самореализации молодежи является, на наш взгляд, общественно-политическая деятельность. Молодежные общественные и политические организации являются тем звеном, которое воспитывает дисциплинированного, организованного, ответственного человека,
вовлекает в активную общественно-политическую деятельность. Любая общественная организация и политическая партия в своих целях и задачах ставит вопрос социализации молодого населения, поэтому складывается определенная система ценностей, самоидентификация приобретает явные черты, молодой человек получает навыки политического образования.
О своем участии в выборах сообщили 67 % респондентов, подчеркивая, что голосование является гражданским долгом и обязательно для каждого гражданина Российской Федерации (см. рис. 2).
Тем не менее значительная часть молодых людей, особенно принадлежащих к категории студенчества, среди обстоятельств участия указали принудительный фактор. Отмечалась возможность принять участие в розыгрыше призов (который неоднократно проводился в Краснодарском крае в день выборов), что не подтверждает гражданской ответственности и высокого уровня политической культуры.
В данном контексте необходимо проводить системные исследования потребностей и интересов молодежи, заниматься ее просвещением и привлечением к решению имеющих-
«Интересуетесь ли Вы политической жизнью страны и Краснодарского края?»
«Не интересуюсь» ■ 9 %
« Когда как»
«Активно интересуюсь» 26 %
41 %
«Интересуюсь тем, что имеет отношение ко мне » -24 %
Рис. 1. Распределение респондентов по степени интереса к политической жизни страны
и Краснодарского края
Рис. 2. Распределение респондентов по участию в выборах
ся проблем. Представляется важным проанализировать воздействие основной массы источников информации на молодое поколение. Так, более половины опрошенной молодежи на Юге России постоянно читает книги, газеты и журналы, а молодежи, которая вообще не пользуется данными источниками информации, значительно меньше тех, кто не пользуется Интернетом [2, с. 164-165]. Таким образом, важную роль в подготовке молодежи должны играть как печатные СМИ, так и Интернет-ресурсы, формирующие политическую культуру и выполняющие функцию политической социализации молодежи.
В таких условиях актуальным становится вопрос: каким образом должна формироваться система ценностей? Особенно важно определиться с этим в отношении подрастающего поколения.
Следует отметить, что большое влияние на политическую позицию современной молодежи оказывают социальные аспекты проводимой молодежной политики. Как показывает опыт Кубанского государственного университета (а сегодня это около 30 тыс. студентов различных форм обучения), внимание к социальным проблемам молодежи существенно повышает доверие к государственной власти, влияет на ее электоральную поддержку. В данном контексте уместно упомянуть инициативы В.В. Путина, изложенные им в ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации 2012 г. в статье «Строительство спра-
ведливости. Социальная политика для России». Существенный блок здесь посвящен именно молодежи. К примеру, только в области высшего образования это и обеспечение социального равенства в получении образования, и наведение порядка в стипендиальном обеспечении, и проблема несоответствия структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. А главная цель - это «научиться использовать “образовательный драйв” молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за свое благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны» [3].
В Кубанском государственном университете в выборах в Законодательное собрание края (14 октября 2012 г.) приняли участие более 60 % студентов, за «Единую Россию» проголосовали 65 %, за КПРФ - 7 %, за ЛДПР -6,6 %. На последних президентских выборах 2012 г. за В.В. Путина проголосовало более 60 % студентов КубГУ, принимавших участие в голосовании. И это следствие проводимой в университете социальной политики, воспитательной работы и т. д., осуществляемых в контексте процессов российской модернизации.
В ноябре 2012 г. в эксплуатацию будет сдан плавательный бассейн, строительство которого ведется при поддержке партии «Единая Россия», футбольная команда КубГУ в октябре 2012 г. в третий раз стала чемпионом страны среди студенческих команд. Во Все-
российском конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «Вуз здорового образа жизни» Кубанский государственный университет победил в номинации «За создание условий для развития физической культуры и спорта в вузе». Таким образом, прослеживается взаимосвязь различных направлений воспитательной работы, комплексно влияющих на формирование гражданских качеств личности студенческой молодежи.
Концепция воспитательной работы с молодежью в Кубанском государственном университете была вложена в заявку на участие в конкурсном отборе Программ развития деятельности студенческих объединений вузов, который проводило Минобрнауки РФ весной этого года. Университет вошел в число победителей этого конкурса и получил право на финансирование собственной программы на 2012-2013 гг. в размере 40 млн рублей. Таким образом, сегодня в КубГУ реализуется Программа развития деятельности студенческих объединений «Интеграция студенческих объединений Кубанского государственного университета в процессы научно-инновационного развития страны, модернизации высшего профессионального образования, становления гражданского общества».
Структура Программы предусматривает три крупных блока развития:
- развитие студенческих научных коллективов в рамках Молодежного научно-инновационного центра;
- развитие волонтерского движения;
- развитие системы патриотического воспитания студенческой молодежи и формирования гражданских качеств личности, развитие студенческих объединений, внедряющих в свою деятельность социально-гуманитарные технологии, способствующих развитию творческих и созидательных инициатив.
Как видно из третьего блока, одной из главных целей программы является совершенствование системы патриотического воспитания студенческой молодежи вуза и социальном становлении личности, формировании активной гражданской позиции обучающихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. Основными задачами программы в этой области являются:
- формирование комплексной программы патриотического воспитания студенческой молодежи КубГУ, нацеленной на реализацию идей обеспечения национальной безопасности России, защиты ее национально-государственных интересов на юге страны;
- развитие социально-гуманитарных технологий конструктивного вовлечения молодежи в управленческий процесс и историко-аналитическую деятельность;
- использование информационных механизмов в формировании позитивной гражданской идентичности студенческой молодежи, способствующей укреплению системы информационной безопасности региона;
- развитие системной и конструктивной площадки по самоопределению молодых людей посредством проведения парламентских дебатов;
- информационная поддержка и пропаганда идей толерантности и социального доверия в среде студенческой молодежи, создание дополнительных условий для адаптации к вузовскому образованию бывших военнослужащих;
- взаимодействие с представителями Кубанского казачества в создании гибкой системы воспитания молодежи, на базе изучения ценностей и традиций казачества и осуществления актуальных для Юга России научных студенческих исследований патриотической значимости.
Общую координацию деятельности студенческих объединений КубГУ осуществляет Совет обучающихся. Это принципиально новая структура, которая является частью корпоративной культуры университета. Совет взаимодействует со всеми структурными подразделениями вуза, в том числе с деканатами и кафедрами.
Следует отметить, что ранее, в феврале 2012 г., по инициативе студентов факультетов географического, управления и психологии и при поддержке ректора, в День памяти воинов-интернационалистов был создан Клуб патриотического воспитания. Создание Клуба явилось следствием двухгодичной подготовительной работы на факультетах, проведения общеуниверситетских мероприятий патриотической направленности. На первом заседании Клуба был избран Совет
клуба, почетным президентом стал Герой Российской Федерации полковник Е.Д. Шен-дрик, утверждено положение Клуба и план работы. Члены Клуба приняли активное участие в проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы и ряде других мероприятий, проводимых системно и целенаправленно.
Особо хотелось бы сказать о важнейшем мероприятии проекта - проведении ежегодных Столыпинских чтений, конкурсов студенческих работ. В сентябре 2011 г. в нашем вузе был открыт памятник выдающемуся российскому реформатору Петру Аркадьевичу Столыпину, проведена студенческая научно-практическая конференция. А в апреле 2012 г. в честь 150-летия со дня рождении П.А. Столыпина в КубГУ прошли первые Столыпинские чтения «Российская модернизация: от Столыпина к современности». Проходить они будут теперь ежегодно, и в их преддверии на всех факультетах в рамках «Недели науки» пройдут студенческие научные конференции, выставки работ молодых художников. Надо хорошо знать наследие П.А. Столыпина, его планы и конкретные действия на благо России на посту премьер-министра. На наш взгляд, именно в таких мероприятиях и формируются те ценности и нравственные основы, о которых недавно говорил В.В. Путин в г. Краснодаре. Именно в них мы видим единство образовательного и воспитательного процессов, без которого вырастить патриота, достойного гражданина России просто невозможно.
Также в целях формирования гражданских качеств личности и толерантности, в рамках реализации программы «Интеграция студенческих объединений Кубанского государственного университета в процессы научноинновационного развития страны, модернизации высшего профессионального образования, становления гражданского общества», в университете планируется создание Центра национальных культур.
Задачи деятельности этого объединения таковы:
- формирование общекультурной гражданской идентичности, укрепление национально-культурного единства студенческого сообщества и оптимизация межкультурного взаи-
модействия с учетом уважения самобытности каждой этнической группы;
- привлечение студентов к развитию системы комплексного аналитико-информацион-ного сопровождения важнейших инновационных проектов в контексте модернизации по-лиэтничного социума;
- обеспечение правовой и научной поддержки студенческих инициатив, интеграции студенческой молодежи в процесс становления и развития гражданского общества;
- создание условий для самореализации личности и ответственной жизненной позиции студентов в рамках деятельности Центра национальных культур КубГУ.
Интеграция обучающихся Кубанского государственного университета в процессы модернизации страны связана с применением инновационных методов в учебно-воспитательном процессе и формированием творческого подхода к решению социальных проблем полиэтничного социума. Одной из форм взаимодействия студенческой науки и развития толерантности и интеграции молодежи в социокультурные процессы является развитие направлений деятельности Студенческого отделения научно-образовательного центра социально-гуманитарных технологий, который создан для апробирования экспериментальных методик организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с задачами формирования гражданских качеств личности, культуры диалога, межнационального согласия, уважения национальных традиций и профессиональной самореализации.
Программой развития деятельности студенческих объединений КубГУ предусматривается также создание студенческой конфликтологической службы по предупреждению и урегулированию конфликтных ситуаций в студенческой среде, организация студенческого консультативного правового бюро, деятельность которого будет способствовать профессиональной адаптации студентов к потребностям реального рынка труда и создаст площадку для эффективного разрешения правовых проблем студентов и разработки предложений по совершенствованию деятельности структурных подразделений КубГУ, а также формирование социолого-психологической ис-
следовательской группы по вопросам адаптации и трудоустройства студенческой молодежи. Планируется, что количество трудоустроенных студентов увеличится на 30 %. И это тоже воспитание граждан страны.
Реализация данной концепции формирования гражданских качеств личности позволит Кубанскому государственному университету выйти на новый этап своего развития, на котором сочетание образовательной, научной деятельности и воспитания гражданских качеств личности на основе новых знаний, умений и ценностей позволит сформировать личность, способную разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Встреча Президента РФ с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 г. (г. Краснодар). -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// news.kremlin.ru/news/16470/print. - Загл. с экрана.
2. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтнично-го социума (на материалах Юга России) : монография / под ред. В. М. Юрченко. - Краснодар : Куб. гос. ун-т, 2011. - 244 с.
3. Путин, В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В. В. Путин // Комсомольская правда. - 2012. - 13 февр.
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/ press/news/3318/. - Загл. с экрана.
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION AND FORMATION OF CIVIL QUALITIES AMONG STUDENT’S YOUTH AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY
V.M. Yurchenko
The development of the system of patriotic education at the Kuban State University on the basis of educational, scientific activities and upbringing of civil qualities of the personality is analyzed in the article. Factors of political participation of student’s youth are enucleated.
Key words: patriotic education, civil qualities of the personality, youth, Kuban State University.