Научная статья на тему 'Создание системы органов ВЧК в советской России и образование ее чрезвычайных структур в Симбирской губернии в 1917-1918 гг'

Создание системы органов ВЧК в советской России и образование ее чрезвычайных структур в Симбирской губернии в 1917-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ КОМИССИИ / EXTRAORDINARY COMMISSIONS / Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКИЙ / СИМБИРСКАЯ ГУБЧЕКА / ЛЕВИН А.М. / Ю. ЯНЕЛЬ / THE ALL-RUSSIA EMERGENCY COMMISSION / F.E. DZERZHINSKY / SIMBIRSK GUBCHEK / LEVIN A.M. / Y. YANEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чигрин М.В.

Статья посвящена изучению начального периода деятельности системы органов ВЧК в Советской России на местах. Актуальность данной темы обуславливается необходимостью на сегодняшний момент времени глубокого изучения опыта советских чрезвычайных структур, которое позволит представителям спецслужб получить необходимые данные, а также исключить вероятность допущения просчетов. История формирования и развития ВЧК составляет важнейшую часть истории развития страны, и требует от исследователя справедливого освещения минувших событий и беспристрастного академического изучения. К вопросам, которые затрагивает данная статья, относятся основные тенденции формирования местных органов Всероссийской Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности, а также проблемы, которые возникали в процессе их формирования и некоторые моменты, связанные непосредственно с деятельностью Симбирской губернской чрезвычайной комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы органов ВЧК в советской России и образование ее чрезвычайных структур в Симбирской губернии в 1917-1918 гг»

УДК 930

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЧК В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ЕЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СТРУКТУР В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1917-1918 ГГ.

М.В. Чигрин

maksim-chigrin@mail.ru

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

г. Ульяновск, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению начального периода деятельности системы органов ВЧК в Советской России на местах. Актуальность данной темы обуславливается необходимостью на сегодняшний момент времени глубокого изучения опыта советских чрезвычайных структур, которое позволит представителям спецслужб получить необходимые данные, а также исключить вероятность допущения просчетов. История формирования и развития ВЧК — составляет важнейшую часть истории развития страны, и требует от исследователя справедливого освещения минувших событий и беспристрастного академического изучения. К вопросам, которые затрагивает данная статья, относятся основные тенденции формирования местных органов Всероссийской Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности, а также проблемы, которые возникали в процессе их формирования и некоторые моменты, связанные непосредственно с деятельностью Симбирской губернской чрезвычайной комиссии.

Ключевые слова: Гражданская война, Всероссийская чрезвычайная комиссия, чрезвычайные комиссии, Ф.Э. Дзержинский, Симбирская Губчека, Левин А.М., Ю. Янель.

Процесс развития современной Российской Федерации неразделимо связан с необходимостью постоянно предпринимать усилия, направленные на отражение любых возможных угроз для безопасности страны. В современном обществе обеспечение безопасности, признано ключевым условием, без которого не возможно эффективное развитие государства. Именно этот факт, ставит перед исследователями актуальную проблему, согласно которой необходимо провести глубокий анализ процесса возникновения чрезвычайных органов в губерниях, а также их работу в особо критических стадиях формирования страны.

Проводя историографический обзор работ, написанных о процессе создания и дальнейшей деятельности органов ВЧК, следует подчеркнуть, что исследователи недостаточно акцентировали внимание на глубоком и качественном изучении деятельности местных чрезвычайных структур. Данная проблема достаточно полно была освещена в трудах А.В. Рыжикова, А.Ю. Данилова, Мардамшина Р.Р [8; 13; 17].

Отдельного внимания заслуживает работа Мистрюгова П.А., в которой исследователь затронул деятельность чрезвычайных структур на территории Самарской губернии, осветив ключевые моменты их деятельности и взаимодействия. По итогам исследования, автор сделал следующий вывод: «органы ВЧК являлись ключевым элементом механизма местного государственного управления, при непосредственном участии которого удалось провести реформирование властных структур, а также контролировать осуществление мероприятий» [14, с. 48].

К текущему моменту времени, история становления Симбирской ГубЧК в первые годы советской власти исследователями не затрагивалась, что в свою очередь, делает данную тему в научной среде востребованной и актуальной.

С точки зрения лидеров большевистской партии, первоочередной задачей нового советского государства должно было стать подавление любой возможной попытки сопротивления представителей свергнутых классов бывшей Российской

империи. Гражданская война и интервенция иностранных держав поспособствовали усилению концентрации усилий большевиков в этом направлении и ускорили процесс создания репрессивно-карательных органов власти. Практически, в первые же дни своей работы, деятельность чрезвычайных органов власти приобрела характер массового террора, который затронул все слои населения.

Можно отметить, что большевистский террор имел логическое обоснование и был спровоцирован отменой частной собственности. Этой точки зрения придерживался философ И.А. Ильин, который писал в своих трудах: «Коммунизм осуществим только при помощи системы террора, в основе которого лежит его противоестественность. Живой и здоровый инстинкт может принять его только как ненавистное иго, которое будет навязываться ему угрозою, унижением, мукою голода и страхом смерти. Уничтожение враждебных классов неосуществимо на словах: оно неизбежно ведет к массовому избиению людей» [16].

Но возникновение революционного террора нельзя связывать исключительно с политическим курсом нового советского правительства, необходимо также учитывать и ослабление религиозного чувства и правосознания у граждан, которое возникло вследствие тяжелых потрясений: Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны.

В октябре 1917 года большевики учли опыт якобинской диктатуры во Франции, для того чтобы не допустить просчетов при создании системы чрезвычайных органов власти.

Первым чрезвычайным органом стал Петроградский военно-революционный комитет, осуществлявший свою деятельность под непосредственным контролем со стороны ЦК РСДРП(б) и СНК. К основным направлениям работы ВРКотносились: осуществление процесса создания властных структур, мероприятия, направленные на обеспечение населенных пунктов и военных подразделений продовольствием, реквизиция у антисоветских элементов продовольственного и хозяйственного товара, ликвидация членов, осуществлявших антигосударственную деятельность, а также контроль за общественным порядком.

Спустя некоторое время, начался процесс появления и упрочнения новых комиссариатов, позволивший сузить поле деятельности ВРК и акцентировать внимание на противостоянии преднамеренному неисполнению должностных обязанностей, а также борьбе с антисоветскими элементами, осуществлявшими подрывную деятельность и представлявшими угрозу молодому государству. Ф.Э. Дзержинский в первых числах декабря 1917 года предпринял первые шаги по разработке плана по созданию специального государственного органа, который бы эффективно реагировал и немедленно предотвращал любые контрреволюционные проявления среди граждан страны.

В декабре 1917 года ВЦИК упразднил ВРК, а взамен его постановил создать отдел, основным направлением деятельности которого должно было стать противостояние революционным проявлениям. Уже 7 декабря состоялось первое заседание членов данного отдела, по итогам которого Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании ВЧК [15]. В последних числах декабря начался процесс формирования чрезвычайных комиссий в губерниях. Точкой отсчета стало 28 декабря 1917 года, когда Всероссийская чрезвычайная комиссия обратилась через газету «Известия ВЦИК» ко всем местным партийным органам с призывом: «Общими, объединенными усилиями, скорее и легче будет сломлено сопротивление врагов революции» [10].

Зимой 1918 года ВЧК отправила в районные Советы телеграмму, которую подписали Ф.Э. Дзержинский и И.Н. Полукаров. В самом письме подробно расписывалась необходимость немедленного создания местных чрезвычайных струк-

тур, которым в обязательном порядке следовало наладить взаимодействие с ВЧК [1, с. 50]. После получения постановления и письма ВЧК, исполнительные комитеты губернских Советов и губернские комитеты РКП(б) ускорили организацию чрезвычайных комиссий [1, с. 53].

В целом процедура создания чрезвычайных структур проходила следующим образом: первоначально на повестку дня на собрании членов губисполкома или губкома партии выносился вопрос, связанный с необходимость незамедлительного принятия мер по предотвращению антисоветских выступлений и спекулятивной деятельности [2, с. 37]. При этом, любой член исполкома или представитель ВЧК подготавливал текст выступления, в котором фиксировались сведения о контрреволюционных проявлениях, примеры спекулятивных операций, а также подчеркивалась необходимость создания данного органа. После выступления докладчика происходиладискуссия, по итогам которой, зачастую выносилось решение о незамедлительной организации чрезвычайной комиссии. Далее, ратифицировался основной штат комиссии, заранее выбранный губкомом РКП(б) и при ней создавалсявоенный отряд, снабженный оружием [1, с. 53].

Чрезвычайные структуры первоначально вели деятельность, направленную на предотвращение контрреволюционных проявлений лишь в рамках центральных городов губернии, а спустя некоторое время масштаб их работы распространился на всю губернию без исключения.

В советском правительстве важность существования чрезвычайных структур у партийных представителей не вызывала никакого сомнения, при этом рассматривались планы, которые бы значительно расширили полномочия данных органов и масштаб территории. С предложением претворить в жизнь основные положения планов, выступил 5 апреля 1918 года заместитель председателя ВЧК Д.Г. Евсеев [11].

Согласно его предложению, полем деятельности ВЧК должна была стать территория всей страны, так как молодому государству крайне важным было обезопасить себя от любой возможной контрреволюционной угрозы. В итоге, после обсуждения на заседании, ВЧК решила провести Всероссийскую конференцию чрезвычайных комиссий, на которой должны были выступить работники чрезвычайных структур, предлагавшие свое решениеострых проблем, затрагивавших организационный процесс ЧК [11].

В последних числах лета 1918 года процесс организации чрезвычайных структур в губерниях практически завершился, к этому времени было 38 ГубЧК [12]. Данные комиссии в губерниях стали главным элементом в механизме местных чрезвычайных структур. В Симбирской губернии при губернском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была 21 апреля 1918 года организована чрезвычайная комиссия [5]. На Симбирскую ГубЧК были возложены следующие задачи: устранение абсолютно всех реакционных заговоров, передача для судебного процесса Ревтрибуналу саботажников, спекулянтов и элементов, подозреваемых в ведении антисоветской деятельности [6]. Председателем Симбирской ГубЧК при губернском комиссариате юстиции был назначен Левин А.М. Непосредственно в органах госбезопасности губернии он начал свою работу с мая 1918 года, а председателем Симбирского Губчека стал лишь в сентябре [18, с. 164].

Гражданская война оказала значительное влияние на деятельность Чрезвычайной комиссии. 22 июля 1918 года Симбирск был захвачен войсками под предводительством Генерального штаба полковника В. Каппеля, а губерния стала управляться эсеровским самарским Комитетом членов Учредительного собрания. В свою очередь чрезвычайная комиссия была ликвидирована, однако начиная с момента освобождения города, а именно 26 сентября 1918 года начался процесс по восстановлению деятельности чрезвычайных комиссий в губернии [3].

Наиболее полные сведения о работе в губернии чрезвычайных комиссий осенью 1918 года, удалось почерпнуть из архивных фондов, в частности осуществив анализ отчета члена коллегии Иногороднего отдела ВЧК Ю. Янель [4]. В Симбирске ситуация сложилась достаточно тяжелой, так как практически шли не утихая боевые действия на другом берегу Волги. Противник - чехи, сконцентрировал всю без исключения военную мощь и выступил полными колоннами, надеясь, вновь захватить город. Симбирск превратился в зону боевых действий: регулярно доносилась громкая стрельба, разрывались выпущенные неприятелем снаряды. Чрезвычайный комитет при штабе 1 -й армии, присланный в город из Рузаевки, был вынужден ради своей безопасности и принимая во внимание текущие события спешно отправить на станцию арестованных, все свое хозяйство и сложенные в ящики дела [9]. Такая ситуация, не способствовала обеспечению нормального функционирования чрезвычайных структур, так как им приходилось сконцентрировать практически все свои усилия на охране отправленных к станции арестованных, что значительно замедлило процесс делопроизводства.

Контрреволюционных проявлений, согласно отчету Ю. Янель, в Симбирске обнаружено практически не было, за исключением покушения на одного работника ЧК, что в свою очередь создавало достаточно нервозное положение и могло служить деморализующим фактором. В городе ГубЧК не было и только в течении двух дней представители от Губернского исполкома, среди которых был и председатель бывшей Губернской чрезвычайной комиссии товарищ Левин, принимали активное участие в процессе работы чрезвычайной комиссии при Штабе 1 -й армии. Комиссия действовала руководствуясь предварительными списками. В состав данной чрезвычайной комиссии входило 25 человек, а также к ней был прикреплен специальный военный отряд, общей численностью в 40 человек [9].

Однако, по этим спискам арестовать практически никого не удалось, так как многие контрреволюционные элементы, почувствовав грозившую им опасность, успели сбежать. Пустовавшие квартиры граждан, подозреваемых в контрреволюционной деятельности, было решено опечатать, а их имущество конфисковать. Также ЧК начала процесс регистрации представителей духовенства, бывших царских офицеров, зажиточных торговцев, планируя среди них взять заложников с целью получения выкупа от членов семей [4].

Финансирование комиссии осуществлялось при непосредственном участии Комиссара 1-й армии. Следственный процесс, сотрудниками комиссии осуществлялся досконально, с учетом предусмотренных советским законом необходимых формальностей. Деятельность комиссии значительно замедлялась из -за постоянно поступавших анонимных доносов, которые зачастую были бесполезными и не могли применяться в ходе следственного процесса [9].

В целом, основываясь на изученных архивных материалах, можно утверждать, что в Симбирске во время войны с чехами практически отсутствовал массовый террор со стороны сотрудников ЧК [7]. В рассматриваемый период, на территории всех уездов губернии были созданы чрезвычайные, однако их деятельность оставляла желать лучшего. Всего за период существования ЧК было расследовано около 300 дел о контрреволюции, пьянстве и дезертирстве, саботаже [4].

Таким образом, в первые месяцы после прихода к власти большевиков, процесс формирования чрезвычайных комиссий на местах в стране проходил достаточно успешно. Об этом свидетельствует тот факт, что уже за полгода благодаря успешной координации действий в стране было создано 38 ГубЧК. Большевики возлагали большие надежды на деятельность чрезвычайных комиссий, так как именно от их эффективной работы зависела судьба нового государства. Основной задачей чекистов стала борьба с контрреволюцией.

Симбирская губернская чрезвычайная комиссия являлась одним из ключевых элементов всей системы чрезвычайная органов страны. Деятельность комиссии в губернии на первых этапах формирования была осложнена произошедшим в июле 1918 года захватом Симбирска и переходом губернии под руководство эсеровского КОМУЧа.

В дальнейшем, после освобождения города от власти КОМУЧа, в губернии осенью 1918 года действовала чрезвычайная комиссия при Штабе 1 -й армии. Несмотря на трудности, а именно постоянные нападения на город, комиссия продолжала функционировать и в общей сложности за короткий период времени расследовала около 300 дел. Процесс восстановления чрезвычайных комиссий на территории уездов, а также Симбирской ГубЧК начался поздней осенью.

Литература

1. Велидов А.С. Коммунистическая партия - организатор и руководитель ВЧК. М.: ВКШ КГБ, 1970. 472 с.

2. ВЧК. 1917-1922. Энциклопедия / под ред. А.М. Плеханова, А.А. Плеханова. М.: Вече, 2017. 525 с.

3. ГАНИ УО, ф.1, оп.1, д.157, л.241.

4. ГАНИ УО, ф.1, оп.1, д.40, л.4.

5. ГАУО, ф. Р-1048, оп.1, д.1, л.9

6. ГАУО, ф. Р-1048, оп.1, д.2, л.7

7. ГАУО, ф. Р-1048, оп.3, д.1, л.15

8. Данилов А.Ю. Местные чрезвычайные комиссии в 1918-1922 гг.: на материалах Ярославской и Рыбинской губерний: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль,1999. 347 с.

9. Еженедельник Чрезвычайных Комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. 1918. 13 октября. № 4.

10. Известия ВЦИК. 1917. 15 декабря

11. Известия ВЦИК. 1918. 21 июня

12. Известия ВЦИК. 1918. 28 августа

13. Мардамшин Р.Р. История Башкирской чрезвычайной комиссии в 1917-1922 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1995. 291 с.

14. Мистрюгов П.А. Местные чрезвычайные структуры советской власти в 1918-1922 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2014. 356 с.

15. Правда. 1927. № 290

16. Путь духовного обновления. URL: https://religion.wikireading.ru/62639 (дата обращения: 07.11.2017).

17. Рыжиков А.В. Деятельность губернских чрезвычайных комиссий Верхней Волги в 1918-1922 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2003. 218 с.

18. Тумшис М.А. Щит и меч Советского Союза: краткие биографии руководителей органов государственной безопасности СССР и союзных республик (декабрь 1922 - декабрь 1991 гг.). М.: Университет Дмитрия Пожарского. Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. 559 с.

Автор публикации

М.В. Чигрин, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия. Email: аmaksim-chigrin@mail.ru

THE CREATION OF A SYSTEM OF CHEKA IN SOVIET RUSSIA AND THE FORMATION OF ITS EMERGENCY STRUCTURES IN SIMBIRSK PROVINCE IN 1917-1918

M.V. Chigrin

Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the initial period of the activity of the Cheka's system of organs in Soviet Russia on the ground. The relevance of this topic is due to the need for today's time of in-depth study of the experience of Soviet emergency structures, which will allow representatives of special services to obtain the necessary data, as well as to exclude the possibility of making miscalculations. The history of the formation and development of the Cheka - is an important part of the history of the country's development, and requires the researcher to fair coverage of past events and an impartial academic study. The main problems of this article include the main tendencies in the formation of local bodies by the All-Russian Extraordinary Commission for Combating Counter-Revolution, Sabotage and Crimes in office, as well as the problems that arose in the process of their formation and certain aspects directly related to the activities of the Simbirsk Province Extraordinary Commission.

Keywords: The Civil War, the All-Russia Emergency Commission, the Extraordinary Commissions, F.E. Dzerzhinsky, Simbirsk Gubchek, Levin A.M., Y. Yanel.

References

1. Velidov A.S. Kommunisticheskaya partiya - organizator i rukovoditel' VChK. M.: VKSh KGB, 1970. 472 s.

2. VChK. 1917-1922. Entsiklopediya / pod red. A. M. Plekhanova, A. A. Plekhanova. M.: Veche, 2017. 525 s.

3. GANI UO, f.1, op.1, d.157, l.241.

4. GANI UO, f.1, op.1, d.40, l.4.

5. GAUO, f. R-1048, op.1, d.1, l.9

6. GAUO, f. R-1048, op.1, d.2, l.7

7. GAUO, f. R-1048, op.3, d.1, l.15

8. Danilov A.Yu. Mestnye chrezvychainye komissii v 1918-1922 gg.: na materialakh Yaroslavskoi i Rybinskoi gubernii: dis. ... kand. ist. nauk. Yaroslavl',1999. 347 s.

9. Ezhenedel'nik Chrezvychainykh Komissii po bor'be s kontrrevolyutsiei i spekulyatsiei. 1918. 13 oktyabrya. N° 4.

10. Izvestiya VTsIK. 1917. 15 dekabrya

11. Izvestiya VTsIK. 1918. 21 iyunya

12. Izvestiya VTsIK. 1918. 28 avgusta

13. Mardamshin R.R. Istoriya Bashkirskoi chrezvychainoi komissii v 1917-1922 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. Ufa, 1995. 291 s.

14. Mistryugov P.A. Mestnye chrezvychainye struktury sovetskoi vlasti v 1918-1922 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. Samara, 2014. 356 s.

15. Pravda. 1927. № 290

16. Put' dukhovnogo obnovleniya. URL: https://religion.wikireading.ru/62639 (data obrashcheniya: 07.11.2017).

17. Ryzhikov A.V. Deyatel'nost' gubernskikh chrezvychainykh komissii Verkhnei Volgi v 1918-1922 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. M., 2003. 218 s.

18. Tumshis M.A. Shchit i mech Sovetskogo Soyuza: kratkie biografii rukovoditelei organov gosudar-stvennoi be-zopasnosti SSSR i soyuznykh respublik (dekabr' 1922 - dekabr' 1991 gg.). M.: Universitet Dmitriya Pozharskogo. Russkii fond sodeistviya obrazovaniyu i nauke, 2016. 559 p.

Author of the publication

M.V. Chigrin, graduate student, Ulyanovsk State Pedagogical University. Ulyanovsk, Russia. Email: maksim-chigrin@mail .ru

Дата поступления 08.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.