Научная статья на тему 'Создание системы непрерывного педагогического образования'

Создание системы непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of nonstop education system

The given article reveals ways, forms and means of creating non-stop educational system. Certain parts of this system are characterised.

Текст научной работы на тему «Создание системы непрерывного педагогического образования»

В.И. Слободской, В. К. Жуков, В.А. Сусеков. Создание системы непрерывного..

кона Томской области по физической культуре, который утвержден Государственной Думой Томской области.

Интенсивные исследования проводятся Валеоло-гическим центром по проблемам функциональных резервов детей школьного возраста, юных и взрослых спортсменов, в частности, футболистов команды мастеров "Томь".

В 1996 г. проф. Ревякин Ю.Т. выиграл Областной грант и стал лауреатом конкурса ученых Томской области.

В 1996, 1997 и 1998 гг. ИФК совместно с Проблемным советом международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) проведены Международные научно-практические конференции на тему "Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой".

В 1997-1998 гг. издано 2 научных сборника, сданы в печать 2 монографии, издан 1 учебник по физической культуре для учащихся 10-11 классов, опубликовано 147 тезисов и статей. Всего за последние 5 лет издано 5 сборников, опубликовано около 300 тезисов и статей, проведено 7 научных конференций регионального и международного уровня.

ИФК с 1995 г. сотрудничает с Международной академией наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, создан проблемный Совет по безопасности и жизнедеятельности спортсменов. Академиком МАНЭБ является Ревякин Ю.Т., членами-корреспон-дентами являются Жуков В.К., Яхонтов C.B., Пешков В.Ф., Солодков С.С.

В 1997 г. был подписан договор с Монгольским ИФК о творческом сотрудничестве по следующим разделам:

- совместная научно-исследовательская работа;

- подготовка научных кадров Монголии в ТГПУ;

-стажировка, совместное проведение различных

соревнований, участие спортсменов ТГГ1У в профессиональной лиге Монголии по волейболу и баскетболу.

Плодотворно развивается сотрудничество с Мо-гилевским институтом физической культуры (республика Беларусь), где работает доктор педагогических наук, профессор Загревский В.И., наш бывший коллега.

В год 50-летнего юбилея ФФК ИФК ТГПУ желаем преподавателям, выпускникам, студентам родного ИФК творческих успехов в работе, учёбе, спорте, личного счастья и благополучия.

УДК 378.02:37с °

В.И. Слободской, В.К. Жуков, В.А. Сусеков

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

В последние годы создана система непрерывного педагогического образования. Она активно развивается и совершенствуется. Звеньями этой системы являются и структурные подразделения Института физической культуры Томского государственного педагогического университета. Сегодня это одна из продвинутых инфраструктур в педуниверситете: спортивно-педагогические классы, спортивно-педа-гогический лицей.

Томский государственный педагогический университет заинтересован в оптимизации своей деятельности по совершенствованию системы образования на всех уровнях. При этом мы исходим из объективно сложившихся условий, когда наиболее эффективными оказываются нововведения, базирующиеся на уже имеющих место структурах. Поэтому мы полагаем, что не следует создавать некую новую систему непрерывного педагогического образования, а следует лишь усовершенствовать отдельные звенья уже сложившейся цепочки: детский сад - школа - колледж - университет - послевузовское образование.

Понятно, что наше общество не готово сегодня вкладывать необходимое количество средств в детские дошкольные учреждения. Ситуация вряд ли изменится в ближайшее десятилетие, а работать с детьми необходимо уже сейчас. Исходя из объективных финансовых возможностей мы предлагаем увеличить объем "учебного компонента" в воспитательной работе детских дошкольных учреждений, что, в принципе, не потребует больших финансовых вливаний, но даст возможность по меньшей мере не откатываться назад в процессе обучения будущего поколения. Мы готовы выступить в качестве разработчика пакета документов, подготовки программ, а также осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров для всего комплекса непрерывного педагогического образования. Есть, правда, одна сложность: работа эта достаточно объемная, чтобы исполнять ее на общественных началах, т.е. нужны заказчики, нужно финансирование.

В следующем звене системы непрерывного педагогического образования - в школе, есть также хо-

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 2(11). Серия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

роший задел, а именно - педклассы. Работа в этом направлении проводится уже довольно давно, хотя эффективность, к сожалению, достаточно скромная. Это - как наглядная иллюстрация нужной, но недостаточно финансируемой деятельности.

Проблема здесь, на наш взгляд, должна решаться следующим образом: уточняя цели и задачи педклас-сов, разработать программы таким образом, чтобы педклассы стали центром довузовской подготовки учащихся. При этом речь идет не только об ориентации школьников на педагогическую работу, но и о довузовской подготовке вообще. В итоге должна сложиться структура, как это имеет место в вариантах западных учебных заведений. А в педагогические учебные заведения приходят выпускники пед-классов по целевому набору в форме контрактной подготовки при условии подписания трехстороннего контракта. Некоторые сложности, которые могут иметь место в отдаленных сельских школах, возможно устранить с помощья наработанной системы дистанционного обучения в различных формах, от "кей-сового метода" до комплексных программ на электронных носителях, а также ряда организационных мероприятий во время школьных каникул.

Понятие "педклассы" должно пониматься в данном контексте намного шире, т.е. как система довузовской подг отовки, ориентированная на дальнейшее обучение выпускников не только в педагогических, но и в других высших учебных заведениях. В организационной форме это направление работы можно было бы координировать структурой типа - факультет или кафедра довузовской подготовки.

В условиях комплекса непрерывного образования возникает необходимость осуществлять на базе нашего университета подготовку кадров для каждого из упомянутых звеньев. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки лицензирования и внедрения в учебный процесс ряда новых специальностей и квалификаций, как, например: воспитатель - учитель дошкольных учебных заведений, гувернер, руководитель школьной общественной организации, учитель - организатор работы в педклас-сах.

В педагогическом университете назрела потребность внутренней структурной перестройки как в системе управления, так и в организации подготовки по специальностям и направлениям. Это наша внутренняя задача, решать которую мы планируем в ходе обсуждения концепции развития университета. Тем не менее нельзя не упомянуть некоторые моменты, которые непосредственно связаны с темой данной статьи.

В первую очередь хотелось бы отметить существующую, на наш взгляд, потребность в интеграции образовательных структур области. Работа с ТГПК в этом направлении свидетельствует о реальности и перспективности предпринимаемых обеими сторонами

действий. Мы предполагаем, что учебные заведения области смогут уже в ближайшие годы ощутить реальный результат наших скоординированных усилий.

Мы надеемся в ближайшее время проработать наши взаимоотношения с ТОИПКРО и устранить некоторую нелогичность этих отношений.

Наше активное сотрудничество со многими другими образовательными учреждениями, в том числе и негосударственными, не только позволяет избегать дублирования в работе, но и во многом стимулирует соучастников деятельности.

Может сложиться впечатление, что университет становится на путь этакой экспансии по отношению к другим образовательным структурам. На деле же мы (параллельно с этой проработкой возможностей интеграции) планомерно стараемся вести свои факультеты ко все большей самостоятельности, отрабатываем сегодня новую модель: институт в структуре университета (например, Институт физической культуры), намереваемся распространить опыт на другие факультеты. В настоящее время относительную самостоятельность сохраняет и ТГПК, и все другие образовательные структуры, изъявившие желание плотнее сотрудничать с нами.

Объединение образовательных структур позволит успешнее координировать работу по созданию эффективной системы образования области. В качестве примера можно было бы рассмотреть такую модель: при решении задачи "Управленцы для системы образования"' - подготовка осуществляется на базе ТГПУ, переподготовка и повышение квалификации на базе ТОИПКРО совместными усилиями сотрудников обеих структур, и также совместно производится наработка этого направления как учебно-научно-иссле-довательского, в т.ч. в аспирантуре (т.е. конкретная текущая работа и одновременная научная проработка проблемы).

Сама форма объединения субъектов образования не должна припятствовать возможным структурным преобразованиям каждого из них, даже если это приводит к образованию так называемых "пронизывающих структур". Так, например, в ходе обсуждения "Концепции развития непрерывного технологического и экономического образования в ТГПУ" наметилось создание принципиально новой образовательной структуры, в которой смогут реализовать свои интересы и возможности представители различных образовательных, социальных и коммерческих структур. При этом, несмотря на полифункциональность этой организации, она не вносит никакой дисгармонии даже в структуру самого ТГПУ.

Объединение образовательных учреждений целесообразно было бы произвести в форме ассоциации, создав при ней координационный совет, который бы координировал деятельность всех структур, представлял их интересы как в Томской области, так и в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.