Научная статья на тему 'Создание системы контроля качества оказания медицинской помощи многопрофильного научно-клинического центра'

Создание системы контроля качества оказания медицинской помощи многопрофильного научно-клинического центра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КЛИНИКА / CONTROL QUALITY SYSTEM / SETTING UP HEALTH CARE / MULTIDISCIPLINARY CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лактионова Л. В., Никонова Е. В., Бондаренко Н. Л.

В статье обсуждаются вопросы создания системы контроля качества в многопрофильном специализированном научно-клиническом центре. Представлен опыт использования информационных технологий в лечебно-профилактическом учреждении с целью организации эффективного контроля качества оказания медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапах. На примере федеральной медицинской организации представлены мероприятия по оптимизации работы в современных условиях с целью повышения качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лактионова Л. В., Никонова Е. В., Бондаренко Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Setting up a health care quality management system in a multidisciplinary clinical research center

The paper discusses the issues of setting up a quality management system in a multidisciplinary specialized clinical research center. It describes the experience with information technologies used in a prophylactic facility to set up effective outand inpatient health care control. Measures to optimize work under present-day conditions to upgrade the quality of health care are given using the federal health facility as an example.

Текст научной работы на тему «Создание системы контроля качества оказания медицинской помощи многопрофильного научно-клинического центра»

Создание системы контроля качества оказания медицинской помощи многопрофильного научно-клинического центра

Л.В. Лактионова, Е.В. Никонова, Н.Л. Бондаренко

Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий

ФМБА России, Москва

Контакты: Людмила Валентиновна Лактионова laktionova@list.ru

В статье обсуждаются вопросы создания системы контроля качества в многопрофильном специализированном научно-клиническом центре. Представлен опыт использования информационных технологий в лечебно-профилактическом учреждении с целью организации эффективного контроля качества оказания медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапах. На примере федеральной медицинской организации представлены мероприятия по оптимизации работы в современных условиях с целью повышения качества медицинской помощи.

Ключевые слова: система контроля качества, организация медицинской помощи, многопрофильная клиника

Setting up a health care quality management system in a multidisciplinary clinical research center

L.V. Laktionova, E.V. Nikonova, N.L. Bondarenko

Federal Clinical Research Center of Specialized Types of Health Care and Medical Technologies, Federal Biomedical Agency of Russia,

Moscow

The paper discusses the issues of setting up a quality management system in a multidisciplinary specialized clinical research center. It describes the experience with information technologies used in a prophylactic facility to set up effective out- and inpatient health care control. Measures to optimize work under present-day conditions to upgrade the quality of health care are given using the federal health facility as an example.

Key words: control quality system; setting up health care, multidisciplinary clinic

Современная медицинская организация представляет собой сложную производственную систему, в которой непрерывно реализуются сотни технологических процессов, в том числе агрессивных и небезопасных. Именно поэтому создание современной технологии управления лечебно-профилактическими учреждениями, гарантирующей высокое качество медицинской помощи и безопасность пациентов, является неотложной и актуальной проблемой [1, 2].

Одним из таких сложноорганизованных медицинских учреждений является Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России (ФНКЦ ФМБА России), имеющий в своем составе: НИИ кардиологии, НИИ клинической хирургии, Институт космической медицины, НИИ спортив-д. ной медицины и реабилитации, экспериментальные = лаборатории, многопрофильный стационар на 810 ^ коек, консультативно-диагностический центр. Науч-^ ные подразделения ФНКЦ ФМБА России осуществ-® ляют научно-исследовательскую и образовательную щ деятельность в различных областях: регенеративные = технологии, молекулярно-генетические исследования, персонализация лечебной тактики, медицинское сопровождение полетов в космос и др. Клинические по-

дразделения оказывают помощь пациентам практически по всем медицинским специальностям. Такое разнообразие видов деятельности и многофункциональная структура диктуют особое отношение и внимание к вопросам качества оказания медицинской помощи пациентам.

Системы здравоохранения во всем мире имеют общую цель — улучшение состояния здоровья населения. Достижение этой цели невозможно без выполнения главной задачи любой системы здравоохранения — предоставления качественной медицинской помощи. В настоящее время качественную медицинскую помощь характеризуют как доступную, эффективную, безопасную, основанную на доказательствах, оптимальную по объему используемых ресурсов, адекватную современному уровню развития медицины, оставляющую у пациента чувство удовлетворенности от взаимодействия с системой здравоохранения [3, 4].

Определение понятия «качество» — «степень, с которой совокупность неотъемлемых характеристик объекта (услуг) выполняет требования потребителей и нормативных документов» [5] — для здравоохранения трудно применимо полностью, поскольку правильное решение медицинского работника по поводу невыполнения «лишней» манипуляции может вступить в про-

тиворечие с ожиданиями пациента, который уверен в ее необходимости; объективные критерии качества медицинской помощи отсутствуют, и мы вынуждены опираться на субъективные суждения пациента.

Таким образом, только соблюдение стандартов медицинской помощи, утвержденных Минздравом России, позволит специалистам качественно выполнять свою работу и предоставлять качественные медицинские услуги [6]. Требования статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ф3 от 21 ноября 2011 г., в соответствии с которыми применение стандартов и порядков оказания медицинской помощи определяет ее доступность и качество, накладывают на медиков серьезные ограничения и обязательства [7].

Однако даже на настоящий момент количество стандартов медицинской помощи недостаточно (на февраль 2013 г. утверждены 772), и уже обсуждается необходимость их пересмотра.

В этих условиях правового вакуума ФНКЦ ФМБА России пошел по пути создания собственной системы управления качеством медицинской помощи. Основными направлениями деятельности были:

— создание группы, осуществляющей контроль качества оказываемой медицинской помощи;

— переработка федеральных стандартов и национальных рекомендаций с разработкой внутрибольнич-ных стандартов диагностики и лечения, утверждение их Медицинским советом ФНКЦ ФМБА России, введение их в информационную систему Центра, мониторинг применения в лечебно-диагностическом процессе;

— формализация процесса (приказы об организации работы, протоколы заседаний и др.);

— оценка деятельности (медико-экономический анализ, анализ используемых медицинских технологий, оценка качества медицинской помощи, изучение удовлетворенности пациентов);

— непрерывное образование врачей.

Обеспечение качества медицинской помощи и его

контроль являются одними из важных составляющих работы многопрофильной клиники. При оценке качества медицинской помощи в стационаре применяется обязательный выборочный текущий экспертный контроль, а также целевой и тематический контроль.

Система контроля качества имеет ступенчатую структуру. Контроль качества осуществляют заведующие отделениями (1-я ступень), заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности и контролю качества, отдел обязательного медицинского страхования и договорной отдел (добровольное медицинское страхование) (2-я ступень), врачебная комиссия ФНКЦ ФМБА России (3-я ступень). При необходимости контроль осуществляется вышестоящей организацией — ФМБА России (4-я ступень).

Оценка качества медицинской помощи в стационаре осуществляется, прежде всего, по истории болезни, а в консультативно-диагностическом центре — по карте амбулаторного больного. Задачи по обеспечению качества медицинской помощи в многопрофильном Центре носят многоплановый характер и имеют особенности, обусловленные структурой, организацией труда, кадровым составом и оборудованием стационара.

Система контроля качества медицинской помощи в ФНКЦ ФМБА России включает в себя:

— экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

— изучение удовлетворенности пациентов медицинской помощью;

— выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

— оценку полноты и своевременности диагностических мероприятий, адекватности выбора и соблюдения лечебных мероприятий, правильности и точности постановки диагноза;

— выбор наиболее рациональных управленческих решений и осуществление оперативных корригирующих воздействий;

— контроль за реализацией управленческих решений.

Изучение удовлетворенности пациентов медицинской помощью проводится при еженедельных клинических обходах отделений заместителями главного врача по медицинской части и по экспертизе временной нетрудоспособности и контролю качества. Кроме основной задачи контроля качества оказания медицинской помощи, на обходах много внимания уделяется опросу пациентов с целью выяснения их мнения о лечебно-диагностическом процессе в клинике, о работе сотрудников, о качестве сервиса и т. д. Ежемесячно в клинике проводятся встречи пациентов с администрацией с обязательным присутствием заместителей главного врача по медицинской части, по хирургии, по экспертизе временной нетрудоспособности и контролю качества, по консультативной работе, директора клиники, заведующего пищеблоком. На этих встречах пациенты имеют возможность задать вопросы, высказать претензии, обсудить проблемы с ответственными лицами. По ре- я зультатам общения принимаются необходимые = административные меры. Главный врач и все его ^ заместители в соответствии с законом РФ ежене- ^ дельно имеют часы приема граждан по личным во- ® просам, однако в реальной жизни прием посетителей as и пациентов происходит гораздо чаще и вопросы = оказания медицинской помощи решаются в режиме online.

Важным и результативным является анкетирование пациентов и сотрудников по вопросам организации и деятельности подразделений Центра с целью выявления имеющихся недостатков, их значимости, «критических точек разрыва» мнений, которые свидетельствуют о необходимости принятия административных мер. По данным анализа опросов 2009—2012 гг определены отделения, требующие реорганизации: приемное отделение, пищеблок, договорной отдел. В настоящее время устранены замечания к работе пищеблока, реорганизована работа приемного отделения (созданы отдел госпитализации, палаты временного пребывания для больных с подозрением на инфекционное заболевание, изменена этапность обследования, разработаны и внедрены алгоритмы оказания экстренной медицинской помощи и др.), поэтапно изменены кадровый состав, функции и стиль работы договорного отдела, создан отдел обязательного медицинского страхования.

Выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи, проводится при текущей и заключительной экспертизе медицинской помощи, которую выполняют заведующие отделениями, заместители главного врача по направлениям, врачи-эксперты договорного отдела. Основной объем расследований случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи пациентам клиники выполняет заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности и контролю качества, в обязанности которого входит и комиссионное обсуждение медико-экономических экспертиз страховых компаний, а также врачебная комиссия.

Важным аспектом оказания качественной и эффективной медицинской помощи является наличие и соблюдение стандартов диагностики и лечения.

Оценка полноты и своевременности диагностических мероприятий, адекватности выбора и соблюдения лечебных мероприятий, правильности и точности постановки диагноза — ежедневная составляющая экспертной работы лечащего врача, заведующего отделением, врача-эксперта, заместителя главного врача. Практика показывает, что порядок, объемы и сроки контроля должны быть строго прописаны во внутренних нормативных документах клиники: приказах, положениях, должностных инструкциях.

Для оптимального решения задач по обеспечению и контролю лечебно-диагностического процесса в ФНКЦ ФМБА России в информационной системе КОТЕМ реализована возможность контроля соответствия объемов лечебно-диагностических мероприятий внутрибольничным и российским стандартам в режиме online. Экспертную оценку случаев лечения посредством анализа объемов, комплекса услуг, обоснованности назначений, контроля на уровне исполнителя проводят на разных этапах ответственности: заведующие отделениями, врачи-эксперты договорного отдела, заместители главного врача. Врачебная комиссия является высшим органом, выносящим окончательное суждение по конкретному случаю.

Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до руководителя стационара и является обязательной для обсуждения среди сотрудников клиники.

Таким образом, решение вопросов качества медицинской помощи невозможно без системного подхода к повышению профессионального уровня врачей, осуществления контроля за лечением больных и квалифицированного управления медицинским технологическим процессом. Эффективность функционирования работы лечебного учреждения органично связана с уровнем качества медицинской помощи, причем эта эффективность является производным самого качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко В.Г. Методологические вопросы качества и эффективность медицинской помощи. Вопр эксперт и кач мед помощи 2009;(6):23-34.

2. Савченко Т.И. Организация клинико-экспертной работы в системе департамента здравоохранения Москвы. Вопр эксперт

и кач мед помощи2012;(6):54—61.

3. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Качество медицинской помощи. Управление.

Измерение. Безопасность. Информация. М.: Медицина XXI, 2004. С. 8-14.

4. Фоменко А.Г. Безопасность пациентов как важнейшее условие обеспечения качества медицинской помощи. Вопр эксперт и кач мед помощи 2008;(12):56—64.

5. Международный стандарт ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества — Основные положения и словарь».

6. Чернышев И.В., Какорина Е.П.,

Аполихин О.И. Стандартизация лечебно-диагностического процесса как основа экспертизы качества оказания медицинской помощи при раке мочевого пузыря. Пробл стандартизац в здравоохр 2003;(9):15—7. 7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Опубликовано: Российская газета. Федеральный выпуск № 5639(263) от 21 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.