Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. C. 60-76 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 60-76 (In Russ.)
DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-4
СОЗДАНИЕ СЕВЕРОКОРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И Т.Ф. ШТЫКОВ
Ки Квансо
Университет Чосон, Кванджу, Республика Корея; keeks@chosun.ac.kr
Аннотация: Т.Ф. Штыков сыграл ключевую роль в реализации интересов своей страны на Корейском полуострове после освобождения Кореи. Советский Союз ставил основной целью своей политики создание дружественного правительства на Корейском полуострове с тем, чтобы предотвратить возможные угрозы его безопасности в данном регионе.
Проект Совместной советско-американской комиссии, созданной в 1946 г. для реализации решения Московского совещания, не дал никаких результатов из-за острой конфронтации между США и СССР, возникшей с самого начала переговоров. Как и Соединенные Штаты, Советский Союз демонстрировал явное нежелание создавать Временное правительство, в котором преобладали бы правые силы.
Поскольку создание Временного правительства Кореи по соглашению между США и СССР не удалось реализовать и второй Совместной советско-американской комиссии в 1947 г., советское руководство предложило одновременный вывод американских и советских войск как способ решения корейского вопроса. Хотя Т.Ф. Штыков также рассматривал возможность проведения всеобщих выборов по пропорции населения на Севере и Юге Кореи, как предложили США, он тем не менее не был уверен, что это будет выгодно СССР. Поэтому, когда Южная Корея перешла к созданию сепаратного правительства, Северная Корея пошла по тому же пути. Для Штыкова создание на Корейском полуострове дружественного Советскому Союзу правительства, пусть даже не социалистического, но просоветского, было «планом минимум».
Ключевые слова: Т.Ф. Штыков, Северная Корея, СССР, США, И.В. Сталин, Ким Ирсен, Пак Хонён, Чо Мансик, Совместная советско-американская комиссия
Для цитирования: Ки Квансо. Создание северокорейского государства и Т.Ф. Штыков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 60-76. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-4
© Ки Кван Со, 2023
CREATION OF THE NORTH KOREAN STATE AND T.F. SHTYKOV
Kee Kwang-seo
Chosun University, Gwangju, Republic of Korea; keeks@chosun.ac.kr
Abstract: Terentii F. Shtykov, the conductor of the Soviet policy on the Korean Peninsula after the liberation of Korea, played a key role in the realization of his country's interests. The USSR set the main goal of its policy on the Korean Peninsula to create a Soviet-friendly government, so that the Korean Peninsula would not fall under the influence of other powers that posed a threat to its security. T. Shtykov was at the forefront of achieving these political goals.
Since the establishment of the Provisional Government of Korea under the agreement between the USA and the USSR failed at the 2nd Joint US-Soviet Commission in 1947, the Soviet leadership sought a solution to the Korean problem through proposals such as the simultaneous withdrawal of US and Soviet troops. However, this plan had no choice but to be accepted as a justification for making the division of the country a fait accompli. Although T. Shtykov once considered holding a general election between North and South on population proportions in accordance of the US proposal, he was not sure that this would necessarily benefit his country. So when South Korea moved to establish a separate government, North Korea followed the same path. For T. Shtykov, the creation of a Soviet-friendly government on the Korean Peninsula, not socialist, but at least pro-Soviet, was a plan minimum.
Key words: Terentii F. Shtykov, North Korean state, USSR, USA, Iosif V. Stalin, Kim Il-song, Pak Hon-yong, Cho Man-sik, "anti-custodial" forces, Joint US-Soviet Commission
For citation: Kee Kwang-seo. Creation of the North Korean State and T.F. Shtykov. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 60-76. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-4 (In Russ.)
Введение
Советская Армия, вступившая в августе 1945 г. в Северную Корею, оказала значительное влияние на судьбу Корейского полуострова. Как и размещение американских войск в Южной Корее, продвижение советских войск в Северную Корею предвещало не только перемены в Северной Корее, но и на всем Корейском полуострове. Когда говорят, что решающая ответственность за раздел Кореи лежит на Соединенных Штатах и Советском Союзе, то имеется в виду, что каждая сторона преследовала свои интересы в этом регионе. Так, для СССР было важно сформировать структуры, которые бы содействовали утверждению нового, просоветского, порядка в Северной Корее.
После освобождения Кореи Терентий Фомич Штыков (1907-1964) сыграл ключевую роль в процессе становления и реализации советской политики в Северной Корее. Как военный деятель и партийный работник, он имел богатый опыт в решении различных военно-политических задач на фронтах Второй мировой войны. Когда началась война с Японией, он отправился на Дальний Восток и возглавил разгром японской армии. Кремлевское руководство, взявшее под контроль Маньчжурию и Северную Корею, назначило его ответственным за управление этими регионами после войны. В течение трехлетнего периода советского военного присутствия на Корейском п-ове Штыков руководил советской политикой в отношении Северной Кореи, а после создания северокорейского государства был первым советским послом в Северной Корее (1948-1950). Он координировал сотрудничество между Пхеньяном и Москвой до и после начала Корейской войны (1950-1953) и принимал активное участие в процессе принятия военных решений.
В данной статье анализируется деятельность Штыкова в контексте проводимой Советским Союзом политики на начальном этапе формирования северокорейского государства (1945-1948).
Деятельность Т.Ф. Штыкова после освобождения Кореи
Терентий Фомич Штыков родился 13 марта 1907 г. в Городокском уезде Витебской губернии, расположенной на территории нынешней Республики Беларусь. После окончания профессионально-технической школы в возрасте 20 лет и вступления в Коммунистическую партию в 1929 г. он работал инженером на заводе, тогда же началось его продвижение по партийной и политической линии. В 1938 г. Штыков был назначен вторым секретарем Ленинградского обкома ВКП(б), что стало поворотным моментом в его судьбе. Он был связан с И.В. Сталиным и заручился его доверием. Во время Отечественной войны, будучи членом Военного Совета Волховского фронта, он внес большой вклад в прорыв блокады Ленинграда.
Когда в августе 1945 г. завершилась война с Японией, Т.Ф. Штыков в качестве члена Военного Совета 1-го Дальневосточного фронта, а затем Приморского военного округа отвечал за реализацию советской политики на Корейском полуострове. Основной задачей, поставленной перед ним, было формирование и развитие нового политического, экономического и социального строя в Корее после освобождения. Находясь в Ворошилове (совр. Уссурийск Приморского края), он готовился к созданию системы организации управления
в Северной Корее, поддерживая тесные контакты с дислоцированными там частями 25-й армии.
Штыков консультировал по вопросам политики, обмениваясь секретными телеграммами и телефонными звонками с ключевыми фигурами советской власти, включая И.В. Сталина, члена Политбюро и Секретариата ЦК А.А. Жданова, министра иностранных дел В.М. Молотова и заместителя министра обороны Н.А. Булганина. Фактически он координировал все политические решения московского высшего руководства на Корейском полуострове и отвечал за выполнение распоряжений подчиненных ведомств.
20 сентября 1945 г. И. Сталин направил советским представителям в Северной Корее директиву, в которой говорилось: «На территории Северной Кореи советов и других органов советской власти не создавать и советских порядков не вводить <.. .> содействовать установлению в Северной Корее буржуазно-демократической власти на базе широкого блока всех антияпонских демократических партий и организаций»1. Вскоре после получения директивы в Пхеньяне учредили Советскую гражданскую администрацию под непосредственным руководством Штыкова, которая совместно с политическими органами 25-й армии занималась «всеми вопросами восстановления разоренной колонизаторами экономики, налаживания нормальной жизни страны, помощи в становлении собственной государственной власти корейского народа»2.
В каждой провинции и уезде Северной Кореи были созданы советские военные комендатуры для поддержания порядка, восстановления экономики, надзора и руководства за местными народными комитетами. В конце сентября 1945 г. советские военные комендатуры были созданы сначала в 54 населенных пунктах, а затем во всех районах Северной Кореи, включая шесть провинций, 85 уездов и 7 городов (Пхеньян, Нампхо, Чхонджин, Хамхын, Синыйджу, Хэджу, и Вонсан).
Поскольку Корея была явно не готова к формированию государственной системы советского типа, коммунисты и антияпонские националисты высказывались за необходимость проведения буржуазно-демократической революции и установления «демократического» строя. Осуществляя эту политику на практике, Т. Штыков поддержал формирование лево-правой коалиционной структуры власти. В то же время он приказал зарегистрировать все политические партии
1 ЦАМО. Ф. 148, оп. 3763, д. 111, л. 92-93.
2 За мир на земле Кореи. Воспоминания и статьи. М.: ГРВЛ, 1985. С. 15-16.
и общественные организации и распустить антинародные прояпон-ские организации3. Прояпонские и антисоветские деятели были изгнаны из всех органов самоуправления, где ранее укрепились за счет надежных представителей «демократических» организаций. Хотя коалиция между националистами и коммунистами была важной задачей, в соответствии со сталинским приказом по «установлению буржуазно-демократической власти» в Северной Корее, основной опорой Советской Армии были коммунисты.
Изменения в обстановке на Корейском полуострове и советская политика в 1945-1946 гг.
13 октября 1945 г. в Пхеньяне состоялось открытие Северокорейского Оргбюро Коммунистической партии Кореи. Таким образом Советский Союза рассчитывал обеспечить беспрепятственное проведение своей политики и доминирование левых групп к Северу от 38-й параллели. Т.Ф. Штыков признал «легитимность» Коммунистической партии Кореи во главе с Пак Хонёном, но считал правильным создание Оргбюро в Северной Корее под своим непосредственным контролем.
14 октября Ким Ирсен впервые после возвращения в Корею предстал перед публикой на митинге, организованным на Пхеньянском общественном стадионе. Поняв, что народная популярность Ким Ирсена оказалась выше ожидаемой, советское военное руководство сделало вывод, что его возвращение было верным решением. На самом деле, имя Ким Ирсена было давно известно из советской печати, и публичный отклик на его появление фактически подтвердил общественную репутацию Ким Ирсена.
В то время Чо Мансик был одним из главных представителей националистов Северной Кореи, и Штыков приказал местным военным органам установить с ним сотрудничество. Изначально советские военные власти считали его прояпонским элементом4, но не могли игнорировать его высокий политический статус в Северной Корее. Будучи председателем Народно-политического комитета провинции Южная Пхёнан, Чо Мансик в свою очередь также стал сотрудничать с советским командованием. В ноябре 1945 г. Чхве Ёнгун и Ким Чхэк, близкие соратники Ким Ирсена, помогли Чо Мансику основать Демократическую партию Кореи, которую он в итоге возглавил.
3 ЦАМО. Ф. 32, оп. 11306, д. 687, л. 296.
4 ЦАМО. Ф. УСГАСК, оп. 433847, д. 1, л. 40.
По мере формирования северокорейской политической системы одной из проблем, с которой столкнулся Штыков, было отсутствие центральной власти в Северной Корее. В течении двух месяцев народные комитеты Северной Кореи неэффективно осуществляли свою деятельность без контроля со стороны центральной власти. В начале ноября 1945 г. Штыков планировал создать в Пхеньяне «Временный комитет гражданского самоуправления» и запросил решение у московского руководства5. Эта организация имела почти ту же структуру, что и Временный народный комитет Северной Кореи, первый административный орган власти в Северной Корее, образованный в феврале 1946 г. Но встал вопрос о том, кто возглавит данную организацию. Штыков предложил место председателя Чо Мансику, но тот сразу отверг это предложение, т.к. надеялся после вывода американских и советских войск создать общекорейское правительство. В результате первое в Северной Корее центральное административное учреждение было сформировано без председателя под названием «Десяти административных департаментов».
С течением времени у Ким Ирсена появилась некоторая «автономия» от Советского Союза. Тем не менее влияние последнего в целом после освобождения Кореи на руководство Коммунистической партии Северной Кореи (точнее Северокорейское Оргбюро) было абсолютным. Утверждение о том, что Штыков или советское руководство с самого начала пытались представить Ким Ирсена как верховного лидера Северной Кореи, можно расценивать как непонимание тогдашней ситуации. У Советского союза изначально не было плана установления полного контроля над Корейским полуостровом. Это было невозможно в ситуации, когда многие решения относительно будущего Кореи нужно было согласовывать с союзниками, в частности с США. Неоспоримым фактом является то, что Ким Ирсен считался одним из лидеров, который в будущем сыграет важную роль в проведении советской политики в Северной Корее. Понимая, что наиболее эффективным инструментом реализации своего курса является поддержка «проверенного» лидера, советское руководство считало Ким Ирсена, проработавшего на советском Дальнем Востоке около пяти лет, подходящим для этого человеком. 17-18 декабря 1945 г. он официально был избран ответственным секретарем на 3-м заседании расширенного исполнительного комитета Северокорейского Оргбюро Коммунистической партии Кореи и, таким образом, стал лидером Коммунистической партии Северной Кореи. План на-
5 ЦАМО. Ф. 19, оп. 266, д. 27, л. 247-248.
значения его в «общекорейское правительство» пришлось ускорить, чтобы преодолеть «состояние замешательства» в Компартии Северной Кореи. Ким Ирсен оказался на вершине политического олимпа, когда в феврале 1946 г. занял должность председателя Временного народного комитета Северной Кореи.
Московское совещание и советско-американские переговоры
С 16 по 26 декабря 1945 г. в Москве собрались министры иностранных дел трех стран — США, СССР и Великобритании для обсуждения послевоенных вопросов. На этом заседании было принято решение о создании Временного правительства Кореи и введении режима опеки в течение 5 лет6. Это был компромисс, достигнутый Советским Союзом, настаивавшим на создании Временного правительства Кореи, и Соединенными Штатами, отдававшими приоритет осуществлению опеки. Однако в Южной Корее возникло ожесточенное оппозиционное движение правых групп, осудивших решение Московского совещания по Корее. В то время как левые поддержали режим опеки, правые националисты выступили против него, что привело к необратимому расколу между левыми и правыми. 25 января 1946 г. ТАСС разъяснило ход переговоров между Соединенными Штатами и Советским Союзом, завершившихся решением Московского совещания по Корее, и сообщило, что Соединенные Штаты были сторонниками опеки7. На следующий день Штыков, приехавший в Сеул на совещание представителей командования советских и американских войск в Корее, провел пресс-конференцию и разъяснил суть дела. Но это не смогло ослабить импульс движения против опеки в Южной Корее.
Чо Мансик, являвшийся знаковой фигурой лево-правой коалиции, не выразил поддержку Московского решения, несмотря на несколько просьб со стороны советского военного командования и Коммунистической партии Кореи. Большинство местных организаций Демократической партии также категорически отказались поддержать решение Московского совещания об опеке8.
Во многих городах распространялись листовки, призывавшие к противодействию опеке и сопротивлению Компартии и Советской
6 Отношения Советского Союза с народной Кореей 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981. С. 18-19.
7 Там же. С. 19-22.
8 ЦАМО. Ф. УСГАСК, оп. 102038, д. 12, л. 8; ф. УСГАСК, оп. 106546, д. 11, л. 10-12.
армии, а в некоторых районах прошли небольшие демонстрации против опеки. Советские военные власти быстро попытались положить конец оппозиционным настроениям. Например, только 3 января 1946 г. в Пхеньяне было арестовано 69 человек за распространение листовок против опеки, а с 30 декабря 1945 г. по 5 января следующего года в провинции Хванхэ было арестовано 20 человек за распространение листовок и организацию демонстраций9. Мелкомасштабное и разрозненное движение против опеки было подавлено на раннем этапе быстрыми действиями советских военных властей и коммунистов.
Северокорейское и советское руководство не оставило попыток уговорить Чо Мансика. В начале февраля 1946 г. Штыков, вернувшийся в Пхеньян после совещания представителей командований советских и американских войск, встретился с ним и намеревался уговорить поддержать решение об опеке, но эта встреча не увенчалась успехом. Впоследствии Штыков стал думать о силах, противостоящих опеке, как о предмете преодоления и ниспровержения, а не компромисса.
По мере того, как мощь северокорейского националистического лагеря быстро ослабевала, советское руководство и северокорейские коммунисты изменили свою политику, чтобы укрепить «демократическую» основу Северной Кореи. Другими словами, это была стратегия распространения политики коммунистов на Южную Корею путем укрепления доминирующей силы левых и поддержки населения посредством реформ в Северной Корее. Этому соответствовала и новая земельная реформа.
Закон о земельной реформе в Северной Корее, обнародованный 5 марта 1946 г., предусматривал, что основной задачей является отмена японской системы землевладения и аренды земли корейскими землевладельцами, а также передача конфискованных земель крестьянам. После освобождения земельная реформа Северной Кореи стала первой демократической мерой и в то же время революционным событием, коренным образом изменившим северокорейское общество по сравнению с колониальным порядком. Проведение земельной реформы было также способом привлечения поддержки крестьян, которые, с точки зрения Т. Штыкова и руководства Компартии Северной Кореи, составляли подавляющее большинство населения. Позже Штыков заявил, что земельная реформа «помогла значительно укрепить дружеские отношения между подавляющим
9 ЦАМО. Ф. УСГАСК, оп. 102038, д. 12, л. 5-9.
большинством корейского народа и Советским Союзом»10. Так что земельная реформа была крайне необходима и для того, чтобы надежно обеспечить Советскому Союзу роль «освободителей».
СССР и США организовали Совместную советско-американскую комиссию (ССАК) для реализации Московского решения. В марте 1946 г. в Сеул для переговоров приехала советская делегация во главе с Т.Ф. Штыковым. Основная позиция Советского Союза на этой встрече заключалась в том, что ССАК не должна консультироваться с политическими партиями и общественными организациями, выступающими против решения Московского совещания по Корее. Это означало, что силы по борьбе с опекой во главе с Ли Сынманом и Ким Гу будут исключены из состава Временного правительства, которое будет создано в будущем. Их исключили и из списка кандидатов в кабинет Временного правительства Кореи, подготовленного Штыковым по согласованию с Ким Ирсеном и Пак Хонёном. Вместо них он выдвинул лидера южнокорейской Народной партии и видного левоцентристского лидера Ё Унхёна на должность премьер-министра, а Ким Гюсика и Пак Хонёна — кандидатами в заместители премьер-министра11. Ким Ирсен был рекомендован на пост министра внутренних дел, но в окончательном варианте — на пост министра обороны.
Советский Союз также пытался по-новому интерпретировать идею опеки, и Штыков заявил: «Опека, между прочим, нужна еще и для того, чтобы оградить корейский народ от происков такого рода людей, которые стремятся поставить корейский народ один на один с японскими элементами и их реакционными пособниками, имеющими своей целью сорвать дело создания и утверждения демократического строя в Корее»12. Он начал использовать вопрос об опеке как способ изолировать правый лагерь, изменив тем самым свое прежнее пассивное отношение к опеке.
На заседании ССАК разгорелась битва по вопросу об участии сил по борьбе с опекой. Штыков подчеркнул, что ССАК создана для реализации Московского решения, поэтому силы, выступающие против него, не могут участвовать в переговорах с политическими партиями и общественными организациями по созданию Временного демократического правительства Кореи13. Делегация США
10 ЦАМО. Ф. 19, оп. 560, д. 8, л. 3.
11 РГАСПИ. Ф. 17, оп. 128, д. 998, л. 3-4.
12 АВПР. Ф. 06, оп. 8, п. 39, д. 637, л. 8.
13 АВПР. Ф. 06, оп. 8, п. 39, д. 638, л. 43.
попыталась опровергнуть это утверждение, выступая за демократию и свободу слова.
Вскоре Соединенные Штаты и Советский Союз согласились провести консультации с политическими партиями и общественными организациями, которые имели подлинно демократический характер и цели, и подписали заявление о поддержке Московского решения. Однако когда правые группы, связанные с Демократической палатой Южной Кореи, заявили, что продолжат движение против опеки после создания Временного правительства, Т. Штыков выразил недовольство и занял более жесткую позицию. 3 мая 1946 г. он направил предложение министру иностранных дел В.М. Молотову, чтобы советская сторона не делала дальнейших уступок Соединенным Штатам14.
7 мая 1946 г. завершился 1-й раунд переговоров ССАК по инициативе американской стороны.
Объединение и усиление левых сил на Корейском полуострове
Сразу после провала инициативы ССАК по созданию Временного правительства Кореи советская сторона сосредоточила свои усилия на расширении «Единого фронта», возглавляемого левыми в Северной Корее, и привлечении широкого круга социальных слоев. Вместо компромисса или переговоров с антисоветскими и антикоммунистическими правыми силами это привело бы к более прочному фундаменту «демократической базы» Северной Кореи. По предложению Т.Ф. Штыкова 27 июля 1946 г. советское правительство приняло ряд решений: проведение выборов в местные органы власти, национализация промышленности, создание Корейской армии, отправка делегации Кореи в Советский Союз, создание советской больницы в Северной Корее и подписание торгового договора15. Эти меры были в значительной степени реализованы на практике после консультаций с руководством Северной Кореи и оказали большое влияние на ее дальнейшее политическое и экономическое развитие. Однако вопреки первоначальной цели захвата инициативы левыми силами на всем Корейском полуострове, изменения коснулись только Северной Кореи. В итоге все это только усилило национальный раскол в масштабах всей Кореи.
14 АВПР. Ф. 06, оп. 8, п. 39, д. 638, л. 8.
15 ЦАМО. Ф. 19, оп. 560, д. 8, л. 5; ф. 172, оп. 614632, д. 19, л. 5.
В начале июля 1946 г. И.В. Сталин пригласил двух лидеров Коммунистической партии Кореи, Ким Ирсена и Пак Хонёна, посетить Москву. На встрече со Сталиным присутствовал Штыков, прибывший в Москву раньше них. На этой встрече Сталин предложил объединить левые партии Северной Кореи, а через два месяца была основана Трудовая партия Северной Кореи (ТПСК), претендующая на роль массовой партии.
Осенью 1946 г. левые силы в Южной Корее начали полномасштабную борьбу против политики Американской военной администрации. После того, как Пак Хонён вернулся из Москвы, Компартия Кореи уже отказалась от своей дружественной политики по отношению к Американской военной администрации и приняла «новую тактику», оппозиционную. Перед началом «Сентябрьской всеобщей забастовки» Пак Хонён спросил Штыкова, как партия должна руководить социальными группами16. Штыков не рекомендовал Коммунистической партии Кореи, находящейся в затруднительном положении, брать на себя ответственность за все проекты. Он требовал установления более тесных отношений между ТПСК и Единым демократическим национальным фронтом Южной Кореи (ЕДНФЮК), с которым надо было разделить часть задач17. Отношение Штыкова и советских военных властей к южнокорейскому революционному движению ясно показывает, что они преследовали цель установления левой гегемонии на всем Корейском полуострове, в том числе через южнокорейское движение сопротивления, а не просто поддерживали левые силы на Севере.
На встрече с Ким Ирсеном 4 января 1947 г. Штыков обсудил вопрос создания единого руководства двух Трудовых партий Кореи, действующих как на Севере, так и на Юге. И Пак Хонён, и Ким Ирсен были согласны с созданием единого руководства. Но решить, кого избрать лидером партии, было сложно, поэтому этот вопрос отложили на более поздний срок. Штыков ожидал, что два лидера будут тесно сотрудничать, но отношения между ними не всегда были гладкими. Из-за этого Штыков рекомендовал Пак Хонёну и Ким Ирсену сблизиться18.
Отсутствие единого коммунистического руководства в Корее было насущной проблемой, которую необходимо было решить. Штыков, находившийся в отпуске в Москве в начале января 1948 г.,
16 Дневник Т.Ф. Штыкова, 09.09.1946.
17 ЦАМО. Ф. 172, оп. 614631, д. 25, л. 173.
18 Дневник Т.Ф. Штыкова, 06. 12. 1946 .
просил Сталина создать Центральный комитет по консолидации Трудовой партии Северной и Южной Кореи в составе девяти членов с Пак Хонёном в качестве председателя, Ким Ирсеном и Ким Дубоном — заместителей председателя19.
Неясно, возникла ли идея создания единого центрального комитета Трудовой партии Кореи во главе с Пак Хонёном в результате переговоров Штыкова с Ким Ирсеном или Пак Хонёном, или обоими одновременно, или это была его собственная идея. Однако эта идея не сразу была реализована на практике, что, вероятно, было связано с разногласиями внутри руководства партии. Объединенный Центральный Комитет Трудовой партии Кореи был сформирован только в августе 1948 г., накануне образования северокорейского государства, и его председателем был избран Ким Ирсен, а не Пак Хонён20. Только в июне 1949 г., почти год спустя, Трудовые партии Северной и Южной Кореи полностью объединились. Штыков корректировал назначения в партии и побуждал корейских коммунистов проводить единую политику, но в конечном счете не всегда выходило так, как он планировал.
На самом деле внутри руководства советской армии существовали разногласия по поводу управления Северной Кореей. Например, примерно в сентябре 1947 г. Г.П. Коротков, сменивший И.М. Чистякова на посту командующего 25-й армией, намеревался передать Советской гражданской администрации все функции по конкретному руководству жизни Северной Кореи, включая экономику и культуру21. В этом заключалась идея передачи полномочий Народного комитета Северной Кореи Советской Армии. Т.Ф. Штыков и Н.Г. Лебедев, проинформированные об этой идее, подвергли ее авторов резкой критике, т.к. считали, что в отличие от Американской администрации в Южной Корее, власть Народного комитета должна быть усилена, а советские военные власти должны постепенно оставаться в качестве административных советников.
Позиции Сталина и Штыкова по советской политике в отношении Северной Кореи принципиально различались. Штыков приложил все усилия, чтобы максимально удовлетворить требования северокорей-
19 ЦАМО. Ф. 172, оп. 614633, д. 3, л. 9-10.
20 Намбук Чосон родондан рёнхап чунъан чидо кигван кёльсонхвеи-есо ханёнсоль (1948нён 8воль 2иль) [Речь на совещании по созданию объединенной центральной руководящей организации Трудовой партии Северной и Южной Кореи (2 августа 1948 г.)] // Ким Ильсон чонджип, че 8 квон [Полное собрание сочинений Ким Ир Сена, Т.8]. Пхеньян: Чосон родондан чхульпханса, 1994. С. 188-191.
21 Дневник Н.Г. Лебедева, 08.09.1947.
ского руководства во главе с Ким Ирсеном, в то время как Сталин намеревался оказать лишь ограниченную помощь Северной Корее, которая, на его взгляд, имела меньшее стратегическое значение в то время, чем страны Восточной Европы.
Окончательный провал Советско-американского совместной комиссии и создание разделенных государств
21 мая 1947 г. в Сеуле возобновились заседания ССАК в ответ на растущие требования как внутри, так и за пределами Корейского полуострова о возобновлении ее деятельности. Как и ранее, советское руководство вновь поставило вопрос о создании Временного правительства Кореи в качестве важнейшей задачи. Последующей задачей было установление не советского строя, а «независимой демократической республики», в которой Народное, или Национальное собрание, избранное народом, сформирует правительство и изберет президента22.
Штыков продолжал придерживаться позиции, согласно которой политические партии и общественные организации, вступившие в Комитет по борьбе с опекой во главе с Ким Гу, не должны допускаться к консультациям в рамках ССАК. Они могли быть допущены к консультациям с Совместной комиссией только в случае выхода из состава данного Комитета и прекращения борьбы против решения по Корее Московского совещания.
По мере переговоров перспективы решения корейского вопроса посредством ССАК становились все более туманными. Штыков попытался выступить с «окончательным» заявлением. В его дневнике от 23 июля 1947 г. записан такой план: «Предложение самим корейцам приступить к переговорам по вопросу формирования правительства и указание порядка приема власти правительством на территории всей Кореи, вывод советских и американских войск полностью из Кореи в определенные сроки»23. Данный план был последней дипломатической попыткой Советского Союза осуществить эпохальные изменения в Корее, отойдя от парадигмы решения Московского совещания. Но этот план был отвергнут США, а корейский вопрос по инициативе последних был вынесен на рассмотрение ГА ООН в сентябре 1947 г.
22 АВПР. Ф. 07, оп. 12, п. 25, д. 319, л. 19.
23 Дневник Т.Ф. Штыкова, 23.07.1947.
В соответствии с резолюцией ООН, в Южной Корее были проведены сепаратные парламентские выборы, и 15 августа 1948 г. была провозглашена Республика Корея. Аналогичным образом в Северной Корее шел процесс по созданию «отдельного» правительства. Северная Корея провела «подпольные выборы» в провинциях Южной Кореи с тем, чтобы иметь право заявить о том, что ее единственное правительство было «объединенным». В ходе этих «выборов» были избраны представители для формирования Верховного народного собрания Кореи.
Расстановка кадров в северокорейском правительстве и силовых структурах разрабатывалась под руководством Ким Ирсена и Пак Хонёна и были согласованы со Штыковым, который сообщил о них в ЦК КПСС. Что касается состава кабинета министров КНДР, то кремлевское руководство рекомендовало увеличить количество южнокорейцев24. Однако, как и в процессе составления конституции, рекомендации советского руководства, похоже, не нашли широкого отражения. Это связано с тем, что проект состава кабинета министров, предложенный Ким Ирсеном и Пак Хонёном в августе 1948 г., был частично изменен, но в остальном численный состав южнокорейцев не был расширен. Таким образом, не все требования Советского Союза были приняты северокорейским руководством, что свидетельствовало о том, что независимая позиция северокорейской стороны постепенно укреплялась.
Итак, вслед за созданием правительства Республики Корея 9 сентября 1948 г. было провозглашено создание правительства КНДР во главе с Ким Ирсеном, завершившее юридическое разделение Корейского полуострова. Ответственность за раздел Корейского полуострова, безусловно, несли вовлеченные стороны, а именно США и Советский Союз, а также левые и правые силы в Южной и Северной Корее.
Заключение
Т.Ф. Штыков вместе с Ким Ирсеном стремились к объединению Кореи силой во время Корейской войны. С точки зрения Штыкова, это было актом твердости из чувства ответственности за разделение Южной и Северной Кореи после освобождения. Поэтому свою позицию по вопросу объединения он старался донести до советского руководства в тесной связи с Ким Ирсеном. В процессе поиска пути
24 Дневник Т.Ф. Штыкова, 09.09.1948.
решения проблемы Корейского полуострова, продвигаемого Пхеньяном и Москвой, Штыков добросовестно выполнял роль «посредника» в диалоге СССР и КНДР.
Однако поражение северокорейской армии из-за вмешательства американских военных изменило его судьбу. Возможно, Сталин должен был возложить на кого-то ответственность за военное поражение, и указал на Штыкова, который принимал самое непосредственное участие в войне. В начале 1951 г. Штыков был отозван в Москву, 3 февраля понижен в звании с генерал-полковника до генерал-лейтенанта и через 10 дней уволен в запас25.
Увольнение было для Штыкова личным позором. Важный проект, который он пытался реализовать, бывший делом его жизни, в конце концов, провалился. После возвращения в Советский Союз Штыков какое-то время переживал тяжелые времена, но сохранил членство в партии. В январе 1954 г. он был назначен первым секретарем Новгородского обкома партии. Неизвестно, было ли это назначение обусловлено смертью Сталина или иной причиной. Через некоторое время он перешел на должность первого секретаря Приморского краевого пограничного комитета, а в 1956 г. был выдвинут в состав ЦК КПСС и восстановлен в звании. После этого Штыков был Чрезвычайным и Полномочным послом в Венгрии (1959-1960), заместителем председателя Комитета партийно-государственного контроля Бюро ЦК КПСС по РСФСР и СМ РСФСР (1963), и его карьера развивалась относительно гладко. Однако он не смог побороть болезнь, которая долгое время преследовала его, хотя и энергично встал на ноги в период политических неудач. Т.Ф. Штыков перенес сердечный приступ и умер во время отпуска в Ленинграде в октябре 1964 г. в возрасте 57 лет.
Хотя Штыков имел несколько отличные от руководства СССР взгляды на политику в отношении Кореи, но у него не было ресурсов и сил для ее полной реализации. Более того, он был советским гражданином, военнослужащим и дипломатом, и обязан был соблюдать государственные интересы Советского Союза. Тем не менее он был одним из тех немногих лидеров, кто пытался понять политику своей страны с корейской точки зрения. По этой причине он часто занимал позицию, соответствовавшую требованиям северокорейского руководства и одновременно с этим противоречащую политике Кремля. Возможно, это впоследствии и стало одной из причин его отставки в 1951 г.
25 Попов И.М., Лавренов С.Я., Богданов В.Н. Корея в огне войны. М.: Кучково поле, 2005. С. 222.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архив внешней политики России (АВПР). Ф. 06, оп. 8, п. 39, д. 637, л. 8; ф. 06, оп. 8, п. 39, д. 638, л. 43; ф. 07, оп. 12, п. 25, д. 319, л. 19.
2. Дневник Н.Г. Лебедева, 08.09.1947.
3. Дневник Т.Ф. Штыкова, 09.09.1946, 06.12.1946, 13.08.1947, 23.07.1947, 09.09.1948.
4. За мир на земле Кореи. Воспоминания и статьи. М.: ГРВЛ, 1985.
5. Отношения Советского Союза с народной Кореей 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981.
6. Попов И.М., Лавренов С.Я., Богданов В.Н. Корея в огне войны. М.: Кучково поле, 2005.
7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17, оп. 128, д. 998, л. 3-4.
8. Центральный архив Министерства Обороны (ЦАМО). Ф. 19, оп. 266, д. 27, л. 247-248; ф. 19, оп. 560, д. 8, л. 3, 5; ф. 32, оп. 11306, д. 687, л. 296; ф. 148, оп. 3763, д. 111, л. 92-93; ф. 172, оп. 614631, д. 25, л. 173; ф. 172, оп. 614632, д. 19, л. 5; ф. 172, оп. 614633, д. 3, л. 9-10; ф. УСГАСК, оп. 102038, д. 12, л. 5-9, 8; ф. УСГАСК, оп. 106546, д. 11, л. 10-12; ф. УСГАСК, оп. 433847, д. 1, л. 40.
9. Намбук Чосон родондан рёнхап чунъан чидо кигван кёльсонхвеи-есо ханён-соль (1948нён 8воль 2иль) [Речь на совещании по созданию объединенной центральной руководящей организации Рабочей партии Северной и Южной Кореи (2 августа 1948 г.)] // Ким Ильсон чонджип, че 8 квон [Полное собрание сочинений Ким Ир Сена, Т.8]. Пхеньян: Чосон родондан чхульпханса, 1994. С. 188-191.
REFERENCES
1. AVPRF [Archive of Russian Foreign Policy]. Fond 06, opis 8, papka 39, delo 637, list 8; fond 06, opis 8, papka 39, delo638, list 43; fond 07, opis 12, papka 25, delo 319, list 19.
2. DnevnikN.G. Lebedeva [N.G. Lebedev's diary]. September 08, 1947.
3. Dnevnik T.F. Shtykova [T.F. Shtykov's diary]. September 09, 1946; December 06, 1946; August 13, 1947; July 23, 1947; September 09, 1948.
4. Otnosheniya Sovetskogo Soyuza s narodnoy Koreyey 1945-1980. Dokumenty I ma-terialy [Relations of the Soviet Union with People's Korea 1945-1980. documents and materials]. Moscow: Nauka,1981.
5. Popov I.M., Lavrenov S.YA., Bogdanov V.N. Koreya v ogne voyny [Korea in the fire of war]. Moscow: Kuchkovo pole, 2005.
6. Za mir na zemle Korei. Vospominaniya I stat'I [For peace in the land of Korea. Memoirs and articles]. Moscow, 1985.
7. RGASPI [Russian State Archive of Socio-Political History]. Fond 17, opis 128, delo 998, list 3-4.
8. TsAMO [Central Archive of the Ministry of Defense]. Fond 19, opis 266, delo 27, list 247-248; fond 19, opis 560, delo 8, list 3, 5; fond 32, opis 11306, delo 687, list 296; fond 148, opis 3763, delo 111, list 92-93; fond 172, opis 614631, delo 25, list 173; fond 172, opis 614632, delo 19, list 5; fond 172, opis 614633, delo 3, list 9-10; fond USGASK, opis 102038, delo 12, list 5-9, 8; fond USGASK, opis 106546, delo 11, list 10-12; fond USGASK, opis 433847, delo 1, list 40.
9. Nampuk chosôn rotongtang ryônhap chungang chido kikwan kyôlsônghoeui-esô hanyônsôl (1948nyôn 8wôl 2il) [Speech given at the meeting for the establishment
of the joint central leadership organization of the North and South Korean Workers' Party (August 2, 1948)]. Kim Ilsöng chönchip che 8 kwön [The Complete Works of Kim Il-sung, Vol. 8]. P'yöngyang: Chosön rotongtang ch'ulp'ansa, 1994.
Статья поступила в редакцию 09.07.2023; одобрена после рецензирования 25.09.2023; принята к публикации 26.10.2023.
The article was submitted 09.07.2023; approved after reviewing 25.09.2023; accepted for publication 26.10.2023.
ОБ АВТОРЕ
Ки Квансо — профессор факультета политологии и международных отношений Университета Чосон, Кванджу, Южная Корея; keeks@chosun.ac.kr
ABOUT THE AUTHOR
Kee Kwang-seo — Professor of the Department of Political Science and International Relations, Chosun University, Gwangju, Republic Korea; keeks@chosun.ac.kr