Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ДЛЯ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ'

СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ДЛЯ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОЛОГИЯ / ВЫСШИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПРАВДОПОДОБНОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карр Бернард

Физика достигла высокой степени понимания мира в самых разных масштабах, от субатомных частиц до самой Вселенной. Однако проблемы несовместимости квантовой теории и теории относительности, а также исключения сознания из мейнстрима физики, остаются нерешенными. Квантовая теория предполагает, что сознание, а именно наблюдатель, играет определенную роль в физике. Считается, что он отвечает за коллапс волновой функции и может влиять на выбор той, а не иной вероятности коллапса Вселенной. Так что квантовая теория намекает все-таки на важность сознания в реальности Вселенной, но она не дает описания самого феномена сознания, тем самым просто замещает одну тайну другой. Некоторые ученые считают сознание фундаментальным и рассматривают возможную связь между физикой и философией сознания в концепции времени. Один из подходов предполагает добавление дополнительного измерения, связанного с нашим ментальным временем, к нашему четырехмерному пространству-времени, содержащему наши возможные варианты будущего. Так, основываясь на этом подходе, в космологии бран физический мир можно рассматривать как четырехмерную брану, движущуюся через высшее пятое измерение балка. Используя этот подход высших измерений, мы могли бы объединить материю, ментальную и физическую сферы. Однако остается неизменным тот факт, что большинство переживаний, независимо от их природы, требуют некоей формы пространства и времени. Поэтому предлагается единая теория материи и разума - как новое расширение физики, - включающая в себя сознание, трансцендентность пространства-времени и ментальные явления. Она представляет собой иерархическую реальность высших измерений, связанных с иерархией правдоподобных настоящих. Всевозможные правдоподобные настоящие, от наносекунды до миллиона лет, вероятнее всего, соответствуют различным уровням сознания, которые могут существовать, даже не зная друг о друге. Многие физики-редукционисты рассматривают сознание исключительно как кульминацию сложности, сводя его до эмерджентного феномена - результата эволюции со времен Большого взрыва. В противоположность этому другие считают Универсальный разум, или Сознание, лежащим в основе всего и предсуществующим. Подход, который примиряет эти два взгляда, постулирует, что, хотя Сознание и предсуществует, нужна эволюция, создающая сложные системы, которые, подобно телевизору, могут действовать как фильтры для Универсального разума. Таким образом, Сознание появляется везде во Вселенной, где системы становятся достаточно сложными. Но есть еще много вопросов, которые остаются без ответа. Например: почему и как это Сознание делится на миллиарды маленьких «сознаний»? Кроме того: «что есть сейчас?» и «кто я и почему я не кто-то другой?». Вывод состоит в том, что высшие измерения пространства и времени играют решающую роль в соединении материи, разума и даже духа, а также в осуществлении связи индивидуального сознания с Универсальным разумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING SPACE AND TIME FOR MATTER AND MIND

Physics has come to understand the world on all the different scales, from subatomic particles to the universe itself. However, problems related to the incompatibility of quantum theory with relativity theory, as well as the exclusion of consciousness from the mainstream physics, remain unresolved. Quantum theory suggests that consciousness, namely the observer, plays a role in physics. It is regarded as responsible for collapsing the wave function and affecting the probability of the universe collapsing in a certain way. However, while quantum theory hints at the importance of consciousness in bringing the universe into reality, it does not give a description of the phenomenon of consciousness, thus effectively replacing one mystery with another. Some scientists regard consciousness as fundamental and consider a possible link between physics and philosophy of mind in an understanding of time. One approach suggests adding an extra dimension, associated with our mental time, to our four-dimensional spacetime, containing our possible futures. Building on this approach, in brane cosmology, the physical world can be regarded as a 4-dimensional brane moving through a higher 5-dimensional bulk. By using this higher-dimensional approach we could unify matter, mental space and physical space. The point remains though that most experiences, irrespective of their nature, still require some form of space and time. A grand unified theory of matter and mind is therefore suggested, as a new extension of physics, which incorporates consciousness, transcendence of space and time and mental phenomena. It represents a hierarchical higher-dimensional reality, where these higher dimensions are associated with a hierarchy of specious presents. Possible different specious presents, starting from a nanosecond to a million years, may correspond to different levels of consciousness that may exist, although unaware of each other. Many reductionist physicists see consciousness as a mere culmination of complexity, restricting it to being an emergent phenomenon. Contrary to that, others regard Consciousness or the Universal Mind as underlying everything, and pre-existent. An approach that reconciles these two views postulates that while Consciousness is pre-existing, it takes evolution to deliver sufficiently complex systems, which, similarly to TV sets, can act as filters for the Universal Mind. That way, consciousness arises wherever in the universe systems become sufficiently complex. Many questions remain open, such as, why and how this Consciousness fragments itself into billions of little «conscious-nesses». Also, ‘what is now’ and ‘who am I and why am I not someone else’. The conclusion is that higher dimensions of space and time play a crucial role in linking matter, mind and even spirit, as well as in relating individual to Universal Mind.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ДЛЯ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ»

DOI: 10.31249/metodannual/2021.11.30

Карр Б.*

Создание пространства и времени для материи и сознания1

Аннотация. Физика достигла высокой степени понимания мира в самых разных масштабах, от субатомных частиц до самой Вселенной. Однако проблемы несовместимости квантовой теории и теории относительности, а также исключения сознания из мейнст-рима физики, остаются нерешенными. Квантовая теория предполагает, что сознание, а именно наблюдатель, играет определенную роль в физике. Считается, что он отвечает за коллапс волновой функции и может влиять на выбор той, а не иной вероятности коллапса Вселенной. Так что квантовая теория намекает все-таки на важность сознания в реальности Вселенной, но она не дает описания самого феномена сознания, тем самым просто замещает одну тайну другой. Некоторые ученые считают сознание фундаментальным и рассматривают возможную связь между физикой и философией сознания в концепции времени. Один из подходов предполагает добавление дополнительного измерения, связанного с нашим ментальным временем, к нашему четырехмерному пространству-времени, содержащему наши возможные варианты будущего. Так, основываясь на этом подходе, в космологии бран физический мир можно рассматривать как четырехмерную брану, движущуюся через высшее пятое измерение балка. Используя этот подход высших измерений, мы могли бы объединить материю, ментальную и физическую сферы. Однако остается неизменным тот факт, что большинство переживаний, независимо от их природы, требуют некоей формы пространства и времени. Поэтому предлагается единая теория материи и разума - как новое расширение физики, - включающая в себя сознание, трансцендентность пространства-времени и ментальные явления. Она представляет собой иерархическую реальность высших измерений, связанных с иерархией правдоподобных настоящих. Всевозможные правдоподобные настоящие, от наносекунды до миллиона лет, вероятнее всего, соответствуют различным уровням сознания, которые могут существовать, даже не зная друг о друге. Многие физики-редукционисты рассматривают сознание исключительно как кульминацию сложности, сводя его до эмерджентного феномена - результата эволюции со времен Большого взрыва. В противоположность этому другие считают Универсальный разум, или Сознание, лежащим в основе всего и предсуществующим. Подход, который примиряет эти два взгляда, постулирует, что, хотя Сознание и предсуществует, нужна эволюция, создающая

* Бернард Карр, почетный профессор математики и астрономии в Лондонском университете имени королевы Мэри. Профессиональные области исследований - космология и астрофизика. Темы исследований: ранняя вселенная, темная материя, черные дыры и принцип энтропии.

1 Оригинал на английском языке: Carr B. Making space and time for matter and mind https://www.essentiafoundation.org/seeing/making-space-and-time-for-matter-and-mind/

479

сложные системы, которые, подобно телевизору, могут действовать как фильтры для Универсального разума. Таким образом, Сознание появляется везде во Вселенной, где системы становятся достаточно сложными. Но есть еще много вопросов, которые остаются без ответа. Например: почему и как это Сознание делится на миллиарды маленьких «сознаний»? Кроме того: «что есть сейчас?» и «кто я и почему я не кто-то другой?». Вывод состоит в том, что высшие измерения пространства и времени играют решающую роль в соединении материи, разума и даже духа, а также в осуществлении связи индивидуального сознания с Универсальным разумом.

Ключевые слова: космология; высшие измерения; универсальная теория материи и сознания; психофизическая проблема; правдоподобное настоящее.

Для цитирования: Карр, Б. Создание пространства и времени для материи и сознания // МЕТОД : Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин : ежегод. науч. изд. / РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед. - Москва, 2021. - Вып. 11. - С. 479-487. - URL: http://www.doi.org/10.31249/ metodannual/2021.11.30

Сознание в физике

Мы смело можем говорить о триумфе физики, достигшей высокой степени понимания устройства физического мира и самой структуры Вселенной в разных масштабах, от субатомных частиц до самой Вселенной как таковой. Однако все еще существует фундаментальная проблема примирения квантовой теории, которая занимается физикой микроскопических частиц, и теории относительности в области макрофизики. Они кажутся несовместимыми.

Мечта большинства физиков состоит в том, чтобы иметь какую-то окончательную теорию, в которой очень большие масштабы согласовались бы с очень малыми. Кроме того, еще один вопрос заключается в том, будет ли такая теория, объединяющая квантовую физику и относительность, учитывать сознание.

Является ли сознание фундаментальным? Мой ответ - да, несмотря на то что на сегодняшний день это не является точкой зрения мейнстрима физики. Это мнение разделяет, например, сэр Роджер Пенроуз, который рассматривает сознание как фундаментальное и считает, что оно должно быть на определенном уровне составной частью окончательной теории физики.

Многие возразили бы, что квантовая теория уже дает ответ на этот вопрос. И в самом деле, квантовая теория действительно предполагает, что сознание, а именно наблюдатель, играет роль в физике. Например, Юджин Вигнер, известный физик, считал, что сознание несет ответственность за коллапс волновой функции. Идея здесь, в сущности, заключается в том, что именно сознание приводит Вселенную в состояние реальности.

Генри Стэпп, другой квантовый физик, идет дальше и постулирует, что сознание может каким-то образом влиять на вероятность коллапса Вселенной именно таким, а не иным путем. Другими словами, оно осущест-

480

вляет выбор из квантовых возможностей, и здесь идея заключается в том, что Вселенная создает сама себя.

Несмотря на это, квантовая теория не дает определения сознания. Она косвенно указывает на его важность, но не предоставляет нам описания ментальных явлений, тем самым просто замещая одну тайну другой. Нам нужна более глубинная парадигма, лежащая в основе как квантовой теории, так и сознания.

Высшие измерения в физике

В некотором смысле историю физики можно рассматривать как последовательность парадигм с возрастающим количеством измерений, идущих от Ньютона и заканчивающийся М-теорией, как представлено на приведенном здесь рис. 1.

11 измерений

I

10 измерений

I

5 измерений

I

4 измерения

I

3 измерения

М -теория

Теория суперструн

Калуца-Клейн

Эйнштейн

Ньютон

Рис. 1

Однако, на мой взгляд, связь между физикой и философией сознания заключается в способе понимания времени. Проблема с концепцией времени - в том, что в теории относительности существует так называемая «блочная» Вселенная, в которой вообще не описывается течение времени.

481

Поэтому представляется справедливым отметить, что теория относительности просто соединяет в одно целое пространство и время. Но если пространство-время «заморожено» как таковое, то в стандартной теории относительности места для сознания нет вообще. Не очевидно и то, что квантовая теория может решить этот вопрос.

Возможный ответ пришел от Ч.Д. Броуда, известного философа, который выдвинул предположение о том, что, вероятно, нам необходимо дополнительное измерение, связанное каким-то образом с нашим ментальным временем. Представьте себе, что в нашем четырехмерном пространстве-времени существуют различные возможные варианты будущего. Но с течением мысленного времени мы выбираем один из этих возможных вариантов и постепенно закрепляем его в четырех измерениях. Это и есть то дополнительное измерение, формирующее на самом деле пятимерную перспективу, как представлено на рис. 2.

Дополнительное измерение 12 описывает течение времени

Здесь космологическая модель рассматривает физический мир как 4-мерную брану, проходящую через 5-е измерение - балк.

В своем подходе я связываю космологию мембран1 с этим дополнительным измерением. Как, например, на приведенном здесь рис. 2 модель Рэндалл - Сандрума рассматривает физический мир - как четырехмерную брану в высшем пятимерном объеме или балке (bulk)2. И здесь одно из дополнительных измерений растягивается и расширяется, а не компактифицируется. Итак, вы должны представить данную брану как движующуюся сквозь соответствующий объем вдоль по пятому измерению.

1 Космология мембран (или «бран», от англ. brane) разрабатывается в квантовой физике и космологии в рамках теории струн, теории суперструн и М-теории. - Прим. ред.

2 От англ. bulk - многомерное гиперпространство в теоретической физике. - Прим. ред.

Рис. 2

482

Хотел бы показать еще один рисунок (рис. 3), авторства Джона Сми-тиса, иллюстрирующий идею своего рода пятимерного «слияния» материи и сознания как некоего психофизического пространства, в котором физическое и перцептивное пространства ортогональны.

Джон Смитис

physical space -

физическое

пространство

5D worldline -мировая линия в 5-мерном пространстве-времени

perceptual space

perceptual space -перцептивное пространство

4D worldline -мировая линия в 4-мерном пространстве-времени

5-мерное психофизическое пространство

Рис. 3

Обобщая, можно утверждать, что, используя этот подход высших измерений, мы могли бы объединить материю, пространство явлений и физическое пространство. И здесь под пространством явлений я подразумеваю наше восприятие физического пространства как составной части ментального пространства.

Однако существуют и другие виды ментального пространства, например пространство сновидений. Ведь наша ментальная сфера действительно выходит за рамки нашего восприятия физического мира и даже за рамки снов. Я классифицирую ментальное пространство как:

• нормальное пространство явлений, памяти, визуализации и сновидений;

• паранормальное пространство психических, пороговых переживаний, привидений и других «странных» физических явлений;

• духовное или трансперсональное пространство внетелесных переживаний1, околосмертных переживаний2 и в целом мистического опыта.

1 От англ. «out-of-body experiences». - Прим. ред.

2 От англ. «near-death experiences». - Прим. ред.

483

Это, несомненно, спорные темы, но когда я говорю о сознании, то я пытаюсь учитывать и эти явления в том числе. Ключевой момент заключается в том, что большинство переживаний, даже спорных, требуют определенного пространства и времени. Поэтому нам нужна новая парадигма, своего рода расширение физики, включающая в себя, каким-то радикально новым образом, сознание, трансцендентность пространства и времени и ментальные явления.

Универсальная структура

То, что я предлагаю, - это большая единая теория материи и сознания, охватывающая эти высшие измерения, о которых я говорил ранее. Она называется универсальной структурой и объединяет физическое пространство, а также пространство явлений, памяти, сновидений и любое другое пространство, которое вас интересует. По существу, это иерархическая реальность высших измерений, в которой мы объединяем переживания явлений, физические переживания с опытом нефизических переживаний, будь то сны, опыт вне тела или что-либо другое.

Таким образом, в некотором смысле этот подход отождествляет пространство высших измерений, как в модели Рэндалл - Сандрума, показанной ранее, с ментальными переживаниями, в итоге объединяя физическое пространство с ментальным.

Чтобы сделать следующий шаг, необходимо задать вопрос: что же это за иерархически сжатые высшие измерения? В своем подходе я связываю их с иерархией мнимых настоящих1, т.е. с самыми короткими промежутками времени, которые мы в состоянии осознать. Другими словами, это минимальное время сознательного опыта, включающего в себя некое только ему присущее правдоподобное настоящее, которое может изменяться даже при обычных обстоятельствах. Так, например, если вы воздушный гимнаст в цирке, то ваше правдоподобное настоящее уменьшается. Время замедляется, чтобы вы могли поймать руки другого человека, которого вы пытаетесь поймать. Однако если вы эквилибрист и вам приходится долго стоять в одном и том же положении, ваше правдоподобное настоящее увеличивается. Существуют также и примеры того, как правдоподобное настоящее, с совершенной очевидностью, меняется полностью. Например, люди, выходящие из состояния околосмертного переживания, сообщают о том, что они видели всю свою жизнь в одно мгновение.

Разумеется, можно утверждать, что изменение правдоподобного настоящего связано с процессами, происходящими в мозгу; что в мозгу есть

1 Минимальное возможное время, которое мы в состоянии непосредственно воспринять и осознать, «мнить». Выражение specious present было введено в оборот американским философом Уильямом Джеймсом и обычно переводится как мнимое настоящее, т.е. настоящее, которое мнится. - Прим. ред.

484

какие-то внутренние часы. Но в некоторых мистических переживаниях изменения ощущения времени еще более драматичны. Так, Эдвард Келли отмечает известное сходство между описанием мистических переживаний, полученных на стадиях Самадхи в трактовке Патанджали, и тем, как анатомы прежних времен меняли фокусировку микроскопа. Это похоже на то, как если бы медитирующий регулировал фокусное расстояние своего ума и систематически сталкивался с различными мирами в зависимости от достигнутых настроек.

Но можем ли мы считать, что единственный возможный опыт сознания основан на нашем правдоподобном настоящем и равен десятым долям секунды? Разве не могут существовать такие уровни сознания, которые характеризуются иным правдоподобным настоящим? Может быть, наносекундой? А как насчет миллиона лет? Все эти различные уровни сознания не знали бы друг о друге, тем не менее они могут существовать.

Универсальная структура и Универсальное сознание

Остается без ответа важный вопрос: порождается ли сознание мозгом? Большинство физиков-редукционистов видят сознание лишь как кульминацию сложности. С их точки зрения, благодаря этому процессу в нашей космологической истории, с момента Большого взрыва, были сформированы все более высокие уровни сложности: сначала кварки и глюоны, затем атомы и молекулы, а затем сформировались и планеты, которые породили живые организмы. И все это в конечном итоге привело к тому, что эволюция дала нам сознание - как эмерджентный феномен.

Однако есть и другая точка зрения, которая в некотором смысле лежит в основе концепции Универсальной структуры, и связана она с тем, что называется Универсальным сознанием. Например, Ральф Эмерсон говорит: «Есть один разум, общий для всех отдельно взятых людей. Вселенский разум». Аналогично Олдос Хаксли постулирует: «Каждый из нас потенциально является Сознанием в Целом (Mind at Large). Но оттого, что мы животные, наше дело - любой ценой выжить и сделать возможным биологическое выживание. Сознание в Целом должно быть пропущено через редуцирующий клапан мозга и нервной системы. И то, что выходит на другом конце, - это жалкая струйка такого вида сознания, которое просто помогает нам оставаться живыми на поверхности этой конкретной планеты».

Итак, могут ли эти две точки зрения стать совместимыми друг с другом? Как представлено на рис. 4, Сознание лежит в основе всего, и мозг - это просто фильтр этого Сознания, функция которого скорее сравнима с функцией телевизора. Так что, в сущности, Сознание, или Вселенский разум, уже предсуществует, и везде во Вселенной, где есть достаточно сложная система, возникнет сознание.

485

Развитие сложности в истории начиная сБольшоговзрыва

Пирамида сложности

Конечно, хорошо утверждать, что существует только один Вселенский разум, или предсуществующее Сознание. Но основной вопрос заключается в том, почему и как это Сознание разделилось на миллиарды маленьких сознаний с маленькой буквы «с», которые находятся на этой планете. И, по-видимому, есть миллиарды и миллиарды других во Вселенной. Вот в чем настоящая тайна. И даже если кто-то верит в мозг, порождающий осознание, то великая загадка заключается вот в чем: почему я - это я, а не кто-то другой?

Для меня существует фундаментальная связь между вопросом: «Что такое сейчас?» и вопросом: «Кто я и почему я - это я, а не кто-то другой?»

Я считаю, что здесь имеется тесная связь с понятием правдоподобного настоящего. Ведь я отделен от кого-то другого только с точки зрения этого же правдоподобного настоящего, состоящего из десятой доли секунды. И если существуют разные уровни сознания, с разными правдоподобными настоящими, то само разделение как таковое - это просто иллюзия.

Мой вывод состоит в том, что высшие измерения пространства и времени играют решающую роль в соединении материи, сознания и даже духа, а также в связывании индивидуального сознания с Универсальным.

Позвольте завершить мыслью Пола Брайтона, что мы должны научиться как ментализировать пространство, так и размещать разум в пространстве.

Перевод с английского языка Наталии Воронцовой

486

Bernard Carr* Making space and time for matter and mind1

Abstract. Physics has come to understand the world on all the different scales, from subatomic particles to the universe itself. However, problems related to the incompatibility of quantum theory with relativity theory, as well as the exclusion of consciousness from the mainstream physics, remain unresolved. Quantum theory suggests that consciousness, namely the observer, plays a role in physics. It is regarded as responsible for collapsing the wave function and affecting the probability of the universe collapsing in a certain way. However, while quantum theory hints at the importance of consciousness in bringing the universe into reality, it does not give a description of the phenomenon of consciousness, thus effectively replacing one mystery with another. Some scientists regard consciousness as fundamental and consider a possible link between physics and philosophy of mind in an understanding of time. One approach suggests adding an extra dimension, associated with our mental time, to our four-dimensional spacetime, containing our possible futures. Building on this approach, in brane cosmology, the physical world can be regarded as a 4-dimensional brane moving through a higher 5-dimensional bulk. By using this higher-dimensional approach we could unify matter, mental space and physical space. The point remains though that most experiences, irrespective of their nature, still require some form of space and time. A grand unified theory of matter and mind is therefore suggested, as a new extension of physics, which incorporates consciousness, transcendence of space and time and mental phenomena. It represents a hierarchical higher-dimensional reality, where these higher dimensions are associated with a hierarchy of specious presents. Possible different specious presents, starting from a nanosecond to a million years, may correspond to different levels of consciousness that may exist, although unaware of each other. Many reductionist physicists see consciousness as a mere culmination of complexity, restricting it to being an emergent phenomenon. Contrary to that, others regard Consciousness or the Universal Mind as underlying everything, and pre-existent. An approach that reconciles these two views postulates that while Consciousness is pre-existing, it takes evolution to deliver sufficiently complex systems, which, similarly to TV sets, can act as filters for the Universal Mind. That way, consciousness arises wherever in the universe systems become sufficiently complex. Many questions remain open, such as, why and how this Consciousness fragments itself into billions of little «consciousnesses». Also, 'what is now' and 'who am I and why am I not someone else'. The conclusion is that higher dimensions of space and time play a crucial role in linking matter, mind and even spirit, as well as in relating individual to Universal Mind.

Keywords: cosmology; higher dimensions; universal theory of matter and consciousness; mind - body problem; specious present.

For citation: Carr, B. (2021). Making space and time for matter and mind. METHOD: Moscow Yearbook of Social Studies, 11, P. 479-487. http://www.doi.org/10.31249/metodannual/2021.11.30

* Bernard Carr is Emeritus Professor of Mathematics and Astronomy at Queen Mary University of London. His professional area of research is cosmology and astrophysics and includes such topics as the early universe, dark matter, black holes and the anthropic principle.

1 https://www.essentiafoundation.org/seeing/making-space-and-time-for-matter-and-mind/

487

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.