Научная статья на тему 'Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза - будущих менеджеров'

Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза - будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева М.Л., Червова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза - будущих менеджеров»

2) ядерная ступень, где де ~ 106 эв и д/ ~10-14 м;

3) субъядерная ступень, где де ~ 109 эВ и д/ ~ 10-18 м .

Кроме этих, на квантовой лестнице (ниже энергии атомов) имеются еще две ступени, очень важные для возникновения и развития феномена жизни, - это молекулы и макромолекулы. Чем меньше энергия на квантовой лестнице, тем более ярко выраженной становится специфичность соответствующих структур: ...барионы и мезоны ^ ядро ^ атом ^ молекула ^ макромолекула ^ жизнь.

Существование квантовой лестницы имеет глубокий физический смысл: более тонкая (мелкомасштабная) структура вещества не проявляет себя и не участвует в энергетическом обмене до тех пор, пока средняя «тепловая» энергия не достигнет соответствующего уровня энергии квантового возбуждения. Так, при исследовании явлений на уровне энергии атомов никак не проявляется внутренняя структура ядер, а в изучении газов при нормальных температурах и давлении - внутреннее строение атомов. Иными словами, объект, имеющий внутреннюю структуру с точки зрения более высокой энергетической ступени, оказывается бесструктурным во всех явлениях на любой низшей ступени, поскольку энергии, характерные для этих ступеней, меньше энергии его возбуждения (атом является элементарной частицей в газовой кинетике, ядро -в атомной физике и т.д.). В пределах же каждой ступени имеется обширная спектроскопия с характерным расстоянием между уровнями энергии порядка ДЕ [6, 7].

Фактор структурного морфогенеза различных форм стабильной материи, последовательно и закономерно возникавших в процесс космологической эволюции нашей Вселенной, является базовым онтологическим положением, которое должно лежать в основе обобщающей общефизической темы школьного курса физики - «Современная физическая картина мира».

Методологическая и методическая идея, представленная фактором «квантовой лестницы» Мира, становится как конструктивным, так и онто-дидактическим положением, позволяющим объединить в единую концептуальную систему весь комплекс основополагающих квантовых принципов, используемых при построении раздела «Квантовая физика» современного школьного курса физики [1].

Безусловно, настоящая заметка представляет только эскизный набросок соответствующей методической канвы, которая с необходимостью должна быть вплетена в содержательную компоненту современного курса квантово-релятивистской физики как школы, так и вуза.

Литература

1. Марков В.Н., Пухов Н.М. Современная физика: Концептуальные и методические основы изучения. - Тамбов: Изд-во Тамбовского университета им. Г.Р. Державина, 2007.

2. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. - М.: Наука, 1990.

3. Киржниц Д.А., Линде А.Д. Фазовые превращения в физике элементарных частиц и космологии // Наука и Человечество. 1982. - М.: Знание, 1982.

4. Грин Б. Элегантная Вселенная. - М.: УРСС, 2005.

5. Лауреаты нобелевских премий за 2005 год // Природа. - 2007. - № 1.

6. Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. - М.: Атомиздат,1977.

7. Готтфрид К., Вайскопф В. Концепции физики элементарных частиц. - М.: Мир, 1988.

СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

М.Л. Груздева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Волжского государственного инженерно-педагогического университета,

А.А. Червова, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета

Проблема эффективной информационной подготовки студентов вузов, в том числе студентов экономических специальностей, является одной из важнейших в системе высшего образования. Важность этой проблемы вызвана тем, что профессиональная деятельность будущих выпускников в большинстве случаев будет осуществляться с помощью информационно-коммуникационных технологий. На основе анализа основных тенденций в развитии информационного общества, анализа информационных задач, решаемых специалистами в профессиональной деятельности, средств, используемых для решения этих задач, можно сделать вывод, что наиболее профессионально значимыми умениями и навыками для специалистов в области экономики являются умения и навыки организации работы с экономической информацией как частью информационного ресурса общества.

В ходе исследования нами были определены основные требования к уровню сформированности информационного компонента готовности специалиста-менеджера к профессиональной деятельности в условиях современного информационного пространства, которые мы представляем в виде следующих необходимых знаний, умений и качеств:

• умение на научной основе организовать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

• знание особенностей использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ для управленческих решений;

• знание перспективы развития информационных технологий в экономической деятельности и, в частности, в деятельности экономиста-менеджера;

• формирование современного взгляда на информационные технологии, получившие развитие и внедрение в практику решения профессиональных задач в области экономики;

• воспитание интереса к информационно-коммуникационным технологиям, использующим новые методы решения профессиональных задач;

• формирование основы для осмысления и реализации возможностей применения технологий создания профессио-

нального информационного пространства при организации профессиональной деятельности.

Изучение информационной подготовки студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» показало, что обучение основам информатики студентов - будущих экономистов-менеджеров происходит на протяжении всего курса обучения в вузе (дисциплины «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Информационные системы в экономике», «Автоматизированные системы в экономике»). В рамках курсов информационных дисциплин происходит знакомство обучающихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, применения универсальных информационных технологий в профессиональной деятельности. Однако при всей актуальности информационной подготовки будущих экономистов-менеджеров рабочие программы по обучению студентов информатике и информационным дисциплинам в практической составляющей не отвечают возросшему уровню требований к специалистам этого направления на практике.

Проблемой в данном случае, на наш взгляд, является противоречие между местом информационных дисциплин в учебном плане, рассматривающим их как обеспечивающие и второстепенные по отношению к специальным дисциплинам, и реальной ролью информационных процессов в профессиональной деятельности экономиста-менеджера, а также целый ряд недостатков, влияющих на формирование требуемого уровня информационной культуры экономиста-менеджера, обеспечивающего эффективное решение им профессиональных задач в современной информационной среде, в частности:

- содержание традиционных дисциплин информационного цикла не ориентировано на новые цели и задачи, которые должен решать экономист-менеджер в своей профессиональной деятельности как информационно-технологический специалист, который не только использует информационные технологии, но и разрабатывает новые, создает специальную информационную среду, обеспечивающую эффективное решение профессиональных задач;

- в существующих методических системах обучения дисциплин информационного цикла отсутствуют задания, обеспечивающие профессионализацию личности студентов, знаний, умений и навыков в целостном процессе подготовки экономиста-менеджера. Это происходит из-за того, что каждый курс ориентирован на свой предмет изучения и не направлен на универсализацию учебного материала посредством разработки системы творческих заданий с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

При организации информационной подготовки экономистов-менеджеров в высшей школе в основном используются обучающие программы, основанные на диалоге "человек - машина". К ним относятся обучающие, контролирующие программы, электронные учебники и автоматизированные обучающие программы, рассчитанные на самостоятельную работу обучающихся, например программа TASKMASTER, предназначенная для использования в процессе изучения курса «Инвестиционный анализ». Также при информационной подготовке экономистов-менеджеров используются в качестве инструментального средства узкопрофессиональные программные продукты. Данный тип программных средств используется чаще всего как база специализированного курса, имеющего целью научить студента работать с данным программным продуктом или типом аналогичных продуктов. Примером такого программного продукта могут служить программный комплекс Time Line, используемый в курсе "Организация производства", Project Expert, являющийся основой курса "Управление проектами", "Консультант-Плюс" и "1С: Предприятие". Целью обучения здесь выступает формирование навыков пользователя того или иного программного продукта при решении определенного круга профессиональных задач. Как правило, обучение ведется на репродуктивном уровне и замена используемого программного продукта на близкий по назначению, но различный по интерфейсу, приводит к необходимости дальнейшего переучивания, изменения методических и программных материалов курса [1].

Перспективным и бурно развивающимся направлением в информационной подготовке студентов-менеджеров является разработка и использование в обучении программ-симуляторов, позволяющих моделировать условия профессиональной деятельности обучающихся. Достоинством данного типа программ является возможность моделирования с их помощью реально существующих профессиональных задач и таким образом приблизить учебно-познавательную деятельность обучающегося к будущей профессиональной деятельности. В основе такого рода программ, как правило, лежит математическая модель изучаемого процесса. Особое значение программы-симуляторы имеют при подготовке специалистов в области экономики и управления. Если приобретение профессиональных навыков будущего инженера возможно в процессе прохождения практики на предприятии, выполнения курсовых работ и других учебных заданий, причем все эти работы в достаточной степени приближены к реальным условиям будущей профессиональной деятельности специалиста, то в случае со студентами экономических специальностей прохождение практики не может в полной мере обеспечить приобретение профессиональных навыков, предположим, специалиста в области стратегического управления. В данном случае симулирующие экономическую действительность программы служат незаменимым средством, с помощью которого студент может приобрести профессиональные навыки управления предприятием. Примерами подобных обучающих средств могут служить широко известный проект "МЭМ" (Моделирование экономики и менеджмента), многочисленные разработки американских ученых, в частности профессора университета Тулсы Джозефа Вулфа, программы, созданные В. А. Коршуновым, И. Олейником [2].

Результаты нашего исследования показали, что подготовка специалистов посредством использования программных продуктов для решения профессиональных задач должна быть реализована через создание профессионально-ориентированной среды, которая может быть осуществлена путем разработки универсального программного модуля, позволяющего встраивать обучающую, контролирующую подсистемы и программу решения профессиональных задач в единый обучающий комплекс. Выпускник учебного заведения должен быть хорошо подготовлен, способен эффективно использовать возможности информационных технологий в своей будущей работе - для этого необходимо выработать у студентов навыки работы с экономической информацией в любых ее видах и представлениях.

Информационная образовательная среда представляет собой объединенный общим интерфейсом комплекс учебно-методических материалов дисциплины или курса, размещенный в локальной компьютерной сети вуза или глобальной сети Интернет с помощью аппаратно-программных средств, которые обеспечивают доставку, хранение, обработку и усвоение

учебной информации, предоставляют выбор режима, контроля и коррекции самостоятельной учебной деятельности, а также позволяют преподавателю осуществлять косвенное управление самостоятельной работой.

Нами выявлены основные принципы организации подготовки менеджеров в специфических условиях информационной образовательной среды, к которым относятся:

- принцип адаптивности, который предполагает реализацию индивидуального подхода, учет индивидуальных способностей восприятия учебного материала;

- принцип дружественности интерфейса, обусловленный необходимостью создания положительного эмоционального фона в процессе выполнения самостоятельной работы в информационной образовательной среде;

- принцип научности, трактующийся в традиционном смысле как принцип обеспечения единства учебной и научной деятельности студентов в информационной образовательной среде;

- принцип сознательности в информационной образовательной среде, который обеспечивается возможностью сознательного выбора собственной стратегии достижения учебной цели, а также наличием широкого спектра средств поддержки самостоятельной работы, повышающих уровень осознанности учебных действий и операций, и, следовательно, улучшающих качество усвоения материала.

На основе указанных принципов реализуется коммуникативный подход, выражающийся в приближении процесса обучения к условиям реальной коммуникации.

В ходе исследования нами определено, что при организации различных видов самостоятельной работы в информационной образовательной среде реализуются следующие модели педагогического взаимодействия:

1) организация самостоятельной работы под руководством преподавателя. Преподаватель организует самостоятельную работу менеджеров, направляя их усилия на развитие учебной, профессионально-лингвистической и профессиональной компетенций, главным образом путем реализации мотивационно-целевого компонента и максимального использования возможностей информационной образовательной среды;

2) организация самостоятельной работы вне аудитории (выполнение домашних заданий, восполнение пробелов в знаниях). В этом случае со стороны преподавателя имеет место косвенное управление самостоятельной работой, осуществляющейся в процессе диалогового взаимодействия с компьютером (работа на электронных тренажерах, выполнение размещенных в глобальной компьютерной сети заданий и тестов).

В качестве инструмента деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов информационная образовательная среда обеспечивает получение, хранение, поиск и передачу учебной информации. Это позволяет применять компьютер для оптимизации управления обучением, для повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя.

Сущность организации самостоятельной работы в информационной образовательной среде состоит в подходе к ней как к совокупности следующих структурно-функциональных компонентов: опора на внутренние возможности студентов, измерение динамики развития активности и самостоятельности, воздействие на систему источников активности, модульное построение и структурирование учебного материала, профессионально ориентированное содержание курса, перенос приобретенных знаний в аутентичные ситуации профессиональной деятельности.

При создании электронных учебных материалов в качестве средств мотивирования самостоятельной работы необходимо учитывать: уровень учебной готовности студентов, постепенность в усложнении материала, обеспечение большей самостоятельности при выполнении учебных заданий, рациональное сочетание различных видов самостоятельной работы, создание профессионально ориентированных ситуаций, оперативное тестирование.

Основными признаками информационной образовательной среды являются: наличие адекватного педагогического общения преподавателей и студентов независимо от места и времени выполнения самостоятельной работы; индивидуализация отношений участников учебного процесса; установление наряду с традиционными новых видов педагогического взаимодействия (совместный поиск информации, оценка ее достоверности, возможность выбора режима и напряженности самостоятельной работы (скорость выполнения заданий, уровень сложности заданий); модульная организация материала, обеспечивающая переход от одного модуля к другому и дающая возможность выбора стратегий самостоятельной работы; вариативность содержания учебно-методических материалов; компьютерный контроль качества выполняемой самостоятельной работы; более объективные результаты компьютерного тестирования, осуществляющегося по большему количеству параметров (время выполнения теста, характер допущенных ошибок, общий объем выполненных заданий); кумулятивная система регистрации результатов самостоятельной работы.

При экспериментальной проверке методики организации самостоятельной работы менеджеров в информационной образовательной среде критериями результативности выбраны: динамика учебной активности и самостоятельности менеджеров, уровень академической успеваемости, изменения в системе учебных мотивов, происходящие в условиях формирования умений профессионально-лингвистической и профессиональной компетенций в аутентичных ситуациях профессионального общения.

Оценка качественного состава экспериментальной и контрольной групп была произведена по итогам вступительных экзаменов и на основе анализа результатов диагностического тестирования, проведенного перед началом учебного процесса.

В экспериментальной и контрольной группах обучение осуществлялось в информационной образовательной среде. Однако в экспериментальной группе возможности информационной образовательной среды использовались для целенаправленной организации самостоятельной работы по разработанной методике. В контрольной группе компьютерное обучение проводилось в соответствии с традиционной программой обучения.

Обучение в экспериментальной и контрольной группах осуществлялось одним и тем же преподавателем, для того чтобы исключить влияние индивидуальности преподавателя.

Для экспериментальной проверки эффективности формирования профессиональной компетенции были выделены со-

ставляющие основу профессиональной компетенции базовые умения: сформулировать цели работы, составлять план реализации целей и задач, получать информацию о способах формах и содержании деятельности, систематизировать и обобщать информацию, определять и выполнять действия по реализации намеченного вида деятельности, обсуждать результаты работы с преподавателем и членами рабочей группы, вносить необходимые исправления.

Эксперимент предусматривал развитие вышеперечисленных умений не только при выполнении учебных заданий, но и при решении профессиональных задач в моделируемых профессионально ориентированных ситуациях. В таблице показана динамика формирования базовых умений профессиональной компетенции менеджеров в экспериментальной группе.

Содержание профессиональной компетенции менеджеров Уровень развития

Репродуктивный Адаптивный Творческий

Количество студентов, %

до эксп. после эксп. до эксп после эксп до эксп после эксп

Постановка и принятие целей 40 5 50 20 10 75

Планирование 52 0 31 17 17 83

Поиск информации о способах, формах и содержании деятельности 82 6 7 12 11 82

Систематизация и обобщение информации 0 0 0 0 20 80

Действия по практической реализации деятельности 75 12 20 25 5 63

Обсуждение результатов 71 14 22 20 7 66

Внесение корректив 38 13 37 20 25 67

Следует отметить, что методика организации самостоятельной работы способствовала повышению интереса к дисциплине как средству профессионального становления.

Для подтверждения выводов о результативности методики организации самостоятельной работы в информационной образовательной среде нами изучались результаты учебной деятельности в экспериментальной и контрольной группах после завершения экспериментального обучения. При этом было установлено, что уровень академической успеваемости в экспериментальной группе в среднем оказался выше на 15,7% чем в контрольной группе; в экспериментальной группе не было зафиксировано случаев отчисления студентов по причине неуспеваемости; уровень самостоятельности и активности также был выше в экспериментальной группе не только при усвоении учебного материала дисциплин и курсов, но и при разработке направлений, связанных с будущей специальностью в рамках НИРС, участием в конкурсах, научно-практических конференциях студентов. Это проявилось в умениях получения и обработки информации, необходимой в сфере будущей профессиональной деятельности с использованием компьютерных средств.

Таким образом, результаты экспериментальной проверки показывают, что эффективность самостоятельной работы менеджеров в информационной образовательной среде повышается при использовании соответствующей методики, предусматривающей модульное проектирование учебного курса, учет специфики обучения в вузе, ориентацию на освоение механизмов учебной работы, опору на аутентичные ситуации профессиональной деятельности.

Литература

1. Бахтиярова Л.Н. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности (на примере бизнес-планирования): Дисс. ... канд. пед. наук - Н.Новгород: ВГИПА, 2002.

2. Олейник И., Фукс А. Компьютерные игры как метод подготовки предпринимателей // Российский экономический журнал, 1992, № 11.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Голубева, аспирант Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Нижний Новгород

Доступ к постоянному повышению образования в течение всей трудовой деятельности является ключом к такой политике образования, которая ощутимо улучшит конкурентоспособность предприятий и повысит гибкость рынка труда. Эффективность и качество систем образования, таким образом, характеризуются как ключевые факторы, от которых зависит, возможно ли обеспечить длительное развитие, использовать потенциал новых техноло-

гий и новых научных познаний.

Главной задачей подготовки специалистов центра лицензирования и мониторинга следует считать «создание» квалифицированного специалиста, знающего работу, умеющего эффективно работать и повышать свои знания и умения. Такая задача требует новых подходов к повышению их квалификации.

Подготовка сводится к развитию навыков и умений, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.