Научная статья на тему 'Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии'

Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗИРУЮЩАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВЫЕ ПРАКТИКУМЫ / CAREER-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MOTIVATION OF STUDENTS / NETWORK COMMUNICATION / NETWORK PRACTICUM / PROFESSIONALIZED ENVIRONMENT / QUASIPROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Татьяна Викторовна, Ильин Алексей Николаевич, Казакова Людмила Геннадьевна

В статье рассматриваются направления работы кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ по созданию профессионализирующей среды для будущих учителей технологии. В их числе – сетевое взаимодействие при изучении дисциплин, квазипрофессиональная деятельность и организация творческой и научно-исследовательской работы студентов; методическое сопровождение технологического образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Татьяна Викторовна, Ильин Алексей Николаевич, Казакова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of career-oriented educational environment for future teachers of technology

The authors view the various directions of work of the chair of technology and methods of teaching technology of Perm State Social and Pedagogic University, aimed at creating professionalized environment for future teachers of technology. The work includes network communication in the process of study disciplines, quasiprofessional activities, organization of creative and research work of students, methodical maintenance of technological education in the region

Текст научной работы на тему «Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14562 УДК 372.8

Никонова Т. В., Ильин А. Н., Казакова Л. Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14562. -0,39 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14562.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Никонова Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь

[email protected]

Ильин Алексей Николаевич,

кандидат физико-математических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь [email protected]

Казакова Людмила Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь [email protected]

Создание профессионально ориентированной образовательной среды

для будущих учителей технологии

Аннотация. В статье рассматриваются направления работы кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ по созданию профессионализирующей среды для будущих учителей технологии. В их числе - сетевое взаимодействие при изучении дисциплин, квазипрофессиональная деятельность и организация творческой и научно-исследовательской работы студентов; методическое сопровождение технологического образования в регионе.

Ключевые слова: профессионализирующая среда, профессионально ориентированная образовательная среда, сетевое взаимодействие, сетевые практикумы, квазипрофессиональная деятельность, мотивация студентов.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В Пермском государственном педагогическом университете подготовка учителей технологии была начата с 2000 г., когда на заочное отделение были приняты учителя технологии со средним педагогическим образованием для получения высшего образования.

Прием на очное отделение осуществляется с 2003 г. Ежегодно на очное отделение принимаются абитуриенты - выпускники школ г. Перми и Пермского края. На сегодняшний день осуществлено шесть выпусков очного отделения. Защитили выпускные квалификационные работы и получили дипломы 120 человек. Закончив обучение, часть выпускников возвращается в родные места, и идет в систему образования, часть остается в столице края, пополняя ряды сотрудников в различных отраслях сферы обслуживания и производства. Педагогическое, технологическое образование позволяет всем выпускникам трудоустроиться.

Вместе с тем потребность в учителях технологии, имеющих высшее педагогическое образование, достаточно велика. По данным теоретического исследования А. Н. Ильина [1], количество учителей технологии в школах Пермского края каждые десять лет сокращается на 30%, в то время как выпускники нашего вуза восполняют лишь 7% потребности. Даже с учетом того факта, что учителями технологии часто работают специалисты со средним или непрофильным высшим образованием, можно говорить о высокой потребности школ в специалистах с высшим педагогическим образованием. Отсюда вытекает первостепенная задача - профориентация выпускников школ на

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14562 УДК 372.8

Никонова Т. В., Ильин А. Н., Казакова Л. Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14562. -0,39 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14562.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

обучение по профилю «Технология». И эту задачу должны решать как преподаватели вуза, так и сотрудники районных управлений образования, а также педагогические коллективы школ.

В свою очередь, подготовка будущих учителей на кафедре технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ достаточно успешна с точки зрения формирования мотивации студентов к педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют результаты трудоустройства наших выпускников. К примеру, 45% выпускников 2013 г. устроились учителями в образовательные учреждения.

На формирование мотивации студентов влияет как организация учебных занятий с использованием современных форм и педагогических технологий, так и внеучебная работа, направленная на формирование профессионализирующей среды.

В настоящее время в учебном процессе активно используется технология сетевого взаимодействия, которая позволяет организовать самостоятельную работу студентов с применением Интернета, способствует формированию ИКТ-компетентности студентов на продвинутом уровне, обеспечивает мотивацию студентов и способствует повышению успеваемости.

Эта технология предполагает разработку сетевых версий учебных курсов, к которым студенты имеют доступ в любое время. Сайт кафедры http://technology.pspu.ru является информационно-методическим порталом, через который студенты выходят на сетевые практикумы.

Сетевые версии учебных курсов имеют преимущества, актуальные для преподавателей: возможность изменять и дополнять содержание практических работ; добавлять новые факты и примеры со ссылками на сетевые ресурсы; пополнять списки литературы ссылками на электронные библиотеки или сетевые ресурсы; вести дистанционные диалоги с несколькими студентами одновременно.

На данный момент сетевое взаимодействие со студентами реализуется при преподавании следующих дисциплин: «Методика обучения технологии», «Компьютерная графика», «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании». Студенты высоко оценивают возможности сетевых практикумов. Мнение студентов о преимуществах использования сетевых практикумов представлено на рисунке.

100% 90% s« 80%

U

И 70% о

5 60% Ч

о 50% с

" 40%

? 30%

С

£ 20% 10% 0%

77%

1=1

8%

ПИ

Доступ к заданиям в Возможность

любое время суток; дистанционно

задать

преподавателю

вопрос

Возможность выложить выполненное задание в виде файла

Возможность заранее ознакомиться с заданием

Выполнение заданий на страницах практикума (в режиме on-line);

II

Просмотр своей Балльно- Гиперссылки на

успеваемости в рейтинговая система интернет-ресурсы в электронной оценивания списке литературы

ведомости

Преимущества сетевого практикума

92%

46%

39%

39%

Мнение студентов о преимуществах сетевых практикумов

На гистограмме, представленной на рисунке, видно, что студенты отметили следующие возможности сетевых практикумов: просмотр электронной ведомости (выбрали 92% респондентов); доступ к заданиям в любое время суток (отметили 85%

IV О rw

Никонова Т. В., Ильин А. Н., Казакова Л. Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14562. -0,39 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14562.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

опрошенных); возможность дистанционно задать преподавателю вопрос и выложить файл с выполненным заданием (77%).

Применение балльно-рейтинговой системы вызвало некоторое сопротивление у студентов (она набрала лишь 39% голосов), так как данная система задает очень жесткие рамки для перевода оценок в традиционную пятибалльную шкалу и требует выполнения дополнительных заданий для получения высоких баллов. Но именно эта система способствует повышению мотивации к самостоятельному углубленному освоению дисциплин [2].

Как показывает практика, студенты, успешно работающие в сетевом взаимодействии с преподавателем, сами начинают активно применять эту технологию в собственной педагогической деятельности, участвуют в сетевых конференциях и конкурсах и даже становятся их победителями.

Большую роль в процессе обучения играет организация профессионализирующей среды. Исходя из основной концептуальной идеи средового подхода о том, что среда - это средство формирования личности, логично вытекает положение, что для формирования профессионально значимых личностных качеств выпускников вуза, в том числе и мотивационно-ценностных, необходима профессионализирующая среда.

По нашему мнению, сегодня кафедра апробирует разноплановые пути и средства создания профессионально ориентированной образовательной среды. И эти средства могут быть и должны быть различны в зависимости от профиля подготовки, специальности и курса. Но они непременно должны обеспечить воздействие на эмоциональную сферу студентов, затронуть их личные интересы, пробудить желание к практической деятельности, ответственность за результаты работы и осознание важности профессии учителя.

Профессионализирующая среда для будущих учителей технологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета создается посредством организации квазипрофессиональной деятельности на учебных занятиях, неформальных встреч студентов с учителями-практиками, проведением учителями мастерклассов для студентов, обеспечивающих демонстрацию способов реализации современных методов и форм организации активной познавательной деятельности.

Хотелось бы отдельно остановиться на проведении студентами III—IV курсов занятий на краткосрочных курсах по декоративно-прикладному творчеству для школьников МАОУ «Гимназия № 5» и МАОУ СОШ № 129 г. Перми. Эта работа является добровольной и проводится помимо педагогической практики, занимаются ею около 25% студентов.

В рамках внеурочной деятельности студенты осваивают с учениками 5—7-х классов современные технологии декоративного творчества, которые не предусмотрены школьной программой, но вызывают интерес учащихся: темари, канзаши, вышивка лентами, ручные буфы, папье-маше и другие.

Такого рода практическая деятельность позволяет студентам «окунуться» в педагогическую работу без отрыва от обучения в вузе. Этот период работы студента следует рассматривать как профессиональную адаптацию молодого учителя. С одной стороны, это внеурочные занятия, а значит, меньшая наполняемость класса, более неформальное общение с учениками, отсутствие отметок, заинтересованность школьников, так как они сами выбирают направление деятельности. С другой — студенты вынуждены самостоятельно разрабатывать учебные программы, соответствующие нормативным требованиям, проектировать средства обучения, планировать виды деятельности школьников. И именно на этих занятиях перед студентами встает необходимость мотивации школьников, поддержания дисциплины, реализации своих

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14562 УДК 372.8

IV 3 ^

Никонова Т. В., Ильин А. Н., Казакова Л. Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14562. -0,39 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14562.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

технологических умений. По нашим наблюдениям, студенты, ведущие такого типа занятия, более успешны во время педагогической практики и при защите курсовых работ. Все это также способствует формированию педагогического опыта, который будет востребован в профессиональной деятельности.

Эта работа студентов оплачивается, образовательная организация оформляет студентам трудовые книжки, и они могут считаться полноправными членами педагогического коллектива.

Активно привлекаются студенты ко всем этапам регионального конкурса проектно-исследовательских работ школьников «Есть идея!», который ежегодно проводится на базе кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ. Студенты занимаются рассылкой объявлений по электронным адресам школ, экспертизой проектных и исследовательских работ на заочном этапе конкурса, работают в составе жюри на секциях. Анализ присланных школьниками работ позволяет говорить о развитии критического мышления, студенты учатся сравнивать, выявлять ошибки и обосновывать свое решение. Они видят примеры школьных работ и отмечают основные ошибки, которые могут быть допущены самими студентами при написании и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Участие в работе жюри позволяет обеспечить педагогическое общение с признанными специалистами - учителями технологии Пермского края - и показать еще одну сторону профессиональной деятельности педагогов, которая сегодня особенно востребована в школе. Помимо этого такая работа позволяет осознать престиж технологического образования и увидеть лучшие примеры деятельности учителей в этом направлении.

Также на кафедре обеспечивается возможность педагогического общения студентов посредством их привлечения к участию в конференциях по технологическому образованию. Год от года увеличивается количество студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. К примеру, если в 2012/2013 учеб. году в двух межрегиональных конференциях приняли участие восемь студентов, то в 2013/2014 учеб. году в четырех конференциях различного уровня приняли участие более 10 студентов. Например, в заочно-дистанционной конференции «Совершенствование технологического образования в условиях внедрения ФГОС»: https://sites.google.com/site/con-

ferencetechnology2014/home, организованной кафедрой в этом году, студенты не только представили свои статьи по актуальным проблемам технологического образования, но и активно участвовали в обсуждении статей учителей-практиков, научных работников, преподавателей вузов, высказывая свои комментарии, вопросы, предложения.

Еще одно направление работы кафедры - ежегодное проведение «Дней науки и технологии, что предполагает систему мероприятий по различным направлениям деятельности. Во-первых, для студентов организуется конкурс творческих и исследовательских работ, на котором представляются наиболее интересные изделия, выполненные студентами в различных техниках декоративно-прикладного творчества. Это могут быть лучшие изделия, созданные на учебных занятиях, а также работы, которые выполнялись специально для конкурса. Помимо работ студентов профиля «Технология» в этом конкурсе активно представляются швейные изделия студентов специальности «Технология изделий легкой промышленности». В рамках этого конкурса работает секция исследовательских работ, на которой студенты обеих специальностей могут представить исследования по различным направлениям.

Кроме того, проводимые на факультете «Дни науки и технологии» предполагают овладение производственными технологиями на базе учебных заведений професси-

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал

ART 14562 УДК 372.8

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14562 УДК 372.8

Никонова Т. В., Ильин А. Н., Казакова Л. Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14562. -0,39 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14562.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

онального образования г. Перми. С этой целью педагогами профессионального образования проводятся мастер-классы для студентов. Например, студенты осваивают монтаж квартирных проводок на базе техникума промышленных и информационных технологий; учатся профессионально оформлять блюда, чему способствуют педагоги торгово-технологического колледжа; занимаются флористикой с педагогами агропромышленного техникума.

Большая часть мероприятий, организуемых кафедрой, проводится с приглашением учителей технологии школ Пермского края. Это позволяет студентам влиться в профессиональную среду еще на этапе обучения.

В связи с этим еще одним важным направлением деятельности кафедры является координация технологического образования в Пермском крае. С этой целью реализуется ряд мероприятий с учителями технологии. Уже в течение четырех лет в начале учебного года кафедрой проводится краевой семинар для учителей технологии. На семинарах помимо преподавателей кафедры выступают коллеги из других вузов с докладами по актуальным проблемам технологического образования. Здесь же учителя технологии имеют возможность презентовать интересный опыт практической деятельности, педагоги, активно сотрудничающие с кафедрой, отмечаются благодарностями.

Во время семинара до учителей технологии доводятся сведения о планах работы кафедры на предстоящий учебный год: курсы повышения квалификации, круглые столы, конкурсы, как для педагогов, так и для школьников, конференции и т. п.

Так, например, для учителей технологии, которые руководят педагогической практикой студентов, проводится круглый стол, на котором обсуждаются отдельные аспекты теоретической и практической подготовки студентов и делаются выводы о корректировке программ учебных дисциплин.

Серьезная и системная работа кафедры дает свои результаты. Только в 2013/2014 учеб. году студенты профиля «Технология» стали призерами и победителями следующих мероприятий:

- Международная выставка по декоративно-прикладному творчеству «Ассамблея ремесел», номинация «Мастерская народного костюма» (г. Москва) - А. Арапова, Е. Бабушкина;

- Всероссийский конкурс методических разработок «Урок технологии для Новой школы-2014», номинации «Сетевой урок» и «Мультимедийный урок» (г. Сыктывкар) - М. Деришева, Е. Бабушкина;

- конкурс непрофессиональных портных «Весенние превращения» (г. Лысьва, Пермский край) -А. Усталова, А. Арапова;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- IV краевой конкурс молодых дизайнеров, номинация «Единый образ» -М. Симонян.

Окунувшись в профессионализирующую среду, студенты самостоятельно находят возможности участвовать в конкурсах и грантах различного уровня, развивая и совершенствуя проектные умения, повышая самооценку и презентуя себя на педагогическом рынке труда. Благодаря этому, еще обучаясь в вузе, студенты получают приглашения от работодателей - школ г. Перми и края.

Сегодня образовательные учреждения высшего образования находятся в активном поиске адекватных и эффективных средств реализации ФГОС, и, на наш взгляд, создание профессионально ориентированной образовательной среды должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вузов. Это связано с тем, что средовой подход будет способствовать формированию у

(V С rw

Никонова Т. В., Ильин А. Н., Казакова Л. Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14562. -0,39 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14562.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

студентов ценностного аспекта профессии: мотивов, потребностей, идеалов, личностных смыслов - и в конечном итоге обеспечит подготовку не просто грамотного специалиста, а специалиста, осознающего значимость своей профессии и стремящегося к постоянному личностному и профессиональному росту.

КОНТ ТНПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14562 УДК 372.8

Ссылки на источники

1. Ильин А. Н. К вопросу об обеспеченности учителями технологии школ Пермского края // Материалы межрегиональной заочной конференции «Совершенствование технологического образования в условиях внедрения ФГОС». - URL: https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/1-te-oretiko-metodiceskie-problemy-sovremennogo-tehnologiceskogo-obrazovania/ilin2

2. Казакова Л. Г. Из опыта применения сетевого практикума по методике обучения технологии // Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании: сб. материалов V межрегион. науч.-практ. конф. - Сыктывкар, 2013. - С.129-132.

Tatyana Nikonova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Perm [email protected] Alexey Ilyin,

Candidate of Physico-mathematical Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Perm [email protected] Lyudmila Kazakova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Perm [email protected]

Organization of career-oriented educational environment for future teachers of technology Abstract. The authors view the various directions of work of the chair of technology and methods of teaching technology of Perm State Social and Pedagogic University, aimed at creating professionalized environment for future teachers of technology. The work includes network communication in the process of study disciplines, quasiprofessional activities, organization of creative and research work of students, methodical maintenance of technological education in the region

Key words: professionalized environment, career-oriented educational environment, network communication, network practicum, quasiprofessional activities, motivation of students.

References

1.

2.

Il'in, A.N. “K voprosu ob obespechennosti uchiteljami tehnologii shkol Permskogo kraja”, in Materialy mezhregional'noj zaochnoj konferencii “Sovershenstvovanie tehnologicheskogo obrazovanija v uslovijah vnedrenija FGOS”. Avialable at: https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/1-teoretiko-metodiceskie-problemy-sovremennogo-tehnologiceskogo-obrazovania/ilin2 (in Russiаn).

Kazakova, L.G. (2013) “Iz opyta primenenija setevogo praktikuma po metodike obuchenija tehnologii”, in Sovremennye audiovizual'nye i informacionnye tehnologii v obrazovanii: sb. materialov V mezhregion. nauch.-prakt. konf., Syktyvkar, pp.129-132 (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.