требований. Также существуют и другие системы, такие как: Green Star, NABERS, NatHERS, Passivhaus. В России тоже существую сиситемы сертификации, например, «Зеленые стандарты» и «Рейтинговая система оценки экоустойчивости среды обитания САР-СПЗС».
Проектируемые «зеленые» здания обеспечивают максимальные условия для жизни с минимальным воздействуют на окружающую среду. Архитектурная среда влияет на человека и является фоном жизнедеятельности. Ухудшение экологии заставляет общество обратить внимание на энергосбережение и сохранение природных ресурсов, и формирование экологически чистых пространств.
Одновременно и ухудшение экологической обстановки заставляет общество обратиться к инновационным направлениям в энергосбережении и сохранении природных ресурсов, формированию экологически чистого пространства. Таким образом, можно видеть, что лишь комплексный подход к проектированию, охватывающий как выделенную нами философско-мировоззренческую, так и экологическую составляющую взаимосвязи архитектуры и природной среды, может обеспечить максимально благоприятную основу жизни для человека.
Как заявляет Во Тронг Нгиа, пришло время признать, что теперь «архитектура» означает «зелёная архитектура», а зелёная архитектура - это образ жизни». Список использованной литературы:
1. Исаева Ю.В. Экологическая архитектура // Альманах мировой науки. 2016. № 11-3 (14). С. 119-120.
2. Смирнова С.Н. Экологическая ответственность архитектора и ее влияние на обеспечение экологической безопасности архитектурных решений // Приволжский научный журнал. 2014. № 4. С. 193-199.
3. Заяц И.С. Истоки экологического формообразования жизнеспособной архитектуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1990.
4. http://dspace.bstu.ru/bitstream/123456789/2162/1/10.%20Ильвицкая.pdf
5. Ильвицкая С.В., Поляков И.А. Этапы развития архитектуры и природы как единой системы // Естественные и технические науки. 2014. № 11-12. С. 78
6. http://library.pguas.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/617/Экология.pdf?sequence=3&isAllowed=y
7. http://library.pguas.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1616/07.04.01_2017%20Чарыев%20Довлет%2 0Хошгелдиевич.pdf?sequence=1&¡sAllowed=y
8. https://cyberleninka.rU/article/n/ekologizatsiya-sovremennoy-arhitektury
9. https://archi.ru/press/world/6156/arhitektura-i-ekologiya
10.https://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-tekhmcheskikh-nauk-v-rossü-i-za-rubezhom-sbormk-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-10-stroitelstvo-i-arkhitektura-spetsialnost-05-23-00/ekologicheskiy-podkhod-v-arkhitekture/.
© Бектемирова С. И., 2022
УДК 72.012
Морозов Р.Р.
Студент ААИ ЮФУ г.Ростов-на-Дону, РФ
СОЗДАНИЕ ПРИРОДО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Традиция связи архитектуры с естественной окружающей средой существует на протяжении веков, причинная обусловленность расположения архитектуры в зависимости от ландшафта во многом схожа
для разных мировых культур. Очевидно, что природа и мегаполис это два естественных магнита для человека, а сохранение баланса между ними есть ключевая формула на пути к «устойчивой архитектуре». На сегодняшний день термин «устойчивая архитектура» абстрактен и трактуется по разному, чаще всего в него вкладывают такие компоненты как «экоустойчивое строительство», «экологическая архитектура», «низко-затратная архитектура», «архитектура высоких технологий», «биоклиматическая архитектура», «энергоэффективное и умное строительство» и т.д. Эти компоненты можно отнести больше к инженерной составляющей и технологии строительства, целью таких мероприятий служит снижение потребления материальных и энергетических ресурсов. Такое определение разворачивает целый список условностей, и «Устойчивая архитектура» становится заложником формальностей.
Гораздо более подходящее и лаконичное определение для этого термина было предложено Г.В. Есауловым, который описывает ее как «экологически ориентированную архитектуру высоких технологий».
С древних времен стремление приблизить архитектуру к природе породило разные формы их взаимодействия, сегодня можно отметить наиболее ярких их представителей Бионическую архитектуру, биомиметическую, биоморфную или параметрическую архитектуру Захи Хадид. Идея этих архитектурных стилей в подражании различным состояниям природы, в поиске естественных пропорций, опираясь на естественность природных форм, однако создание природной формы в архитектуре лишь иллюзия.
Поддержание равновесия между естественными и искусственными компонентами может быть достигнуто, многими другими способами организации природно-архитектурной среды благодаря плотному взаимодействию растительного материала со зданием, на пример:
Размещение природной составляющей на горизонтальных поверхностях крыш, терасс, создание искусственных рельефов. Раньше подобные идеи были утопичными, а сегодня уже существуют объекты с подобным решением. (Культурный центр ACROS; . Академия наук в Сан-Франциско)
Размещение элементов растительного материала на вертикальных поверхностях ограждающих конструкций
Размещение живой природы в интерьере здания или во внутренний структуре самой архитектуры.
Размещение архитектуры в теле самой природы, использование искусственного рельефа или областей с ярко выраженным перепадом высот в качестве ключевых факторов формирования пространства.
Безусловно проектирование в условиях уникальной природной среды, сложного рельефа или наличии уникальных природных экосистем, накладывает свои трудности в соотношении образа и функции. Принято считать, что это две стороны одной монеты, однако сегодня в условиях современного строительства граница между образом и функцией перестает быть такой же четой как в эпоху функционализма и формализма. «Форма следует функции» как призыв к чистой утилитарности 1920-х готов, такая формула хороша в контексте массового строительства, где утилитарность играет главенствующую роль. На сегодняшний день нельзя сказать, что функция вечна, существует масса примеров, где при всем стремлении к функциональности, в конце концов, побеждает форма, находясь вне времени формы старых заводов и предприятий обретают свою уникальность, даже функция топливного резервуара, может стать не актуальной, а сама его форма сохранит пространство для новой функции.( культурный комплекс и частный музей Tank Shanghai) Запрос на рефункционализацию таких архитектурных форм становится наиболее актуальным, и в этом случае уже форма подталкивает нас к функции, в этом случае она становится функциональной в той или иной степени. Из этого можно сделать вывод, что любая форма имеет потенциал реализации по отношению к функциии, и это следует брать во внимание при проектировании.
Экологичность и технологичность архитектурного решения определяется не только по уровню экологичности материала из которого мы будем строить, но и по тому как здание входит в физический контакт с природной средой, какая-то часть архитектурно-пространственного потенциала вполне может произрастать из самой среды, благодаря формированию искусственных рельефов, а основной объем здания располагаться как бы над землей, контактируя с ней, не большим количеством опор, отдавая максимум территории естественной природной среде. Такой способ архитектурной организации наиболее универсален, т.к основная его идея заключается в расположении основного архитектурно-пространственного потенциала, не занимая большого количества земли, которая может быть организована в пользу обустройства естественной природной среды. Обратная сторона такого решения это использование относительно не стандартных конструктивных решений и организация мероприятий по обеспечению надежности конструкций зданий, что в значительной степени удорожает процессы проектирования и строительства.
Список использованной литературы:
1. Allen T. J., Henn G. W.: The Organization and Architecture of Innovation. Managing the Flow of Technology. Butterworth-Heinemann, Architectural Press, Elsevier, 2007.136 p.
2. А.В. Иконников. Функция, форма, образ в архитектуре: Стройиздат. Москва,1986. 288с
3. Есаулов Г.В. Устойчивая архитектура — от принципов к стратегии развития // Вестник ТГАСУ. 2014. №6. С. 9-23.
4. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды — СПБ 2002. - 295 с. ил
© Морозов Р.Р., 2022
УДК: 725.8
Шаханов И.Н.
Студент ААИ ЮФУ г.Ростов-на-Дону
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА.
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены принципы и способы трансформации пространства при полифункциональном назначении здания на примере разрабатываемого проекта культурно-досугового центра, а также на основании изученного опыта проектирования в части применения трансформируемых пространств. Полученные выводы указывают на актуальность темы, позволяют учесть нюансы при создании качественного многофункционального пространства, а также оценить эффективность рассматриваемых приемов.
Ключевые слова:
пространство, трансформация, полифункциональность
Введение
В условиях разнообразия досуговой деятельности, а также периодичности проведения той или иной