УДК 94(47)
Пеструилов Андрей Сергеевич
кандидат исторических наук. Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России [email protected]
Создание
правоохранительном системы на территориях, контролируемых вооруженными силами юга россии в период гражданской войны
Andrey S. Pestruilov
PhD in History.
Novorossiysk branch of Krasnodar University
of MOI of Russia
Creating of law
enforcement system on the territories controlled by the armed forces of the south of russia during the civil war
Аннотация. Период Гражданской войны - один из переломных моментов российской истории, поэтому многие закономерности развития нашего современного общества берут свое начало именно здесь. Но до настоящего времени он остается освещенным слабо и однобоко. В частности, научных изданий, посвященных развитию правоохранительных органов в этот период практически нет, поэтому поиск и систематизация материалов в данной сфере востребован и актуален.
В статье рассматривается система органов, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, созданная на территориях, контролируемых вооруженными силами Юга России во время Гражданской войны. Особое внимание уделено правовому регулированию деятельности, порядку формирования и задачах созданных органов внутренних дел.
Ключевые слова: органы внутренних дел, Гражданская война, Вооруженные силы Юга России, правоохранительные органы, А.И. Деникин, государственная стража, военная служба, гражданская служба.
Annotation. The period of the Civil war is one of the turning points of the Russian history; many regularities of the development of our modern society have their origin here. But to nowadays it remains one-sided and poorly lit. There is only some scientific publications devoted to the development of law enforcement in this period, therefore the search and systematization of materials in this field are relevant and in demand. The article describes the system of bodies providing law and order and public security, established on the territories controlled by the armed forces of South Russia during the Civil war. Special attention is paid to legal regulation of activities, procedure of formation and tasks of the created bodies of internal Affairs.
Keywords: bodies of internal affairs, civil war, armed forces of the south of Russia, law enforcement bodies, A.I. Denikin, state guard, military service, civil service.
Гражданская война - это период российской истории, который до настоящего времени освещен весьма однобоко, что связано с засильем версии событий победителей. Но как подвиги, так и ошибки совершались обеими сторонами, и каждой стороной накоплен существенный опыт общественного управления в кризисных условиях. И тот факт, что победителями оказались «Большевики» совсем не исключает возможности создания эффективных моделей общественного и государственного устройства на территориях, контролируемых «Белыми». На наш взгляд, одним из важнейших показателей эффективности государственного управления и, в то же время, значимым фактором, обеспечивающим симпатии и доверие населения в условиях борьбы за власть, является адекватная система обеспечения общественного порядка и безопас-
ности. В связи с этим представляется интересным изучение правоохранительной системы, созданной на территориях, контролируемых «белогвардейскими» войсками. Это не только позволит в некоторой степени восстановить историческую справедливость, но и может представлять практический интерес для формирования кризисных органов, например, на территории Донецкой и Луганской республик, выделившихся из состава Украины.
Среди историко-правовых исследований «белого» движения отсутствуют работы, которые раскрывали бы становление и развитие правоохранительных органов этого периода. И все же, имеется достаточно много работ, посвященных государственному строительству на территориях контролируемых «белыми». Историографию во-
проса до 2013 года хорошо описал Карпенко С.В. [1] Были и более поздние исследования [2; 3]
Наиболее мощной силой «Белого движения» на Юге России, во время Гражданской войны, являлась Добровольческая армия, созданная В.М. Алексеевым и Л.Г. Корниловым. После смерти Корнилова Л.Г., армию возглавил А.И. Деникин. При нем Добровольческая армия по численности и вооружению увеличилась более чем в 50 раз (по некоторым данным, до 270000 чел.), а после объединения с армией Всевеликого Войска Донского стала называться Вооруженными Силами Юга России (ВСЮР) [4]. Именно они смогли на некоторое время объединить все антибольшевистские силы и распространить свое влияние на столь значительную территорию, что повлекло за собой насущную необходимость организации в ее границах гражданской государственной власти. В начале функции правительства при «военном диктаторе» выполнял орган, который получил название Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР. И уже в нем по образу министерства создается сначала отдел, а затем и управление внутренними делами. После создания правительства указанные органы меняют свое название, сначала - на Управление внутренних дел Правительства при Главнокомандующем ВСЮР (декабрь 1919 - февраль 1920), затем - на Министерство внутренних дел Южно-русского правительства (февраль - март 1920).
Временный штат Управления внутренних дел был утвержден только 16 февраля 1919 г. в количестве 91 служащего [5].
Временное положение об Управлении внутренних дел было принято постановлением Особого совещания от 6 марта 1919 г. В соответствии с ним, Управление должно было ведать «городским и земским самоуправлением, врачебно-санитарными и ветеринарными вопросами, страхованием и противопожарными мерами». Управления состояло из частей, которые делились на отделения [6]. Начальником управления был сначала Н.Н. Чебышев, а затем Н.И. Астров.
Постановлениями Особого совещания постоянно расширялись функции Управления: 13 сентября 1919 г. на него было возложено «общее руководство и заведывание делом помощи военноувеч-ным»; 9 октября 1919 г. к ведению Управления были отнесены дела «общественного призрения, а также наблюдение за деятельностью благотворительных обществ и учреждений». 12 октября 1919 г. из ведения Управления земледелия и землеустройства в введение Управления внутренних дел были переданы дела помощи беженцам. [5]
Основной задачей УВД была охрана правопорядка. Законом от 25 марта 1919 г. обеспечение правопорядка на территории ВСЮР возлагалось на Государственную стражу - наиболее многочисленное и значительное подразделение управления. 4 апреля 1919 г. постановлением Особого совещания было принято Временное Положение о Государственной страже, которая стала основным правоохранительным подразделением [5].
Государственная стража совмещала в себе функции общей и политической полиции, а так же внутренних войск. Часть чинов Стражи значилось по военному ведомству, а часть - по гражданскому (это зависело от подразделения, в котором значились эти чины). Структура центрального аппарата делилась на три части: военную, специальные курсы (для подготовки полицейских кадров) и гражданскую.
Структура Государственной стражи на местах не была унифицированной и однородной, она устанавливалась в соответствии с особенностями территории, а также в связи со спецификой деятельности Стражи. В состав Государственной стражи в соответствии с Положением входили: Управление государственной стражи, бригады Государственной стражи в губерниях, областях и городах, бригады Государственной стражи на железных дорогах, портовые, речные и крепостные команды, а также уголовно-розыскные управления при гражданской части Государственной стражи.
Н.Н. Мартос стал первым командующим Государственной стражей. Генерал-от-инфантерии (второй по классу военный чин) ставился в равное положение со своим непосредственным гражданским начальником - «министром» внутренних дел. Это, вероятно, должно было подчеркнуть приоритет военной организации в структуре МВД. Начальником штаба государственной стражи стал поначалу генерал-майор В.Н. Никольский, затем - генерал-майор В.П. Савицкий.
Личный состав военного ведомства стражи подразделялся на три разряда: стражники, офицеры Стражи и военные чиновники. Стражники набирались, как правило, из солдат и казаков. В отборе кадров в ОВД в рассматриваемый период, просматривается тенденция к возвращению профессионалов дореволюционной России. Так, один из дошедших до нас документов свидетельствует, что приказом по Ростово-Нахичеванской Городской страже старшим стражником был зачислен С.Ф. Билыка с приложением документов о его службе околоточным надзирателем с 1907 по 1917 гг. (18 марта 1919) [5]. Офицерский состав Стражи формировался из числа офицеров воинских частей и учреждений Военного и Морского управлений, а также из числа офицеров из запаса и отставки. Предусматривалось, что на службу по военной части могли назначаться и гражданские лица. Они, как и до революции, именовались военными чиновниками.
Гражданская часть включала в себя уголовно-розыскные управления, экспертные и криминальные отделы, канцелярию и некоторые другие вспомогательные учреждения. В них служили гражданские чиновники [7].
Необходимо так же отметить, что численное распределение стражи на территориях контролируемых ВСЮР, было неравномерным и пропорционально ее влиянию, так наиболее крупными отделениями Государственной стражи были Ставропольская (3342 чел.), Черноморская (1920 чел.) и Екатеринославская (1006 чел., в том числе, 21 офицеров) [8].
На Кубани влияние описанного органа было не столь значительно. Здесь в основном действовали структуры Кубанской народной республики.
Положением на стражу было возложено: «принятие мер к прекращению нарушений порядка, закона и обязательного постановления; охрана личных и имущественных прав населения; своевременное оповещение населения о распоряжениях правительственных и общественных властей и об исходящих от них постановлениях; обеспечение порядка в местах общественного пользования; охрана исправного состояния правительственных и общественных зданий, дорог, мостов, улиц, площадей и т.п. и надзор за уличным движением...» [7]. Так же ей прописывались функции Государственной стражи в условиях стихийных бедствий, таких как пожары, наводнения, эпидемии болезней.
Служащие Государственной стражи в отношении снабжения были приравнены к военнослужащим.
Офицеры, военные чиновники Государственной стражи и стражники носили особую форму. Только служащие оперативных подразделений и канцелярий гражданской части Государственной стражи могли носить штатскую одежду.
Но, несмотря на предпринятые меры, органы внутренних дел Белого юга столкнулись с рядом неразрешимых в условиях военного положения проблем:
- постоянный кадровый голод, вызванный в первую очередь тем, что весь цвет русского офицерства погиб еще в первые годы Первой Мировой войны;
- несмотря на нормы Положения финансирование велось по остаточному принципу;
- усиление карательных акций, при непостоянном и недостаточном жаловании, приводило к про-
Литература:
1. Карпенко Сергей Владимирович. Государственность Белого движения: из истории изучения // Новый исторический вестник. 2013. № 36.
2. Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р. «Белая» Россия: проблема выбора формы территориального устройства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30).
3. Агеев С.А. Строительство аппарата военного управления добровольческой армии и вооруженных сил на юге России (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.) // Новый исторический вестник. 2014. № 42.
4. Вооружённые силы Юга России // Сайт «Энциклопедия истории России». URL : http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php7icU195 (дата обращения 12.05.2016).
5. Государственный архив РФ. Аннотация к фонду № Р5354 «Управление внутренних дел особого совещания (до декабря 1919) при главнокомандующем вооруженными силами на Юге
изволу сотрудников стражи. Подтверждение наших слов мы находим в воспоминаниях А.И. Деникина: «...окружная администрации Черноморской губернии оказалось в некоторых местах корыстной и преступной; войска злоупотребляли не раз реквизициями; контрразведка вносила своими действиями элементы произвола; карательные экспедиции были суровы» [9, с. 17].
Были попытки организовать гражданское население на обеспечение общественного порядка. Постановлением Особого совещания от 2 октября 1919 г. разрешалось в уездах, занятых вооруженными силами на Юге России, образовывать особые дружины для борьбы с бандитизмом, определение порядка формирования этих дружин возлагалось на Управление внутренних дел [5]. К сожалению, данных о деятельности подобных дружин нам найти не удалось.
В заключение сделаем некоторые выводы об охране правопорядка на территориях контролируемых ВСЮР, затем Южно-русским правительством:
1) в этот период эффективность охраны общественного порядка ухудшалась состоянием гражданской войны;
2) несмотря на весьма короткий срок существования Белого движения, ему удалось обрести черты государственности и сделать попытку создать, адекватны времени, правоохранительные органы основными отличительными чертами которых были совмещение функций общей, политической полиции и внутренних войск, а также «военизирован-ность», которая касалась не только статуса сотрудников, но и приоритета военных интересов;
3) реализовать в жизни довольно стройную, продуманную, нормативно закрепленную систему не удалось по целому ряду выше выделенных причин.
Literature:
1. Karpenko Sergey Vladimirovich. Gosudarstven-nost of the White movement: from studying history // New historical bulletin. 2013. № 36.
2. Gataullin A.G., Zaynutdinov D.R. «White» Russia: problem of the choice of a form of the territorial device//Actual problems of economy and right. 2014. № 2 (30).
3. Ageev S.A. Construction of the office of military management of voluntary army and armed forces in the south of Russia (November, 1917 - January, 1919) // New historical bulletin. 2014. № 42.
4. Armed forces of the South of Russia//the Website «Encyclopedia of History of Russia». URL : http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=195 (date of the address 5/12/2016).
5. State archive Russian Federation. The summary to fund № P5354 «The Department of Internal Affairs of special meeting (till December, 1919) at the commander-in-chief of armed forces in the south of
России. Екатеринодар, Симферополь, Ростов-на-Дону». URL : http://www.statearchive.ru/383 (дата обращения 11.05.2016).
6. Путеводитель. Том 4. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции. М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. XVIII, 798 с.
7. Государственный архив РФ. Аннотация к фонду № Р3510. «Начальник гражданской части государственной стражи управления внутренних дел особого совещания при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. Ростов-на-Дону». URL : http://www.statearchive.ru/383 (дата обращения 11.05.2016).
8. Волков С.В. Белое движение в России: организационная структура. М., 2000. // Сайт историка Сергея Владимировича Волкова. URL : http://swolkov.org/bdorg/index.htm (дата обращения 10.05.2016).
9. Иванов А.А. Контрразведывательные службы Белого движения на Черноморском побережье России в 1918-1920 гг.: террор под флагом борьбы со шпионажем // Былые годы. 2008. № 1 (7). С. 14-20.
Russia. Ekaterinodar, Simferopol, Rostov -on-Don». URL : http://www.statearchive.ru/383 (date of the address 5/11/2016).
6. Guide. Volume 4. Funds of the State archive of the Russian Federation on stories of the white movement and emigration. M. : «The Russian political encyclopedia» (ROSSPEN), 2004. XVIII, 798 p.
7. State archive Russian Federation. The summary to fund № P3510. «The chief of civil part of the state guards of the Department of Internal Affairs of special meeting at the commander-in-chief of armed forces in the south of Russia. Rostov -on-Don». URL : http://www.statearchive.ru/383 (date of the address 5/11/2016).
8. Volkov S.V. The white movement in Russia: organizational structure. M., 2000 // The website of the historian Sergey Vladimirovich Volkov. URL : http://swolkov.org/bdorg/index.htm (date of the address 5/10/2016).
9. Ivanov A.A. Counterintelligence services of the White movement on the Black Sea coast of Russia in 1918-1920: terror under the flag of fight against espionage // Former years. 2008. № 1 (7). P. 14-20.