Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ'

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Канада / имидж сельскохозяйственной отрасли / программа «Сельское хозяйство больше / чем когда-либо» / «Инициатива по осведомленности о сельском хозяйстве» / инициатива «Сельское хозяйство в школьном классе» / Канадский Месячник Сельскохозяйственной Грамотности / Canada / image of the agricultural industry / Agriculture More Than Ever program / Agriculture Awareness Initiative / Agriculture in the Classroom initiative / Canadian Agriculture Literacy Month

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Е.Е., Шульга П.С.

В статье рассматриваются основные инициативы и программы, реализуемые в Канаде для создания положительного имиджа сельскохозяйственной отрасли среди населения, повышение престижа аграрных профессий и привлечение квалифицированных кадров для развития сельского хозяйства. Авторы анализируют коммуникационную программу «Сельское хозяйство больше, чем когда-либо», «Инициативу по осведомленности о сельском хозяйстве». Особое внимание в статье уделяется деятельности федеральной некоммерческой образовательной организации «Сельское хозяйство в школьных классах Канады», имеющей отделения во всех провинциях Канады. Авторы полагают, что опыт Канады по популяризации агропроизводства может быть использован другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A POSITIVE IMAGE OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF CANADA

The article analyses the main initiatives and programs implemented in Canada to create a positive image of the agricultural industry among the population, increase the prestige of agricultural professions and attract qualified personnel for the development of agriculture. The authors analyze the communication program «Agriculture More Than Ever», «Agriculture Awareness Initiative». The article pays special attention to the activities of the federal non-profit educational organization «Agriculture in the Classroom Canada», which has branches in all provinces of Canada. The authors believe that Canada's experience in popularizing agricultural production can be used by other countries.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ»

Научная статья Original Article УДК 631 (71)

DOI:10.24412/2588-0209-2021-10435

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ

CREATING A POSITIVE IMAGE OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY ON

THE EXAMPLE OF CANADA

Григорьева Е.Е., кандидат биологических наук, доцент факультета мировой политики ГАУГН

Шульга П.С., к.с.-х.н., доцент факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова

Grigorieva E., Cand. Sci. (Biology), Assistant Professor, State Academic University for Humanities, World Politics Faculty

Shulga P., Cand. Sci. (Agriculture), Associate Professor, Faculty of Soil Science, Lomonosov Moscow State University

Аннотация. В статье рассматриваются основные инициативы и программы, реализуемые в Канаде для создания положительного имиджа сельскохозяйственной отрасли среди населения, повышение престижа аграрных профессий и привлечение квалифицированных кадров для развития сельского хозяйства. Авторы анализируют коммуникационную программу «Сельское хозяйство больше, чем когда-либо», «Инициативу по осведомленности о сельском

хозяйстве». Особое внимание в статье уделяется деятельности федеральной некоммерческой образовательной организации «Сельское хозяйство в школьных классах Канады», имеющей отделения во всех провинциях Канады. Авторы полагают, что опыт Канады по популяризации агропроизводства может быть использован другими странами.

Abstract. The article analyses the main initiatives and programs implemented in Canada to create a positive image of the agricultural industry among the population, increase the prestige of agricultural professions and attract qualified personnel for the development of agriculture. The authors analyze the communication program «Agriculture More Than Ever», «Agriculture Awareness Initiative». The article pays special attention to the activities of the federal non-profit educational organization «Agriculture in the Classroom Canada», which has branches in all provinces of Canada. The authors believe that Canada's experience in popularizing agricultural production can be used by other countries.

Ключевые слова: Канада, имидж сельскохозяйственной отрасли, программа «Сельское хозяйство больше, чем когда-либо», «Инициатива по осведомленности о сельском хозяйстве», инициатива «Сельское хозяйство в школьном классе», Канадский Месячник Сельскохозяйственной Грамотности

Keywords: Canada, image of the agricultural industry, Agriculture More Than Ever program, Agriculture Awareness Initiative, Agriculture in the Classroom initiative, Canadian Agriculture Literacy Month

Создание положительного имиджа сельскохозяйственной отрасли среди населения, повышение престижа аграрных профессий и привлечение квалифицированных кадров являются значимыми факторами для стабильного функционирования и развития аграрного сектора. Примером инициатив подобного характера могут послужить некоторые федеральные и региональные (провинциальные) программы, реализуемые в Канаде.

В 2012 году Фермерская кредитная корпорация Канады (Farm Credit Canada), являющаяся государственной (коронной) корпорацией, подотчетной

министру сельского хозяйства и продовольствия страны, запустила коммуникационную программу «Сельское хозяйство больше, чем когда-либо» (Agriculture More Than Ever - AMTE) с целью улучшение общественного восприятия сельскохозяйственной отрасли. В рамках этой инициативы была создана онлайн-платформа, ставшая форумом, на котором фермеры рассказывают о своем опыте работы в аграрном секторе. Используются социальные сети, такие как Facebook, Twitter и Instagram (хэштег - #AgMoreThanEver) [1]. Эта платформа является также основой для форума во время проведения национального Дня сельского хозяйства Канады хэштег - #CdnAgDay) [2]. В мае 2021 года Фермерская кредитная корпорации Канады передало платформу «Сельское хозяйство больше, чем когда-либо» в ведение национальной некоммерческой организации «Канадский центр по обеспечению целостности продовольственной системы» (The Canadian Centre for Food Integrity) [3].

Из программ, совместно финансируемых федеральным и региональными правительствами, следует отметить «Инициативу по осведомленности о сельском хозяйстве» (Agriculture Awareness Initiative). К примеру, в рамках этой программы правительство Саскачевана финансирует до 50% затрат (от 25 до 50 тыс. кан. долл.) на реализацию просветительских проектов организациями сельхозпроизводителей, сельскохозяйственными компаниями, общественными организациями. Основная цель этих проектов - формирование общественного мнения о важной роли сельского хозяйства в экономике страны и привлечение в отрасль новых кадров. Финансовая поддержка оказывается при проведении просветительских конференций и семинаров, образовательных курсов, а также для развития информационных и образовательных ресурсов [4].

Специально для школьников предназначена инициатива «Сельское хозяйство в школьном классе» («Agriculture in the Classroom») [5]. В провинциях Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Британская Колумбия, Остров Принца Эдуарда реализацией инициативы занимаются неправительственные организации, в других провинциях - региональные правительства или отраслевые союзы (как, например, Федерация сельского хозяйства в Ньюфаундленда и Лабрадора).

Основные задачи инициативы: формирование понимания у школьников важности сельского хозяйства в социально-экономическом развитии общества; объяснение процессов производства продовольствия; обеспечение педагогов и школьников качественными образовательными ресурсами и другой информацией по различным аспектам агропромышленного комплекса; формирование интереса для выбора профессии, связанной с сельским хозяйством. На федеральном уровне работу соответствующих провинциальных организаций координирует национальная некоммерческая образовательная организация «Сельское хозяйство в школьных классах Канады» (далее - СХВШКК) (Agriculture in the Classroom Canada - AITC-C) [6]. Важной программой, реализуемой СХВШКК, является ежегодное проведение в марте Канадского Месячника Сельскохозяйственной Грамотности (далее - Месячник) (Canadian Agriculture Literacy Month - CALM) [7]. Во время Месячника волонтеры - фермеры и другие представители, работающие в сфере АПК - посещают школьные классы, читают специально изданные книги по тематике проводимого Месячника, обсуждают прочитанное, знакомят ребят со своей профессиональной деятельностью. Для старшеклассников во время Месячника, к примеру, в провинции Онтарио, для проведения уроков по различным вопросам АПК приглашаются сертифицированные преподаватели, специально подготовленные в рамках Программы «Учителя - посланники» (Teacher Ambassador Program) [8]. С 2019 года во время Месячника для школьников Онтарио проводится творческий конкурс, участники которого в письменной форме или в видео-формате представляют эссе по заданным темам. Тема 2021 года была обозначена как «Наша еда - наша история» (Our Food Our Story) [9]. Школьники знакомятся с вопросами АПК не только во время проведения Месячника сельскохозяйственной грамотности, но и на протяжении всего учебного года. На сайтах СХВШКК и ее отделений в провинциях представлено множество интерактивных инструментов для этих целей. При этом учитывается связь ресурсов со школьными учебными планами, принимаемыми каждой провинцией самостоятельно (Справочно: Канадская конституция относит образование к сфере исключительной

юрисдикции региональных правительств). Недавно СХВШКК разработала и представила на своем сайте объединенный формат этих ресурсов - «Матрица ресурсов, связанных с учебными программами» (Curriculum Connected Resource Matrix) [10]. Важным виртуальным ресурсом, разработанным СХВШКК, является новый веб-сайт «Подумай о сельском хозяйстве» (ThinkAg), призванный помочь школьникам узнать о разнообразных и интересных возможностях карьерного роста в АПК [11]. К числу ценных ресурсов, повышающих осведомленность о современном состоянии сельскохозяйственной отрасли, можно отнести и SnapAg - платформу, на которой СХВШКК размещает специально подготовленные информационные листы (к настоящему времени размещено 70 листов) по тематике, связанной с технологическим развитием аграрного сектора [12]. Можно отметить, что значимость виртуальных образовательных ресурсов возросла в период пандемии короновируса, когда возникла необходимость проведения мероприятий в он-лайн режиме. За 2020-2021 год в рамках инициативы «Сельское хозяйство в школьном классе» прошли обучение по вопросам АПК более 2 млн. канадских школьников [13]. Финансирование деятельности некоммерческой образовательной организации «Сельское хозяйство в школьных классах Канады» и ее отделений в провинциях осуществляется из разных источников. Прежде всего, это - правительство Канады, выделившее СХВШКК в 2021 году средства в объеме 1, 6 млн. кан. долл., о чем было объявлено федеральным министром сельского хозяйства при старте Канадского Месяца сельскохозяйственной грамотности [14]. Спонсорами являются государственная Фермерская кредитная корпорация, а также крупные компании (Cargill, Richardson, G3 Cañada Limited, Syngenta, Corteva Agriscience, Bayer), различные отраслевые ассоциации.

Таким образом, можно полагать, что в Канаде целенаправленно развивается и стимулируется интерес общества к такой важнейшей отрасли экономики как сельское хозяйство. Подобный опыт популяризации агропроизводства полезно изучать и другим странам, включая Россию.

Литература

1. Ag More Than Ever. Режим доступа: http://www.agriculturemorethanever.ca/.

2. Canada's Agricultur Day. Ag More Than Ever. Режим доступа: https : //agriculturemorethanever. ca/cdn-ag-day/.

3. Ag More Than Ever finds a new home with CCFI. Canadian Centre for Food Integrity. News release. May 5, 2Q21. Режим доступа: https://www.foodintegrity.ca/wp-content/uploads/2Q21/Q5/Ag-More-Than-Ever-finds-a-new-home-with-CCFI-1 .pdf.

4. Agriculture Awareness Initiative Program (AAIP). Government of Saskatchewan. Режим доступа: https://www.saskatchewan.ca/business/agriculture-natural-resources-and-industry/agribusiness-farmers-and-ranchers/canadian-agricultural-partnership-cap/public-trust/agriculture-awareness-initiative-program-aaip

5. Григорьева Е.Е., Шульга П.С. Школьное сельскохозяйственное образование - важный фактор привлечения молодежи в сельскую местность: опыт Канады // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Бедность сельского населения России: генезис, пути преодоления, прогноз». Москва, 2Q2Q. - М: ВИАПИ, 2Q2Q г. С. 325-32S.

6. Agriculture in the Classroom Canada. Режим доступа: https://aitc-canada.ca/en-ca/who-we-are/about-us/.

V. Canadian Agriculture Literacy Month. Agriculture in the Classroom Canada. Режим доступа: https://aitc-canada.ca/en-ca/resources-programs/canadian-agriculture-literacy-month.

S. Teacher Ambassador Program. AgScape. Режим доступа: https://agscape.ca/request-ta.

9. CALM Essay Contest. AgScape. Режим доступа: Our Food Our Story Contest https://agscape.ca/assets/files/CALM%2QEssay%2QContest%2Q2Q21.pdf.

1Q. Curriculum Connected Resource Matrix. Agriculture in the Classroom Canada. Режим доступа: https://aitc-canada.ca/en-ca/for-educators/curriculum-linked-resources.

11. ThinkAg. Режим доступа: https://thinkag.ca/en-ca/.

12. SnapAg. Agriculture in the Classroom Canada. Режим доступа: https://aitc-canada.ca/en-ca/learn-about-agriculture.

13. 2020-21 ANNUAL PROGRESS REPORT. Agriculture in the Classroom Canada. Режим доступа: https://aitc-celebrates.ca/2021-annual-progress-report/english.

14. Educating youth on agriculture: kicking off Canadian Agriculture Literacy Month with $1.6 million in support of Agriculture in the Classroom. Agriculture and Agri-Food Canada. News release. March 1, 2021. Режим доступа: https://www.canada.ca/en/agriculture-agri-food/news/2021/03/educating-youth-on-agriculture-kicking-off-canadian-agriculture-literacy-month-with-16-million-in-support-of-agriculture-in-the-classroom.html.

References

1. Ag More Than Ever. Access mode: http://www.agriculturemorethanever.ca/.

2. Canada's Agricultur Day. Ag More Than Ever. Access mode: https : //agriculturemorethanever.ca/cdn-ag-day/.

3. Ag More Than Ever finds a new home with CCFI. Canadian Centre for Food Integrity. News release. May 5, 2021. Access mode: https://www.foodintegrity.ca/wp-content/uploads/2021/05/Ag-More-Than-Ever-fmds-a-new-home-with-CCFI-1 .pdf.

4. Agriculture Awareness Initiative Program (AAIP). Government of Saskatchewan. Access mode: https://www.saskatchewan.ca/business/agriculture-natural-resources-and-industry/agribusiness-farmers-and-ranchers/canadian-agricultural-partnership-cap/public-trust/agriculture-awareness-initiative-program-aaip.

5. Grigor'eva E.E., Shul'ga P.S. Shkol'noe sel'skokhozyaistvennoe obrazovanie -vazhnyi faktor privlecheniya molodezhi v sel'skuyu mestnost': opyt Kanady [School agricultural education is an important factor in attracting young people to rural areas: the Canadian experience]. Proceedings of the International scientific and practical conference "Poverty of the rural population of Russia: genesis, ways of overcoming, forecast" (Moscow, Russia, 2020), pp. 325-328.

6. Agriculture in the Classroom Canada. Access mode: https://aitc-canada.ca/en-ca/who-we-are/about-us/.

7. Canadian Agriculture Literacy Month. Agriculture in the Classroom Canada. Access mode: https://aitc-canada.ca/en-ca/resources-programs/canadian-agriculture-literacy-month.

8. Teacher Ambassador Program. AgScape. Access mode: https://agscape.ca/request-ta.

9. CALM Essay Contest. AgScape. Access mode: Our Food Our Story Contest https://agscape.ca/assets/files/CALM%20Essay%20Contest%202021.pdf.

10. Curriculum Connected Resource Matrix. Agriculture in the Classroom Canada. Access mode: https://aitc-canada.ca/en-ca/for-educators/curriculum-linked-resources.

11. ThinkAg. Access mode: https://thinkag.ca/en-ca/.

12. SnapAg. Agriculture in the Classroom Canada. Access mode: https://aitc-canada.ca/en-ca/learn-about-agriculture.

13. 2020-21 ANNUAL PROGRESS REPORT. Agriculture in the Classroom Canada. Access mode: https://aitc-celebrates.ca/2021-annual-progress-report/english

14. Educating youth on agriculture: kicking off Canadian Agriculture Literacy Month with $1.6 million in support of Agriculture in the Classroom. Agriculture and Agri-Food Canada. News release. March 1, 2021. Access mode: https://www.canada.ca/en/agriculture-agri-food/news/2021/03/educating-youth-on-agriculture-kicking-off-canadian-agriculture-literacy-month-with-16-million-in-support-of-agriculture-in-the-classroom.html.

© Григорьева Е.Е., Шульга П.С., 2021. International agricultural journal, 2021, № 6, 848-855.

Для цитирования: Григорьева Е.Е., Шульга П.С. СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ //International agricultural journal. 2021. № 6, 848-855.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.