Научная статья на тему 'Создание объединенной агрономической службы в Западной Сибири в начале XX века'

Создание объединенной агрономической службы в Западной Сибири в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКИЙ ОТДЕЛ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПЕРВАЯ ЗАПАДНОСИБИРСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЛЕСНАЯ ВЫСТАВКА / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / АГРОНОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СТЕПНОЙ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР / ГУБЕРНСКОЕ АГРОНОМИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ / ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / ЧАСТНОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СЪЕЗД АГРОНОМОВ И СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / THE OMSK DIVISION OF THE MOSCOW SOCIETY OF AGRICULTURE / FIRST WESTERN SIBERIA AGRICULTURE AND FORESTRY EXHIBITION / UPB MAIN DEPARTMENT ON LAND MANAGEMENT AND AGRICULTURE / AGRONOMY STAFF / ORGANIZATION OF THE STEPPE / GOVERNOR GENERAL / THE PROVINCIAL AGRICULTURAL DEPARTMENT / AGRICULTURE / MEETING PRIVATELY OWNED CULTURAL ECONOMY / CONGRESS OF AGRONOMISTS AND FARMERS OF WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Д. В.

Рассматривается вопрос создания объединенной агрономической службы в Западной Сибири. На основе анализа обширного фактического материала показано, что в связи с проведением мероприятий по переселению, осуществляемых самодержавием в рамках столыпинского курса аграрной политики в Западной Сибири, происходил значительный рост масштабов сельскохозяйственного производства. В этих условиях правительство совместно с органами местной администрации пошло на создание специального органа, призванного координировать деятельность местных агрономических учреждений и должностных лиц, с тем чтобы обеспечить их согласованное и слаженное взаимодействие, необходимое для выработки наиболее оптимальных решений по обеспечению эффективного развития сельского хозяйства в крае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment of unified agronomical service in Western Siberia at the beginning of the 20th century

The article considers the process of establishment of unified agronomical service in Western Siberia at the beginning of the 20th century. The author explains how agricultural production potential has increased in Western Siberia during people’s forcible resettlement under the Stolypin reforms. In coordination with local authorities the Government established a special body to administer local agronomical organizations and officials and ensure their coherent interaction in making optimal decisions in effective agricultural development in the region

Текст научной работы на тему «Создание объединенной агрономической службы в Западной Сибири в начале XX века»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 60-65.

УДК 63(571.1) (09)

Д.В. Кузнецов

СОЗДАНИЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ АГРОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Рассматривается вопрос создания объединенной агрономической службы в Западной Сибири. На основе анализа обширного фактического материала показано, что в связи с проведением мероприятий по переселению, осуществляемых самодержавием в рамках столыпинского курса аграрной политики в Западной Сибири, происходил значительный рост масштабов сельскохозяйственного производства. В этих условиях правительство совместно с органами местной администрации пошло на создание специального органа, призванного координировать деятельность местных агрономических учреждений и должностных лиц, с тем чтобы обеспечить их согласованное и слаженное взаимодействие, необходимое для выработки наиболее оптимальных решений по обеспечению эффективного развития сельского хозяйства в крае.

Ключевые слова: Омский отдел Московского общества сельского хозяйства, Первая Западносибирская сельскохозяйственная торгово-промышленная и лесная выставка, Главное управление землеустройства и земледелия, агрономический персонал, степной генерал-губернатор, Губернское агрономическое совещание, Департамент земледелия, частновладельческие культурные хозяйства, Съезд агрономов и сельских хозяев Западной Сибири.

В связи с началом проведения самодержавием нового аграрного курса, выразившегося в переходе от запретительной политики к политике поддержки переселений и проведении землеустройства, в Западной Сибири остро стала ощущаться потребность в организации широкой агрономической и культурной помощи населению. Это было весьма важное направление в деятельности представителей администрации и местной общественности по созданию инфраструктуры сельскохозяйственного производства, призванное обеспечить нормальное существование, функционирование и расширение земледельческих хозяйств и таким образом способствовать целенаправленному сельскохозяйственному освоению региона.

Имея в виду эту цель, Омский отдел отдел Московского общества сельского хозяйства (ООМОСХ) совместно с Распорядительным комитетом Первой Западносибирской сельскохозяйственной торгово-промышленной и лесной выставки развернул работу по созыву съезда агрономов и сельских хозяев Западной Сибири для обсуждения вопросов сельскохозяйственного развития края. Съезд прошёл в Омске 1-12 августа 1911 г. сразу после окончания выставки. В работе съезда участвовали 20 членов областной и уездной администрации и разных ведомств, а также 41 представитель общественных учреждений, кредитных предприятий, фирм и сельских хозяев.

Инициатором этого мероприятия был главный агроном при степном генерал-губернаторе, бывший одновременно комиссаром отдела полеводства выставки Христианович. Еще в период подготовительной работы 13 сентября 1910 г. он направил в Распорядительный комитет выставки запрос, в котором просил уведомить, предположено ли комитетом устройство систематических сельскохозяйственных лекций во время выставки. К выставке Христиановичем предполагалось приурочить съезд агрономических деятелей Степного края, «и членам съезда крайне важно было бы ознакомиться с последними течениями в агрономической мысли, что вполне осуществимо, так как выставку посетят командированные ГУЗиЗ

© Д.В. Кузнецов, 2014

специалисты, профессора высших агрономических школ». Ввиду этого Христианович просил комитет сообщить, «какая выработана программа для осуществления этой стороны дела» [1].

Распорядительный комитет не имел тогда еще программы съезда, и поэтому он просил главного агронома созвать частное совещание для разработки проекта положения и программы предполагаемого съезда. Комитет порекомендовал в этой связи включить в программу секции по скотоводству, ветеринарии и пчеловодству и к работе в совещании привлечь комиссаров по сельскохозяйственному отделу выставки. При этом комитет выслал материал по данному вопросу - проект программы съезда по пчеловодству с копией [2]. Такое промежуточное совещание было созвано Главным агрономом. На нем был составлен проект разделенной по секциям программы вопросов, подлежащих обсуждению Омского съезда деятелей сельского хозяйства, планируемого на лето 1911 года в Омске.

В программу съезда были включены вопросы, решение которых могло способствовать всестороннему сельскохозяйственному развитию Западной Сибири [3; 4]. Среди многих постановлений съезда привлекает особенное внимание постановление, принятое по предложению председателя - Акмолинского губернатора, «ходатайствовать о скорейшем издании и проведении в жизнь закона, облегчающего насаждение в Сибири и Степном крае частновладельческих культурных хозяйств, которые могли бы оказать влияние на упорядочение крестьянских хозяйств в смысле распространения рациональных приемов ведения сельского хозяйства» [5]. Этот факт говорит о том, что местные власти и представители сельскохозяйственной общественности, стремясь форсировать создание системы частновладельческих хозяйств в азиатской России, побуждали правительство активнее действовать в этом направлении. Намеченные в проекте программы мероприятия позволяли создать базу не только для интенсивного сельскохозяйственного развития края, но и для формирования многоотраслевой системы сельскохозяйственного производства. Однако такая система могла эффективно работать в условиях активного вовлечения в нее местного населения лишь в том случае, если само оно было заинтересовано в этом процессе и способно обеспечить ее функционирование. Это, в свою очередь, было возможно при налаживании интенсивного капиталистического производства в крестьянских хозяйствах, способных не только себя обеспечить, но и наполнить своей продукцией формирующийся аграрный рынок. Хозяйствами такого типа, по мнению правящих кругов, могли стать хозяйства кре-стьян-единоличников (подворников, хуто-

рян и отрубников), которые были экономически более прочными и самостоятельными по сравнению с хозяйствами общинников.

Имея в виду это обстоятельство, ГУЗиЗ выработало для сельских хозяев единоличного владения специальные планы агрономической помощи и программу занятий областных совещаний, призванных способствовать подъему их производственной эффективности не только в европейской, но и в азиатской России. При этом Главное управление находило нужным, «чтобы все вопросы, поставленные в программу, были освещены предварительно обсуждения их в областных совещаниях фактическими данными, причем эта обязанность возложена на местных членов Главного управления. Согласно выработанному плану организации агропомощи, предполагается каждую губернию разделить на отдельные агрономические участки, которые должны находиться в ведении участкового агронома. В помощь участковым агрономам назначаются лица с низшим сельскохозяйственным образованием. В распоряжение участкового агронома предоставляется участок земли, служащий центром данного района, на котором устраивается опытное хозяйство крестьянского типа, случной пункт и прокатная станция орудий и машин. В задачи агронома входит устройство опытного хозяйства крестьянского типа, организация показательных мероприятий и мероприятий местного характера и распространение необходимых познаний среди населения. Участковый агроном устраивает чтения по вопросам сельского хозяйства, касающимся данного района. К устройству чтений привлекаются имеющиеся на местах земские и правительственные агрономы, а также сведущие в сельском хозяйстве лица» [6].

Таким образом, ГУЗиЗ приняло и осуществляло комплексную программу действий агрономической помощи единоличным хозяйствам, имея в виду, что в дальнейшем они явятся локомотивами всего аграрного развития России, основными факторами ее экономического роста и благосостояния населения.

В контексте такого понимания аграрной политики самодержавия становятся объяснимыми те установки, на которые ориентировались участники съезда деятелей сельского хозяйства, проходившего в Омске. На нём, в частности, ставились вопросы о сельскохозяйственном развитии Тарского уезда. Для удобства обследования типичных переселенческих хозяйств Тарский уезд был разделен на 4 естественно-исторические полосы: урманную, лесостепную, переходную и болотную [7].

1. В урманной полосе предполагалось провести корчевание и «подсечку» как новый способ разработки лесов. При этом указывалось на особенности: урманность поле-

водства (т. е. отдаленность от основных дорог и залесенность), засоренность почвы и бедствие от головни; состояние животноводства, сенокосы и выгон, кормление скота; обращалось внимание на существенное значение для края огородничества и травосеяния. Особое место отводилось лесному делу, сбору кедровых шишек и организации кустарных промыслов.

2. В лесостепной полосе обращалось внимание на губительное значение лесных вырубок, почвенные особенности, капитализацию инвентаря в сельскохозяйственном производстве, состояние скотоводства; экстерьер (внешний вид) рогатого скота, молочность и вымирание телят (в связи с чрезмерным забором молока от коров для нужд маслоделия).

3. При характеристике болотной и переходной полос учитывались особенности этой зоны, определившие приоритет льноводства в полевой культуре, обращалось внимание на бедствие стад от гнуса и необходимость проведения палов - как меры, направленной на улучшение покосов [7].

Эти рекомендации были призваны способствовать выработке рациональной политики администрации Тарского уезда в плане его эффективного сельскохозяйственного освоения. Поскольку они были предложены съездом сельскохозяйственных деятелей во время омской выставки, то можно сделать вывод, что она имела не только демонстративно-показательное значение, но преследовала и чисто практические, деловые цели: способствовать выработке конкретных, долгосрочных программ и мероприятий, реально обеспечивающих оптимальные формы и методы организации работы местных агрономов и других деятелей сельского хозяйства в осваиваемых районах.

Обращает на себя внимание тот факт, что значительная активизация сельскохозяйственной помощи со стороны администрации начинается со времени подготовки к проведению выставки. Надо полагать, это не случайное совпадение. Выставка, организованная ООМОСХ, явилась мощным стимулом, активизировавшим работу администрации по поиску форм организации сельскохозяйственной помощи населению.

Впрочем, здесь сказалась и другая, не менее, а может быть и более, важная причина, а именно сильная засуха, поразившая Западную Сибирь и Степной край в 1910-

1911 гг. Местная администрация предпринимала ряд энергичных мер в связи с засухой, пытаясь облегчить положение населения.

Именно на период активной борьбы с последствиями неурожая, вызванного засухой, приходится комплекс мероприятий по созданию агрономической организации, которая была бы способна оказывать оперативную действенную помощь населению в

кризисных продовольственных ситуациях. Этот вопрос обсуждался на упоминавшемся съезде деятелей сельского хозяйства в Омске. Участники съезда пришли к заключению, что хотя в Омске и имеется несколько агрономических учреждений - областное, казачье, переселенческое и при Степном генерал-губернаторе, но все они разрозненны и слабы, и поскольку не объединены общей руководящей идеей, то не могут оправдать затрачиваемых на них денег и труда, а значит, не могут и принести той пользы, которая от них ожидается [8; 9]. Ввиду этого съезд «признал более целесообразным, чтобы вся агрономическая помощь была объединена в ведении ГУЗиЗ, распространись в равной степени на все сословия (крестьян, казаков, киргиз и пр.), а не носила характера разрозненности и сословности». По мнению съезда, «на широкий успех агрономической организации в Крае можно рассчитывать лишь тогда, когда будет введено самоуправление в лице земских учреждений». Об этом постановлении Правление Омского отдела сообщило в ГУЗиЗ представлением от 5 января 1912 г. [10].

ГУЗиЗ пошло навстречу омскому съезду в части создания единой агрономической службы, поскольку сознавало необходимость такого объединения. Благодаря её появлению складывалась централизованная система агрономических учреждений, выводящая эту помощь на более высокий уровень. Правительство передало всю работу в ведение Департамента земледелия [11] и его местных органов, которым подчинялись в этой области своей деятельности заведующие переселенческими районами.

Работа объединенной агрономической службы определялась отношением ГУЗиЗ от 27 ноября 1910 г., в котором содержались общие положения плана организации агропомощи населению в осваиваемых местностях азиатской России. В дальнейшем эти положения были пересмотрены с учетом изучения двухлетней работы местных агрономических организаций. Целью этого изучения было более точное установление взаимоотношений местных чинов отдельных управлений ведомства и введение изменений и дополнений в постановку дела.

Согласно новому порядку организации работы агрономических служб, изложенному в циркуляре ГУЗиЗ от 10 апреля 1910 г., общее руководство направлением агрономического дела на местах принадлежало губернаторам, под председательством которых образовывались особые губернские или областные агрономические совещания. Данные совещания определяли общий план мероприятий в губернии или в области, а также смету необходимых на их осуществление кредитов, рассматривали отчет по выполнению плана работ за предшествующий год и давали заключение по всем вно-

симым на их обсуждение губернатором или центральным сельскохозяйственным ведомством вопросам. Планы работ, сметы и годовые отчеты представлялись в Департамент земледелия и в копиях Переселенческому управлению. Отчет об агрономической деятельности составлялся заведующим переселенческим районом.

Ближайшее заведование и исполнение агрономических мероприятий возлагалось: а) в заселенных и старожильческих местностях - на губернских или областных правительственных агрономов и состоящей в их распоряжении общей агрономической организации; б) в заселяемых районах - на заведующих землеустройством и переселением в распоряжение которых откомандировались местные чины Департамента земледелия.

Для объединения и согласования местной агрономической деятельности в техническом отношении ежегодно перед сметным агрономическим совещанием созывались сельскохозяйственные съезды местных чиновников по агрономической части, а также представители от местного населения и общественных организаций. Съезды созывались под председательством начальника Управления земледелия и государственных имуществ для обсуждения всех имеющих местное значение вопросов сельского хозяйства, в рассмотрении которых участвовали также агроном при переселенческом районе и местный правительственный губернский или областной агроном. Программа занятий съезда утверждалась губернатором.

Губернское агрономическое совещание созывалось в определенном составе из следующих лиц: губернатор (председатель), вице-губернатор, заведующий переселением, управляющий Казенной палатой, начальник Управления земледелия и государственных имуществ, губернский агроном (или лицо, исполняющее эту обязанность), агроном при районном Переселенческом управлении и три представителя от сельскохозяйственного съезда. По агрономическим делам заселенных районов совещанию докладывал губернский агроном, а по делам заселяемых районов - заведующий переселением или уполномоченный им переселенческий чиновник.

Губернский или областной агроном или чиновник, исполняющий эту обязанность, докладывал о всех своих действиях непосредственно губернатору, от которого и получал соответствующие указания и распоряжения, агроном заведовал и руководил исполнением намеченного совещанием плана работ и по вопросам технического характера имел право непосредственного сношения с Департаментом земледелия, агроному принадлежало общее руководство и распоряжение чинами местного агрономического персонала. Агроном при районном Переселенческом управлении или чин, исполняю-

щий эту обязанность, подчинялся непосредственно заведующему переселением, которому докладывал о всех своих действиях и получал от него соответствующие указания и распоряжения. Агрономический персонал Департамента земледелия в инспекторском отношении состоял в ведении начальника Управления земледелия и государственных имуществ. Персонал колонизационного района в инспекторском отношении подчинялся заведующему переселением [12].

Деятельность входивших в агрономический персонал лиц выражалась в организационных мероприятиях по проведению в крестьянскую среду улучшенных приемов техники сельскохозяйственного производства и в развитии самодеятельности населения путем организации мелких сельскохозяйственных обществ и артелей. Департамент земледелия оказывал им материальное содействие машинами и денежными пособиями «в целях ознакомления земледельческого населения на деле с хозяйственными выгодами применения усовершенствованного сельскохозяйственного инвентаря и с возможностью артельного пользования теми сельскохозяйственными машинами и орудиями, которые по стоимости своей недоступны отдельным мелким хозяйствам, а по производительности могут обслужить целую группу таких хозяйств» [13].

Циркуляром от 31 марта 1911 г. № 15944 Департаментом были определены условия, в соответствии с которыми сельскохозяйственным обществам, кредитным товариществам, другим мелким районным общественным организациям могли выдаваться казенные ссуды на устройство прокатных станций сельскохозяйственных машин, орудий и передвижных обозов. Согласно одному из условий, такие общества должны были допускать к пользованию машинами и орудиями за установленную плату не только членов общественного учреждения, установившего прокатную станцию, но и других окрестных хозяев.

Орудия и машины, приобретенные для прокатных станций за счет пособий Департамента земледелия, должны были находиться в общественном пользовании не менее 5 лет. По истечении этого срока при точном выполнении принятых на себя обязательств машины и орудия поступали в полную собственность учреждения, устроившего прокатную станцию. В случае неудовлетворительной деятельности станции или прекращения ее ранее пятилетнего срока губернскому представителю Департамента земледелия предоставлялось право передавать машины и орудия, приобретенные за счет казенного пособия, другому учреждению [13].

Содействие агрономической организации сельскохозяйственным обществам и товариществам в устройстве прокатных стан-

ций состояло в том, что они должны были ходатайствовать перед Департаментом земледелия о выдаче необходимых обществу (или товариществу) ссудных средств. Иными словами, агрономические службы выступали в роли посредников между Департаментом земледелия и местными обществами.

Вместе с тем с 1912 г. станции проката сельскохозяйственных машин и орудий устраивались непосредственно при некоторых агрономических пунктах. Первоначально устройство станций не предусматривалось сметой. Те машины и орудия, которыми были оснащены пункты, предназначались, очевидно из-за своей малочисленности, только для работы на показательных участках. Между тем крестьяне, видя работу машин, зачастую обращались к агрономам с просьбой дать им эти машины также на пробу. Имея в виду, что распространение улучшенных машин среди населения входило в интересы агрономической организации, последняя решила из сметных остатков

1911 г. оборудовать агрономические пункты дополнительно некоторыми машинами, и таким образом появилась возможность пойти навстречу желаниям населения. Прокат машин явился желательным отчасти ещё и потому, что многим было не под силу купить дорогостоящую машину, тогда им на помощь и приходило прокатное пользование. Обычно машины сдавались на прокат за плату, однако зачастую, когда крестьяне выражали желание испытать ту или иную машину, работа производилась бесплатно [14].

Одновременно с этим в рамках мероприятий по улучшению техники полеводства агрономическая служба проводила в

1912 г. очистку и улучшение семенного материала, демонстрацию приемов правильной культуры земледелия и усовершенствование машин, орудий. В работе службы были задействованы зерноочистительные обозы. По многочисленным опытам было установлено, что очистка зерна от сорных трав повышала урожай на 20-25 пудов с десятины. В связи с этим в отчете о деятельности агрономической службы за 1912 г. отмечалось, что население сознает пользу очистки зерна, что подтверждается рядом ходатайств от сельскохозяйственных обществ о пособии на приобретении обозов.

Наряду с этим «ознакомление населения с улучшенными приемами техники полеводства и с более совершенными орудиями ведется путем устройства показательных участков и демонстрирования разных сельскохозяйственных машин и орудий» [15]. В

1912 г. в Акмолинской области было 23 показательных участка, из которых 8 находились в Омском уезде. Участки закладывались среди крестьянских полей на выпаханных, забрасываемых хозяевами землях с целью показать, что при правильной обработке и уходе за полем оно может давать

ещё долго хорошие урожаи. На показательных участках демонстрировались улучшенные приемы обработки почвы, рядовой, частью ленточный посев, введение парового и озимого клина, посев ржи и трав, как однолетних, так и многолетних. Попутно с этим выяснялись улучшенные сорта зерновых хлебов, которые бы наиболее отвечали местным условиям.

После осмотра областным агрономом показательных участков в середине лета выяснилось, что «посевы на них в большинстве случаев хорошо развились и выглядели лучше по сравнению с соседними крестьянскими хлебами, несмотря на то, что большинство участков закладывались на землях, засоренных сорными травами и сильно истощенных вследствие беспрерывной из года в год эксплуатации колосовыми хлебами без всякого отдыха и при плохой нерациональной обработке, также на запоздалый посев против крестьян, вследствие того, что невозможно было найти конных рабочих для исполнения посевных работ, пока крестьяне не произведут своего посева» [16].

В то же время на агрономических пунктах производилась раздача и продажа высокосортных семян огородных и кормовых растений, а также высококультурных зерновых хлебов. Спрос на такие семена со стороны населения был довольно большой. Как правило, семена продавались по той цене, по которой обходились в Омске. Бесплатно семена выдавались только сельскохозяйственным обществам, кредитным товариществам, учителям народных школ и некоторым частным лицам. Кроме того, Общее присутствие областного правления ассигновало 500 рублей на раздачу огородных семян нуждающемуся населению. Эти деньги были тоже переданы агрономической организации, семена закуплены и розданы через уездных агрономов. В Омском уезде было продано семян 103-м лицам, роздано 783-м лицам. Обычно семена продавались на агропунктах, и только в редких случаях производилась продажа при разъездах персонала, в других поселках такой порядок был крайне неудобен для крестьян. Поэтому с весны 1912 г. вводилась продажа семян при зерноочистительных обозах, которые передвигались из поселка в поселок и таким образом давали возможность приобрести желающим семена у себя же в поселке [17].

Следствием деятельности агрономических служб явилось пробуждение интереса со стороны населения, возникла потребность возможно шире осведомлять его о всех сельскохозяйственных мероприятиях правительства, а равно получать с мест рекомендации о желательном направлении этих мероприятий [18].

Одновременно с этим продолжал вести свою работу ООМОСХ. В 1912 г. действовавшее при отделе Бюро вело посредниче-

ские операции по сбыту и покупке продуктов сельского хозяйства, выписывало семена кормовых трав, корнеплодов и пр., а также способствовало работе агрономического ведомства, выступало посредником в продаже семенного хлеба, главным образом для переселенческих организаций, кредитных и ссудосберегательных товариществ. Хлеб испытывался на натуру, сорность, всхожесть и энергию прорастания. При этом Бюро стремилось установить постоянные связи на почве сбыта продуктов сельского хозяйства с кооперативными организациями и подготовить этим образование их союзов. Тогда же Отдел начал подготовительную работу по изданию журналов «Нужды Западно-Сибирского сельского хозяйства» и «Сельскохозяйственная жизнь». Регулярно журналы начали издаваться с марта

1913 г. Главная мысль, которую проводили в жизнь журналы, что «само население должно взять в свои руки дело помощи самим себе» [19; 20].

Эти и некоторые другие факты свидетельствуют, что в предвоенные годы в Омске велась довольно значительная работа по разным направлениям сельского хозяйства. Применение соответствующих приемов (в улучшении пород скота, технике полеводства, обработке земли, сбыте семян и др. продуктов, пропаганде сельскохозяйственных и кооперативных знаний и т. д.) призвано было существенно повысить жизнеспособность и эффективность крестьянских хозяйств, что обеспечило бы их устойчивое существование и способствовало налаживанию прочных основ для их нормального функционирования, а значит, и для успешного сельскохозяйственного развития края в целом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Государственный архив Омской области.

Ф. 119. Оп. 1. Д. 16. Л. 28.

[2] Там же. Л. 30.

[3] Там же. Л. 34-35.

[4] Журналы заседаний съезда деятелей сельского хозяйства 1-12 авг. 1911 г. в Омске. Омск, 1912. С. 1-111.

[5] Там же. С. Ш-иИ.

[6] Сибирская жизнь. 1910. 22 августа. С. 3.

[7] Государственный архив Омской области.

Ф. 119. Оп. 1. Д. 16. Л. 3.

[8] Шунин Н. С. О постановке агрономической

помощи населению // Сибирские вопросы.

1909. № 14. С. 10-14.

[9] Скляров Л. Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. 1962. С. 369, 373.

[10] Государственный архив Омской области.

Ф. 86. Оп. 1. Д. 112. Л. 42.

[11] Островский И. В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991. С. 194.

[12] Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области. Ф. 580. Оп. 1. Д. 112. Л. 149-149 об.

[13] Государственный архив Омской области. Ф. 86. Оп. 1. Д. 112. Л. 129.

[14] Там же. Л. 141 об.

[15] Памятная книжка Акмолинской области за 1914 г. Омск, 1914. С. 36-37.

[16] Государственный архив Омской области. Ф. 86. Оп. 1. Д. 112. Л. 139 об.

[17] Там же. Л. 140-141 об.

[18] Памятная книжка Акмолинской области за

1914 г. Омск, 1914. С. 33-34.

[19] Протокол собрания уполномоченных коммерческого отдела при ООМОСХ. Омск, 1916. С. 16

[20] Отчеты о деятельности ООМОСХ. 1910-

1915 гг. и Первой Западно-Сибирской выставке 1911 г. Омск, 1916. С. 55-56, 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.