Научная статья на тему 'Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы'

Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ФГОС / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЫ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / СТАНДАРТ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА / КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGULATORY AND METHODICAL SYSTEM / EDUCATIONAL GEF PROGRAM / LOGISTICS / TRAINING EQUIPMENT / SCHOOL INFRASTRUCTURE / TECHNOLOGIZATION ENVIRONMENT / STANDARD EDUCATIONAL AND MATERIAL BASE / INSTRUMENTAL DIDACTICS / CONVERGENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Татьяна Сергеевна

На основе анализа современного состояния материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС показаны проблемы и перспективы разработки системы нормативно-методической документации, регламентирующей нормы и функциональные требования к составу учебно-материальной базы общеобразовательного учреждения для реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of normative-methodical system of logistics major GEF educational programs: problems and prospects

Based on the analysis of the current state of logistics major GEF educational programs showing the problems and prospects of development of system of normative-methodical documentation, regulatory standards and functional requirements for the composition of the training material base of educational institution for the implementation of the GEF.

Текст научной работы на тему «Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №1

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы

Т. С. Назарова

(Центр средств обучения ФГБНУ «Институтразвития стратегии образования РАО»; e-mail: nazarova06@mail.ru)

На основе анализа современного состояния материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС показаны проблемы и перспективы разработки системы нормативно-методической документации, регламентирующей нормы и функциональные требования к составу учебно-материальной базы общеобразовательного учреждения для реализации ФГОС.

Ключевые слова: нормативно-методическая система, образовательные программы ФГОС, материально-техническое обеспечение, учебное оборудование, инфраструктура школы, технологизация среды, стандарт учебно-материальной базы, инструментальная дидактика, конвергентное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его введение в практику обучения указали на острую потребность в обновлении содержания образования и необходимость определения норм и требований к инструментально-деятельностной реализации стандарта в образовательных организациях различного типа . В специальном разделе ФГОС обозначены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего среднего образования: материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса» лишь в общем виде, конкретные нормативы в адаптированных форматах для школы и иных потребителей отсутствуют [1].

Необходимость разработки системы нормативно-методических документов по вопросам создания и организации современной учебно-материальной базы общего образования стимулирована принятыми государственными документами, такими как «Федеральная целевая программа развития образования России на 2016-2020 гг .» и «Перечень поручений президента РФ Путина В . В . по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23. 12. 2015» .

Одним из первоочередных условий успешного выполнения перечисленных постановлений является разработка комплекса научно-методических мер, направленных на обновление содержания общего образования с учетом современных достижений науки и технологий . В числе поручений - «обеспечение разработки современных условий обучения и воспитания, включая обновление учебного оборудования, библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в общеобразовательных организациях эффективных образовательных технологий и педагогических методик, использование материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры содержания образовательных и предметных областей» [2].

Использование материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования: организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры . Эти требования касаются в целом учебно-материальной базы (УМБ) образовательных учреждений, включающей совокупность материально-технических, технологических и методических средств и условий, на основе которых формируется социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития обучающихся

В настоящее время основным вектором преобразований в данной сфере признана технологизация процесса обучения, которая связана с несколькими факторами . Три из них являются общепризнанными: наступление эры массового внедрения разнообразных технологий, компьютерной техники и электронных образовательных средств, предоставляющих новые возможности работы с информацией, необходимость системного решения проблемы, связанной с перестройкой стереотипов традиционного обучения . Новизна системного охвата проблемы обусловлена особенностью когнитивных наук, исследующих процессы познания на междисциплинарном уровне В основе когнитивных наук лежит конвергенция фундаментального научного знания и технологий, результатом которой в образовании должны стать новые методики и педагогические технологии, современные инструментальные средства, способствующие не только извлечению и трансляции информации, но и ее пониманию, усвоению и формированию нового мышления обучающихся

Отношения в технологической структуре задаются стандартами, регламентирующими нормы и требования организации деятельности, ее отдельных видов, содержания, условий и границ ее реализации,

используемого инструментария, поскольку «человеческая деятельность - это деятельность орудийная, инструментальная» [3: 135]. Технологическая структура процесса обучения, проектируемая на основе системно-деятельностного подхода, представлена традиционно алгоритмом: «цель - содержание - методы - формы - средства (инструмент) - результат» . Очевидно, что адекватно этой структуре должна быть построена и система учебного оборудования, которая включает традиционные и перспективные средства обучения (на базе новой техники и средств информационных и коммуникационных технологий) с целью обеспечения вариативности образования, удобных и безопасных условий организации учебной деятельности обучающихся и педагогов, а также достижения благоприятных режимов труда, отдыха, досуга в школе полного дня .

Основу материально-технического оснащения школ составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, которые должны отвечать специальному национальному стандарту учебно-материальной базы школы, необходимость которого очевидна и без которого невозможна реализация ФГОС [4]. Стандарт призван упорядочить процесс формирования материально-технического обеспечения, четко ориентировать педагогов и производителей на создание учебной предметной среды, отвечающей по составу и качеству особенностям образовательного процесса и педагогико-эргономическим требованиям его организации

На начальном этапе освоения ФГОС наиболее приемлемыми по статусу и содержанию являются нормативно-педагогические документы в виде методических рекомендаций по реализации ФГОС, включающие функциональные требования к составу и отдельным компонентам учебно-материальной базы, а также нормы и правила, которые подлежат обязательному выполнению

Определение состава учебного оборудования и оснащения информационно-предметной среды школ различного типа и уровня обучения, формирование номенклатуры средств обучения и предметных кабинетов в соответствии с учебным планом и содержанием основных образовательных программ, методическими особенностями их использования являются основаниями для проектирования и изготовления учебного оборудования и комплексов дидактических средств; рационального оснащения классов, кабинетов и лабораторий в школах, современной инфраструктуры школьного здания; создания методик и дидактических материалов, инструкций по их безопасному использованию на урочных и внеурочных занятиях; разработки педагогических метрик качества и педагогической эффективности использования средств учебного назначения

Основополагающим документом, определяющим состав учебного оборудования в образовательных учреждениях, традиционно остается

так называемый «Типовой перечень учебного оборудования для образовательных учреждений России», принимающий статус нормативного документа после его утверждения Министерством образования и науки РФ . Согласно принятой классификации «Перечень» содержит три группы учебного оборудования Самая большая по номенклатуре группа, включает шесть видов дидактических средств обучения (СО), отражающих информационно-содержательную специфику каждого предмета: натуральные объекты, модели, макеты, приборы и лабораторные принадлежности, средства обучения на печатной основе (таблицы, карты, раздаточный материал, учебники, учебные пособия), экранно-звуковые средства, электронные образовательные средства Вторая группа включает учебную мебель и приспособления, а также специально создаваемое оборудование для классов, кабинетов, лабораторий, аудиторий, спортивных залов и площадок, пришкольных участков, школьных рекреаций Третью группу составляют технические средства (компьютерная и проекционная техника)

Традиционно разработка «Типового перечня учебного оборудования для общеобразовательных школ России» и мониторинг его номенклатуры проводились в рамках научно-исследовательских программ Российской академии образования по специальной методологии, называемой сегодня «методологией инструментальной дидактики» Эта методология основана на закономерностях инструментально-деятель-ностной функции средств обучения, которые в учебно-воспитательном процессе могут быть использованы в качестве источников и трансляторов содержания, методов и способов деятельности, конструкторов обучающих технологий Такой подход позволяет учитывать специфику действующих образовательных программ, осуществлять отбор производимого учебного оборудования, обосновывать необходимость модернизации или создания новых образцов средств на основе сопоставления отечественных и зарубежных аналогов, а также вводимых в обучение новых методов и технологий Сегодня документ такого уровня отсутствует Подбор учебного оборудования осуществляется без системного подхода, позволяющего определить необходимое и достаточное число дидактических средств для формирования учебно-методических комплексов (УМК), которые предназначены для реализации содержания предметных курсов, его трансляции, особенностей усвоения и присвоения знаний учащимися, вариативности методических подходов педагога . Представляемая сегодня в практике такого рода документация отличается низким дидактическим уровнем и свидетельствует о невостребованности при ее создании результатов имеющихся научных и методических разработок, выполненных в институтах Российской академии образования

Проведённый педагогический мониторинг состояния УМБ школ показал, что комплекты учебного оборудования для реализации основных образовательных программ ни по номенклатуре, ни по численности средств обучения не удовлетворяют требованиям полноты (необходимости и достаточности), технологии комплексного использования средств Базовый уровень оснащенности школ необходимым учебным оборудованием сегодня в среднем не превышает 50%, а в отдельных случаях менее 50%, в малочисленных школах общая оснащенность кабинетов 35-40% . Для реализации углубленного изучения предметов, а тем более профильного уровня, школы вовсе не имеют необходимого оборудования Более того, методические пособия по оснащению предметных кабинетов и использованию учебного оборудования практически отсутствуют, тиражи выпускаемых методик малы и по существу недоступны пользователям

В связи с удваивающимся каждые пять лет потоком информации, особую значимость приобретает экономика знаний, целью которой является развитие знания и человеческого капитала . Экономика знаний основана на интеграции современного фундаментального знания, мировоззренческих универсалий, когнитивных методов и технологий их освоения в учебно-воспитательном процессе, ориентированном на развитие способностей, мышления, различных форм деятельности и творческого потенциала обучающихся и педагога . Неотъемлемым основанием интеграции выступает инструментально-конструктивный компонент учебного познания, формируемый в виде внутрипредметных и междисциплинарных или мультидисциплинарных комплексов средств обучения Они создаются на основе особенностей содержания и методик предметных областей с учетом закономерностей когнитивистики

Термин «когнитивистика» предложен для описания воздействия технических средств и технологий на умственные процессы, такие как наблюдение, восприятие, удержание и воспроизведение информации из памяти, ее трансляция . Комплексы ориентированы на формирование умений и навыков обращения с информацией и новым техническим инструментарием, приобретением субъектного знания В процессе проектирования комплексов осуществляется взаимопроникновение (конвергенция) знания, методов и различных средств, в результате созданный продукт приобретает не только информационно-управляющую функцию, но и становится своеобразным базисом для разработки технологической среды обучения

Перспективы развития материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС связаны с преодолением проблем первоочередной значимости

Проблема 1. Определение фундаментального ядра содержания образования. Развитие космологии, теории динамических систем,

общей теории систем, кибернетики, синергетики создало научную базу, достаточную для переосмысления глобальных целей образования, где доминантой является формирование целостного мировоззрения и воспитания человека, способного решать проблему выживания человечества в XXI в .

Современные научно-технические достижения убедительно показывают ярко выраженную тенденцию - влияние на обновление содержания предметных курсов новой техники и междисциплинарных гуманитарных технологий, которые, будучи введенными в контекст учебной деятельности, меняют формы трансляции информации, структуру ее деятельностной переработки и усвоения, создавая основу для конвергентного образования, т е взаимопроникновения фундаментального знания, наук и технологий

Важным условием обновления содержания образования выступает обеспечение целостности естественнонаучного, гуманитарного и социального знания в учебном познании, достижение мировоззрения, отвечающего современной постнеклассической картине мира и задаче воспитания универсализма личности «Универсализм личности состоит в овладении общей системой ориентации в океане информации, в знании четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний» [5: 370].

Для формирования современных целей образования, по-видимому, настало время обратиться к системно-синергетическому подходу, который может быть применен как «когнитивная схема исследования, метод научных изысканий и практической деятельности» и направлен на изучение законов самоорганизации и коэволюции сложных систем, т е на модернизацию содержания, а также «способов организации самого процесса обучения и воспитания» . При этом чрезвычайно важным представляется понимание роли инженерии трансдисциплинарности, которая сегодня вводится в практику науки и управления, ориентирована на связывание различных дисциплинарных знаний, деятельности, традиций новаций, моделирование сложности в результате чего «науки об обществе и образовании становятся конструктивистскими» [5: 375-376].

В концепциях предметных областей эти новации науки пока не проявлены, что является серьезным препятствием для создания технологических условий школы нового поколения, удовлетворяющей требованиям высокого качества образования

Проблема 2. Формирование систем учебного оборудования. Объединением воедино информационно-коммуникационных, био-, нано- и когнитивных технологий заложено начало нового технологического уклада не только в промышленности, но и в образовании . Разработка средств обучения, отражающих эти тенденции, включение их

в предметные и интегрированные образовательные модули чрезвычайно важна не только для обновления содержания, но и для создания педагогических когнитивных технологий с целью оптимизации систем-но-деятельностной структуры переработки и усвоения информации, объемы которой возрастают Сегодня этой проблеме в педагогических исследованиях не уделяется должного внимания

Отсутствие единой типовой образовательной программы базового уровня при многообразии примерных программ, действующих в школах, при дефиците необходимых педагогических нормативов приводит не только к нарушению преемственности обучения, но к стихийности в подборе учебного оборудования и неэффективности его использования Такое положение усложняет разработку мультидисциплинар-ных комплексов учебного оборудования, составляющих основу организации интеллектуальной взаимодействующей среды обучения Ведь именно через среду реализуются технологии сближения различных форм естественнонаучной, технической и гуманитарной культур, способствующих умножению потенциала самой среды и собственного творческого потенциала школьников

Проблема 3. Учебник в системе средств обучения. Разработка концепции учебной книги нового поколения, обусловленная изменением содержания образования, растущей дифференциацией и интеграцией, необходимостью управления процессом обучения на основе законов самоорганизации сегодня остро актуальна Учебники, выпускаемые различными издательствами, не выполняют традиционно возложенных на них функций носителей содержания и организаторов усвоения этого содержания обучающимися . Одна из причин - включение в учебник материала, необходимого для изучения того или иного вопроса, без «разведения» его по иным источникам информации, которые могут быть представлены различными видами учебной книги Пронизывающие друг друга общие и специфические закономерности трансляции и усвоения фундаментального знания, реализуются через композиционные и визуальные структуры учебной книги, а также встроенные в процесс познания информационно-коммуникационные технологии . Для достижения необходимой взаимосвязи учебник должен формироваться в системе средств обучения, составляющих основу для внутренней и внешней поддержки книги

Особого внимания требует создание электронных учебников, которые не должны заменять книгу на печатной основе, а тем более дублировать ее, поскольку их структура, композиция, подбор заданий, обращение к широким возможностям использования компьютерных технологий в обучении формирует иные подходы работы с информацией Научная разработка форматов требований к учебной книге нового поколения и возможностям ее эффективного использования

в образовательном процессе должна рассматриваться как важнейшее стратегическое направление НИОКР и один из путей оптимизации и модернизации образования

Безусловным требованием к созданию учебников следует признать необходимость экспериментальной проверки образцов в образовательной практике Вариативность и региональные особенности могут быть полностью компенсированы системой средств обучения, где в качестве дополнительного компонента выступает учебное оборудование, отражающее специфику отдельного региона . Многообразная вариативность учебников, предлагаемых школе, показала их полную дидактическую несостоятельность Совершенно очевидна целесообразность создания лишь 1-2 вариантов типового учебника базового уровня с обязательностью получения сертификата соответствия его педагогико-эргономи-ческим требованиям, указывающих на приспособленность этого средства к особенностям предметного содержания и формам организации деятельности

Библиотечные фонды должны быть укомплектованы и печатными, и (а не или!) электронными учебными изданиями . Разработку стандарта учебника на печатной и электронной основе следует осуществить в ближайшей перспективе .

Проблема 4. Электронные образовательные средства и технологии. Уровню общего среднего образования соответствует множество традиционных педагогических технологий Например, технологии развивающего обучения, сотрудничества, комплексного использования средств обучения, модульного обучения, проблемного, дифференцированного, проектно-исследовательского обучения . Благодаря новым техническим средствам было положено начало развитию высоких гуманитарных технологий: информационно-коммуникационных, био, нано- и когнитивных технологий, в частности дистанционного обучения, мультимедиа технологий, которые сегодня достаточно широко трансформируются в предметные методики

Эти достижения открыли возможности для расширения форм организации не только урочной, но и внеурочной деятельности, досуга, введения здоровьесберегающих режимов труда и отдыха в формате школы полного дня . Широкое распространение получили игровые, проектно-семинарские, эвристические формы проведения занятий с включением электронных образовательных средств . Одновременно выявились и существенные недостатки в их использовании Номенклатура новых технических средств, а также электронных носителей информации, в том числе на основе мультимедиа технологий, формируется без детального педагогико-эргономического анализа приспособленности средств к условиям предметных кабинетов, специфике восприятия и усвоения информации обучающимися Ознакомление с объектами природы

и окружающей среды, методами науки, научно-техническими достижениями должно проводиться, прежде всего, на экспериментальных занятиях в специальных кабинетах и лабораториях, практикумах, и не только с помощью компакт-дисков, но и традиционного оборудования .

За последние четыре года в школы произведены массовые поставки интерактивных досок, однако данное оборудование не прошло основательной педагогической, эргономической и санитарно-гигиенической экспертизы Наличие интерактивной доски в кабинете воспринимается как показатель высокого уровня оснащенности и успешности образовательного учреждения, но ее приобретение взамен традиционных дидактических средств, например, печатных пособий по литературе, русскому языку, оснащения естественнонаучного эксперимента натуральными объектами отрицательно сказывается на результатах и качестве обучения

С другой стороны, столь дорогостоящее оборудование не имеет условий для эффективного использования, так как в России фактически отсутствует программное обеспечение, адаптированное под принятые программы, учебные планы и методики

Очевидно, что внедрение в школу электронной техники требует особого нормативно-методического сопровождения, учета не только возможностей этой техники, но и знания зачем, когда и как ее следует применять (когда она незаменима), каковы могут быть последствия ее использования, которые такая техника привносит в обучение Однако эти технологии и форматы их включения в учебный и внеучебный процессы требуют серьезного системного междисциплинарного исследования их воздействия на личность и здоровье обучающихся Введение новых технологий учебного назначения остро нуждается в научно обоснованном дозировании (и даже ограничении), строгом методическом сопровождении и гармонизации новых технологий с санитарно-гигиеническими и медицинскими нормативами, которые в настоящее время практически отсутствуют Острая актуальность проведения междисциплинарных исследований в этой области продиктована проявляющейся тенденцией «электронной конверсии», т е все большего влияния электронных образовательных средств и новых технологий на общие цели обучения без точного обоснования их места, роли и ожидаемых результатов Электронные средства, опережая цели обучения, нарушают логику организации деятельности, дидактические закономерности ее инструментальной реализации, перенося нередко учащегося полностью в сферу виртуальной реальности .

Проблема 5. Технологическая образовательная среда и здоровье школьника. Проектирование образовательной среды согласно требованиям ФГОС как фактора достижения нового качества образования, введение углубленно-профильного обучения,

предметно-образовательные ориентации школ, гимназий, лицеев и их учебные программы предполагают создание моделей школы нового поколения не только по концепции образования, но и по иным, чем ранее архитектурно-педагогическим и материально-техническим условиям ее реализации

Несоответствие существующих типовых проектов школьных зданий возросшим образовательным потребностям и реалиям современной жизни, в частности увеличивающемуся с каждым годом демографическому фактору, указывает на острую необходимость реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий, в целом на изменения инфраструктуры школы . Эти требования должны находиться в соответствии с потребностью организации учебно-воспитательного процесса в школе полного дня, обеспечивающей проведение учебных и вне учебных занятий в кабинетах и подразделениях с планировками, приспособленными не только к организации классно-урочной, но и иным формам занятий и коммуникационных практик

Общеобразовательные школы I, II и III ступеней, гимназии, лицеи, старшие школы с углубленно-профильным обучением имеют определенные особенности и отличия своей инфраструктуры по наполнению и числу кабинетов, их предметной специфике, функциональному подбору учебной мебели и приспособлений для классов, кабинетов, лабораторий, подразделений физического воспитания, спорта, а также разнообразных форм внеурочной деятельности школьников Состав учебных кабинетов в зависимости от вида школы неодинаков и регламентировался ранее разработанными требованиями и нормами, которые сегодня не учитываются

Существующая зональная структура школы не удовлетворяет современным требованиям ни по составу помещений, ни по необходимым площадям, которые сегодня в 4-6 раз меньше требуемых (4,5 кв . м. против 16-25 кв м на одного учащегося)

Общепризнано, что школьная среда - мощный социальный и здоро-вьесберегающий фактор Психолого-физиологические, санитарно-гигиенические, эстетические, художественные составляющие среды являются не только основой формирования мотивационно-потребностной сферы обучения школьника, но и культуры жизнедеятельности, использования знаний и современных коммуникаций, воспитания ответственности и патриотизма, социально-нравственного образа жизни

В области архитектурно-педагогического проектирования зданий образовательных учреждений необходимо определить типологию школьных зданий и отсутствующий до сих пор социальный норматив по площади; сформировать систему нормативных педагогических и архитектурно-строительных норм, определяющих функциональную структуру новых и модернизируемых зданий, составить планировочные

элементы (нормали) помещений с учетом включения специализированной учебной мебели, новых технических средств и современных систем учебного оборудования, которые должны быть увязаны в единую систему со средой

Проблема 6. Учитель. Формы и методы трансляции знаний видоизменяются с технологизацией системы образования В современных условиях изменяется роль учителя Все чаще проявляется тенденция замены учителя электронным тьютором, что не может не вызывать беспокойства Эта тенденция особенно сильна в настоящее время, поскольку подрастающее поколение «замкнуто» на электронный мир, ориентируется в нем гораздо лучше учителей, однако выбрать для себя нужную информацию, чтобы понять ее смысл и ценность, превратить ее в субъектное знание, неспособно

Увлеченность учителей техническими возможностями электронных средств, особенно мультмедиатехнологиями, нередко без учета их дидактических особенностей и при сильном эмоциональном воздействии на обучающихся - достаточно устойчивая тенденция современного образования, как правило, не приводит к положительному результату в обучении Педагоги - предметники слабо владеют дидактическим инструментарием, методикой его встраивания в процесс обучения, незнакомы с фондом выпускаемой продукции, испытывают затруднения с выбором средств учебного назначения для предметных кабинетов

Педагогические вузы по-прежнему нацелены на подготовку педагога - предметника, специалиста узкого профиля, а не на Учителя - просветителя, учителя нового стиля - наставника, обладающего широким спектром гуманитарных и новейших научно-технических знаний, методиками их использования, информационной и воспитательной культурой, способностью к самосовершенству, личностному восхождению по ступеням педагогического мастерства

Современные тенденции развития образования показывают возрастающую роль когнитивных наук, исследующих процессы познания в меж- и трансдисциплинарном полилоге, формирующем системное коммуникативное мышление и понимание его природы Конвергенция фундаментального знания, наук и технологий в виде так называемых НБИКС - технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных и социально гуманитарных технологий), открывающих возможности изучения поведенческих, речевых, психологических и других особенностей, указывает на необходимость организации не только междисциплинарной профессиональной подготовки педагогических кадров, но и в целом междисциплинарного конвергентного образования, начала которого должны «закладываться в школе, развиваться на этапе бакалавриата, закрепляться в магистратуре» [6: 20].

Проблема 7. Медиаобразование. Сегодня эта проблема по существу исключена из образовательной школьной практики и, несмотря на ранее созданный научный задел, исследуется лишь в инициативном порядке Между тем, медиаобразование дает не только ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их речи, памяти, мышления, творческих и коммуникативных способностей, но, самое главное, оно помогает научить ориентироваться в потоках информации и противостоять пагубным воздействиям экрана (СМИ) По мнению лауреата Нобелевской премии П . Л . Капицы «средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения» Проблема медиаобразова-ния несомненно должна быть введена в образовательный стандарт

Проблема взаимодействия науки, школы и производства становится все более острой в отсутствии современных форматов требований к проектированию, конструированию, изготовлению средств учебного назначения, созданию и использованию на их основе систем учебного оборудования и современной инфраструктуры новой школы В основу системы нормативно-методических документов положены принципы формирования материально-технического обеспечения образовательных программ ФГОС, которые учитывают различные факторы: разноуровневость образования и его вариативность, преемственность обучения, тип и вид образовательного учреждения, общие и локальные (региональные) цели обучения, особенности компонентного состава материально-технического обеспечения, специфику психолого-педагогических и инструментально-деятельностных подходов, влияющих на информационно-технологические особенности среды и, в целом, инфраструктуру школы

Формируемые нормативно-методические документы согласно существующей классификации в системе стандартизации могут быть причислены по виду к основополагающим стандартам организационно-методического характера Они призваны отражать междисциплинарные тенденции предметных концепций нового содержания образования и его интерактивного инструментально-деятельностного воплощения в практике обучения . Эти документы регламентируют:

• необходимость и достаточность средств учебного назначения при соблюдении должной вариативности, обеспечивающую реализацию блочно-модульного подхода;

• полифункциональность (универсальность), направленную на целесообразное расширение функциональных возможностей учебно-материальной базы в целом и ее компонентов;

• комплексность и комплементарность (дополнительность);

• вариативную дифференциацию и преемственность, учитывающие возрастные особенности обучающихся, национально-региональные особенности образовательного процесса;

• функциональную взаимозаменяемость, позволяющую использовать различные виды средств в качестве инструментов, адекватных избранным методическим приемами и технологиям

Стратегия развития научно-технического развития Российской Федерации до 2035 года, утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, подчеркивает необходимость специальной научно-технической программы по созданию перспективной модели материально-технического и научно-методического обеспечения школы нового поколения Программа должна быть понятна всем уровням пользователей, особенно педагогам, которые сегодня практически отстранены от выбора учебного оборудования и оснащения школ Структура документа, его терминология, классификация средств обучения должна соответствовать понятийно-терминологическому аппарату, принятому в дидактике и предметных методиках, обеспечивать «узнавание» отдельных средств обучения, их функций при приобретении и для использования в учебно-воспитательном процессе .

Такая программа должна предусматривать одновременно организацию высокотехнологичного комплекса учебной индустрии, формирование цивилизованного рынка продукции учебного назначения и услуг, обеспечивающих высококачественным оборудованием все сферы жизнедеятельности системы непрерывного образования с учетом общенациональных, социально-экономических, историко-культурных приоритетов России

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, п . 24-27-2012.

2 . Материалы заседания Госсовета по вопросам общего образования . Перечень поручений президента РФ Путина В . В . по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23. 12. 2015 (URL: kremlin.ru 20. 02.2017).

3 . Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человеко-ориентирован-ное проектирование техники, программных средств и среды . М . : Логос, 2001. 356 с.

4 . Назарова Т. С. Стандарт учебно-материальной базы школы в условиях реализации ФГОС . // Стандарты и мониторинг образования . 2014. № 5. С. 3-12.

5. Князева Е. Н. Пробуждающее образование . // Синергетическая парадигма . Синергетика образования . М . : Прогресс - Традиция, 2007. С . 369387.

6 . Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011 . № 1-2. С. 13-24.

creation of normative-methodical system of logistics major gef education programs: problems and prospects

T. S. Nazarova

Based on the analysis of the current state of logistics major GEF educational programs showing the problems and prospects of development of system of normative-methodical documentation, regulatory standards and functional requirements for the composition of the training material base of educational institution for the implementation of the GEF.

Key words: regulatory and methodical system, educational GEF program, logistics, training equipment, school infrastructure, technologization environment, standard educational and material base, instrumental didactics, convergent education.

Сведения об авторе

Назарова Татьяна Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий центром средств обучения ФГБНУ «Институт развития стратегии образования РАО». E-mail: nazarova06@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.