Научная статья на тему 'Создание научно-педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности»'

Создание научно-педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / КЛАСТЕР / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / SCIENTIFIC SCHOOL / CLUSTER / CULTURE OF LIFE SAFETY / INTEGRATION PROCESSES / MODERNIZATION / RESEARCH / EDUCATIONAL PROGRAMS / PERSPECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшов Владимир Дмитриевич, Репин Юрий Викторович

Производится анализ организации научной школы на факультете «Безопасности жизнедеятельности», обосновывается актуальность направлений исследований, выделяются количественные и качественные показатели работы научной школы, определяются концептуальные основы, цели, задачи деятельности научной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшов Владимир Дмитриевич, Репин Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PEDAGOGICAL SCHOOL OF “EDUCATIONAL CLUSTER OF FORMATION OF THE CULTURE OF LIFE SAFETY”1

The article analyzes the foundation of a scientific school at the Faculty of Life Safety, sets out grounds and importance of fields of research, specifies quantitative and qualitative parameters of the scientific school activity, defines the conceptual basis, goals and aims of such activity.

Текст научной работы на тему «Создание научно-педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности»»

УДК 378.6:37+37.026.1 ББК 74.489.4

ГСНТИ 14.01.21

Код ВАК 13.00.01

Ширшов Владимир Дмитриевич,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; действительный член Международной академии наук экологии и безопасности, почетный работник высшего профессионального образования РФ; 620076, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 139, к. 10; e-mail: [email protected]

Репин Юрий Викторович,

кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; Действительный член Международной академии наук экологии и безопасности; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

Ключевые слова: научная школа; кластер; культура безопасности; интеграционные процессы; модернизация; исследования; образовательные программы; перспективы.

Аннотация. Производится анализ организации научной школы на факультете «Безопасности жизнедеятельности», обосновывается актуальность направлений исследований, выделяются количественные и качественные показатели работы научной школы, определяются концептуальные основы, цели, задачи деятельности научной школы.

Shirshov Vladimir Dmitrievich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Life Safety, Full Member of the International Academy of Ecology and Life Protection Sciences, Honorary Staff Member of Higher Professional Education of the Russian Federation, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Repnin Yuri Victorovich,

Candidate of Pedagogy, Professor, Head of Faculty of Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

FORMATION OF THE PEDAGOGICAL SCHOOL OF “EDUCATIONAL CLUSTER OF FORMATION OF THE CULTURE OF LIFE SAFETY”

KEY WORDS: scientific school; cluster; culture of life safety; integration processes; modernization; research; educational programs; perspectives.

ABSTRACT. The article analyzes the foundation of a scientific school at the Faculty of Life Safety, sets out grounds and importance of fields of research, specifies quantitative and qualitative parameters of the scientific school activity, defines the conceptual basis, goals and aims of such activity.

В

настоящее время российское образование нуждается в коррекции подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, основанной на идеях глобализации проблематики, на формировании личности безопасного типа, на модернизации науки и современных педагогических технологий (2, с. 216-220).

В основе модернизации образования должна лежать идея сочетания традиционных и инновационных методов и форм преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» на самых разнообразных образовательных уровнях и в разных образовательных учреждениях, которая, на наш взгляд, может быть реализована путем кластерного подхода.

Кластер (англ. с1аз1ег - скопление) -объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

Профессор Гарвардского университета Майкл Портер считает, что кластеры представляют собой системы взаимосвязей

форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей (8).

Характерной особенностью новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является то, что они определяют только основные ориентиры, контуры содержания образования, формируют требования к тому, чем должен овладеть учащийся в результате образования, а не задают необходимые навыки и умения деятельности по учебному предмету. Это дает свободу учителям и разработчикам учебных программ в использовании методических подходов в преподавании. Однако в программах должна найти отражение система знаний и конкретных навыков и умений учащихся в обеспечении личной и общественной безопасности. Эти проблемы должна решать научная школа.

Целями образовательного кластера являются:

- построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов сферы безопасности на основе интеграции

© Ширшов В. Д., Репин Ю. В., 2014

опыта преподавателей высших учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, колледжей, гимназий и средних профессиональных учреждений;

- обеспечение качества, сокращение сроков подготовки и закрепление выпускников в образовательных учреждениях;

- стимулирование совместных социально ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области безопасности;

- создание гибкой системы повышения квалификации специалистов сферы безопасности с учетом прогнозируемых рисков.

Образовательный кластер предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся на разных уровнях образования следует понимать как взаимодействие различных типов образовательных учреждений с силовыми структурами (МВД, МЧС, ФСБ, Вооруженные силы России), с учреждениями, которые специализируются в сфере безопасности государства, общества и гражданина (Уральский юридический институт Министерства внутренних дел РФ, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России); с научно-исследовательскими организациями (УрО РАН), с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и образовательными организациями (общего образования в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и профессиональном образовании: среднем профессиональном, высшем образовании - бакалавриат, специали-тет и магистратура, а также на всех уровнях и направлениях дополнительного образования), с лицеями Полиции МВД и МЧС города Екатеринбурга и области, с организациями рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, торговые); с некоммерческими и общественными организациями (Международная академия наук экологии и безопасности), объединениями предпринимателей, с организациями инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, центры информационных технологий и т. д.). Как правило, в них привлечены педагоги, психологи, конфликтологи, юристы, священнослужители, а также медицинские работники различных направлений.

Понятие «научная школа» утвердилось в отечественной философии как способ и форма организации корпоративной научной деятельности, реализующей единство процессов научного познания и передачи научного знания (13, с. 269).

Конституирующей основой научной школы безопасности жизнедеятельности

является научная идея безопасности и разработанная на её основе исследовательская программа. Эта программа и теоретикометодологические основы образуют новую парадигму научной школы и определяют стиль научного мышления всех участников. Парадигма выступает основанием выбора проблем исследований и образцом для их решения.

Научная школа безопасности жизнедеятельности - особая форма кооперации образовательного и научного труда, исследовательского, творческого коллектива. Участники научной школы изучают сходные научные проблемы и включаются в формальную и неформальную систему коммуникации.

Целями научной школы являются:

- построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов сферы безопасности на основе интеграции опыта преподавателей высших учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, колледжей, гимназий и средних профессиональных учреждений;

- обеспечение качества, сокращение сроков подготовки и закрепление выпускников в образовательных учреждениях;

- стимулирование совместных социально ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области безопасности;

- создание гибкой системы повышения квалификации специалистов сферы безопасности с учетом прогнозируемых рисков.

Задачи исследовательской деятельности научной школы:

- научно-исследовательская работа преподавателей вузов, учителей безопасности жизнедеятельности;

- научно-исследовательская работа студентов, аспирантов и магистров;

- научно-исследовательская работа специалистов по безопасности жизнедеятельности в различных организациях;

- организация публикаций по проблемам безопасности жизнедеятельности;

- обобщение передового опыта образования в сфере безопасности.

Образовательный кластер формирования культуры безопасности жизнедеятельности может осуществляться в следующих направлениях:

1) ориентация на общественногосударственный заказ обеспечения безопасности государства, общества и каждого гражданина;

2) научно-теоретическая ориентация на развитие педагогических основ безопасности жизнедеятельности;

3) научно-методическая ориентация на формирование безопасной образовательной

среды, навыков и умений безопасного поведения учащихся и населения, на формирование личности безопасного типа;

4) исследования в научной школе должны сочетать фундаментальные и прикладные исследования;

5) приоритетным направлением в деятельности научной школы является прак-тико-ориентированное образование;

6) проведение Уральским государственным педагогическим университетом научных исследований за счет грантов и иных источников финансирования;

7) привлечение к научным исследованиям работников других научных и образовательных организаций для участия в образовательной и научной деятельности по направлениям безопасности жизнедеятельности;

8) проведение вузом, образовательными и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

9) реализация научными организациями образовательных программ в сфере безопасности;

10) создание на базе УрГПУ научных кафедр на факультетах, в институтах и других организациях, осуществляющих образовательный процесс в порядке, установленном Правительством Российской федерации;

11) создание научных организаций на базе УрГПУ - лабораторий, школ, осуществляющих научную и (или) научнотехническую деятельность.

Научная школа по безопасности жизнедеятельности выполняет следующие функции:

- проведение научных исследований в сфере безопасности, забота о научной смене, подготовка магистерских, кандидатских и докторских диссертаций;

- обеспечение преемственности научных знаний и создания оптимальных условий для их развития;

- выполнение духовно-нравственной функции, ориентация участников на стремление к поиску истины, принесение пользы обществу, удовлетворенность занятиями научной деятельностью; эта функция играет роль организации неформального научного общения участников для формирования личностных качеств, ценностных ориентация и стиля мышления, кроме того, духовнонравственная функция позволяет представителям старшего поколения обучать начинающих исследователей и воспитывать у них научно-этическую культуру (9, с. 78);

- выполнение презентационной функции для сообщения идей во внешнем сооб-

ществе, для обоснования продуктивности исследований, для проведения научных дискуссий;

- самовоспроизводимость, то есть рекрутирование новых членов школы, получение новых научных результатов при сочетании устоявшихся традиций и инноваций в сфере безопасности;

- тиражирование своих научных работ в различных научно-практических, популярных журналах, сборниках и на научнопрактических конференциях разного уровня.

Темой исследований на факультете безопасности жизнедеятельности является «Образовательный кластер формирования культуры безопасности населения Российской Федерации». Под сферой формирования культуры безопасности следует понимать систему общего образования в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и профессиональном образовании: среднем профессиональном, высшем образовании - бакалавриат, специалитет и магистратура, а также на всех уровнях и направлениях дополнительного образования. К субъектам сферы безопасности относятся педагоги всех уровней образования, учащиеся и все население Российской Федерации.

Показателями эффективности научной школы факультета безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета являются следующие параметры.

1. В работе научной школы в настоящее время участвуют два доктора наук, семь кандидатов наук, девять преподавателей предмета «Основ безопасности жизнедеятельности».

2. Проведены научно-практические конференции по направлениям исследований (2006-2012 гг.): «Культура безопасности: проблемы и перспективы», «Актуальные проблемы обеспечения безопасности», «20 лет ОБЖ: вчера, сегодня, завтра».

Как правило, конференции проводятся на международном, всероссийском, региональном и вузовском уровнях. В них могут принимать участие вузы страны, общеобразовательные и профессиональные школы, учреждения, отвечающие за безопасность государства, общества и граждан. Все конференции проводятся по важнейшим проблемам безопасности в современном неустойчивом мире.

Регулярно проводятся методологические и методические семинары, направленные на углубление понятий, содержания и практическую реализацию проблем безопасности жиз-

недеятельности в образовательных организациях.

В рамках научной школы осуществляется подготовка и защита магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Под научным руководством доктора педагогических наук, профессора В. Д. Ширшова защищено 14 кандидатских диссертаций. Под руководством кандидата педагогических наук, профессора Ю. В. Репина защищено 4 кандидатских диссертаций. На факультете безопасности жизнедеятельности в 2013 году защищено 10 магистерских диссертаций.

За последние пять лет участниками научной школы опубликовано пять монографий, семь учебно-методических пособий, 110 статей (в том числе семь - в научных журналах реестра ВАК), в материалах международных, региональных и вузовских научно-практических конференций и в научных сборниках.

Среди наиболее значимых публикаций:

Забара Л. И., Гафнер В. В., Петров С. В. Опасности социального характера и защита от них : учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2012.

Костоусов Н. С., Абзалов А. Ф., Бибикова Н., Вольхин Е. Г., Зубарев И. А., Михайловский П. В., Юдин И. А. Свердловская область: управление и региональная экономика, образование и безопасность жизнедеятельности : моногр. Екатеринбург :

ЕВАКУ (ВИ), 2011.

Ширшов В. Д. Взрывобезопасность как необходимый образовательный курс в современных условиях террористической угрозы // Формирование единого образовательного пространства культуры безопасности в России : моногр. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2009.

Гафнер В. В. Педагогика безопасности: особенности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности в онтогенезе // Известия Российской академии образования. 2012. № 2 (22). С. 1560-1564.

Ширшов В. Д., Симанович В. К. Формирование культуры взрывобезопасности // Совершенствование системы образования как фактор национальной безопасности. Известия РАО. № 2. 2012. С. 432-448.

Ширшов В. Д., Ширшов С. В. Культура безопасности в социальной сфере // Вест-

ник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. №1. С. 45-48.

Ширшов В. Д., Багрецов Д. Н., Ширшов С. В. Основы сабриентологии в подготовке специалистов сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. №3(82). 2011. С. 127-128.

Костоусов Н. С., Зубарев И. А. Основы безопасности жизнедеятельности ; учебное пособие. Екатеринбург : ЕВАКУ, 2011.

Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011.

Очень важным аспектом формирования научной школы является развитие координационных связей с другими учреждениями и организациями, такими как Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, УрО РАО, вузы Российской Федерации и города Екатеринбурга, лицеи Полиции и МЧС города Екатеринбурга и области.

Участники научной школы опубликовали свои научные статьи в материалах международных научно-практичес-

ких конференций (Украина, Беларусь, Германия).

В рамках научной школы проведен анализ диссертационных исследований по культуре безопасности и определены перспективные направления будущих исследований:

- воспитание культуры безопасности педагога;

- воспитание культуры безопасности в системе непрерывного образования;

- профилактика травматизма в образовательном учреждении;

- взаимодействие учителей и родителей в воспитании культуры безопасности учащихся;

- воспитание культы безопасности на основе национальных традиций;

- культура безопасности как фактор социализации личности учащихся;

- формирование психологической готовности учащихся к действиям в чрезвычайной ситуации и т. д. (2, ^ 192-193).

Таким образом, вопрос создания и функционирования на факультете безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета научной школы - это актуальная проблема в стратегическом развитии сферы безопасности Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафнер В. В. Информационная безопасность : учебное пособие в 2 ч. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2009.

2. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2013.

3. Гафнер В. В. Реализация системного подхода к классификации социальных опасностей // Безпека життєдіяльності людини - освіта, наука, практика : збірник наукових праць XI міжнародна науково-практичної конференції. Донецьк : Лавис, 2012. С. 56-58.

4. Гафнер В. В. Формирование и сохранение здоровья в педагогике безопасности // Инновационные технологии в образовании : мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 15-17 сентября 2011. Ялта: РИО КГУ, 2011. С. 34-36.

5. Гафнер В. В. Формирование культуры безопасности в российских диссертационных исследованиях (педагогические науки) // Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации : мат-лы науч.-практ. конф. Симферополь, 2012. С. 48-55.

6. Гафнер В. В., Репин Ю. В. Программа государственного экзамена «Педагогические основы безопасности жизнедеятельности» по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» : учебно-методич. издание. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010.

7. Дуранов М. Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). Челябинск : ЧГФКИ, 2006.

8. Зайко Е. М. Вектор образования (Информационное агентство). Челябинск, 2012.

9. Ширшов В. Д. Аксиология духовно-нравственного воспитания // Духовно-нравственные ценности рабочей молодежи : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 20-21 ноября 2012. Первоуральск, 2012.

10. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание. Екатеринбург : УрГПУ, 20ll.

11. Ширшов В. Д. Проблемы толерантности в культуре безопасности // Экологическая безопасность

промышленных регионов : мат-лы II Уральского междунар. экологич. Конгресса, l7-20 мая

20ll г. Екатеринбург, Пермь, 20ll.

12. Ширшов В. Д. Развитие здоровья - важнейшее направление в воспитании курсантов // Проблемы подготовки квалифицированных спортсменов в условиях вуза : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 22 ноября 2012 г. Екатеринбург : Урал. юрид. ин-т МВД России, 2012.

13. Ширшов В. Д. Формирование корпоративной культуры российского офицера // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований : сб. науч. ст. М. : МГУП, 20l0.

14. Ширшов В. Д. Школьный музей как средство патриотического воспитания // Актуальные вопросы воспитания молодежи в Уральском федеральном округе : мат-лы IV Всерос. соц.-пед. чтений им. Б. И. Лившица. Екатеринбург, 20l2.

15. Ширшов В. Д. Образовательный кластер культуры взрывобезопасности. // Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Самара : Самарский гос. экон. ун-т 20l2.

16. Ширшов В. Д., Бочкарев А. В., Ширшов С. В. Корпоративное образование в военном училище. Екатеринбург : ЕВАКУ, 20l0.

17. Ширшов В. Д., Рабовская О. С. Правовая андрогогика // Дополнительное образование взрослых: перспективы развития и инновации : мат-лы Респ. науч.-практ. конф. Витебск : Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2012. С. 206-209.

18. Ширшов В. Д., Симанович В. К. Культура взрывобезопасности. Концепция и технологии обучения. Saarbrukcken, Germany : LAP LAMBERT Academik Publishing, 20l2.

19. Ширшов В. Д., Тагильцева Н. Г. и др. Генезис эстетики воинского ритуала // Музыкальное и художественное образование и эстетическое воспитание детей и молодежи. Екатеринбург : УрГПУ, 20ll. С. 206-2l2.

20. Ширшов В. Д., Ширшов С. В. Экологический кластер Российского образования // Экология и развитие общества : мат-лы 16-ой Междунар. конф. СПб., 2012. С. 213-218.

21. Ширшов В. Д., Ширшов С. В. Педагогическая сабриенология // Педагогіка та психологія : збірник наукових праць. Харків, 2011. Вип.40. Ч. 3. С. 140-146.

Статью рекомендует канд. филос. наук, проф. Л. И. Забара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.