Научная статья на тему 'Создание Национально-революционной армии гоминьдана и советские военные советники'

Создание Национально-революционной армии гоминьдана и советские военные советники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
669
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курохтин Станислав Викторович

This article deals with creation and reform NRA of Kuomintang with the help of the Soviet military advisers and instructors in 1920th years. It also gives analysis of political and military situation in province of Kwangtung.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of National Revolutionary Army of Kuomintang and the Soviet military advisers

This article deals with creation and reform NRA of Kuomintang with the help of the Soviet military advisers and instructors in 1920th years. It also gives analysis of political and military situation in province of Kwangtung.

Текст научной работы на тему «Создание Национально-революционной армии гоминьдана и советские военные советники»

герях и насилия над гражданским населением - один шаг, который и был успешно сделан, причем армиями обеих противоборствующих сторон. Преступления такого рода столь сильно взволновали общественное мнение, что оно стало усиленно требовать наказания этих злодеяний. Под таким воздействием лидеры стран Антанты были вынуждены поднять эту проблему на уровень правительств, а после победы над Германией сделать ее предметом международных переговоров и мирного урегулирования.

1. Мировые войны XX века: в 4 кн. / отв. ред. Г.Д. Шкунднн. М., 2002. Кн. 1. Первая мировая война: Исторический очерк. С. 506.

2. De Baer M. // Bulletin of International News (Royal Institute of International Affairs). V. XXII. № 3. (Feb. 1945). P. 96.

3. Курляндский В.И. // Труды Военно-юридической академии. М., 1950. Вып. 11. С. 165.

4. The Times. 1915. March 9, 11.

5. Willis J.F. Prologue to Nuremberg: The Politics and Diplomacy of Punishing War Criminals of the First World War. Westport, 1982. P. 31.

6. Papers Relating to the Foreign relations of the United States: The Lansing Papers. 1914-1920. V. 1. Washington, 1939. P. 503-504, 527-529.

7. Романов B.B. В поисках нового миропорядка: внешнеполитическая мысль США (19131921 гг.). М.; Тамбов, 2005. С. 84-87.

8. Horne J., Kramer A. German Atrocities 1914: A History of Denial. New Haven-L., 2001. P. 331.

9. The New York Times. 1918. Oct. 14.

10. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1918. Supplement 1. The World War. V. 1. Washington, 1933. P. 358-359.

11. The New York Times. 1918. Oct. 5.

12. The Times. 1918. Oct. 14.

13. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. М., 1957. Т. 1. С. 91-92.

14. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1919. Paris Peace Conference. (Далее FRUS. PPC). V. I. Washington. 1942. P. 341.

15. Hankey M. The Supreme Control at the Paris Peace Conference 1919. A Commentary. L., 1963. P. 13.

16. FRUS. PPC. V. II. Washington, 1942. P. 76-85.

17. FRUS. PPC. V. III. Washington, 1943. P. 536.

Поступила в редакцию 9.09.2006 г. Принята к печати 25.10.2006 г.

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ ГОМИНЬДАНА И СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ СОВЕТНИКИ

С.В. Курохтин

Kurokhtin S.V. Creation of National Revolutionary Army of Kuomintang and the Soviet military advisers. This article deals with creation and reform NRA of Kuomintang with the help of the Soviet military advisers and instructors in 1920th years. It also gives analysis of political and military situation in province of Kwangtung.

Различные аспекты помощи СССР Кантонскому правительству Сунь Ятсена нашли достаточно полное отражение в отечественной историографии. Казалось бы, основательно и всесторонне исследована и деятельность советских советников в стране. Однако в связи с тем, что акцент в изучении китайской революции традиционно смещался на период Северного похода, начальный этап работы советнической группы (1923 - начало 1926 г.) остается несколько в тени. Значительное расширение в последние годы источниковой базы позволяет восполнить этот пробел.

В рассматриваемый период в Китае роль вооруженных сил во внутриполитических делах была чрезвычайно велика. Политический вес той или иной партии или группировки напрямую зависел от боеспособности ее войск. В сущности, к моменту приезда советников в Китай у гоминьдана не было собственной армии. Сунь Ятсену как генералиссимусу формально подчинялось немалое количество наемных армий, каждая из которых имела свою собственную организацию и структуру. Однако генералы, находившиеся на территории Гуандуна, в материальном отношении были совершенно независимы от

правительства, поскольку каждая группа войск имела собственные источники доходов.

Вследствие такого положения вещей приказы главного командования выполнялись только в том случае, если совпадали с интересами и желаниями командующих армиями. Кантонское правительство, в силу своей военной слабости, было вынуждено предварительно согласовывать свои решения с волей и интересами отдельных генералов.

Таким образом, в условиях постоянной военной угрозы со стороны северных милитаристов и ненадежности местных военных клик Сунь Ятсену было необходимо создание надежной партийной армии.

Перед советскими советниками на начальном этапе стояли задачи объединения провинции Гуандун и реорганизации хотя бы части войск, формально находившихся в подчинении Кантона. По мнению главного военного советника В. К. Блюхера, изъятие доходов милитаристов в пользу правительства являлось единственной мерой, обеспечивающей осуществление реальной власти партии и подчинение ей армии [1]. В связи с этим задачи объединения провинции и введения эффективного контроля над союзными Кантону войсками были связаны с ликвидацией практики сбора налогов отдельными милитаристами с подчиненных им территорий.

Сунь Ятсен, стремясь усилить свое влияние в Гуандуне, использовал временные союзы с одними милитаристами против других. Такого рода усилия, естественно, были недостаточны для того, чтобы провести столь радикальную меру как лишение милитаристов финансовой базы их самостоятельности, а именно права сбора налогов. Кантонское правительство не могло сделать это до тех пор, пока не имело возможности опереться на верные ему войска. Поэтому создание партийной армии, даже несмотря на ее малочисленность на первых порах, следует считать важным достижением - наличие этой силы делало эффективной тактику лавирования гоминьдановского правительства между разными милитаристами и, в конечном счете, вело в перспективе к усилению контроля гоминьдана над союзными войсками.

Одним из первых шагов на пути формирования партийной армии стало создание военной школы Вампу. На ее базе предполагалось формирование новых частей, постро-

енных на регулярных началах. Перед школой ставилась задача обеспечить армию командным составом, который в дальнейшем, попадая в войска различных генералов, помог бы эти войска «реформировать снизу» [2].

Именно части Вампу сыграли решающую роль в последующих победах Кантонского правительства и послужили основой для создания Национально-революционной армии (НРА) гоминьдана. Отметим также, что как организация школы, так и постановка обучения в ней проводились под непосредственным руководством советских специалистов.

С самого открытия школы основная организационная и учебная работа проводилась инструкторами В.Е. Поляком,

А.И. Черепановым и Н.И. Терешатовым. Система обучения курсантов и учебные программы разрабатывались совместно русскими и китайскими преподавателями с учетом советского боевого опыта первой мировой войны и гражданской войны. Прибытие в Гуандун в октябре 1924 г. большой группы советников во главе с В. К. Блюхером -Т.А. Бессчастнова, Г.И. Гилева, М.Я. Гмиры, И.Я. Зенека (Зембровского), Ф.Г. Мацейлика, И.Н. Зильберта, Я. Полло, В.П. Рогачева, П.К. Мамаева, Е.А. Яковлева и др. - во многом облегчило организацию учебного процесса в школе. Параллельно с ростом школы увеличивалась численность так называемых «партийных войск» - от одного полка до дивизии. Это дало возможность Сунь Ятсену обрести реальную силу, позволявшую наводить порядок в Кантоне и Гуандуне и консолидировать оборону провинции [3].

Школа Вампу сыграла выдающуюся роль в строительстве новой армии. Она была создана в соответствие с решением I конгресса гоминьдана при непосредственной помощи Советского Союза, который выделил на эти цели 900 тыс. руб., а также вооружение и боеприпасы [4].

Следует отметить, что, помимо Вампу, советские специалисты работали в юньнань-ской, гуансийской и хунаньской военных школах. Из докладов советников следует, что именно через военные школы, руководимые из одного учебного центра (инспекция военно-учебных заведений), инструкторы рассчитывали получить возможность влиять на подготовку всей армии [2, д. 8, л. 19].

После того как Кантонское правительство, получив в свое распоряжение пока небольшую, но верную и боеспособную партийную армию, укрепило свои позиции в провинции Гуандун, советские специалисты приступили к широкой реорганизации союзных армий. Перед советниками были поставлены следующие задачи: объединение и централизация финансового аппарата в руках партии и изъятие налогов и прочих статей дохода из рук отдельных генералов, введение единых организационных форм, установление постоянных штатов, централизация управления и снабжения армии.

Одним из главных вопросов, стоявших перед советскими специалистами, была централизация военного командования. Из докладов советников следует, что взаимоотношения генералов, возглавляющих свои армии, почти исчерпывались личностными отношениями - строгой систему субординации не существовало. Генералы не были подчинены друг другу и лишь формально подчинялись Сунь Ятсену, который носил титул генералиссимуса.

Для объединения руководства всеми армиями по инициативе В.К. Блюхера при Кантонском правительстве был создан Военный совет, на который возлагались задачи Главного командования. По мнению А.И. Карту-новой, этот орган сыграл положительную роль в реформировании и строительстве армии Кантонского правительства [5]. Из доклада начальника южно-китайской группы

Н.В. Куйбышева следует, что за короткий период своего существования Военный совет успел завоевать авторитет у старого командного состава армий. По его словам, иллюстрацией этому явлению может служить то, что генералы со всеми возникающими у них вопросами, иной раз и мелкими, которые могли бы быть разрешены ими самими или Главным штабом, обращались в Военный совет. В докладе также отмечается, что через Военный совет проходило утверждение всех оперативных планов военных кампаний. Совет также разрешал все принципиальные вопросы, связанные с реорганизацией и формированием армий, их снабжением и политической работой в них [2, д. 13, л. 25].

Первоначально Политбюро ЦИК гоминьдана включило в состав Военного совета Ван Цзинвэя, Сюй Чунчжи, Ляо Чжункая,

Ху Ханьминя, Тань Янькая, Чан Кайши, Чжу Пэйдэ, У Чаошу и В.К. Блюхера [5, с. 52]. После отъезда последнего в Военный совет в качестве постоянных членов вошли начальник Главного штаба В.П. Рогачев и старший советник Политического управления И.Я. Разгон (Ольгин) [2, д. 13, л. 26]. Таким образом, можно констатировать постоянное присутствие советских специалистов в Военном совете и их значимую роль в принятии ключевых решений этим органом.

Вторым по важности после централизации военного командования являлся вопрос реорганизации частей союзных Кантону армий. Для создания единой системы организации и снабжения Кантонскому правительству было необходимо установить твердую численность войск. Также требовалось придать союзным армиям единые организационные формы. Советскими специалистами были разработаны штатные расписания и примерная организационная структура армий. В ее основу положена система корпусов, состоящих из дивизий, полков и т. д. Однако на практике изменение численности и организации каждой армии требовало предварительной договоренности с ее генералом. Эти переговоры велись исключительно главным военным советником. При этом каждый командующий, каждая группа войск стремились выговорить себе и большую численность, и большую свободу внутренней организации [1, с. 455].

К середине 1925 г. вопрос о создании новой революционной армии в Гуандуне все еще стоял остро. По мнению

Р. А. Мировицкой, китайское командование в этот период по-прежнему держало курс не на создание Новой единой армии, а на реорганизацию старых частей [6]. Для реорганизации частей создается комиссия для каждого корпуса или дивизии в составе начальника Главного штаба, командира реорганизуемого корпуса или дивизии и состоящего при них русского советника.

Со стороны генералитета было получено формальное согласие на все мероприятия партии. Реально же немалая часть генералов была настроена против всяких нововведений в их частях. Разумеется, самым трудным для них было примириться с лишением права на самостоятельный сбор налогов с населения и с учреждением института политкомиссаров.

На этой почве в войсках возникает сильная оппозиция нововведениям правительства. Реакционные генералы получают поддержку в лице правого крыла гоминьдана и Гонконга [2, д. 13, л. 3].

В ненадежных войсковых частях с помощью советников была организована контрпропагандистская работа по их деморализации. Армии, открыто сопротивлявшиеся реорганизации, были разоружены и расформированы. Таким способом были ликвидированы сначала юньнаньская армия Ян Симиня и гуансийская Лю Чжэньхуаня, а затем -гуандунская армия Сюй Чунчжи. Остальные мелкие милитаристские группировки вынуждены были согласиться на подчинение командованию в лице Военного совета правительства и на переформирование [4, с. 66].

В результате рассмотренных преобразований удалось свести верные гоминьдану войска в корпуса, которые, однако, оставались весьма разнокалиберными по своей численности, организации и вооружению [2, д. 22, л. 12]. Однако централизация управления и снабжения уже являлись большим достижениями. Таким образом, к концу

1925 г. были полностью сформированы (точнее - большей частью переформированы из милитаристских войск) шесть основных корпусов Национально-революционной армии (НРА). Руководство реорганизованной армией осуществлял Военный совет правительства; исполнительным органом Военного совета был Главный штаб НРА.

По решению правительства было создано Центральное управление снабжения армии. Это управление получало от министерства финансов денежные средства и направляло их частям, а также занималось учетом вооружения, снаряжения и продовольствия. Таким образом, финансовая база НРА была строго централизована [7].

По настоянию советников происходил переход и к централизованной системе подготовки и комплектования офицерского корпуса НРА, поскольку ранее подбор офицеров определялся личными пристрастиями командиров частей, что снижало качество кадрового состава армий [7, с. 25].

Из доклада советника В.Н. Панюкова (Коми) следует, что после определенной работы советских специалистов корпуса в целом организационно окрепли и уложились в

штатные и бюджетные нормы. В них была налажена штабная работа [2, д. 29, л. 178].

В отчетах советников отмечалось также, что положение русских инструкторов в корпусах было прочным, а отношения с командирами - как правило, хорошими [2, д. 29, л. 42]. Однако в некоторых случаях хорошее отношение к советским специалистам со стороны офицеров объяснялось тем, что они надеялись продемонстрировать тем самым свою лояльность правительству и «получить что-нибудь от русских для своей части» [2, д. 29, л. 164]. Отмечалось также, что в отношении проведения мероприятий, разработанных советниками, командующие вначале обычно бывали осторожны, однако постепенно ситуация изменилась к лучшему - удалось достичь определенного уровня взаимопонимания и доверия между командным составом частей и советскими специалистами. Тем не менее, как отмечают инструкторы, не всегда и не все их советы проводились в жизнь целиком [2, д. 29, л. 249].

Процесс реорганизации вооруженных сил Кантонского правительства к началу

1926 г. был еще далек от завершения, хотя формально НРА считалась единой. Сепаратизм в корпусах, сформированных из бывших союзных армий, не был окончательно изжит. Хотя провинциальные названия войск были упразднены, традиции землячества сохранялись среди офицеров и солдат. Офицеры хуньнаньцы тяготели ко 2-му хунаньскому корпусу, юньнаньцы - к 3-му, а гуандун-цы - к 4-му. Комплектование армии командным составом проводилось беспорядочно. Некоторые командиры были не пригодны к исполнению своих обязанностей или неблагонадежны, как, например, командир 5-го корпуса Ли Фулинь. Однако, как полагал военный советник А.В. Благодатов, правительство не могло их сместить из-за популярности в тех слоях населения, с настроением которых приходилось считаться [3, с. 150]. Как отмечает начальник южно-китайской группы

В.Н. Куйбышев, численный состав, политическая надежность и боевая подготовка корпусов были неодинаковы. По его мнению, 1-й, 2-й и 4-й корпуса стояли в этих отношениях значительно выше остальных [2, д. 22, л. 130].

Тем не менее, объединение вооруженных сил Гуандуна в относительно короткий срок, их частичная унификация, лишение финан-

совой самостоятельности отдельных армий, централизация высшего военного аппарата и системы снабжения войск, проведение политической пропаганды во всей армии - все это свидетельствовало об огромной работе, проделанной советскими военными специалистами. К началу 1926 г. южно-китайская группа включала 37 советников,

16 переводчиков и 14 человек технического персонала. Позднее, к апрелю 1926 г., число советников увеличено до 58 и технического персонала до 18 человек [6, с. 63].

В январе 1926 г. группа, которую в отсутствие В.К. Блюхера возглавлял Н.В. Куйбышев, разработала план дальнейшей реорганизации. Он включал следующие положения: 1) усиление политической работы в армии; 2) создание единой военной школы на базе Вампу (поскольку кроме последней существовали еще четыре более мелкие школы); 3) превращение Главного штаба в действенный единый орган по управлению армией и проведение более жесткого курса по отношению к самостийным генералам; 4) окончательная централизация снабжения армии. Предполагалось также провести конкретные мероприятия в области развития авиации, улучшения санитарного дела, доставки оружия и боеприпасов. По мнению Р.А. Мировицкой, этот план был реальным, но не для Китая середины 1920-х гг. [6, с. 63].

В целом деятельность советников и материальная помощь Советского Союза сыграли важную роль в национально-революционном движении Китая. Реорганизация вооруженных сил, переход к централизованной армии, лишение союзных Кантону войск права самостоятельного сбора налогов, успешные операции против мятежных генералов, введение политработы и создание политаппара-та в войсках проходили при активном участии русских инструкторов. Заметим, что некоторые советские специалисты временно занимали даже командные должности в НРА впредь до подыскания нужных кандидатур среди китайцев. Так, Д. Угер исполнял обязанности начальника авиации, П. П. Смирнов возглавлял Морское бюро, В. П. Рогачев был начальником Главного штаба.

Главные усилия советников на начальном этапе работы были направлены на укре-

пление обороны Кантона и строительство партийной армии. Советскими специалистами была проделана большая работа в военных школах и непосредственно в воинских частях. Школа Вампу, где влияние советников было особенно сильно, сыграла решающую роль в победах правительства Сунь Ят-сена. Вокруг нее сгруппировались лучшие и наиболее преданные гоминьдану войска. Именно на базе Вампу были сформированы партийные войска.

Благодаря деятельности советников гоминьдан усилил свой контроль над союзными армиями. Создание партийных войск сделало эффективной тактику лавирования Кантонского правительства между разными милитаристами и, в конечном счете, позволило провести широкую реорганизацию армии.

Советниками также была проделана огромная работа по централизации военного командования, установлению постоянных штатов и единых организационных форм воинских частей.

Все эти мероприятия заложили основу для создания Национально-революционной армии и успешного проведения Северного похода.

1. В.К. Блюхер в Китае, 1924-1925 гг. Новые документы главного военного советника. М., 2003. С. 436.

2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 627. Оп. 1. Д. 22. Л. 9.

3. Благодатов А. В. Записки о китайской революции 1925-1927 гг. М., 1979. С. 147-148.

4. Мамаева Н.Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927 гг.). М., 1991. С. 62.

5. Картунова А.И. Политика Москвы в национально-революционном движении в Китае: военный аспект (1923 - июль 1927 г.). М., 2001. С. 52.

6. Мировщкая Р.А. Советский Союз в стратегии гоминьдана (20-30-е годы). М., 1990. С. 62.

7. Сапожников Б.Г. Первая гражданская революционная война в Китае. 1924-1927 гг. М., 1954. С. 23.

Поступила в редакцию 20.09.2006 г. Принята к печати 30.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.