Научная статья на тему 'Создание модели активизации взаимодействия вузов и работодателей в области языковой подготовки магистрантов'

Создание модели активизации взаимодействия вузов и работодателей в области языковой подготовки магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ДИАДА "ВУЗ РАБОТОДАТЕЛЬ" / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / E-LEARNING / MASTER'S STUDENTS' TRAINING COURSE / "UNIVERSITY EMPLOYER" INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лычковская Людмила Евгеньевна, Покровская Елена Михайловна, Смирнова Олеся Анатольевна

Исследуются современные тенденции и технологии обучения иностранным языкам, а именно языковой подготовки выпускника магистерской программы. Подчёркивается важность эффективного использования в учебном процессе профессионально-коммуникативных умений преподавателя при реализации программы активизации взаимодействия вузов и работодателей. Рассматривается вопрос актуализации потенциала студента в контексте on-line обучения за счёт овладения специальными средствами усвоения заданных образцов. Важно помнить, что Интернет предоставляет уникальную возможность формирования способности к межкультурному взаимодействию и становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Сегодня востребованность выпускников в значительной степени зависит от системы языковой подготовки в магистратуре. В решении и достижении этой цели и заключается практическая значимость данного проекта. Неоспорима в этом процессе роль теоретико-методологической базы исследования, основанной на законах и принципах системного анализа. Исследуются существующие on-line платформы, как зарубежные, так и российские. проводится их анализ: плюсы и минусы, в результате делается вывод, что существующие сегодня образовательные платформы и системы управления обучением позволяют обучающимся создать персональную образовательную мобильную среду. В заключение авторы статьи выносят список главных функций и характеристик диады «вуз работодатель», а также предлагаются различные методы использования языковых средств, которые предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определённые особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, широкий кругозор и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лычковская Людмила Евгеньевна, Покровская Елена Михайловна, Смирнова Олеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation model of the «University - Employer interaction» in the field of master’s students’ foreign language proficiency

The research work is dedicated to the problem of gaining useful learning benefits from providing the «University Employer» interaction system in the field of foreign language training. What is important in this respect is to have a clear idea of what skills students will need to carry out the tasks set by the Master’s degree programs. The article presents some ideas for computer-based language learning activities, namely, using on-line training courses for master’s students. The attention is drawn to the importance of the methodological issues which relate both to the Internet and language teaching. It is vital to be sure that E-learning, a popular educational trend nowadays, could provide ways of following the trends of global information and communication space, checking tightly specified competences which the students are asked to demonstrate in practice. In fact, such approach presents the practical value of the project. The article gives valuable information about the existing on-line platforms both in Russia and abroad. Their advantages and disadvantages are specially noted. The data are given about the advantageous use of modern training on-line platform Moodle that challenges the students to trace their own progress and create the training independently. By way of conclusion the authors offer the list of chief functions and characteristics of the «University Employer» dyad and the training course structure revealing different methods providing interrelated formation and development of almost all the components of communication.

Текст научной работы на тему «Создание модели активизации взаимодействия вузов и работодателей в области языковой подготовки магистрантов»

УДК 378.147

Л.Е. Лычковская, Е.М. Покровская, О.А. Смирнова

Создание модели активизации взаимодействия вузов и работодателей в области языковой подготовки магистрантов

Исследуются современные тенденции и технологии обучения иностранным языкам, а именно языковой подготовки выпускника магистерской программы. Подчёркивается важность эффективного использования в учебном процессе профессионально-коммуникативных умений преподавателя при реализации программы активизации взаимодействия вузов и работодателей. Рассматривается вопрос актуализации потенциала студента в контексте on-line обучения за счёт овладения специальными средствами усвоения заданных образцов. Важно помнить, что Интернет предоставляет уникальную возможность формирования способности к межкультурному взаимодействию и становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Сегодня востребованность выпускников в значительной степени зависит от системы языковой подготовки в магистратуре. В решении и достижении этой цели и заключается практическая значимость данного проекта. Неоспорима в этом процессе роль теоретико-методологической базы исследования, основанной на законах и принципах системного анализа. Исследуются существующие on-line платформы, как зарубежные, так и российские. Проводится их анализ: плюсы и минусы, в результате делается вывод, что существующие сегодня образовательные платформы и системы управления обучением позволяют обучающимся создать персональную образовательную мобильную среду. В заключение авторы статьи выносят список главных функций и характеристик диады «вуз - работодатель», а также предлагаются различные методы использования языковых средств, которые предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определённые особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, широкий кругозор и т.д. Ключевые слова: онлайн-обучение, магистратура, диада «вуз - работодатель», взаимодействие. doi: 10.21293/1818-0442-2017-20-3-238-241

В последнее время в России активно обсуждаются вопросы интеграции науки, образования, производства и поиска новых форм сопряжения потенциалов данной триады. Научные знания и опыт, накопленные по проблеме и необходимые для понимания процессов развития взаимовыгодного сотрудничества, позволяют концептуализировать модель активизации системного взаимодействия «вуз - работодатель» в области языковой подготовки в рамках целевой магистратуры. Под целевой магистратурой понимается форма обучения, направленная на обеспечение инженерными кадрами компаний, работающих в сфере высокотехнологичных производств. В настоящее время реализуется сетевое взаимодействие кластеров образования и производства; вместе с тем наблюдается локальность ее функционирования, обусловленная, помимо прочих факторов, недостаточным обеспечением единой методологической и понятийной базой в сфере языковой подготовки кадров для наукоемких предприятий и высокотехнологичных отраслей промышленности. С целью успешного формирования инновационной инфраструктуры языковой подготовки следует выполнить комплекс научных и организационно-теоретических мероприятий, основным из которых является создание площадок разработки образовательного контента, координирующих работу диады «вуз -работодатель» [1]. Отметим, что обучение иностранному языку актуально для всех магистерских программ и востребовано работодателями профильного кластера региона и страны в целом. В настоящее время большинство наукоемких предприятий города и области, предприятий оборонно-промышленного комплекса акцентируют внимание на уро-

вень языковой подготовки выпускника магистерской программы при отборе кандидатов на вакантные места. Таким образом, востребованность выпускников зависит от системы языковой подготовки в магистратуре.

Теория и методы

Теоретико-методологической базой исследования явились законы и принципы системного анализа (целостности, комплексности, эмерджентности, системности, интегративности), теория управления, теория организации. В качестве основного инструмента исследования использовались методы системного и экспертного анализа. Мировая практика показывает, что E-learning сегодня - востребованный образовательный тренд, предоставляющий возможность следовать тенденциям глобального информационно-коммуникационного пространства, а именно: индивидуализировать обучение, дифференцировать задания в зависимости от уровней сложности и психолого-индивидуальных характеристик личности обучающегося, персонализировать среду обучения за счет выбора необходимой обучающемуся информации (отвечает на вопрос: «Зачем мне это надо?»).

На сегодняшний день существует несколько площадок создания образовательного контента: Coursera (www.coursera.org), EdX (www.edx.org), Uda-city (www.udacity.com), MIT OpenCourseWare (www.ocw.mit.edu), Academic Earth (www.aca-demicearth.org), Khan Academy (www.khan-academy.org), TED (www.ted.com) и др. Каждая из них объединяет многие ведущие университеты мира, которые разрабатывают курсы, предоставляют их для открытого доступа и ведут преподавательское сопровождение курсов [2].

К наиболее известным и проработанным российским онлайн-платформам можно отнести отечественные платформы (universarium.org, lektorium.tv, intuit.ru) и зарубежные платформы (coursera.org, edx.org, eduson.tv, khanacademy.org), отличающиеся объёмом образовательных материалов и предлагаемых услуг.

Для всех платформ характерно:

1. Наличие курсов по предметам, наиболее востребованным в настоящее время, а именно: электронике, менеджменту, экономике и финансам, информатике, иностранным языкам, компьютерному программированию.

2. В разработке образовательных онлайн-плат-форм задействованы ведущие университеты мира: Гарвадский, Бостонский, Лондонский, Йельский, Мичиганский, Беркли, а также ведущие бизнес-школы мира: INSEAD, HEC Paris, Wharton Graduate School of Business, London Business School.

3. Форма обучения образовательных онлайн-платформ идентичная, в основном это видеолекции с предложенными домашними заданиями и тестами.

По продолжительности курсов онлайн-платфор-мы отличаются друг от друга, к примеру, мини-курсы - от 5 мин до нескольких часов (www.eduson.tv) и от 4 до 15 недель (www.edx.org).

Несомненным достоинством курсов является то, что все они рассчитаны на международную аудиторию. Онлайн-платформа coursera.org предлагает курсы на 23 языках мира, платформа khanaca-demy.org - на 20; все курсы имеют широкий диапазон тематик.

К недостаткам зарубежных образовательных онлайн-платформ можно отнести следующие:

• количество курсов, доступных для бесплатного обучения, невелико;

• требуется обязательная регистрация;

• платные сертификаты по окончании курса или их отсутствие;

• доступ к курсам ограничен по времени (каждое домашнее задание или тест должны быть выполнены только в определённый период).

Что касается онлайн-платформ, разработанных в России, в основном по продолжительности курсов, форме обучения и предметам они схожи с зарубежными программами. Однако большинство предлагаемых курсов - бесплатные, имеется огромный видеоархив, проводятся специализированные курсы, которые ведут специалисты и разработчики академий Intel и Microsoft, а также отличный набор лекций по гуманитарным дисциплинам.

Опираясь на проведенный анализ [2-6], отметим, что существующие на сегодняшний день образовательные платформы и системы управления обучением предоставляют широкий спектр как зарубежных, так и отечественных инструментов, позволяющих настроить персональную образовательную мобильную среду.

Вместе с тем реализация идей и концепций в российской практике определяет ряд трудностей, а именно:

• отсутствует системное институциональное взаимодействие между образовательным и производственным кластерами; не разработан механизм взаимодействия кластерных систем;

• существует проблема развития образовательных технологий, привлекающих своей интерактивностью и возможностью валидации и верификации контента, в отличие от «кустарных» социальных сетей общего назначения, как Facebook или «ВКон-такте»;

• в недостаточной мере осуществляется системная работа в сфере развития образовательных технологий именно на базе университетов, что, в свою очередь, выступает гарантом качества образовательного продукта;

• не сформированы традиции рефлексивного сознания в области языковой подготовки.

Результаты и дискуссия

Исходя из обозначенных проблем, представим модель активизации взаимодействия вузов и работодателей в области языковой подготовки.

На рис. 1 представлены функциональные связи взаимодействия элементов модели активизации, где ведущее значение отводится языковой подготовке магистрантов посредством учебного онлайн-курса «EdConForLang» (Educational Course on Foreign Language) по дисциплине ИЯ (иностранный язык) для магистратуры на базе сетевых дуальных площадок вуза. Именно такой подход к пониманию языковой подготовки в рамках целевой магистратуры выполняет функции локального интегратора в области профессионального ИЯ совместно с индустриальными партерами вуза. Отметим также необходимость разработки новой методологии управления в контексте диады «вуз - работодатель» и методического обоснования, включающего технологии составления и использования специально отобранных по профильному предмету тренировочных и тестовых упражнений, требований к ЗУН (знания, умения, навыки), взаимоувязанных как со стороны вуза, так и со стороны работодателя.

Рис. 1. Модель активизации взаимодействия работодателей и вуза в области языковой подготовки

Рассмотрим имплементацию предложенной концептуальной модели на примере разработки образовательного проекта на базе ТУСУРа, специфика которого заключается в его трансдисциплинарности.

Новизной проекта является то, что в рамках предлагаемого учебного онлайн-курса по дисциплине ИЯ «EdConForLang» для магистратуры английский язык становится языком профильных предметов по запросам участников сетевых площадок, осуществляется совместная деятельность.

Сформулируем практическую значимость проекта, заключающуюся в смещении фокуса с изучения ИЯ ради языка на формирование личности через язык. В качестве методологических оснований авторы выделяют концепцию Л.С. Выготского и социально-конструктивистский подход. Л. С. Выготский [7] осмысливает среду как источник развития высших психических функций, а они, в свою очередь, отличаются опосредованностью, осознанностью, произвольностью и системностью. Предлагаемый проект актуализирует потенциал студента в контексте онлайн-обучения за счет овладения специальными средствами, усвоения заданных образцов и пр. Логика создания курса делает акцент на мышление, перестройку системы сознания на уровень обобщений, уровень синтеза и оценивания, чему способствует структура учебных модулей: обучающего (содержит основные (авторские) учебные и учебно-методические пособия по дисциплине «Иностранный язык»); тренировочного (представляет собой комплекс заданий для формирования, развития и совершенствования соответствующих компетенций) и контрольно-измерительного (задания для оценки уровня сформированности соответствующих компетенций на этапе текущего и промежуточного контроля).

Предлагаемый проект способствует развитию нового типа мышления за счет систематической работы в течение семестра (обусловленной балльно-рейтинговой системой); понедельного плана-графика работы, но самостоятельного планирования времени; самооценки знаний; заинтересованности студентов в использовании новых технологий. Таким образом, у обучающегося формируется личное мобильное образовательное пространство.

Несомненным преимуществом проекта выступает использование современной образовательной on-line платформы Moodle, что позволяет студенту создать собственную траекторию обучения, отслеживать свой прогресс и достижения при помощи автоматизированной системы фонда оценочных средств (ФОС) и контрольных измерительных материалов (КИМ) [8, 9].

В основу управления взаимодействием диады заложен принцип поддержания стабильной работы с постоянной адаптацией к меняющимся условиям (к актуальному состоянию окружающей среды), что обеспечивает необходимую точность, устойчивость и качество процесса управления.

Рассматривая механизм взаимодействия вуза с работодателем в качестве опорных элементов, в том числе в области языковой подготовки, определим функционал диады «вуз - работодатель» и выделим основные структурированные блоки, содержащие

набор минимально необходимых компонентов управления образовательной траекторией.

Основные функции диады «вуз - работодатель»:

• информативная (публикация материалов УМК);

• тренажерная (подготовка к контрольным мероприятиям);

• демонстрационная (объяснение материала в виде прикрепленных pdf-файлов, мультимедийная презентация изучаемого материала);

• коммуникационная (информирование студентов, консультации);

• креативная (самоактуализация, автономность и критичность мышления).

Структура курса

Организационный блок

- Аннотация курса.

- Карта курса + рабочая программа.

- Информация об авторе.

- Новости.

- Консультации (форум).

Справочно-организационный блок

- Глоссарий.

- Литература (по курсу или по модулю).

- Участники.

- Оценки.

- Материалы курса (для скачивания).

Учебные модули (модуль = раздел / тема)

- Календарный план-график модуля.

- Лекции, презентации, ссылки на учебные ресурсы и т.д.

- Указания по организации СРС (самостоятельная работа студентов) и практических занятий.

- Тесты для самоконтроля.

- Зачетный и экзаменационный тесты.

Наиболее часто используемая функция ЭОК -

тестирование. Для проверки и самопроверки разработаны онлайн-тесты, что позволяет студенту магистратуры самому проверить уровень освоения материала, а преподавателю осуществлять контроль.

Заключение

В заключение отметим:

- предложенные в работе блоки в качестве опорных элементов модели активизации взаимодействия «вуз - работодатель» в области языковой подготовки обеспечивают комплексное функционирования системы;

- комплексное и системное применение инновационных методов и технических средств обучения позволяет во многом оптимизировать и интенсифицировать процесс языковой подготовки студентов магистратуры;

- осуществление системного мониторинга и обратной связи (feedback) происходит между преподавателем и студентом, преподавателем и работодателем, работодателем и студентом;

- предлагаемый механизм взаимодействия и непосредственно учебный on-line курс по дисциплине ИЯ «EdConForLang» представляется возможным экстраполировать в другие регионы Сибири,

Дальнего Востока, а более масштабно - в страны СНГ;

- главным препятствием во взаимодействии «вуз - работодатель» является отсутствие методологической базы по управлению результатами обучения, взаимоувязанными в рамках компетентностно-го подхода и в контексте инновационных междисциплинарных проектов.

Работа выполнена при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина (№ 170001293).

Литература

1. Лычковская Л.Е. Использование технологии MOODLE при разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Английский язык» / Л.Е. Лычковская, Е.Р. Менгардт // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Томск, 2016. - С. 312-313.

2. Олейников Б.В. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования / Б.В. Олейников, С.А. Подлесный // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 4. - C. 88-91.

3. Costello, Eamon Opening up to open source: looking at how Moodle was adopted in higher education. - 2003. -No. 28 (3). - P. 187-200.

4. Gavin W. Porter Free choice of learning management systems: Do student habits override inherent system quality? // Interactive Tech and Smart Ed. - 2013. - No 10 (2). - P. 84-94.

5. Инглекс. Онлайн-школа английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://englex.ru/educati-onal-platforms, свободный (дата обращения: 29.08.2017).

6. The Open University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.open.edu/openlearn/languages, свободный (дата обращения: 29.08.2017).

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ/Астрель, 2008. - 670 с.

8. Проценко Е.А. Современные инфокоммуникаци-онные технологии в преподавании английского языка / Е.А. Проценко, М.А. Живокина, Н.С. Киргинцева // Вестник Воронеж. института МВД России. - 2013. - № 2. -С. 225-234.

9. Воног В.В. Использование LMS MOODLE при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования / В. В. Воног, О.А. Прохорова // Вестник Кем. гос. ун-та. - 2015. - Т. 3, № 2(62). - C. 27-30.

Лычковская Людмила Евгеньевна

Доцент каф. ИЯ ТУСУРа Тел.: +7-913-827-90-06 Эл. почта: lef2001@yandex.ru

Покровская Елена Михайловна

Зав. каф. ИЯ ТУСУРа, канд. фил. наук, доцент

Тел.: +7-903-952-79-47

Эл. почта: pemod@yandex.ru

Смирнова Олеся Анатольевна

Ст. преподаватель каф. ИЯ ТУСУРа

Тел.: +7-913-800-60-76

Эл. почта: smirnova_alisee@mail.ru

Lychkovskaya L.E., Pokrovskaya E.M., Smirnova O.A. Activation model of the «University - Employer interaction» in the field of master's students' foreign language proficiency

The research work is dedicated to the problem of gaining useful learning benefits from providing the «University - Employer» interaction system in the field of foreign language training. What is important in this respect is to have a clear idea of what skills students will need to carry out the tasks set by the Master's degree programs.

The article presents some ideas for computer-based language learning activities, namely, using on-line training courses for master's students. The attention is drawn to the importance of the methodological issues which relate both to the Internet and language teaching. It is vital to be sure that E-learning, a popular educational trend nowadays, could provide ways of following the trends of global information and communication space, checking tightly specified competences which the students are asked to demonstrate in practice. In fact, such approach presents the practical value of the project.

The article gives valuable information about the existing online platforms both in Russia and abroad. Their advantages and disadvantages are specially noted. The data are given about the advantageous use of modern training on-line platform Moodle that challenges the students to trace their own progress and create the training independently. By way of conclusion the authors offer the list of chief functions and characteristics of the «University - Employer» dyad and the training course structure revealing different methods providing interrelated formation and development of almost all the components of communication.

Keywords: E-Learning, Master's Students' Training Course, «University - Employer» interaction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.