Научная статья на тему 'Создание многоуровневой банковской системы в России'

Создание многоуровневой банковской системы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1152
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / СИСТЕМА SWIFT / СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ / MULTI-LEVEL BANKING SYSTEM / BANKING SECTOR / SWIFT SYSTEM / SECURITY STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Марина Евгеньевна, Васильев Сергей Александрович, Ухова Анна Алексеевна

В статье рассмотрены тенденции развития банковской системы РФ, в частности переход на многоуровневую банковскую систему. Авторами предпринята попытка проанализировать возможные изменения в структуре банковского сектора, а также детализировать деятельность регулятора по этому направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A MULTI-LEVEL BANKING SYSTEM IN RUSSIA

In this article the authors examine trends in the development of banking systems, switching to a multi-level banking system in particular. Authors attempt to analyze possible changes in the structure of banking sector and make a detalization in regulator's actions.

Текст научной работы на тему «Создание многоуровневой банковской системы в России»

Лебедева М.Е., Васильев С.А., Ухова А А. СОЗДАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития банковской системы РФ, в частности переход на многоуровневую банковскую систему. Авторами предпринята попытка проанализировать возможные изменения в структуре банковского сектора, а также детализировать деятельность регулятора по этому направлению.

Ключевые слова. Многоуровневая банковская система, банковский сектор, система SWIFT, стандарты безопасности.

Lebedeva М.Е., Vasiliev S A., Ukhova АА. CREATING A MULTI-LEVEL BANKING SYSTEM IN RUSSIA

Abstract. In this article the authors examine trends in the development of banking systems, switching to a multi-level banking system in particular. Authors attempt to analyze possible changes in the structure of banking sector and make a detalization in regulator's actions.

Keywords. Multi-level banking system, banking sector, SWIFT system, security standards.

Банковские системы во всем мире переживают сложный период трансформации и, вероятнее всего, возвращения к предыдущей модели развития банковского сектора, с его ростом и возрастающей рентабельностью, не будет, по нашему мнению, в ближайшие 3-5 лет. Однако банковские услуги продолжают быть востребованными, роль банковского сектора в финансовой стабильности государства велика, а потому в период нестабильной экономической ситуации поддержание банковского сектора является одной из ключевых задач государства.

На протяжении нескольких лет Банк России проводил активную политику по оздоровлению банковского сектора. По оценке главы ЦБ, в деле оздоровления банковской системы России регулятором пройдено уже «больше половины пути», но, тем не менее, продолжающийся спад экономики и ухудшение активов банков не позволяют закончить процесс оздоровления банковской системы в ближайшее время. Опираясь на данное высказывание, можно предположить, что период оздоровления банковской системы будет продолжаться еще несколько лет.

Политика Центрального Банка по санации банковской системы изначально носила долгосрочный характер. Ее целью являлось обеспечение прозрачности банковского сектора, повышения его управляемости и обеспечение роста его рентабельности. Отзыв банковских лицензий стал одним из важ-

ГРНТИ 06.73.55

О Лебедева М.Е., Васильев С.А., Ухова A.A., 2017

Марина Евгеньевна Лебедева - доктор экономических наук, заведующая кафедрой банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий Между народно го банковского института (г. Санкт-Петербург). Сергей Александрович Васильев - доктор экономических наук, профессор, советник ректора Между народно го банковского института (г. Санкт-Петербург).

Анна Алексеевна Ухова - аспирант кафедры банков и финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Лебедева М.Е.): 191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 60 (Russia, St. Petersburg, Nevsky av., 60). Тел.: 8 (812) 494-05-12.

нейших направлений политики последних лет. Регулятор стремится, по его заявлениям, к оздоровлению банковской системы, к улучшению эффективности ее деятельности и, в конечном итоге, к снижению цен на банковские услуги.

Для достижения этой цели в течение 10 лет, в период с 2007 по 2017 гг., ЦБ отозвал лицензии более чем у 450 коммерческих банков, тем самым сократив общее число организаций в банковском секторе более чем на 25% (рис. 1). В 2016 году ЦБ отозвал лицензии у 93 банков. Крупнейшими страховыми случаями (см. табл. 1) стали отзыв лицензии у Интеркоммерцбанка (объем выплат 64,3 млрд руб.) и Внешпромбанка (45 млрд руб.). В 2017 году уже отозвано 14 лицензий (по состоянию на 20.03.17 г.).

Рис. 1. Количество банков, лишенных лицензии (по данным ЦБ РФ)

Таблица 1

Крупнейшие страховые выплаты вкладчикам [8]

Коммерческий банк Размер выплат, млрд руб. Количество вкладчиков, чел.

Интеркоммерц 64,3 91 400

Внешпромбанк 45 67 000

Российский кредит 40,7 71 500

Транспортный 37,6 59 300

Мастер-банк 31,2 144 500

Инвестбанк 30,6 90 000

Западный 21,95 51 000

Русстройбанк 21,6 37 200

Пушкино 20 61 000

М банк 19,1 31 700

Председатель ЦБ отметила, что Банк России продолжит ужесточать контроль для оздоровления банков и укрепления доверия населения к банкам. Эксперты предрекают еще несколько лет санации банковского сектора, с итоговым сокращением числа коммерческих банков приблизительно на 10%. Сегодня большинство коммерческих банков являются участниками программы Агентства страхования вкладов (АСВ). Деятельность АСВ постоянно совершенствуется, страховые выплаты организованы и регламентированы, однако процесс ликвидации коммерческого банка занимает несколько лет (рис. 2). Это зачастую не решает, а «консервирует» проблемы. Агентство страхования вкладов не в состоянии покрывать расходы за счет собственных средств (обязательных отчислений от банков-участников) (рис. 3), это вынуждает Центральный Банк оказывать ему финансовую поддержку.

За последние четыре года объем ответственности по наступившим страховым случаям исчисляется сотнями миллиардов рублей. Так в 2016 году этот показатель превысил полтриллиона рублей, при этом в этой сумме не учитываются дополнительные расходы, связанные с ликвидацией кредитной организации (назначение временной администрации, например).

Сокращение числа коммерческих банков наблюдается практически во всех регионах России. Из таблицы 2 видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны,

и очень незначительно число региональных банков, находящихся за Уралом. Обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади федеральных округов азиатской части страны, которое, к тому же, существенно снизилось за анализируемый период.

80 го

а 60 | 50

о 40

| 30 | 20 10 0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

год

Рис. 2. Длительность ликвидационных процедур, мес. [8]

600

500

400

1 300 3

с

1 200 100 о

Рис. 3. Объем ответственности по наступившим за год страховым случаям, млрд руб. [8]

Таблица 2

Количество действующих коммерческих банков в разрезе федеральных округов [7]

Количество действующих банков 01.08 01.09 01.10 01.11 01.12 01.13 01.14 01.15 01.16 01.17

Центральный 632 621 598 585 572 564 547 504 434 358

Северо-Западный 81 79 75 71 69 70 70 64 60 49

Южный 118 115 113 47 45 46 46 43 37 38

Северо-Кавказский - - - 57 56 50 43 28 22 17

Приволжский 134 131 125 118 111 106 102 92 85 77

Уральский 63 58 54 51 45 44 42 35 32 29

Сибирский 68 68 62 56 54 53 51 44 41 37

Дальневосточный 40 36 31 27 26 23 22 22 17 18

Крымский - - - - - - - 2 5 -

Всего в РФ 1136 1108 1058 1012 978 956 923 834 733 623

Очевидно, что для оздоровления ситуации в банковском секторе одной только его санации недостаточно. Напротив, столь длительный процесс санации породил сопутствующие ей изменения в структуре банковского рынка, связанные с недоверием населения к банковскому сектору и возникши-

534.5

16,4 59 15.2 21.6 14,1

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

под

ми, вследствие массового отзыва банковских лицензий, паническими настроениями. Мероприятия по санации банковского сектора привели к концентрации активов в крупнейших банках, реструктуризации и сокращению филиальных сетей коммерческих банков, а также поставили под угрозу малые региональные банки. Таким образом, очевидны трансформационные сдвиги в структуре банковской системы, которые могут привести к ее деформации.

К 2018 году Банк России планирует провести разделение банков на системообразующие, универсальные и малые. Разделение банков направлено на диверсификацию надзорных требований и требований по капиталу. Предполагается, что подобное нововведение позволит снизить трудозатратность банковского регулирования и упростить процедуру выдачи лицензий. Идея с разделением банков не нова, ранее подобные инициативы уже обсуждались, однако отзыв банковских лицензий, спровоцировавший отток депозитов, как из малых, так и крупных банков, придал особую актуальность этому вопросу.

Так, согласно инициативе регулятора, малые банки должны обладать капиталом от 300 млн руб. до 1 млрд руб. и функционировать по форме «упрощенного регулирования». Такие банки будут работать по базовой лицензии, что уменьшит перечень банковских операций, но позволит отказаться от соблюдения Базельских требований. Банки с базовой лицензией смогут кредитовать крупные компании при соблюдении отдельного, более строгого норматива концентрации на одного заемщика или группу связанных лиц. Основной ориентир для малых банков - это малый и средний бизнес. Зачастую централизованный андеррайтинг крупных банков лишает возможности кредитоспособных предпринимателей получить кредит. В малых банках, как правило, проводится индивидуальная работа, позволяющая отделить добросовестных клиентов от недобросовестных. Банками с базовой лицензией в перспективе могут стать микрокредитные организации. Кроме того, малые банки могут стать потенциально привлекательными для инвестиций в банковский сектор.

По идее регулятора, банки с капиталом 1-3 млрд руб. смогут работать с универсальной лицензией. Банки с универсальной лицензией смогут проводить все операции, но к ним будут применены все регулятивные требования Банка России. В целом для банков с капиталом от 1 до 3 млрд руб. ничего не изменится, они также смогут работать с иностранными банками и использовать весь ряд банковских инструментов, а потому стимула у универсальных банков становиться системообразующими, по нашему мнению, не будет.

Из 623 кредитных организаций в России 575 - коммерческие банки. Исходя из данных по размеру уставного капитала кредитных организаций (таблицы 3 и 4), можно сделать выводы о соотношении количества банков с капиталом выше 1 млрд рублей с количеством всех банков. Только 336 банков имеют уставный капитал, который соответствует требованиям ЦБ. 137 банков имеют уставный капитал «в досягаемой близости» к предъявляемому регулятором требованию. Это, соответственно, составляет 53,9% и 22,0% от общего числа банков. Не соответствуют установленному критерию 150 банков, их уставный капитал недостаточен, эти банки находятся в зоне риска. Многие из них окажутся обладателями базовых лицензий. Возможно, кто-то перейдет в статус микрокредитной организации. В целом, число банков с базовой лицензией прогнозируется меньшим, ведь процесс оздоровления банковской системы по-прежнему является одним из главных направлений политики ЦБ.

Инициатива ЦБ о переходе на трехуровневую банковскую систему может быть связана с заявлением SWIFT о скором переходе на новые стандарты безопасности. В связи с участившимися хакер-скими атаками на банки, международной системой SWIFT были разработаны новые требования к участникам системы. Так, 1 апреля опубликованы 27 пунктов контроля, из которых 16 являются обязательными и 11 рекомендованными. В соответствии с этим, до конца 2017 года банки должны будут провести самооценку на соответствие новым стандартам. По результатам имплементации первой редакции новых стандартов можно говорить о том, что переход на новые требования будет сопряжен с организационными трудностями, а для некоторых категорий банков и с материальными.

Для банков переход на новую систему стандартов безопасности SWIFT будет означать перенастройку IT-систем, т.к. новые обязательные требования ориентированы на обеспечение безопасности конечного узла на уровне операционной системы и программного обеспечения, а также на усовершенствование методов обнаружения и предотвращения вирусных атак. При этом несвоевременный переход банков может угрожать остановкой работы в системе SWIFT. Заметим, что новые стандарты системы SWIFT частично «пересекаются» с действующими стандартами безопасности

международных платежных систем (Visa, MasterCard и др.), поэтому для банков-принципалов международных систем риски, связанные с переходом на новые требования, существенно меньше, нежели риски для банков, которые имеют ассоциированное членство в международных платежных системах.

Требования SWIFT банки-ассоциаты примут к исполнению практически «с нуля», а потому небольшие региональные банки с высокой долей вероятности будут испытывать технические и организационные трудности. Система SWIFT также сможет запрашивать подтверждение на соответствие стандартам через внешний независимый аудит, а в случае выявления несоответствий - сообщать регулятору. Не исключен ввод штрафов за нарушения, по аналогии со штрафами международных платежных систем. Ежемесячные высокие штрафы за несоответствие стандартам являются мотивом к приведению работы в соответствие требованиям.

Таблица 3

Действующие кредитные организации по величине зарегистрированного уставного капитала [7]

Уставный капитал, руб. Количество Доля, %

От 10 млрд и выше 33 6,3

От 1 до 10 млрд 136 21,8

От 500 млн до 1 млрд 77 12,4

От 300 млн до 500 млн 90 14,4

Менее 300 млн 287 45,1

Всего в РФ 623 100,0

Таблица 4

Изменение количества кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в динамике с 2008 по 2017 год [7]

Капитал, руб. 01.08 01.09 01.10 01.11 01.12 01.13 01.12 01.15 01.16 01.17

Более 10 млрд - - 21 22 22 23 25 27 29 33

1-10 млрд - - 128 133 143 154 161 163 153 136

500 млн - 1 млрд - - 109 103 114 123 116 111 97 77

300-500 млн 302 339 350 98 101 95 116 118 104 90

150-300 млн 248 254 252 250 263 276 251 212 171 137

60-150 млн 207 194 204 222 199 168 143 112 88 57

30-60 млн 161 140 117 98 62 46 36 30 28 26

10-30 млн 120 99 71 46 41 41 45 38 38 37

3-10 млн 61 51 38 23 18 15 15 13 12 10

До 3 млн 37 31 26 17 15 15 15 10 13 10

Всего 1136 1108 1058 1012 978 956 923 834 733 623

Несмотря на отсутствие официальной статистки о количестве прямых и ассоциированных участников международных платежных систем, можно предположить, что прямое членство в международных платежных системах имеет около 80-100 банков, примерно 450 - банки-ассоциаты, т.е. число банков с риском санации существенное. В рамках перехода к новой многоуровневой системе, ЦБ ужесточит не только банковский надзор, но и ответственность банковских сотрудников, уличенных в участии в незаконных финансовых операциях. Сегодня подобная практика применяется только относительно топ-менеджеров, которые могут быть лишены права на работу в кредитных организациях, а также не исключается применение к ним мер уголовной ответственности. Заметим, что описанная выше концепция на данный момент лишь прорабатывается регулятором.

Участники рынка высказались о ряде своих опасений, например, относительно того, что борьба регулятора за деловую репутацию банковских сотрудников, может позволить организаторам преступных схем уходить от ответственности, в то время как пострадают рядовые сотрудники - простые исполнители, которые не имели достаточно информации, чтобы оценить незаконность происходящего. В то же время, ЦБ и правоохранительным органам, в случае умышленного нарушения сотрудником банка закона, будет сложно доказать, что рядовой сотрудник сознательно участвовал в мошенниче-

ских схемах. По информации Банка России, с 2006 года к административной ответственности за доведение кредитной организации до банкротства были привлечены руководители 69 банков, а уголовное наказание понесли 57 банкиров из 55 кредитных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие эксперты ожидают значительного сокращения количества действующих банков, что, собственно, подтверждает действующая политика регулятора. В России присутствует дефицит качественных банковских услуг в регионах, на сегодня этот дисбаланс не меняется, проблема функционирования региональных банков актуальна.

Несмотря на то, что четкий алгоритм действий по переходу к новым принципам организации банковского сектора пока не выработан ни в надзорном блоке, ни в механизмах диверсификации банковской системы, очевидно, что банковский сектор ждут значительные изменения, как структурные, так и функциональные. Трехуровневая банковская система упростит регулирование банковского сектора. В зоне риска окажутся малые банки, но в масштабах всей банковской системы эти банки не являются системообразующими и существенно на состояние банковской системы не повлияют.

Однако, по нашему мнению, уход из банковского сектора малых банков косвенно трансформирует структуру реального сектора и затруднит развитие малого и среднего бизнеса в регионах. Малые банки обречены на консолидацию или уход с рынка. В то же время, системообразующие и универсальные банки практически не претерпят изменений, поэтому говорить об эффективности диверсификации банков пока рано. Очевидно, что регулятор задает тренд консолидации банковского сектора, готовя его к существенным переменам. Полагаем, что эти перемены могут быть связаны с притоком иностранного капитала в банковский сектор страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Халшоеа М.Х., Пономарева С.А. Оценка институциональной достаточности капитала банков в мире и в России // Финансы и кредит. 2015. № 46. С. 2-9.

2. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Диверсификация деятельности коммерческого банка как фактор обеспечения устойчивости // Финансы и кредит. 2017. № 4 (724).

3. Воронин А.Б. Совершенствование системы расчетов в платежной системе Банка России // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. № 1.

4. Навой А.В. Интеграция России в систему глобального движения капитала в условиях обострения геополитических рисков: в поисках новой национальной парадигмы // Банковское дело. 2017. № 2. С. 32-44.

5. Лебедева М.Е., Гладкова С. Б. Актуальные проблемы коммерческих банков при выполнении функций ПОД/ФТ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2. С. 41-45.

6. Пурескина Я.В. Новеллы проектируемого законодательства о банкротстве // Банковское дело. 2016. № 12. С. 17-21.

7. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ra/statistics/ print.aspx?file=bank_system/4-2-la_16.htm&pid=pdko_sub&sid=dpbvf (дата обращения 30.05.2017).

8. Официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asv.org.ra (дата обращения 30.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.